Узбекские платья: отличительные черты

Шьем мужской узбекский костюм

Формирование культуры узбекского народа в период перехода кочевников на оседлый образ жизни способствовали созданию неповторимого колоритного образа национальной одежды.

В древности одежда считалась роскошью, рассчитанной на десятилетия, поэтому была очень практичной. Главное достоинство национальной одежды Узбекистана быть теплой зимой и прохладной летом. Красивая, радужная национальная одежда и сегодня является частью повседневной жизни не только для жителей сельской местности, но и современных мегаполисов, что свидетельствует о незыблемых традициях Узбекистана.

Традиционно мужской костюм состоит из халата, который дополняли рубашки различного фасона, платок, сапоги из тонкой кожи, штаны и национальный головной убор чалма или тюбетейка.

Халат древнейший главный элемент узбекского гардероба, испытан временем и капризностью моды. Сегодня он так же востребован, как и в старину и является основной и неотъемлемой частью современного узбекского национального костюма.

Халаты узбеки носят летние безподкладочные, осенние с тонкой подкладкой и зимние стеганные. Для удобства при ходьбе на халатах делались специальные разрезы.

Праздничные халаты украшали золотым шитьем. Воротник, края рукавов и подол у повседневного халата обшивались тонкой нарядной тесьмой. Неизменный элемент украшения халата яркий, вышитый поясной платок, без которого наряд был бы незавершенным. Покрой халата очень простой и универсальный. Он практический одинаковый для людей, живущий на огромных территориях, не зависимо от возрастов и полов, что еще раз подтверждает древнейшую историю этой модели.

Халат выкраивается особым образом, при этом одна пола нахлестывается на другую. Такая конструкция халата не дает ему распахиваться при движении. Достаточно глубокие разрезы в боковых швах, облегчают движение и позволяют узбеку сидеть на полу.

Рис. Халат 1

Рис. Халат

Халат шьют из шелка на яркой подкладке и обшивают орнаментальной тесьмой.

Узбекская рубаха так же обязательный элемент мужской одежды.

Вначале узбеки носили рубахи, очень длинные ниже колен, а потом их значительно укоротили почти до середины бедер. К вертикальному разрезу рубахи пришивался воротник. Иногда у рубахи делали только горизонтальный разрез от плеча к плечу.

Рубашки носились повсеместно, но мужчины, проживавшие в Ферганской долине, носили в основном яхтак, так называли простые рубашки для обертывания. Рубашки шились из хлопковой домотканой ткани, очень строгого фасона, немного украшены тесьмой, обычно вдоль воротника.

Рубашку кроят из цельных кусков ткани, предварительно перегнутых по линии плеча. В рукав вставляют клинья с ластовицей.

Рубашку и шаровары шили из льняного полотна или хлопчатобумажных однотонных тканей.

Головной убор черная тюбетейка, вышивалась белым шелком.

Традиционная обувь узбеков это кожаные цветные остроносые сапоги из тонкой кожи. На равнинных землях узбеки носили мягкие кожаные сапоги и туфли без задников. Сапоги из зеленой кожи шагрени могла себе позволить носить только местная элита и то только во время больших конных праздников. Такие сапоги имели скошенные каблуки, позволявшие всаднику, демонстрируя смелость и ловкость, уверенно держаться в стременах.

Источник

Мужская одежда[править | править код]

Мужская одежда состояла из халата, рубах различного фасона, камзола, пояса, кожаных сапог, штанов и обязательного головного убора — чалмы или тюбетейки.

Повседневной мужской одеждой была традиционная рубаха — куйлак, которая первоначально имела длину ниже колен, а позднее её укоротили до середины бедер. Ворот рубахи был двух фасонов. В первом случае к длинному вертикальному разрезу пришивали воротник. У рубах другого фасона разрез был горизонтальный, от плеча к плечу. У жителей Ташкентской и Ферганской областей была распространена мужская распашная рубаха — яхтак. Её шили из хлопчатобумажной ткани и носили и молодые, и пожилые. Края ворота иногда обшивали тесьмой — джияк. Духовные лица и узбекская аристократия носили рубаху только с горизонтальным воротом. Реликтовым явлением в начале XX в. были узбекские стеганые на вате рубахи — гуппича, которые носили только дети и старики. Гуппи на староузбекском языке означает «доспех», что породило у исследователей версию о генетической связи стеганых рубах с защитным вооружением.

Штаны — иштон. Глухие, без карманов, пуговиц и прорезей, широкие вверху, они книзу сужались и доходили до щиколоток.

Верхняя одеждаправить | править код

Халат — мужской халат, отличается одинаковым покроем для любого возраста, что свидетельствует об его архаичности. Халаты, в зависимости от времени года шились без подкладки, с тонкой подкладкой и теплые на вате. На полах с обеих сторон делали вертикальные разрезы для увеличения шага. Воротник, полы, подол и края рукавов обшивали узкой плетеной тесьмой или полоской материи, на груди пришивали две завязки. Высшую форму городского ремесла составляло золотое шитье, украшавшее одежду эмира и знати.

Головные уборыправить | править код

  • Чалма — в целом воспринимаемая как атрибут мусульманской культуры, разнилась по размеру, цвету, манере повязывания. Большую белую чалму носили духовные лица, ремесленники — небольшую чалму серого или синеватого цветов, крестьяне — повязку из цветных платков. Чалма была главным головным убором узбеков. Хорезмийцы предпочитают в качестве головного убора шапки-папахи из овчины разных цветов.
  • Папаха — головной убор хорезмийских, бухарских узбеков. Хорезмийские и бухарские узбеки предпочитают в качестве головного убора шапки — папахи из овчины разных цветов.
  • Тюбетейка — традиционный узбекский головной убор. В различных регионах имеют множество вариаций. Узбекское название этих шапочек — «дуппи» или «калпок». Особенно к XIX веку тюбетейки как головной убор получили повсеместное распространение и определилось разнообразие их форм — островерхие, и конусообразные, полусферические и четырехгранные, круглые и купольные тюбетейки, словом, любого вида, какой только подскажет местный обычай. Самая распространенная мужская чустская тюбетейка из Ферганской долины имеет строгий, скромный и в то же время очень декоративный вид. Для неё характерна вышивка белыми нитями орнамента в виде стручков перца «калампир» на чёрном фоне, а по кромке в ряд расположены шестнадцать узорных арочек. Чаще всего для мужских тюбетеек выбирали чёрный сатин или бархат. Всего насчитывается, включая ферганские чустские мужские тюбетейки, шесть исторически сложившихся региональных групп головных уборов — ташкентская, самаркандская, бухарская, кашкадарьинская, сурхандарьинсая и хорезмская. В каждом районе сложился свой стиль, передаваемый из поколения в поколение

Обувьправить | править код

Население равнинных оазисов носило мягкие сапоги вместе с кожаными туфлями без задника. Узбекская знать во время конных выездов надевала парадные сапоги из зеленой шагрени, изящный каблук которых был скошен к середине подошвы, позволяя всаднику особенно ловко держаться в стременах.

Галереяправить | править код

Мирза Абдулхак и Рустам–бег, узбеки рода катаган. На переговорах в г, Афганистан. Узбеки Хивы, Хорезмский оазис, Северо-Северо-Западный Узбекистан, г. Узбек на фестивале шелка и специй в Бухаре.

Разновидности

Несмотря на схожесть в крое, мужские и женские костюмы имеют свои принципиальные особенности.

Первым важным элементом для мужчин

является чапан. Этот стеганый халат предназначен не только для дома, но и для повседневности и даже торжеств. Праздничные модели украшаются богатой вышивкой золотыми нитями. Заменяет халат и верхнюю одежду, если имеет утеплитель. Интересно, но колоритные чапаны и сейчас популярны далеко за пределами Узбекистана, они становятся дорогим подарком для любимых мужчин и коллег.

Неотъемлемым предметом гардероба узбеков является рубаха. Первые ее модели отшивались в длине до колен, сейчас же можно встретить более удобную длину до середины бедра. Именуемая куйлак, она может иметь вертикальный до линии груди или горизонтальный вырез от плеча до плеча.

Широкие штаны – обязательная часть узбекского костюма. Книзу шаровары сужаются, обеспечивая удобство во время ходьбы.

Рубаху либо халат мужчины подпоясывают широким поясом, который, стоит сказать, в некоторых моделях заслуживает восхищения. Пояса для торжеств выполняют из роскошного бархата, украшают бисером, символичной вышивкой и дополняют оберегами.

Женский костюм

узбекских красавиц состоял из туникообразного платья. Первые модели надежно укрывали все тело и доходили длиной до щиколоток. Платье исполнялось с помощью прямых кусков тканей и мало чем отличалось от мужской рубахи. Позднее на платье появилась женственная кокетка и присборенные манжеты.

В дополнение к платью узбечка в обязательном порядке надевала и широкие штаны. От мужских их отличал украшенный тесьмой низ. Верхней же одеждой служил тот же чапан. Спустя некоторое время женщины стали облачаться и в камзол, а также в женственные жилетки.

Детский национальный костюм

схож с мужским и женским. Зачастую в выборе останавливаются на фабричных вариантах. Особой популярностью пользуются трикотажные костюмы. На головной убор ребенка прикрепляют оберег, защищающий от дурного глаза.

Узбекский национальный костюм

Яркие и самобытные обычаи народа Узбекистана складывались веками. Этнические особенности сформировались ещё до нашей эры – бывшие кочевники бдительно охраняли культуру своих предков от посягательств иноземцев. Позже со старыми обычаями плотно переплелись исламские верования и укрепились в сознании узбеков. Это оказало влияние и на узбекский национальный костюм – одежда по-восточному красочная и, как предписывает Коран, очень целомудренная.

Первая отличительная черта узбекского национального костюма – это искусная золотая вышивка. Археологи во время раскопок в Ташкентской области обнаружили следы золотого шитья: есть версия, что подобное украшение одежды было известно ещё до появления шёлка. Благородные материалы декорировали растительными, реже геометрическими орнаментами. Разумеется, такие наряды были характерны в первую очередь для состоятельных людей. Например, правитель охотно дарил расшитые золотом халаты своим приближённым и не менее охотно принимал подобные подарки.

Современные узбеки могут надевать национальные костюмы по большим праздникам и в дни особенно знаковых событий. Могут использовать какую-то деталь, мотив. Например, мужской свадебный костюм обязательно украшается парчой с золотом. Разумеется, фоном для такой роскоши служат богатые ткани – шёлк, бархат или вельвет.

В чём узбекский национальный костюм не испытывает недостатка, так это в цвете. Пёстрые наряды напоминают оперение райских птиц. А тёмные оттенки узбеки не жалуют: считают, что своим мрачным видом они способны привлечь несчастье. Раньше цвет костюма жены говорил о статусе её супруга лучше всякой визитной карточки. Зажиточные мужчины наряжали своих женщин в голубые и фиолетовые наряды, а супруги ремесленников довольствовались зелёными одеждами.

Отличительные черты мужского костюма

Мужчины в Узбекистане носят рубахи куйлак. Изначально рубашка такая была довольно неудобной – длина ниже колен сковывала движения. Со временем фасон верхней части костюма сменился до стандартной длины. Горловина выглядит по-разному: либо к вертикальному разрезу пришивается ворот, либо горизонтальный разрез опускается к плечам. Мужские штаны иштон напоминают шаровары и доходят до щиколоток. Они начисто лишены каких-либо декоративных элементов и украшений. Мужской халат чапан – настоящее произведение искусства! Вот где мастерицы соревнуются в умении вышивать удивительные узоры.

У каждого настоящего узбека должно было быть минимум три халата – тонкий летний, утеплённый межсезонный и на ватной подкладке в случае холодов. По бокам для удобства ходьбы – высокие разрезы. Края и рукава декорируются тесьмой, а в качестве пояса используют кушак из хлопка или шёлка, но обязательно контрастного цвета. На голове мужчины носят тюбетейку, отдавая предпочтение белой вышивке на чёрном фоне.

Отличительные черты женского костюма

Женщины также носят расшитые халаты. Под ними скрываются длинные платья куйлак. Они чем-то напоминают тунику с широкими рукавами. На рукавах могут быть манжеты, а воротник иногда оформляется стоечкой. Внизу надевают украшенные кисточками шаровары, платье – поверх. В некоторых районах женщины носят румчу – приталенные халаты – или тёплые мурсаки – туники на подкладке с запахом. Блеска и шика наряду добавляют украшения – серебряные серьги, браслеты, кольца, коралловые бусы и ожерелья из монет. Мимо такой невесты не пройдёшь! Ислам предписывает женщинам покрывать голову. По традиции для этого используются два платка – один обвязывается вокруг лба, под вторым прячут волосы. Раньше сверху ещё водружали чалму. До прихода советской власти женщины Узбекистана скрывали свою красоту под паранджой. Наглухо закрытое покрывало имело лишь одно отверстие для глаз, и то дополнительно снабжалось чавчаном – сеткой из конского волоса. Начиная с девяти лет девочки могли передвигаться по городу только в таком виде.

В наше время жители солнечной страны мастерски смешивают европейский стиль со своими традициями: добавляют к повседневному образу национальные украшения, уважают орнаментальные платки, струящиеся ткани. У многих в гардеробе найдётся халат и пара шаровар, ведь на больших праздниках национальная одежда является желанным атрибутом. А кроме того, национальный узбекский костюм и всяческие детали, его образующие, это действительно очень красиво!

Фасон платья

Именно фасон определяет: пойдёт ли платье под определёную фигуру, подчеркнёт ли плюса и скроет недостатки? Бессмысленно приобретать наряд, который выставляет на всеобщее обозрение все дефекты фигуры. Различают несколько видов фасонов, которые необходимо обязательно включить в свой гардероб. Вот самые актуальные фасоны:

  1. Платье-футляр. Оптимальный фасон для повседневного ношения. Отличается элегантностью, женственностью, строгостью и в то же время не привлекает к себе внимания. А если оно декорировано неординарным рисунком, то подойдёт и для походов на различные вечеринки.
  2. Стиль «Ампир». Истинный образец женственности и красоты, идеально подчёркивает прелести женской груди. Модные платья в стиле «Ампир» могут разной длины и при этом отлично подойдут практически под каждую фигуру. Для того чтобы подчеркнуть талию, рекомендуется выбирать платье с талией.
  3. Платье-халат. Повседневный наряд, который отличается удобством в ношении и универсальностью. Подходит для походов в кинотеатр, библиотеку, боулинг. Зачастую такую одежду предпочитают носить дома, вместо халата.
  4. Отрезное платье. Сочетает в себе низ в виде строгой юбки, верх в виде рубашки. По фасону схоже с футляром и также подходит для повседневного ношения. Отрезное платье красиво подчёркивает талию и выделяет все прелести фигуры.
  5. Платье-рубашка. Комфортное и лёгкое платье отличается свободным кроем. Наряд предназначен для ежедневного ношения. Хорошо сочетается с джинсами и ласинами.
  6. Чёрное платье. Об этом платье знает каждая представительница прекрасного пола и практически у каждой оно есть в гардеробе для особого случая. Маленькое чёрное платье придаёт образу изысканности и элегантности. Оно не должно быть броским и пестрить украшениями. Основные особенности: длина чуть ниже или выше колена и приталенный крой.

Мужские национальные костюмы в Узбекистане

Традиционными предметами мужского гардероба в Узбекистане всегда были рубахи разного фасона и халаты, которые подвязывали поясами. Внизу узбеки носят штаны и сапоги из кожи. Голову в Узбекистане обязательно должны покрывать не только женщины, но и мужчины, что связано с исламской религией.

У мужчин для этих целей используется чалма или тюбетейка.

Одежда

Рубаха для повседневной носки называется куйлак. Изначально такая рубаха была длинной и была ниже колен, но позже фасон сменился, и рубаха стала стандартной длины. Фасон горловины имел две интерпретации: в первом случае у рубахи имелся вертикальный разрез, к которому пришивался ворот; во втором случае в зоне воротника имелся горизонтальный разрез, доходящий до плеч.

Штаны под названием иштон были абсолютно лишены дополнительных декоративных и функциональных элементов. Длина таких штанов, напоминающих шаровары, доходила до щиколоток.

Мужской халат носит название чапан и имеет единый фасон для всех возрастов и статусов, который не менялся долгое время. Для разных сезонов года существуют свои разновидности халата – тонкий летний халат, халат с подкладкой для межсезонья и теплые ватные халаты для холодного времени года. По бокам халата имеются вертикальные разрезы для удобства перемещения.

В качестве декоративных элементов используется тесьма и материя другого цвета, которые пришивают по краям халата и на рукава. Для застегивания халата имеются завязки. В качестве пояса в национальных узбекских мужских костюмах используется кушак. Он представляет собой сложенный в треугольник платок из хлопка или шелка.

Головной убор

В качестве головного убора мужчины в Узбекистане традиционно носят кулох или тюбетейку-дуппи. Наиболее популярной среди всех тюбетеек является головной убор обитателей Ферганской долины. Ее отличительной особенностью является вышитый белыми нитями на черном фоне интересный растительный орнамент.

На сегодняшний день в Узбекистане пользуются большим спросом бархатные или хлопчатобумажные тюбетейки синего, черного и темно-зеленого цветов.

Женская одежда

Самый главный элемент в дамском наряде – это узбекское платье, выкройка которого и ее варианты размещены сегодня на многих веб-сайтах. Такое платье имеет название «куйлак» и по своему виду напоминает современную тунику с длинным рукавом и длиной в пол. Лишь в начале прошлого века в фасон платья стали добавлять разнообразие. Так, на рукавах появились манжеты, а воротник выполнялся в виде стоечки.

Также обязательным элементом женской одежды являются шаровары, которые даже девочки надевают с раннего детства. Они достаточно широкие вверху и постепенно сужаются к низу, где декорируются тесьмой и кисточками.

Верхняя одежда для женщин и девушек имеет больше вариаций, нежели мужская. Барышни могут носить халат, похожий на мужской чапан, длинный и приталенный румчу. А в некоторых регионах Узбекистана надевают мурсак, который имеет общие черты с халатом и туникой. По крою мурсак шьют с запахом и на теплой подкладке для холодной погоды.

Около двух столетий тому назад в женскую моду вошли приталенные халаты, рукава которых сделали укороченными и зауженными. А позднее популярностью начали пользоваться так называемые безрукавки (или нимча).

В роли головного убора выступает платок, а зачастую даже два: одним завязывают лоб, а другой используется для покрытия всей головы.

Роль национального костюма в наши дни

В современном мире одежда жителей Узбекистана довольно разнообразна. Городские жители и некоторые выходцы из села, особенно это касается образованной молодежи, предпочитают носить современную европейскую одежду. Однако и в современные одеяния узбеки стремятся привнести некую нотку характерных для своей страны деталей – девушки используют традиционные украшения, молодые люди могут носить тюбетейки.

Свято чтут традиции и носят наряды своего народа люди пожилого возраста, особенно те, кто живет не в городе. Однако на таких мероприятиях, как свадьба или национальный праздник костюм все же является обязательным атрибутом, что говорит о богатых традициях узбекского народа, которые этот народ уважает.

Источник

Современные узбекские платья: фото

И сейчас для узбекского национального женского (и девичьего) костюма характерно платье, имеющее нетрадиционный фасон: свободное, собранное на груди и спине у кокетки, со стоячим или отложным воротничком и почти прямыми вшивными рукавами. Но все больше и больше стали появляться элегантные платья более современного покроя (чуть приталенные).

И куйлаки (узбекские платья), и лозимы (штаны) шьются в основном из местного шелка (или атласа) и других фабричных шелковых тканей, имеющих своеобразный неповторимый узбекский рисунок. Но это все – национальная одежда. Подобные узбекские платья до сих пор используются женщинами в обыденной жизни (в сельских местностях), в праздничных мероприятиях и других важных жизненных событиях.

Сегодня вместо прежнего чапана (женского халата) узбечки носят жакеты, джемперы и даже легкое пальто и прочую европейскую одежду.

Изменилось многое и во внешнем облике местных красавиц. Раньше прически женщин среднего возраста представляли две косы, а молодых девушек – множество мелких косичек. Сегодня все чаще можно увидеть женщин с современными модными прическами в сочетании с современным костюмом.

Мужской и женский национальный костюм. Узбекские тюбетейки

Узбекские национальные костюмы очень яркие, красивые, удобные и являются частью богатых культурных традиций, образа жизни народа. В городах уже редко можно встретить людей в национальной одежде, сегодня ее надевают на традиционные праздничные мероприятия, но в сельской местности она все еще служит частью как повседневного, так и выходного наряда.

Узбекская мужская одежда

Основу национального мужского костюма составляет чапан — стеганый халат, который подвязывается поясным платком — кийикча. Традиционный головной убор – тюбетейка. На тело одеваются куйлак — нижняя мужская рубаха прямого покроя, и иштон — широкие шаровары, которые сужаются к низу. Ноги обувают в сапоги из тонкой кожи.

Пояса в парадной одежде часто очень нарядные — бархатные или вышитые, с серебряными узорными бляхами и пряжками. Повседневный куйлак подпоясывали длинным шарфообразным кушаком.

Узбекская женская одежда

Традиционный женский костюм у узбеков состоит из туникообразного простого покроя платья из хан-атласа, а также шароваров. В праздничных одеждах используются атласная ткань и богатое шитье золотом. Женский головной убор включает в себя сразу три элемента: тюбетейку, платок и тюрбан. Непременным дополнением к костюму узбекских женщин всех возрастов всегда были украшения из золота или серебра.В сурхандарьинском регионе больше предпочитали цвета красных оттенков как символ достатка. Узор вышивки выбирался не случайно. Он всегда имел либо магическое, либо практическое значение. По рисунку можно было понять социальный статус, а порой в него вкладывали и иные значения. К примеру, повторяющийся геометрический рисунок на тесьме это своего рода оберег. Одежду из тканей тёмно-синих, черных цветов из-за суеверия не носили ни в одном регионе Узбекистана. Согдийские узоры сохранили в себе влияние зороастризма. Цвета в этом регионе подбирались исходя из положения в обществе. К примеру, превалирование голубых и фиолетовых оттенков в женском платье говорило о высоком положении мужа, а зеленоватые мотивы часто использовали крестьяне и ремесленники.

Обувь состояла из махси (ичиги – красивые сапожкибез задника, с мягкой подошвой, без каблука) и сапогов из грубой кожи или резины. Это была очень удобная и теплая обувь, которая и по сей день пользуется авторитетом.

Женский и мужской национальный головной убор. Тюбетейки

Одной из главных деталей в традиционной узбекской одежде служит головной убор. Национальным головным убором во многих странах Центральной Азии, в том числе и в Узбекистане- считается тюбетейка. Название тюбетейки происходит от тюркского «тюбе», что переводится как «верх, вершина». Ее носят и мужчины, и женщины, и дети. Только пожилые женщины не носят тюбетейки.

Сейчас в крупных городах редко можно увидеть человека в тюбетейке, и по большей части она выступает важной деталью одежды на семейных и религиозных праздниках. Традиционная тюбетейка имеет четырехгранную конусообразную форму, она черного цвета с белой узорчатой вышивкой в виде 4-х «перчиков» и 16-ти миниатюрных арочек

Повседневная тюбетейка «калампир» — одна из самых простых и распространённых, но нельзя недооценивать её значения. Даже в условиях повсеместного влияния европейской культуры, такая тюбетейка необходимый атрибут на некоторых мероприятиях. У каждого региона Узбекистана – своя тюбетейка по высоте и узорам. При всем богатейшем разнообразии принято считать, что в Узбекистане шесть основных школ шитья тюбетеек: ферганская, ташкентская, кашкадарьинско-сурхандарьинская, самаркандская, бухарская и хорезмско-каракалпакская. Для особых, праздничных случаев существуют нарядные тюбетейки — они богаты яркими и красочными вышивками и узорами, золотым шитьем.

Головные уборы

Образ узбекских жителей нельзя представить без головного убора. Самый распространённый головной убор – тюбетейка. Это небольшая плоская шапка, имеющая круглую форму. Она украшалась орнаментами, бисером. Тюбетейки были разные: высокие и низкие, однотонные и разноцветные, с орнаментом и без него. По типу они тоже были разные, так как их носили и пожилые люди, и мальчики, и девочки, и взрослые.

Ещё один узбекский головной убор — специальная шапка, которая называется кулох. Он был сделан из войлока и имел форму колпака. Кулох обтягивали сукном, по краю отделывали бахромой. Центральную часть колпака украшали вышивки. Головные уборы отличались друг от друга у жителей северной и южной части страны.

Женщины обязательно должны были ходить в головных уборах. Они носили платки, тюбетейки и тюрбаны. В старые времена узбечки носили паранджу. Паранджу не носили дома, её одевали при выходе на улицу. К ней обязательно прилагался чавчан – сеточка, изготовленная из конского волоса. Она прикрывала лицо мусульманки от взглядов чужих людей. Такой головной убор девочки носили с девяти лет. Позже стали носить красивый головной убор, сделанный из двух платков, один из них имел отверстие для лица. А сверху надевалась чалма. Два платка носили и замужние женщины: один завязывали на лбу, а второй покрывал волосы. Платки состоятельных узбечек украшали золотыми и серебряными вышивками.

https://youtube.com/watch?v=CfU764X7eZo

Особенности

Узбекский костюм легко отличить от какого-либо иного, ведь есть в нем черты, соответствующие исключительно узбекам.

Цвета и оттенки

Цветовая гамма национального костюма варьировалась в зависимости от места размещения узбеков. Так, сурхандарьинский регион славился красной цветовой гаммой. Интересен тот факт, что, несмотря на цветовые особенности в каждом регионе, никто не носил костюмы из черной и темно-синей материи, опасаясь притянуть к себе неудачи.

Палитра цветов в женской одежде выдавала не только тонкий вкус красавиц, но и положение в обществе. Например, дамы, чьи мужья занимали высокую должность, облачались в одежды в голубых и фиолетовых оттенках, ремесленники – в зеленый.

Ткани и крой

Узбекский народ любит богатые ткани. Например, верх национальных халатов изготавливается из бархата или вельвета. Стоит сказать, что надевали халаты не только летом, но и в прохладное время года, и это не могло не сказаться на видах ткани. Так, теплые модели халата-чапан утеплены слоем верблюжьей шерсти или ваты.

Крой национального костюма был прост и не отличался по половым и возрастным признакам. Сшивали одежду в большинстве случаев из прямых кусков ткани, в маленьких глухих деревнях ткань эту даже не резали, а разрывали по прямой нитке.

В дальнейшем для рубахи прямой кусок ткани перегибали, создавая лицевую и заднюю часть, к бокам пришивали дополнительные куски, а подмышкой размещали ластовицу. Стоит сказать, что и штаны были результатом умелого сшивания прямых кусков ткани.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector