Богородская резьба по дереву: фото, история, предания о древнем промысле
Содержание:
- Олег Пьянков — богородская резьба в современных реалиях
- “РОЖДЕНИЕ” ИГРУШКИ
- Роспись богородской игрушки
- История промысла
- Черты игрушки
- Исторические факты
- Матрешка
- Русская народная игрушка: картинки из жизни или каргопольские живые фигурки
- ФАБРИКА ДЕРЕВЯННЫХ ИГРУШЕК
- История возникновения
- Великолепная матрешка: русская народная игрушка непонятного происхождения
- Изучаем историю богородской резьбы по дереву с фото
- Рассмотрим основные виды изделий в технике: популярные мотивы
- Богородская игрушка: история
Олег Пьянков — богородская резьба в современных реалиях
Всем привет! На связи Дмитрий Дереворез. Расскажу сегодня об Олеге Пьянкове, мастере из Курска. Чем зацепил меня этот парень? В нем чувствуется огромный потенциал и перспективы. А еще надежда на то, что народный промысел – богородская резьба, не умрет, а будет расти и развиваться.
Олег Пьянков только в прошлом году окончил Богородский художественно-промышленный техникум, он самый молодой из всех, о ком шла речь на страницах этого блога. Недавно ему исполнилось 25, но он не уступает опытным мастерам. Посмотрите на скульптуры птиц: сова и ворон вот-вот расправят крылья и улетят. Какая реалистичная описка (мелкая проработка деталей режущим инструментом), шикарная форма и оригинальная отделка! Такое не купишь ни в одном магазине.
Деревянные часы со слонами «Мать и дитя». Кажется, что они вырезаны не из дерева, а из камня или кости. Собака – такса, несущаяся со скоростью гепарда, даже ветер в ушах свистит. Все четыре лапы в воздухе. В таком же динамичном прыжке лев-царь зверей бросается за жертвой. Множество скульптур и композиций на темы русских сказок. Лоси под деревом, каждый листик которого висит на тонюсенькой пружинке и трепещет на ветру, как листва осины. И медведи, медведи, медведи. Очень добрые и позитивные.
Для девушек Олег Пьянков вырезает деревянные серьги, колечки, заколки и гребни. В старину у всех были длинные косы. Гребни служили не только для украшения. Ими красавицы на ночь расчесывали волосы, избавляясь от негативной энергии, накопленной за день. Часто мужья помогали женам в этом процессе. Это был магический ритуал, способствующий их физической и духовной близости. Резной деревянный гребень обладает хорошей энергетикой и целительной силой.
А это, с мышами, думается мне дипломка….
Самое главное, что вовремя уяснил молодой резчик – жить и работать по старинке нельзя, одного мастерства мало. Время ставит новые задачи
Важно не только сделать красивую вещь, которая бы радовала людей. Надо ее продать, только тогда труд резчика имеет смысл
Чтобы было не только удовольствие от работы, но и моральное, и материальное удовлетворение. Искусство должно продвигаться, развивать вкус и причастность людей к своим корням. Иначе будет, как у писателя, который складывает свои шедевры в стол…
Вот, что думает сам мастер:
— Жизнь как река — она изменчива и нам надо меняться вместе с ней. Надо быть дерзким и ставить высокую планку во всем, чтобы чего-то добиться. Так я в учебе всегда стремился выполнять задачи намного труднее, чем нам ставили мастера и это подстегивает и дает новые силы. И всегда развиваться!
Олег Пьянков дает много мастер-классов в интернете. Вместе с единомышленниками организовал платные курсы богородской резьбы. А что еще делать, чтобы поднять этот промысел на былые высоты, возродить к жизни? Богородский ХПТ с этой задачей справляется, к сожалению, уже совсем не так, как 20 лет назад.
Чиновникам и на государственном, и на местном уровне наплевать, что загибается целая отрасль, которая могла бы приносить огромную прибыль. Вспомните иностранцев, без памяти сметающих с прилавков матрешки – сувениры. А то, что делает Олег и такие же ребята — настоящий Hand made, который сейчас в тренде, и за который люди, отличающие настоящее искусство от ширпотреба, готовы платить живые деньги.
За такими мастерами, как Олег Пьянков – наше будущее. Возрождение наших промыслов. Возрождение страны. И обретение надежды. Есть, кому перехватить эстафетную палочку, когда старые кони сойдут с дистанции…
“РОЖДЕНИЕ” ИГРУШКИ
Перед тем как попасть на прилавок магазина, игрушка проходит долгий путь. Начинается он с хорошо просушенного бревна липы, дерева мягкого, податливого в обработке. Изделия бывают токарной и ручной обработки. С первой все проще — детали будущих игрушек вытачивают на станке, сборщики их соединяют, а живописцы делают роспись, если необходимо, и покрывают лаком. А вот ручная работа гораздо сложней. Резчики обрабатывают липовые “чураки” самостоятельно. Пусть дерево мягкое, но большинство мастеров на фабрике — женщины. Заготовку изделия сначала вырубают топором или выпиливают ножовкой по шаблону. Потом начинается обработка инструментами — стамесками и богородскими ножами с очень острыми лезвиями. Так что порезы для мастеров — дело привычное: заклеят пластырем ранку — и снова за работу. Надо норму вырабатывать, в месяц каждый резчик должен сдать 120 — 130 изделий.
Платят нам мало, — пожаловалась мне резчица Тамара, пожилая женщина, проработавшая на фабрике 42 года. — Если скульптура в готовом виде стоит около тысячи, то мастер получает из них рублей сто. А в день таких изделий много не сделаешь, от силы одно — два, хотя все от опыта зависит. От резчика изделия попадают на сборку, роспись или сразу на склад. В цехах я видела множество заготовок, будущих “медведей”, “зайцев”, “барышень” и “собачек”. Но получить представление о знаменитой богородской игрушке смогла только в музее фабрики.
Роспись богородской игрушки
(Цветные (росписные) богородские игрушки)
После заготовки всех элементов игрушки, она собиралась и отправлялась на роспись. Если композиция представляла собой не единую конструкцию, а была собрано из множества фигур либо щеп, крепили элементы между собой при помощи клея ПВА и деревянных штапиков.
Чаще всего встречались богородские игрушки, которые не были окрашены вовсе. Они позволяли детям развивать фантазию. Если же игрушки расписывались, краски мастерами брались яркие, насыщенные и очень сочные. В игрушках прослеживались элементы хохломской и городецкой росписи, но при этом они были лишены характерных для данных техник мелких деталей, так как игрушки были рассчитаны на детей.
История промысла
Изготовлением богородской игрушки начали заниматься в XV – XVI веках, в одноименном селе близ Сергиева Посада, Московской области.
Окончательно, как промысел, изготовление богородских игрушек сформировалось в конце XVIII – начале XIX века, когда весь процесс изготовления игрушек был передан мастерам из села Богородское. Их они разрабатывали, определяясь с тематикой, изготавливали основы и при необходимости расписывали.
Вначале XX века в этом же селе организовали артель, в которой готовили мастеров резки игрушек, передавая им накопленные знания, техники и умения. Из-за войны и экономических неурядиц, артель временно закрывалась, и после с новой силой заработала уже в советское время.
Богородские деревянные игрушки активно экспортировали в страны Европы. Вначале тематики были представлены бытом простого народа, позже, после окончания Второй мировой войны, мастера ушли в сказочную тематику. В более поздние годы на появление сюжетов для изготовления игрушек, влияние оказывали события, происходящие в стране, например, отправка человека в космос, популяризация спорта и т.д.
Богородские деревянные игрушки бывают двух видов: скульптурная и подвижная.
Фигурки скульптурного плана отличались отсутствием четко выраженных черт. В них дети, ввиду развития собственной фантазии, могли видеть мишку, лису и прочих животных.
Также вырезались богородскими мастерами игрушки с движущимися конструкциями. Фигурки крепились мастерами на плашки, которые двигались относительно друг друга.
Также внутрь их отправлялись пружины с кнопками, а еще одна часть игрушек представляла собой фигурки, закрепленные на плашке с противовесом на нитях.
Сюжетом для изготовления игрушек выбирались эпизоды из обычной жизни, нередко освещались ремесла и профессии того времени.
Например, сапожник изображался в момент изготовления сапог, пряха сидела с веретеном за прялкой, лесорубы рубили дрова, гусары восседали на конях, барышни изображались с цветками в руке.
В более поздних сюжетах появлялись медведи в сопровождении космических спутников, пылесосы, футболисты и т.д.
Черты игрушки
Движущиеся игрушки, народный быт, жизнь жителей леса — основные особенности богородского промысла. Мастера богородского дела — это сказочники, которые живут в вымышленном мире. Для того чтобы создавать шедевры, нужно обладать богатой фантазией и воображением, наблюдательностью и заинтересованностью в любом деле. Очень часто мастерами становились люди, выросшие на домашних сказках.
Древняя традиция русских мастеров гласит, что успех зависит от фантазии. «Маховая» резьба — это изделия без эскизов, трафаретов, без которых сейчас не обходится любой мастер.
Характерная черта — древесина. Материалом для таких художественных изделий выступают осина, ольха и липа. Эти 3 дерева с древней Руси считают мягкими и податливыми. Например, липа не оставляет зазубрин. Некоторые шутят, что работа с ней «идет как по маслу».
Прочтите это: Резьба по дереву птицы: фото интересных идей для творчества
Вся работа напоминает сказку. Не зря символом богородского промысла, гербом выступает гроза леса — медведь. Известная работа, встречающаяся в детских мультфильмах и сказках, «Кузнецы» совмещает в себе все особенности богородской резьбы. По историческим данным, этому изделию более 300 лет.
Исторические факты
В старинном селе Богородское недалеко от г. Сергиев Посад разместилось знаменитое село, где основным промыслом является производство деревянных скульптур и игрушек. Откуда мастера черпают вдохновение? Наверное, на них действует холм, на котором и расположилось село, возможно, берег реки Куньи. Крепостные Троице-Сергиева монастыря стали первооткрывателями этого искусства. Они заложили основы художественного промысла обработки дерева. Именно с тех времен село стало центром народного творчества.
Сам же город Сергиев Посад считался историческим центром игрушечного дела в России. Недаром его называют и в наши времена «столицей игрушечного царства». Такой промысел являлся крестьянским производством. Когда наступал перерыв в работе, то начинали создавать изделия. Можно сказать, что такая работа приобрела сезонный характер — с осени до ранней весны.
Известное произведение рук мастеров богородской резьбы «Пастушок» появилось именно в то время. Не менее важными стали другие представители классики — львы, львята, собаки и щенята.
Прочтите это: Резьба по книгам своими руками для начинающих: шедевр для книголюбов
По историческим сведениям, народный быт был основой всех произведений. Достаточно вспомнить игрушки «Рубка капусты», «Пряха», «Сеятель», «Дровосеки» и т.д. Некоторые работы представлены на фото.
Матрешка
Во всем мире известна и любима русская матрешка. Родиной матрешки считается город Сергиев Посад, где впервые была изготовлена деревянная барыня, из которой при раскрытии появлялись подобные женские фигурки разного размера. Изобретение русской матрешки датируется сравнительно недавно — конец XIX века. В этот период знаменитый токарь В.П. Звездочкин, который занимался изготовлением деревянных игрушек, по просьбе художника С.В. Малютина изготовил из дерева болванку, в которую вложил такие же раскрывающиеся заготовки, но различные по размеру.
Сюжетом для росписи самой первой игрушки стали повседневные дела русских красавиц. Матрешка состояла из 8 деревянных кукол. Позже число кукол варьировалось и доходило даже до 48 деревянных барынь. Матрешки производили в артели С.И. Мамонтова в Сергиевом Посаде. Русская матрешка выставлялась на выставках в Париже
Эта удивительная игрушка привлекала внимание иностранцев, которые стали делать заказы русским умельцам
Русская матрешка
В основном были распространены матрешки, которые состояли из 3, 8 и 12 кукол. Чем больше было кукол, тем ценнее становилась матрешка. Основным сюжетом матрешек был быт. Чаще всего изображали домашние занятия барынь. Девиц изображали в традиционных нарядах и обязательно в платке. Девицы держали в руках серпы для жатвы, кувшины с молоком, корзины ягод. Позднее на матрешках стали изображать и другие сюжеты, например, персонажей сказок и басен, героев рассказов известных писателей.
Однажды пытались изменить форму матрешек, например, возникали конусообразные куклы, которые вставлялись одна в другую. Но подобная форма не была популярна среди народа, поэтому мастера вернулись к прежней.
Матрешки различались и по росписи. В настоящее время выделяют следующие виды росписи:
- Загорские (яркие, насыщенные цвета и множество мелких, четко прорисованных элементов);
- Мериновские (крупные цветы);
- Семеновские (строгая симметричная роспись);
- Полховские (изображение цветов шиповника);
- Вятские (барышня-северянка).
Для изготовления матрешки применяют липу, которую после окрашивания покрывают прозрачным лаком на масляной основе. Сперва мастер вытачивает самую маленькую цельную фигурку. Затем делает нижнюю часть следующей фигурки. После обработки этот элемент хорошо высушивает, и только затем проводит подгонку верхней части фигурки. По этой схеме заготавливаются все составные части матрешки. Высушенные детали в обязательном порядке обрабатывают крахмальным клеем, который служит основой для росписи. После того, как изделие высохнет, приступают к росписи матрешек.
Матрешка
Сначала мастер рисует лицо. Голову матрешки изображают прикрытой платком, расписывают который в традиционных русских орнаментах. Из одежды чаще всего изображается сарафан, иногда его дополняет передник. Украшается фигурка цветочными орнаментами. После высыхания краски наносится финишный слой, который защищает матрешку от воздействия влаги и сколов.
Русская народная игрушка: картинки из жизни или каргопольские живые фигурки
Посреди дремучих лесов неподалеку от Архангельска, раскинулся небольшой город Каргополь, славящийся еще одним видом русской народной игрушки, которая получила свое название, опять же, по названию места своего зарождения. Однако прежде, чем дело дошло до забавных фигурок, изображающих людей и животных, а порой, и целые сюжеты, тут проживали искусные гончары, занимающиеся изготовлением посуды. Горшки и тарелки из Каргополя расходились на ура во многих русских городах, не исключая и Москву.
У фигурок из лесного, ягодного края есть некоторая суровость образа, что и является их отличительной чертой. Все игрушки раскрашиваются исключительно натуральными красителями, к примеру, сажей, разными видами глины, а также иными минералами. Потому цвета их обычно коричневые, бежевые, зеленовато-бурые, черные и так далее. Однако современные мастера добавляют еще салатовые, синие и желтые тона, что делает фигурки еще более оригинальными и живыми.
ФАБРИКА ДЕРЕВЯННЫХ ИГРУШЕК
В начале прошлого столетия в селе Богородское появилось первое производство — кустарно-игрушечная артель Андрея Чушкина. Позже артель получила название “Богородский резчик”. В советское время промысел процветал, в артели, ставшей в 1960 году фабрикой художественной резьбы, работали 300 человек, были крупные государственные и зарубежные заказы. Сейчас ситуация изменилась. Пройдя по фабричным цехам, я поразилась — в каждом из них работало не более пяти мастеров, а большинство помещений попросту пустовало.
По словам начальника отдела продаж Андрея Лунева, в последнее десятилетие штат сотрудников фабрики уменьшился ровно вполовину. И заказов стало гораздо меньше, в основном — выставки и столичные вернисажи. Да еще столичные конкуренты-кустари замучили. “Режут грубую подделку и толкают ее перекупщикам за копейки. Естественно, что она будет стоить дешевле, чем наши работы. Вот люди и покупают, по незнанию”. Андрей показал фабричный и кустарный варианты игрушки “Кузнецы”. Разницу видно сразу. В игрушке, сделанной руками богородских резчиков, соблюдены пропорции, вырезаны мельчайшие детали фигурок мужика и медведя. А подделка больше похожа на неуклюжую работу школьника младших классов.
В последнее время не хотят люди идти работать на фабрику. Зарплата — более чем скромная. Некоторые “мастера-эксклюзивщики” работают на дому, выполняя сложные, оригинальные заказы фабрики, и получают процент от их стоимости. Рядовой резчик на потоке получает на фабрике не больше полутора тысяч рублей, живописцы — около тысячи. Резчики в творческих мастерских “богаче”, оклад дотягивает до 2500, да и работа у них интереснее. Раз в месяц они должны представить на художественный совет фабрики две игрушки для выпуска на потоке, плюс — эксклюзивные заказы. В этом случае можно заработать еще и проценты с каждого. Остальные сотрудники не видели ни премий, ни “13-й зарплаты” с начала 90-х. Коллектив заметно “постарел”, молодые, окончив местное художественнопромышленное училище, либо уезжают на заработки в Сергиев Посад, либо занимаются резьбой на дому, а свои изделия сдают перекупщикам.
История возникновения
В конце XVI столетия село Богородское стало принадлежать Троице-Сергиеву монастырю, крестьяне села с того времени были монастырскими крепостными. И их заслуга в том, что появилось такое ремесло: в те времени и была заложена богородская резьба по дереву.
Потому называть богородскую игрушку только крестьянским ремеслом, примитивным и сравнявшимся со многими другими, будет неправильно. Даже царские дети играли с такими поделками.
Сергиев Посад считали столицей русской игрушки, в целом же промысел был развит во многих окрестных селах. Но наиболее заметным стало село Богородское, и его название увековечило самобытное ремесло. Кто был первым резчиком, доподлинно неизвестно.
По одним данным это был сам Сергий Радонежский, по другим – обычный житель Сергиева Посада, продавший куклу из липового чурака купцу, что торговал у Лавры. Есть мнение, что куклы начала делать женщина, жительница села Богородское, и вырезала игрушки она исключительно ради потехи для собственных детей.
Так или иначе, игрушки попадали к купцам, а оттуда – на продажу, где их и примечал народ. В середине XIX столетия промысел из города весь переместился в село.
Но на конечный продукт работала вся семья: старшие сыновья готовили сам материал, младшие занимались ошкуриванием фигурок, делали несложные манипуляции. Работали умельцы сидя, располагая на коленях заготовку. Существовала и семейная специализация: более чем 1-2 видами игрушки семья не занималась. Существовали мастера «фигуристы» (вырезали из дерева человечков), «зверисты» и «птичники».
В начале прошлого столетия художественное направление переживало тяжкие времена. Если кратко, дешевизна импортных товаров машинного производства вытеснила с рынка ручную игрушку. И народное искусство могло погибнуть, но спасителями его стали профессионалы. Один из них, Николай Бартрам, заинтересовал кустарей в резьбе в таком же народном стиле, однако, по образцам профессионалов. Игрушка приобрела натуралистичность и значительную детализацию.
Не обошлось в богородском творчестве и без периода политизации: такая идея была распространена в то время, все искусство должно было служить идеалам партии. Мастера старались уйти от навязанных идеалов в сторону сказочных, а после – и исторических тем. В 60-х годах артель стала фабрикой художественных изделий. А потом был большой упадок: недалеко обосновали поселок строителей ГАЭС. Корни промысла, многовековые и славные, отмирали. Сложно было и в 90-е годы, но фабрика, пройдя разделения и переименования, все же выжила и функционирует сегодня. Она находится все там же, в поселке Богородское, недалеко от Сергиева Посада.
Великолепная матрешка: русская народная игрушка непонятного происхождения
Для начала стоит разобраться, что же такое матрешка, хотя для наших людей это едва ли может быть секретом. Да и за рубежом также матрешка давно стала настоящим символом русского мира, хотя происхождение этого удивительного предмета остается достаточно туманным и загадочным. Итак, матрешка – русская народная игрушка, изготовленная из дерева, полая, внутри которой помещается точно такая же, только меньшая по размеру. Чаще всего матрешки имеют яйцеообразную форму и плоское донышко, чтобы удобнее было ставить ее, к примеру, на стол.
Для удобства матрешки являются не цельной конструкцией, а состоящей из двух частей, нижней и верхней. Именно они позволяют поместить внутрь одной деревянной куколки другую, и так, вплоть до самой крохотной. Матрешки имеют в наборе от трех предметов, и так по возрастающей. Чаще всего, эта игрушки изготавливается и расписывается в виде русской девушки в платке, однако бывают также матрешки, изображающие целые семьи, героев сказок, а не так давно, вместо этого стало модно наносить портреты известных политических деятелей, артистов и так далее.
История матрешки чрезвычайно загадочна и туманна. Эта забавная толстенькая тетенька появилась приблизительно в последние десятилетия девятнадцатого века, во время экономического, а также культурного подъема в нашей стране. Возникновение такого направления в искусстве, как русский стиль и стало толчком для распространения русских народных промыслов. Считается, что первую игрушку подобного рода выточил и разрисовал как румяную девушку из деревни, художник Сергей Малютин, который вдохновился японским изображением мудреца Фукурамы, в котором было еще несколько предметов.
Малютин сделал по-своему, фигурки у него было разные, по счету их было восемь, а последняя, неразъемная, представляла собой новорожденного, спеленатого младенчика, с закрытыми глазками. Сейчас матрешка не забыта, ее изготавливают во многих местах, а в некоторых городах нашей необъятной Родины есть даже музеи, целиком и полностью посвященные матрешкам, к примеру, в Нижнем Новгороде, Москве, Сергиевом Посаде, Нолинске и во многих других местах.
Это интересно: Раменское: краткая история города
Изучаем историю богородской резьбы по дереву с фото
Насчет возникновения резного дела существует не одна легенда. Согласно одной из них, игрушки из дерева резал и дарил приходским детям сам Сергий Радонежский. Кроме этого, есть предание, которое гласит, что купец, проезжая мимо Богородского села, купил деревянную куклу у одного из мастеров, желая украсить ей свою лавку. Куклу сразу же купили с большой выгодой, и купец сразу заказал партию таких же игрушек на продажу.
Еще один известный сказ – про куклу Ауку. В нем речь идет о том, что мама, желая сделать игрушку для своих детей, пыталась сшить ее из ткани, но она быстро порвалась. Тогда она связала ее из соломы, но дети быстро растрепали и эту куклу. После она решила вырезать фигурку из дерева, и дети назвали ее Аукой. Сначала они любили ее и играли с ней, но позже забросили на печь, и она лежала без дела. Тогда отец забрал ее на ярмарку, где и продал за хорошие деньги.
В этой семье, а позже – и в других семьях этого села люди научились делать кукол из дерева не только для своих детей, но и для продажи. Таким образом, появился народный промысел резьбы игрушек из дерева. Промысел – это дело, которым занимается и зарабатывает вся семья целиком, включая детей, и этим же делом заняты все или большинство семей в населенном пункте. Таким образом, в Богородском были разработаны инструменты для резьбы по дереву, а позже выделились свои особенности и техники резьбы. Так, существует богородский нож, которым высекаются эти фигурки. Их обычно делают из треугольных брусков, что придает изделиям характерную форму. Одной из характерных черт игрушек можно назвать то, что мастера не красят их, а используют лак или даже очень мелкую наждачную бумагу. Поэтому большинство игрушек имеют светлый приятный цвет натурального дерева.
Что касается советского периода богородской резьбы, государство и идеология сильно повлияли на тематику скульптуры. Например, во время войны необходимо было вырезать не просто солдатиков, но советских солдат в форменных мундирах. Также появились такие поделки, как фигурки Ленина, Олимпийский мишка и и другие. Знатоки уверяют, что это плохо повлияло на фабрику, ведь богородская игрушка потеряла свою самобытность и некоторую схематичность.
В 1923 году мастера объединились в артель, при которой открылась школа резчиков, а в 1960 году была открыта фабрика богородской резной игрушки. Эта школа резьбы по дереву связана с именем известных мастеров Поленовой и Ворноскова, которые впоследствии основали целое течение резного дела, получившее название Абрамцево-Кудринской резьбы. Оно характеризуется комбинацией рельефной и геометрической резьбы с определенными элементами орнамента, чаще всего здесь встречаются растительные мотивы и картинки.
Пример абрамцево-кудринской резьбы.
Рассмотрим основные виды изделий в технике: популярные мотивы
С самого начала развития этого промысла, игрушки изображались в форме животных или людей. Фигурки не изображены статично, на большинстве из них они показаны в движении. Так, мы видим медведя, скачущего на тройке скачущих лошадей, кузнеца, бьющего молотом по наковальне, птицу, клюющую зерно.
Многие игрушки изображали людей в сфере быта, каждый занят каким-либо делом. Ряд изделий оснащен механизмами, которые приводятся в действие пружинами, другие элементы скреплены нитками, за счет чего могут двигаться поочередно, что очень интересно для детей.
Богородский стиль резьбы очень сложно спутать с другим, большинство людей знакомо с подобными игрушками, даже если и не знает, как именно называется эта резьба. Но в последнее время рынок переполнен, и появляется все больше подделок, созданных мастерами других областей, а то и вовсе китайских пластиковых безделушек. Тем не менее, богородская фабрика резного дела до сих пор живет и принимает людей на экскурсии, предлагая посмотреть на цеха, побывать в музее при фабрике и даже попробовать собрать игрушки из готовых деталей. Изделия мастеров представлены на международных выставках, в музеях, а также их изображения можно встретить в книгах и антологиях по резному делу.
Богородская игрушка: история
Существует несколько преданий, рассказывающих уже на протяжении более чем 300 лет о появлении первой вырезанной из дерева фигурки. Одна из них повествует о крестьянской семье. Мать для своих детей вырезала из чурбачка веселую игрушку, которую прозвала «аукой». Дети недолго играли с ней, а затем бросили ее за печь. Из интереса муж решил прихватить с собой ауку на базар, чтобы показать торговцам. Народу так понравилась сделанная забавная игрушка, что они ее сразу купили, а, вдобавок, заказали и еще партию.
Существует и иное поверье. Согласно ему неизвестный житель Сергиева Посада вырезал из дерева куклу, которая была величиной в 9 вершков. Сделана она была из чурака липы. Взяв с собой свое творение, он отправился к Лавре, к купцу Ерофееву. Купец, не долго думая, согласился продать куклу и поместил ее в своей лавке в качестве украшения. Однако, спустя несколько минут к нему обратился покупатель, который сразу же приобрел куклу и заказал у купца еще партию.
Как развивалось ремесло?
История возникновения этого промысла очень интересна. Большинство крестьянского населения, жившее в селе Богородское и в Сергиевом Посаде, занималось резьбой. Однако все резчики полностью зависели от скупщиков, промышлявших в Сергиевом Посаде. Именно для них крестьяне и выполняли заказы по вырезанию игрушек. Сергиевский промысел заключался в покупке у крестья необработанных игрушек. В дальнейшем полученный материал обрабатывался, расписывался и продавался.
История возникновения этого промысла очень интересна
Рассвет богородского ремесла датируется 19 столетием. Среди резчиков в это время наиболее прославился Ф. С. Балаев, А. Н. Зинин, А. Я. Чушкин. С этими людьми были связаны следующие важнейшие даты формирования рукоделия:
- в 1913 году под предводительством перечисленных мастеров была основана артельная мастерская, в результате чего богородская игрушка получила полную самостоятельность и освободилась от скупщиков;
- с 1923 года при артели организовывается школа, которая обучает детей с возраста 7 лет рукоделию вырезания из дерева забавных фигурок;
- с 1960 году артель приобретает статус фабрики.