Конспект нод по познавательному развитию «мордовский национальный костюм»

Единое описание (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Мордовский национальный костюм представлен невероятно ярким и красочным.

Ежедневный женский и мужской гардероб считался комфортным и как можно лучше приспособленным для выполнения хозяйственных хлопот, подходил ко всем требованиям природно-климатических условий. В него входила нательная одежда, летняя, зимняя и демисезонная.

Обязательно присутствовали всевозможные декоративные украшения.

Но праздничный мордовский женский костюм состоял из большого числа компонентов. Он являлся истинным народным произведением искусства.

Обязательно, согласно древним традициям, в костюм мордовский (фото представлено в статье) вносились элементы уважаемых и почитаемых символов — здоровья, силы и выносливости. В большинстве случаев они были стандартными.

Характерные черты мордовского национального костюма

О национальном костюме можно говорить в разрезе двух культур: мокшанской и эрзянской. Отметим черты, присущие традиционному наряду обоих народов:

  • материал изготовления одежды – домотканый отбеленный холст — льняной или конопляный;

  • покрой – прямой и для рубахи (панара), и для верхней распашной белой одежды;
  • отделка – шерстяная вышивка, для которой характерны красный и чёрный цвет;
  • украшения – нагрудники и кушаки, с металлическим и бисерным декором;
  • обувь – плетёные лыковые лапти с онучами и кожаные сапоги со сборками.

Особенности мужского, женского, детского костюмов

Женщины этих народностей ткали холсты и сукно, из которых потом шили повседневную и праздничную летнюю и зимнюю одежду.

Мужчины надевали рубаху прямого кроя навыпуск и штаны (понкст), подпоясывались ремнём или поясом, сверху в прохладную погоду накидывали распашную холщовую одежду типа халата. Осенью или весной согревались в сумани – суконном пальто тёмного цвета, зимой – в шубе из овчины внушительной длины. В холодное время мужчина надевал валяную шапку, ушанку или малахай. С начала XX века для мужчин шили рубахи из фабричных тканей и покупали картузы, вытеснившие валяные шапки.

Женский костюм очень красив, состоит из многих элементов. Девушка начинала надевать наряд с рубахи, которая имела туникообразный силуэт и разрезы на передних полотнищах. Панар был богато вышит по вороту, рукавам, подолу. Вышивка сопровождала переднюю часть рубахи (по шву), спину и грудь (в виде двух продольных полос). В праздники наряд дополнялся второй рубахой – покай, расшитой очень плотно вышивкой и бисером. Длина изделий у мокшанок позволяла только слегка закрыть колени, поэтому в костюме присутствовали холщовые штаны до щиколоток.

Передники с нагрудником или без него (и даже с рукавами) – также неотъемлемая часть женского костюма. Поверх панара надевалась безрукавка, верхняя распашная холщовая одежда мушкас или руця. Как и мужчины, они носили сумань или овчинную шубу. Вся женская одежда, кроме верхней, замысловато украшалась вышивкой и расшивалась бисером, монетами, цепочками.

Головной убор у женщин и девушек различался. Те, кто ещё не вышел замуж, надевали налобную повязку или специальные шапочки-венцы с украшениями. Семейные дамы убирали волосы под высокий головной убор конической, прямоугольной формы или надевали сороку в виде колпака или чепца. Были и другие варианты – полотенце с расшитыми краями и венец, закрытый сверху.

Детский костюм повторял все элементы взрослого, но украшений в наряде девочки было значительно меньше, потому что весил костюм, так богато декорированный, тоже внушительно.

Чем украшаются, какая обувь?

Женщины очень любили украшать себя. Всё это нашло отражение в костюме:

  • к головному убору крепились височные подвески с бисером, бусинами, монетами;

  • налобное украшение в основе имело перьевую бахрому и тесьму с вышивкой;
  • девушки скрывали волосы под накосниками из шёлка и бисера;
  • в ушах – серьги и покрытые материалом берестяные кружки с нашитыми цветными узорами, бусинами;
  • нагрудные украшения составлялись из бус и ожерелий. Особенно красивы были бисерные воротники, нагрудные сетки, чересплечные украшения (в основе две кожаных полоски, на которые стеклярусом, пуговицами, цепочками нашивался орнамент);
  • наручные украшения – разнообразные браслеты и кольца;
  • область талии украшалась набедренниками с вышивкой, пуговицами, позументом, бисером, шерстяной бахромой, медными цепочками, монетами, ракушками;
  • к поясу подвешивали парные подвески, состоящие из металлического каркаса и проволоки из меди в несколько рядов. К ним крепились жетоны, ракушки, монеты, бубенчики, шелковая бахрома. За пояс затыкали поясные расшитые полотенца.

Отметим основные моменты, касающиеся национальной обуви мокша и эрзя:

  1. традиционно мордвины носили лыковые лапти из липы или вяза косого плетения;
  2. кожаные сапоги были праздничным вариантом обуви. Их отличали сборки голенища, острые носы, массивные задники;
  3. зимняя обувь – валенки;
  4. на босую ногу наматывали портянки: нижние – на ступни, верхние – на икры;
  5. поверх портянок в прохладную погоду наматывали онучи — белые или чёрные, а по праздникам – красные с цветными полосками из ткани.

Справка. В традициях народа считать красавицами женщин с прямыми ровными и полными ногами. Онучи, кроме основной функции – утепления, как раз призваны были сделать из ног любой женщины идеал.

Мордовский летний костюм

Куклы в народных костюмах №59 — в России номер выходит 17.04.2014 — Мордовский летний костюм.Куклы в народных костюмах 59. Мордовский летний костюм, кукла в упаковке.

Кукла ВЫШЛА.

  • Дом для куклы911
  • Куклы с аксессуарами409
  • Куклы с аксессуарами409
  • Дом для куклы1929
  • Кукла в наборе «Модная семья», 3 куклы с аксессуарами539
  • Дом для куклы «Домик мечты»1612
  • Дом для куклы «Домик мечты»1120
  • Набор кукол «Друзья 2», 2 куклы, 14 см270
  • Набор кукол с аксессуарами «Друзья», 2 куклы, 14 см270
  • Кукла «Baby Bjorn» в корзине, 10 см7964

Кукла в Мордовском летнем костюме.

В составе мордовского народа выделяют два субэтноса — мордвы-мокши и мордвы-эрзи. Их национальные костюмы различались , но были в костюмах и общие черты: белый холст рубахи, туникообразный покрой рубах, отделка вышивкой, украшения из монет, раковин и бисера.

Основной частью женской одежды являлась рубаха-панар туникообразного покроя без воротника.

Фото куклы:

Куклы в народных костюмах №59 — Мордовский летний костюм. Панго — высокий головной убор, конусообразный. Височные украшения в виде пуховых шариков.

Вид куклы сбоку. Куклы в народных костюмах №59, Мордовский костюм. Туникообразная рубаха — панар.

Куклы в народных костюмах №59, вид сзади — коса куклы. Мордовский летний костюм. Набедренное украшение из плотной ткани — пулай.

Такая рубаха требовала множества дополнительных деталей, которые помогали женщине придать необходимый силуэт одежде — это пояс и комплекс набедренных украшений, нагрудная фибула-сюлгам в ансамбле с ожерельями, гайтанами, нагрудниками. (Источник). 

Рубахи-панар эрзянского населения Симбирской и Пензенской губерний характеризовались общими принципами оформления ворота, рукавов, подола: два полотнища холста, перегнутые поперек и сшитые между собой, составляли стан рубахи с четырьмя швами (посередине груди и спины и два – по бокам). Ворот рубахи — конусообразный вырез.

Вдоль переднего шва рубахи холст подгибался внутрь на 5–7 см с обеих сторон от шва, поэтому задняя часть рубахи получалась несколько шире, чем передняя.

Спереди сверху оставляли незашитым разрез примерно в 30 см, подгибая к плечам на глубину 5–6 см таким образом, что образовывался конусообразный вырез.

На подоле рубахи спереди оставляли незашитым разрез 15–20 см, потому что длинная и узкая одежда иначе была бы неудобной при ходьбе.

Рукава эрзянской рубашки шили прямыми, без клиньев; длина их равнялась ширине холста (около 29–32 см). Они были сравнительно короткими – до локтя или чуть ниже, это было удобно для физической работы дома и в поле. Прямой рукав без проймы пришивался к краю холста в области плеча, по нижней границе соединения его со станом вшивали квадратные ластовицы для облегчения движений руки.

У мокшан рубаха была короче, поэтому дополнялась штанами покст.

Поверх рубахи женщины надевали подобие платья — кафтонь-крда, сарафан. Другим элементом костюма была верхняя распашная одежда из холста.

Куклы в народных костюмах №58 — Праздничный костюм Нижегородской губернии.

Праздники мордвы

В мордовском календаре много самых разных праздников, но большинство из них связаны с сезонами и почитанием природы. В зимнюю пору начинали готовиться к празднику “роштовань кудо”. У него нет аналогов в наше время, однако у молодёжи мордвы этот праздник пользовался большой популярностью. Он сопровождался песнями, танцами, играми, а также проведением “магических” ритуалов, некоторые из которых носили весьма фривольный характер.

Также в традиции мордовских эрзя почитаем праздник Раськень Озкс, во времена крестьянской экспансии почти преданный забвению, а сегодня превратившийся в этнический фестиваль. Приход христианства принёс целомудренные обычаи, но от этого веселья меньше не стало. Одним из самых любимых праздников был “калядань-чи”, что проводился в рождественский Сочельник и был аналогом русского Дня Коляды.

Мордовский народ верил, что в этот день происходит рождение нового солнца, что постепенно набирает силу и появляется на небосводе. Вечером накануне праздника дети собирались в группы и отправлялись по дворам. Они исполняли соседям торжественные песни, а те угощали исполнителей конфетами и другими сладостями.

Праздники у мордвы веселые и массовые. На фото представлен праздник Раськень Озкс / mordovochka.blogspot.com

Языческие корни культуры мордвы

Несмотря на то, что большинство представителей мордвы сегодня являются христианами, в их обычаях ярко выражены и языческие отголоски верований далёких предков. Например, весной на праздник Пасхи мокша и эрзяне приносят дары умершим, а также просят у духов представителей своего рода послать хороший урожай и благополучие семьям.

По осени на полях Мордовии можно увидеть несколько несжатых полос ржи. Это также связано с языческими культами. В старину мордовский народ поклонялся богу плодородия Нороваве. Ему приносили хлеб и соль, что раскладывали в меже на поле, а также оставляли несколько полос пшеницы или ржи, что считалось даром божеству.

Традиции и обряды у мордвы разнообразны / portal.do.mrsu.ru

Мордва – яркий и самобытный народ, что гордится своими богатыми культурой и историей. Традиции мордвы отражают влияние русского и других соседних народов, причём некоторые эрзянские и мокшанские культурные особенности значительно отличаются.

Народы Мордовии – это люди, что с давних времён уважительно относятся к родному краю, природе, старинным обрядам и традициям. Несмотря на это, мы очень мало знаем о культуре мордвы, а потому стоит продолжать её изучение, ведь каждый раз происходит новое открытие.

О процессе изготовления нарядов

Красочным и оригинальным проявлением таланта считается вышивание, являясь одним из главных украшений национальной одежды. В процессе рукоделия применялись шерстяные, но иногда и шелковые нитки. Также стоит отметить тот факт, что основными цветами мордовского народа являлись темно-красный и черный с синим оттенком, а дополнительными — желтый и зеленый. Наиболее популярно использование в орнаменте восьмиугольных звезд. В основном узоры были расположены по наклонной сетке.

Девочек начинали обучать вышиванию с раннего возраста. Такое умение считалось одним из достоинств девушки. Между собой они всегда соревновались в мастерстве, придумывали новые рисунки и фигуры.

Все свое вдохновение по созданию новых элементов они брали из природы. Поэтому подбирались соответствующие названия узоров — звездочки, еловые ветки, куриные лапки.

До определенного времени основу, из которой шили костюм мордовский, изготавливали своими усилиями. Легкие льняные ткани, грубые холсты, шерсть для пошива теплой одежды. Также сами окрашивали натуральными красителями нитки для вышивки, и все это благодаря хорошо развитому народному хозяйству.

Помимо всего этого, женщины промышляли узорным ткачеством. Обычно оно использовалось для украшения элементов одежды: головных уборов, поясов. Мордовский народ использовал в убранстве геометрический орнамент: ромбы, клетка, зигзаг, елочки.

Одежда на праздник

Мордовские национальные костюмы считаются законченной художественной формой. Они — часть самобытной культуры Мордовии. Повседневная одежда всегда отличалась целесообразностью и максимальной простотой. В отличии от нее, праздничная достаточно сложна и многокомпонентна. К ней также прилагается множество украшений. Кстати, мордовские украшения имеют давнюю историю. Первые упоминания о них датируются началом второго тысячелетия.

Многокомпонентность национального костюма часто не дает возможности надеть его самостоятельно. Изначально в обряде одевания обычно участвовали два-три человека. Иногда такие сборы продолжались в течении нескольких часов. Праздничный вариант национальной одежды призван подчеркнуть здоровье мордовского народа, выносливость и силу. Здесь принято демонстрировать, что силой обладают не только мужчины, но и женщины.

Костюмы шились индивидуально, с учетом особенностей каждой отдельно взятой фигуры. Они соответствовали национальным представлениям о красоте.

История

Финно-угорские племена поселились в России в середине первого века до нашей эры. В летописях упоминания о народности встречается в записях Иордана, датируемых шестым веком. Нация мокша впервые появилась в тринадцатом веке. В это же время можно встретить документальное подтверждение существования страны Мордии и народности мердас.

В первом тысячелетии нашей эры произошло разделение племенного союза на национальности мокша и эрзю. В древнерусских летописях упоминание о мордовском народе появляется после десятого века. В 11 в. земли национальности занимали обширную территорию, все жители платили дань русским князьям.

Проникновение славян на места обитания мордовской нации провоцировало многочисленные конфликты. К двенадцатому веку борьба достигала своего пика. Разногласия между народностями прекратили во времена татаро-монгольского ига.

Мордву насильно включили в состав воинственно настроенной орды. Этот факт заставил людей забыть про все противоречия и объединиться с русскими, чтобы совместными усилиями дать отпор врагу.

Окончательно Мордовия вошла в состав Древней Руси в процессе казанского похода Ивана Грозного. Начиная с семнадцатого века, запускается движение по христианизации мокши и эрзян. Территории, где проживало мордовское население, начали активно осваиваться славянами. Всё это заставило представителей многочисленной нации покинуть насиженные земли и отправиться на северо-восток.

В двадцатом веке часть Мордовии стала именоваться округом, затем областью. В 1934 году населенный пункт получил звание республики. При этом основная часть земель, ранее принадлежавших этносу, осталась за пределами новой страны.

Традиции и обычаи мордовского народа

Нация отличается добродушием и гостеприимством. Гостей встречают богато накрытым столом. Не зря на церковные праздники в мордовские поселения приезжали русские, чтобы отведать невероятно вкусные блюда местной кухни и хорошо повеселиться.

Самые популярные кушанья, которые готовят мордовки – это различные каши, квашеная капуста, щи, жареная печень, медовые и хмельные напитки. Местные девушки большие любительницы гаданий. Популярностью пользуются активные игры на свежем воздухе.

Особое внимание мордовская культура уделяет уважению старших, приучению с малых лет к труду и прививанию древних традиций

Легенда о Хозяине погоста

До шестнадцатого века мокша и эрзя исповедовали язычество. Отголоски прошлых лет порой наблюдаются во время свадебных или погребальных церемоний. Например, символическое вознесение молитвы возле штатола. Это священная свеча из дерева.

До начала двадцатого века в мордовских селениях сохранялась традиция хоронить первого покойника на новом кладбище в вертикальном положении с посохом в руках. После проведения священного обряда усопший становился хозяином погоста.

«Жена – всему голова»

Во времена язычества у жителей Мордвы было бессметное количество богов. Практически на каждый предмет или природное явление имелся собственный «хозяин». Основная часть волшебных существ была женского рода. Например, Чиава – богиня солнца, Кудава – хранительница дома, Вирява оберегала лес.

При этом у каждого божества имелся супруг, являющийся покровителем аналогичной стихии или предмета. Однако мужчины играли второстепенную роль.

Если верить старинным летописям, то в древних мордовских семьях царил матриархат. Иными словами, барышни имели огромное влияние на своих супругов. Не зря в те времена в обиходе была поговорка: «Не верь мужу, спроси у жены».

Ножницы под подушкой

Каким образом в древние времена определяли, мальчик или девочка родится у беременной женщины? Легко и просто. Если на коже появились пигментные пятнышки, значит, нужно готовиться к появлению еще одного мужчины в семье.

После родов девушки обмывали в трех водах. Новорожденного также купали и обязательно добавляли в ванночку деньги. Считалось, что подобный оберег принесет крохе счастье и достаток.

Чтобы младенца не «захватили» злые духи, ему под подушку клали предмет из железа. Это мог быть топор или нож. А чтобы запутать беса, ребенка продавали нищим или первому встречному человеку.

Конечно, процедура носила символический характер. Затем мать обратно забирала малыша за несколько копеек.

Особенности головных уборов

Один из элементов, украшающих женский традиционный костюм, — мордовский головной убор. Их было несколько видов. Большие — с жестким основанием в форме прямоугольника и конусообразные — назывались панго, такой вид носили эрзи. Значительную популярность получил убор-сорока. Представлял он чепец из холста, вышитый бисером и позументом, под него надевали чехлик или волосник.

Неотъемлемой частью являлись височные подвески, которые изготавливались из ракушек, пуховых перьев, монет. Еще популярны были налобные украшения в виде бахромы или перьев.

А женщины-мокши отдавали свое преимущество мягким, негромоздким уборам типа полотенца с вышитыми концами.

Эта деталь наряда должна определенно соответствовать годам и семейному положению его обладательницы.

Также существовали свои правила и традиции, например, девушке в отличие от женщины разрешалось не полностью покрывать голову. А в церковь было принято надевать платок, напоминающий короткое полотенце с вышитыми узорами на концах. Молодые девушки носили накосники.

Описание одежды для мужчин

Костюм мордовский мужской также имел свои особенности, хотя и имел нечто общее с одеждой русских богатырей.

Одними из важных составляющих являлась рубаха — панар и штаны — понкст.

Ежедневное рабочее одеяние изготавливалось из тяжелой конопляной ткани, а нарядное праздничное — из легкого льна. Панар носили навыпуск и обязательно подвязывали поясом.

С начала 20 века стали использовать ткани фабричного производства.

Летний мужской костюм мордовский предусматривал наличие рубахи — белой распашонки, которую надевали сверху на панар.

Демисезонная одежда представляла собой суконное пальто темного цвета — сумань. А когда собирались в поездку, надевали чапан. В холодное время года — овчинные шубы.

Женский национальный наряд

Женский костюм мордовский, фото его предоставлено далее, формировался на основе широкой длинной рубахи — панар. Шили ее из двух больших кусков ткани. Насчитывала она четыре шва со стороны груди и спины. Именно эта часть наряда была позаимствована у эрзян. Чтобы в ней было удобно ходить и работать, впереди не зашивали до самого низа. Рукава на рубахе были прямой формы и широкими.

Воротник отсутствовал, а вырез на груди имел форму треугольника и был очень глубоким. Чтобы немного скрыть такое большое декольте, применялись застежки — сюлгамо. Они были в двух вариантах: овальные с незамкнутыми подвижными концами и в форме трапеции.

Также на шею вешали бусы и специальный шнурок с нанизанными на него монетами и бисером.

Основным украшением являлось вышивание, которое было очень плотным. Оно обрамляло полностью все края горловины, рукавов, подол и проходило посередине спереди и сзади большими полосами.

В праздничные дни молодые женщины сверху надевали великолепно украшенную вышивкой рубаху — покай.

А вот фасон сорочки мокши имел незначительные отличия. Шилась она из трех кусков полотна, по длине была значительно короче, до колен. Поэтому под низ надевались штаны. Грудной вырез был овальной формы.

Еще одной частью наряда являлись безрукавки. Надевали их сверху на рубаху. Покрой модели был в талию, изготавливали ее из ткани черного цвета. Со стороны спины на ней присутствовал декор из ярких атласных ленточек.

Язык и письменность

Невероятно, но факт: мордовского языка не существует. Зато имеется мокшанский и эрзянский, на которых разговаривают представители одноименного этноса. Оба наречия подразделяются на пять диалектов. Мокшанский также классифицируется на семь говоров.

В национальных языках жителей Мордвы много заимствований из русского. Например, в обоих наречиях существует слово «вечер». Однако значение они имеют разное. У мордвы оно переводится «проведение торжественного мероприятия».

Еще один занятный пример. Слово «доска» означает исключительно школьную доску, которую используют в образовательных учреждениях. А для обозначения строительного материалы в мордовском языке применяется слово «лаз».

Принято считать, что наречие мокши имеет тюркские корни, а у эрзя славянские.

Современный алфавит народности – это кириллица. Творчество населения в основном представляет собой песни и сказки. Сведений о существовании отдельного типа письменности нет.

Эрзянский национальный костюм

Эрзянки в национальных костюмах

Основным элементом мордовского костюма была белая парусиновая рубаха, украшенная вышивкой. Эрзянская рубашка сделана из двух тканей, которые раздваивались пополам. Посередине у центрального шва оставался шов для прорези воротника и прорезь на подоле для ступеньки. В боковые швы сверху под прямым углом вшивались рукава. Традиционной нагрудной застежкой в ​​костюме эрзя была «фибула сюльгамо». Это была овальная пряжка из толстой проволоки с подвижной шпилькой, с помощью которой отрубался воротник. Богатая нижняя часть прикрывала глубокую грудную щель. В XIX веке воротник обычно закреплялся двумя фибулами , одна из которых не имела украшения. Особое значение в мордовских женских костюмах играли сложные поясные элементы. Костюм был набедренной повязкой , которую надевали поверх рубашки. В знак полового созревания девушки начинают носить пулай с 13–14 лет, и тогда он оставался аксессуаром костюма женщины до самой ее смерти. Без «пулай» мордовская женщина не могла появиться в мужском обществе. В зависимости от места существования он имел разную форму: квадратную, трапециевидную или в виде пояса с пышной бахромой. Праздничный «пулай» украшали ракушками, цепочками, медными пуговицами, нашивками, цветными бусами, а по краю — длинной шерстью черного, красного, зеленого или синего цвета, с кисточками по бокам. В результате вес такой «пулайи» достигал 6 килограммов. Украшение талии «пулай» было двух видов. Правая сторона полотна была украшена вышивкой. Потом почти до колен была бахрома из шерсти, обычно черного цвета, а по праздникам могла быть из красной или зеленой шерсти. Шерсть декорирована медными цепочками и с каждой стороны прикреплены кисточки из бусин. Типичным для эрзянского костюма было полотно поверх одежды — «руться». Он был аксессуаром одежды замужних женщин и имел варианты для различных жизненных ситуаций и ритуалов. Поверх рубахи или руться надевали фартук — «икелга пааться». Он был завязан внизу живота, чтобы закрыть подол ее рубашки. В сложных украшениях, включающих несколько ярусов ожерелий, особенно выделялись оригинальные круглые воротники на твердой основе, покрытые полотном, расшитым рядами бус, пуговиц и цепочек. Все они отлично сочетаются с массивной вышивкой «руци». Качество одежды определялось видом вышивки. Рубашка еловая эрзя была расшита по всем продольным полосам. Эрзянская вышивка отличалась красивой ковровой фактурой, бордюры и плоскости отличались высоким рельефом. Хотя орнамент был довольно простым: ромбы, кресты и полилинии. Для украшения одежды женщины выбирают лучший узор — « сермат ». В старину они были символами семейной принадлежности. Женщины эрзи были наделены чувством меры. Интуитивно, не зная конструирования и моделирования одежды, она сшила шедевр. Благородно смотрелись красные и черные вертикальные полосы на белом полотне. Широкий пояс «пулай» с длинными черными прядями подчеркивал бедра и выглядел стройнее. Съемные украшения — обязательное дополнение к одежде. Это колье разной длины и разной длины, воротники из бисера, фибула-сюльгамо, значки и бубенцы.

Свадебные традиции мордвы

Даже в наше время мордовский народ придерживается старинных обычаев. Одним из самых главных событий в жизни человека является свадьба. Ещё пару веков назад бракосочетание совершалось разными способами: уходом или самокруткой, сватовством.

Первый вариант подходил для представителей низших социальных слоёв, бедняков, что не могли позволить себя расходы на праздник. Второй вариант у мордвы был более распространён. Он предполагал проведение важных обрядов, отправление сватов, предварительные переговоры между будущими родственниками.

Девичья баня – свадебный обряд мордвы / Laurence Griffiths

Накануне свадьбы невеста должна была пройти ритуал очищения. Называли его “девичьей баней”. Для мордвы особую священную силу имела вода, почитание которой сохранилось с языческих времён до нашего дня. Перед бракосочетанием невеста должна была очиститься от грехов и недобрых сил, что могли подойти к ней.

Не менее важным обрядом было “причитание над кашей”. Он заключался в подношении родственницами каши (иногда её заменяли лепёшками). Получая их, невеста благодарила и начинала жаловаться на свою судьбу. Да, это было обязательным аспектом подготовки, даже если девушка с нетерпением ждала праздничного дня и была влюблена в своего жениха.

В старину такие причитания могли продолжаться около недели, а позднее сократились до нескольких дней. Сегодня подобной традиции мордвы практически нельзя увидеть, однако путешественники рассказывают, что в отдалённых селениях ещё сохранился однодневный обряд жалоб и плача. По его завершению невеста дарит своей лучшей подруге кольцо или гребень, перевязанный лентой. Такой подарок символизирует прощание с девичеством.

Финальной и самой торжественной частью свадьбы является забирание невесты. В этом обряде участвуют крёстные мать и отец жениха и уредев (человек, который должен охранять повозку). Интересно, что свадьба у мордвы представляет собой сложную структуру, где есть даже свои “чины”.

Свадебная традиция мордвы – забирание невесты / penza-press.ru

Религия

До начала христианизации населения мордвы исповедовали язычество и поклонялись природным силам. Материального изображения идолов не было. У нации имелось основное божество, ряд второстепенных богов и многочисленные духи.

Среди магических существ особое значение имело женское начало. Например, покровителя земли, леса, огня, ветра, воды и дома почтительно именовали матерью. Согласно документальным источникам, в те времена имело место многоженство. Тем не менее у мордовского народа женщина и мужчина обладали одинаковыми правами.

После крещения некоторые языческие традиции сохранились и перемешались с новыми обычаями. Наиболее ярко это прослеживается при праздновании Светлой Пасхи и Рождества. Ряд старинных ритуалов четко выделяется при проведении свадебного торжества или на похоронах.

В древности религия Мордвы предполагала тесное сплетение мира мертвых и живых. При выборе нового погоста первого человека хоронили в вертикальном положении, вручая в руки посох. С этого момента он носил статус старейшины кладбища.

Важнейший элемент наряда

Одним из важнейших компонентов этого костюма является пояс — пулай. Он существовал в двух разновидностях: с валиком и без него. Изготавливали его из прямоугольного куска холста и втачивали внутрь картон или войлок. На его внешнюю сторону наносили узорную вышивку и разнообразные декоративные украшения.

Именно эту составляющую мордовский народный костюм позаимствовал у эрзян. По традиции, надевала его девушка в день совершеннолетия и после этого должна была носить постоянно, не снимая.

В отличие от повседневного пулая, праздничный был украшен очень богато. Там присутствовал разноцветный бисерный узор, монеты, цепочки, пуговицы. С самого низа пояса почти до колен спускалась шерстяная бахрома. Для ежедневного использования пулай был черный, а нарядным считался зеленого или красного цвета.

По краям свисали разнообразные подвески. Состояли они из железного каркаса из нескольких рядов проволоки или узкого плетеного ряда звеньев. Туда крепились бубенчики, мелочь, изделия из бисера и цепочки. Несмотря на то что он сохранял определенный рисунок и декорировался согласно древним традициям, но все-таки иногда разрешалось проявлять самостоятельность в его украшении.

Именно этот элемент в костюме являлся показателем территориальной принадлежности и финансовой состоятельности владелицы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector