Как выглядели донские казаки 400 лет назад

Русская

В статье «Фольклорный образ женщины-казачки как воплощение стереотипов казачьего социума» доктор филологических наук Елена Ивановна Алещенко проанализировала сказки, народные песни и предания. Она отметила, что если в русском народном фольклоре смиренность и покорность женщины часто признаются как безусловные достоинства ее характера, то казаки ценят в представительницах прекрасного пола решительный и смелый нрав, верность и преданность.
Вызывает удивление, как сильно различаются у казаков и русских не только представления о чертах характера, которые должны быть присущи женщинам, но и стандарты красоты.
Поскольку все славянские народы издревле почитали святость материнства, идеалом красоты у русских была девушка, чья стать и фигура свидетельствовали о крепком здоровье и дородности. То есть анализ фольклорных произведений, а также исследования большинства этнографов рисуют такие внешние черты:

  • высокая;
  • полная;
  • длинная русая коса;
  • белая кожа;
  • румяные пухлые щечки;
  • мягкие, легкие движения;
  • плавная походка.

Худоба считалась недостатком невесты всех сословий русского общества вплоть до ХХ века, когда стандарты красоты сильно изменились под влиянием европейских представлений. Но и сейчас многие русские мужчины признаются, что им нравятся женщины «приятной полноты», как на картинах известного художника Бориса Михайловича Кустодиева (1878-1927 гг.).
В старину на девушку надевали как можно больше одежды, чтобы на смотринах она выглядела дороднее, пышнее. Стройная фигура ассоциировалась в народном сознании с голодом, который негативно сказывается на репродуктивном здоровье женщины.

Отличие одежды кубанских от донских казаков

Из-за разных мест жительства в костюмах донских и кубанских казаков появились отличия. На экипировку кубанских казаков значительно повлияла одежда горцев. Донские казаки чаще всего надевали чекмени, тогда как кубанские обычно надевали черкески, которые распространены на Кавказе.

Исконный костюм казаков, живших на Дону, включал в себя папаху, шаровары с лампасами, сапоги, бешметы, пояса и портупеи, шерстяной башлык. Одежда кубанских казаков — шаровары, черкеска, бешмет, башлык, бурка, папаха и сапоги. Необходимым элементом была висящая на поясе сабля, позже – кинжал.

Зелёный китель и синие штаны – амуниция Донского войска. Костюм был на них всё время: и в сражениях, и дома. Экипировка Кубанского войска казаков включала в себя черкеску, бешмет, штаны. Она также носилась и в бою, и в мирное время.

Штаны синего цвета Донские казаки надевали в повседневные дни, а в церковь или на праздник – багряного оттенка. Также цвет выбирался, исходя из возраста человека. Ткань и цвет штанов Кубанских казаков подбирали согласно воинскому званию и времени года.

КубанскиеДонские

Особые обычаи

Начнем с того, что слово «казак» имеет тюркоязычное происхождение и в переводе на русский означает «свободный, вольный». Примерно пять-шесть столетий назад так называли себя многие люди, которые предпочитали личную свободу тесным рамкам законов, установленных официальными властями. Наименование «казак» было хорошо известно как в России, так и в Центральной Азии.

Начиная с XV века на вольные берега Дона начали стекаться молодые мужчины, не желавшие быть холопами бояр, гнуть спины на помещиков, зависеть от произвола и самодурства разного начальства: от приказчика до статского советника. Некоторые из будущих казаков были беглыми преступниками, другие – авантюристами и искателями приключений. Но основная масса стремилась именно к независимости. Эти люди создали особую социальную организацию, именуемую Казачий круг, где на совете общины решались самые разные вопросы – от хозяйственного спора до объявления войны.

Политические причины

Одной из причин популярности женитьбы казаков на турчанках была сложившаяся на тот момент политическая ситуация.
Целых три столетия, начиная с XVI века, Россия постоянно конфликтовала с Турцией, а казаки, получившие от царя Алексея Михайловича статус пограничной армии, были в авангарде этих войн.
Обороняя границы государства на Каспии, под Азовом и в Крыму, и даже проникая вглубь Османской империи, донцы всегда возвращались домой с богатыми трофеями. Помимо золотых и серебряных украшений, шикарных тканей, чеканной посуды и восточного оружия, они привозили с собой полонянок, иначе говоря, пленниц.

Происхождение казачества

Происхождение казачества — сложная тема, которая до сих пор вызывает споры и бурные дискуссии. Этническая принадлежность казаков тоже покрыта завесой тайны. Принято считать, что казачество сформировалось на территории, которая сейчас принадлежит разным государствам:

  • Польше,
  • Чехии,
  • Хорватии,
  • Австрии,
  • Украины,
  • России,
  • Казахстана.

Ряд историков считает, что казаки относятся к культуре различных тюркских народов.

Немецкий историк Г. Штекль пишет:

Во все времена казаки считались хорошими воинами. Казачьи воинские формирования входили в вооружённые силы:

  • России (Советского Союза),
  • Великого княжества Литовского,
  • Польши,
  • «вольного города» Гамбурга,
  • короля Швеции Карла XII (Мазепа и Гордиенко),
  • Османской империи (Правобережная Гетманщина под Османским протекторатом /1669−1685/, «некрасовцы» и Задунайская Сечь),
  • Персии (Персидская казачья дивизия),
  • Украинской Народной Республики,
  • Парагвая, Германии (Kosakenlager),
  • Маньчжоу-го,
  • Японии (Квантунская армия).

Женщины-герои

Историки Игорь Юрьевич Ерохин и Ирина Олеговна Аржанова в статье «Гендер и вопросы истории государственного казачества» описывают случаи, когда казачки не оставались в стороне от боевых действий

Например, кубанская казачка Ульяна Линская при нападении на курень горцев отважно вступила в бой и утопила врага в бочке с квасом

Публицист Валерий Евгеньевич Шамбаров упоминает о донской казачке вдове Прасковье Куркиной, которая в 1792 году ушла из станицы, переодевшись казаком, взяла коня и оружие мужа, вступила в казачий полк Балабина, участвовала в боях с поляками, была ранена и произведена сначала в урядники, затем в хорунжие, а потом и в сотники. Спустя два года она вернулась в родную станицу героем. В XIX веке во время защиты линии Адагумская на правом берегу Кубани на Липецком посту вместе с 35 казаками несла службу казачка Марьяна Горбатко.

До начала I Мировой в конном переходе из Владивостока в Сант-Петербург приняла участие жена есаула Оренбургского войска Серафима Кудашева, которой Николай II вручил орден Святого Иона. Во время I Мировой Кудашева пошла на фронт добровольцем и стала разведчиком.

Женщины-атаманы

Новые женщины-атаманы появились в России только после падения СССР. В 1999 году была избрана атаманом казачьей общины в селе Махра Владимирской области казачка Юлия Пасальковна Ткаченко. Это была стойкая, строгая и смелая женщина, которая не боялась брать на себя ответственность. Посвящение в казаки она прошла как мужчина — сначала ее благословил священник, потом ее окунули в крещенскую купель, а потом довелось попробовать казацкой нагайки.

При ней казаки восстановили дороги, провели газ и электричество в дома, взяли шефство над стариками, восстановили источник святого Стефана, открыли кадетскую школу в Александрове и помогали Стефано-Махрищской обители, — об этом пишет журналист Лидия Юдина. В 2013 году в возрасте 69 лет атаман Юлия Ткаченко скончалась.

В 2012 году женщина-атаман Неля Заславская появилась в Оренбуржском казачьем войске. Она возглавила общину казаков в селе Крыловка.

В селе Сухобузимское Красноярского края живет еще одна женщина-атаман Ольга Некрасова — потомственная казачка, правнучка казаков-первопроходцев. Она сызмальства была «атаманшей» — хоть в играх, хоть в собственной семье. Поэтому, когда началось возрождение Енисейского казачества, выбор односельчан-казаков пал на нее.

Община казачьего села Сухобузимское взяла на себя обязанности по обеспечению порядка в селе и по искоренению пороков. Казаки лечат от алкоголизма односельчан, учат неблагополучных людей вести хозяйство, надеются открыть в селе туристический казачий комплекс «Суриковский посад» — оказалось, что в Сухобузимском останавливался художник Суриков.

В Ростове в 2015 году появилась атаман Татьяна Сивоволова, получившая чин есаула. Она руководит обществом «Ростовский казачий округ “Казачки Дона”» и занимается социальными проектами и благотворительностью; в подчинении у нее в основном женщины. Впрочем, атаман надеется, что постепенно ее «женский батальон» может войти во Всевеликое войско Донское.

Головные уборы

Считаются особенным элементом костюмов. С шапкой и фуражкой связаны многие легенды, предания и приметы. Казак никогда не расставался с шапкой, считая её частью себя. В шапку пришивали иконы и записанные детьми молитвы. Главное качество – головной убор был многофункциональным. Мех спасал глаза от пыли и ветра, с его помощью можно было быстро попасть в своё жилище, не засыпав волосы и глаза землёй. Также его использовали как подушку для сна.

Если с головы сбивалась шапка, то это было вызовом на бой. Фуражку убитого казака должны были привезти домой и положить на полку возле иконки. Если казачка во второй раз выходила замуж, то её новый муж опускал в воду шапку прежнего хозяина, тем самым давая обещания заботиться о семье.

Башлык — накидка на голову из тонкой ткани. Делался в виде капюшона с длинными ушами, которыми обматывали шею. Первоначально введён в роли элемента военной формы одежды казаков, потом стал модным у многих жителей России и Европы.

По тому, как завязан башлык, можно было многое узнать о казаке: если башлык завязан на груди, то это значит, что он прошёл военную службу. Если перекрещён на груди – сейчас на службе, а если видно, что концы заброшены за спину – значит казак отдыхает.

Ширинки – хлопчатобумажные головные платки прямоугольной формы, надевавшиеся только на рыбалку. Папаха – мужской головной убор из овчины или каракуля. За отворот папахи можно было положить важную бумагу, где содержалось секретное сообщение. Это было самое надёжное место, ведь казаки не теряли папаху. Папахи делали разного покроя: низкие — с плоской верхушкой или высокие — с конусообразной верхушкой.

Незамужним девушкам разрешалось выходить с открытой головой и со спущенной на спину косой. Таркич – девичий платок на голову. Казимирка – небольшой узорчатый платок. Завязывалась как бандана, закрывая лоб. Файшонка – косынка из шёлка с кружевами. У неё были длинные концы, которые завязывались в виде банта. Носились молодыми девушками на праздники. Кокошник – парадный головной убор. Порой в хуторе был только один кокошник. Хозяева отдавали его на обряд венчания невесте за определённую цену.

Дополнение к наряду замужней женщины являлся шёлковый полушалок. Шлычка – небольшая тканевая шапочка замужних женщин, которая надевалась на косу и покрывалась сзади платком. Такую шапочку носили на Кубани и Дону. Наколка – овальный шёлковый головной убор замужних молодых женщин с подкладкой из ситца, сделанный на прочной основе из картона. Украшением для него служили ленты, банты, кружева. В 19 столетии в верховьях Дона набирал популярность головной убор — колпак. Это чулок в форме клина, с кисточкой наверху. Одевался замужними женщинами на собранные в узелок волосы. Кубелёк хорошо сочетался с повойником. Повойник – яркая шапочка, под которую прятались волосы. Женщине разрешалось ходить простоволосой только перед мужем. Мог быть парчовым, шёлковым, хлопковым. Сверху прикреплялись цветы или перья. Женская казачья одежда всегда носилась в комплекте с головным убором. На шлычку накидывалась казимирка, а на казимирку – шаль.

Костюм и в современном мире указывает на положение человека среди людей. В сравнении с другими народами для казаков, живших в суровых условиях и вынужденных носить военную форму, имели значение мелкие детали: серьги в ухе, по-особенному завязанный башлык. По ним, как по открытой книге, можно было многое узнать о собрате. Чтобы сохранить традиционный казачий наряд для следующих поколений, нужно регулярно проводить презентацию костюмов.

Русская

В статье «Фольклорный образ женщины-казачки как воплощение стереотипов казачьего социума» доктор филологических наук Елена Ивановна Алещенко проанализировала сказки, народные песни и предания. Она отметила, что если в русском народном фольклоре смиренность и покорность женщины часто признаются как безусловные достоинства ее характера, то казаки ценят в представительницах прекрасного пола решительный и смелый нрав, верность и преданность.
Вызывает удивление, как сильно различаются у казаков и русских не только представления о чертах характера, которые должны быть присущи женщинам, но и стандарты красоты.
Поскольку все славянские народы издревле почитали святость материнства, идеалом красоты у русских была девушка, чья стать и фигура свидетельствовали о крепком здоровье и дородности. То есть, анализ фольклорных произведений, а также исследования большинства этнографов рисуют такие внешние черты:

  • высокая;
  • полная;
  • длинная русая коса;
  • белая кожа;
  • румяные пухлые щечки;
  • мягкие, легкие движения;
  • плавная походка.

Худоба считалась недостатком невесты всех сословий русского общества вплоть до ХХ века, когда стандарты красоты сильно изменились под влиянием европейских представлений. Но и сейчас многие русские мужчины признаются, что им нравятся женщины «приятной полноты», как на картинах известного художника Бориса Михайловича Кустодиева (1878-1927 гг.).
В старину на девушку надевали как можно больше одежды, чтобы на смотринах она выглядела дороднее, пышнее. Стройная фигура ассоциировалась в народном сознании с голодом, который негативно сказывается на репродуктивном здоровье женщины.

Место в обществе

По версии публициста Валерия Шамбарова, казачки в отличие от русской женщины, обладали куда большей личной свободой и уважением в обществе.

Никто, даже отец или казачий круг, не мог заставить молодую девицу выйти замуж против воли. Кроме того казачкам на выданье не возбранялось на праздниках флиртовать, разговаривать, танцевать, пить вино и даже невинного целоваться со станичниками мужского пола. В некоторых местечках, например, в станице Новомлинской, вести себя подобным образом могли даже замужние казачки, но как первые, так и вторые, никогда не выходили за рамки чести, поскольку потеря оной была сродни общественной смерти.

Отважный характер

Подобный образ жизни, содействовал физическому развитию казачки и выработки в её характере неукротимости, стойкости, деловитости и мужественности.

Рачительная мать, честная жена и чистоплотная хозяйка в моменты опасности забывала про принадлежность к слабому полу и вместе с казаками отважно участвовала в обороне селения, а значит семейного очага. Знавшая секреты обращения с шашкой и ружьём, казачка, по данным этнографа Г

Губарева, проявляла «бесстрашную решительность. На реке… управлялась с каюком, скакала верхом на коне, ловко владела арканом и оружием. Умела защитить своих детей и свой курень…»

Знавшая секреты обращения с шашкой и ружьём, казачка, по данным этнографа Г. Губарева, проявляла «бесстрашную решительность. На реке… управлялась с каюком, скакала верхом на коне, ловко владела арканом и оружием. Умела защитить своих детей и свой курень…».

Казачка и семья

В своих воспоминаниях о казачьем быте И.И. Георги писал: «У казаков мужья обходятся с женами ласковее, чем обыкновенно в России, и поэтому они веселее, живее, благоразумнее и пригожее». Женщина в казачьей семье всегда играла важную роль в воспитании детей, а также сохранении семейных (родовых) ценностей. С малых лет дети впитывали от матери любовь к родной земле, к своему народу, чувство национальной гордости и душевной, кровной близости к казачьему роду. В воспитание в своих детях чувства собственного достоинства, любви к казачьему братству мать-казачка вкладывала много сил, так как будущий казак должен быть воином, а будущая жена казака – хранительницей семейного очага и защитницей рода. Таким образом, с малолетства казачонок или девочка-казачка с уверенностью и гордостью осознавали, что они относятся к казачьему народу. Казачка не подражала кому-либо, а всегда подчеркивала свою принадлежность к казачьему народу, к его традиции и культуре. Это выражалось не только в ношении одежды, но и в разговоре, поступках и действиях.

Мать-казачка несла ответственность перед Богом за воспитание в своих детях религиозного и нравственного состояния души. Молитвенные правила, регулярные посещения богослужений, воспитание в традициях казачьего народа, семейного уклада и передача родовых знаний становились основной жизненной практикой, которая укрепляла важнейшие черты характера будущей казачки-матери.

Женщина – продолжательница рода, за женщиной-казачкой будущее всего народа, и она должна пользоваться уважением и быть под защитой не только мужа-казака, но и всего хутора или станицы. Хоть казачка и осознавала это, но она знала и то, что слово мужа-казака или отца было непререкаемо. Жена-казачка не вмешивалась в дела мужа, в то же время казак не интересовался женскими делами. Мужчина-казак был защитником и добытчиком, строго поддерживал порядок семейного казачьего быта.

Женщина-казачка понимала, что мужчине принадлежала главенствующая роль, и эталоном взаимоотношений мужа и жены были слова Священного Писания, которые произносятся при венчании в церкви: «Да убоится жена мужа», «Не муж для жены, а жена для мужа». Пререканий по этому поводу не было, так как это традиция казачьего народа и ей надо следовать. Когда женщина воспитана в духе казачьего народа, она всем сердцем и душой любит семью и стремится сохранить семейные родовые традиции, не подражая модным нововведениям.

Казачка

Доктор исторических наук Марина Александровна Рыблова в своей научной работе «Казак и казачка: типичные образы в традиционной культуре донских казаков» описала сложившиеся на протяжении веков представления.
«Идеалом красоты признается женщина белолицая, чернобровая, с густыми и длинными волосами», – отметила М.А. Рыблова.
Исследовательница провела опрос среди современных жителей казачьих станиц и выявила следующие характерные черты идеальной красавицы:

  • стройная;
  • статная;
  • ухоженная;
  • уверенная походка;
  • чувство собственного достоинства в каждом жесте;
  • женственная;
  • сексуальная.

В отличие от типичных русских девушек казачки не стесняются своей эротичности. Многие этнографы и писатели отмечали, что жительницы станиц могут позволить себе кокетничать со знакомыми мужчинами, хотя супружеских измен не допускают.

Поскольку отцы, мужья, братья и сыновья часто бывали в отъезде по служебным делам, практически все хозяйственные заботы ложились на плечи женщин. Поэтому положение казачки в семье было, в целом, вполне приемлемым: она самостоятельно решала многие вопросы, распоряжалась деньгами и урожаем.
Казакам нравились самостоятельные, уверенные в себе, гордые женщины. Именно на такую можно было оставить домашнее хозяйство, отправляясь на очередную войну, и не волноваться за стариков-родителей или малышню.

Подробное описание казачки оставил в своем романе «Домой!» один из лидеров Белого движения Петр Николаевич Краснов (1869-1947 гг.). Вот его строки: «Что может быть красивее? Высока, стройна как молодая раина… Грудь была очерчена желтоватым шелком легкой блузки. Английская суконная юбка цвета пыли легко облегала стройные длинные ноги. Совершенно черные громадные глаза, в них темно-коричневый агатовый раек с черным глубоким зрачком в темном обводе смуглых трепещущих век с длинными ресницами под широким размахом черных бровей. Под красным бархатом губ видны ровные белые зубы. Смуглые щеки обнаружили глубокие ямочки у рта».

Традиционная одежда

Поскольку традиционная одежда верховских казаков мало отличается от национального южнорусского костюма, описывать ее нет никакой необходимости. Тем более что предки этих людей переселились на юг позднее. В начале XVII века коренные жители донских станиц одевались так, как низовские казаки.

Доктор исторических наук Александр Скорик в своей книге «Казачий Дон. Очерки истории. Часть II» (Ростов-на-Дону, 1995 год издания) отметил, что и западноевропейские, и русские путешественники 400 лет назад удивлялись необычности, яркости казацкого национального костюма, представлявшего собой причудливую смесь различных элементов.

«Мужской костюм низовых казаков включал рубаху калмыцкого покроя (с прямым разрезом на две полы), широкие шаровары, вбиравшиеся в сапоги, зипун, кафтан, шапку, пояс», – написал А.П. Скорик. Зимой этот наряд дополняла лисья или соболья шуба.

Разумеется, походная одежда воина отличалась простотой и практичностью. Совсем другое дело – парадный или праздничный костюм. Тут донские щеголи позволяли себе нарядиться броско и даже вычурно.

Известный историк Василий Сухоруков (1795-1841 гг.) в книге «Общежитие донских казаков в XVII-XVIII столетиях: Исторический очерк» так описал внешний вид воинов: «… один являлся в лазоревом атласном кафтане с частыми серебряными нашивками и жемчужным ожерельем; другой – в камчатном узорчатом или бархатном полукафтане без рукавов и в темно-гвоздичном суконном зипуне, опушенном голубою каймою, с шелковою, гвоздичного цвета, нашивкою; третий – в камчатном или бархатном кафтане с золотыми турецкими пуговками, с серебряными позлощенными застежками и в лазоревом настрафильном зипуне».

Этот образ дополняли шелковые турецкие кушаки, желтые или красные сафьяновые сапоги, шапка из куницы или соболя с бархатным верхом. Многие мужчины одевались в турецкие, черкесские или калмыцкие национальные костюмы, ходили с холодным оружием, оправленным в серебряные ножны, украшенные с азиатской роскошью.

Что касается традиционной женской одежды, то она во многом совпадала с национальным турецким костюмом. 400 лет назад донские казачки носили атласные штаны и длинные рубахи, украшенные вышивкой. Поверх такого белья они одевали кубелек – вид одежды, похожий на татарский камзол. Его часто шили из парчи или шелка, дополняя золотыми или серебряными пуговицами. Выходя из дома, женщина надевала каврак (подобие кафтана) с бархатным поясом, сафьяновые сапожки и туфли, а зимой – теплую шубу из ценного меха. Свои собольи шапки казачки любили украшать жемчугом и другими драгоценными камнями.

Что и говорить, на Руси ни крепостные, ни бояре никогда так не наряжались.

Казаки в художественной литературе

Многие классические произведения художественной литературы рассказывают об укладе жизни и быте казаков.

Проза

  • Гоголь Н. В. «Тарас Бульба».
  • Толстой Л. Н. «Казаки», «После боя».
  • Шолохов М. А. «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Донские рассказы».
  • Седых К. Ф. «Даурия», «Отчий край».
  • Петров (Бирюк) Д. И. «Кондратий Булавин», «На Хопре», «Сказание о казаках».
  • Мирошниченко Г. И. «Азов».
  • Егоров Иван Яковлевич «Буйные травы».
  • Калинин А. В. «На юге».
  • Никулин М. А. «Полая вода».
  • Краснов П. Н. «От Двуглавого Орла к красному знамени».
  • Шукшин В. М. «Я пришёл дать вам волю»
  • А. П. Чехов «Казак»

Поэзия

  • Туроверов А. «Конь боевой с походным вьюком».
  • Туроверов Н. Н. «Стихи».
  • Софронов А. В. стихотворения «Медвежье ухо», «Седло», «Казачья слава», «Казаки за бугром».

Потеря вольностей

До конца XVI века донское казачье войско не подчинялось русскому правительству, однако не жило в отрыве от Руси. Из нее донцы получали новых бойцов, хлеб, порох, свинец и прочие припасы, необходимые для войны с турками и татарами. В 1584 году донские казаки принесли присягу на верность царю Федору Иоанновичу, а во время Смуты поддерживали самых разных самозванцев.

Впоследствии они присягнули на верность царю Михаилу Федоровичу Романову, но дела с донцами Россия вела через Посольский приказ – аналог современного министерства иностранных дел. В 1708 году большая часть донских казаков поддержала восстание Булавина и Петр I упразднил их право на независимость и вольности, дарованные Иваном Грозным. В 1718 году их церкви стали подчиняться Воронежской епархии.

Проводы донских казаков в армию

Более двух веков казаки были главной опорой императорского трона, но в начале ХХ века на территории Войска распространение получила идея отличности станичников от остальных русских.

Казачка в обществе

Особое отношение к женщине было и в казачьем обществе. Существовали свои правила и нормы поведения по отношению к казачкам, у них были свои права и обязанности. Установленные нормы и правила были обязательными, что сохраняло культуру и традиции не только казачьей общины в целом, но и отдельной семьи. Женщина-казачка не должна была находиться с непокрытой головой на людях, это считалось грехом и позором. К такому относилось и ношение мужской одежды, и стрижка волос. В наше время часто можно увидеть, как девушки и женщины носят одежду мужского типа, и не только мирскую, но и казачьей справы. За такое поведение в прошлые времена казаки строго наказали бы женщину или девушку.

Умение вести себя «по-казацки» у девушек воспитывали с малых лет. Казачка к мужчине, которого не знает, обращалась используя слово «мужчина», т.к. слово «мужик» для казаков было очень оскорбительным. В наше время можно услышать обращение типа «Здорово дневали, мужики!», что является оскорблением для казаков, знающих и чувствующих в душе зов казачьего рода. Казак к незнакомой девушке или женщине обращался в зависимости от возраста. К старшей по возрасту казак обращался со словом «мамаша», а если девушка или женщина одного с ним возраста, то словом «сестра».

Донские казачки.

По-особому обращались к младшим по возрасту, что подчеркивало ответственность казаков в воспитании подрастающего поколения. К примеру, к младшей по возрасту обращался казак со словом «дочка», а если разрыв в возрасте большой – «внучка». Разговаривая с женщиной, казак вставал, а если перед ним была пожилая женщина, снимал свой головной убор как перед старшей.

Мы, таким образом, видим, что понятие «семьи» перешло и на общину, где все друг другу «брат и сестра», «мать и отец». Хорошо всему миру известно о «казачьем братстве», отличавшемся сплоченностью во время многочисленных войн и иных испытаний в истории казачьего народа. Казачьим братством и сейчас казаки гордятся и воспитывают в таких традициях.

Общение между собой «при народе» подчинялось строго установленным правилам. Муж и жена на людях всегда были сдержанны и не выясняли отношений, особенно в присутствии детей. Обращаясь к жене, казак называл ее по имени, в пожилом возрасте – по имени и отчеству. Обращаясь к мужу, жена называла его только по имени и отчеству, тем самым выражая почтение его родителям. В казачьей семье отношение к свекрови, свекру, тестю и теще должно быть «божеским» и «добрым», так как они являются Богоданными родителями.

В заключение хочется сказать, что женщина в казачестве имела, имеет и будет иметь великую ценность! И важную роль в этом играет сама женщина, когда она несет в себе образ Богородицы, Матери и Сестры.

P.S.

Писать о значении женщины в казачестве можно много и долго, отталкиваясь не только от традиций и культуры самого казачества, но и от литературных произведений русских и советских писателей, не говоря уже и о зарубежных. Смысл ознакомления с женскими традициями казачества заключается в том, что много было утеряно в наших семьях вследствие различных исторических событий, повлиявших на русское общество. Поэтому современная семья больше придерживается морально-этических норм, а не правил, исходящих из глубин нашего рода, переданных нам нашими предками и ярко выраженных в семейных преданиях.

Я надеюсь, что данная статья станет не только ознакомительной, но и привнесет старые и добрые традиции в наши семьи, обогатив их «божьими» красотами семейной казачьей жизни.

Только казачки

С конца XVIII века в казачьем обществе закрепилась традиция жениться только на станичных красавицах. К этому времени разросшееся казачье сословие в изобилии располагало собственными девицами, а потребность брать невест со стороны полностью изжила себя.
Сложившийся за предыдущие века генофонд позволял казакам выделяться своей наружностью и культурным укладом среди представителей окружавших их этносов. Желая сохранить и преумножить свою самобытность, донцы перестали брать жён из других народов. Свадьбы с «ясырками» стали осуждаться. Особенно редко они связывали себя узами брака с украинцами и русскими, населявшими все примыкавшие к области Войска Донского территории.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector