Виды одежды северных народов и традиционные особенности

Якуты

Наиболее распространенным и характерным для якутской национальной одежды считается крой, который они когда-то переняли у русских военных и путешественников, но видоизменили в соответствии со своими культурно-художественными традициями. Это что-то типа пальто со складками по бокам и сборкой на рукаве. Вообще же их этническая «мода» сочетает в себе много заимствований от других народов, а все элементы декора в костюме в старину имели особую смысловую нагрузку. Например, конусовидная парадная женская шапка, делая силуэт якутки как бы устремленным вверх, символизировала процветание и благополучие. Сейчас якуты стали одеваться современнее, у оленеводов популярны меховые или замшевые национальные куртки с воротником или рубахи из грубой плотной ткани.

Чукотская одежда

При дожде они носят поверх одежды дождевики, имеющие капюшоны. Шьются дождевики из продолговатых четырехугольных небольших кусков тон¬ких китовых кишок, соединенных зубчатым поперечным швом. Рукава и ворот завязываются вшитыми жильными тесемками, а внизу затягиваются прошитым по подолу кругом китовым усом. Дождевики эти носят название parutgn. При длительных дождях эти дождевики начинают промокать, а потому под ними на¬девается второй дождевик, как правило, женский, называемый okontshin.

Рукавицы (lili) делаются из оленьих лап. Они просторны, длинны, заходят глубоко в рукава парки, изнутри ничем не подбиваются, носятся мехом наружу. При всей их кажущейся легкости, они достаточно греют и не портятся от поте¬ния рук. Кроме того, чукчи носят нагрудник из сшитых, немного подстриженных оленьих лап, который они надевают вокруг шеи при помощи двух пришитых к верхнему краю меховых ремней. Один из них застегивается концом на пуговицу. Этот нагрудник защищает шапку или парку от образующихся при дыхании в стужу заледенелых влажных испарений. Зимой необходимо ежедневно перед заходом в полог выколачивать одежду от набивающегося в нее снега колотушкой из оленьего рога (tewltschgin), которую приходится возить с собой при переездах с места на место» (Архив МАЭ. Кол. 3. Оп. 1. П. 2. С. 17-23).

Женская одежда состояла из мехового комбинезона (керкер) до колен, с ши¬рокими рукавами и воротом. Зимой комбинезон был двойным, летом одинарным, мехом внутрь. Женская обувь имела тот же покрой, что и мужская, но до колен. Мужчины и женщины оседлых чукчей носили также короткие нижние штаны, у женщины были и другие штаны из тюленьих шкур, мехом наружу с оторочкой из собачьего по бокам меха, доходящие до колен.

Во время празднеств, при поездках в гости и в зимнее время поверх одежды чукчи носили просторную рубашку мехом внутрь с капюшоном, доходящую до колен. Зажиточные чукчи поверх нее носили еще одну, мехом наружу с отороч¬кой из волчьего меха вокруг капюшона и по подолу. На плечах и по спине с обеих сторон нашивались небольшие куски волчьего меха и замшевые ремешки с нашитыми бусами.

В XIX в. вышла из употребления одежда из бараньего меха (штаны, женские комбинезоны), штаны из волчьих шкур, четырехугольные широкие козырьки, усаженные рядом птичьих перьев, которые носили на голове, и некоторые другие. Начинает проникать и одежда из тканей. Однако широкого распространения она не получила. По мнению очевидцев XVIII-XIX вв., одежда и обувь чукчей была весьма практичной, хорошо приспособленной к суровым условиям климата, производству и бытовой обстановке.

И.С. Вдовин, Е.П. Батьянова(из книги Народы Северо-Востока Сибири)

Обувь

Унты

Слово в переводе с эвенкийского так и значит – «обувь». Для изготовления используют шкурки с ног зайцев или оленей. Для подошвы также применяют шкуру парнокопытного, внутри сапоги покрывают мехом. В редких случаях обувь делают высокой (у женщин до колен, у мужчин – до голени). Чтобы было удобнее, вставляется внутренняя стелька из войлока (если получается достать материал). Изделие дополнительно украшают вышивкой или бисером.

А вы знали, что летчики Первой мировой войны носили унты из овчины? Военные любили эти сапоги, так как они позволяли держать ноги в тепле даже на самой экстремальной высоте при открытой кабине самолета!

Маклаки

Очень похожи на описанную выше национальную обувь чукчей, только эту носят чаще обитатели американского континента. В высоту изделие доходит лишь до голени. Маклаки шьются из оленьего меха. Нередко снаружи прикрепляют кисти или помпоны из лисьего или кроличьего меха, украшают вышивками.

В восточной части Аляски и в Гренландии используют технику обрамления обуви хрящами различных животных. Это позволяет охотнику бесшумно преследовать свою жертву, так как походка становится мягкой и незаметной.

Одежда

Вся одежда чукотского народа шьется из кожи и шкуры оленей, а также морских млекопитающих (например, тюленей). Благодаря материалу она получается теплой и прочной. Кроме того, обувь и некоторая верхняя одежда делается из шкуры морского животного – нерпы

Для чукчей важно одеваться тепло и удобно. Ведь основными занятиями выступают оленеводство, охота

Преследуя зверя, мужчины часами идут за добычей и нередко вынуждены ночевать на открытом воздухе.

Кухлянка

Национальный костюм чукчи обязательно составляет куртка из оленьей шкуры. Зимой одежду носят в два слоя: мехом внутрь и наружу, а летом только в один. Воротник широкий, через него продевается веревка из сухожилий, благодаря которой он затягивается. Запястья кухлянки специально делают уже, чтобы рука беспрепятственно проходила под полу одежды. Для большего комфорта, низ и воротник отделывают мехом собаки, росомахи или песца.

Еще у куртки специальный пояс – он прекрасно закрепляет ножи и другую амуницию.

Удивительным фактом является то, что кухлянку можно носить и в сорокаградусный мороз на голое тело! Охотники в тундре остаются ночевать в куртке на свежем воздухе. Она заменяет теплый спальный мешок.

Камлейка

Причиной появления этого одеяния послужило то, что меховая одежда в сырую и снежную погоду намокает и теряет свои согревающие качества. Поэтому стали шить камлейку – своеобразный дождевик. Внешне похожа на рубаху с капюшоном.

Эту традиционную накидку надевают на верхнюю одежду. Куртку издревле делали из горловой ткани и кишок таких морских обитателей, как сивуч, морж, нерпа.

Штаны меховые

Летом и пока позволяет температура, чукотские мужчины носят штаны из шкуры тюленя, иногда – из оленьей кожи. Под них зачастую надевают другие, например, из бараньего меха.

Зимой же одежда гораздо теплее. До августа охотники убивают годовалого оленя. Его шкуру используют в пошиве самых теплых чукотских штанов.
Еще один элемент зимнего гардероба – чулки. Их надевают под низ. Делаются также из кусков оленьего меха (берут с бедер животного).

Женщины носят теплый комбинезон с широким воротом и рукавами, продолжающийся до колен. В зимнее время он двойной, летом – одинарный.

Русская версии происхождения чукчей

Этнографы считают, что предки чукчей проживали в южных районах Центральной и Восточной Азии. Затем они переселились на континентальную Чукотку. Ближе к I тыс. н.э. племена стали вести оседлый образ жизни. В этот период выделяется два этноса – тундровый и береговой.

Тундровые чукчи постоянно соперничали за занимаемые территории с юкагирами. Из-за этого им приходилось заходить все глубже в Чукотку. Племена длительное время вели кочевой образ жизни. Сначала люди охотились на оленей, а затем стали их приручать и разводить. Именно тундровый народ именовал себя «чаучу».

Береговые чукчи имели прозвище «рамаглыт», что означает «жители побережья». Они потеснили с насиженных мест эскимосов, заставив тех уйти или принять культуру пришельцев. Береговые племена предпочитали оседлый образ жизни. Основная их деятельность – морской промысел.

Имена

Раньше имя чукчи состояло из прозвища, которое ребенку давали на 5 день жизни. Имя давала ребенку мать, которая могла передать это право уважаемому всеми человеку. Распространено было проводить гадание на подвешенном предмете, с помощью которого определяли имя для новорожденного. У матери брали какой-нибудь предмет и по очереди называли имена. Если при произнесении имени предмет шевелится, им и называли ребенка.

Имена у чукчей делятся на женские и мужские, отличаются иногда окончанием. Например, имя женское Тынэ-нны и имя мужское Тынэ-нкэй. Иногда чукчи, чтобы ввести злых духов в заблуждение, называли мужским именем девочку, а мальчика — женским именем. Иногда с такой же целью ребенку давали несколько имен.

Имена означают зверя, время года или суток, в которое ребенок родился, место, где он появился на свет. Распространены имена, связанные с предметами обихода или пожеланиями ребенку. Например, имя Гитиннэвыт переводится «красавица».

Культура

Очень разнообразны мифология и фольклор чукчей, они имеют много общего с фольклором и мифологией палеоазиатов и американских народов. Чукчи издавна знамениты своими резными и скульптурными изображениями, выполненными на мамонтовых костях, которые поражают своей красотой и четкостью нанесения. Традиционными музыкальными инструментами народа являются бубен (ярар) и варган (хомус).

Народное устное творчество чукчей богато. Основными жанрами фольклора являются сказки, мифы, сказания, исторические предания и бытовые рассказы. Одним из главных персонажей является ворон Куркыль, есть предания о войнах с эскимосскими соседними племенами.

Хотя условия жизни чукчей были очень тяжелыми, они находили время и для праздников, в которых бубен был музыкальным инструментом. Напевы предавались из поколения в поколение.

Танцы чукчей делятся на несколько разновидностей:

  • имитационно-подражательные
  • игровые
  • импровизированные
  • обрядово-ритуальные
  • танцы-инсценировки или пантомимы
  • танцы оленных и береговых чукчей

Очень были распространены подражательные танцы, которые отображают поведение птиц и зверей:

  • журавль
  • полет журавля
  • бег оленя
  • ворон
  • танец чайки
  • лебедь
  • танец уток
  • бой быков во время гона
  • высматривание

Особое место занимали торговые пляски, которые являлись видом группового брака. Они являлись показателем укрепления прежних родственных уз или проводились в знак новой связи между семьями.

Зимний Чукотский костюм

Куклы в народных костюмах №51 — зимний Чукотский костюм — кукла в России выходит 26 декабря 2013 года. К Новому году — и зимний костюм. КУКЛА ВЫШЛА.

Национальная чукотская одежда, нераспашная по покрою, подразделяется на повседневно-бытовую и празднично-обрядовую; детскую; молодежную; мужскую; женскую; стариковскую; ритуально-похоронную.

  • Комплект одежды «Клубничка», для куклы Мелл1224
  • Комплект одежды «Прогулочный», для куклы Мелл1295
  • Комплект одежды «Полоска», для куклы Мелл1247
  • Комплект нижнего белья для куклы Мелл1058
  • Комплект одежды «Зайка», для куклы Мелл1068
  • Комплект с бальным платьем для куклы Мелл1481
  • Дом для куклы911
  • Куклы с аксессуарами409
  • Куклы с аксессуарами409
  • Дом для куклы1929

Керкер — меховой комбинезон чукотских женщин.

Основой женского костюма является меховой комбинезон с широкими рукавами и короткими, до колен, штанами. Именно он и одет на кукле. Это уникальный меховой комбинезон, по-чукотски его название означает – одежда, ласкающая кожу. Носят керкер только женщины.

Куклы в народных костюмах №51 — зимний Чукотский костюм, кукла и журнал.

Куклы в народных костюмах №51 — зимний Чукотский костюм — портрет куклы.

В толстом зимнем керкере неудобно хлопотать по хозяйству. А потому есть обычай, когда женщина освобождает правую руку из керкера и работает свободно. Если рука замерзает, её можно отогреть, спрятав в керкер. На ночь керкер снимают.

Северяне носят меховые керкеры и сегодня, и никакая другая одежда заменить их не может.

Типичная чукотская обувь – короткие торбаса нескольких видов: из шкур нерпы шерстью наружу с поршневой подошвой из кожи лахтака; из оленьего камуса с меховыми чулками и травяными стельками, предохраняющими ноги от обморожения (зимние); из нерпичьей шкуры со скобленной шерстью или из старых продымленных покрытий яранги (летние).

Основная статья о серии — Куклы в народных костюмах.

Зимнюю одежду шили из 2 слоев оленьих шкур мехом внутрь и наружу.

Одежда и обувь тундровых и береговых чукчей не имели существенных различий и почти идентичны эскимосским по покрою и пошиву.

Головным убором мужчин и женщин был плотно облегающий голову капор (авун), расшитый бисером. Зимой поверх него носили большую меховую шапку, женщины иногда надевали платок.

Одежду украшали полосками меха, бахромой, конским волосом, металлическими бляшками и т.п. Каждый народ Севера по-своему использует эффект шитья бисером, цветовую гамму, сочетание бисера с различными материалами. Искусство шитья бисером у коренных народов Севера передается из поколения в поколение. Бисерным орнаментом в сочетании с сукном, кожей, мехом северные мастерицы украшают одежду, обувь, головные уборы. Даже самые мелкие и будничные предметы одежды и домашнего обихода поражают богатством и сложностью орнаментальной бисерной вышивки.

Религия

Чукчи по своему верованию являются анимистами. Они обоготворяют и персонифицируют явления природы и ее области, воду, огонь, лес, животных: оленя, медведя и ворону, небесные тела: луну, солнце и звезды. Верят чукчи и в злых духов, считают, что они насылают на Землю бедствия, смерть и болезни. Чукчи носят амулеты и верят в их силу. Создателем мира они считали Ворона по имени Куркыль, который сотворил все на Земле и научил всему людей. Все, что есть в космосе сотворили северные животные.

У каждой семьи есть свои семейные святыни:

  • наследственный снаряд для добычи священного огня методом трения и используемый по праздникам. У каждого члена семьи свой снаряд, и на нижней дощечке каждого была высечена фигура с головой хозяина огня;
  • семейный бубен;
  • связки деревянных сучков «отстранителей несчастий»;
  • деревяшки с изображениями предков.

Законы брака у чукчей

Чукчи никогда не были многочисленным народом, а потому они всячески стараются поддержать молодые семьи и детей. Даже если в семействе происходит горе, потеря кормильца, никто в поселении не оставит малышей и их мать на произвол судьбы.

Не только в старину, но и сегодня чукчи нередко заключают «групповой брак». Его суть заключается в объединении нескольких семей, что поддерживают друг друга.

Для бедняков групповой брак – превосходная возможность породниться с более богатыми и влиятельными соплеменниками. Как отмечает этнограф Владимир Богораз, в таких объединённых семьях часто происходит обмен жёнами. После вступления в групповой брак никто не придерживается ранее установленных пар супругов.

В групповом браке все дети считаются общими, что часто становится настоящим спасением для бездетных мужчин. Для чукчей рождение ребёнка – главный праздник семьи, а потому в таких объединённых семьях каждый из родителей считается его отцом или матерью. Соответственно, и о пожилых родителях повзрослевшие дети непременно позаботятся, даже если не являются их биологическими потомками.

В некоторых районах Чукотки, в зависимости от конкретного племени чукчей, существует и другая семейная традиция, от которой в шоке многие европейцы. Когда в дом приходит гость-мужчина, радушный хозяин стремиться угодить ему во всём.

Эдуард Таерагтин, Чукча, Вторая бригада Чукотка, Россия, 2012 год / Jimmy Nelson / jimmynelson.com

К угощениям и гостеприимному приёму супруг нередко добавляет и свою жену. У чукчей не просто нет ревности – напротив, близость с гостем может подарить семье детей, которым хозяин будет рад больше, чем собственным.

Причина такой «странности» заключается в необходимости «обновлять» кровь. Из-за малочисленности среди чукчей нередки близкородственные браки, в которых рождаются слабые и больные дети.

И-за этого чукотские мужчины нередко предлагают своих жён в качестве развлечения для русских путешественников или иностранцев. Как бы это шокирующе ни звучало, но ничего аморального здесь нет – только потребность народа в выживании.

Чукчи

Праздники

Как и у всех народностей, у чукчей имеются национальные торжества. Для европейского человека они покажутся странными и даже диковатыми, но ведь все мы со своими причудами.

Праздник скат байдары

Его празднуют прибережные представители народа. Байдара – это вместительная лодка, в которой легко усядется тридцать человек. Остов изделия выполнен из дерева и китовых ребер. Затем его обтягивают тюленей кожей. Лодка – незаменимая вещь в быту для чукчей. Ее отсутствие означает недостаток провианта в семье.

По этой причине к байдаре относятся с особым уважением и почетом. Перед стартом охотничьего сезона мужское население подготавливает оружие, а женское варит блюдо на основе оленьего жира. Затем шаман проводит специальный ритуал, лодку относят на берег.

После этого морских духов кормят блюдом, которое приготовили девушки. Обряд полностью повторяют на следующий день и после этого открывается сезон охоты.

Праздник кита

Его отмечают чукчи, проживающие на побережье, для которых морские жители – это не только еда, но и цель во время охоты. Суть празднества – вымолить прощение у Хозяина морей за убийство китов, тюленей. Ритуал проводят в конце летнего сезона.

Накануне убивают кита и притаскивают его к берегу, где собираются все жители поселения. Охотники срезают с гиганта полоски кожи и раздают мальчишкам. Затем снимают мясо, а кости вновь опускают в морские глубины. Существовало поверье, что подобные действия помогут животному воскреснуть.

Праздник оленя

Его отмечают чукчи, специализирующиеся на разведении этого животного. Второе название мероприятия – «праздник сброшенных рогов». Он проходит его в мае, когда рождаются молодые оленята. После родов самки сбрасывают рога, а люди их подбирают.

Затем на поляну сгоняют оленей, в центре женщина путем трения добывает огонь и разжигает костер. Вокруг него располагают рога, молодые чукчи бьют в бубен и поют народные песни. В процессе празднества зарезают несколько животных, которые станут пищей для старых обитателей поселения, женщин и детей, когда мужчины уйдут на дальние пастбища.

Вышивка

В украшении одежды аборигены Крайнего Севера активно используют вышивку. Если в старые времена одежду расшивали подшейным волосом оленя, то теперь в распоряжении современных мастериц все чаще появляются обычные нитки и ленты. Вышивать нитками, например, мулине, теперь принято у якутов, эвенков, чукчей, эскимосов, коряков. Также этнические мастерицы продолжают, как во времена бабушек, использовать жилы. Элементы орнамента часто обшивают ровными стежками с небольшими промежутками. Сам же орнамент может быть в виде аппликации или рисунка, выполненного декоративным швом.

При изготовлении одежды, обуви, сумок, поясов, головных уборов и даже накидок на нарты северяне используют в качестве декора лоскутки и полоски ровдуги, кожи, меха.

Кстати, меховая мозаика в виде сочетания полосок и квадратов разного цвета у многих северных народов играет не только декоративную, но и информативную роль. Круглые орнаменты, например, символизируют солнце, а их светло-темное наполнение – соседство света и тьмы. А шахматный узор символизирует оленьи тропы. У некоторых народов узоры аппликаций и вышивки имели социальные, возрастные, половые различия, а некоторые декоративные элементы даже служили чем-то вроде календарей.

Владимир Пуя

Потомственный оленевод Пуя настаивает, что оленеводство – «визитная карточка» региона и коренного народа. Но сейчас чукчи в основном живут не так, как раньше: промыслы и традиции уходят на второй план, а на смену им приходит типичная жизнь отдаленных регионов России.«Наша культура сильно пострадала в 70-е годы, когда власти посчитали, что в каждом селе дорого содержать средние школы с полным набором преподавателей, – рассказывает Пуя. – В районных центрах построили школы-интернаты. Их причисляли не к городским заведениям, а к сельским — в сельских школах зарплаты в два раза выше. Я сам учился в такой школе, качество образования было очень высоким. Но детей отрывали от жизни в тундре и приморье: мы возвращались домой только на летние каникулы. И поэтому теряли комплексное, культурное развитие. Национального воспитания в интернатах не было, даже чукотский язык не всегда преподавался. Видимо, власти решили, что чукчи — советские люди, и свою культуру нам знать ни к чему».

Это интересно: Чудодейственная сила молитвы Спиридона Тримифунтского

Культура и традиции чукчей

Чукчи очень независимый, свободолюбивый народ. Они чтут свою культуру, готовы отстаивать до конца традиции предков. У чукчей очень много праздников. Самые известные:

  • День рогов.
  • День убоя оленей.
  • Жертвоприношение звезде Альтаир.
  • Праздник кита.
  • Праздник байдарки.

Северный народ большое внимание уделяет танцам. Движениями тела они передают всю гамму чувств

Среди чукчей очень популярны подражательные танцы, копирующие движения зверей и птиц. Но также есть игровые, обрядово-ритуальные танцы.

Народ имеет богатый фольклор, мифологию. В основном это устное народное творчество. Чукчи любят рассказывать сказки, предания, которые передают их жизнь, борьбу с соседними племенами. Есть у них и музыкальные инструменты – варган и бубен. Напевы они передают из поколения в поколение.

У чукчей очень специфическое отношение к смерти. Люди верили, что у них 5 жизней, поэтому не боялись уйти в мир иной. Чтобы попасть в Мир предков, нужно было умереть от руки врага или друга. Поэтому чукчи с радостью откликались на просьбу товарища убить его. Это воспринималось как оказание помощи.

Чукчи отличаются неустойчивой психикой, чрезмерной эмоциональностью. Малейшие проблемы способны довести их до исступления. Поэтому самоубийства там частое явление. Средняя продолжительность жизни – 45 лет. В основном чукчи погибали из-за сложных условий жизни, физической немощности.

Стоит отменить дружелюбность и гостеприимность северного народа. Несмотря на экстремальные условия жизни, частый голод, они всегда протянут руку помощи. Известно, что чукчи помогали русским, разделяя с ними пищу. Но в то же время они жестко защищают свои границы, отстаивают независимость с оружием в руках.

Презентация по шитью национального чукотского костюма и подставки для куклы

Описание презентации по отдельным слайдам:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Черская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII вида» МР «Нижнеколымский район» Проект – кукла «Чукчаночка»

Цель: формирование у учащихся интереса к истории и культуре чукотского народа, через изготовление национальной чукотской одежды. Задачи: — образовательная: научить детей шить национальный чукотский костюм

Обогащать знания обучающихся об истории чукотского народа; — развивающая: развивать у обучающихся мелкую моторику рук, усидчивость, внимание, глазомер и умение работать с лоскутами меха, кожи; — воспитательная: воспитывать интерес к культуре своего народа и бережное отношение к кукле. Воспитывать эстетический вкус при изготовлении куклы

Цель и задачи

1. Яровая Лада, ученица 9 класса 2. Бугер Александр, ученик 9 класса учитель Яковлева А.В. Участники:

карандаш, ножницы, линейка, игла, канцелярский нож, сантиметровая лента, нитки, бисер, тесьма, кожа, пыжика (шкурка олененка); для изготовления подставки: деревянная основа размером 10*10, проволока, ткань, тесьма, клей. Инструменты и материалы:

Наш национальный костюм состоит из комбинезона – керкер и головного убора – малахай. 1. беседа о технике безопасности. 2. изучение литературы о народах Нижнеколымского района. 3. изготовление выкройки. 4. соединение всех деталей швом через край. 5. оформление малахая тесьмой и бисером. Изготовление подставки для куклы: 1. просверлить в центре заготовки дырку, подходящую по толщине проволоки, чтобы хорошо держалась в основании. 2. приклеить проволоку к основанию. 3. приклеить к основе ткань и тесьму. Ход работы:

Чукотский комбинезон керкер

Детская меховая одежда

Изготовление чукотского головного убора малахай

Процесс шитья керкера

Процесс изготовления подставки для куклы

А вот и готовая работа

Чукчи (самоназвание — лыгъо равэтлъан) — искаженное чукотское слово «чавчу» (богатый оленями), которым русские, якуты и ламуты называют народность, проживающую на крайнем севере-востоке России. Чукчи привыкли жить стойбищами, которые снимаются и обновляются, как только закончился олений корм. Летом они спускаются поближе к морю. Национальная чукотская одежда – это удобное и теплое одеяние. Мужчины носят двойную меховую рубаху, двойные меховые штаны, также меховые чулки и сапоги из идентичного материала. Женская одежда также состоит из двух слоев, только штаны и верхняя часть сшиты между собой. А летом чукчи одеваются в более легкие одежды – балахоны из оленей замши и других ярких тканей. На этих нарядах зачастую встречается красивая обрядовая вышивка. Маленьких деток, одевают в керкер, сшитый из оленей шкуры.

Наша красивая тундра

Спасибо за внимание!

Выберите книгу со скидкой:

Технология творческого мышления

350 руб. 709.00 руб.

Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.

Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.

Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.

Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.

ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.

ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.

Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.

ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-127106

38 000 репетиторов из РФ и СНГ

Занятия онлайн и оффлайн

Более 90 дисциплин

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Виды

Благодаря интеграции различных племен и народов, яркие отличительные особенности постепенно стираются. Силуэты и фасоны смешиваются, комбинируются элементы декора. Можно выделить следующие основные виды одежды северян.

Кухлянка — меховая куртка без застежки, напоминающая по силуэту спортивный балахон. Она состоит из 2 слоев. Воздушная прослойка между ними позволяет эффективнее сохранять тепло. Часть, прилегающую к телу, носят мехом наружу. Верхнюю куртку одевают мехом внутрь. Это делает одежду очень устойчивой к загрязнениям. В теплое время года носят только 1 слой.

Люди средних лет и младшего возраста носят кухлянки выше колена. Короткая длина позволяет активно двигаться. Старики, чтобы уберечься от стужи, шьют удлиненные кухлянки до середины икры. У куртки широкий ворот. Он служит для отведения тепла. В горловину продета жила, с помощью которой при сильном ветре можно затянуть воротник. Рукава просторные, благодаря чему руки свободно сгибаются в локтях. Куртка плотно прилегает на запястьях. Человек может выполнять хозяйственные манипуляции. Кухлянка может иметь капюшон или наглухо пришитые рукавицы. Носят ее как с поясом, так и без него.

Двухслойная кухлянка настолько теплая, что ее используют как спальный мешок. Ворот плотно затягивается, оставшееся отверстие закрывают шапкой. Руки вытаскивают из рукавов, просторный крой позволяет прижать их к телу. Если северянину пришлось остановиться, чтобы переждать непогоду, она спасает ему жизнь.

Сокуй — глухая дорожная куртка, по силуэту напоминающая кухлянку. Его не принято подпоясывать. Носится мехом наружу. Есть капюшон, который часто украшен оленьим хвостом. Во время особенно злых морозов сокуй применяют как дополнительный слой сверху прочей меховой одежды.

Малица — глухая дубленка из оленьей шкуры. Подол украшается опушкой из нескольких полос оленьего или собачьего меха. Покрой свободный, как и у кухлянки. Отличительная особенность — удлиненная задняя часть. Рукава заужены к низу. К ним пришиваются рукавицы. Малица имеет меховой капюшон. Мех вывернут наружу. В метель он защищает лицо от снега. Куртка достигает коленей или заканчивается немного выше. Готовясь к дальней дороге, ее подпоясывают. Так за пазухой можно хранить небольшой запас еды и необходимые вещи.

Парка — эта куртка является прародителем популярного предмета современного гардероба. Ее носят поверх малицы. Шьют из нежного меха оленят. К подолу пришивают широкий кусок меха, который может отличаться от основного «полотна». Граница между полосами украшается шахматной мозаикой, которая опоясывает подол. На рукавах также красуется орнамент из кусочков разноцветного меха. Уникальная особенность — капюшон, сшитый из небольшой цельной шкурки. Его могли декорировать ушами или кисточками. Верхняя куртка никогда не подпоясывается.

Паница — женская одежда у многих северных народов. Это длинная распашная шуба, на плечи которой спускается пушистый воротник из песцового, беличьего или заячьего меха. Больше всего ценится отделка хвостом песца. Шубу шьют из 2 слоев так, что мех обращен и внутрь и наружу. Чтобы изготовить шубу для женщины среднего роста (165 см), уходит 5 небольших оленьих шкур. По 2 на каждый слой и еще одна на капюшон. При раскрое шкуры располагают вертикально. Женская одежда богато декорирована. Подол и рукава украшают меховым орнаментом, выполненным из небольших кусочков контрастных цветов. Изделие расшивают тонкими лоскутами яркого сукна, концы которых оставляют незакрепленными.

Ноги жителей Севера защищали от холода особые меховые чулки — торбаса. Женскую обувь шили до колена. Мужская была короче, чтобы не сковывать шаг. На голове носили меховые шапки различных форм.

КухлянкаСокуйМалицаПаркаПаницаТорбаса

Сумки

В быту им всегда находится применение. Используются в основном как:

  • хранилище для мяса;
  • переноска утвари;
  • емкость, куда собирают коренья;
  • вместилище для материалов и инструментов для рукоделия.

Чукотские сумки различаются по формам и размерам. Так, для хранения рыбы и мяса они большие, делаются из жесткой лахтачьей шкуры. Носятся через плечо. А вот небольшие экземпляры цепляют к поясу (в них с древности хранили порох).

Сумки у народа принято украшать. Маленькие покрывают орнаментами из кожи – светлой на темном фоне. Мастерицы любят вырезать различные геометрические фигуры (треугольники, круги, квадраты, полосы и др.), которые нашивают в специальном ритме, с определенным смыслом. Помимо этого, активно используют бисер и ленты.

Кстати, на различных ярмарках малочисленных народов Севера часто мастерицы предлагают не только купить одну из своих украшенных сумок, но и показывают, как можно декорировать изделие самостоятельно, объясняя смысл узора.

Раньше их делали из дерева, из кожи с прорезями для глаз, из кости моржа. Сейчас чукчи чаще покупают современный вариант аксессуара. Носят их зимой, чтобы защищать глаза от ожога. Дело в том, что от снежной поверхности отражается ультрафиолетовая радиация, которая может вызвать травму роговицы глаз (встречается у горнолыжников, полярников и т. д.).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector