Народный костюм армении

Головной убор как часть национального костюма

Женский

Восточные области

Женщины восточной области носят маленькую шапочку, которая украшена спереди ленточкой и цветочным узором. Лицевая сторона украшается монетками.

Затем повязывается белый платок, который закрывает шею. На белый сверху повязывали платок алого цвета.

Западные области

Особенности головных уборов западных армянок стали деревянные ободки. Женщины могли выбрать для себя разные ободки.

  • Котики. Такой ободок оборачивается бархатом, на нем вышивают небо, звёзды, солнце.
  • Варды. Вышивка изображает райский сад, птичек, цветов. Носят этот ободок поверх красной шапочки, украшенной кисточкой. По бокам варды крепится по большой пуговице. А вдоль лба проходит лента с рядами золотистых монет.

Справка. Незамужние девушки выделялись прической: они заплетали большое количество косичек.

Мужские головные уборы

Достаточно разнообразны были и мужские головные уборы. Армяне носили от меховых каракулевых шапок до вязанных из шерсти изделий.

  • На востоке Армении доминировали папахи конусообразной формы. Верх украшался красным шёлком.
  • Западные армяне предпочитали шапки полусферической формы. Предпочтительно красных оттенков. Поверх этих шапок повязывали платок, который предварительно скручивали жгутом.

Самой распространённой обувью у армянских мужчин и женщин были кожаные лапти «трех». Эта обувка выделяется заострёнными мысками. Они имели шнуровку, которая должны быть длинной, чтобы можно было обмотать её вокруг голени. Выполнялась из грубой кожи крупного рогатого скота.

Женская обувь была желтого, зелёного и красного цветов. Мужчины носили «трех» из черной или красной кожи.

Сегодня национальный костюм не забыт современным поколением. Он используется во время праздников, элементы народной одежды используются в современных изделиях.

Особенности орнамента и цвета в армянском национальном костюме

Одной из определяющих характеристик народной одежды является орнамент и цветовая символика, в которых немаловажную роль играют этнокультурные традиции и социальная среда. Цветовая гамма в целом, а также определенные цветовые сочетания выражают половозрастные и социальные различия. Женская традиционная одежда армян повсеместно отличается красочностью и богатой тональностью. Мужская одежда многоцветна лишь в западноармянских областях, между тем как восточноармянский мужской костюм характеризуется общей сдержанностью и скромностью расцветки, с преобладанием темных тонов, иногда сочетающихся с белым (под городским влиянием в начале XX века). В цветовой гамме армянской традиционной одежды, в частности женской, доминирует красный цвет — от темно-вишневого до кроваво-огненного тонов. Красный цвет использовался как для нижней (женские нательные рубашки, штаны), так и верхней одежды: мужские и женские шапочки, вязаные носки, пояса, женские головные платки, покрывала, нагрудники, передники. Последние играли важную роль в комплексе женской одежды как символ семейного положения: не случайно у армян выражение «красный передник» (karmir gognoc) означало «замужняя женщина». Красный цвет широко использовался также в вышивках и нашивках, украшавших как мужскую, так и женскую одежду. У армян, как и у многих народов, красный цвет отождествлялся с «красивым», «хорошим», «праздничным». По народным представлениям этот цвет символизирует жизнь/кровь, солнце/огонь, плодородие и одновременно служит защитой от зла, болезни и бесплодия. Сочетание красного цвета с зеленым в армянской традиции являлось символом брака, поскольку в народном цветовосприятии зеленый отождествляется с молодостью, весной, зеленью, произрастанием, с новым поколением. В женской одежде Высокой Армении, Ширака, Джавахка зеленый цвет уступает место синему (фиолетовому, темно-сиреневому). Сочетание красного с синим, характерное как для Армении, так и для Передней Азии, прочно вошло в символику христианской иконографии. Замена красного передника как символа замужней женщины на синий — признак потери женщиной репродуктивной силы. Вместе с тем, синему цвету одновременно приписывалась целительная сила, и он широко использовался в лечебной магии: сине-черные бусинки до сих пор считаются амулетом, оберегом от порчи, сглаза.

Черный однозначно воспринимается как ритуально нечистый цвет. Черным кодируются все темные тона — серый, коричневый, синий. Смена цветной одежды на темную означает наступление старости.

Белый считался ритуально чистым, он был цветом одежды при крещении и одновременно — похоронная савана при погребении. В цветовой гамме армянского традиционного костюма наблюдается особая сдержанность в использовании желтого цвета. Он встречается очень редко, в приглушенных тонах. Желтый, цвет увядания природы, в целом имеет отрицательную символику, он ассоциировался с болезнью, желчью, ядом, почему и считался вредоносным.

Таким образом, цветовую гамму армянской народной традиционной одежды можно представить в виде противопоставления положительного (красный, зеленый, белый) и негативного (синий/фиолетовый, желтый, черный) цветов.

Мужской национальный костюм

Основой национального мужского костюма была сшитая из шелка или ситца цветная рубашка (шапик — Շապիկ) с низким воротом и боковой застежкой и широкие штаны-шаровары (шалвар — Շալվար) из шерсти или хлопка, чаще всего синего цвета. Шаровары подпоясывались специальной опояской – тесьмой шириной в 2 сантиметра, украшенной на концах узором и кистями, которая продевалась в широкий подрубной шов на талии.

Восточные армяне поверх рубашки надевали архалух – распашную верхнюю одежду с низким стоячим воротником. Шился архалух из хлопчатобумажной или шелковой ткани. Застегивался от воротника до талии на крючки или мелкие пуговицы. Длиной архалух доходил до колен.

Поверх архалуха обычно носили чуху с откидными рукавами, присборенную на талии и подпоясанную матерчатым, кожаным или позднее наборным серебряным поясом с пряжкой.

Западные армяне вместо архалуха носили жилет – елак. На елак надевали короткую куртку с цельнокроеными рукавами и без застежек – бачкон.

Широкие шаровары (вартик) сужались к щиколоткам, так как в сельских условиях широкие шаровары были непрактичны. Носили вартик с обмотками.

Одежда отличалась красивой вышивкой с растительным орнаментом. Талию обматывали длинным, сложенным в несколько слоев шарфом. Образовавшиеся в таком поясе складки использовали в качестве карманов, кошелька, кисета и для ношения ножа или кинжала.

Зимой мужчины носили широкие шубы из овчины. В западных областях носили безрукавки из козьего меха – казахик.

Женский национальный костюм

Женская одежда армян отличалась однородностью. Она состояла из длинной рубахи – халав, с косыми клиньями по бокам, с широкими прямыми рукавами, круглой горловиной и продольным разрезом на груди. Под халав надевали длинные штаны – похан. Штаны шили из красной хлопчатобумажной ткани и расшивали у щиколоток золотыми нитками и тесьмой. Поверх восточные армянки надевали длинный архалух, синего, зеленого или фиолетового цвета, с длинным изящным вырезом на груди, застегивающийся только до талии. Женский архалух имел боковые разрезы, идущие от бедер, таким образом, образовывалось три полы: широкая задняя и две узкие передние.

В праздничные дни поверх архалуха армянки надевали платье (минтана) такого же кроя, как и архалух, но без боковых разрезов. На талии завязывали длинный шелковый или шерстяной шарф. Рукава платья застегивались на небольшие пуговицы в виде шариков, или пришивали вместо пуговиц тонкие серебряные трубочки, нанизанные на нитку в виде треугольников. Края рукавов были обшиты тонким шнуром.

Поверх рубахи западные армянки носили сшитое из шелка или хлопка платье с разрезами ниже бедер – антари, зпун. Зимой поверх антари надевали джуппу (хрха, хатифа, путали), другое платье, но уже без боковых разрезов. Будничная джуппа обычно была сшита из темно-синего сукна, праздничная хрха — из бардового или фиолетового бархата, хатива – синего или бардового шелка. Путали шилась из цветной шерстяной ткани в полоску.

Все костюмы украшались вышивкой. Разрезы в боковых швах и вырез на груди оформляли шнурами различной толщины и богатой вышивкой.

Очень важной частью традиционной одежды армянок был расшитый тесьмой передник (гогноц) с узким тканым пояском

Армянский национальный костюм

Армянская нация берёт начало с IX века и уходит корнями в Урартское царство. Во время исторического существования она не раз подвергалась нападениям. Войны сменялись периодами расцвета культуры. Зарождались традиции. Происходил взаимный обмен с народами, с которыми приходилось во время гонений взаимодействовать. Среди них были персы, арабы, греки и представители других народностей, которые обогащали армянскую культуру.

Все эти исторические перипетии повлияли на особенности национального костюма. И нынешнее поколение бережно сохраняет традиционный национальный наряд. Рассмотрим его вместе.

Красота свадебного наряда

Одеяние для бракосочетания отличалось лишь тем, что верхнее платье шили из дорогостоящей материи. Особой была и расцветка вещей. Носки должны надевали только красного оттенка, поскольку он считается защитным от невзгод и нечисти.

Отдельное внимание на церемонии уделяли серебряным поясам. Их отдавали новобрачным родители в процессе венчания

Ранее важным элементом свадебного наряда был передник. Его шили из дорогой материи и декорировали золотыми нитями. Платье невесты обязательно украшают традиционной вышивкой.

Узор на костюме обычно выдержан в красно-зеленых тонах. Если алый символизировал защиту, то изумрудный – молодость и весну.

Постепенно в традиционный наряд армян стали проникать европейские нотки. Платье невесты шили более приталенным и обязательного белого цвета. Неизменным остался только серебряный пояс.

Как украшают армянский национальный костюм? Мужской тараз

Сегодня я хотела бы рассказать вам о том, как декорируют армянский мужской тараз.

О том, что из себя представляет армянский национальный костюм, я писала здесь (о женском костюме) и здесь (о мужском). Сегодня подробнее остановимся на том, какими способами армяне украшают нижнее и верхнее платье, а также шаровары и головной убор.

Прежде чем перейти к описанию украшений, нужно оговориться, что исторически сложилось так, что западноармянский костюм в большей степени изобилует вышивкой и декором по сравнению с костюмом восточных армян.

Мужской комплекс

Разумеется, женский костюм гораздо наряднее мужского, но тем не менее, мужской тараз не лишён украшений, ведь по внешнему виду мужчины всегда можно было судить о его социальном статусе, происхождении и благосостоянии. Так, основными акцентами в мужском костюме являются верхние шаровары и верхняя одежда — архалук или чуха. Эти элементы одежды и украшали, как могли. К примеру, довольно распространённым было наличие у шароваров ярких атласных лампасов, вышитых традиционным орнаментом — излюбленным геометрическим мотивом, состоящим из ромбов разного размера и цвета.

На этой фотографии также представлена разновидность верхней одежды — безрукавный жилет, на груди украшенный вставками с аналогичными геометрическими мотивами. Такие жилеты носили мужчины Западной Армении, а вот чуха и архалук скорее характерны для восточных армян.

Архалук представляет собой длиннополую атласную верхнюю одежду, застегивающуюся встык на ряд застежек от шеи до талии, далее распашную. Сам архалук, как правило, лишён украшений, но вот пояс, которым он фиксируется, зачастую можно назвать настоящим произведением искусства: это тонкой работы серебряный ремень или кожаный ремень с серебряными накладными монетами и серебряной пряжкой.

Говоря «как правило», мы все равно понимаем, что находились обеспеченные представители армянского народа, стремившиеся украсить не только «аксессуары» своего костюма, но и саму одежду. Поэтому архалук тоже иногда был очень выразительным: по краю полы его декорировались вышивкой растительного орнамента, а рукава, которые могли быть как распашными, так и цельными, обшивались яркой лентой, а иногда шелковым шнуром:

Чуха же сама по себе является предметом одежды, которую носили только взрослые мужчины, поэтому она выступает своеобразным маркёром статуса и более богато украшена, нежели архалук. Отличительной чертой чухи является наличие на груди газырниц — кармашков с патронами, исторически имевших практическое значение и впоследствии его утративших и превратившихся в элементы декора. Газырницы также обшивались лентами в тон прочим украшениям наряда, как правило, серебристыми или золотистыми.

И, наконец, головной убор. Речи о мужском головном уборе восточных армян в этой теме не пойдёт — основным ее видом выступает меховая шапка папаха, лишенная каких-либо украшений, а вот с головным убором западных армян все обстоит иначе. В частности, западноармянский головной убор обычно акцентный и пестрый:

Он не только украшен большим количеством геометрических узоров, но и сверху по диаметру обматывается горячо любимыми армянами скрученными шнурами, которые они умело используют и как пояс для нижних штанов, имеющий на концах разноцветные кисточки, и как элемент головного убора.

Немного истории

Армянский народ очень древний. Его история начинается еще в первом тысячелетии до нашей эры. В общем ему три тысячи лет. Столько же историки дают и национальному костюму. Проследить развитие его не сложно. Источников сохранилось достаточно. Тут и археологические материалы, и описания в древних книгах, и гравюры, и даже древние скульптуры, барельефы храмов.

Костюм менялся не только в зависимости от времени и эпохи, но и под влиянием среды, где жила та или иная армянская община. Известно, что в VIII веке территория Армении была захвачена арабами. После целого ряда неудачных восстаний, православные армяне стали искать спасения в соседних государствах: Грузии, Византии, а после и в более далеких европейских странах. В наши дни в Армении проживает лишь 3 млн человек, в то время как всего в мире численность армянского народа составляет 10-12 млн. А потому костюмы армян, живших в средние века в Италии, существенно отличались от нарядов их же соплеменников, которые нашли убежище, допустим, в Грузии. Но общие черты все же можно определить.

Читайте далее:

Башкирский национальный костюм: мужской, женский, детский, свадебный, описание, фото

Национальный костюм чеченцев. особенности мужского и женского костюма. свадебные образы. современный костюм чеченов.

Осетинский национальный костюм (фото): мужской и женский, история костюма

Украинский национальный костюм: фото, мужской и женский

Удмуртские костюмы (фото). откуда пявились? характерные черты женского и мужского образа. современные костюмы.

Национальные костюмы якутов. фото и характерные черты женского, мужского, детского костюма. современная одежда якутов.

Что такое костюм? как выглядят театральный, национальный, а также мужской, женский костюмы? интересные факты.

Мужской и женский казахский национальный костюм. фото примеров и особенности фасонов. материалы, украшения, обувь, головные уборы.

Национальный костюм карелов (фото): мужской и женский, особенности, головные уборы и обувь

Мордовские национальные костюмы. как выглядит женский, мужской, детский наряд? украшения, обувь, головные уборы — фото.

Женский костюм крючком: схемы и описание вязания женского костюма крючком

С чем носить трикотажный брючный костюм зимой (женский и мужской)

Модные фасоны шуб 2019: описания моделей, особенности кроя и деталей. примеры оригинальных шуб с фото.

Как выбрать мужской костюм: правила при выборе мужского костюма

Угги: фото, женские, мужские и детские, описание и детали

Женский костюм

Основой женского гардероба являлись: просторная сорочка – халав с косыми обоюдными вставками, обширными прямыми рукавами, овальным проёмом горловины и выемом на груди, алого цвета у жителей востока страны, и светлого – у армян, живущих на западе, а также шаровары – похан, сшитые из красного хлопка и собранные у щиколоток. Поверх одевался дамский архалук ярких расцветок, к примеру, синего, зеленого либо виноградного оттенка, а на груди имелся продолжительный выем. Запахивался он лишь на талии. Ниже пояса на архалухе, делалась пара вертикальных вырезов по бокам, и выходило, что у архалуха три полы: первая, крупная, позади, и пара поменьше – по бокам. Потому женский архалук имеет еще одно обозначение – «ерек пешкани», что с армянского переводится как «три полы».
В торжественные дни, на архалух надевалось платье – минтана, которое почти никак не отличалось от архалука, только было лишено боковых разрезов. На пояс повязывали шарфик из красивых тканей или шерсти, впоследствии сменённый поясами из серебра и золота, а рукава сорочки застегивались на шарообразные пуговицы. Сверху при выходе из дома накидывалось большое покрывало, изготовленное из тонкой шерсти. У пожилых женщин оно было синего оттенка. В западных регионах Армении вместо архалуха одевали пошитое из шелка либо батиста платье с вырезами ниже талии, называемое «антари». В зимний период поверх одевали джуппу – другой наряд, без обоюдных пройм. Джуппа, большей частью, была пошита из темно-синего сукна.

Важной частью женского армянского костюма был передник. Его называли «гогноц» и расшивали тесьмой

Сверху он крепился на узкий поясок.

Отличительной характерной особенностью традиционной женской одежды в Западной Армении был передник — mezar. Сшитый из хлопчатобумажных или дорогих (бархат, сукно) тканей, обильно украшенный (особенно подвенечный), он был необходимой частью наряда: как на востоке «стыдно» было выходить с открытым подбородком, так здесь «стыдно» было появляться без фартука. Классический вариант его — передник из красного сукна в комплексе одежды Карина – Ширака с изысканным золотым шитьем и тесьмой, который повязывался на антари . К переднику пришивался длинный узкий поясок (в 2–3 см ширины и 3 м длины), вытканный из красных и желтых шелковых (золотых) нитей.

Аксессуары и украшения

Армянские головные уборы очень разнообразны. Мужские шапки делали из меха, сукна, войлока. Западные армяне предпочитали шерстяные шапки полусферической формы.

Женские головные уборы тоже были разными и более сложными. Чаще женщины носили небольшую шапочку типа фески, к которой подвешивали множество украшений. Замужние покрывали такую шапочку платками, которые должны были закрывать и шею. Нижнюю часть лица также закрывали платком белого цвета. Поверх него надевали еще один цветной. Чаще он был красный или зеленый. В присутствии мужчины женщина всегда должна была прятать свои волосы, потому снять головной убор она могла, только если дома никого из них не было.

Западные армянки использовали различные ободки для волос. Их делали из дерева и обшивали бархатом и жемчугом. Еще ободки делали из папье-маше, который тоже обшивали бархатом.

Особое внимание уделялось ювелирным украшениям. Прежде всего, это были семейные драгоценности, которые передавали из поколения в поколение

Носили армянки ожерелья, браслеты (как на руках, так и на ногах). Иногда в нос вставляли специальные серебряные украшения с элементами бирюзы. Пуговицы на одежде тоже нередко были серебряными.

Обзор

Армянский национальный костюм, просуществовавший на протяжении долгих периодов исторического развития, был одним из сигналов самосохранения армянской культуры. Находясь на перекрестке различных восточных стилей, армянская одежда не только заимствована, но и играет важную роль в жизни соседних народов.

Костюм можно разделить на два основных региона: западные армяне и восточные армяне. Которые, в свою очередь, разделены на отдельные субрегионы.

Слева направо: Западный армянский мужчина, Новая Джульфа женщина, Ереван женщина, Агулис женщина, Джавахк женщина, Восточноармянский человек

Костюм армян Западной Армении в основном делится на две области:

1. Области восточных провинций: Тарон (включая Сасун ), Бардзр-Айк , Васпуракан и Багеш .

2. Область Себастиа , Кайсери , Киликия в западных штатах, и Харбердо — Тигранакерт на юге.

Первая группа придерживается традиций армянского костюма, а во второй прослеживается влияние некоторых анатолийских культур.

Восточноармянский костюм можно разделить на три области:

1. Сюник — Арцах , Зангезур , Айрарат .

2. Гохтан ( Агулис , Ордубад )

3. Гандзак , Гугарк , Ширак , Джавахк .

Цвета

В армянском костюме преобладают цвета четырех стихий: земли, воды, воздуха и огня. По словам армянского философа XIV века Григора Татаци, армянский костюм создан для выражения исконной почвы, белизны воды, красного цвета воздуха и желтого цвета огня. Абрикос символизирует рассудительность и здравый смысл, красный символизирует отвагу и мученичество, синий символизирует небесную справедливость, белый символизирует чистоту. Некоторые приемы изготовления этих костюмов сохранились до наших дней и активно используются в прикладном искусстве, однако есть приемы, которые были утеряны. Каждая провинция Армении выделяется своим костюмом. Знаменитые центры армянской вышивки — Ван — Васпуракан , Карин , Ширак , Сюник — Арцах , Киликия — выделяются своим ритмическим и стилистическим описанием орнаментов, цветовых сочетаний и композиции.

Как украшают армянский костюм? Женский тараз

Декорирование армянского национального женского костюма

Оговорюсь, что женский армянский костюм существует в двух основных вариантах — западноармянском и восточноармянском. Западноармянский костюм отличается большей вычурностью и, соответственно, декором.

В отличие от мужского костюма, армянки украшают даже свое нижнее платье — нижние штаны у щиколоток собираются и имеют нарядную бархатную кайму, украшенную позолоченной тесьмой, поскольку видны из-под платья (а вот мужские штаны просто заправляют в носки). Как и мужские, женские нательные штаны держатся на талии при помощи ходжана — скрученного из разноцветных нитей пояса, имеющего на концах яркие кисточки.

В некоторых провинциях Армении украшалось и платье-рубаха — грудь и ворот обшивали все той же бархатной тканью и мелкими серебряными украшениями.

Однако на основании многочисленных фотографий можно сделать вывод, что это было не единственным способом украшения полочки нижнего платья: зачастую ее расшивали разноцветными орнаментами, как правило, стилизованными растительными мотивами, а также любимой армянами геометрической фигурой — ромбом — во всевозможных вариациях и сочетаниях.

Однако главным украшением женского армянского тараза, конечно, является фартук. Он может представлять из себя прямоугольник или иметь иную форму, быть ярким или довольно сдержанным, но все равно является поистине искусством.

На фото выше запечатлена жительница Западной Армении (современной Турции), как ни странно, в довольно скромном бархатном фартуке, лишь по низу украшенном позолоченной вышивкой.

На фотографии выше представлена другая разновидность фартука скошенной внизу формы, широко используемая при пошиве танцевальных армянских костюмов.

На фотографии выше представлены разные разновидности фартука — сидящая справа девушка одета в платье, стиль которого отдает даже грузинским влиянием — фартук представляет собой две полосы однотонной ткани, в точности как и в грузинском костюме.

Закрепляется на талии фартук поясом, обычно изготовленным из серебра или с серебряными вставками. Нужно сказать, что армянские пояса столь искусно сделаны и изящны, что многие из них времен Османской империи сегодня хранятся в музеях!

Верхнее платье — архалук, как и мужское, также шикарно украшено по периметру: рукава, часто длинные и распашные, по краю украшаются золотой тесьмой или вышивкой растительных или геометрических орнаментов, как и подол самого платья:

На этом фото запечатлен костюм западной армянки, на нем можно разглядеть не только декор подола архалука, но и великолепную расписную тесьму на нижних штанах!

А на этих фотографиях хорошо виден декор рукавов платья — золотые вышитые орнаменты.

Отдельно нужно коснуться темы головных уборов. Как правило, головной убор армянки представляет собой высокую или низкую шапочку с закрытым или открытым верхом, богато украшенную монетами и другими мелкими серебряными деталями, поверх которой набрасывается легкая фата.

Редко шапочка лишена серебряных украшений и декорирована узором из ромбов, как на правом фото ниже.

Мужской армянский костюм

  • на старинных фото армянских костюмов для мужчин видно сочетание нательной ситцевой или шелковой рубахи («шапик») с хлопковыми или шерстяными шароварами («шалвар»). Обычно штаны окрашивали в темно-синие, черные или коричневые тона. Уже в XX веке традиционные шаровары сменили брюки по типу галифе под кожаный ремень;
  • в широкий шов на талии у «шалвар» продевали специальным образом шнур, заканчивающийся кисточками. Снизу поддевали штаны под названием «вартик» или «похан», которые следовало примотать у щиколотки или заправлять в длинные носки. Для пошива «похан» женщины раскраивали домотканое полотно, позже пошла в дело фабричная бязь;
  • к распространенной верхней плечевой армянской одежде относится «архалух», изображения которого находят на старинных гравюрах и в похоронных склепах. Он напоминал кафтан с двумя полочками спереди, был притален сзади. Одежда прошивалась снаружи, имела крючки для застегивания. Для пошива выбирали покупные ткани по типу ситца или сатина коричневого, темно-синего или черного цвета. Тесьмой декорировали края рукавов, подол с воротником;
  • на распашной кафтан («архалух») надевали «чуху», служившую не только теплой верхней одеждой, но и парадным нарядом. В старину бедные семьи брали у богатых людей «чуху» на свадьбу жениху (как символ благосостояния). Если в XIX веке для пошива использовалось домотканое полотно, то позже стали кроить из дорогого фабричного материала. Предпочтение отдавали ткани темного цвета, спереди пришивали специальные изделия («газырницы»). Средние слои населения шили элемент национальной одежды длиной до колен и с цельнокроеными рукавами, богачи предпочитали рукава с декоративными прорезями, обшитыми бархатом или золотой тесьмой.

Разновидности

Армянский национальный костюм девушек и парней отличается самобытностью, несмотря на то, что за свою долгую историю ему пришлось пережить огромное количество метаморфоз.

Женский

Повседневный комплект барышни включал: рубаху (халав), штаны (похан), верхнее платье (архалух) и фартук (гогноц). На праздничные мероприятия к нему добавляли «минтану» (дополнительное платье).

Сорочка была длинной, со вшитыми по бокам клиньями с косым покроем. Рукава рубахи имели прямую форму, а горловина круглую. На груди делали разрез. Под «халав» надевали штаны, пошитые из хлопка. Обычно они имели красную расцветку. На щиколотках «поханы» декорировали орнаментом или вышивкой.

Поверх сорочки и штанов надевали архалух, имевшее боковые разрезы. Праздничную «минтану» кроили аналогичным способом с повседневным верхним платьем. Правда, существовало одно различие.

Торжественная модель не имела по бокам разрезов. Подпоясывали его шелковым платком. Рукава «минтаны» пристегивали отдельно с помощью маленьких пуговиц в форме шариков или крепили шнурками. Края декорировали тесьмой.

Важным элементом женского костюма армянок считается фартук. Его обильно украшали яркой вышивкой и крепили сверху с помощью узкого пояска.

Отдельного внимания заслуживает головной убор. Он содержал в себе сведения о социальном статусе своей хозяйки. Девушки плели огромное количество мелких косичек с добавлением шерстяной нити такого же оттенка, как и волосы. Подобный хитрый прием визуально делал прическу пышней, а локоны длинней.

На голову надевали шапочку из войлока небольшого размера. К ней на цепочках прикрепляли разнообразные украшения (листочки, кольца и т. д.). После замужества барышня меняла головной убор.
Войлочную шапку декорировали жемчугом и драгоценностями.

Если семья не могла похвастаться большим достатком, то убор украшали мелкими цветками из шёлка. Когда девушка выходила на улицу, поверх шапочки накидывали покрывало, обшитое каймой. У молодых барышень она была белоснежного цвета, у пожилых дам – синего.

Детский

Малышей, которым не исполнилось одного года, облачали в простую рубашечку. После двенадцати месяцев к ней добавляли верхнее платье. Порой его шили слишком длинным, что мешало крохе ползать и ходить. Делали это не во вред ребёнку, а, чтобы было проще за ним уследить.

До семи лет мальчиков и девочек воспитывали вместе, затем разделяли. Национальный костюм Армении для детей практически ничем не отличается от взрослой модели. Первый «настоящий» архалук мальчишки надевают только в десять лет.

Детские наряды также декорировали обильной вышивкой, которая несла в себе особое значение. Часто применяли кресты и подобные элементы. Они выполняли роль оберега от злых сил и нечисти.

В приданном юной леди обязательно было несколько нарядов, которые называли «тараз».

Мужской

В состав одеяния парней входили: рубашка, штаны, шаровары и кафтан. Для пошива сорочки брали шёлк или ситец. Изделие отличалось небольшим стоячим воротником, который имел боковую застежку. Шаровары изготавливали из хлопка или шерсти, завязывали широким поясом. На кушак крепили кинжал и кошелек.

Жители Восточной Армении по примеру женщин, облачались в «аралух». Только верхнее платье для мужчин было в несколько раз короче, длиной до колен. Армяне с запад его не носили. Вместе «аарлуха» они надевали жилет (елак), поверх которого накидывали куртку с цельнокроеными рукавами. Она не имела застежки и называлась «бачкон».

Все детали мужского костюма были декорированы изысканной вышивкой. В зимнее время года парни облачались в шубы из овчины. Если обитали в местах, где нет суровых морозов, то выбирали жилетки из козьего пуха.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector