Национальные костюмы народов россии картинки с названиями карелы
Содержание:
- Другие элементы национального костюма карелов
- Особенности
- Одеваемся по-карельски / Šuorita karjalakse
- Народный костюм / Rahvahalline soba
- Немного истории
- Saraffana / ferezi / košto
- Женские костюмы
- Традиционный костюм Карелии
- Национальный костюм карелов (53 фото): женские и мужские карельские костюмы, история
- Трансформация мужского карельского костюма
- Вокнаволок / Vuokkiniemi
- Головные уборы, украшения
- Кижи / Kizhi
- Классическая карельская сорочка rekko
Другие элементы национального костюма карелов
На Карельском перешейке, женские сарафаны носили на востоке и юге, а юбки на севере и западе. Костюмы Rekko бывают любого типа, в зависимости от района.
На западной стороне перешейка юбка надевается из одного цвета, как в Муолаа. Плед из полосатого сукна шили на подол, как в Койвисто и Куолемаайярви.
В Ингрии rekko костюм также иногда носят с юбкой.
Женские фартуки из шерсти или льна, как правило, с нашивными элементами и/или вышивкой.
Льняные фартуки часто имеют nyytinki вставки, бобины, кружева и/или окантовку, как этот пример из Саккола.
Тан – кожаные повседневные ботинки, которые характерны для Карелии. Они аналогичны тем, что носили саамы (лопари), но короче. Они имеют характерный острый носок.
В Ингрии ленту часто украшают бисероплетением и металлическими пластинами. Вот пример из Тайро.
Замужние женщины носят головной убор под названием sorokka, который сделан из ткани с вышивкой и/или украшен аппликацией из лент вокруг головы.
Особенности
Узнать карельский костюм можно некоторым выразительным деталям костюма. Рукодельницы всегда украшали платье или сарафан потрясающей вышивкой. Это были вышитые мотивы крестиком или тамбурным швом.
На вышивке присутствовали животные и растения, орнамент, напоминающий снежинки и другие геометрические фигуры. Как, правило, рукодельницы использовали красную нить для выполнения красивых мотивов. Красная нить символизировала праздничное украшение для всех нарядов. Повседневные платья украшались вышивкой белой или бежевой нитью.
Сегодня такое украшение используется при изготовлении столового белья, домашнего текстиля и сувенирной продукции, сценических костюмов.
Яркий цвет сарафана, платья еще одна отличительная особенность национального костюма Карелии.
Рассматривая фасон платья, стилисты отмечают и особенную отделку рукавов. Многие варианты карельского платья имеют рукава, собранные на резинку и украшенные пышным воланом.
Одеваемся по-карельски / Šuorita karjalakse
Современный карельский сарафан — он какой?
Разный. В представительском министр культуры едет на форум в Суоми. В сценическом пляшет финскую польку блондинка из «Кантеле». В форменном официантка «Карельской горницы» несёт на стол настойку «Третья песня» горькую.
Ирина Порошина, художник-дизайнер национального костюма, может спроектировать и сшить любой. И шьёт уже не один десяток лет.
Ирина — член Союза художников России, член Санкт-Петербургского союза дизайнеров, член Союза русских художников в Финляндии «Триада».
— Национальный костюм сегодня не обязательно должен шиться так же, как в старину, — считает Ирина. — Мы создаем его на основе традиционного кроя и декора, используем современные ткани и фурнитуру. Важны современные цветовые сочетания и посадка на фигуре — чтобы подчеркнуть индивидуальность.
Крой традиционной рубахи и сарафана, юбки и душегреи всегда был прост и экономичен. Обусловлен цельными полотнищами ткани, ширина которых варьировалась от 35 до 50 см (в зависимости от размеров ткацкого стана).
Поэтому в основе конструкции народной одежды лежит уникальная система геометрического кроя, основанная на составлении деталей костюма из простых фигур (прямоугольник, квадрат, треугольник). Эти же фигуры лежат в основе народных орнаментов.
Из этих фигур, несущих еще и важную смысловую нагрузку, составлены более сложные и символические фигуры кроя: крест (рубаха), трапеция (косоклинный сарафан, юбка), полукруг и круг (душегрея, коротена, верхняя одежда).
Мы попросили Ирину провести мастер-класс для «Уроков карельского» — сшить косоклинный сарафан — современный, но и традиционный.
В магазине нас слегка занесло: купили аж четыре вида вискозной фланели (однотонной и в клетку). Так что пришлось шить целый комплект с косоклинным сарафаном во главе.
Источник
Народный костюм / Rahvahalline soba
Карел-крестьянин в те годы одевался просто: домотканые штаны заправлены в высокие (до колен) кожаные сапоги, на теле — рубаха и жилет. Подол рубашки из-под жилета выпускался на пару десятков сантиметров. На голове картуз, а если совсем уже старик — валяная шляпа в форме усеченного конуса.
А еще элегантный карел любил носить шарф или шейный платок. Шейные платки вышивались замысловато, с использованием сложных орнаментов.
Похолодало? Крестьянин надевал на широкие плечи кафтан, доходивший до колена. Иногда — суконный пиджак с отложным воротником и прорезным карманом с левой стороны.
Вообще, этнограф Круковский с присущей ему наблюдательностью заметил, что карелы обычно запахивали правую полу верхней одежды на левую. Православные карелы считали, что застежку на правую сторону мог поместить только представитель недремлющей нечисти.
Почти всю одежду карелы шили из небольшого набора тканей — льна, пестряди, поскони и шерсти. Сами сеяли лён и коноплю, разводили овец. Северные карелы лён и коноплю закупали у южных братьев (не росло). Праздничный костюм шился из покупной материи — парчи, штофа, гаруса, нанки, тафты и муара.
Ткани красили с помощью местных натуральных красителей (сок красных ягод, настой ивовой коры, ольхи, луковой шелухи). Иногда закупали индиго и анилиновые краски.
Фабричные ткани (ситец и кумач) покупали на ярмарках в Тихвине и Шуньге, у коробейников. Из дорогих материалов (парчи и шелка) богатые карелы шили сарафаны, повойники и сороки (головные уборы).
Главной женской одеждой были прямой на лямках сарафан и рубаха с пышным рукавом до локтя.
Немного истории
Издавна повелось, что каждая хорошая хозяйка должна была обладать определенными навыками рукоделия: шитье, ткачество, вышивка, вязание. Девушки и женщины создавали роскошные сарафаны и платья, украшенные бесподобной вышивкой тамбурным швом. Отделка изделий обязательно имела кружево, атласные ленты и тесьму с ярким рисунком.
Народный национальный карельский костюм отражал жизнь и быт обычных жителей, привыкших много трудиться и заниматься любимым делом.
Свободный крой был основой всей одежды. Сарафаны, платья шились из следующих материалов: лен, пестрядь, шерсть, посконь. Ткань часто местные жители делали сами. Карелы высеивали лен, коноплю, держали овец. Во многих домах присутствовали домашние ткацкие станки и прялки. Умелые мастерицы проводили много времени за таким ремеслом, как ткачество и прядение различных нитей. Одежда изготавливалась из ситца, кумача, которые покупались на ярмарках и у ремесленников.
Национальный карельский костюм являлся повседневной и праздничной одеждой. Что входит в подобный костюм? Следующая глава подробно раскроет детали и особенности костюма. Сегодня национальный костюм используют исключительно для проведения праздничных мероприятий, связанных с историей, традициями республики Карелия.
Saraffana / ferezi / košto
Русская (заонежская) и карельская версии женского костюма различались. У карелок рубаха имела более глубокий вырез ворота, а сарафан — более широкую и низкую грудную часть.
Кроме сарафана и рубахи карелки могли надевать передник и головной убор. Молодые девушки носили платки, завязанные узлом под подбородком, или ходили с непокрытой головой. Замужние убирали волосы под небольшую шапочку на мягкой ткани — повойник.
Эскиз художника-дизайнера Ирины Порошиной
Михаил Круковский сделал учёное наблюдение: молодые девушки-карелки чаще одевались в одежду светлых тонов, пожилые предпочитали темные цвета.
Девочки двух-четырех лет носили рубашки до колена, пяти-шестилетние надевали также юбку или сарафан. Как взрослые девочки одевались лет с двенадцати.
В Россию сарафан пришел еще в XVI веке. В Карелии стал популярен во второй половине XIX-го. Носили его и русские, и карельские, и вепсские девушки. Причем финно-угорские народы восприняли сарафан как главный элемент повседневной одежды именно от русских, в пользу чего говорит и карельское название сарафана — saraffana. Само это слово, кстати, в русский язык пришло из персидского.
Повседневные сарафаны в Карелии шили из беленого холста, крашенины или набойных тканей, праздничные — из плотных нарядных тканей.
Женские костюмы
К XIX веку национальный костюм народов карел претерпел сильные изменения в связи с качественным ростом уровня жизни и развитием ремесел и народного творчества. Так, предпочиталась тканая одежда, украшенная вышивкой, шитьем, вязанием, которая показывала умелость и трудолюбие мастериц.
Как выглядит национальный костюм карелов-женщин сейчас?
Постепенно у женщин туникообразная рубаха сменилась на двухчастную. Нижняя ее часть — холщевая — ткалась в домашних условиях, а рукава шились из более тонкой и дорогой покупной ткани.
Верхняя, нарубашечная, часть костюма могла быть или юбкой, или сарафаном (что наблюдалось несколько чаще). Юбка шилась многослойной, из пяти-шести полотнищ. К такой юбке полагалась приталенная кофта-рубаха. Но был и другой тип юбки — простой, нешитый, а собранный из кусков домотканого холста или полушерстяной суконной ткани. Такие юбки имели в виде украшения продольные или поперечные полосы разной ширины и цветовой гаммы.
Другой вариант нарубашечной одежды — сарафан — первоначально собирался из кусков ткани в виде косых клиньев и имел широкие полукруглые проймы. Он делался, как и просторная рубаха, из холстины. Но позже, с развитием торговли, появился более сложный фасон сарафана из полушерстяной или хлопчатобумажной ткани. Он имел прямой силуэт и часто не имел швов, отчего назывался «круглый».
На сарафан или юбку надевался хлопчатобумажный или холщевый передник до подола, прямого кроя. Его украшали снизу скрученными в спирали нитями разных ярких цветов.
Традиционный костюм Карелии
Группа для тех, кому интересна традиционная одежда Карелии: ее прошлое и настоящее.Здесь вы найдете старинные фотографии, музейные образцы, литературу по истории карельского костюма. Узнаете особенности одежды народов Карелии, русских и финно-угров. Чем больше мы будем знать о костюме прошлом, тем лучше сохраним его в настоящем.
КОСТЮМЫ НАПРОКАТ НЕ СДАЕМ!
Готовы спорить, что сейчас наши поморочки с Карельского берега Белого моря удивятся и обрадуются. Про сарафан из Керети мы уже рассказали, а теперь премьера керетской свадебной перевязки!Посмотреть воочию её можно будет в зале «Северная кадриль» в Национальном музее Карелии после окончания реэкспозиции. Следите за новостями!
Карельский колледж культуры и искусств
ВНИМАНИЕ
ГБПОУ РК «Карельский колледж культуры и искусств» и ООО «Золотая нить Поморья» объявляют набор на обучение по дополнительной профессиональной образовательной программе повышения квалификации «Техника и технология изготовления изделий «золотного шитья».Показать полностью.
Нормативный срок освоения программы – 96 учебных часов.
Время обучения: с 05 апреля 2021 г. по 15 мая 2021 г.
В процессе обучения слушатели освоят уникальынй вид рукоделия – золотное шитьё, технику ручной вышивки металлическими позолоченными (золотными) и серебряными нитями.
К обучению по программе допускаются лица: 1) имеющие начальное, среднее профессиональное и (или) высшее образование; 2) получающие в данный момент среднее профессиональное и (или) высшее образование.
Слушателю при условии успешного выполнения учебного плана выдается удостоверение о повышении квалификации установленного образца по программе повышения квалификации «Техника и технология изготовления изделий «золотного шитья». Для слушателей обучение бесплатное. После обучения слушателям предлагается стажировка в ООО «Золотая нить Поморья» (с получением стипендии).
Источник
Национальный костюм карелов (53 фото): женские и мужские карельские костюмы, история
Республика Карелия – край удивительной природы, красивых живописных мест. Именно на таком колоритном уголке земли живут люди многих национальностей: русские, карелы вепсы и другие.
