Популярные варианты схем для вышивки золотом

Ошибки и как их избежать

Помимо информации о том, как вышивать бисером, рукодельниц интересует еще вопрос, какие могут быть ошибки. И как с ними справиться. Вот некоторые из них:

  • «Ёлочка» ― наклон бисера меняется от ряда к ряду. Такая работа «бугрится», образовывает неровные края и выглядит неопрятно.
  • Неровные ряды. Если иголка цепляет и расщепляет канву, целостность ряда нарушается, часть бисеринок «съезжает» вверх или вниз. Кроме того, необходимо следить за натяжением нити ― для всей работы оно должно быть одинаковым. Проверяют ряды, складывая вышивку пополам и просматривая сгиб.
  • Тугое шитьё. Возникает такая проблема даже у опытных вышивальщиц, но проявляется не сразу. Для того, чтобы избежать этой ошибки, при вышивании необходимо следить за натяжением нити. Не надо слишком перетягивать работу. Выявить недочет можно, перевернув полотно наизнанку. Если натяжение нити слишком сильное, дырочки на канве прошитого ряда будут заметно больше нетронутых.

Необходимые материалы и подготовка к работе

Техника золотной вышивки сложная, для ее освоения потребуется достаточно много времени. Для работы необходим ряд материалов и инструментов, которые должны иметь хорошее качество.

Иглы должны иметь достаточно широкое ушко, чтобы нить, которая отличается особой хрупкостью, не повреждалась.

Наперстки нужны для каждой руки, так как в процессе создания узора будут задействованы обе.

Острые ножницы – важно, чтобы концы их лезвий могли перерезать нить без повреждения.

Витейка – особая деревянная катушка значительной длины, которая применяется для наматывания нитей и их дальнейшего направления по узору. Она помогает снизить трение материала и сохранить его блеск.

Шило необходимо, если работа ведется по плотной основе, например, коже или замше

Игла шила должна быть достаточно тонкой, чтобы дырочки не проглядывали в дальнейшем на готовой вещи. Лучше использовать специальный швейный инструмент, а не хозяйственный.

Пяльцы – работу ведут по хорошо натянутой ткани. Использовать надо пяльцы с подставкой, которые могут быть установлены на столе, диване или полу. Работа ведется двумя руками, а при использовании пялец без подставки освободить обе не получится. Размер пялец должен быть достаточным, чтобы весь узор помещался в них. Металлизированные нити – нежный материал, который будет травмироваться и терять свой декоративный вид на изломах.

синтетические нити, полностью имитирующие золотую, серебряную и медную проволоку

Кроме металлизированной нити, необходимо иметь подходящие по цвету шелковые нитки, которыми будет закрепляться основной материал. Часть рукодельниц использует для этого прозрачную мононить-леску, но это не желательно.

Ткань для работы требует особого внимания. Так как большая часть узоров вышивается при помощи подкладной ткани, основная должна быть тонкой и легкой. Подкладная ткань будет действовать в качестве укрепляющей, чтобы не перекашивался узор и не повреждалась основная ткань.

Также для вышивки потребуется специальный клей для ткани, пчелиный воск, фольга и дополнительные декоративные элементы. В зависимости от выбранного рисунка это могут быть жемчужины, бисер или пайетки.

Голос редакции

Матрёна

Фанатка вышивки и шитья

Задать вопрос

В ряде случаев ведется вышивка золотом по бархату. При такой основе ткань-подложка не требуется, так как бархат достаточно плотный. Наиболее эффектно выглядит вышивка на черном, темно-синем и винном бархате. В сочетании с этими цветами золотая нить смотрится особенно нарядно и выразительно.

Вышивальные швы

Золотом вышивали «вприкреп». Кроме того, металлически нити использовали в вышивке гладью. Мы рассмотрим подробно шитье «вприкреп».

Шов «вприкреп»

Шить золотой нитью «в прокол» довольно сложно: нить хрупкая и, проходя через ткань, ломается. Поэтому нить прикрепляли на внешней стороне ткани короткими стежками шелковой ниткой. Шелк брали в цвет металлической нити или подбирали контрастного оттенка. Стежки-прикрепки создавали на поверхности различные узоры.

  1. Закрепите золотую нить на основе. Для этого выведите рабочую нитку (шелковую) в начале шва. Золотую нить сложите вдвое и накиньте петлю на иглу. Введите иглу рядом с первым проколом и затяните стежок.
  2. Приложите золотую нить, сложенную вдвое, по направлению шва.
  3. Выведите иглу на небольшом расстоянии от первого стежка. Выполните короткий стежок над золотыми нитями перпендикулярно им.
  4. Затяните стежок так, чтобы золотые нити плотно прилегали к основе, но не стягивались.
  5. Для следующей прикрепки выведите иглу на выбранном расстоянии и повторите первую прикрепку.

Графическая схема. Стрелками обозначено направление выполнения прикрепки.

Обратная сторона шва

Шов «изнаночный прикреп», или проемный шов

Этот шов отличается от предыдущего: золотая нить протягивается на изнаночную сторону основы прикрепкой в форме петли. Стежков-прикрепок не видно на лицевой стороне вышивки.

Графическая схема. Стрелками обозначено направление выполнения прикрепки. Точка 0 — выход золотой нити на лицевую сторону

Обратная сторона шва

  1. Выведите золотую нить на лицевую сторону в начале шва.
  2. Выведите иглу с рабочей ниткой на небольшом расстоянии от выхода золотой нити.
  3. Приложите золотую нить к основе по направлению шва.
  4. Проведите иглу над золотой нитью и введите иглу строго в прокол.
  5. Затяните петлю, слегка натягивая золотую нить.
  6. Убедившись, что золотая нить плотно прилегает к основе, затяните прикрепку так, чтобы золотая нить прошла через основу, образуя на изнаночной стороне маленькую петлю.
  7. Выведите иглу на расстоянии длины стежка от первой прикрепки и повторите ее.
  8. Продолжайте шить до конца ряда.
  9. Поворот. Поверните нить на 180° и выведите иглу рядом с последней прикрепкой первого ряда, немного заходя под золотую нить. Выполните прикрепку, несильно затягивая рабочую нитку.
  10. Подтяните золотую нить, после чего затяните прикрепку.
  11. Продолжите работу по всей линии шва.

Графическая схема. Стрелками обозначено направление выполнения прикрепки. Точка 0 — выход золотой нити на лицевую сторону

Аксамитовый шов

Этот шов получил название от восточной ткани. Аксамит напоминает бархат, но ворс образуют не стриженные волокна, а маленькие петельки.

Графическая схема. Стрелками обозначено направление выполнения прикрепки. Точка 0 -выход золотой нити на лицевую сторону

  1. Выведите золотую нить на лицевую сторону основы и закрепите ее прикрепкой.
  2. Приложите к поверхности основы тонкую палочку (зубочистку или толстую иглу, вязальную спицу) так, чтобы прикрепка располагалась под ней.
  3. Выведите иглу с другой стороны палочки и выполните прикрепку, проведя золотую нить над палочкой. В нашем случае прикрепки — петли. Если вы хотите делать прикрепки короткими стежками, располагайте их перпендикулярно палочке.
  4. Продолжайте делать прикрепки как можно ближе друг к другу.
  5. Закончив шов, выньте палочку.
  6. Если вместо палочки использовать шнур или сложенную в несколько сложений нитку, вы получите шов «по веревочке». В этом случае веревочку, естественно, не выдергивают.

Графическая схема. Выполнение прикрепок для золотой нити вокруг спицы

ВЫШИВКА ЗОЛОТОМ ИЛИ ЗОЛОТНОЕ ШИТЬЕ НА ОДЕЖДЕ

Автор статьи: Александр Демидов

Считается, что вышивка золотом пришла на Русь из Византии, стала основой церковной вышивки и легла на уже подготовленную почву, т.к. на Руси уже много веков до этого существовали богатые традиции народной вышивки. Вышивка золотом или золотое, золотное шитье получило распространение не сразу, т.к. подготовка мастериц требует долгого обучения. Церковная вышивка это особый пласт декоративно-прикладного искусства. Уже не одно тысячелетие церковная вышивка украшает предметы храмовой утвари и одежды священнослужителей, включая, например, куколи патриархов, митры, выносные храмовые плащаницы, скрижали, облачения, иконы и их оклады.

Шитьё золотом всегда было нелегким занятием. Первоначально, чтобы стежки не провисали, вышивку золотом крепили только по контуру, постепенно техника золотого или золотного шиться усложнялась и прикрепочные швы стали выполнять посредине, что помогло сделать вышивку золотом более прочной. Затем прикрепы стали использовать и в качестве декоративных элементов, что делало фактуру золотной вышивки или золотного шитья более богатой. Постепенно прикрепы становились диагональными, а также стали выполняться в виде зигзагов, ромбов… Главным мотивом золотной вышивки становятся геометрические орнаменты и растительные узоры, выполняемые по дорогим тканям.

Ручная вышивка золотом требует особого мастерства, сосредоточенности, внимания, терпения, только тогда можно добиться безупречного результата. В вышивке золотом используется не только золотая или серебряная нить, часто изделия, выполненные в этом стиле, украшают бисером, жемчугом, искусственными или натуральными драгоценными, полудрагоценными, поделочными камнями-самоцветами или стразами. В стародавние времена вышивку золотом использовали только для украшения царских одежд и одежд людей знатных сословий, позже вышивкой золотом стали отделывать церковные одежды и элементы церковной утвари.

Первоначально для этих целей использовалась натуральная золотая или серебряная нить, которая была очень дорогой, и вышивка называлась золотой. Затем золотую и серебряную нить заменили металлической с золотым или серебряным покрытием и вышивка стала называться золотной или золотным шитьем. В этот период золотная вышивка становится намного дешевле и находит более широкое распространение в народе. Народные костюмы, украшенные золотным шитьем становятся богаче. Вышитые золотом узоры используются как в крестьянских народных одеяниях, так и в светских костюмах знатных особ. Но и тогда вышитая золотом одежда ценится высоко и ее надевают только по большим праздникам. В крестьянском женском костюме золотным шитьем чаще всего украшали сарафаны, обувь, кокошники. Серебром, золотом вышивали кружева, растительные узоры и орнаменты, которые часто дополнялись вышивкой жемчугом, камнями-самоцветами, а позднее стразами и бисером. В конце XVIII – начале XIX века золотное шитье стали употреблять для росписи женских платков. Вышивкой золотом наносили узоры по синей, белой или голубой тафте. Золотным шитьем декорировали коленкоровые, кисейные и атласные платки.

В современных нитях не используются драгоценные металлы, в связи с чем они намного дешевле, однако по своим декоративным и прочностным качествам современные нити для золотного шитья ни в чем не уступают нитям с золотым и серебряным покрытием.

Из монастырских мастерских

Изначально золотым шитьем вышивали церковные облачения (оплечье, епитрахиль, стихарь).

Использовались растительные орнаменты (цветы, листья), а также антропоморфные – изображались сюжеты из Библии. Мастерицы работали в монастырях, труд был тяжелый.

Затем на место золотой нити пришла металлическая нить. В результате этого вышивка стала дешевле и доступнее, ее все чаще можно было заметить на одежде зажиточных людей.

Любовью к таким вещам отличалось купеческое сословие.

После того как была изобретена швейная машина, стали возникать целые артели мастериц золотого шитья Арзамас, Городец, Лысково, Торжок – вот известные города, откуда великолепная вышивка развозилась по всей России.

Как попробовать приручить жар-птицу, расскажет этот мастер-класс. Почерпнув вдохновение из великолепных вышивок, попробуйте создать роскошь своими руками.

Поговорим немного о том, какие инструменты и материалы помогут в этом.

О ВЫШИВКЕ И ЕЁ СИМВОЛИКЕ

Автор статьи: Александр Демидов

Наши предки обладали действительно выдающимися познаниями об окружающем мире и его скрытых силах

Поэтому вышивке уделялось особое внимание. Одежда с особыми символами и знаками была у каждого

Одним она приносила любовь и благополучие, других спасала в битвах, отводя увечья и даже смерть.
Для вышивки большое значение имеют цвет и материал, из которого она сделана.

Оранжево-красные узоры используются для защиты в физическом мире и обретения любви. Красными или чёрными вышивали узоры для маленьких детей. Когда ребенок подрастал, вышивка менялась на фиолетовую. Такие цвета помогают в обучении, оберегают от переутомления. Вышивку, приносящую успех в любой сфере жизни человека делали голубой или золотистой.

Основные цвета для женщин – красный и чёрный, цвета самой великой матери – Земли. Они помогают в поддержании женского здоровья, обретении счастья, зачатии ребёнка.
Синий и зелёный цвета – защищают от увечий и ран, преобладают в мужской вышивке.

Основные материалы для вышивки

Хлопок оберегает от сглаза, защищает от порчи.
Шелк – сохраняет ясность в мышлении, дает возможность добиться высоких результатов, построить хорошую карьеру.
Если человек попал в беду, вышивку делаю шерстью. Она помогает восстановить энергетику, справиться с проблемами, избавится от напастей.
Лен – успокаивает, уравновешивает. Чаще всего его использовали для изображения солнца, звезд, птиц и деревьев.
Узоры в вышивке должны быть замкнутыми в круг. Не забывайте это правило. Поэтому воротник, манжеты рукавов, подол одежды – излюбленное место для нанесения рисунка у наших предков, славян. Наносить узоры, назначение которых разное, на один предмет одежды нельзя. Для каждой отдельной цели необходимо использовать разную одежду.
Вышивку всегда делают гладкой, не допускают никаких узлов. Потому что узлы нарушают связь оберега с владельцем, ухудшают циркуляцию энергии.

Символы в вышивке

Для предотвращения зла при вышивке одежды и предметов обихода, используют кресты – знак закрытости.
Деревья – символ долголетия и взаимосвязи всего в мире.
Цветы – символ непорочности и чистоты. Красные цветы вышивали для привлечения земной любви и её сохранения.
Звезды – небесный огонь, символ мудрости и ясности мышления.
Круг – основной женский знак. Это символ плодородия и изобилия, материнства.
Квадраты – символика земледельцев, отвечает за хорошие урожаи.
Спираль красного, чёрного или белого цвета – мощнейший символ, отводящий всех созданий тёмного мира.
Волнистая линия – символизирует воду, знак начала жизни. Вертикальные линии использовали для самосовершенствования, доступа к тайным знаниям.
Треугольник – означает самого человека.
Такие знаки используют для повседневных одежд. Свою актуальность они не утратили и сегодня. Украшая одежду, Вы привносите радость в свою жизнь. Постарайтесь использовать вышивку для украшения своей повседневной и праздничной одежды, и Вы почувствуете, как нарядная одежда поднимает Ваше настроение и самооценку, притягивает к Вам взгляды других людей, делает Вас центром их внимания и любования.

Мастер-класс по золотной вышивке

Начинающим вышивальщицам лучше пошагово осваивать данную вышивку с простых схем, в которых будет применяться 2-3 техники. После того как будет полностью освоено золотное ремесло, рукодельница сумеет создавать особенно красивые и сложные узоры, в которых будет сочетаться большое количество швов, а также будут присутствовать дополнительные элементы.

Потребуется картон, который позволит нитям ложиться плотно и ровно. Из него вырезаются шаблоны, в которых заранее делаются прорези и проколы, а детали пришиваются к ткани:

Шов «в раскол»

  1. Начинать вышивать удобно с середины рисунка, чтобы нитки не соскальзывали. Работа ведется рабочей нитью и золотой в две нити.
  2. Делается прикреп.
  3. Рабочая нить выводится в разрез лепестка, золотая укладывается сверху. Нужно следить, чтобы нити не перекручивались.

  4. Делается шов «в раскол«.
  5. Рабочая нить выводится с другой стороны лепестка.
  6. Снова делается прикреп.
  7. Таким образом вышивка ведется до конца.

Гладьевой шов

Работа ведется только золотой нитью. Нити выводятся с одного края картона, аккуратно, не перекручивая, укладываются на деталь, игла вводится в другого края и уходит на изнанку. И так до конца лепестка.

Контуры обшиваются золотым шнуром и получаются элементы готовой работы.

Техники золотного шитья

Техники золотного шитья разнообразны: чаще всего – это шов «вприкреп» (мягкий и счетный), наиболее характерный – литой шов и литой шов с расколом (или «в раскол»), двойной сложный шов, «бабий» шов, шов «гусем», волнистый шов, шов корзиночка, шов по шнуру (веревочке) (гладевой валик, гладевой шнур), шов «рядки», швы «городок», «денежка», «ягодка», «разводная клетка», «черенок с ягодкой», «клопец», «перышки».

В так называемом «литом кованом» шве золотые нити укладываются так, что создается впечатление сплошной пластины. Адский труд: на 1 кв. см такой вышивки требуется примерно 2 часа.

Канитель

Канитель

Прямое отношение к золотному шитью имеет выражение «тянуть канитель». Канителью называлась металлическая золотая или серебряная нить для вышивания.

Металл нагревали до белого каления, мастер брал специальные щипцы и тянул тонкую-тонкую нить. Занятие было кропотливое и нудное. Готовая нить была двух видов: круглая в сечении — «волочёнка» и расплющенная — «бить». Позже стали пользоваться «пряденой» нитью: когда металлическая нить накручивалась на обычную, шелковую или льняную.

Техника вышивания канителью отличается от других видов вышивки: золотную нить не протаскивают сквозь ткань, а прикрепляют швом вприкреп,

Расположение золотой нити над тканью

поверх основы второй ниткой. При этом вспомогательная нить должна оставаться невидимой для глаза. За счет многообразия швов получаются поистине фантастические узоры.

Схема процесса волочения золота

На ткань узор мастерицы переносили различными способами, один из самых распространенных — «припудривание» («припорох»). Рисунок на кальке прокалывают иглой или тонким шилом с расстоянием 2-3 мм между проколами. С обратной стороны лист с рисунком протирают наждачной бумагой, сглаживая неровности. Получился трафарет-сколок. Сколок накладывают на лицевую сторону ткани, тщательно закрепив. Готовят смесь из мела и керосина (по консистенции смесь должна напоминать густую сметану) — для темных тканей или синьки и керосина — для светлых. Затем по проколам протирают трафарет круговыми движениями тампоном из ткани, смоченным в смеси. В пяльцах, перед тем, как заправить основу, нужно закрепить кусок любой ткани как подкладку, и уже к ней пришить ткань-основу.

До XI века в этом виде шитья употребляли волоченное золото и серебро.

Близко лежащие параллельные стежки создавали гладкую блестящую поверхность. Эффект золотого шитья заключался в светотеневой игре

Элементы узора церковного облачения

металлических нитей. При желании создать выпуклый рисунок подкладывали бумагу или вату. Богатство золотого шитья сделало его основным приемом отделки предметов церковного обихода.

Уменьшенная копия платья Екатерины Великой

Для каждого центра золотошвейного мастерства имелись излюбленные формы цветущих кустов в вазонах. Наибольшей популярностью пользовалось шитье по бархату малинового и красного цвета. Шитье середины XVI века продолжает традицию живописности с использованием разноцветных шелков. Разнокрасочные, светлые, яркие и ясно видные прикрепы смягчали блеск золота, смешиваясь с ним, и давали яркую, определенную узорность. Золотое шитье, первоначально украшавшее предметы церковного обихода и дорогую светскую одежду, стало постепенно применяться в праздничной крестьянской одежде и одежде простых горожан.

Особенно красочной была вышивка на головных уборах, платках.

Золотое шитье на головных уборах

Головные уборы чрезвычайно разнообразны. Шитые золотом и серебром, они надевались к праздничным костюмам и часто являлись самой нарядной и драгоценной его частью. Особенно славились красотой и качеством нижегородские платки (Огородец, Арзамас и др.) с драгоценной золотой вышивкой. Для платков использовались мягкие, легкие ткани: миткаль, шелк, батист, кисея. Растительные узоры выполнялись золотыми и серебряными нитями, битью, украшались блестками, бахромой, галуном и кружевом.

Современное панно мастериц Торжка

В XVII-XVIII веках большое развитие получило сложное, изысканное шитье на придворных парадных костюмах. Иностранцев при дворе поражало обилие серебряных кружев, богатой золотой вышивки и ослепительных драгоценностей на нарядах придворных дам.

Мастер-класс по дорогому шитью с подробными фото и видео

Материалы для работы:

  • Ткань;
  • Нить золотая;
  • Нить вышивальная;
  • Нить синтетическая вспомогательная;
  • Материал для подложки (драп, сукно или толстый картон);
  • Мягкая толстая нить;
  • Универсальный клей;
  • Фольга;
  • Фурнитура для украшения (бусины; пуговицы, бисер и т.д.);
  • Иглы для вышивки;
  • Шило;
  • Вязальный крючок.
  • Рамка или пяльцы.

Важно

  1. Натягивайте ткань на пяльцы туго, провисания нельзя допускать. Но и перетягивание основы не рекомендуется. Рисунок может деформироваться.
  2. Внимательно переносите рисунок на рабочую ткань, точно по шаблону вырезайте подложки.
  3. Блестящую нить периодически подкручивайте.
  4. Ткань с рисунком совмещайте с подкладкой из плотного материала.

Шов «Мягкий прикреп».

Этим способом нить крепится по узору.

При выполнении декоративной сетки пользуются тем же способом. Сетка закрепляется шёлковыми нитями контрастного цвета.

При вышивании плоской гладью для прикрепления рабочей нити тоже используют мягкий прикреп. Перевязки стараются сделать незаметными. Но иногда для особого мерцания и оригинальности шов исполняют нитью контрастного цвета.

Шов «Прикреп по счету».

Эта техника используется для особых узоров. Ими заполняют объёмные части рисунка. Рисунки имеют название и закрепляются цветным прикрепом.

Шов «литой».

Такой шов является разновидностью односторонней глади. При работе этой техникой золотую нить укладывают на плотную основу и закрепляют на краю узора. Необходимо оптимально выбрать рабочую нить, чтобы получить шов хорошего качества.

 Нитка закрепляется особенным способом. Шилом делается прокол у начала подложки. Через него протягивается рабочая нить с «лица» на «изнанку» и в обратном направлении. На изнаночной стороне завязываем узелок. Шов проложен, иглу переносим на «лицо» работы, в том же месте переводим её на «изнанку», затягивая аккуратную петлю. Спокойно ведём нить в обратном направлении.

Все нити, вышитые по подложке, натягивайте равномерно. На изнаночной стороне просматриваются изящные, блестящие петельки.

Вот примеры картин, вышитых описываемым способом:

Таким образом, шитьё золотом – замечательная техника. С её помощью получаются настоящие произведения искусства.

Галереи

  • Кодекс Эгберта (Кодекс Трира, Молитвенник Гертруды)
  • Босуортская Псалтирь
  • Древнерусское искусство — атрибуция
  • Остромирово Евангелие
  • Раннехристианское искусство. Архитектура
  • Эллинизм
  • Неолит и ранняя бронза Эгейского бассейна
  • Эгейское искусство
  • Атрибуция памятников Передней Азии — Месопотамия
  • Атрибуция памятников Древнего Египта
  • Греция. Древняя
  • Онежские петроглифы
  • Пещера Ласко
  • Пещера Альтамира
  • История искусств зарубежных стран в картинках
  • Вавилон
  • Хетты и хурриты
  • Шумер-Аккад
  • Раннее Двуречье
  • Архитектура Древнего царства
  • Раннее царство
  • Додинастический период (V-IV тыс. до н.э.)
  • Изборник Святослава

Золотные нити

В истории золотого и золотного шитья практиковалось несколько технологических приемов изготовления нити. Самые древние нити – волоченные, из золота и серебра. Для их создания металл расплющивали молотом в тонкие листы, которые пропускали между двумя валами для придания большей гибкости и мягкости. Затем эти листы разрезали на узкие полосы, которые проволакивали через всё более уменьшающиеся отверстия и постепенно вытягивали до толщины волоса. Золотые нити могли быть в сечении круглыми («волока») или гранеными («волока», «грань»), а также плоскими («бить»). 1.Схема золотной нити из круглой проволоки накрученной на шелковую основу. 2.Схема золотной нити из фольги, накрученной на шелковую основу.

В XII веке было известно изготовление сложной нити, состоящей из шелковой нитки, обвитой серозной оболочкой кишок животного и покрытой золотой амальгамой. Другие разновидности сложных нитей создавали из металлической и шелковой или льняной нитей. Их, в зависимости от металлической составляющей, называли «золотными» (золото и серебро) или «мишурными» ( позолоченные или посеребрянные из меди, медно-цинкового сплава, олова, железа).


Дно сборника. XVIII в. Шитье золотными и серебряными прядеными нитями, битью и шнуром.


Оплечье фелони. Деталь. XVII в. Шитье золотными и серебряными прядеными нитями в прикреп по черному бархату.


Пелена подвесная. Деталь. XVII в. Шитье золотными, серебряными и шелковыми прядеными нитями.

В торговых книгах XVII века золотные нити упоминались под названием «полузолотье». Сканую нить изготавливали, навивая волоченную нить на крашеную шелковую. Накручивали с просветами, так что основа оставалась видной, отчего скань называли еще «редко спряденным золотом». Цветовой оттенок такой нити зависел от цвета основы. Чаще всего для нее использовали желтый шелк, чтобы нить напоминала золото, но основа могла быть и другого цвета. У Пряденой нити на шелковую или льняную основу навивали волоченную нить или бить так, чтобы просветов не было, отсюда ее другое название – «круто спряденное золото».


Кокошник, затылочная часть. XIX в. Владимирская губерния. Шитье золотными прядеными нитями, битью и шнуром.


Золотое шитье в прикреп и на проем золотными прядеными нитями. Мундир обер-камергера 1-го класса, парадный, черного сукна. Конец XIX в.

Во второй половине XVIII века при изготовлении золотных ниток в употреблении появилась хлопчатобумажная нить желтого цвета. Золотые и серебряные нити много веков привозили на Русь в основном с Востока, и лишь в начале XVII века в Москве при дворе впервые было заведено производство их и канители немецкими мастерами, а чуть позже появились русские волочильщики. В торговле золотные нити, как и драгоценные металлы, измерялись старинной мерой «литрой» (1 литра – около 307 г) и золотниками (1 золотник – около 4,3 г). Пряденое золото и серебро при продаже измерялось также цевками (1 цевка составляла около 25,6 г).

Возрождение канительного шитья



Шеврон СССР



Бархат с золотым шитьем для театральных сцен

















Константин Сергеевич Станиславский



Фабрика Алексеевых










Смотрела крепостная мастерица на вышитую родину свою…То ль серебро, то ль золото искрится, то ли струятся слезы по шитью.И лишь ночами вспоминала грустно, как бьется лебедь в лапах у орла.Откуда же пришло твое искусство? Чьим колдовством помечена игла?А было так: проснувшись на печи, крестьянка вдруг почувствовала солнце,Когда сквозь потемневшее оконце пробились к ней весенние лучи.Как нити золотые, всю избу они прошили радостным узором.Она смотрела воскрешенным взором и утро принимала за судьбу.Все в ней дрожало, волновалось, млело. И белый свет — как россыпи огней.Она к оконцу оглушенно села… И вот тогда пришло искусство к ней.Пришло от солнца, от надежд,— оттуда, где ничего нет ближе красоты.Она в иголку вдела это чудо, ниспосланное небом с высоты.И не было прекраснее товара на ярмарках заморских, чем ее.Она надежду людям вышивала, и горе, и отчаянье свое.Что видела — на шелк переносила. И много лет еще пройдет, покаСвободной птицей спустится Россия на синие счастливые шелка.история появления других известных фразеологизмов

История

На Руси золотое шитье возникло в XI веке. Золотошвейные мастерские существовали при монастырях, царских и княжеских палатах. Особенно славились торжокские мастерицы.

История торжокского золотного шитья уходит вглубь веков. В ХII-ХIII веках, а то и ранее: при раскопках на месте бывшего кремля нашли расшитые золотом кожаные лоскуты, которые предположительно были денежными знаками. А «золотой век» золотого шитья приходится на XVIII-XIX века: работы мастериц из Торжка славились далеко за пределами Тверской губернии — вышивкой украшались головные уборы и сапоги, кафтаны и церковные облачения, праздничные костюмы и царские одежды.

Чаще всего в торжокской золотой вышивке использовался растительный узор, в который добавлялись изображения животных, птиц, иногда орнаментально-декоративные мотивы.

Позже, с развитием промышленности, златошвейный промысел стал забываться, люди предпочитали носить готовую одежду. Только детали военных мундиров еще расшивались золотом. В настоящее время в Торжке работает золотошвейная фабрика, где на машинах и вручную создаются прекрасные вещи, способные украсить любой дом и любой костюм.

Различные способы шитья золотом

При вышивке золотой нитью наиболее подходящей тканью являются шелковые или атласные. Ткань необходимо туго натянуть и заправить в рамку или же в специальные пяльцы, которые должны быть более большого размера, чем сама вышивка, в противном случае края рамки могут при работе повредить золотую нить. Непосредственно для шитья требуются две разные иглы: толстая иголка с достаточно широким ушком, с помощью которой выводится нить из золота и иголка с острым кончиком и узким ушком для «прикрепа». Такая техника вышивки позволяет применять самые разные металлизированные нити, «трунцал» – полую металлизированную трубку с крученой поверхностью, тонкую проволоку- «канитель», «галун» – полую трубку, «люрекс», «шнур», «пайетки», бисер.

Искусные рукодельницы в старину вышивали нитью из золота так, как это делают при обычной вышивке – пропускали нить через ткань. Позднее, более распространенным стал способ вышивки в «прикреп», когда золотые нити располагаются на ткани параллельными рядами и прикрепляются поперечными стежками с помощью шелковой нити, которая могла быть золотистого цвета и становиться малозаметной на готовом изделии. Или же, наоборот, применяли шелковую нить контрастного цвета и, в этом случае, ложась на нить из золота, она дает отблеск и нижней нити передается оттенок прикрепляющей.

Очень эффектный вид имеют изделия, выполненные с применением техники «шитья по карте». Такая техника обычно используется при вышивке геометрических и растительных узоров, орнаментов и различных букв. Для этого сначала вырезают необходимые элементы узора из какого-либо плотного материала, например, картона или кожи, далее наклеивают на ткань в соответствии с нужным рисунком и после этого их обшивают золотой нитью в «прикреп». Для прикрепляющей нити из шелка необходимо заранее разметить узор на подложке и потом с помощью тонкого шила проделать отверстия в нужных местах. Изделие с вышивкой, при которой использовались золотые нити и вставки из картона нельзя стирать, их можно только очищать очень мягкой щеткой, медленными и осторожными движениями.

Часто при вышивке золотой нитью применяется жесткая и мягкая «канитель». Мягкую можно легко разрезать обычными ножницами, после чего в образовавшуюся полую трубочку вставляется иголка с нитью и далее вышивается узор, а жесткая канитель, которая скручена в спираль, очень эластичная и её можно выложить по линиям рисунка. Шов золотом и серебром можно встретить в восточных вышивках – индийских, арабских, китайских или японских.

Заказать вышивку золотом

Заказать вышивку можно прямо на нашем сайте, либо прислать письмо с эскизом, размером и количеством экземпляров.

Мы ответим вам в ближайшее время, рассчитав стоимость вашего заказа. Менеджеры помогут вам определиться с набором наших услуг, а дизайнеры дадут советы по поводу изображения, если вам это необходимо.

Способы оплаты:

наличные, безнал, переводна банковский счёт, электронные деньги(WebMoney, Qiwi-кошелёк, Яндекс.деньги).

Способы доставки:

доставка курьером, машиной, грузовиком, самовывоз, Почта России, почтовые сервисы.

Оставьте комментарий или задайте вопрос!Показать комментарии

Рекомендуем статьи

Вышить шевроны

Вышивка подушки

Промвышивка: вышиваем всем на радость!

Рассмотрим пошагово вышивку золотом, золотыми нитями для новичков

Торжок городок является единственным местом в современной России, где сохранилось и процветает мастерство русского золотого шитья.

Старинный русский город и его мастерицы считаются гордостью нашей страны. Фабрика «Торжокские золотошвеи» известна и за пределами России. Ассортимент их изделий постоянно обновляется и расширяется.

Продукция, расшитая золотом и серебром, станет лучшим подарком для любителей роскоши и драгоценностей. Мастерицы расшивают богатой вышивкой не только предметы одежды и быта, но и записные книжки, эмблемы, кошельки, шкатулки. Фабрика изготавливает броши, серьги, кулоны, оригинальные заколки для волос.

Андреевский зал Кремля и Георгиевский зал Кремлёвского дворца расписаны вышивальщицами предприятия города Торжок.

Поговорим немного об особенностях дорогой вышивки

Вообще, «канитель» – слово, обозначающее что – либо нудное и утомительное.

А у старинных мастеров «канителью» называли особую, специально изготовленную нить. Шёлковую нитку по спирали обворачивали тончайшей золотой или серебряной проволокой. Безумно сложное и кропотливое занятие.

Нить, скрученная в канитель  – более прочная, идеально ложащаяся на материал – основу. Она пришивается незаметными стежками к лицевой стороне рукоделия или прикрепляется льняной ниткой – прикрепом.

Фото пример вышивки с растительным орнаментом:

Вышивкой богатыми нитями украшали плотные ткани: бархат, кожу, атлас. Золотая вышивка появлялась на полотенцах, кокошниках, скатертях, платках, даже на лошадиных сбруях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector