Узлы для туризма

Классификация по главным признакам

Виды узлов и способы их вязки делятся по ряду факторов. Отсюда можно разделить их по нескольким главным признакам:

  1. В основе самых сложных всегда лежат комбинации из простых. Соответственно, по степени сложности бывают простые и сложные (составные).
  2. В зависимости от количества изогнутых элементов и перехлестов основного шнура можно говорить о классификации по надёжности. Чем их меньше, тем связка крепче. Как правило, показатель крепости измеряется в процентах. Чем ближе его значение к ста, тем он более надёжен.
  3. По назначению можно выделить функциональные и декоративные. Если первые служат для каких-то определённых практических задач (связывание двух отрезков шнура, привязывание чего-либо, крепёж или другое), то вторые имеют чисто эстетический аспект (вязание украшений, браслетов или завязывание галстука, шарфа).

Существует ещё масса признаков, по которым можно квалифицировать узловые соединения и петли. Для полного познания потребуется изучить не один десяток книг по данной тематике. На практике же достаточно иметь представление о дюжине основных методов того, как вязать узлы на верёвке.

Как завязывать бабий и тещин морской узел: простая схема

Вариации крайне схожи: это два ошибочных способа формирования воровского узла. Названия «бабий» и «тещин» имеют в основе бытовую специфику применения – их повсеместно используют для соединения веревок, но не учитывают ненадежность и даже некоторую опасность скользящего крепления.

Бабий узел

Вязание морского узла не отличается сложностью: два ходовых конца пропускают друг через друга в разных направлениях и дублируют это действие в зеркальном отражении.

Тещин узел отличается от бабьего тем, что здесь концы троса исходят из готовой комбинации в диагональном направлении. Модификация впервые была использована в европейских странах в судоходстве, но впоследствии ее заменили более практичными и крепкими вариантами вязки, не имеющими способности самопроизвольно развязываться. Теперь на практике ее можно встретить лишь в подсобном хозяйстве в качестве вспомогательного звена для упаковки сырья и продуктов питания.

Для выполнения тещиного узла следует:

  1. Образовать неполную петлю из ходового конца одной веревки.
  2. Второй конец провести в петлю по направлению сверху вниз, обогнуть первый канат и вывести наружу.

Даже если крепко затянуть, велика вероятность, что при дальнейшем натяжении связка раскроется.

Виды и способы выполнения узла удавка

Узел удавка может выполняться в прямой, плоской, рыбацкой вариациях. В первом случае образуется крепкое соединение, увеличивающее прочность при намокании.

Узел Удавка

Схема вязки:

  1. Образовать открытую петлю на веревке: придать ей форму буквы «s» и приступить к формированию витков, располагаемых максимально плотно по отношению друг к другу.
  2. Продеть ходовой конец в нижнее ушко, оставшееся после наматывания каната.
  3. Затянуть.

Карабинная удавка имеет узкую сферу использования – она популярна у профессиональных альпинистов. Здесь ходовой конец закрепляется на карабине 8-образным соединением, оставшаяся часть веревки при необходимости может быть пропущена сквозь карабин с охватом опоры, скажем, дерева.

Удавка на опоре вяжется следующим образом: канат охватывает опору, входит в петлю и оборачивается вокруг нее 3 раза, затем проходит в малую петлю. Даже если веревка мокрая, образуется устойчивое соединение, которое можно использовать и без опоры.

Все морские узлы, несмотря на характерное название категории, получили широкое распространение в повседневной жизни. Воровской, тещин и бабий – быстрая возможность перетянуть горловину мешка, удавка при умелом подходе помогает в работе с грузами и спорте. Все вариации штыков позволяют быстро зафиксировать канат на стационарной опоре. Нужно помнить, что прочность соединения зависит не только от мастерства завязывания, но и от крепости веревки.

Морские узлы с названиями

Перед рассмотрением разновидностей и схем узлов, немного о принятой терминологии.

Края веревки, каната или другого гибкого тела, используемого при завязывании, подразделяют на:

  • Коренные – закрепляемые стационарно.
  • Ходовые – незакрепленные, которыми выполняются движения при формировании соединения.

Названия морских узлов позаимствованы из иностранных языков, поскольку с Запада в Россию пришло большинство терминов, связанных с мореходством.

В английской классификации различают следующие разновидности узлов:

  • Кноты – коренной край переплетается или связывается с ходовым.
  • Бенды – два ходовых переплетаются с целью объединения.
  • Хитчи – ходовой прикрепляется к стационарной опоре.

Перечень основных способов соединения, применяемых в морском деле, указан в таблице:

Наименование Характеристика
Булинь (беседочный) Универсальный, применяемый при швартовке, страховке, чтобы закрепить трос к крюку. Отличается наибольшей надежностью, если связывать два каната
Прямой Известен со времен Древней Греции. Предназначается для связывания пары канатов с одинаковым диаметром. Не самый надежный по причине возможности сползания
Восьмерка Название объясняется характерной формой. Один из наиболее часто используемых, включая формирование более сложных методов. Легко завязывается и развязывается
Простой полуштык Очень популярный способ, не склонный к затягиванию. Формируется путем охвата ходовым краем упора с пропусканием через выполненную петлю. Затем крепится к коренному. Способен выдержать большое тяговое усилие
Простой штык Усложненный вариант предыдущего метода. Позволяет надежно закрепить швартовные концы к причалу и при буксировке. Надежность вошла в известную английскую поговорку
Вышеуказанный способ со шлагом Выполняется аналогично, но делается еще один дополнительный шлаг за закрепляемый предмет. Применяется в тех же целях, если требуется увеличить надежность
Калмыцкий Использовался в русском флоте для закрепления швартовных концов. Упор охватывается тросом, выполняется петля, в которую заводится еще одна из ходового края, затягивается за коренной. Один из самых надежных способов для указанных целей

Выше указаны основные способы соединения, применяемые в морском деле, имеются более сложные, предусматривающие комбинацию из приведенных методов завязывания троса.

Блокировка ИСС (порядок связывания грудной обвязки и беседки)

а, б, в – последовательность вязки узла и прохождения концов верёвки в ушках (петлях) обвязки и беседки;

г – готовый узел.

1 – петли грудной обвязки,

2 – петли беседки,

3 – кусок основной верёвки длиной не менее 5 м,

4 – самостраховочные петли, вывязывае­мые из концов куска связывающей верёвки (длину самостраховок можно регулировать при завязывании узла),

5 – пряди связывающей верёвки, на которые пристегивается соединительный карабин связочной верёвки, прищёлкиваемый слева или справа от узла.

Для получения дополнительной информации по узлам предлагаем скачать презентацию

www.alpineasiateam.kz

Верёвки одинаковой толщины

Узлы туристические с названиями (схемы и описание как вязать из верёвок равного диаметра рассмотрены ниже) помогают туристам в походе. Если необходимо связать 2 шнура одинаковой толщины, туристы пользуются специальными видами связок, созданными на основе морских узлов.

Прямой узел

Прямой узел называют узлом Геракла (Геркулеса). С древних времён его используют, если нужно соединить разорвавшийся канат, удлинить трос или упаковать не тяжёлый груз.

Техника выполнения:

  1. В каждую руку берут по верёвке.
  2. Концы правой и левой верёвки переплетают 1 раз.
  3. Из свободного конца верхней верёвки формируют открытую петлю.
  4. Конец нижней верёвки протягивают в эту петлю, повторяя нижнее переплетение в зеркальном отражении. Получается симметричная связка из 2 петель.
  5. Узел расправляют и стягивают, потянув верёвки в разные стороны.

У правильного прямого узла короткие концы параллельны длинным и находятся друг напротив друга. Если они торчат в разные стороны – соединение выполнено с ошибками и развяжется при нагрузке.

Свойства прямого узла

Положительные
Отрицательные
Особенности использования
Легкое выполнение
Сильно стягивается при нагрузке и намокании.
В узел вставляют палку или карабин, чтобы облегчить его развязывание, кроме ситуаций, когда важно сохранить натяжение верёвки или предстоит протянуть узел через другой карабин.
При необходимости быстро распускается
Нельзя применять на мокрых, обледенелых, синтетических канатах.
Требуются контрольные узлы.
Ползёт при серьёзных нагрузках.
Не используется в альпинизме и в страховочных соединениях.

Главное требование для узла – использование верёвок одинаковой толщины и правильное выполнение, в противном случае он самостоятельно развяжется. Моряки знают, что неправильное завязывание геркулесового узла не раз приводило к человеческим жертвам.

Рифовый

В ситуациях, когда нужно что-либо крепко связать, а затем быстро развязать, используют рифовый узел. Моряки так связывают чехлы спасательных шлюпок, паруса, палубные механизмы. В туризме рифовым узлом соединяют вспомогательные верёвки, которые подвергаются переменной нагрузке. Народное название соединения – узел с 1 бантиком.

Техника выполнения:

  1. Завязывают нижний полуузел и делают петлю, аналогичную петле прямого узла.
  2. Конец другой верёвки складывают вдвое и продевают в эту петлю, затягивают.
  3. Получилась половина бантика. Короткие концы шнура должны выходить на одну сторону и быть параллельны между собой и с длинной частью одной из верёвок.

Шнуры для рифового узла используют несинтетические, одного диаметра и выполненные из одинакового материала. Узел с 2 полубантиками называется двойной рифовый и используется в быту для упаковки свёртков, завязывании шнурков и бантов.

Встречный

Второе название встречного проводника – ленточный узел. Альпинисты и туристы применяют его для связывания строп и ремней. Относится к вспомогательным соединениям, долго завязывается. Служит для соединения лент одинакового и разного диаметра, для связки верёвки с лентой. Встречный узел надёжный, не скользит и хорошо удерживает вес.


Встречный узел: узлы туристические (названия, схемы, как вязать)

Техника выполнения:

  1. Свободные концы верёвок располагают навстречу друг другу.
  2. Конец одной верёвки завязывают простым узлом и не стягивают его.
  3. Вторую верёвку протягивают в узел, двигаясь параллельно изгибам первой верёвки и не допуская перекосов.
  4. Связку затягивают максимально сильно.

На стропах контрольные узлы не вяжут, в остальных случаях соединение укрепляют. Минус встречного узла – способность так затягиваться под серьёзной нагрузкой, что развязать его невозможно.

Ткацкий

Прочный узел, другие названия – рыбацкий, лесной, речной. Туристическое название – вспомогательный булинь. Ткацкий узел обязательно усиливают контрольными узлами.


Ткацкий узел: узлы туристические (названия, схемы, как вязать)

Техника выполнения:

  1. Свободный конец одного шнура завязывают простым узлом и через него протягивают второй шнур.
  2. Захватывают концом второго шнура первый шнур и завязывают обычный узел.
  3. 2 получившихся узла сдвигают и стягивают. На свободных концах верёвок делают контрольные узлы.

Плюс ткацкого узла – простое связывание. К его минусам относится способность соскальзывать и сильно затягиваться при повышенных нагрузках. Рыбаки применяют узел для связывания лесок.

Виды

Четкого разграничения узлов на «походные» (туристические), «морские» и так далее не существует, так как большинство из них являются универсальными. Ниже представлены самые основные узлы с названиями и областями их применения.

  • Прямой (рифовый) – известен с древних времен. В Древней Греции и Древнем Риме существовал под названием «Геракловый». Служит для сплетения веревок с одинаковым диаметром. Необходимы контрольные узлы (контроли), так как без них узел легко сползает.
  • Восьмерка (встречная восьмерка, фламандский узел) – ещё один представитель древних узлов. Нужен для надежного привязывания различных грузов. Не требует при использовании дополнительных контролей.
  • Булинь (беседочный) – применялся ещё в Древнем Египте в третьем тысячелетии до нашей эры. Находит применение при завязывании вокруг опоры, сплетении двух веревок, создании незатягивающейся петли. При использовании во время серьёзных работ (швартовка, страховка, прикреплении крюка к тросу) необходим контроль.
  • Палаточный (простой штык) – служит для крепления тросиков палатки к штырькам. Также нашел своё применение при швартовке кораблей, буксировке автомобилей и поднятии грузов с помощью крючков или лебедок. Отличительная особенность – незатягивающийся узел.
  • Грепвайн (двойной рыбацкий, двойной английский, кровавый) – применяется для связывания двух веревок одинакового диаметра. Отличается повышенной крепостью. После использования практически невозможно развязать.
  • Простой проводник – применяется для организации точки опоры на веревке, а также для связывания двух веревок посредством карабина. После использования трудно развязать, вяжется только на конце.
  • Средний австрийский проводник – необходим для получения в середине веревки петли (третий в связке, точка, дефект). Не используется на концах.
  • Двойной проводник, или «зайчьи уши» – нужен для жесткой связки двух веревок между собой. После применения практически невозможно развязать.
  • Карабинная удавка – служит для привязывания к опоре, если после использования веревка должна быть скинута.
  • Маркировочный – служит для надежного закрепления веревки при её транспортировке.
  • Схватывающий – позволяет веревке зафиксироваться при неожиданном срыве, например, при срыве альпиниста во время восхождения.

Ткацкий узел

Если необходимо связать между собой две одинаковые по толщине веревки, то для этого прекрасно подойдет так называемый ткацкий узел. Несмотря на свою простоту, он относится к одним из самых надежных. А потому рекомендован к обязательному изучению.

Чтобы завязать такой узел, потребуется: направить свободные концы двух веревок друг к другу, на одном конце завязать простой узел, а свободный конец второй веревки протянуть в петлю этого узла и провести вокруг коренного конца первой веревки. Затем конец второй веревки тоже завязывается в простой узел. После чего обе петли сдвигаются навстречу друг другу до соединения вместе – и узел затягивается.

При условии, что нагрузка на узел может быть довольно сильной, особенно на мокрых веревках, ткацкий узел впоследствии можно и вовсе не развязать – настолько крепко он затягивается.

Конечно, вовсе не обязательно сразу пытаться выучить сразу все приведенные здесь узлы одновременно. Для начала будет достаточно двух-трех основных. Зато довести их завязывание нужно до полного автоматизма. И лишь потом приступать к освоению следующего.

Специалисты также рекомендуют не только тренироваться на практике, но и самостоятельно зарисовывать схему завязывания узла – это поможет лучше вникнуть в принцип обвязки, а также будет способствовать прочному запоминанию.

Какими бывают узлы

Любые туристские узлы должны:

  1. вязаться без лишних усилий;
  2. выдерживать разный вес и нагрузку;
  3. не сползать или уплотняться без дополнительного затягивания.

Существует множество туристических узлов, поэтому нужно уметь не только их завязывать, но и различать по видам, способам применения:

  • одинаковые веревки связывайте «встречным, ткацким, прямым, грепвайном»;
  • разные веревки соединяйте вариантами, названия которых звучат как «академический» и «брамшкотовый»;
  • для привязывания веревок к чему-либо воспользуйтесь «удавкой, стременем» или «булинь»;
  • для создания незатягивающихся узлов применяйте «восьмерки», «двойные проводники», «срединные австрийские проводники», «простые проводники»;
  • не забывайте дополнительные узлы, называемые вспомогательными.

Ниже приведены схемы и описания того, как вязать основные узлы.

Контрольный узел (контроль)

Известный всем узел, применяющийся повсеместно. Из одиночной веревки делается петля, в которую вставляется ходовой конец, после чего узел затягивается. На картинке представлены два варианта вязания с использованием дополнительной веревки.

Прямой узел

Прямой узел вяжем одним из двух способов:

  1. Сложить петлю на веревке, взять вторую и обернуть ей первую, оставляя пятнадцати или двадцатисантиметровые края. Концы должны смотреть в одну сторону, в противном случае узел связан неверно.
  2. Наложить одну веревку поверх второй, связать два простых узелка по разным сторонам от места соединения.

Ткацкий узел

Связать пару узлов на двух сложенных вместе веревках, стянуть, закрепить. Этот вариант узла иногда деформируется, становится более плотным, но может ослабиться зависимо от нагрузки, которую ему приходится выдерживать.

Встречный узел

Завязать простые узлы на обеих веревках так, чтобы они располагались во встречном направлении. Хвосты двойного узла должны торчать в разные стороны.

Встречный узел не ослабляется, но может сильнее затягиваться. Подходит для связывания одинаковых веревок.

Грепвайн

Сложить две веревки, связать два узла и стянуть их. Принцип действия показан на схеме.

Грепвайны – туристические узлы, используемые для соединения различных по толщине веревок. Под действием веса они затягиваются сильнее, но не требуют дополнительной фиксации.

Брамшкотовый

Толстая веревка используется для петли, которую оборачивают веревкой потоньше. Готовый узел стягивают, расправляют.

Академический

Схема схожа с брамшкотовым. Из веревки потолще складывают петлю, которую обворачивают тонкой. Результат затягивают и фиксируют.

Восьмерка

Чтобы связать восьмерку, на конце сложенной пополам веревки формируют одноименную цифру и затягивают так, как показывает схема.

Узел восьмерка позволит получить петли, не деформирующиеся под воздействием тяжестей.

Разновидность морских узлов

Видов морских плетений бесконечное множество (Рисунок 3).

Среди них чаще всего используются:

  • Восьмеркой;
  • Бабочка или пчелка;
  • Беседочный;
  • Прямой или простой штык;
  • Якорный.


Рисунок 3. Примеры разных морских узловКроме того, все они классифицируются по своему целевому назначению или используемому для них материалу:

  • Для связывания веревочных и тросовых частей — кинжальный, бабий, дубовый или водяной;
  • Чтобы укрепить основу тросов или канатов — юферсный, устричный или кровавый;
  • Накидные со свободными не затянутыми петельками — жилковый, совершенный, бурлацкий;
  • Классические на затяжку — восьмерка и удавка;
  • Декоративные и особые с оригинальными названиями — турецкий, кошачья лапа, амфорный и королевский, т.д.

Прямой

Универсальное плетение, известное еще со времен древнего Египта (Рисунок 4). Прямой узелок представляет собой два полуузла, которые последовательно завязываются в разные стороны один над другим. При этом, он может сильно затягиваться при большой нагрузке и сильном намокании, что не мешает его быстрому развязыванию в течение пары секунд.


Рисунок 4. Прямой морской узел

Рифовый

Об этом элементе с легкостью можно сказать, что с ним справиться любой, кто завязывал бантик на шнурках. В море с его помощью крепят лебедки и другие снасти на открытой палубе, закрепляют чехлы из брезента на спасательных шлюпках. Ниже схема вязания узла (Рисунок 5).


Рисунок 5. Рифовый морской узел

Восьмерка

Самое распространенное плетение (Рисунок 6), оно:

  1. Является прекрасным стопором, надежно закрепляющим конец троса или каната;
  2. Применяется для закрепления веревочного стартера механизаторами;
  3. Не портит крепежный элемент, так как не имеет на нем мертвой затяжки;
  4. Просто поддается развязыванию.

    Рисунок 6. Морской узел восьмерка

Плоский узел

Его основная цель — завязывать канаты разной толщины.

При наличии четырех точек пересечения, он:

  1. Гарантирует надежность соединения и не затягивается намертво;
  2. Равномерно распределяет нагрузку, так как не имеет сильных перегибов.

Все эти качества сильно зависят от правильного исполнения, поэтому принцип вязки не приемлет каких-либо отклонений (Рисунок 7).


Рисунок 7. Плоский морской узел

Простой штык

Легкое плетение элемента позволяет держать нагрузку в любом из направлений и развязывать его под ней без особых усилий.

Как правильно завязать морской узел на веревке, схема — можно узнать из этого простого способа (Рисунок 8):

  1. Оберните полтора раза канат вокруг столба, дерева или камня;
  2. Проведите ходовой конец сверху коренного и заведите его снизу, пропустив из-под коренной части в получившуюся петельку — у вас получится один шлаг;
  3. Затяните его и повторите свои действия, затем завяжите контрольный узелок.

    Рисунок 8. Морской узел простой штык

Шкотовый узел

Его также рекомендуют использовать для связывания лесок и крепежных соединений разной толщины. Материал большего диаметра применяется для обычной петли, но и на одинаковых по диаметру частях, крепление держит ничуть не хуже.

Инструкция по шагам расскажет вам, как правильно завязать шкотовый узел на веревке (Рисунок 9):

  1. Сделайте петельку на более толстом канате и держите его в одной руке;
  2. Проденьте более тонкий тросик через нее и заведите за основной и больший концы;
  3. В завершении — протяните тонкую часть под петлей.

    Рисунок 9. Шкотовый морской узел

Калмыцкий

Этот тип применяется на парусных и российских суднах. Он издавна использовался в военно-морских целях и подходит для временной привязки кораблей в порту и гужевых повозок к столбу.

Следуйте инструкции, чтобы научиться завязывать калмыцкие веревочные узелки (Рисунок 10):

  1. Возьмите ходовую часть и сделайте петельку, не обматывая веревки и еще одну в противоположную сторону;
  2. Протяните главный конец в первую из них и сложите вдвое, снова проведите его складкой в ближайшее полукольцо первой петельки;
  3. Накиньте вторую петлицу на устойчивое дерево или столб и затяните за корневой конец.

    Рисунок 10. Калмыцкий морской узел

Беседочный узел

Благодаря своей простоте и надежности, булинь применяется в туризме и альпинизме, морском деле. Он вяжется на краю веревки и представляет собой не затягивающуюся красивую петлю (Рисунок 11). Полезный навык — умение вязать его одной рукой пригодится в ряде экстремальных ситуаций.


Рисунок 11. Беседочный морской узел

Как закрепить верёвку на основе

Узлы туристические с названиями (схемы как вязать верёвку на опоре необходимо изучить каждому туристу) изучают до того, как отправиться в путешествие. Такие связки используют для подъёма и спуска, постройки навеса, при проведении спасательных работ.

Штык

Незатягивающийся узел состоит из 2 частей-полуштыков. Это простой и надёжный узел для закрепления чего-либо на вертикальной основе и под натяжением. Так привязывают канат за крюк для буксировки автомобиля, катера. Узел штык используют при создании переправ, верёвочных лестниц, натягивании тента, закрепления грузов.


Штык: узлы туристические (названия, схемы, как вязать)

Техника выполнения:

  1. Верёвку перебрасывают через опору и формируют петлю.
  2. Протягивают через петлю конец верёвки – это первый полуштык.
  3. Коротким концом верёвки делают петлю на длинном конце и повторяют полуштык. Его вяжут в том же направлении, как и первый. Если неправильно завязать вторую часть штыка, он будет стягиваться.
  4. Свободный конец верёвки обязательно закрепляют контрольным узлом.

Максимальное количество полуштыков в узле – 3. Большее количество вязать не рекомендуется, так как это не повысит прочность штыка, а увеличит время на его завязывание и распускание.

Петля булинь

Узел булинь – это незатягивающаяся петля на конце каната. Моряки считают его королём узлов за надёжность

Булинь быстро распускается, его можно завязать одной рукой, что важно во время проведения спасательных операций. Таким узлом прикрепляют трос к металлическим кольцам, крюкам, вертикальным и горизонтальным основам


Булинь: узлы туристические (названия, схемы, как вязать)

Техника выполнения:

  1. Делают на конце верёвки простую петлю или 1 раз оборачивают опору.
  2. Пальцами удерживают место перекрещивания и протягивают снизу в петлю свободный конец верёвки.
  3. Протягивают верёвку, огибают сзади длинную часть и снова пропускают конец в маленькую петлю.
  4. Затягивают узел, потянув в разные стороны за большую петлю и длинную часть верёвки.

Булинь обязательно подстраховывают контрольным узлом. Минусы королевского узла – сложность завязывания и способность скользить при непостоянных нагрузках.

Удавка

Практичный узел для закрепления троса на основе – удавка Циммермана. Он относится к простым связкам, легко вяжется и быстро распускается без нагрузки.


Удавка: узлы туристические (названия, схемы, как вязать)

Техника выполнения:

  1. Верёвкой огибают опору и формируют закрытую петлю.
  2. Продолжают движение верёвкой вдоль петли, накручивая на неё 3-4 оборота.
  3. Пропускают конец верёвки в петлю и подтягивают.

Удавка Циммермана надёжно держит натяжение при постоянном воздействии, а при переменной нагрузке проскальзывает. Чтобы этого не происходило, узел фиксируют 1 или 2 контрольными узлами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector