Очарование романтики: готический стиль в интерьере
Содержание:
- Пламенеющая готика или пламенная (поздняя)
- Гостиная
- Основные черты готики в архитектуре
- Особенности стилизации готического интерьера
- Декорируем интерьер
- Варианты и типы вещей
- История возникновения готической моды
- Материалы и отделка
- Символы готического стиля
- Искусство
- Посмотрите видео о готическом стиле в архитектуре
- XIX век — возрождение готики. Церковные постройки
- Готика Англии и Франции
- Готический стиль в архитектуре средневековья
Пламенеющая готика или пламенная (поздняя)
Пламенеющий стиль (фр. flamboyant) – направление готики позднего периода средневековья (с XIV по XVI вв.), характеризуется наличием сложных орнаментов, напоминающих языки пламени. Так называемые, «пламенные орнаменты» являются разновидностью традиционных готических узоров «масверк», которые образованы соприкасающимися окружностями разного радиуса.
Орнамент в стиле пламенной готики, Церковь Сен-Северин в Париже
Постройки:
- Собор Нотр Дам де Руан ,1145-1506 гг.
- Церковь Св. Троицы в Вандоме, аббатство Тринити, нач. XVI в.
- Церковь Нотр-Дам в Кодбек-ан-Ко, 1428-1539 гг., провинция Нормандия
- Церковь Сент-Уэн в Руане, XV в.
- Церковь святого Северина в Париже, XV в.
Признаки: 1) применение орнамента «масверк» напоминающего языки пламени; 2) первостепенная роль декора; 3) упрощённая планировка зданий по сравнению с предыдущими периодами; 4) сложные своды с декоративными нервюрами, также применение декоративных замков в местах пересечения нервюр; 5) использование скульптур для оформления фасадов и интерьеров.
Гостиная
Готический стиль в интерьере гостиной комнаты допускает размещение в шкафах и на полках большого количества аксессуаров и декоративных элементов. Изящные статуэтки, подсвечники, массивные светильники, бра, кованая отделка, подчеркнёт изящество и неординарность стиля.
Стильное оформление гостиной комнатыИсточник eremass.blogspot.com
Напротив обязательного атрибута, камина, можно разместить деревянный стол, по периметру комнаты массивные мягкие диваны с серой обивкой. В углах помещения красуются объёмные светильники, на подоконниках — лампы. Окна завесили шторами из плотной ткани, потолок украсили массивными балками.
Оформление стильной гостинойИсточник reptil.livejournal.com
Представленный вариант оформления гостиной комнаты смотрится стильно и брутально. В гостиной нет ничего лишнего. Поставили высокую полку на всю стену, тумбу и стол из дерева. Напротив телевизора разместили кожаные диваны чёрного цвета. Характерные черты готики в интерьере: массивная люстра на потолке, кованая винтовая лестница, деревянное напольное покрытие.
Основные черты готики в архитектуре
Первое, что бросается в глаза при знакомстве с архитектурой в готическом стиле, – это высоченные остроконечные шпили крыш, внешняя строгость декоративной отделки стен и изобилие сводов и колонн. Сказать, что готический стиль легко узнаваем, это значит, не сказать ничего. Готика по праву считается наиболее выразительным архитектурным стилем, который просто невозможно перепутать с каким-либо другим направлением, например, романским построением с его полукруглыми римскими арками или более аляпистым барокко.
Характерная особенность готической архитектуры
Стрельчатый свод, состоящий из двух пересекающихся друг с другом сегментных дуг.
Это интересно: Ручной столярный инструмент — рассмотрим во всех подробностях
Особенности стилизации готического интерьера
Готический стиль интерьера обладает какой-то мистикой – витражи, поражающие многоцветием, на огромных окнах, стрельчатые своды. Главная отличительная черта стиля – вертикальные элементы, их много, как будто все пространство устремляется вверх, за счет чего достигается строгость, величественность. Среди других важных элементов, отличающих интерьер в готическом стиле:
- очень большие окна;
- обилие света;
- сложные формы сводов.
Готика сочетает в себе аристократическую элегантность с изысканностью и величием. Со времен средневековья стиль претерпел много изменений, новую жизнь он получил в XIX-XX веках, но и сейчас его черты прослеживаются в дизайне интерьеров дорогих ресторанов, отелей и некоторых загородных домов.
А в загородном особняке, апартаментах есть возможность развернуться, однако даже здесь не стоит воспроизводить готический интерьер в его первозданном виде – может получиться мистически мрачное помещение. Отдайте предпочтение стилизации в готическом духе, выбрав главные черты, чтобы подчеркнуть роскошь интерьера.
Декорируем интерьер
Как ни странно это прозвучит в двадцать первом веке, но без сундука в готическом интерьере просто не обойтись. Есть два вида этого старинного изделия:
С плоской крышкой – универсальный предмет, вмещающий массу нужных и полезных вещей, служил своеобразным шкафом. Плюсом такой крышки выступала возможность складывать их один на один и экономить место.
С покатой крышкой – в них могли хранить все что угодно, от драгоценностей до продуктов.
Сундук с плоской крышей – неотъемлемая часть готического интерьера
Чтобы создать настоящий готический стиль в любой комнате, нужно обязательно использовать только натуральные ткани и материалы. Особое место здесь занимают бархатные и атласные ткани – первой оббивалась практически вся мебель, а вторая служила роскошным постельным бельем.
Атласный текстиль поможет создать готичную атмосферу
Материалы для обстановки выбираются из дерева, камня, кожи, стеклянной или каменной мозаики, майолики и даже керамики. Готика очень “любит” раскрашенные скульптуры и цветные стекла – витражи или мозаику.
Современный готический интерьер с витражными окнами
Дополнения к совершенному образу
В готическом интерьере не обойтись без кованых элементов, ведь в средневековье из металла создавалось практически все – от декоративных украшений, до деталей мебели (спинок стульев, кресел и кроватей). Кованый дизайн всегда должен присутствовать в помещении, стилизованном под готику.
Кованные элементы должны обязательно присутствовать в интерьере в готическом стиле
Если нужно еще украсить комнату, то выбирать нужно не картины, которые в то время редко использовались (кроме фамильных портретов), а изысканные, утонченные ремесленные предметы. Этой особенности интерьера мы обязаны средневековым ремесленникам, чье дело много веков назад очень ценилось. Именно благодаря им, появлялись такие изделия и украшения, как мозаика, резьба, росписи ткани, дереву и штукатурке.
Картины играют немаловажную роль в готическом интерьере
Варианты и типы вещей
Современный готический стиль в одежде предполагает наличие вещей черного цвета. Но, несмотря на монотонность цвета, выбор вещей для создания образа гота весьма разнообразен.
Для мужчин
Основа современного готического стиля в одежде — индивидуальность. По этой причине общество готов весьма разнообразно:
- отличительной черной готов-панков (готов старого времени) являются рваные джинсы, кожаные куртки косухи, ирокезы;
- для готов-андрогенов (направление, подразумевающее бесполость существа) присущи ярко выраженный макияж, кожаные аксессуары, корсеты;
- готы-язычники предпочитают плащи с капюшонами, амулеты из камня и дерева;
- готы-фетишисты предпочитают одежду, пошитую из искусственных материалов: винила, латекса, искусственной кожи;
- кибер-готы отличаются ярким макияжем и цветом волос;
- готов-вампиров достаточно просто узнать по белым рубашкам с кружевами и воротниками жабо, бархатным длинным пиджакам;
- стильные изысканные готы-романтики носят одежду определенной эпохи.
Основные элементы одежды готического стиля для мужчины
футболки черного цвета. Допустимы принты в виде темных аниме картинок, фото рок-групп, оригинальных орнаментов. Хороши футболки в сетку (ненавязчиво подчеркивают сексуальность мужчины). Для приверженцев классики идеально подходят черные рубашки прямого кроя, а также рубахи викторианского стиля;
черные джинсы — лучше, если эти джинсы будут поношенными
Также особое внимание стоит уделить кожаным штанам. В жаркое время года стиль готика в одежде мужчин разрешает укороченные брюки или шорты черного цвета;
обувь гота мужчины — армейские сапоги, остроносые ботинки челси, высокие кеды черного цвета;
в холодное время года у мужчин готов есть широкий выбор верхней одежды: кожаные куртки, косухи, пальто из шерсти, толстовки на молнии.
Для женщин
Выбор готической одежды для девушек огромен. Каждая сможет подобрать ту комбинацию вещей, которая наилучшим образом отобразит ее настроение и мировоззрение
для совсем юных девушек готов подростков по душе придется комплект одежды, состоящий из черной футболки (можно с принтом), клетчатой юбки (в темных тонах), кожаной куртки и ботинок на массивной платформе. Кожаные аксессуары удачно дополнят идеальный образ гота;
для молодых девушек и женщин среднего возраста создать образ гота поможет черное платье, высокие сапоги и стильные серебряные украшения;
подчеркнуть идеальную фигуру женщины гота помогут пышные юбки с кружевом и сексуальные корсеты. Дополнят образ обувь на массивной платформе, стильные украшения из серебра;
элегантные, утонченно красивые черные бархатные платья — беспроигрышный вариант. При сочетании с высокими сапогами на платформе со шнуровкой и кожаной повязкой на шее, такой образ гота актуален при любой ситуации;
образ гота-неформала: черная майка, длинная юбка, свитер крупной вязки поверх, на ноги обуты ботинки берцы. В качестве аксессуаров идеально подойдут кожаные ошейники с шипами и подвесками, очки в круглой оправе;
повседневный образ, для женщины гота: черные лосины в сочетании с удлиненной майкой или свитером, сапоги или ботинки из замши. Сумка черная, достаточно больших размеров, удачно дополнит наряд;
легкий, сексуальный образ молодой женщины гота: черный корсет, пышная юбка с отделкой кружевами, капроновые колготы сетка, туфли на каблуке шпилька. В качестве аксессуаров хорошо подойдут серебряные украшения, многочисленные браслеты, подвески;
одежда в готическом стиле для осенних холодов: шорты кожаные черные, надетые поверх теплых колгот, футболка свободного кроя черного цвета, свободная кофта крупной вязки. Поверх колгот можно надеть носки и массивные ботинки;
необычное сочетание элементов одежды, идеально подчеркивающей современный готический стиль в одежде: черные лосины с пентаграммой, туфли или высокие ботинки на устойчивом каблуке, черная футболка, пальто длиной до колена
Украшения подбираются с особой осторожностью. Идеально подойдут черные кожаные браслеты и кольца из серебра;
чрезвычайно женственный образ девушки гота состоит из черного корсета, кружевного болеро, черной короткой юбки, чулок, высоких сапог со шнуровкой.
История возникновения готической моды
Мрачные нравы царили в Европе XII-XV веков. Это было жуткое и одновременно романтическое время с точки зрения современного человека. Всевластие католической церкви, беспощадные костры инквизиции, сжигающие ведьм, благородные рыцари, готовые жертвовать жизнью ради прекрасных дам.
Именно в эту эпоху зародился величественный, завораживающий холодной неприступностью стиль, названный готическим, то есть варварским, отрицающим классические каноны красоты, пропорций и гармонии
Вначале направление архитектуры, а затем и одежды, ярко выраженными острыми углами, символизировало стремление ввысь, к Богу, отрицание земной важности бытия
Наибольшее распространение новый стиль получил во Франции. Одежда парижских модниц была вычурной и своеобразной:
- остроконечные головные уборы и остроносые туфли;
- затянутые корсетами тонкие силуэты;
- шлейфы бесконечной длины;
- зубчатые, неровные края рукавов и подолов;
- обилие ярких орнаментов и цветочных мотивов.
Портняжное дело из простого ремесла превратилось в искусство, были придуманы все известные доныне методики кроя.
А потом мир шагнул в эпоху Возрождения, и готика канула в Лету. Попытка выйти из забвения в конце XVIII-начале XIX веков была кратковременной и неудачной. В 70-х годах XX века готика вновь ожила, придя на смену угасающей панк-культуре, не сумевшей утвердиться в своем лозунге «Жить быстро – умереть молодым».
С жизнью было более-менее все понятно, и мог справиться практически каждый. А вот тема смерти, загробного мира, вечного траура пришлась по вкусу мрачным романтикам. Их излюбленным цветом стал черный, а местами для прогулок и сборов – кладбища. Новый готический стиль окончательно оформился к 80-м годам, а в 2000-х он вышел на подиумы.
Материалы и отделка
Для готического стиля характерно использование благородных натуральных материалов – дерева, камня, мрамора. В современной готике обязательно присутствие большого количества стекла и металла. Среди ценных пород древесины оптимальным вариантом станут: темный дуб, бук, лиственница, ольха, кедр, можжевельник.
Конечно же, натуральный мрамор может позволить себе далеко не каждый. Отличной заменой может стать искусственный камень или другие материалы с имитацией мраморной фактуры.
Для оформления пола можно использовать различные породы дерева, керамическую плитку или паркет.
Для украшения стен в готическом интерьере используются гобелены со специфическими историческими изображениями, картины, стилизованные под Средневековье, фрески и настенные росписи.
Очень часто применяется резьба по металлу или дереву, которая украшает, например, деревянные двери или своды.
Прекрасным украшением потолка станет кессонная конструкция.
Символы готического стиля
Характерной особенностью готического стиля является использование аксессуаров только из серебра, в крайнем случае – белого золота. Иногда готы и вовсе используют недорогие сплавы не драгоценных металлов. Традиционно белый цвет в аксессуарах символизирует собой холодный, мертвенный свет Луны. Он отлично подчеркивает траурность готического одеяния и бледность лица.
Драгоценные камни в аксессуарах практически не используются. Возможно, это объясняется тем, что в ювелирных изделиях гораздо чаще встречается сочетание желтого золота с драгоценными камнями, а оно, как уже было сказано, для готов неприемлемо. Впрочем, и сами драгоценные камни по цветовой гамме мало подходят к готическому одеянию. Исключение могут составить разве что сапфир и бриллиант.
Зато полудрагоценные камни встречаются в аксессуарах готического стиля достаточно часто. Холодный топаз, черные опал, агат и нефрит, горный хрусталь – одним словом, все камни, имеющие черную, белую или, по крайней мере, холодную окраску. Не менее популярны в качестве готических аксессуаров изделия из жемчуга, натурального (морского и речного) или искусственного.
Подвески, серьги, кулоны и кольца обычно имеют определенную символику. Так, в готической культуре очень популярен египетский символ анк (анх), именуемый также «египетским крестом». Толкования его значений очень многочисленны. Кроме того, среди готических аксессуаров можно встретить распятия, кельтские кресты и орнаменты, фигурки кошек, драконов.
Кое-что из атрибутики «осталось» от панков: кожаные браслеты и ошейники, украшенные металлическими шипами.
Девушки-готы очень любят использовать для своих нарядов элегантные шляпки с черной вуалью, а также ажурные кружевные перчатки.
Искусство
Расцвет готического искусства пришёлся на момент начала развития средневековой научной мысли. Так монастыри утрачивали роль главенствующих центров культуры. Мастера стали обращаться не только к религиозным мотивам, но и более обыденным сюжетам. В целом готическое искусство полностью отражает противоречие своей эпохи – это классицизм, причудливое переплетение реализма и человечности а так же догматичное религиозное наследие. В данном периоде начинает зарождаться светская архитектура – кроме ратуш и церквей возводятся и каменные дома для обеспеченных граждан, формируется тип городского многоэтажного дома.
Однако классический готический стиль наглядней всего проявился именно в церковной архитектуре. Так соборы и церкви вмещают не только все отличительные черты и новшества стиля, но и уникальные декоративные и скульптурные элементы.
Влияние византийского стиля в архитектуре ярко прослеживается в таких течениях средневекового искусства, как романский стиль и готика.
Неотрывно от архитектуры в средневековом готическом искусстве развивалась и скульптура. Сюжеты и содержание последней были полностью подчинены религиозным мотивам. Нередко в скульптурах воплощались и реальные исторические события, живущие епископы и короли.
Ниже приведены несколько отличительных черт готических скульптур:
- Максимальное наделение героев человеческими эмоциями и чертами.
- Обособленность скульптуры от стены, в отличие от романского стиля. Так готические скульптуры всегда объёмны, они находится на постаментах у стены и нередко выходит за её пределы.
- Обилие объёмных складок и натуралистичность изображений и пропорций тел героев.
Наряду со скульптурой получила широкое развитие и витражная живопись. Техника исполнения витражей не изменилась, однако цветовая палитра и тематики стали значительно богаче и разнообразней. Так вместе с изображением религиозных сюжетов стали появляться и витражи на бытовые темы.
Также особое место в готической культуре занимают книги, которые уже начинают писать не только в церковнослужители, но и городские мастера. Зачастую это были романы, басни, хроники, трактаты и притчи. Вместе с книжным делом развивается и книжная миниатюра. Готические книжные иллюстрации отличаются особой реалистичностью и крайне высоким качеством исполнения.
Посмотрите видео о готическом стиле в архитектуре
Величие и кажущаяся невесомость готического собора заключается в сложнейшей конструкции, в технологии каркасного строительства, основанной на противопоставлении крепкого каркаса легкому заполнению. Основой сводчатой конструкции служили нервюры – выступающие ребра свода собора, образованные смыкающимися на потолке колоннами.
Нервюрный свод опирался не на стены, а на контрфорсы – массивные столбы, находившиеся либо на выступающей части стены, либо на отдельно стоящей опоре, связанной со стеной аркбутанами. В толстых глухих стенах, свойственных романскому стилю – предшественнику европейской готики, более не было необходимости.
При новой каркасной системе стену можно было легко заполнить окнами, а монументальные росписи, характерные для романских построек, заменить витражами – поместить изображение прямо внутрь окна, составив его из кусков цветных стекол.
Самая заметная отличительная черта стиля – стрельчатая арка, дуги которой пересекаются, образуя угол, а не полуокружность, свойственную романскому стилю. Главный вход в готический собор неизменно располагался со стороны его западного фасада – самого роскошного в плане убранства. Здание собора, таким образом, оказывается обращенным лицом к входящему – так в архитектурном замысле проявляется возросшее значение человеческой личности в средневековой культуре.
XIX век — возрождение готики. Церковные постройки
В конце XVIII в Европейской культуре, особенно в Англии, начинает входить в моду интерес к традициям искусства прошлого. Появляется новое движение в искусстве – «историзм». Готика снова начинает входить в моду и возрождаться, как одно из важнейших направлений историзма. Новый стиль получил название «неоготика». Неоготика развивалась в двух направлениям: 1) археологическое направление – заключается в стремлении возродить готический стиль точном соответствии с со средневековой традицией; 2) романтическое направление – развитие и переработка старых традиционных элементов с целью создать новый стиль.
Кёльнский собор был достроен только в 19 веке
С приходом нового стиля вновь стали строиться готические соборы уже не только в Европе. Некоторые соборы остались недостроенными со времён средневековья, некоторые города решили обзавестись модными сооружениями в старинном стиле, а некоторые создавали абсолютно новую архитектуру.
Интерьер церкви св. Эгидия в Чилде
Архитектор Огастес Пьюджин, безусловный лидер английского направления неоготики, разработал уникальный проект церковного интерьера. Он прорисовал множество орнаментов в средневековом стиле и оформил все стены с помощью кафельной плитки с орнаментальными рисунками.
Крупнейшие и значительные постройки:
- Кёльнский собор, Германия, строительство началось ещё в средневековье, но только в XIX веке было завершено по старым чертежам;
- , 1900-1990, США
- Церковь святого Эдигия в Чидле, 1841, Великобритания, церковь имеет совершенно нетипичный по сравнению со средневековой готикой интерьер;
- Часовня святого Александра Невского, 1831-1833 гг., Петергоф – одна из первых православных построек в готическом стиле в России;
Общие признаки: 1) возрождение старинных традиций готики, копирование старых образцов; 2) применение современных строительных материалов; 3) архитектурные импровизации и эксперименты – совмещение готики с элементами других стилей.
Готика Англии и Франции
Зарождение готики как архитектурного стиля произошло на севере Франции. Своего рассвета она достигла в XIII веке. Основной готической постройкой в то время был монастырь ордена бенедиктинцев с библиотекой на 570 книг. Вторым главным собором во Франции стал собор Парижской Богоматери.
ФОТО: worldlist.travelСобор Шартре был построен в период с XII до XIX веков. От других построек он отличается художественной цельностью
В Англии, в отличие от других стран, готика появилась рано и просуществовала до четырнадцатого века. Собор в Солсбери стал одним из образцов английской готики, но национальной святыней и резиденцией епископа стал Кентерберийский собор. Британская готика делится на несколько периодов: английская готика, геометрически-криволинейная и перпендикулярная.
ФОТО: hakkindabilgial.comКентерберийский собор построен в XII-XIV векахФОТО: pp.userapi.comВинчестерский собор в Англии – одно из самых посещаемых мест
Готический стиль в архитектуре средневековья
Как бы не старались поклонники средневековья отождествлять готический стиль с католической церковью, в реальности готика не всегда была архитектурой только костелов и базилик. Сложившийся стереотип представления о здании в готическом дизайне всегда ассоциируется с наиболее яркими памятниками готики, как, например, Собор Парижской Богоматери, кафедральный собор Дуомо.
Здание Миланского кафедрального собора и Дрезденский кафедральный собор, возводившийся на протяжении нескольких столетий и объединивший в себе сразу несколько вариантов готического образа.
Это наиболее яркие образцы зданий в готическом стиле, но архитектура готики не всегда была столь помпезной, такой ее сделала католическая церковь.
Специалисты разделяют эпоху активного использования готического стиля в строительстве на четыре условных периода:
- Появление ранней готики в наиболее важных социально значимых строениях городских общин. Датируется предположительно с 1088 года – даты постройки базилики аббатства Клюни;
- Этап развития и становления готического стиля в большинстве архитектурных решений, общественных зданий и церковных строений датируется 1220-1410 гг.;
- Эпоха доминирования готического стиля в церковной архитектуре завершается в конце XV- XVI веков;
- Короткий этап возрождения элементов готического стиля в современной архитектуре начала XIX века.
Выразительность и эффектность готического стиля всегда была под контролем католической церкви, выступавшей за сдержанность в оформлении здания. Требовалась массивная и одновременно высокая коробка здания, шпиль и огромный купол.
Большую часть необычного декора в готическом стиле мастерам приходилось прятать в нарочито множественных и слегка грубоватых элементах отделки, поэтому с первого взгляда любое здание в готическом оформлении выглядит строгим серым пятном, и только при более внимательном изучении фасада стен и фронтонов можно понять гениальный замысел архитектора.
Кроме новых строительных приемов и специфического готического декора, в архитектуру пришла новая геометрия узоров.
Большинство пропорций, используемых в проектировании готических соборов и зданий, относилось к известному «золотому сечению». Ему подчинялось все, от размеров до формы кривых, дуг, арок, пропорций оконных проемов и площадей крыши.