Школьный этикет. что нужно знать родителям и детям?

Роль в воспитании

Человек становится воспитанным постепенно. Вряд ли кто-то рождается и сразу знает, как вести себя в обществе. Роль родителей в воспитании своих чад является важным аспектом.

Если вы зайдете в книжный магазин, то заметите, что полки просто ломятся от различного вида литературы о воспитании подрастающего поколения. Далеко не все книги стоит читать, а некоторые – и вовсе нельзя. Но обходиться совсем без обучения нельзя. Даже если вы уверены в том, что все знаете об этических нормах в детском этикете, вам не помещает заглянуть в книгу и почерпнуть из нее что-то новое и полезное.

В идеале воспитанием детей должны заниматься оба родителя в равной доле. Безусловно, при современном темпе жизни это зачастую бывает невозможно. Но, к сожалению, психологами доказано, что ребенок, которому не хватает внимания родителей, намного сложнее поддается воспитанию и резко реагирует на замечания учителей. В будущем недостаток общения с мамой и папой может сказаться на многих аспектах жизни.

Поведение на перемене

Перемена – наиболее любимая большинством учеников часть рабочего дня, ведь в эти моменты они фактически предоставлены самим себе

Важно научить ребенка правилам хорошего поведения. Тогда у малыша не будет проблем с администрацией учреждения и, скорее всего, с другими школьниками. Такое задание возлагается в большей степени на родителей, поскольку это скорее воспитание, нежели обучение

Родителям следует научить малыша принципам вежливого обращения с окружающими, поскольку основные пригодятся ребенку даже после окончания школы

Такое задание возлагается в большей степени на родителей, поскольку это скорее воспитание, нежели обучение. Родителям следует научить малыша принципам вежливого обращения с окружающими, поскольку основные пригодятся ребенку даже после окончания школы.

Донести до малыша нужно следующее:

  • Звонок на перемену – исключительно для учителя. Он не имеет права отнять у детей перемену совсем, однако хотя бы из уважения следует дать ему пару минут, чтобы закончить мысль.
  • Сидеть на подоконниках или открывать окна не стоит, даже если очень хочется. Подоконник может не выдержать веса своих «пассажиров» и обрушиться, а открытое окно станет причиной сквозняка и возникших в результате заболеваний. Даже маленькому ребенку должно быть понятно, почему это плохо.

  • В коридоре на перемене возникает огромная вероятность столкновения, поэтому здесь, как и на автомобильной дороге, следует придерживаться правил дорожного движения. Ходить лучше всегда по правой стороне, уровень речевой активности свести до негромкого, чтобы не оглушать окружающих. Не стоит толкать и тем более бить других детей. Для актуально и правило, касающееся девочек: невежливо дергать их за волосы.
  • В местах общего пользования – таких, как столовая или туалет, следует придерживаться очереди. Ни в коем случае нельзя выводить из нее стоящих впереди малышей.
  • Недопустимо также мусорить или портить имущество школы, рисовать несанкционированные граффити на стенах.

Правила этикета для маленькой леди

Правила этикета для девочек и мальчиков несколько отличаются. Девочка — это воплощение нежности и изящества, поэтому и вести себя она должна соответствующе.

  1. Чистоплотность. Леди не должна быть неряхой, которая всюду раскидывает мусор, не причесывается, не стирает одежду.
  2. Сдержанность за столом. Истинная леди должна принимать пищу спокойно и неторопливо. Объясните дочке, что сидеть за столом, развалившись, чавкать и громко разговаривать — некрасиво.
  3. Культура поведения в общественных местах. Проведите с девочкой беседу о том, как не стоит вести себя на людях.
  4. Культура поведения в гостях.

Поведение девочки в общественных местах, в гостях и за столом должно быть сдержанным и культурным

Важно объяснить ей, какого именно поведения ожидаете от нее вы и окружающие. Старайтесь объяснить, почему Вы хотите, чтобы она себя вела именно так

И обязательно хвалите свою малышку, если она ведет себя правильно! Все девочки в детстве мечтают стать принцессами, поэтому можно сказать, что все принцессы обладают хорошими манерами, ведь их этому обучают с рождения.

Правила безопасности дорожного движения для детей

Нужно изучить не только правила поведения детей дома и в общественных местах, но и рассказать малышу о принципах безопасности дорожного движения. Прежде всего, ребенок должен разобраться в цветах светофора и понять, что они обозначают

Немаловажно разобраться и с дорожными знаками

Основные правила безопасности:

  1. Остановиться возле проезжей части. Привычку нужно довести до автоматизма, ведь малыши торопливы и невнимательны.
  2. Переходить дорогу в правильных местах. Разрешается переходить только по зебре, на зеленый свет светофора или по подземному переходу
  3. Держать взрослого за руку, не переходить дорогу самостоятельно. Это правило действует до 6-7 лет
  4. Прислушиваться к звукам. Нужно объяснить ребенку, что автомобиль не всегда виден – он может находиться за поворотом.
  5. Бегать по проезжей части недопустимо. В зависимости от возраста, нужно рассказать о последствиях.
  6. Передвигаться по тротуарам. Придерживаться правой стороны.

С какого возраста начинать обучение

Грубое нарушение общепринятых правил этикета обществом по-прежнему порицается. Конечно, невоспитанному малышу сделают скидку на возраст, но осадок у родителей и их оппонентов останется. Поэтому чем раньше привить хорошие манеры, тем лучше. Но начинать стоит не с уроков и нотаций, а с анализа собственного поведения. Малыш усвоит именно родительскую модель общения.

Уже в младенческом возрасте ребенок способен определить, с какой интонацией к нему обращаются. Проявляя вежливость, такт и доброжелательность в обращении с малышом, родители могут быть уверены в том, что и ребенок в ответ использует эти качества. Интонацией взрослый может указать и на неприемлемое поведение ребенка.

Когда малышу исполнится год и начнет пополняться словарный запас, стоит ввести в него вежливые слова, такие как «спасибо», «доброе утро», «до свидания».

В два года ребенок обрадуется поощрению за красивую и чистую одежду, аккуратный внешний вид. Трехлетки, играя, моделируют ситуации, в которых проявляются хорошие манеры: накрывая кукольный стол, играя в гости, поездку, поход в кино.

В три года малыш может овладевать и необходимыми гигиеническими навыками.

В шесть лет и старше допустимо посещение семинаров и уроков в школах для обучения хорошим манерам. Учителя, стремящиеся привить нравственные качества, посвящают правилам этикета классный час, родительское собрание. Для детей любого возраста актуальной формой обучения являются мультфильмы.

Выходной — Берем детей на прогулку

На улице, как и дома, как и в гостях, следует соблюдать определенные нормы поведения. Родителям стоит уделить немало внимания для того, чтобы их ребенок хорошо вел себя и на улице.

В обязательно порядке ребенок должен усвоить, что:

  1. ​Мусор должен находится в урне, а не на земле;

  2. Запрещается ходить по газонам;

  3. Нельзя показывать на людей пальцем, указывать на их недостатки;

  4. Во избежание столкновений с прохожими, идя по тротуару, следует придерживаться правой стороны;

  5. В случае остановки, следует отойти в сторону, чтобы не мешать прохожим;

  6. Запрещено есть на ходу, лучше остановиться или присесть на скамейку;

  7. Стоит помнить о правилах дорожного движения;

  8. Нельзя покидать место, где родители попросили подождать;

  9. Нельзя посторонним сообщать свой адрес и телефон;

  10. Нельзя уходить с незнакомыми людьми куда-либо.

Хорошо, когда ребенок имеет возможность развиваться культурно

Поэтому родители должны уделять данному вопросу внимание и хотя бы изредка водить ребенка в театры, кинотеатры, музеи, на выставки и т.д. Вместе с тем, родителям заранее стоит позаботиться и о том, чтобы научить ребенка хорошим манерам

К примеру, в театре:

  1. Следует выглядеть опрятно, недопустимо приходить в грязной или рваной одежде;
  2. Следует приходить заранее, чтобы было время привести себя в порядок, верхнюю одежду сдать в гардероб;
  3. Необходимо занять место, особенно если оно расположено в середине ряда, заранее, чтобы потом не пришлось беспокоить остальных зрителей;
  4. Продвигаться по ряду к своему месту следует только лицом к сидящим, извиняясь за неудобства. Не стоит забывать и о словах благодарности;
  5. Во время спектакля запрещается шуметь, делиться впечатлениями, разговаривать по телефону — это можно сделать во время антракта;
  6. Во время спектакля запрещается есть и пить;
  7. Во время спектакля следует сидеть смирно, чтобы не мешать позади сидящим.

Правила этикета за столом для детей

 Многие правила поведения за столом для детей существуют для того, чтобы ребенок в гостях был вежливым и проявлял благодарность за вкусную еду

Объясните вашему ребенку важность следующих качеств:

  • Забота: перед началом приема пищи попросите ребенка помочь накрыть на стол. Когда все закончат есть, объясните ему, что нужно убрать тарелки.
  • Терпение: убедитесь, что все члены семьи ждут друг друга, прежде чем сесть за стол. Кроме того, следует дождаться, чтобы у каждого была тарелка с едой, прежде чем начинать есть.
  • Умение вести беседу: напомните ребенку, что надо вежливо разговаривать со всеми сидящими за столом и не перебивать своих собеседников.
  • Вежливость: как только ребенок попытается выйти из-за стола, намекните ему, что надо сначала спросить разрешение. Объясните малышу, что нужно поблагодарить того, кто приготовил еду, даже если подавалось не самое любимое блюдо. Хорошо продемонстрировать это на собственном примере: даже если кулинарные эксперименты вашего супруга или супруги не слишком удались, поблагодарите его перед ребенком за старания.

Несомненно, вы учили вашего ребенка говорить «спасибо» и «пожалуйста» с самого рождения. Тем не менее он может легко забыть сказать “волшебные слова”, когда волнуется или очень хочет есть

Если малыш забывает о правилах этикета за столом, помогите ему понять, насколько важно говорить «спасибо» и «пожалуйста». Эти слова, как по мановению волшебной палочки, превращают любое требование в просьбу, которую люди более охотно соглашаются выполнить

Убедитесь, что у ребенка всегда при себе есть упаковка бумажных платочков на случай, если ему нужно высморкать нос. Они особенно пригодятся, если малыш в гостях у родственников или друзей. Бумажные платочки Zewa Deluxe идеально подходят для детей, так как они мягкие, прочные и дерматологически протестированы*

«Застольный» этикет для подростков

Ребёнок старше 10 лет обычно уже хорошо знает все правила красивого поведения для детей за столом. Он понимает, как правильно обращаться с основными столовыми принадлежностями, осознаёт, когда нужно садиться и выходить из-за стола.

Однако это лишь главные принципы, которые должен знать каждый приличный человек. Теперь необходимо перейти к более узким и специфическим знаниям.

К примеру, можно научить ребёнка пользоваться приборами, которые не применяются каждый день: вилки для крабов и омаров, щипцы для фруктов, льда, салатов. Во-первых, так дети расширят свою эрудицию и кулинарные возможности, во-вторых, это просто интересно.

Этикет общения детей с людьми

Также существуют и правила общения с людьми, которые следует соблюдать абсолютно всем.

Этим правилам следует учить детей с самого раннего детства. Еще совсем малыши должны знать, что:

  • При встрече следует приветствовать знакомых
  • Ко взрослым следует обращаться на «Вы»
  • Запрещается перебивать взрослых, вмешиваться в их разговор и комментировать услышанное
  • Перед расставанием следует прощаться
  • Следует благодарить за оказанную услугу, подаренный подарок и т.д.
  • В случае проступка следует просить прощения
  • Запрещается обзываться, оскорблять других детей
  • Запрещается использовать слова-паразиты
  • Запрещается ябедничать
  • Во время разговора необходимо давать возможность высказаться всем присутствующим, не перебивать их
  • Если собеседник начинает вести себя неподобающим образом, следует сделать ему замечание, но не уподобляться ему
  • В разговоре запрещается обсуждать других людей, критиковать их


Хорошие манеры

Правила поведения в театре, в кино и на концерте

На личном примере родители обучают детей, как вести себя в общественных местах: в кинотеатре, театре или на концерте. Конечно, для выхода в театр или концерт принято приходить нарядно одетыми (для мальчиков – брюки и рубашка, для девочек – нарядное платье).

Также есть и другие правила:

  1. опаздывать крайне нежелательно;
  2. верхнюю одежду сдают в гардероб;
  3. если ваше место находится посредине ряда, проходят к месту, повернувшись лицом к людям;
  4. во время показа или концерта не разговаривают;
  5. не принято есть или пить – для этого существует антракт и буфет;
  6. нехорошо шуршать бумажками;
  7. кашель и насморк могут отвлекать других, поэтому с симптомами болезни оставайтесь дома;
  8. не принято подпевать артистам;
  9. нельзя шуметь.

Этикет общения и правила безопасного поведения на улице для детей – необходимость, а не роскошь. Ведь это облегчит их жизнь. Нужна мотивация – объясняйте ребенку, почему эти правила так важны для его будущего.

Роль в воспитании

Нормы поведения играют большую роль в воспитании детей, благодаря им, ребёнок будет легче ориентироваться в разных жизненных ситуациях, научится сглаживать многие конфликты. Ведь дети часто ссорятся из-за пустяков.

Основную информацию о том, как необходимо вести себя в той или иной ситуации, дети получают, просто наблюдая. Поэтому основным местом изучения этикета является семья. Ваше дитя будет относиться ко всем знакомым так, как это происходит у него дома. Отношения между близкими людьми полностью проецируются на ребенка.

Родители должны подавать пример своим детям, воспитывая внимательность к тому, кто рядом и вежливость ко всем окружающим. Для этого можно просто показывать им, что старшим нужно уступать место, а девочек пропускать вперёд. Желательно прибегать к использованию следующих слов:

  • извините, прошу прощения;
  • пожалуйста, большое спасибо;
  • приятного аппетита, будь здоров;
  • доброе утро, спокойной ночи.

После каждой увиденной ситуации ребёнок начнёт привыкать к этой дружелюбной атмосфере и вежливости в целом. Удивительно то, что дети, только-только научившиеся говорить, произносят все те вежливые слова, которые слышали ранее от родителей.

После того как дети попадают в общество, они должны социализироваться, а помощь оказать могут только взрослые, ставя себя в пример, читая сказки или объясняя разные ситуации. Это является основой в развитии культурного человека, который сможет достойно выйти из самых сложных ситуаций в жизни, не попадая в неловкие положения. Обучать этому родители начинают ещё в самом раннем детстве, прося своего малыша помахать ручкой на прощание и сказать «пока-пока». Перед тем как отправить своё дитя в детсад, ему необходимо рассказать, что к старшим обращаются по имени-отчеству и на «вы».

Дети отрицательно относятся к различным наставлениям. Если ребёнок постоянно находится под назидательным контролем, то он вряд ли будет прислушиваться к вам. То есть, чем строже вы будете следить за его поведением, тем упрямее он будет идти наперекор вам. Поэтому во время обучения детей нужно прибегать к элементам игры.

Для детей ваших слов мало. Ребенку обязательно надо показать и рассказать, почему делать нужно именно так, а не по-другому. Предпочтительно приучать к нормам поведения косвенно, а не прямым текстом, чтобы ребёнок сам хотел следовать им. Для малышей, которые еще не научились читать, лучшим вариантом привития норм поведения считаются сказки и игры.

Подобным образом можно научить детей правилам поведения за столом, этикету в общественном транспорте или больнице. Для тех, кто любит сказки, можно прибегать к уже существующим или придумать свою историю. Отличным примером является книга «Волшебное слово» В. Осеевой.

Детские сказки и рассказы всегда являются поучительными, дети обычно представляют себя в роли основного персонажа и могут сами сравнить, где главный герой поступил правильно, а где нет. Следует задавать ребенку вопросы из моментов в рассказе, чтобы он давал ответы на них. Можно создать бесконечное множество историй, взяв за основу любимую игрушку или героя мультфильма. В этом случае всё зависит от фантазии родителей.

Лучшими сказками, помогающими освоить нормы этикета, являются те, в которых персонажи, совершив плохие поступки, задумываются над ними и исправляются. Можно пользоваться правилами, написанными в стихотворной форме. Хорошим пособием можно считать произведение Григория Остера, сочинившего «Вредные советы».

С помощью игры можно обучать правилам этикета и детей-подростков. Например, написать на листочке некоторую часть правил, продолжение которых дети должны дописать сами. По словам психологов, чем раньше дети осознают, как следует себя вести, тем успешнее они будут в компании сверстников.

Основными принципами, трактующими правила поведения в обществе для детей, являются хорошие поступки и демократия в общении. У человека, который хорошо овладел этикетом речи, всегда много товарищей. В этом случае ребёнок будет с удовольствием ходить в детсад.

Знает ли ребёнок основные принципы поведения в обществе – от этого зависит, готов ли он идти в школу или нет. Если дети не умеют правильно общаться, то им будет сложно стать успешными и добиваться требуемых задач, а также определиться с выбором профессии.

Этикет в гостях

Вести себя прилично в чужом доме, значит:

  • Не приходить без приглашения.
  • Купить подарок хозяевам в знак внимания: что-нибудь к столу или из предметов домашнего обихода.
  • Войдя в дом, поздороваться со всеми домочадцами.
  • Не трогать и не беспокоить домашних животных без разрешения. Не брать в руки предметы интерьера.
  • Не критиковать ремонт, обстановку, угощение, даже за глаза.
  • Вести себя спокойно и скромно, поддерживать беседу.
  • Пребывать в гостях не дольше определенного срока.
  • Обязательно поблагодарить за угощение и прием.

Если ребенок пригласил друзей к себе, ему следует:

Продумать угощение, темы беседы и игры, какой поставить мультик для просмотра всей компанией.

Звать в гости заранее, если предполагается семейное торжество.
Оказывать внимание всем гостям, чтобы они не скучали.
Поблагодарить за то, что пришли.

Плохое настроение демонстрировать окружающим не нужно.

Общие рекомендации

Помимо советов для каждого возрастного этапа, имеются и общие правила, выполнение которых позволит поскорее приучить ребёнка к «застольному» этикету. Что же рекомендуют специалисты:

Не следует принуждать ребёнка к выполнению правил этикета. Гораздо полезнее и эффективнее – играть с малышом. Как уже было отмечено выше, кроха может позвать пупсов и кукол на званый ужин, накрыв детский столик по всем правилам. Маме останется лишь проследить за ходом трапезы.
Обязательно заручитесь поддержкой супруга и бабушек. Не секрет, что некоторые взрослые разрешают ребёнку то, что запрещает мама или папа. Кроме того, нужно быть последовательным при обучении навыкам. За каждый успех малыша нужно хвалить.
Не забывайте привлекать детей к подготовке ужина. Даже маленький ребёнок способен сервировать стол: расставлять тарелки, раскладывать столовые приборы, ставить хлеб

Это позволит малышу понять ценность продуктов и важность обеденной церемонии.
Не забывайте о мультиках и литературных произведениях, которые рассказывают о принципах этикета. Обязательно нужно говорить об увиденных сценах, особенно если они демонстрируют нежелательное поведение.

Родительский пример – вот тот урок, который лучше всего усваивается детьми. Если мама или папа будет аккуратно вести себя за столом, правильно пользоваться столовыми принадлежностями, мыть руки перед едой и т.д., то овладение навыками не заставит себя ждать.

Телефонный этикет для детей

  1. Для телефонных разговоров существует регламентированное время. По будним дням это 8:00–21:00. По выходным – 10:00–21:00. Звонить после 9 вечера невежливо по отношению к адресату звонка, а принимать звонки – по отношению к окружающим.
  2. Обязательно здороваться и прощаться с собеседником.
  3. Пользоваться телефоном можно только в тех местах, где это не запрещено правилами, или в специально отведенное для этого время. Например, в школе, в спортивной секции и в театральной студии для детей пользоваться телефонами разрешается только в перерывах между занятиями.
  4. Звонить следует один раз, даже если на звонок не ответили. Набирать номер несколько раз подряд невежливо.
  5. Обещание перезвонить должно быть выполнено в обязательном порядке.
  6. Не следует отвечать на звонок слишком быстро, как и заставлять звонящего ждать слишком долго. Снять трубку лучше всего через 2 гудка.
  7. Не следует снимать трубку домашнего телефона, когда дома есть взрослые (кроме случаев, когда взрослые заняты).
  8. Если взрослых нет дома, нужно узнать у звонящего его имя, спросить, что бы он хотел передать маме с папой, записать или запомнить, попрощаться. Не забыть передать родителям листок с записью.
  9. Невежливо снимать трубку в гостях или отвечать на звонки по чужим мобильным телефонам.

Важно помнить, что правильное формирование этикета у детей дошкольного возраста происходит только в том случае, если родители подают пример собственным поведением. В противном случае ребенку будет гораздо сложнее освоить уроки вежливости и не выглядеть белой вороной в культурном обществе

Этикет за столом для детей и школьников: правила

Учить ребенка тому, как следует вести себя за столом стоит начинать с самого раннего возраста. Будучи еще совсем крохой, ребенок должен понимать, что принимать пищу следует в строго отведенном месте — в столовой, на кухне.

К правилам этикета за столом, которым следует обучить еще совсем малышей, также можно отнести следующие:

  • Для приема пищи следует использовать специальные столовые приборы, еду следует накладывать в тарелки
  • Во время еды, по мере необходимости, следует пользоваться салфеткой

В дальнейшем, по мере взросления, ребенок должен запомнить следующие правила этикета за столом:

  • Усаживаться за стол и начинать кушать следует вместе со всеми
  • В начале трапезы следует пожелать всем присутствующим за столом приятного аппетита
  • Употреблять пищу следует молча, запрещается баловаться за столом
  • Кушать следует с закрытым ртом
  • За столом запрещается чавкать, громко хрустеть, доставать пальцами застрявшую в зубах пищу
  • Большие кусочки пищи следует делить, используя столовые приборы, на более мелкие — не стоит набивать едой полный рот
  • Запрещается облизывать тарелку, даже если было очень вкусно
  • Запрещается класть локти на стол
  • Если желаемое блюдо расположено поодаль от ребенка, то ему следует попросить, чтобы блюдо ему передали — запрещается тянуться через весь стол
  • В конце трапезы следует сказать «Спасибо!»


Коврик со схемой поможет детям быстрее разобраться с сервировкой стола и не запутаться в столовых приборах

Формирование этикета у детей за столом

В каждой семье, в которой растет маленький ребенок, должно уделяться внимание обучению основных норм поведения за столом

К достижению возраста 5 лет дети должны знать, что разговаривать во время приема пищи некрасиво. Еду нужно сначала хорошо разжевать и проглотить.

Затем ребенок может поделиться с сидящими за столом людьми своей точкой зрения по поводу предмета разговора.

Дошкольник должен уметь без труда обращаться со всеми столовыми приборами. Если прием пищи в кругу близких и родных людей может иногда снизить требования к поведению малыша за столом.

То его выход в свет никаких ограничений не подразумевает

Дети должны не просто знать, как следует правильно принимать пищу, но и понимать, почему это так важно

Прививая детям эти несложные правила поведения, родители и педагоги должны понимать, что насколько быстро обучающиеся освоят их и научатся применять в жизни, настолько успешной будет их адаптация в обществе.

Полезное видео

Гостевой — На день рождения друзей

Очень важно обучить ребенка, как следует принимать гостей у себя дома и как вести себя у них в гостях. Для этого стоит запомнить лишь некоторые нехитрые правила:

Не приходить в гости без приглашения, а, в случае острой необходимости, самому сообщить хозяевам о своем визите

Нежданные гости практически всегда доставляют хозяевам беспокойства и хлопоты;

Не следует настойчиво звонить или стучать в дверь — не более двух раз;

Идя в гости обязательно следует захватить с собой гостинец или подарок — идти в гости без гостинца невежливо;

В гостях следует вести себя спокойно и сдержанно, запрещается шуметь и бегать;

Запрещается без спроса трогать вещи хозяев, заглядывать в запертые комнаты, открывать шкафы и т.д.

Нельзя давать плохую оценку дому хозяев, в том числе имеющемуся беспорядку, неприятному запаху и т.д.

В случае приглашения за стол, следует кушать аккуратно;

Не стоит надолго задерживаться в гостях;

Перед уходом в обязательном порядке стоит поблагодарить хозяев за теплый прием и угощение;

К себе гостей стоит приглашать заранее;

В обязательном порядке следует оказывать внимание каждому пригашенному;

Перед уходом гостей стоит поблагодарить их за визит

Виды этикета детей

Существует большое количество видов этикета. Однако, разновидностей этикета для детей несколько меньше, чем для взрослых, к ним относят:

  • Выходной (к данному виду этикета относятся правила поведения в общественных местах, таких как кино, театр, музей и т.д.)
  • Гостевой (нормы поведения в гостях)
  • Пассажирский (правила поведения в общественном транспорте)
  • Речевой (правила вербального общения)
  • Семейный (правила общения в семье)

  • Столовый (правила поведения за столом)
  • Телефонный (правила общения по телефону, в том числе через сообщения и электронные письма)
  • Учебный (правила поведения в учреждениях дошкольного образования, школах и т.д.)

К слову, для взрослых, помимо вышеназванных видов этикета, существуют еще и следующие:

  • Военный
  • Дипломатический
  • Корпоративный
  • Профессиональный
  • Религиозный
  • Свадебный
  • Спортивный
  • Траурный


Виды этикета (картинка)

Уроки хороших манер для детей дошкольного возраста

По мнению практикующих психологов, важная информация лучше всего воспринимается маленьким ребенком во время игры и чтения добрых сказок.

Поэтому у детей дошкольного возраста занимательные занятия хороших манер проводятся в развивающей игровой форме.

Уроки хорошего тона в детском саду включают в себя следующие навыки и умения:

  • Дошкольник должен уметь правильно и красиво излагать свои мысли.
  • Дети должны знать, как нужно быть одетым в соответствии с определенной ситуацией.
  • Маленький человек изучает культуру поведения дома, в гостях и других общественных местах.
  • Дошкольники запоминают, как вести себя в сложной экстремальной ситуации.

Важно заметить, что правила этикета для детей нужно повторять с ребенком дома. Родители оказывают огромное влияние на формирование личности и ознакомление малыша с правилами хороших манер.

Правила хорошего тона и вежливости для детей

Воспитание вежливости и обучение хорошим манерам подразумевает знание следующих правил поведения детьми в общественных местах:

Дети должны уступать место пожилым людям в городском транспорте.

Мальчики должны пропускать вперед представительниц прекрасного пола разных возрастов.

Мальчики открывают двери и пропускают вперед дам.

Дети должны сначала пропустить выходящих из помещения людей, а только после этого войти в него сами (это правило также касается общественного транспорта и лифтов).

Нельзя тыкать в человека пальцем.

Нельзя на виду у других людей ковырять в носу.

Нельзя зевать в общественных местах.

При приступах кашля или внезапно возникшем чихании прикрывать рот кулаком или носовым платком.

Уделять внимание своей одежде, следит за опрятным внешним видом.

Не оставлять за собой мусор.

Психологи уверены, что нет лучшего способа прививания детям хороших манер, чем пример поведения их родителей. Малыши всегда копируют близких людей, стараясь как можно сильнее подражать им.

Когда в доме появляются дети, взрослые должны уделять пристальное внимание своему поведению: не кричать, не грубить, не использовать нецензурных слов. Повторение вежливых слов в присутствии детей также служит хорошим примером обучению речевого этикета

Повторение вежливых слов в присутствии детей также служит хорошим примером обучению речевого этикета.

Достаточно лишь время от времени напоминать малышу, что нужно говорить «спасибо» после еды, здороваться при встрече со знакомым человеком, желать «спокойной ночи» близким людям перед тем, как лечь в постель.

Постепенно такое поведение войдет в привычку, а вежливые слова будут произносится маленьким человеком автоматически.

Общие сведения о программе

Программа образовательная.

Документы и материалы, с учетом которых
составлена программа:

  1. Закон РФ “Об образовании”.
  2. Типовое положение об образовательном
    учреждении от 19 марта 2001 года №196.

Цели занятий:

  • познакомить учащихся с нормами поведения в
    обществе, сформировать умения выглядеть
    достойно и чувствовать себя уверенно в различных
    жизненных ситуациях в соответствии с нормами
    поведения;
  • развитие коммуникативных способностей
    школьников.

Основные задачи:

  • познакомить учащихся с правилами, нормами
    поведения в общественных местах;
  • сформировать адаптивный тип взаимодействия со
    сверстниками и взрослыми;
  • сформировать уважительное и тактичное
    отношение к личности другого человека;
  • формировать устойчивую положительную
    самооценку школьников.

Формы и методы организации работы.

В основе обучения лежит ролевой принцип.
Собеседники должны осознавать свои ролевые
позиции. Игровой принцип обучения соответствует
возрастным особенностям ребенка. Формы работы:
ролевые игры, рисование, конкурсы, викторины,
тесты, беседы.

Длительность курса – 68 академических часов.

Продолжительность занятия 40 минут (1
академический час):

  • 1 класс – 17 часов;
  • 2 класс – 17 часов;
  • 3 класс – 17 часов;
  • 4 класс – 17 часов.

Ожидаемые результаты.

Введение в активный словарь детей достаточного
количества этикетных стереотипов. Умение
выбирать нужную формулу этикетного поведения с
учетом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем
говоришь). Освоение общих правил культурного
поведения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector