Возрождаем россию! все, что нужно знать о национальных головных уборах

Русский народный костюм

Если рассматривать мужчин простого сословия, в таком случае национальный костюм будет отличаться лаконичностью и простотой. Крестьянскую одежду тогда шили из натуральных материалов, украшая узорами растительного характера. Это была рубаха их светлой хлопчатобумажной ткани свободного кроя, объемные штаны и пояс к ним. На голову простой люд надевал шапки в виде гречишников, которые действительно по форме и текстуре напоминали форму пирога из гречки, а обувью служили валенки на каждый день или кожаные сапоги на праздничные мероприятия.

Самым важным элементов мужского национального костюма считалась сорочка с вышивкой из шелка или льна, а к передней и задней ее части прилагалась подкладка (подоплека). У рубашки обязательно присутствовали широкие рукава, которые постепенно сужались к области кистей рук. Воротник рубашки мог быть круглым или квадратным с пуговицами или завязками, иногда его вовсе не было.

В качестве верхней одежды выступал кафтан ярких расцветок и нескольких стилей – опашень, зипун и охабень. Но сначала поверх рубахи мужчины надевали свитку, кожух или сермягу. Если предполагался важный праздник или торжество, мужчина надевал парадный плащ корзно или шерстяную однорядку. В холодную пору носили шубы в пол из овчины или меха зайца, а знать могла позволить себе шубу из соболя, лисицы, чернобурки или куницы.

Особенности и значение деталей

Мелкие элементы в национальном одеянии славян играли огромную роль.

Детали мужского костюма

Русская народная одежда у славянских парней была представлена обычной сорочкой. Простолюдины носили рубаху, как основной элемент костюма. А вот знать использовала ее исключительно в качестве нижнего белья. Для пошива сорочки брали лён или шёлк.

С внутренней части рубаху дополняли подкладкой, именуемой подоплекой. Рукава широкие и сильно сужающиеся к низу. Воротник отличался по форме, он мог быть круглым или квадратным. В некоторых моделях вовсе отсутствовала подобная деталь.

Как правило, воротник декорировали завязками и пуговицами. Дополнением к костюму считались зипун, опашень и охабень. Все эти слова обозначали один элемент гардероба – кафтан. Поверх сорочки и зипуна надевали свитку, кожух или сермягу. Для торжественных мероприятий подбирали парадный плащ или однорядку, пошитую из шерсти.

Большой популярностью пользовались шубы. Простолюдины выбирали верхнюю одежду из меха зайца или плотной овчины. Аристократия могла позволить себе приобретение наряда из чернобурки или соболя.

Чтобы сохранить тепло, шубу шили мехом внутрь. Сверху изделие покрывали плотным сукном. Наряды, предназначенные для знати, покрывали бархатом или парчой. Меховой воротник придавал изделию роскошности.

Классическая модель русской шубы была практически до пяток. Рукава отличались невероятной длиной, но руки продевали не в них, а в специальные прорези, распложенные в передней части дохи. Одеяние носили не только в зимний, но и в летний период, чтобы добавить облику торжественности.

Еще одна важная деталь в костюме мужчин на Руси – национальный головной убор. Существовало несколько его разновидностей: тафья, клобук, мурмолка, треух.

Первая представляла собой маленькую шапочку круглой формы, которая плотно прилегала к голове. Поверх тафьи нередко надевали обычный головной убор. Для пошива аксессуара крестьяне использовали войлок, знатные славяне останавливались на бархате.

Мурмолкой именовали высокие шапки, расширяющиеся к верху. По аналогичному принципу создавали горлатные головные уборы. Их декорировали мехом лисы, соболя или зайца, идущим от горла. Он не только согревал голову, но и украшал шапку.

Детали женского костюма

В основе одеяния девушек лежала сорочка, декорированная вышивкой или уникальной оторочкой. Дамы, относящиеся к аристократии, поверх простой рубахи надевали праздничную, созданную из шёлка яркой расцветки. Самым торжественным вариантом считалась сорочка алого оттенка.

Поверх рубахи надевали летник. Классический наряд барышень Древней Руси был длиной в пол. Для его пошива применяли шёлк. Летник имел оригинальное украшение у самого горла. Аристократия носила изделие, декорированное вышивкой из золота или жемчуга. Ворот летника украшали ожерельем.

В холодное время года дамы облачались в длинные шубки, украшенные мехом. Характерная черта изделий – декоративные рукава. Они считались символом роскоши, поскольку элемент не отличался высокой практичностью.

Чаще всего руки продевал в прорези, расположенные под рукавами. Для согрева ладошек использовали муфту, украшенную снаружи и внутри оторочкой из меха.

Важную роль в одеянии девушек играл головной убор. Дамы, связанные семейными узами, в обязательном порядке прикрывали локоны, даже находясь в избе. В обычные дни для покрытия головы использовали волосник или повойник, сверху повязывали платок яркой расцветки.

В летний период славянские девушки носили венчик (широкая тканевая плоска, декорированная длинными ленточками разных оттенков). С наступлением холодов им на смену приходили меховые шапки. Но национальный костюм русского народа до сих пор ассоциируют с кокошником. Это головной убор в форме опахала. Его обильно украшали, поэтому кокошник становился главным элементов в наряде.

Раскрой и элементы

Русская рубаха, выкройка которой представлена ниже, шьется в несколько этапов: снятие мерок, выкройка, пошив. Перед пошивом нужно раскроить все элементы рубашки. Они все прямоугольные, поэтому никаких сложностей возникнуть не должно. Достаточно просчитать ширину и длину изделий:

Для украшения изделия используются декоративные элементы: это могут быть лента, тесьма, вышивка, пояс с кисточками и т. д.


Элементы

Кроме классического метода кроя косоворотки, где все элементы представляют собой прямоугольники и квадраты, есть еще один способ пошива изделия данного типа. Основное отличие в том, что в первом варианте основная часть выкраивается цельным прямоугольным отрезом, а во втором – двумя частями – спинкой и передом. В результате изделие получится таким же, только от горловины к рукаву будет дополнительный шов. Отличия можно увидеть на рисунке ниже.


Второй вариант кроя рубахи

Для новичков в швейном деле рекомендуется сначала нарисовать выкройку на бумаге, а потом вырезать ее из ткани. Мастера с опытом могут сразу перенести все на полотно и вырезать детали для сшивания. В отличие от других изделий, русская рубаха не имеет выточек и фасон достаточно свободный, поэтому его можно шить по типу оверсайз, то есть по одному размеру. При носке можно косоворотку подвязать поясом, чем подчеркнется талия, а изделие будет сидеть по фигуре, а не выглядеть мешковато.

Основная часть

Стандартная выкройка косоворотки на мужчину 54 размера – ее нужно рисовать с основной части. Становина (это основа рубахи, ее иногда называют тулово) – она обрезается прямоугольником по размеру 2 длины изделия. Для этого предварительно снимается мерка по росту мужчины или мальчика, переносится на ткань, сложенную пополам, и вырезается основная часть.

Вам это будет интересно Правила пришивания пайеток на ткани своими силами

Становина

Основное полотнище должно соответствовать ширине и длине будущей рубахе. По классике, ширина должна быть 36 см, потому что именно такой ширины ранее были домотканые полотна, из которых шили одежду. Остальной объем добавляется боковыми полотнищами.

Внимание! При замерах к полученным цифрам нужно добавить по 2–3 сантиметра на припуски швов

Выкройка рукава

Косоворотка, выкройка которой делается практически одинаковой для мужчин и мальчиков, имеет несколько особенностей при выкройке рукава. В отличие от обычной рубахи, выкройка рукава выглядит тоже прямоугольником, как и становина.

Бочки (боковые полотнища) высчитываются по формуле: от длины бокового шва нужно отнять длину проймы. Стандартно, за среднюю ширину изделия берут 1 метр, но если заказчик хочет более приталенный вариант, тогда выкраивается рубашка по индивидуальным замерам.

Выкраивая рукава, важно не забыть про ластовицу. Это подмышечные вставки

Стандартно они выкраиваются в виде квадрата, примерно 15 × 15 см или 20 × 20 см.

Ластовица – не самый важный элемент рубашки и без нее можно обойтись. Но ее наличие считается знаком качества хорошего изделия. Ластовица может быть треугольной, квадратной, в форме ромба и служит для укрепления бокового шва, соединяющего полочку и спину

Новичкам, которые шьют рубашку впервые, можно не заострять внимание на ластовице и пошить изделие без нее

Ширина рукава должна приравниваться к ширине становины и равняться 36 см. А вот длина определяется индивидуально. Рукав может быть коротким, до локтя, 2/4 или полностью длинным.

Горловина

Для горловины можно использовать любую тесьму. Чтобы изделие смотрелось нарядно, можно притачать вышитую кайму. Перед тем, как сшивать бочки, нужно обработать застежку косоворотки. Сам воротник втачивается уже после того, как все детали будут сострочены, то есть в самом конце.

Манжета для рукава – выкройка

Манжеты выкраиваются по желанию, в зависимости от задуманной модели. Рукав можно оставить свободным или выкроить манжеты, чтобы они прилегали к запястью. Еще один вариант: резиночка на краю рукава.

Вам это будет интересно Как ушивать мужские и женские рубашки по швам

Мастер-класс по выкраиванию и пришиванию манжеты:

  1. Выкраивается манжета (4 шт.).
  2. Чтобы ее уплотнить, можно использовать флизелин, который приутюживается с внутренней стороны мантежы.
  3. Далее 2 детали прикладываются лицом к лицу и стежками приметываются, утюжатся и пришиваются машинкой, не доводя до конца 1 см, чтобы можно было деталь вывернуть.
  4. Длина рукава по низу и длина манжеты должны совпадать. За счет свободного кроя косоворотки рукав по выкройке будет широким, поэтому он корректируется с помощью односторонних складок.


Манжеты

Женская одежда

Великороссияне разных губерний. 1862 Девичий сарафан. Курская губерния, начало XX века. Основой женского костюма была длинная рубаха. Рубаху украшали оторочкой или вышивкой, иногда расшивали жемчугом. Знатные женщины имели верхние рубахи — горничные

. Горничные рубахи шили из яркой шёлковой ткани, часто красного цвета. Эти рубахи имели длинные узкие рукава с прорезом для рук и называлисьдолгорукавными . Длина рукавов могла достигать 8—10 локтей. Их собирали в складки на руках. Рубахи подпоясывали. Носили их дома, но не при гостях. Полики на рубахе — прямоугольные или клиновидные вставки.

Женщины поверх белой или красной рубашки с пристегнутыми к рукавам вышитыми запястьями надевали длинный шелковый летник, застёгивавшийся до горла, с длинными рукавами с вошвами (золотым шитьём и жемчугом) и с пристегнутым воротом (ожерельем).

Два основных вида русского женского костюма — сарафанный (северный) и понёвный (южный) комплексы:

  • Сарафан — народная русская женская одежда в виде платья, чаще всего без рукавов. Сарафаны различались по тканям и покрою.
  • Понёва — набедренная одежда, которую получали девушки, достигшие возраста невест и прошедшие инициацию.
  • Запона — девичья холщевая одежда из прямоугольного отреза ткани, сложенного пополам и имевшего на сгибе отверстие для головы.
  • Телогрея — одежда на меху или подкладке с длинными суживающимися рукавами, застёгивающаяся спереди от верха до подола.
  • Приволока — безрукавная накидка.
  • Шушпан — холщовый кафтан, с красною оторочкой, обшивкою, иногда вышитый гарусом.
  • Летник — старинная верхняя женская одежда.

Верхняя одежда

Женская верхняя одежда не подпоясывалась и застегивалась сверху донизу. Верхней выходной женской одеждой был длинный суконный опашень, с частыми пуговицами, украшенный по краям шёлковым или золотым шитьем, причём длинные рукава опашня висели, а руки продевались в особые разрезы; всё это покрывалось душегреями или телогреями и шубами. Телогреи, если надевались через голову, назывались накладными.

Знатные женщины любили носить шубки

— женскую разновидность шубы. Шубка была похожей на летник, но отличалась от него формой рукавов. Декоративные рукава шубки были длинными и откидными. Руки продевали в специальные прорези под рукавами. Если шубку носили в рукава, то рукава собирали в поперечные сборки. К шубке пристёгивали круглый меховой воротник.

Короткую душегрею носили все слои населения, но для крестьян она была праздничной одеждой. На душегрею был похож шугай и его разновидность без рукавов бугай

Также женщины носили одежду, сходную с мужской: однорядку, шубу в накидку.

Во времена Ивана Грозного богатые женщины носили по три платья, надевая одно на другое. Ношение одного платья приравнивалось к непристойности и бесчестию. Одежда боярыни могла весить 15—20 килограммов.

Муфта — рукав, шитый мехом внутрь и с меховой опушкой.

Головные уборы

Замужние женщины должны были обязательно прикрывать свои волосы и потому дома носили на голове волосники

илиповойники и повязывались ещё платком, а при выезде из дома надевали богато украшенную кику или кокошник. Девицы носили на голове широкую вышитую повязку (венчик), с широкими лентами позади. Зимой женщины при выходе из дома надевали меховые шапки или покрывали свой головной убор платком.

Другая отличительная черта русского национального костюма — большое разнообразие женских головных уборов:

  • Кичка (кика) — праздничный головной убор замужней женщины.
  • Сорока — род повязки с твёрдым околышем.
  • Кокошник — в виде гребня (опахала или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма.
  • Повойник — мягкая шапочка, которая полностью закрывала волосы, заплетенные во время свадебного обряда из одной девичьей косы в две.
  • С. Соломко

    . Сорока

  • Сорока. Белгородская область
  • К. Маковский

    . Кичка

  • Кичка. Калужская губерния
  • Кичка. Тверская губерния
  • Рогатая кичка. Рязанская губерния
  • М. Нестеров

    . Кокошник

  • К. Маковский

    . Кокошник

  • В. Суриков

    . Кокошник

  • Кокошник. Белгородская область
  • В. Суриков

    . Убрус

  • Повойник (очипок). Курская губерния
  • Повойник (очипок). Курская губерния
  • Повойник (очипок). Воронежская губерния

Национальные костюмы (фото) России

Россию населяют народы различных национальностей: русские, татары, мордва, удмурты, башкиры, чуваши, калмыки и др. Каждая нация ценит и бережно хранит свою индивидуальную и богатую культуру, особенно свои народные костюмы.

На Руси все национальные костюмы с давних времен имели неповторимые особенности в зависимости от региона и нации и, кроме того, у каждого народа подразделялись на повседневные и праздничные.

По одежде можно было судить о человеке, откуда родом, к какой нации и социальному классу он принадлежит. Во всех национальных костюмах, особенно в их отделке издавна заложена символичная, свойственная только определенной нации информация об обычаях, роде, занятиях и разнообразных событиях.

Покрой одежды, их орнамент и детали вобрали в себя индивидуальную особенность всех российских народов — красоту и трудолюбие.

Башкирский костюм

Башкирский костюм, как и национальные костюмы многих других народов России, шился по одному лекалу для мужчин и женщин. Характерно, что башкиры в качестве основного материала брали не только традиционные для того времени растительные волокна, но и кожу и мех. В качестве верхней одежды у этого народа были в первую очередь распространены елян и казакин — глухие костюмы на подкладе с длинными рукавами.

Мифы имеют свою продолжительность и память, которую трудно изменить. Кроме того, мифы или знаки, связанные с ними, не качаются в облаках — они имеют материальное измерение, которое мы часто забываем. Проще говоря, все, что говорили мои предыдущие ораторы, было знаком. То есть, некоторые объекты, действия, которые служат для представления чего-то, что отсутствует. Знак может быть фотографией, удаленно отдаленной от нас, — как микроскоп, который выводит что-то маленькое или похожее на телескоп — показывает что-то большое и отдаленное.

Что представляет собой белый орел, флаг или национальные мифы? Они позволяют ссылаться на дух сообщества, который в противном случае было бы трудно материализовать и сделать настоящим. Например, они, как представляется, лишены в действительности, в которых мы верим в равенство или очень сильно классифицированы в мире, в котором мы больше не верим в крестьянское крепостное право. Когда мы хотим ссылаться на память, мы ссылаемся на мужских персонажей, на того, кто умиротворяет крестьян, казаков, повстанцев.

Важной составляющей праздничной одежды стали халат или шуба (в зависимости от времени года). Халаты расшивались ювелирными украшениями, яркой вышивкой, камнями

У женщин также в праздничный комплект входили платье и фартук с вышитыми узорами.

Детали кроя картуза

Основная ткань:

Подкладочная ткань:

Прокладочный материал

1. Складываем лицевыми сторонами внутрь переднюю и заднюю детали стенок, стачиваем боковые срезы. Швы разутюживаем и расстрачиваем (2).

2. Складываем донышко картуза и стенки лицевыми сторонами внутрь, совмещаем срезы и средние линии деталей; скалываем булавками (3, 4).

Соединяем детали машинной строчкой, выполняя небольшую посадку из донышка (посадка равномерно распределяется по всей длине среза).

Для предотвращения затягивания шва надсекаем припуски шва через равные интервалы (5).

Шов расстрачиваем и приутюживаем на специальной колодке (6, 7).

3. Обработаем козырек. Напомним, что верхний и нижний козырьки выкраиваются без припусков на шов по внешнему срезу. По внутренним срезам деталей козырька припуски шва (= срезы, которые соединяются с околышем) составляют 1 см. Вкладыш козырька выкраивается без припусков на швы по всем срезам.

На изнаночную сторону нижнего козырька накладываем вкладыш, совмещаем срезы и средние линии; соединяем детали сквозной машинной строчкой, прокладывая ее на расстоянии 0,2-0,3 см от срезов (8). Затем поверх вкладыша накладываем верхний козырек лицевой стороной вверх, совмещаем срезы, средние линии и соединяем детали между собой по внешним срезам машинной строчкой, прокладывая ее на расстоянии 0,2-0,3 см.

Выкраиваем из основного материала полосу в косом направлении нитей основы длиной 36 см и шириной 2,5 см. Обрабатываем внешний срез подготовленного козырька окантовочным швом с закрытыми срезами (9).

4. Соединяем боковые срезы околыша и подкладки околыша, расстрачиваем швы (10).

Складываем околыш и подкладку околыша лицевыми сторонами внутрь и обтачиваем нижние срезы детали, исключая участок, где будет располагаться козырек.

Соединяем с околышем козырек, располагая его между околышем и подкладкой околыша (11, 12).

Выправляем нижний край околыша и прокладываем отделочную строчку вдоль него (13).

5. Соединяем подготовленный околыш с козырьком и верхнюю часть изделия между собой, равномерно посаживая срезы стенки картуза по всей длине (посадка нужна для придания верхней части картуза необходимого объема) (14-16).

6. Выкраиваем подкладку деталей картуза из хлопчатобумажной подкладочной ткани (17).

Обрабатываем подкладку картуза (18): соединяем боковые срезы подкладки стенок стачным швом вразутюжку. Притачиваем подкладку стенок к подкладке донышка, шов заутюживаем на подкладку стенок.

7. Складываем изделие и подкладку лицевыми сторонами внутрь и соединяем машинном строчкой, оставляя небольшое отверстие для вывертывания (19). Вывертываем картуз на лицевую сторону (20).

Подгибаем открытый срез подкладки и подшиваем вручную потайными стежками к шву притачивания околыша (21).

Якутский костюм

Таким образом, все наши национальные герои были парадоксально созданы против власти. Они постоянно подрывали, что-то оспаривалось. Анализируя ситуацию немцев или итальянцев, которые в то же время объединились, можно сказать, что порка итальянского или немецкого флага имеет удивительные объединяющие свойства. Хорошим примером является американский флаг, вокруг которого люди собираются, на футболках, свисает, очевидно, позитивно. Флаг находится на улицах в ситуациях неопределенности, опасности. Даже когда фанаты выходят на улицы, мы думаем: «Ладно, выходите на улицы, чтобы насладиться победой, но что они будут соревноваться?» По умолчанию флаг в общественном месте служит для протеста.

Якуты исторически проживают на севере российской территории, поэтому их национальный костюм был призван не только украшать, но и защищать от воздействия крайне низких температур. Уникальность якутского национального костюма в том, что он жив и продолжает исторические традиции и сегодня, среди современного населения региона. Культура якутской одежды сочетает множество разнородных элементов.

Она не оторвана от того, что происходит вокруг персонажей. Когда средневековый рыцарь хотел признаться в любви к своему сердцу, он мог бы спеть ей балладу или принять участие в турнире. Когда современный рыцарь хочет признаться в любви своей леди или от отца рыцаря, тогда доступные нам средства обычно сводятся к покупке сердец, приглашений на ужин, фильмов, отправки смс. Поэтому, когда мы хотим проявить наш естественный патриотизм, мы хотим купить патриотическую одежду или сделать татуировку. Современные национальные персонажи, хотя мы привыкли стоять на пьедестале и не в контакте с реальностью, должны теперь функционировать в одной и той же сфере знаков, брендов и логотипов.

Верхняя одежда такого костюма очень плотная, выполненная из меха, кожи, сукна и других материалов. Традиционно гардероб украшается бисерной вышивкой, орнаментами, металлом, подвесками. Такой декор яркий: даже повседневные комплекты выглядят очень нарядно. Отличие же праздничной одежды в гораздо более сложном фасоне.

Праздничные женские наряды

Отличались более богатой отделкой и тканями подороже. Отдельно стоит остановиться на свадебных нарядах наших прародительниц. Их разделяли на довенчальные и послевенчальные.

  1. Довенчальные представляли собой длинное платье в пол. Его рукава были темными, что символизировало похорон девушкой своей молодости и ее переход во взрослую жизнь.
  2. Послевенчальное было настоящим шедевром, яркое, красочное, с богатой отделкой.

Для пошива праздничных платьев использовались дорогие ткани – лен, ситец или бархат. Дополнительно наряды украшались бисером, лентами, нарядной вышивкой.

Платья знати и вовсе украшались  жемчугами, камнями, сейчас используются не только нашими модельерами, но и их европейскими коллегами, среди которых европейский стиль особенно популярен. Главными элементами, которые используются, считаются вышивка цветными нитями, камнями, бисером и золотыми лентами.

Вещи в этно-стиле стоят недешево. Бренд Levadnaja Details, к примеру, использует для их пошива шелк и итальянский лен. На каждом предмете гардероба есть бисерная вышивка и полудрагоценные камни.

Сейчас вещи с оттенком этно-стилистики можно увидеть на всех мировых подиумах, а светские львицы с удовольствием одевают их на приемы и рауты. Популярен стиль и среди современных мамочек, которые покупают наряды с этническими мотивами для своих дочурок.

Женский наряд

Традиционный наряд башкирской девушки до сих пор продолжает медленную модификацию

Для женщин важно всегда быть на высоте, приковывать к себе заинтересованные взгляды, и женский костюм Башкирии прекрасно справляется с исполнением этого желания

Ни одна девушка не могла представить себя без национального платья под названием кулдэк. Платье украшалось с помощью вышивки. Изначально кулдэк характеризовался широкими вырезами, отложным воротничком и бечевкой в районе грудной клетки, но двадцатый век привнес в привычный вид платья изменение. Одеяние обзавелось отворотом и защипами на груди.

  • Поверх платья находился нагрудник. Считалось, что это изделие защищает от злых духов.
  • Богатые башкирки могли себе позволить надеть еще и камзол. Этот атрибут выражал положение человека на социальной лестнице. Камзол украшали большим количеством серебряных монет.
  • Под кулдэком девушки носили ыштан – удобные штаны.
  • Алъяпкыс (передник) башкирки используют в двух случаях – либо занимаясь домашними делами, либо отправляясь на торжественное событие. Передник, предназначенный для праздников, выглядит намного наряднее.

Свадебный наряд

Свадьба – основное торжество башкирского народа! Велась тщательная подготовка, и одежде уделялась основная часть этой подготовки. Дабы свадебное одеяние поразило всех гостей, семья помолвленных платила огромные деньги женщинам, лучше всех владеющих талантом вышивки.

  • Женские платья отделывали изящными ленточками. Оборки свадебных костюмов подчеркивали индивидуальные качества невесты.
  • Цветовая гамма отличалась особым значением. Красные оттенки символизировали тепло домашнего очага, а белый считался знаком солнца и семейного благополучия.
  • Ножки невесты находились в белых сапогах, для изготовления которых использовалась тонкая кожа козочек.
  • Голова башкирской девушки находилась под воздушным платком.
  • За свадебную рубашку для жениха отвечает невеста. Башкирка сама шила изделие из красной ткани и преподносила своему будущему мужу перед самым началом свадьбы.

Взгляд в древнейшую историю славянского костюма

Одежда древних славян ничем не напоминала любой из традиционных костюмов, которые сейчас так популярны. В связи с тем, что большая часть народа проживали в глуши, и торговые караваны туда даже не заходили, одежда делалась из звериных шкур. После того, как Древний Рим начал завоевывать исконные варварские земли, славяне стали знакомиться с одеждой из ткани. Впрочем, доступна она была только для вождей и знатных воинов, так как стоила достаточно дорого.

Если среди западных славян вещи из ткани перестали быть чем-то выдающимся, то одежда восточных славян ещё долго была меховой. С распространением римской культуры и торговли славяне получили возможность приобщиться к цивилизации. Взамен шкур пушных зверей, они получили матерчатую одежду и ткани. Через некоторое время славяне и сами научились прясть вещи из шерсти, льна или конопли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector