Как выглядела русская свадьба в xix веке: исторический ликбез
Содержание:
- Вышивки и узоры в традиционном русском платье
- Фасоны
- Украшение головы в этническом русском костюме
- Бордовый
- Модное вечернее платье в русском народном стиле
- Зачем невесте длинные рукава?
- Свадьба
- Головные уборы, обувь и прочие интересные детали
- Мужской свадебный наряд
- Мужской свадебный наряд
- Венчание
- Мужской свадебный наряд
- Какое время считалось подходящим для проведения свадьбы?
- Значение и символика узоров на древнерусских костюмах
- Наряд невесты — из чего состоит?
- Свадебный торт и угощение для гостей в русских традициях
- Женский свадебный головной убор
- Аксессуары
- Как оформить торжество?
- Особенности старинного свадебного костюма на Руси
Вышивки и узоры в традиционном русском платье
Сложно представить себе свадебный славянский костюм без характерных узоров и вышивок.
Вышивки могут иметь цветочную направленность: красные маки, ромашки, хризантемы, тюльпаны, подсолнухи, силуэты цветочных бутонов придают элегантность и светлость образу. Очень красиво смотрятся на свадебных платьях изображения гроздьев рябины.
Животные мотивы на свадебных нарядах представлены в виде силуэтов птиц.
Гжель и хохлома часто используется дизайнерами при создании современной одеждой. Традиционные славянские узоры не обошли стороной и свадебные платья. Орнамент в этом стиле может располагаться на груди, юбке или всей длине платья.
Русские мотивы проявляются и в геометрических и абстрактных узорах: ромбы, плавные линии, завитки, вручную вышитые красными, синими, желтыми или блестящими нитями, могут помочь пышным девушкам скрыть недостатки фигуры. Особенно выгодно, если контрастный узор расположен вертикально по бокам, что позволяет вытянуть силуэт и получить более стройную фигуру.
Модели платьев с узорами в нижней части юбки подойдут высоким девушкам.
Канитель украшает большинство моделей свадебных платьев в традиционном русском стиле, как и цветная тесьма.
Жемчуг, меха и ажурные узоры будут прекрасно смотреться на девушках с любым типом внешности и любой фигурой. Они делают образ еще более богатым, подчеркивают статность невесты и завершают стильный этнический наряд.
Расписные детали одежды и аксессуаров усиливают общее восприятие образа, особенно если они выполнены в красном цвете. Вышивки в старинных мотивах украсят любую девушку, а в сочетании с шикарным платьем и румянцем на щеках помогут невесте стать новобрачной барыней или купеческой дочкой.
Фасоны
Какой бы фасон свадебного платья в русском стиле ни выбрала невеста, она все равно будет красивой и элегантной в этом оригинальном образе. Очень выигрышно смотрится сочетание вышивки красного цвета с белоснежным нарядом легкой ткани. В таком подвенечном наряде старинного и современного стиля, девушка будет выглядеть изысканно и стильно.
- Годе. С платьем формы годе удачно гармонирует традиционная русская накидка с наличием тканого пояса.
- Прованс. Французское изящество наряда украшали кружевом, обрамляющим платье.
- Сарафан. Традиционный классический русский сарафан отделывался золотым декором. Данный атрибут не только скроет полноту невесты, но и подчеркнет уже современные, детали свадебного наряда.
- Душегрея. Сегодня этот старинный наряд можно заменить стильным жакетом. В те времена душегреи расшивались золотыми нитками и украшались бисером. Он хорошо будет смотреться на строгом свадебном платье. Таким образом, у вас получится элегантный свадебный костюм-двойка.
Выбирая фасон подвенечного платья, необязательно копировать полностью наряд прошлых веков. Никто не заставляет невесту надевать праздничный кокошник, сорочку с длинным рукавом или же широкий сарафан. Достаточно одного элемента, позаимствованного из классического национального платья. Это может быть пояс с орнаментом, накидка из кружев или вышивка по подолу юбки, где используется белый и красный цвет нитей.
Украшение головы в этническом русском костюме
Чтобы образ был завершенным, нужно правильно подобрать головной убор или украшение для волос к традиционному русскому платью. Одно из достоинств славянского стиля — сочетание с любым украшением: фатой, короной или диадемой, венком, шляпой и, конечно, самым подходящим вариантом — кокошником.
Фата, которую предпочитает большинство девушек, должна создавать целостную композицию с основным нарядом. То есть матовый сарафан из хлопка не будет смотреться с традиционной белой фатой из фатина, а общая «картинка» наряда изрядно попортится.
При выборе простого платья с минимальным количеством элементов декора можно перевести акцент на голову. Можно выбрать фату, щедро усыпанную крупными цветами красного или синего цвета и зелеными листками, или более простую белоснежную непрозрачную фату с крупным цветочным венком. Узоры и вышивка на фате тоже будут уместны.
С длинным пышным платьем будет отлично сочетаться кокошник. Он должен быть подобран с учетом узоров на платье, поэтому его всегда покупают после покупки первого или изготавливают на заказ. Кокошник может быть украшен вышивкой, стразами, бусинами, жемчугом и кружевом.
Если кокошник очень пестрый, с большим количеством деталей, не стоит бояться выглядеть слишком ярко и пестро. В русском свадебном костюме нет понятия «перебор». Поэтому по нижней линии кокошника может быть протянута тонкая жемчужная нить или композиция из крупных бусин.
Украшение в виде ободка будет гармонично смотреться с платьем-рубахой и сарафаном. Он может быть полностью украшен вышивкой или цветами, которые обязательно должны перекликаться с узором на платье.
Венок будет хорошо сочетаться с платьем, на котором есть цветочные мотивы. Крупные красные цветы, например, маки, подчеркнут женственность девушки, придадут ее изыска и утонченности. Белоснежные цветы стоит выбрать невестам, у которых белое платье без цветных вставок или с их минимальным количеством. Ромашки будут обязательно ассоциироваться с русским полем и удачно впишутся в образ.
Алые ленты и банты, вплетенные в косу, — отличный вариант для скромных девушек. Такая прическа будет прекрасно гармонировать с платьем-годе и сарафаном.
В косу можно вплести и настоящие цветы, и получить при этом живой и динамичный образ с броским акцентом на волосах.
Для зимней церемонии очень подойдет образ с пышным платьем, сапогами, муфтой или шубкой и меховой шапкой.
Что же касается прически, желательно выбрать косу. Это традиционная русская прическа, ведь не зря всех красавиц на Руси изображают с длинной толстой косой. К счастью, в современных тенденциях допускается плетение различных кос. Очень красиво смотрится косичка-колосок, которая может быть украшена миниатюрными цветами или собрана в небрежный пучок.
Если невеста мечтает о кудрях, они должны быть максимально естественными. Не стоит использовать слишком много укладочных средств и щедро поливать шевелюру лаком: лучше сделать крупные локоны на плойке, слегка сбрызнуть их лаком сильной фиксации и не беспокоиться, если волосинки или отдельные пряди будут выбиваться из полотна волос.
С кокошником и венком будут хорошо смотреться обычная густая копна прямых волос. Их нужно просто хорошо вымыть и расчесать, и такая простая прическа с шикарным расписным кокошником будет выглядеть более чем достойно.
Если у невесты короткая стрижка, лучше заранее позаботиться о наращивании или каниколоне. С роскошным этническим костюмом короткие волосы смотрятся странно, а общий образ невесты может вызвать немало вопросов.
Бордовый
Бордовый оттенок смотрится благородно и со вкусом. В этом случае отлично будет смотреться костюм-тройка.
Для жениха подойдет винный или цвет спелой вишни. Если невеста будет в платье темно-фиолетового цвета или даже цвета индиго, это придаст эффектности внешнему виду пары.В качестве аксессуаров не стоит использовать ничего лишнего, кроме галстука соответствующего оттенка и запонок. Единственным исключением будет разве что цветок в нагрудном кармане пиджака жениха. Как говорят многие дизайнеры, темные оттенки красного цвета зрительно стройнят фигуру, поэтому если жених несколько полноват, этот оттенок окажется для него настоящим спасением. Туфли следует выбрать коричневого цвета, так как он находится в одной гамме с бордовым. В цвете рубашки лучше всего остановиться на белом тоне. В данном случае контраст окажется выигрышным.
Модное вечернее платье в русском народном стиле
«Русский шик» также присутствует и в вечерней моде. Этот тренд просто стал ультрамодным. Впервые подобное сочетание было представлено на парижском подиуме пару сезонов назад. Коллекция молодых и талантливых российских кутюрье просто потрясла всех. Они работали с народными традициями настолько изящно, что от их творений нельзя было оторвать взгляд.
Этот тренд становится все популярнее и популярнее. Его по-достоинству оценили те, кто предпочитает неординарность и уникальность.
Вечерние варианты платья в народном стиле представляют собой сочетание привычных нам силуэтом и расцветок, которые характерны для народных костюмов.
Сегодня очень ценится эффект сочетания несочетаемого. Но чтобы умело создать такой эффект, необходимо хорошенько постараться. Роскошные подолы с интересными принтами, стилизованные узорами и орнаментами дополняет красивый облегающий лиф, от которого сложно оторвать взгляд. Как правило, дополняют общую картину контрастные оттенки.
Чистота, яркость и сочность красот — это одна их главнейших характеристик стиля. Все это замечательно гармонирует с отделкой и золотым шитьем. К тому же, это не просто дань традициям, а настоящий модный бум. Платья в народном стиле часто украшают кружевом, особенно ручной работы. Стоит такое удовольствие не дешево.
Оцените идеальное сочетание вечернего и народного стиля в платьях на фото:
Такая интерпретация народных костюмов относится к высокой моде и очень ценится среди всех поклонников прекрасного.
Зачем невесте длинные рукава?
Под сарафан надевали рубаху, рукава которой расшивали редко. Форма рукавов могла быть разной — узкие, пышные, длинные (иногда до двух метров) с прорезями для рук. Такая необычная форма появилась неспроста: считалось плохой приметой, когда жених и невеста касались рук друг друга во время свадьбы. Поверх сарафана невеста могла надеть душегрею. Под наряд надевали несколько нижних юбок — они придавали пышность, которую так ценили в женщине. Девушки из боярских и княжеских родов надевали поверх сарафана длинный плащ их парчи с золотым шитьем. Наряды богатых невест часто расшивали жемчугом и оторачивали мехом. Некоторые свадебные наряды весили до 15 килограмм.
Свадьба
«Свадебный поезд»
Под этим термином в старину подразумевался кортеж из лошадей и подвод, на котором жених и невеста ехали в церковь. Пешая свадебная процессия была только у самых бедных слоев населения.
Сбруя лошадей украшалась цветами и лентами, участники процессии пели песни и желали здоровья и благополучия новобрачным. Мужчины, участвовавшие со стороны жениха, надевали красные рубахи либо украшали свой наряд красными поясами и лентами.
«Выкуп» за невесту
В нашей православной традиции всевозможные ритуалы, связанные с «покупкой» невесты или права проезда жениха, могли проходить на всех этапах свадебной церемонии. В некоторых селах символическую плату брали даже со сватов, которые только шли с предложением.
В большинстве случаев размер платы был символичным или взимался в виде совершения какого-то действия. Иногда предметом выкупа могла быть не сама невеста, а что-то из ее вещей или часть свадебных угощений. Эта часть церемонии во все времена была самой веселой и интересной. Наши предки тоже любили подшутить над женихом, например, предлагая ему другую девушку.
Венчание в церкви
Самое важное таинство во всем свадебном ритуале. Именно тут невеста становилась женой, а жених – мужем
На церковный обряд бракосочетания священнослужитель надевал самые красивые и торжественные одежды. На головы молодоженом возлагались венцы, часто имеющие форму короны.
Ряд ритуальных действий во время венчания символизировал единение молодоженам. Им связывали руки одним полотенцем или поясом, они пили из одной чаши или ели один кусок хлеба. На севере России было принято давать молодым один платок, они должны были, держась за него, войти в церковь.
Только сейчас церковный обряд венчания обрел одинаковую форму по всей стране. В старину священники старались следовать традициям той местности, в которой служили. Они могли накрывать головы молодых тканью или «сталкивать их лбами». Иногда молодые обходили алтарь, становились на одно полотенце, платок или пояс. Вы удивитесь, но традиция после выхода из церкви закрывать символический замок на ключ и бросать его в реку, существует уже несколько столетий.
Гулянье и пир
Сразу после завершения обряда в церкви начинались гулянья. Проходили они, как правило, в доме жениха. Из-за обилия красного цвета в одежде новобрачных, в некоторых регионах России традиционное застолье еще называют «красным обедом».
Свадебных столов могло быть сразу несколько. Гости делились по полу, социальному статусу либо родственным связям
В любом случае, самой важной деталью обряда был процесс рассаживания гостей. Молодые как бы обозначали свое отношение к каждому из гостей
Тут впервые молодожены могли вместе сесть за стол, на самое почетное место, под иконами.
Второй день свадьбы – блинный
Почти во всех регионах России принято продолжать гуляния и на второй день после свадьбы. Только на эту церемонию приглашают уже не всех гостей, а только самую близкую родню и друзей. Тёща пекла блины и накрывали семейный стол.
Головные уборы, обувь и прочие интересные детали
Головной убор и прическа девушки и замужней женщины кардинально отличались:
- до свадьбы девушка ходила с одной косой, а на голову надевала ленту-повязку из расшитой полосы ткани с длинными концами-завязками. Лента не скрывала волосы полностью;
- после венчания женщине заплетали две косы. Они носились, уложенные вокруг головы, а поверх надевался головной убор из шелка или бархата. Он полностью должен был скрывать прическу.
Обувь на уральской земле не отличалась от других местностей. Мужчины надевали высокие кожаные сапоги, в которые заправляли порты или шаровары, а женщины носили либо кожаные коротенькие сапожки, либо плетеные башмачки.
Мужской свадебный наряд
Мужчина на собственной свадьбе был менее ярким, нежели супруга. Костюм для жениха включал брюки и рубашку с длинным рукавом. Второй элемент мог шиться аж до пояса. А все это связывалось широким и длинным поясом. Эта деталь вышивалась такими же нитками и узорами, как женский свадебный наряд. Рукава и горловина сорочки тоже были в орнаментах, символичных узорах, это обозначало богатство будущей молодой семьи.
В нынешнее время при выборе народного стиля свадьбы в качестве брюк разрешено выбрать классические черные варианты, а вот с верхом нужно потрудиться. Поскольку рубашка является основным красочным элементом, то ее нужно выполнить в стиле наряда невесты. Стоит повторить цветовую гамму, тип выполнения узоров и вышивки. Для основы можно использовать красный цвет – как самый популярный на Руси.
Мужской свадебный наряд
Мужчина на собственной свадьбе был менее ярким, нежели супруга. Костюм для жениха включал брюки и рубашку с длинным рукавом. Второй элемент мог шиться аж до пояса. А все это связывалось широким и длинным поясом. Эта деталь вышивалась такими же нитками и узорами, как женский свадебный наряд. Рукава и горловина сорочки тоже были в орнаментах, символичных узорах, это обозначало богатство будущей молодой семьи.
В нынешнее время при выборе народного стиля свадьбы в качестве брюк разрешено выбрать классические черные варианты, а вот с верхом нужно потрудиться. Поскольку рубашка является основным красочным элементом, то ее нужно выполнить в стиле наряда невесты. Стоит повторить цветовую гамму, тип выполнения узоров и вышивки. Для основы можно использовать красный цвет – как самый популярный на Руси.
Венчание
Главный предсвадебный момент XIX века – это венчание, то есть соединение двух любящих сердец небесным благословением. В день венчания жених через сваху или тетку посылал невесте «женихову шкатулку» с гостинцами и венчальными принадлежностями – фатой, обручальными кольцами, венчальными свечами, духами, булавками. Получив подарок, тетка невесты начинала одевать молодую к венцу.
Перед вступлением в брак составляли «Брачный обыск». Собирали свидетельства, которые подтверждали, что жених и невеста не состоят в родстве, в браке и находятся «в добром уме и трезвой памяти». Самыми счастливыми считали свадьбы, которые играли на Покров.
Мужской свадебный наряд
Мужчина на собственной свадьбе был менее ярким, нежели супруга. Костюм для жениха включал брюки и рубашку с длинным рукавом. Второй элемент мог шиться аж до пояса. А все это связывалось широким и длинным поясом. Эта деталь вышивалась такими же нитками и узорами, как женский свадебный наряд. Рукава и горловина сорочки тоже были в орнаментах, символичных узорах, это обозначало богатство будущей молодой семьи.
В нынешнее время при выборе народного стиля свадьбы в качестве брюк разрешено выбрать классические черные варианты, а вот с верхом нужно потрудиться. Поскольку рубашка является основным красочным элементом, то ее нужно выполнить в стиле наряда невесты. Стоит повторить цветовую гамму, тип выполнения узоров и вышивки. Для основы можно использовать красный цвет – как самый популярный на Руси.
Какое время считалось подходящим для проведения свадьбы?
Как и в наши дни, старинные свадебные обряды старались проводить в определенное время года. Чаще всего это делалось осенью и зимой, так как в данный период не было надобности заниматься сельскохозяйственными работами. В случае особенной надобности (например, незапланированной беременности невесты) свадьбу играли весной или летом. Но это было крайне редко.
Несмотря на это, дней для проведения торжества было не так много. Свадебные обычаи запрещали проводить венчание:
— во время Святок;
— в Пасхальную Седмицу;
— в православные праздники.
Также было не принято заключать брак в мае.
Значение и символика узоров на древнерусских костюмах
Свадебный наряд невесты и жениха народного стиля обязательно вышивался различными рельефами, могло задействоваться и вязание для этого. И у каждого такого узора было свое назначение. В зависимости от того, что изображалось на свадебном костюме, могла изменяться супружеская жизнь. Поэтому в древней Руси выбирались самые добрые, вещие, правильные знаки. Вот некоторые популярные трактовки символов:
Звезда или Крест Сварога обозначает сворачивание и открытие Вселенной. Это благодать от Бога, которая должна проноситься сквозь всю жизнь. Белобог – этот символ приносил удачу, свет в семью. Такая народная вышивка на свадебном наряде означает, что повседневная жизнь будет в радости и счастье. Богодар – обозначает, что все небесные Боги будут благосклонны к семье. А к Высшим Силам каждый сможет обращаться с любыми просьбами и молитвами. Волот размещался на свадебном наряде жениха и означал силу, мощь человека. Чтобы муж был главой семьи, мать вышивала такие символы на рубахе. Дерево жизни. Само название говорит, что такой символ обозначает начало нового витка. В современном мире его вышивают тем новобрачным, которые стают под венец не в первый раз. Духовная сила – вышивается и у женщин, и у мужчин. Символ будет означать общую мощь семьи и ее устойчивость к внешним изменениям.
Наряд невесты — из чего состоит?
Женский костюм на Руси состоял из большого количества элементов
Все они имели важное значение и никогда не упускались при создании наряда
Платье
Основой костюма традиционно было платье — комплекс рубахи с сарафаном. Нательная рубаха встречалась повсеместно и могло быть как длинной (практически до пят), так и укороченной (туникообразной). Поскольку сверху всегда надевался сарафан, из-под него виднелись только пышные рукава. В обиходе рубаху шутя так и называли — «рукава».
Шили рубаху из натурального льна. Четыре или два куска ткани сшивались, а на плечах вставлялись особые кусочки, богато расшитые шелковыми нитями. В целом вся рубаха расшивалась растительными, природными, геометрическими мотивами. Популярны были разнонаправленные стежки разных цветов, благодаря чему одежда становилась рябой и очень нарядной.
Сарафан на Руси отшивали или клинообразным, или прямым. Он не подчеркивал фигуру, свободно спускался по ней. В богатых семьях сарафан был соответствующим: мастерицы кроили его из парчи, украшали натуральными мехами и камнями, жемчугом. У крестьян платья были поскромнее, из льняных или шерстяных материалов, но также расшивались узорами, орнаментами, бисером и кружевом. В этом и состояло главное отличие подвенечного платья от обыденного — в обилии украшений даже на недорогом сарафане.
Головной убор
На севере и юге Руси головные уборы невест существенно отличались. В общем виде можно выделить самые распространенные из них:
- кокошник — головной убор с открытым затылком, богато украшенный камнями, бисером и тесьмой. Под него иногда надевали тонкую облегающую шапочку-сетку, сплетенную вручную. Она полностью прикрывала волосы;
- косник — лента-повязка на голову с ажурными узорами, подвесками из бисера и жемчуга.
Обувь
Вид женской обуви зависел от времени года:
- летом — кожаные, плетеные сандалии или башмачки;
- зимой — теплые шерстяные валенки. Последние украшались яркими узорами.
Аксессуары и дополнения
Дополнительные украшения в женском костюме практически не использовались. Да и не нужны были бусы или серьги, когда весь наряд от головы до ног был расшит ажурными мотивами, камнями и кружевами. Чего стоят только одни широкие расшитые рукава легкой женской рубахи. Просто загляденье!
Отдельно стоит сказать о такой детали, как пояс. Он выполнял больше не эстетическую функцию (не подчеркивал фигуру), а скорее просто поддерживал наряд. Тем не менее на его украшение мастерицы не скупились. Его завязывали на поясе, а концы либо закручивали, либо спускали в свободное положение.
Иногда в свадебном убранстве имел место и передник. Он уже не украшался так богато, как основное платье. Главная цель надевания передника — показать хозяйственность невесты.
Свадебный торт и угощение для гостей в русских традициях
Каравай – одно из главных угощений на русской свадьбе. Печь его обязательно должны замужние женщины. Обычно это делает мама невесты. Также ни одна древнерусская свадьба не обходится без блинов и пирожков.
Если придерживаться традиции, то нужно ставить на стол блюда, которые могли бы оказаться на праздничном столе в Древней Руси. Как правило, это были мясные блюда, салаты и закуски. Обязательно на столе должен быть борщ. Не стоит забывать и о соленьях.
Ни одна русская свадьба не обходится без крепкого алкоголя. Чтобы гости быстро не захмелели, стоит заранее продумать развлечения и конкурсы, которые не дадут им долго засиживаться за столом.
Женский свадебный головной убор
Национальный русский свадебный наряд без кокошника невозможен. Этот головной убор присутствовал у каждой невесты, поскольку непокрытая голова считалась бесчестным поступком. Опростоволосится женщина могла только перед собственным мужем после долгих лет жизни, а для других членов семьи и знакомых об этом не могло быть речи. Платок был ежедневным элементом для носки, не праздничным.
Современная невеста, выбирая торжество в русском народном стиле, должна приобрести для себя красивый кокошник. Это высокая полу-шапка с открытым затылком, украшенная разными камнями, бусинами, золотом, вышивкой. Кокошник может надеваться на специальную тонкую шапочку, которая скрывает волосы и защищает голову. Выбирая такой вариант для головы, о фате и о прическе тоже стоит задуматься, поскольку длинные волосы очень хорошо видно из-под кокошника. А длинный свадебный аксессуар может стать нежным дополнением к свадебному образу.
Если девичий кокошник для русской свадьбы надевать не хочется – стоит выбрать ему достойную замену. Венок из цветов – полевых или тепличных – будет к месту в соединении с народным убором и лентами. Поскольку женский сарафан и кокошник часто выполняются в красных тонах, то и другие аксессуары могут выполняться в таком же формате. Главное в образе – правильно соединить народные элементы и современные. Нелепо будет выглядеть народный костюм с ярким колье, лучше выбрать не очень вызывающие аксессуары.
Аксессуары
Книгу пожеланий и бокалы для молодых можно оформить при помощи ярких орнаментов:
- по мотивам Мезенской росписи в красном и черном цвете в сочетании с охрой;
- Городецким узором, палитра которого включает белые, зеленые, красные, синие и черные оттенки;
- в Жестовском стиле с использованием красного, золотого и доминирующего черного цвета;
- гжельской росписью в бело-синих тонах.
Чтобы подчеркнуть широту русской души и размах праздника, присутствующим на свадьбе в русском стиле гостям дарят подарки. Идеально подойдут фарфоровые блюдца с растительным орнаментом, расписные ложки или матрешки.
Как оформить торжество?
При оформлении свадьбы в русском стиле необходимо правильно подобрать все декоративные элементы, так как от их грамотного выбора и расположения будет зависеть общая атмосфера мероприятия. Обязательные атрибуты на свадьбе по-русски:
- хохломская роспись;
- кокошники;
- красивые рушники;
- канонические наряды (тулуп и валенки для зимнего торжества);
- лапти;
- венки из луговых цветов;
- сухоцветы;
- ягоды калины и рябины;
- упряжка с лошадьми;
- самовар;
- деревянные ложки;
- красная икра;
- баранки, сушки, пышки;
- льняные скатерти с вышивкой;
- гармонь или балалайка;
- русская печь (по возможности);
- коромысла и ведра;
- деревянные лавки с резьбой;
- косы из лука и чеснока.
Общая тематика в русском стиле должна отражаться и в пригласительных. Желательно, чтобы доминирующим цветом в открытках был красный, бумага – «под старину» с традиционным узором, текст пригласительных – на старославянском диалекте. Оттенить красный цвет можно с помощью чернил и золота. Возможно использование белого, голубого, синего, пепельно-розового и вишневого цвета. Меню также должно быть выдержано в традиционно русском стиле. Все приглашенные смогут попробовать хорошо знакомые и очень вкусные блюда, а также новые интересные рецепты угощений. Свадебный торт также выполняется в общей стилистике, например, под хохлому.
Оформление зала для праздника подразумевает использование деревянной посуды с росписью, искусно вышитых скатертей, луговых цветов. Лучше, чтобы все элементы декора, которые планируется задействовать в оформлении помещения, были из натуральных материалов. Перекраивание каких-то традиций на современный лад может разрушить всю атмосферу старинного русского обряда. Столы могут быть составлены по-разному. В прошлом наиболее удобным считалось выставление столов в длинный ряд или в виде буквы «П». Место для молодых выделялось посередине стола или же их вовсе сажали за отдельный стол.
Важной составляющей свадебного торжества является оформление фотозоны. Здесь декор будет одинаковым в любое время года
Все элементы фотозоны уходят корнями глубоко в историю, а также находят отражение в любимых русских сказках. К таким атрибутам относятся:
- матрешки;
- сани, упряжка с лошадьми (зимой);
- валенки;
- традиционные музыкальные инструменты;
- вышитые салфетки, рушники;
- расписной фон с традиционным орнаментом.
Особенности старинного свадебного костюма на Руси
Свадебный наряд в зависимости от местности мог существенно различаться. Несмотря на общие черты в покрое и украшениях, все они имели особенности. Традицию народного костюма на Руси можно разделить на два направления:
- южную;
- северную. В центральной части Руси костюмы больше походили на наряды северных поселений.
Свадебный костюм внешне очень отличался от будничного. Для его шитья использовали иные материалы, яркую цветовую гамму, обилие украшений. Костюм невесты был многопредметным — состоял из множества деталей.
Что касается тканей, то вся одежда шилась только из натуральных материалов на основе льна или шерсти. Чаще все нити и пряжу ткали и пряли сами невесты. Сарафан для невесты отличался плотностью, а вот рубаху шили из легкого льна.