Конспект нод «знакомство с чувашским народным костюмом»

Современные модели

В начале ХХ в. из-за массового производства одежды национальный костюм отошел на второй план. Но в селах костюм сохранил актуальность и на сегодняшний день как одеяние для проведения празднеств и обрядов. Он активно используется в концертной деятельности как одежда для выступлений фольклорных коллективов.

В наши дни модельеры при создании одежды не копируют традиционный костюм, а используют ассоциативные образы и его элементы, стараясь выполнить детали традиционных узоров, и передать ценность ручной работы при создании костюма.

Чувашский национальный костюм — советы и рекомендации по одежде и этикету на Krasota4All.ru

«Самое важное в женской одежде — женщина, которая ее носит» — Ив Сен-Лоран. Поделись статьёй и все узнают, что ты заботишься о своем внешнем виде! Спасибо ツ

Происхождение и функции чувашского народного костюма, описание

Чаще всего чуваши изготавливали одежду из домотканого полотна, кожи, войлока, овечьей шерсти или сукна. Почти в каждом крестьянском дворе имелся прядильный и ткацкий инвентарь. Холсты для будущих изделий умели ткать все деревенские женщины. Для этого они выращивали лен и коноплю. Обувь чуваши мастерили из дерева и луба.

Белая рубаха (кĕпе) — основа всех чувашских одеяний. Мастерицы шили ее из конопляного полотнища. Боковые части закрывали прямыми вставками, которые расширяли рубаху книзу и подчеркивали ее объемный силуэт. Высота женского кĕпе достигала 120 см, а мужского — 80 см.

Весной и осенью женщины спасались от прохлады легким кафтан-халатом или суконным кафтаном. Зимой чуваши надевали штаны из домашнего сукна и приталенную шубу из овчины со сборками на талии (кĕрĕк). Женская одежда отличалась от мужской большим числом сборок. Как правило, их было около пяти. Они подчеркивали состоятельность владельца шубы. Ведь если много сборок, значит и немало овчин ушло на ее изготовление.

Одежда девочек была проще, но выглядела не менее нарядно. Платья украшались несложным узором или тесьмой на подоле. На нагрудной части рубахи обычно вышивали две аккуратные косые полосы, а одну — только для сирот.

Весной и осенью представители верховой группы носили в повседневности холстяной кафтан (шупăр) или шерстяной кафтан (сăхман), а низовой — суконный халат (пустав). Так же, как и женщины, зимой мужчины ходили в штанах из домашнего сукна и шубе из овчины с 2–3 сборками на талии (кĕрĕк). В дорогу поверх шубы или кафтана состоятельные чуваши надевали черный овчинный тулуп.

Одежда мальчиков была схожа со взрослой, но она не имела вышивки с ритуальной символикой. Ворот рубахи мальчика-подростка украшал однотонный узор.

Головные уборы чуваш — уникальное явление в национальной культуре. Необычные женские шапочки, украшенные вышивкой, бисером, монетами, а также мужские войлочные шляпы — одни из самых узнаваемых элементов чувашской одежды.

Тухья — округлый головной убор, который носили девочки и незамужние девушки по праздникам и выходным дням. Он изготавливался из 1–2 слоев холста, украшался бисерной вышивкой и серебряными монетами.

Тухья низовых чувашей была с шишечкой, бисерным навершием, наушниками или ремешком для закрепления на подбородке. Убор верховых чувашей этих деталей не имел. Орнамент состоял из крупных меандров, ромбов и крестов с загнутыми концами. После замужества девушки передавали свои тухьи младшим сестрам.

Замужние женщины покрывали голову сурпаном — полоской белой ткани, концы которой украшались вышивкой. В обычные дни поверх сурпана повязывали пуç тутри, узкую повязку на голову. По праздникам женщины носили хушпу, открытую шапочку, богато украшенную монетами. Отличительная особенность хушпу — хӳри, наспинная полоса до пояса или ниже с рядами монет и бисерной вышивкой.

Чувашские народные костюмы в музее с. Першино

Нас заинтересовал женский костюм. Для исследования старинного чувашского костюма мы выбрали два платья из Першинского краеведческого музея и одно платье моей бабушки, Пырковой Розы Александровны, 1951 года рождения, уроженки Вурнарского района деревни Анаткас — Абызово.

Первый костюм, подаренный музею Васильевой Лидией Васильевной интересен ручной вышивкой, кружевами и аппликацией. Все эти украшения находятся на подоле платья и рукавах ( Приложение I).

Второй костюм принадлежит Пичулевой Людмиле Александровне. Он заинтересовал нас своим покроем. В нем мы нашли сохранение традиций формы платья. Прослеживается силуэт туники, рукава заужены к кисти руки, клинья вставлены под мышками. Платье оформлено аппликацией и машинной вышивкой. Вышивка имеет символическое значение (огонь, солнце, вода, благополучие) (Приложение II).

Платье моей бабушки сшито на машинке из льняной ткани. Вышивка присутствует на подоле, рукавах и вороте. Бабушка сделала вышивку своими руками. Узор цветочный.

Все платья украшались фартуками или передниками. Фартук моей бабушки сделан из атласной ткани и украшен поясом из ленточек трех цветов: розового, белого, голубого.

Два современных костюма также были исследованы нами. Один костюм принадлежит Степановой Антонине Борисовне, а второй – Першинскому Дому культуры, костюм изготовлен в г. Чебоксары. В современных костюмах нет туникообразной формы, но сохраняется вышивка на груди, вороте, на поясе, рукавах и подоле (Приложения III и IV)

Разнообразием и изяществом отличались женские головные уборы и украшения. В обычные дни девушки и незамужние женщины носили льняные и посконные платки. Замужние носили сурбан – род длинного полотенцас вышитыми и обшитыми тесьмой концами.

тухьяхушпу

Сзади к хушпу пришивали длинный хвост, который украшали бисером монетами, тесьмой и т.п. В числе других женских украшений следует назвать также ожерелье, шейное украшение из монет, нагрудное украшение, перевязь, которую носили через плечо, наспинное украшение, подвески к поясом, нагрудные украшения и сурбанные подвесы. Все эти уборы украшались вышивками, бисером, серебряными монетами, раковинами – ужовками, тесьмой, кумачом и т.д.

Образцы головных уборов также исследованы нами. Тухья принадлежит Гилевой Алевтине Семеновне (Приложение V) , хушпу — Пичулевой Людмиле Александровне (Приложение VI).

Основной обувью у мужчин и женщин были лапти. Каждый народ создал свой тип плетеной обуви. Мужские лапти чуваши плели из из семи лычек с небольшой головкой и низкими бортами. Женские лапти плелись весьма тщательно – из более узких полосок лыка и большого их числа (из 9, 12 лычек). У верховых чувашек рядом с головкой пропускали тоненькую веревочку – по ней женские лапти легко отличить от мужских.

Верховые чуваши носили лапти с черными толсто намотанными онучами, поэтому оборы делали до 2 м длиной. Низовые чуваши лапти носили с суконными чулками. Обертывание онучей и плетение их оборами требовало времени и умения. Женщины юго – восточных районов носили также суконные гетры. Валенки в прошлом носили состоятельные крестьяне.

Интересный экспонат нашего музея – чувашские лапти, подаренные Васильевой Лидией Васильевной. Мы сделали вывод, что они женские, так как сплетены из 12 лычек, носок у них узкий, сами они неглубокие (Приложение VII).

Народный костюм – это яркий феномен чувашской национальной культуры. Он символизирует грандиозный путь древней культурной традиции и отражает художественно – эстетические вкусы чувашского народа.

Народный костюм вызывает в каждом человеке волнующие чувства красоты и прикосновения к вечности. Образ девушки в орнаментированной рубашке и нарядном головном уборе тухья прочно вошел в сознание как символ Чувашии.

Верхняя одежда и обувь

В качестве демисезонной одежды использовались халаты пустав, кафтаны сăхман, зимней — приталенные шубы кĕрĕк, для дальних поездок надевали длинные объемные тулупы из овчины или прямоспинные суконные чапан. Мужские головные уборы не отличались многообразием: бытовали суконные шляпы с полями, меховые шапки çĕлĕк.

Повседневной обувью были сплетенные из липового лыка лапти (çăпата), которые верховые чуваши носили с черными суконными онучами, а низовые — с белыми шерстяными или суконными чулками (тăла чăлха). Праздничной обувью являлись кожаные сапоги или башмаки, в верховой группе — высокие сапоги в гармошку. С конца 19 века стали появляться высокие женские кожаные ботинки на шнуровке. Зимней обувью служили белые, серые и черные валенки.

Как у большинства народов Поволжья, детская одежда была подобна взрослой, но не имела богатой орнаментации и знаковых украшений.

Чувашская одежда в современной культуре

С 1930-х годов традиционная одежда повсеместно стала замещаться одеждой городского типа. Однако в сельской среде национальные комплексы сохраняются до настоящего времени почти повсеместно, особенно в отдаленных районах. Главным образом, они используются в качестве праздничной и обрядовой одежды, а также в фольклорно-сценической деятельности. Традиции народного костюма развиваются в творчестве многих народных мастеров и художников, в работе предприятий народных художественных промыслов.

Современные художники-модельеры не реконструируют традиционный наряд, а создают костюмы-образы на основе ассоциативных представлений и изучения музейных подлинников. Они стремятся понять происхождение и значение узоров, сохранить ценность ручной работы и натуральных материалов. Наиболее активные и талантливые участвуют в престижных конкурсах современной моды на региональном и российском уровнях.

Сельские мастера изготавливают праздничные костюмы для проведения национальных свадеб в селах и городах. В таких «обновленных» нарядах подчас используются подлинные головные уборы хушпу и украшения. Они по-прежнему сохраняют своё значение в качестве важнейшего смыслового, эстетического и сакрального центра чувашского костюма.

Аксессуары, обувь

Женский костюм включал в себя шейные, наплечные, нагрудные и поясные украшения. Когда-то они имели функции оберегов и талисманов, но со временем стали просто обозначать возраст и социальный статус обладательницы. Например, чем тяжелее и разнообразнее была расшивка хушпу, тем зажиточнее считалась владелица.

Представительницы прекрасного пола носили серебряное украшение с бисером (шулкеме). Женщины украшали себя нагрудником ама, разновидностью которого был нагрудник пус хысе (с частью, располагающейся на спине).

Также носили декорированное серебром и бисером украшение через плечо тевет. Женщины дополняли им свадебные одеяния, а девушки — праздничный образ. Украшением девушек было ожерелье ука с основой из холста или кожи, расшитой бисером, бусами и монетами.

Убранство замужней женщины — ожерелье суха – состояло из густой сетки бус различной величины, и нашитых монеток.

В обычной жизни вирьялы носили лапти, плетенные из липового лыка (сапата) с черными онучами, а анатри — с белыми чулками (тала чалха). В праздники надевали сапоги из кожи или башмаки, а в вирьялы — высокие сапоги, собирающиеся в гармошку. В 1900 г. для женщин начали производить высокие ботинки из кожи на шнуровке. В качестве зимней обуви использовались валенки.

Разновидности

Женский

Женские рубахи вышивали по левой и правой стороне прорези на груди, на рукавах, по швам и подолу. Фундаментальным цветом вышивки был красный, а очертания оформлялись черными нитками. В вышивке попадались желтый, зеленый, и, реже — темно-синий цвет. Вышивка на груди выполнялась в форме розеток и ромбов.

Сложный асимметричный мотив вышивки присутствовал на рубахах женщин, состоящих в браке. Подол был вышит скромно и ритмично – на нем перемежались полосы разного размера, геометрические узоры и нашивки.

Набедренники носили в будни и праздники. При их изготовлении использовали нити из шелка и шерсти, вышивали фигуры, напоминающие деревья, листья, цветы, использовали нашивки. Набедренники украшались бахромой коричневого (или синего) цвета, которая придавала живость костюму во время движения.

Костюм девушки смотрелся скромно, в нем было немного вышивки, на рубахе отсутствовали нагрудные узоры (кеске), нарукавные узоры и наплечники. Считалось, что невзрачное, но опрятное одеяние сильнее оттеняет красоту и обаяние молодой женщины.

Головные уборы — сурпан, масмак, хушпу, пус тутри, надевали женщины в браке. Головной убор молодой женщины, назывался тухья.

Детский

В детском костюме отсутствовали статусное убранство и роскошная вышивка. Рубахи были простыми, из хлопковой или льняной ткани, штаны для маленьких детей шили с вырезом, штаны для детей постарше — без выреза. Также шили платья и тулупы.

Нарядная одежда девочек была простой, она декорировалась готовой тесьмой, пришиваемой на подол, либо незатейливым узором. На голову надевали простые украшения из бус и тесьмы. Девочки старшего возраста могли носить расшитое украшение с бисером (сара), крепившееся к поясу сзади.

Ворот рубашки мальчика украшали однотонным орнаментом.

Мужской

Мужской костюм включал в себя рубаху кепе, штаны (йем), сапоги, валенки, шляпу и шапку. Он был гораздо скромнее украшен вышивкой, нежели женский, но декор был тяжеловеснее. Знаки неба на плечах, огня на груди подчеркивали мужественность и значимость.

Халат из домотканой ткани белого цвета назывался шупар. На нем вышивали знаки огня и использовали шелковые нашивки. Вышивка располагалась на груди, плечах, спине, рукавах, подоле, но орнамент практически не копировал орнамент женского костюма. Фигуры вышивки изображали лошадей, растения, человеческие руки

Особое внимание уделялось наспинным колоритным узорам, а на рукаве вышивали знак границы миров

Мужской костюм дополнялся суконными шляпами с полями, меховыми шапками селек. Вышивка на них в основном изображала солнце и звезды.

Молодые парни носили платок на плечах, как символ того, что невеста выбрана и скоро состоится свадьба. Девушка прикладывала все свои умения к изготовлению платка и передавала его парню, принимая предложение о замужестве. Платок жених надевал во время свадьбы.

Немного истории

Большую роль в формировании костюма играло место проживания чувашей, заимствовавших детали одеяния своих соседей. Костюм верховых чувашей (вирьял) Чебоксарского района был схож с костюмом финно-угорских народов России — марийцев из-за лаконичности конструктивных элементов. В костюме низовых чувашей (анатри), соседствовавших с татарами, в пошиве платьев использовались оборки, основным цветом фартука являлся красный. На полотенцах и передниках присутствовала декоративная вышивка крючком нитями синего, зеленого и желтого цвета.

Имеется связь костюма чувашей Самарской области с мордовским костюмом, выражающаяся в сходстве головного убора сурпана и нагрудника и применении расцветок, не характерных для костюма чувашей XIX в. — салатовых, розовых, и желтых.

Костюм рассказывал о статусе, семейном положении, имущественном состоянии, возрасте обладателя.

Чувашский национальный костюм

В народных одеждах – сочетании цветов и применении орнаментов, декоративных деталях и функциональности кроя – мы находим информацию о менталитете народа, о его условиях жизни и деятельности, ценностях и культурных традициях. Чувашский национальный костюм богат разнообразными головными уборами, славится нарядностью одежд, обильно украшенных вышивкой, бисером, монетами и ракушками.

Чуваши – тюркоязычный этнос с древней историей. Принято выделять три этнографические группы: верховые, средненизовые и низовые (обитающие на юге и за пределами Чувашии) – по течению реки Волги. Раньше по деталям одежды можно было определить, откуда человек родом. Имелись свои региональные особенности узоров, принятый для той или иной области цвет платья. Безусловно, всегда и для всех народная одежда и украшения имели обереговые функции. Костюм согревает в холод, лёгкие ткани защищают от жары. А орнамент – это красочная демонстрация неразрывных связей человека и природы, родных мест, корней.

Основа чувашского костюма – белая рубаха. Для женщин – длинная, до щиколоток. Поверх надевали фартук или передник, кафтан или халат. Зимой – суконные штаны и шубу из овчины. Мужская рубаха была до колен и подвязывалась поверх брюк пояском. Вышивкой украшали только праздничную мужскую одежду, чем богаче узор – тем праздничнее.

Отдельные элементы чувашского национального костюма были в ходу до начала прошлого века. Сейчас бережно сохранённые традиции и мастерство рукодельниц позволяют нам любоваться красочными нарядами в музейных коллекциях, этнографических музеях, на концертах фольклорных коллективов, во время национальных праздников. Не зря Чувашию называют «краем ста тысяч песен и вышивок». Традиции здесь чтут, а рукоделием занимаются с самого раннего детства.

Самая ценная вышивка была двусторонней – без швов и узелков. Чёрным выполнялись основные элементы узора, красный использовался для заполнения. Сочетание белого (полотно) с красным (цветом благополучия и счастливой полнокровной жизни) – сакральная гамма. Но вообще вышивальщицы использовали все цвета: зелёный – цвет природы, жёлтый – солнца, синий – неба.

Головные уборы и украшения

Эти шапочки – настоящие шедевры народного искусства. По головному убору можно было определить, замужем девушка или нет. До свадьбы носили тухья, после – только хушпу. Повседневная облегчённая, но всё так же нарядная ленточка для головы называется масмак.

Круглая тухья как правило имела бисерное навершие-шишечку, а по бокам и на ушах украшения делались из монеток. Женщины в повседневности повязывали белый шарф сурпан с вышивкой на концах. Богатую хушпу надевали только по праздникам, верх у такой шапочки открыт, а сзади до пояса идёт широкая полоска ткани, обильно украшенная монетами и бисером.

В комплекс украшений женского чувашского национального костюма входят также нагрудные и шейные наряды (шуклеме и ама), браслеты и кольца, поясные подвески с кошелёчками и зеркальцем. Перевязь через левое плечо (тевет) девушки носили во время больших праздников и надевали на свадебное торжество (полное обмундирование невесты могло весить около 20 кг!), эта широкая полоска холста была вышита бисером, рядами монет и ракушек.

Ход работы.

Учитывая, что первое прикосновение к произведению народного искусства должно быть впечатляющим и что работу по формированию опыта художественного восприятия нужно начинать с того, что может непосредственно радовать, доставлять наслаждение, первое занятие в образовательном цикле представляло собой «Узоры земли Чувашской»он включал следующие мероприятия: заочное путешествие (презентация воспитателя, беседы, экскурсия в краеведческий музей. Дети на этом этапе имели возможность убедиться в том, что у каждого народа свои удивительно красивые игры и своеобразный костюм, расшитый особенными узорами.

Продолжая знакомство, дети приходят к пониманию того, что цвета в народном орнаменте раскрывают определенное содержание. С этой целью выделялись отдельные элементы и знакомство со смысловым назначением чувашского узора: ломаная (горизонтальная или вертикальная) вода-шыв, прямая горизонтальная линия-земля-сер и другие. Провели дидактические игры «Подбери узор», «Прочти знак».

Расширяя знания об орнаменте на одежде, рассматривали головные уборы- масмак. сурпан, хушпу, знакомились с «узором письма» на них, пробовали их читать, примеряли головные уборы, изготовляли закладки, выполнялась аппликация головного убора.

После того как ребенок научится «читать» чувашские узоры, он по своему желанию может придумать картину из его элементов. Дети с удовольствием составляли наряд чувашской национальной одежды.

На заключительном этапе выполняется работа по изготовлению чувашского народного костюма для куклы.

Материалы и инструменты:

-белая х\б ткань;

-нити красного и белого цвета;

-разноцветный бисер, монеты.

-ножницы.

Изготовление костюма.

Раскрой платья и фартука.

Обработка рукавов и воротника красными нитями.

Пришивание тесьмы к фартуку.

Прикрепление украшения к ленте — повязке на голову.

Для закрепления изученного материала было проведено открытое мероприятие под названием «Волшебный мир чувашского костюма», где одна из родителей была одета в чувашский национальный костюм. На празднике дети водили хоровод, рассказывали стихи на чувашском языке.

Глядя на народные костюмы, представляю, будто кто-то собрал краски с цветущих лугов, с синих рек, с огненных закатов и поместил их на одежду. Всё в костюме напоминает о красоте родной земли, рождает ощущение

праздника в душе!

ЛИТЕРАТУРА:

1. Чувашское узорное ткачество: Книга- альбом/ В. А. Минеева.- Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2008.-182 с.

2. Николаев, В. В. Чувашский костюм от древности до современности/ В. В. Николаев. — М. ; Оренбург, 2002,- 400 с.:ил.

3. Делаем куклы. Пер. с ит. Т. Н. Григорьевой, издательство «Ниола-Пресс», 2006г.

4. Низов,Л. Н. Изучение мифов по чувашским орнаментам/Л. Н. Низов// Начальная школа. — 2008.-№6-с. 65-67; рис. —(Воспитание и обучение).

5. Сергеева,Е. И. Учитесь вышивать по- чувашски. / Сергеева Е. И. — Чебоксары; Новое время, 2007.-

Женские украшения с бисером

Комплексы украшений с серебряными монетами, деталями из бисера и дорогих камней составляют:

  • женские головные уборы (хушпу);
  • наряды на шею и грудь (у чувашей они называются ама, алка, мая);
  • браслеты и кольца (они же сула и сере);
  • маленькое зеркальце, которое крепится на пояс (тёкер);
  • кошелёк для пояса (енчёк)
  • подвески на пояс (йёс хуре).

Свадебный костюм

Чувашский наряд для свадьбы имел следующие интересные детали:

  • платье невесты украшалось бисером, раковинами и монетами, создавая крупный и сложный узор, дополненный специальным головным убором;
  • рубаха, передник и верхняя одежда невесты украшалась шикарной вышивкой, кроме того, девушка надевала кольца, браслеты, подвески и кошелёк с маленьким зеркальцем на пояс (стоит отметить, что данный наряд весил около 16 кг.);
  • свадебный чувашский костюм имел одну немаловажную деталь, такую как – перкенчек (большой белый материал или покрывало) с богатыми вышивками по краям, под которым находилась невеста в течение определённого времени, после чего покрывало убирали и девушку переодевали в костюм замужней женщины;
  • жених наряжался в рубашку и кафтан с широким цветным поясом, а также надевал перчатки, сапоги и шапку из меха с монетой в области лба.

Детские костюмы

Детские чувашские народные костюмы отличались богатством и роскошью вышивки. Одежды для девочек были довольно простыми и украшались тесьмой или несложными узорами, которые пришивали на подол. Голову покрывали обычными украшениями с бусами и тесьмой. Старшие девочки носили украшение с бисером, которое крепилось на пояс со стороны спины.

Костюмы для маленьких мужчин были достаточно простыми и отличались лишь ярким орнаментом на вороте.

Женские шапки и покрывала

В стародавние времена женские чувашские головные уборы были представлены шапками и покрывалами.

К покрывалам относились сурпаны (повязки на голову) различной длины, чалмы, платки и покрывала невесты, которые предназначались исключительно для замужних женщин.

Украшения-обереги

В богатом национальном костюме чувашки имеется очень много мелких, но достаточно важных деталей и украшений, указывающих на принадлежность, возраст и социальное положение женщины.

Многочисленные украшения женских нарядов (монеты, раковины, бисер) в первую очередь являются защитой от злых духов, неприятелей и различных опасностей. На праздники или свадьбы чувашки надевали полный набор украшений-оберегов, который весил больше 10 кг.

Особенности национальных нарядов разных этнических групп

Среди чувашей выделяют две этнические группы по проживанию относительно Волги: верховые (вирьял) и низовые (анатри). Между них находятся средне-низовые чуваши (анат-енчи), их говор ближе к вирьялам, а детали костюма — к анатри.

Анатри

Анатри многое позаимствовали у татарских народов. В вышивке основной цвет красный, а крупный геометрический рисунок переходит в растительный. В 19 веке анатри позаимствовали у купцов анилиновые красители для ткани. Повседневная одежда стала разноцветной под названием пестрядь. Тканые узоры в полоску и клетку – обычное явление. Праздничные и обрядовые одеяния остались белыми. Шапочка тухъя остроконечная, как воинский шлем, с наушниками, вышивкой из бисера и большим количеством серебряных монет. Сурпан замужней женщины анатри очень большой – до 2,5м. Его украшали позументом, лентами, кружевами, и конечно, вышивкой. Закреплялся он повязкой пус тутри.

Анат-енчи

У анат-енчи в узорах преобладают яркие краски салатового, жёлтого, красного цветов, присутствует и геометрический, и растительный орнамент. Пестрядь также стала их излюбленной одеждой. Тухъя анат-енчи очень похожа на шапочку анатри, но без острого кончика на макушке. Сурпан — уже и короче, чем у анатри, украшался кумачом, вышивкой и кружевом. Закрепляла его повязка масмак.

Вирьял

Традиции вирьял ближе к фино-угорским, так как они территориально соприкасались с горными марийцами. В орнаментах вышивки используются геометрический рисунок, тёмные тона зелёного, синего и красного цветов. Вирьял не приняли пестрядь и даже наказывали модников физически. Тухъя вирьял богато вышита, но серебра на ней гораздо меньше, чем у более южных соседей. Сурпан, по сравнению с предыдущими, был маленьким (всего 1,2-1,5 м) и узким. Его украшением была двухсторонняя вышивка с геометрическим узором, бисер и бахрома. Масмак – в виде узкой полоски цветной ткани, вышитой символами сотворения мира.

Путешествие по России: Республика Чувашия

ЭТНОМИР, Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

Вдоль северного фасада 7 павильона Улицы Мира «Вокруг света» расположилась уникальная галерея «Путешествие по России», прогулка по которой познакомит гостей ЭТНОМИРа с каждым регионом прекрасной, многоликой, необъятной страны России.

Совершив кругосветное путешествие по Восточному и Западному полушарию внутри самого павильона, пройдитесь вдоль его внешней стороны. Вы увидите экспозицию, призванную отразить богатство и многообразие России. Остановившись возле того или иного инфощита (а их 85 – по числу субъектов Федерации), вы узнаете много интересного о крае, автономном округе, республике, области или достопримечательности отдельно взятого города России.

Каждый информационный щит рассказывает, чем славен регион: музеями, памятниками знаменитым людям и событиям, народными ремёслами и блюдами традиционной кухни, редкими растениями и животными, заповедниками, национальными парками и многим другим.

Приезжайте гулять по этнографическому парку, расширять кругозор, восполнять пробелы в знании своей и других стран! В ЭТНОМИРе всегда рады гостям!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector