Индейские головные уборы
Содержание:
- Самое ценное перо – орлиное
- Чайная «революция» Кемаля Ататюрка
- Как сделать костюм индейца для мальчика своими руками?
- Как из-за чая появились США
- Характерный дизайн и цветовая гамма
- Особенности дизайна и палитры оттенков
- Как шотландец в России выращивание чая организовал
- Особенности индейского наряда
- Одежда индейца
- Роуч из подручных материалов
- Простые венцы
- Головные уборы индейцев Северной Америки
- Тонкости самостоятельного изготовления
- В современности
- Не «опиумные», а «чайные» войны
Самое ценное перо – орлиное
Ошибочно думать, что свой первый венок мужчина из индейского племени получал сразу “укомплектованным”. Аксессуар собирался с течением времени. За очередной особенный поступок или совершенный подвиг давалось одно перо. Самое же первое он обязан был заслужить в качестве дара еще в юношеском возрасте, чтобы доказать всем, что он более не ребенок, а настоящий мужчина. Что необходимо было сделать? К примеру, с наилучшей стороны показать себя во время охоты или же послужить во имя своего народа.
Не все перья ценились одинаково. Наиболее престижным считались орлиные. Обладатель венка, сделанного из такого материала, имел право законно рассчитывать на высшее уважение со стороны соплеменников. К тому же, индейцы верили, что орлиное перо – предмет, обладающий магическими свойствами. Такой предмет одежды считался признаком бесстрашия и наилучших качеств характера его обладателя.
Чтобы стать обладателем такого дара, как орлиное перо, и добавить его в свой венок, требовалось совершить подвиг в бою, дотянуться до определенного уровня по части дипломатии или политики. Его давали также тому воину, который вышел из схватки “без единой царапины” или первым поразил оппонента. Орлиное перо получал в дар и представитель племени, спасший жизнь кого-то из соплеменников.
Любопытный факт. Даже при условии, что перья имелись в достаточном количестве, отсутствовала гарантия, что венок будет собран и член племени получит разрешение на ношение аксессуара. Необходимо было добиться разрешения вождя. Только старейшина мог решать, дать ли претенденту свое благословение на обладание таким ценным предметом одежды, или же отказать. В связи с этим многие индейцы зачастую одно перо или несколько просто носили в волосах.
Самыми массивными аксессуарами перед соплеменниками, как правило, можно было “похвастаться” только во время церемоний. В бой же в качестве талисмана брали венец гораздо меньших размеров или отдельно просто несколько перьев. Индейцы верили, что такой талисман способен уберечь воина от гибели.
Чайная «революция» Кемаля Ататюрка
Основатель современного турецкого государства и первый его президент Мустафа Кемаль Ататюрк провел в свое время немало политических и экономических преобразований и реформ в Турции. Некоторые из них были весьма неоднозначными, и по-разному воспринимались не только за рубежом, но и самими турками. Но, как минимум одна из реформ Ататюрка – чайная, не вызывает никаких нареканий и до нашего времени.
Мустафа Кемаль Ататюрк, 1921 год / Фото: flickr.com
Употребление кофе, как напитка, можно назвать вековой традицией для турок. Однако после I Мировой войны и развала Османской империи Стамбул потерял массу территорий, на которых производилось кофе. Покупать же его молодая Турецкая республика попросту не могла из-за дороговизны. Народу нужен был какой-то другой, более доступный тонизирующий и «объединяющий социум» напиток.
Президент Кемаль Ататюрк поставил на более дешевый, чем кофе, чай. Тем более, что выращивать его можно было в самой Турции. С начала 1920-х годов в стране постепенно принялись развивать чайную промышленность в основном в восточных регионах – Артвине, Ризе и Трабзоне. В середине 1960-х годов Турция смогла полностью обеспечить внутренний спрос на чай собственным продуктом.
В Турции чай является самым популярным напитком / Фото: facebook.com
Так черный крепкий чай стал поистине новым национальным напитком турецкого общества. В настоящее время Турция является самым большим потребителем чая на планете в пересчете на душу населения. Ежегодно его приходится по 3,15 кг на каждого турка.
Как сделать костюм индейца для мальчика своими руками?
Создаем костюм индейца, не пользуясь швейной машинкой:
- Под низ надеваются обычные черные брючки и тоненькая водолазка, желательно в одной цветовой гамме с пончо.
- Но если такой в гардеробе мальчика нет, то специально приобретать новую не стоит: подойдет любой свитер, лишь бы у него были длинные рукава.
Прежде чем засесть за рукоделие, запаситесь такими материалами:
- квадратом плотной бязевой ткани и красной ситцевой материи метр на метр;
- мотком красной пряжи из акрила;
- черными и коричневыми ленточками – их ширина должна быть в 0,5 см;
- старыми черными джинсами – из них мы будем вырезать нужные нам лоскуты;
- швейными нитками сорокового номера – нам потребуется цвета оранжевый и черный;
- клеевой лентой в виде паутинки;
- 2 меховыми брелоками – они продаются как аксессуары к мобильным телефонам;
- крепированной бумагой;
- 2 коктейльными трубочками;
- салфетками;
- прозрачным канцелярским скотчем.
Как сделать повязку с перьями для индейца:
- Для начала вам потребуется взять красную ситцевую ткань – у полосы должна быть метровая длинна, а ширина — 0,4 м.
- Сложите ее в длину несколько раз в виде широкой и плотной полосы – так она будет хорошо держаться на лбу ребенка.
- Меховые хвосты от брелоков прикрепите за их текстильные петли по бокам повязки. Нижнюю часть перышек закрепите скотчем, а потом задрапируйте в ее складках материала.
Крепим перья
Добавляем меховушку
Делаем перья для головного убора индейца:
Для изготовления перьев пойдут коктейльные трубочки (которые надо разрезать вдоль) и разноцветная креп-бумага. Ее надо нарезать прямоугольниками размером 22х5 см, а потом закруглить края и сделать по ним много надрезов. Лучше всего для закрепления бумажного «пуха» на коктейльных трубочках воспользоваться салфеткой, которую прикрепим скотчем.
Останется лишь разрезать
Бумагу потребуется тоненько нарезать, чтобы ширина у полосок была до 3 мм, а потом оберните скотчем или прикрепите степлером вокруг трубочки. Трех разноцветных перьев будет вполне достаточно для украшения головы индейца.
Крепим пух
Изготавливаем пончо для индейца:
Разнообразие идей для пончо
- Квадрат бязи сложите, чтобы определить центр, а потом по размерам мальчика вырежьте прорезь для его головы в виде ромба. Если нет оверлока, обметайте отверстие вручную.
- Красный ситец порежьте на 4 ленты размерами 15х80 см и надрежьте их в виде бахромы. Закрепите их на пончо клеевой паутинкой – для этого потребуется положить ее между пончо и основанием бахромы и слегка отутюжить эти места при помощи не очень горячего утюга.
- Нарежьте из черного денима 12 квадратов, обметайте их (теперь уже потребуется использовать черные нитки) и пришейте их параллельно красным полосам – расстояние должно быть одинаковое. Центральный передний квадрат украсьте черными и коричневыми ленточками.
Как сделать своими руками бахрому для пончо индейца:
- Нижние края пончо обработать быстро не получится, но зато ваш труд будет вознагражден: накидка станет выглядеть как наряд самого настоящего индейца. Нужно сделать по низу накидки много прорезей, но разрезать их потребуется не до самого конца; их ширина должна быть около 7 мм.
- Акриловая пряжа будет имитировать бахрому. Через эти множественные разрезы проденьте нитки из акрила (их нужно предварительно сложить в три раза), завяжите их на двойной узел и подрежьте кончики, отступив от узлов на 10 см.
Стильное пончо
Вашему мальчику непременно понравится такой костюм, ведь в нем он будет выглядеть самым настоящим воинственным и мужественным индейцем!
Мы также расскажем, как сделать костюмы:
- Рапунцель
- Лягушки
- Бурого медведя и белого медведя
- Принца
Как из-за чая появились США
Британские колонисты в Северной Америке также, как и жители самого королевства, питали слабость к чаю. Этот напиток был популярен во всех общественных слоях. И вот когда пришло время вынужденной серьезной борьбы за одно лишь право свободно чаевничать – жители британских колоний на американском континенте сплотились воедино.
Чай был самым популярным напитком у британских колонистов Америки / Фото: ushistoryscene.com
С конца XVII века монополистом, который вел абсолютно все поставки чая в Британию, была Ост-Индская компания. Влияние картеля было настолько велико, что начиная с 1721 года власти королевства запретили колониям приобретать чай у кого-либо, кроме британских поставщиков. Однако их чай подлежал обложению 25-процентным налогом. Это обстоятельство вынуждало британских потребителей «уютного напитка» покупать более дешевый контрабандный товар у иностранных торговцев.
Такая ситуация приводила к тому, что Британская Ост-Индская компания теряла колоссальные прибыли. Чтобы исправить положение дел в 1767 году английский парламент решил весьма хитро начать борьбу с чайной контрабандой. Для этого в самой Британии налог на чай был снижен, однако при этом для колонистов были придуманы новые пошлины. В том числе и на любимый всеми англичанами напиток.
Чайная культура американцев / Фото: en.wikipedia.org
Естественно такой ход не понравился «американцам», которые, не имея своих парламентариев в Лондоне, изъявили желание на широкое самоуправление через свои колониальные собрания. Центральная власть пошла на некоторые уступки, однако в вопросе с чаем осталась непреклонной. А американцы в свою очередь продолжили покупать более дешевый чай у контрабандистов.
Так продолжалось до 1773 года, когда был принят так называемый «Чайный закон», по которому Ост-Индская компания могла продавать чай в колонии без посредников с небольшими пошлинами. Таким образом «легальный чай» стал настолько дешевым, что мгновенно ударил по интересам большинства поставщиков чая контрафактного.
Уничтожение чая в порту Бостона, 1773 год /Фото: bostonteapartyship.com
Недовольные контрабандисты во многом приложили усилие к активизации протестных выступлений колонистов против центральной власти. Апогеем стало событие конца 1773 года в порту Бостона, когда во время протестов против разгрузки британских кораблей несколько десятков людей проникли на эти суда и сбросили прямо в море более 300 ящиков с чаем. Общий убыток Ост-Индской компании составил 9 тысяч фунтов стерлингов (примерно 1 млн 700 тыс. $ по нынешнему курсу).
В ответ на бостонские беспорядки Лондон тут же принял против колонии Массачусетс новые законодательные акты, названные самими американцами «Невыносимыми законами». Согласно им самоуправление колонистов сводилось к минимуму – губернатора отныне назначали в столице, а британские солдаты могли быть размещены на территориях поселенцев без их на то согласия.
Принятие британским парламентом «Невыносимых законов» / Фото: Ya-webdesign.com
В результате эти законы объединили между собой все 13 колоний. Уже в 1774 году Первый Континентальный конгресс вводит повсеместный бойкот на торговлю с метрополией, одновременно выдвигая Лондону ряд жестких требований. В 1775 году начинается война колонистов против Британии. Которая спустя почти 9 лет закончилась полным поражением Туманного Альбиона и образованием нового государства – Соединенных Штатов Америки.
Характерный дизайн и цветовая гамма
Для костюма индейца свойственна многослойность и колоритность, естественная цветовая гамма, напоминающая краски степей. В основном это бежевый, охра, терракотовый, другие оттенки коричневого. Благодаря богатой отделке бисером, резцами оленя или иглами дикобраза, национальный костюм у индейцев выглядел очень оригинально. Женщины широко использовали вышивку, украшая одежду геометрическими узорами и линиями.
Все элементы национального костюма индейцев обильно отделывались бахромой из кожи. Иногда рубаху раскрашивали: верх покрывали синим и зеленым (небо), а низ — красным или коричневым (земля). Некоторые особо выдающиеся воины и охотники наносили на костюм специальные знаки-рисунки, показывающие количество убитых или плененных врагов, число добытых в бою коней, снятых скальпов.
Особенности дизайна и палитры оттенков
Индейский наряд отличается колоритностью и многослойностью. Для него характерно использование естественной палитры оттенков, ассоциирующейся со степными красками. Применялись при этом различные тона коричневого. Изделия при этом отделывались с помощью бисера, украшались с помощью игл дикобраза и резцов оленей. Благодаря наличию таких элементов одежда приобретала весьма неординарный, оригинальный вид. Среди женщин также была популярна вышивка. Предметы гардероба декорировались линиями и различными геометрическими орнаментами.
До 19 столетия наряды воинов в области спины и груди украшались бисером. Стоит отметить, что этот декор играл не только эстетическую, но и защитную роль.
Все предметы гардероба у индейцев щедро отделывались с помощью кожаной бахромы. Рубаха при этом могла раскрашиваться. Например, верхняя ее часть могла быть зеленой и синей, а нижняя красной. Для выдающихся воинов нередко применялся особый декор. На их одежду наносились особые изображения. На них указывалось, сколько врагов мужчина пленил и убил, какое количество коней он смог добыть. Даже отмечалось число снятых им скальпов.
Как шотландец в России выращивание чая организовал
С середины XVII века в Московском царстве активно употребляли чай, как напиток. Во многом из-за того, что граничило оно на востоке с Китаем. При том, что чай в те времена был отнюдь не дешевым удовольствием, московская знать готова была раскошеливаться за возможность регулярно употреблять тонизирующий напиток. Популярность же чаепитий в России привела к тому, что с начала XIX века стали появляться достаточно смелые идеи по организации чайных плантаций на собственной территории. Однако далее задумок дело не двигалось. До тех пор, пока не появился один шотландец.
Картина «Купчиха за чаем». Художник: Константин Маковский, 1914 год / Фото: iwcmoscow.ru
Во время Крымской войны в российский плен попал офицер Британской Королевской армии Джекоб МакНамара. После войны шотландец не стал возвращаться домой, а женившись на грузинке, остался жить на Кавказе. Именно здесь предприимчивый МакНамара организовал первое в Российской Империи производство чая. Свои плантации шотландец разбил недалеко от Батуми.
Уже в начале XX века производство чая было заложено на территориях современного Азербайджана. А далее один из уроженцев Черниговской губернии, селекционер-самоучка, крестьянин Иуда Кошман, заложил самую северную на планете (на то время) чайную плантацию неподалеку от Сочи. К 1917 году в Российской Империи производилось примерно 130-140 тонн чая.
Чайные плантации возле Батума, начало XX века / Фото: ruslanguage.ru
Начиная с 1920-х годов СССР начинает наращивать производство чая, параллельно выводя новые сорта, которые были более адаптированными под климатические условия страны. Так появляется чай, кусты которого способны переносить морозы от -15 до -25 °C. В Краснодарском крае, на Кавказе и в Прикаспийском регионе закладываются новые чайные плантации и открываются чайные фабрики.
В настоящее время россияне потребляют в год примерно 140 тысяч тонн чая. И хотя это далеко не самый высокий в мире показатель – Россия традиционно считается «чайной страной». Даже не смотря на то, что по итогам 2020 года впервые в истории чай не стал самым популярным напитком среди россиян. Уступив своеобразную «пальму первенства» кофе.
Особенности индейского наряда
Индейцы – это коренные жители Америки, проживавшие там с давних времен
Их одежда по сей день привлекает к себе особое внимание. Например, мужчины ходили в леггинах, которые шились из пары кожаных кусков
Также у них были рубахи, а с наступлением холодов они надевали еще и пончо.
Мужской наряд характеризуется простым кроем. Такой вариант был удобен для воинов и охотников, не сковывал движения. Фасон в данном случае довольно просторный, а линии прямые.
Рубаха у представителей племени была достаточно теплой и длинной, максимально удобной. За счет наличия округлой Головины, ее удобно было одевать через голову. Благодаря наличию овальных пройм можно было без труда поднять руки, заниматься натягиванием лука и метанием копья. Удобными также были и брюки. Они шли от пояса и обладали особым кроем. Мужчина мог в таких штанах ездить на лошади без седла и с легкостью на нее вскакивать.
Женский наряд был более изысканным. Основой его выступало платье-куб, но его преобразовывали в рубашку или тунику. В определенных племенах в качестве костюма выступала блузка прямого кроя и юбка. Женщины также отдавали предпочтение предметам гардероба из замши. Среди мужчин более востребованной была именно кожа. Они ходили в мокасинах, которые плавно могли переходить в леггины, украшающиеся необычной бахромой. Именно поэтому они были схожи с высоким сапогами.
Одежда индейца
1. В интернете встретила такое интересное изображение. На одной картинке показаны разные крои накидок индейских. Очень полезная информация!
2.Самый простой костюм.
На штаны коричневого цвета нашить по бокам полоски ткани с нарезанной бахромой. На тело можно одеть темную рубашку. Поверх неё- жилет и тоже с бахромой. Если хватает терпения, то сшейте накидку. На картинке есть выкройка для детского костюма.
Подойдут однотонные футболки без современных надписей. Нижний край футболки и рукавов нарезать на бахрому. Длина надрезов 2-4 см.
4. Когда-то я приобрела журнал Бурда и в нём оказалась выкройка костюма индейца для детей. Для тех, кто не боится творить, не обязательно знать точный чертёж. Достаточно увидеть линии и он может их воплотить на бумаге, увеличив масштаб. Если же настолько заинтересованы в выкройке, то ищите бурду 1/2007. Я же размещаю сканированные страницы. При увеличении можно почитать подробное описание кроя, расхода ткани, пошива.
Раскроить из ткани круг. Примерять и учесть, что выкладываться на теле будет с небольшим нахлёстом. Поэтому нужно из круга немного вырезать, как показано на картинке. На внутреннюю контурную линию пришить перья за черенки. По верху черенков нашить орнаментальную ленту, чтобы прикрыть их кончики. Застежку сделать на липучке или пуговице.
Роуч из подручных материалов
Изготовление индейского головного убора из перьев не представляет сложности. Для создания роуча можно взять настоящие перья, ткань или бумагу.
Из перьев
Правдоподобнее всего будет смотреться индейский роуч из перьев. Собирать головной убор можно на сшитой из плотной ткани полосе, жесткой ленте с геометрическим орнаментом или ободке из гофрированного картона. Перья нужно брать настоящие, длиной не менее 10 см. Неплохо покрасить их в разные цвета. Алгоритм изготовления:
- Замеряем окружность головы ребенка.
- Выбираем материал в тон костюму или красим картон.
- Укладываем перья на полосу, приклеиваем или пришиваем их.
- Скрываем место крепления бисером, лентой с орнаментом, цветной бумагой.
- На тканой полосе делаем завязки или вставляем резинку, чтобы роуч держался на голове.
На листе А4, сложенном пополам, рисуем такую фигуруВырезанную фигуру размещаем на листе полипропиленовой ткани и вырезаем заготовкуВ каждом углу проделываем дырки и вставляем люверсы
В каждое перо необходимо вставить палочку для канапе, предварительно смазав ее клеемНеобходимо подготовить прямоугольники из фетра размером 8х12, количество которых должно быть такое же, как и перьевКаждое перо необходимо завернуть в фетровую заготовку
Все перья необходимо обмотать нитками
Перья крепятся на подготовленной рамкеТорчащие снизу палочки аккуратно срезаются
Получившуюся конструкцию сверху покрывают тканью, промазанной клеем
Сверху на ткань пришиваем ряд перьевПодготавливаем элементы декора
Из ткани
Для другого, более сложного варианта головного убора индейцев в стиле War Bonnet потребуется индейская шапка облегающей формы из фетра или другого плотного материала. Сшить ее можно самостоятельно. Для этого берется полоса ткани шириной 18–20 см, длиной чуть больше окружности головы, подходящая по цвету к костюму. Стачиваются края. Верх основы собирается на плотную нить и стягивается. Получится шапочка. Пошаговый алгоритм изготовления роуча из ткани:
- Берем длинные жесткие перья птицы (лучше хвостовые), выпрямляем над паром из чайника, разглаживаем.
- Подрезаем кончики и стержни, выравнивая перья по длине.
- Завязываем на стержне каждого пера тонкий шнур длиной 10 см, закрепляем клеем.
- Нарезаем лоскуты яркой ткани, повторяющей цвет костюма, обматываем стержни, оставляя петлю. Для прочности можно использовать клей.
- Берем сшитую заранее шапку, делаем по ее краю отверстия для крепления перьев.
- Пропускаем шнуры через разрезы, завязываем с изнаночной стороны.
В конце работы укладываем перья веером и дополняем роуч индейца ярким налобником. При желании можно украсить изделие боковыми подвесками из тонких полосок меха, расположив их перед ушами. Получится настоящий головной убор индейца.
Из бумаги
Одним из подручных материалов для изготовления роуча может стать обычная бумага. Она должна быть плотной и лучше тонированной в массе. Кроме нее, для работы потребуются ножницы и клей. Алгоритм создания:
- Складываем бумажный лист гармошкой.
- Из заготовки вырезаем форму, похожую на половинку пера. Снизу оставляем 3–5 см для крепления.
- Сверху и до середины немного надрезаем перо.
- Разворачиваем гармошку, смазываем места для крепления клеем, плотно прижимаем к картонному наголовнику.
- Чтобы спрятать очин перьев, украшаем ободок полоской цветной бумаги или тканью.
Чтобы роуч смотрелся веселее, перья разукрашивают цветными карандашами или фломастерами. Для завершения образа настоящего индейца мальчику можно вручить боевой топорик или копье, а девочке надеть на руки этнические браслеты. Лицо ребенка расписать красками для тела, взяв за основу черный, белый, красный и коричневый оттенки.
Простые венцы
На ранних этапах колонизации Северной Америки кое-где ещё сохранялись обычаи, когда венец из перьев (простой конструкции) могли носить только наиболее знатные члены общества. Так у натчезов им пользовался лишь верховный вождь с титулом Великое Солнце.
Позже в лесных и окраинных племенах иногда использовали венцы из перьев. При этом их конструкция была более простой, чем у классического war bonnet и менее регламентированной. Значимость тоже была совсем не та, поэтому их могли носить и часто носили все воины, даже юноши (что особенно заметно на старых снимках пайютов или оджибве). Но и на равнинах такие уборы иногда применялись, например, убор из разноцветных перьев для танцев команчей.
У индейцев восточных лесов для основы венцов из перьев использовались широкие ленты или повязки, иногда с более жёсткой подложкой. Спереди могло иметь более широкое очелье. Часто ленты обильно украшали вышивкой, характерной для восточных племён. Реже вместо ленты использовался мех. Лента могла также пришиваться к шапочке, но не по кругу, а несколько выше, образуя вытянутый спереди назад овал. На этих лентах жёстко закреплялись перья каких-либо птиц.
Обычно перья закреплялись с внутренней стороны ленты. Если налобной ленты с вышивкой не было, то перья крепились по самому нижнему краю убора. Причём нижняя часть стержней перьев, очин, удалялась. Перья были и большие, и очень короткие. Часто, возможно, имитируя перья страуса, которые стали популярны на Юго-Востоке, опахала, как больших, так и маленьких перьев, пушились. Иногда в одном уборе были перья не одного вида птицы, а представлен целый набор. Перья стояли вертикально, немного конусом (наружу или внутрь) или имели наклон назад (что несколько напоминало классический вариант убора).
У некоторых таких уборов лента, образующая повязку вокруг головы, сзади спускалась шлейфом, на котором аналогичным образом закреплялись перья.
Он мог быть коротким, несколько более длинным или до земли. Могло быть и два шлейфа. Причём если они совсем короткие, то топорщились назад или, отклоняясь вбок, стояли параллельно плечам. Редкий вариант, когда передняя часть убора (вместе с перьями), обрамляя лицо, несколько спускалась по бокам. Довольно редко такие уборы дополнялись боковыми украшениями в виде пары длинных лент, украшенных, например, вместе с самой повязкой крупными металлическими кружками (алабама).
Чтобы создать подобие венца, перевязывали снаружи шнурком другой типичный индейский головной убор — тюрбан, под который вокруг вставлялись произвольно орлиные перья (оджибве). Такое слабое крепления позволяло перьям занимать любое случайное положение. То же наблюдалось, если перья таким же способом вставлялись в меховую повязку.
Также перья могли быть закреплены и вокруг тульи шляпы с небольшими полями и даже вокруг тульи цилиндра. При этом тулью цилиндра перевязывали одной широкой лентой, несколькими узкими или широким металлическим обручем под которые и вставляли вертикально перья, плотно или редко. В танцевальных уборах калифорнийских индейцев основой для перьев мог служить плетённый из растительных волокон обод.
Головные уборы индейцев Северной Америки
Наголовная тесемка с пером, которую европейские художники, похоже, считают «национальной индейской», вроде такой, как на фотографии ниже, на самом деле, почти не встречается ни у мужчин, ни у женщин.
Такой простенький головной убор был принят лишь у нескольких племен на северо-востоке. Намного чаще встречались более широкие, иногда затейливой формы, щедро украшенные головные повязки, которые вполне можно называть тиарами:
Наголовная тесемка могла поддерживать платок, который носили наподобие арабской куфии:
«Куфию» могли укладывать довольно затейливо:
Однако гораздо чаще платок повязывали вокруг головы вместо этой тесемки:
К девятнадцатому веку индейцам, особенно на востоке, стало очень просто покупать не только ситец, но и шелк, и повязки из платков стали очень распространенной модой. Некоторые модники наворачивали на голову по нескольку платков, так что получались настоящие тюрбаны.
Наголовная повязка могла быть и из меха, превращаясь часто в шапку:
Причем относительно меховых шапок разные американские и канадские источники расходятся: одни считают, что шапки со свисающими хвостами белые позаимствовали у индейцев, другие — что произошло ровно наоборот. Возможно, истина где-то посередине: белые позаимствовали шапки у индейцев, потом передвинулись дальше по географии, и у них идею шапок позаимствовало другое племя.
У многих равнинных племен тюрбан из меха выдры был вещью статусной, и носили его только заслуженные люди.
Индейцы, надо сказать, очень быстро подхватывали новые веяния, и всякие предметы одежды не были исключением. Так, например, европейские шляпы вовсе не были чем-то чужим для индейцев. Правда, были индейцы, которые додумались и до концепции соломенной шляпы, но находились они далеко на западе, на Тихоокеанском побережье, тлинкиты и хайда:
На шляпах были узоры (не нарисованные, а плетеные), по которым иногда можно было судить о происхождении индейца и его месте в обществе.
Женщины носили шляпы такого же типа, но иногда еще и простые соломенные шапочки без полей:
А вот это вещи посолиднее — тлинкитские шлемы:
Дальше к востоку встречались боевые рогатые шлемы:
Этот вид головного убора использовали только сиу, и только для выдающихся членов племени.
Как видите, и в прическах, и в головных уборах у североамериканских индейцев царит большое разнообразие, и выбрать среднестатистический образ индейца невозможно: надо обязательно смотреть, какого он племени, социального положения, насколько тесно контактирует с белыми.
Э! — скажет внимательный читатель. — А как же самый популярный индейский головной убор, без которого ни один фильм про индейцев не обходится?
Дело в том, что таким уж распространенным — вот прямо от океана до океана — этот головной убор стал буквально в последние полтора века. А до начала 19 века этот убор носили вожди и выдающиеся воины буквально десятка равнинных племен, и белые все века, прошедшие с начала колонизации американского континента, такого чуда не видали, разве вот такую перьевую шапочку, которую носили у ирокезов:
А что перья можно выстроить торжественным строем, никто и не подозревал, пока в конце 1820х годов не прибыл в Вашингтон с визитом Петелешаро, вождь пауни:
А заимствоваться другими племенами перьевой убор начал намного позже, когда в Оклахому согнали индейцев со всего континента
Роскошные перьевые уборы сиу и пауни привлекали внимание туристов, в каждой индейской деревне туристы хотели увидеть вождя именно в таком прикиде — и индейцы других племен тоже начали мастерить перьевые уборы
Первая часть статьи — здесь
Для иллюстраций использованы рисунки художников 19 века и фото с индейских сайтов
Источник
Тонкости самостоятельного изготовления
Наряд на карнавал не составит труда сделать своими руками. Изготовить карнавальный детский костюм индейца довольно просто. Начинать при этом рекомендуется с пошива верхней части гардероба. Если сделать тунику, это будет костюм индейца для девочки. Если же ее укоротить, получится наряд для мальчика.
Нужно взять прямоугольный лоскут ткани подходящего размера и отметить на нем центр. Сделав отступы по сторонам, равные 8 см, прочерчивается горловина. Ее глубина должна варьироваться в пределах 6 – 8 см.
Для того, чтобы сделать проймы, по бокам чертятся прямые линии с параметрами 2х8 см
крайне важно, чтобы они были на 3 см ниже, чем плечо
Пройма декорируется с помощью бахромы. Ткань в области выреза при этом надрезается приблизительно на 4 – 5 см в глубину. Также можно пришить к рубахе уже готовую бахрому.
Перед тем, как создать боковые швы, изделие примеряется на ребенка. При необходимости, высота и длина проймы подвергается корректировке.
Чтобы украсить подол, в нижней части делаются надрезы глубиной до 10 см. Они должны быть расположены на расстоянии около 2 см друг от друга.
Для горловины бахрому можно сделать отдельно. Стоит при этом взять подходящий лоскут ткани и выкроить из нее нужную деталь. На ней делаются разрезы, после чего данный декорирующий элемент пришивается к основной части.
Украсить рубаху также можно с помощью цветных кусков ткани или краски, предназначенной для окрашивания одежды.
Для изготовления брюк рекомендуется использовать готовые штаны. Допускается при этом использовать даже вещи, незначительно отличающиеся оттенком от рубахи.
К штанам пришивается бахрома. Для ее изготовления используется ткань с шириной в пределах 5 – 10 см. Длину выбирают по собственному усмотрению. Лампасы могут доходить только до колена или же идти до самого низа штанины.
Гораздо проще создать костюм из обычной футболки и штанов. К этой одежде пришивается бахрома. Затем ее украшают вышивкой и этническим рисунком. Поверх данных вещей надевается накидка или жилет, которые украшаются с помощью яркого нагрудника, щедро украшенного ракушками, перьями, мехом и бусинками.
В современности
В Новейшее время головной убор равнинного типа стал применяться многими племенами, ранее его не имевшими, как предмет статусный, но не имеющий прежнего магического значения. Сейчас он является частью паниндейского костюма и паниндейской культуры в целом. При этом иногда наблюдается отход от старых канонов, например, применяются перья индюка или страуса, шире используются красители разных цветов для перьев и пуха. Можно встретить, например, такое новшество, как трансформацию головного убора с вертикальными перьями в убор с широко распущенными перьями. Тем не менее, представители племён, в которых имелось почитание этого головного убора, выражают недовольство легковесным к нему отношением.
Поступающие в настоящее время на мировой рынок поделки из Таиланда, Китая и с Бали часто выполнены по представлениям своих создателей, а не на основе исторических образцов, что подчёркивает использование перьев местных птиц. К тому же их реклама, заполонившая интернет, окончательно ставит их в категорию китча. Сами коренные американцы протестуют против использования этой регалии в сфере поп-культуры.
Не «опиумные», а «чайные» войны
Еще одна «военная история», в которой главными действующими лицами были чай и Британская империя. Однако в отличие от предыдущей, в этой Лондон одержал безоговорочную победу. А началось все в XIX веке из-за того же таки чая.
Опиумные войны Британской империи / Фото: history.com
В то время экономика Китая была самой крупной на планете. В 1820 году ВВП Поднебесной был равен 228 миллионам долларов, в то время как Британская империя имела всего лишь 36 миллионов. При этом Китай импортировал довольно мало товаров из Европы. А вот Старый Свет просто нуждался в китайских шелке, фарфоре и, конечно же, чае. Поднебесная охотно продавала все это за чистое серебро.
К той поре спрос на чай в Британии вырос настолько, что для полного удовлетворения его у королевства серебра попросту не хватало. И на помощь англичанам пришло другое растение – мак. Если же быть более точным, то вещество, которое из него получали. Маковый опиум.
Карикатура на британского торговца опиумом, 1820-е годы / Фото: gutenberg.org
Британский торговый монополист – Ост-Индская компания, приступила к массовому наращиванию посевов мака и производства из него опиума в Индии. Далее наркотик, содержащий морфий, переправляли в Китай. Уже к концу XVIII века Поднебесная «плотно сидела» на опиумной трубке – британцы ежегодно поставляли туда более 300 тонн чистого опиума. Вырученное за наркотики китайское серебро шло на покупку чая в том же Китае.
Данная схема устраивала всех, кроме официальных властей Поднебесной. Император видел, как британцы элегантно присваивают китайское серебро, в то же время просто «выкашивая» своим опиумом население страны. Никакие законы и декреты не могли бороться с этой заразой. К началу 1830-х ежегодно в Китай ввозилось 2, 3 тысячи тонн чистого опиума. Свыше 12 миллионов китайцев были настоящими опиумными наркоманами.
Карикатура на снабжение британцами Китая опиумом, 1821 год / Фото: britannica.com
Никакие уговоры и предложения властей Поднебесной на Британию не действовали. И в конце 1830-х годов Китай перешел к решительным шагам: корабли западных торговцев стали блокировать, а весь товар – конфисковать. Естественно, на защиту предпринимателей стала Британская Корона. Началась Первая Опиумная война (1839 год), которая через 3 года закончилась полной победой европейской империи.
Однако несмотря на огромные репатриации со стороны Китая – свыше 20 млн долларов серебром и Гонконг в качестве новой провинции, Британия не спешила свертывать поставки опиума в Поднебесную. Это стало причиной II Опиумной войны, которая, как и Первая, закончилась полным поражением китайцев в 1860 году. Теперь Китай вынужден был не только легализировать торговлю опиумом на своей территории, но и снять у себя все «табу» с христианства.
«Британская коммерция», карикатура из французской газеты, 1860 года / Фото: koiosllc.com
Хотя по большому счету Вторая Опиумная война (в отличии от Первой) уже не имела практически никакого отношения к торговле чаем. К тому времени его уже вовсю культивировали на больших площадях в Британской Индии.