Немного истории
Издавна повелось, что каждая хорошая хозяйка должна была обладать определенными навыками рукоделия: шитье, ткачество, вышивка, вязание. Девушки и женщины создавали роскошные сарафаны и платья, украшенные бесподобной вышивкой тамбурным швом. Отделка изделий обязательно имела кружево, атласные ленты и тесьму с ярким рисунком.
Народный национальный карельский костюм отражал жизнь и быт обычных жителей, привыкших много трудиться и заниматься любимым делом.
Свободный крой был основой всей одежды. Сарафаны, платья шились из следующих материалов: лен, пестрядь, шерсть, посконь. Ткань часто местные жители делали сами. Карелы высеивали лен, коноплю, держали овец.
Во многих домах присутствовали домашние ткацкие станки и прялки. Умелые мастерицы проводили много времени за таким ремеслом, как ткачество и прядение различных нитей.
Одежда изготавливалась из ситца, кумача, которые покупались на ярмарках и у ремесленников.
Национальный карельский костюм являлся повседневной и праздничной одеждой. Что входит в подобный костюм? Следующая глава подробно раскроет детали и особенности костюма. Сегодня национальный костюм используют исключительно для проведения праздничных мероприятий, связанных с историей, традициями республики Карелия.
Особенности
Узнать карельский костюм можно некоторым выразительным деталям костюма. Рукодельницы всегда украшали платье или сарафан потрясающей вышивкой. Это были вышитые мотивы крестиком или тамбурным швом.
На вышивке присутствовали животные и растения, орнамент, напоминающий снежинки и другие геометрические фигуры. Как, правило, рукодельницы использовали красную нить для выполнения красивых мотивов. Красная нить символизировала праздничное украшение для всех нарядов. Повседневные платья украшались вышивкой белой или бежевой нитью.
Сегодня такое украшение используется при изготовлении столового белья, домашнего текстиля и сувенирной продукции, сценических костюмов.
Рассматривая фасон платья, стилисты отмечают и особенную отделку рукавов. Многие варианты карельского платья имеют рукава, собранные на резинку и украшенные пышным воланом.
Цвета и оттенки
Цвет являлся в национальном костюме определяющим фактором. Большинство карельских праздников проходит с вождением хороводов, пением песен. Зимой юноши и девушки катались на санях, на масленицу прыгали через костер. Поэтому платье должно было быть ярким, заметным нарядом.
Помимо красной вышивки на изделии, многие хозяйки предпочитали шить красные, синие платья, но обязательно в сочетании с белым фоном. Удивительно нежно, красиво и роскошно смотрелось такое платье.
Ткани и крой
Соприкасаясь с вехами карельской истории и культуры, можно проследить, что одежда женщин и мужчин всегда была свободной, не стесняющей движений.
Платья, сарафаны, мужские рубахи шились прямого фасона. Множество оборок, воланов дополняли и украшали одежду.
Целомудренность карельских народов подтверждалась и длиной женской одежды — она шилась длинной, в пол.
Разновидности
Национальный костюм – одежда, которую носили от мала до велика. Что включала в себя мужская, женская и детская одежда? Следующий обзор ознакомит с национальной, карельской одеждой.
Мужчины, как истинные джентльмены были галантны и привлекательны. Мужской костюм состоял из белой рубахи с вышивкой, цветных штанов, портов, черной жилетки и шляпы.
Шляпу мог заменить и другой головной убор (фуражка). Высокие черные сапоги роскошно дополняли мужской костюм. Рубаху юноши и мужчины подвязывали поясом. Рубаха шилась 2-х видов: длина первой доходила до колен (выполнялась она из домотканого полотна) и короткая (из красного коленкора, с узким воротником — стойкой). Шейный платок был обязательным предметом карельского костюма для мужчин.
У женщин костюм был более разнообразным. Рукодельницы составляли свой наряд из сарафана и свободной кофты, либо юбки и холщовой рубашки. Легкий клеш присутствует на каждом сарафане.
Очень часто хозяйка украшала подобный наряд красивым фартуком. Фартук декорировался воланом, традиционной вышивкой и даже бахромой.
Прическу женщины украшали старинными головными уборами. Девушки повязывали свою голову повязкой или платком. Повязка часто выполнялась из бересты и имела красивое переплетение. Замужние женщины в качестве головного убора выбирали повойники или кокошники. Роспись жемчугом таких уборов подчеркивала благосостояние местных жителей.
Трансформация мужского карельского костюма
Какой национальный костюм был у карелов-мужчин, описать несложно. Ведь за долгое время он претерпел незначительные изменения.
Свободного туникообразного кроя рубаха, как и прежде, подвязывалась кушаком. Но изменила форму ворота и стала напоминать косоворотку. Обычно она носилась поверх прямых и свободных холщевых или суконных портов, заправленных в голенища кожаных сапог. В некоторых случаях длинная косоворотка заменялась более узкой и короткой красного цвета рубахой с воротом-стойкой, пошитой из коленкора или льна. Рукава в таких рубахах были прямые по крою и не имели манжет. А подмышки оформлялись вставками в виде клинообразных заплат. Воротник рубахи украшался сверху надетым шейным платком с разнообразными орнаментами. Что касается расцветки, то карелы очень любили набивку «в горошек» или прямую клетку темных и светлых цветов.
Достаточно разнообразны и головные уборы мужчин-карел: в теплое время — фуражки или шляпы из легких материалов, в зимнее — шапки из сукна или меха или двухчастные шапки, в которых основная часть была сделана из ткани, напоминающей бархат, а опушка — из меха.
Вокнаволок / Vuokkiniemi
Карельский быт и костюм изучали не только русские этнографы. Когда Элиас Лённрот издал «Калевалу», финские художники, фотографы и писатели бросили все дела и отправились в русскую Карелию. За вдохновением. Романтическое течение конца XIX века в Финляндии назвали карелианизмом.
Спарре и Галлен-Каллела проехали по северно-карельским деревням в 1892 году. В поездке Спарре вел записи, зарисовывал детали быта и костюмы карелов. В деревне Кимасозеро в его дневнике появился рисунок хозяйки дома в красном сарафане.
Пару лет назад в Вокнаволоке — деревне на севере Карелии, неподалёку от финской границы — устроили этнокультурный центр.
Для экспозиции мастер Наталья Денисова сделала историческую реконструкцию по рисунку Спарре. Проще говоря, сшила точную копию этого женского костюма, используя традиционные ткани и технологии.
Экспозиция в Вокнаволоке. Фото: Игорь Георгиевский
Головные уборы, украшения
Головные уборы – это то, без чего не представляли себе карелы национальный костюм. Фото классических вариантов отличаются разнообразием. Среди древнейших головных уборов можно упомянуть накомарник, который в основном надевался перед работой в лесу. Изделие имело вид капюшона, шилось из белого холста.
В холодные месяцы мужчины отдавали предпочтение шапкам, изготовленным из заячьего либо овечьего меха. Внешне они выглядели практически как современные ушанки. Незамужние барышни носили платки, повязки, а дамы, состоящие в браке, украшали головы повойниками, сверху дополненными платками
Декору головных уборов уделялось повышенное внимание: применялись жемчужные поднизи, вышивка
Вышивка – один из излюбленных методов украшения одежды, которым активно пользовались карелы испокон веков. Мотивы узоров отличались величавостью, торжественностью. Мастерицы любили образы фантастических животных, птиц. Вышивка применялась при производстве рубашек, сарафанов, головных уборов. Также женщины не ограничивали себя в традиционных украшениях, выбирая изделия из жемчуга, золота, серебра.
Таковы основные черты, которыми обладали карельские национальные костюмы.
Читайте далее:
Мужской и женский казахский национальный костюм. фото примеров и особенности фасонов. материалы, украшения, обувь, головные уборы.
Мордовские национальные костюмы. как выглядит женский, мужской, детский наряд? украшения, обувь, головные уборы — фото.
Национальный костюм марийцев — фото. особенности фасонов, украшений, обуви, головных уборов. одежда для свадьбы, зимы, лета.
Национальный костюм бурятов — фото. виды костюмов — фасоны, материалы, украшения, обувь, головные уборы. современный костюм.
Костюм монашки на хэллоуин своими руками. шьём балахон и головной убор. делаем правильный макияж. особенности костюма.
Какую шапку носить с пальто: головной убор для женщин, для мужчин. выбираем головной убор для пальто по цвету и материалу
Национальный костюм чеченцев. особенности мужского и женского костюма. свадебные образы. современный костюм чеченов.
Почему моряки носят бескозырку, история и особенности головного убора
Костюм вишенки для девочки своими руками: основа, головной убор, атрибуты
Удмуртские костюмы (фото). откуда пявились? характерные черты женского и мужского образа. современные костюмы.
Осетинский национальный костюм (фото): мужской и женский, история костюма
Никаб и хиджаб: отличия, виды восточных головных уборов
Что такое костюм? как выглядят театральный, национальный, а также мужской, женский костюмы? интересные факты.
Что такое кокошник? значение головного убора в старину и в современности. подробно о деталях и мистических особенностях.
Бейсболка это: описание, история и особености головного убора
Кижи / Kizhi
Наталья Михайлова в карельском сарафане ходит на работу — руководить фольклорно-этнографическим ансамблем музея «Кижи». Как-то раз пришла в обычной одежде, так охранник её и пускать не хотел: не узнал.
Наталья Михайлова с мужем Евгением. Фото из архива музея «Кижи»
В летний туристический сезон (с начала мая по конец сентября) участники ансамбля в концертном облачении практически живут . Муж Натальи Евгений — гармонист, обе дочери выросли на Кижах, старшая Екатерина уже выступает вместе с родителями.
Участники фольклорно-этнографического ансамбля — только во вторую очередь артисты, певцы и музыканты. А в первую — сотрудники отдела фольклора. Ездят по карельским деревням с диктофоном и блокнотом, записывают песни и наигрыши на музыкальных инструментах. Задача — достоверная реконструкция народной культуры, в том числе и костюма.
Кижские пейзане. Фото: Павел Пелевин
Повседневный сарафан — клетчатый или однотонный, из плотной хлопчатой ткани (сверху серый передник). Северянки, кстати, очень любили «клетку». А в праздничном варианте сарафан обычно богатый, яркий (бордовый или коричневый), а передник ещё ярче — изумрудно-зелёный.
Нижняя часть рубахи-рядчины могла быть домотканой, а всё остальное шилось уже из готовых тканей, которые жительницам северных карельских деревень обычно привозили отцы и мужья из Финляндии. Никаких воланов, складок, рюшей в одежде северных карелок мы не видим: всё очень просто, надёжно и функционально.
Кижская регата. Фото из архива музея «Кижи»
Головной убор — отдельная тема для исследований. Платок в повседневной одежде вроде был простой, но завязывался строго определённым образом. По элементам костюма (в том числе и по головному убору) сотрудник отдела фольклора музея «Кижи» точно скажет: вот так носили на севере Карелии, так — на юге. Это поморки, а это заонежские барышни.
В праздники замужняя северянка надевала на голову сороку — мягкую шапочку, всегда из яркой ткани. Сорока была самым дорогим элементом костюма: создавалась из лоскутков, что остались от пошива облачения церковного настоятеля. Заведёт себе батюшка новую рясу или мантию, а остатки ткани бабам отдаст — на сороки!
Кстати, эту традицию соблюдают и участники кижского фольклорного ансамбля: отец Николай Озолин (бывший настоятель Спасо-Кижского прихода) лоскутами щедро делился. Так что головной убор Натальи Михайловой (как и всё остальное в её народном костюме) сшито по правилам.
Классическая карельская сорочка rekko
В Карелии люди жили в напряженных и тяжелых обстоятельствах. Ткань использовалась более экономно, чем в западных районах Финляндии но компенсирована щедрой и красочной вышивкой с традиционными кружевами.
Rekko является центральным элементом в передней части сорочки. Дизайн, цвет и степень вышивки варьируется в зависимости от района. Валкйарви выполнен из оранжевой, голубой и белой шерсти. В аппарантли первоначальный цвет rekko вышивки был золотисто-желтый. Некоторые оттенки желто-оранжевого цвета до сих пор являются основным. Открытая сторона удерживается в закрытом положении с помощью гравированного серебра или оловянной броши в основном для замужних женщин.
На изображении, взятого из блога финской женщины, можно увидеть Rekko. Она удивительная швея и делает также сарафаны. Ее зовут Соя.
Иногда встречаются костюмы с поддельным rekko, Его просто вшивают в сорочку. Эта фотография из каталога компании, которая делает массовое производство костюмов. Это гораздо легче сделать.
Кроме rekko, вышивкой украшается узкая полоса воротника, манжеты, плечи. В Ингрии рукава часто собраны в верхней части плеча.