Нормативы экзамена на оранжевый пояс с синей нашивкой 9 кю
Содержание:
- Цвет пояса в каратэ шотокан
- ШО-ДАН (черный пояс)
- Значение цвета пояса в карате
- Сколько поясов в карате, как расположены по цветам
- Иерархия поясов
- Додзё Кун
- Даны в карате
- Разговаривать не надо…
- Завязываем пояс, способ первый
- Назначение и общие правила ношения
- Будьте сильными
- ЖЕЛТЫЙ ПОЯС (ВОСХОД СОЛНЦА)
- Что значит пояс?
- Система кю в карате и соответствие цвету пояса
- Заказывать доски надо втайне
- Цвета поясов в айкидо по порядку
Цвет пояса в каратэ шотокан
У каждой школы каратэ есть свои особенности в цветовых обозначениях. Своя цветовая иерархия и введение отличительных полосок. Существует и множество интерпретаций значений самих цветов. Например, белый цвет – цвет начала всех начал, а зеленый – цвет духа приносящего плоды от тренировок и занятий. Подобных версий существует великое множество и перечислять их можно бесконечно
Мы же акцентируем внимание именно на градации поясов, покажем путь оби от белого до черного, который свойственен только каратэ шотокан
Степени мастерства оцениваются в КЮ (яп. «степень, ранг») и ДАН (яп. «уровень,ступень»). Кю – ученические уровни, Дан – это новый этап каратэки, в котором он из ученика переходит на новую ступень и становится мастером. Значение Кю и Дан противоположны, чем больше Дан тем выше мастерство. Кю исчисляется от 12 к 1, Дан от 1 к 10.
Полоски на поясе каратэки
Помимо цвета пояса, к отличительным знакам относятся полоски на оби. В каратэ шотокан градация по полосам идет только на самых первых этапах обучения, только на белых поясах. В других школах каратэ полоски могут нашиваться и на цветные оби. Разберем, как пришить полоски на пояс. Существуют несколько правил нанесения полосок. Ширина полоски должна составлять 1-1,5см.. Расстояние от края пояса до первой нашивки составляет 5-10 см., расстояние до следующей полоски 1-2см.
Цель каратэки это получение степени дана, стремление к черному поясу. Конечно же, это большое событие признание мастерства. Способ изготовления его отличается от цветных поясов, черный пояс уже именной. В то время как цветные пояса меняются, черный пояс остается один на всю жизнь. В статье «Потёртость чёрного пояса — степень мастерства» мы уже рассказывали какое значение имеет оби для мастера.
Это интересно: Какова история возникновения денег: излагаем обстоятельно
ШО-ДАН (черный пояс)
1. Кихон:
- из зенкуцу-дачи гедан-барай
- 1 — ой-дзуки: санбон-дзуки (джодан\чудан\чудан) м
- 2 — гяку-дзуки: санбон-дзуки (чудан\джодан\чудан) (вращение)
- 3 — сото-уке / энпи /(вращение) уракен / гяку-дзуки (энпи в киба-дачи, гяку-дзуки в зенкуцу-дачи)
- из кокуцу-дачи
- 3 — (вращение) шуто-уке / кизами-гери / нукитэ (нукитэ в зенкуцу-дачи)
- из зенкуцу-дачи : гедан-барай
- 4 — мае-гери + маваши-гери / гяку-дзуки м
- из зенкуцу-дачи : гамае
- 5 — мае-гери + йоко-гери / гяку-дзуки
- 6 — Х мае-гери / маваши-гери (той же ногой)
- 7 — Х маваши-гери / кэкоми (той же ногой)
2. Ката:
- обязательное ката из: Хейан 1-5 и Текки-Шодан
- произвольное ката из : Бассай-Дай, Канку-Дай, Джион, Энпи
3. Кумитэ: Джиу-Кумитэ (два поединка)
4. Кумитэ WKF: 3 боя х 3 мин;
5. Теория: судейство поединков в качестве рефери
Значение цвета пояса в карате
Пояс в карате служит для того, чтобы держать запахнутым кимоно во время тренировок и соревнований. Но это не основная задача. Он значит для каратиста намного больше, вне зависимости от того, где занимается спортсмен, — в Японии, России или любой другой стране мира
Многие болельщики знают о важности этого элемента костюма, но не представляют, сколько разновидностей карате оби существует
Согласно японской философии боевых искусств затянутый пояс является символом бесконечности, возможности постоянного самосовершенствования, а узел связывает человека как личность с центром Вселенной. Пояс не принято стирать. Он является символом огромного количества пота, крови пролитых за годы тренировок. Каратисты очень дорожат оби, его не меняют, не дарят, носят постоянно на тренировках или соревнованиях.
Цвет пояса, которым затянуто кимоно, символизирует уровень достигнутого спортсменом мастерства. Существует определенная градация: ученический — кю, пояс мастера — дан. Последовательность получения поясов разного цвета остается неизменной:
- Белый пояс — символ начинающего спортсмена, еще ничего не добившегося в единоборствах. Это пустая чаша. Задача учителя — наполнить сосуд знаниями и мастерством. Такой пояс носят с первого занятия.
- Желтый цвет оби говорит о том, что новичок упорно тренировался, пролил литры пота, который и окрасил аксессуар. Получают желтый пояс после полугода занятий при успешной сдаче экзамена.
- Оранжевый пояс — показатель стабильности и внутреннего спокойствия спортсмена. Он уже встретил огромное количество рассветов, постигая мастерство боя. Пот, кровь и солнечные лучи придали поясу оранжевый окрас.
- Зеленый пояс получают бойцы с хорошей техникой, отлично понимающие, для чего им нужны занятия и способные на принятие самостоятельных решений, это олицетворение зелени природы, ее и спортсмена зрелости.
- Значение красного — пролитая на тренировках или в состязаниях кровь (своя или многочисленных соперников), показатель упорства, присущего бойцу.
- Синий — спортсмен в бою способен действовать мудро, используя против соперника даже его собственные преимущества. Олицетворяет водную и воздушную стихии, без которых невозможно существование ростка, коим является ученик.
- Фиолетовый пояс свидетельствует о высокой степени духовной и физической составляющей, готовности ученика стать мастером.
- Коричневый пояс — знак наивысших достижений ученика, символ успешного развития, земли, могучего дерева, уходящего в нее корнями.
Первый дан приблизительно соответствует категории мастера спорта. Далее даны увеличиваются в соответствии с заслугами спортсмена. Высший 10 дан имеют всего несколько человек в мире за особые заслуги в этом виде спорта.
Белый пояс символизирует пустую чашу, его носят начинающие спортсменыЖелтый цвет — это литры пота, окрасившие оби за полгода упорных тренировокОкрас оранжевому поясу придали пот, кровь и солнечные лучиЗеленый оби — показатель зрелости каратистаКрасный цвет олицетворяет пролитую на соревнованиях кровь, подчеркивает упорство, присущее бойцуСиний пояс — символ мудрости спортсмена, это цвет водной и воздушной стихий, так необходимых для его ростаФиолетовый пояс — показатель готовности ученика стать мастеромКоричневый оби — знак наивысших достижений ученикаОбладатели 1 дана получают право носить черный пояс
Сколько поясов в карате, как расположены по цветам
В каратэ преобладает японская система деления учеников. В ней выделяют 9 ступеней, для каждой из которых придуман свой цвет, олицетворяющий полученные навыки. Последовательность цветов такова:
- белый;
- золотистый (желтый);
- оранжевый;
- зеленый;
- красный;
- фиолетовый (темно-синий);
- коричневый;
- темно-коричневый;
- черный.
Примечательно, что каждый пояс присваивается только по результатам сданных экзаменов и тестовых заданий. Только успешно преодолев все испытания, человек доходит до высших регалий. Для него шьют черный пояс, на котором специальной вышивкой сделано его имя и дан. Регулярные тренировки сильно изнашивают ткань пояса, поэтому черный отшивается из белого, поверх которого нашивают плотную черную ткань. Он присваивается только единожды и на всю жизнь. Каждый цвет имеет свое особое значение.
Древние верили, если вокруг талии бойца болтаются лохмотья, бывшие когда-то тканью, это указывает на постоянные усиленные тренировки и высокой статусе. Кроме того, цвет может указать на факт достижения определенного мастерства. Чтобы получить черный пояс нужно сдать соответствующие экзамены и получить признание вышестоящих мастеров.
Белый
Белоснежный пояс, которым каратисты подвязывают кимоно, говорит о потенциале бойца. Каждый человек приходит в боевое искусство чистым, словно пустая тетрадь, которую нужно наполнить мудростью и опытом. Белый цвет символизирует эту чистоту и открытые возможности.
Желтый
Золотистый пояс – это символ завершения начального этапа подготовки. Экзамен на аксессуар желтого цвета сдается уже спустя полгода после начала обучения. В этот момент человек учится постигать собственное тело, настраивать его на нужную работу, вкладывать в удары энергию всего тела и силу туловища.
Этот этап обучения предполагает физические и психологические тренинги, где ученик постигает умиротворение с самим собой и учится концентрироваться на поставленных целях. Желтый цвет говорит о том, что начальный этап подготовки пройден, и боец может приступать к более серьезному обучению.
Оранжевый
Когда желтый цвет тускнеет, это указывает на то, что боец тренируется с должной усердностью и уже достиг определенной стабильности. Пришла пора переходить на аксессуар оранжевого цвета, который символизирует порядок в мыслях человека и его физическом состоянии.
Усиленные тренировки получают определенный порядок, становятся более спокойными и размеренными. Теперь ученик работает над выносливостью и силой духа. Техника в этот период скорее всего наработана, остается работать только на улучшение.
Зеленый
Этот цвет символизирует новый этап в обучении, где ученик должен выбрать, что для него в карате важнее, восприимчивость или чувственность. Эти качества помогут в дальнейшем применять навыки без лишних мыслей.
Красный
Пятый по счету кю. Красный цвет олицетворяет кровь, пролитую в честном бою. Это еще один важный этап подготовки и переход к новому более сложному уровню обучения.
Синий
В другой интерпретации, фиолетовый пояс, показывает огромные возможности и хорошую технику бойца. В то же время это этап психологического обучения, где человек учится подстраиваться под обстоятельства, стойко переживать трудности и выживать в тяжелых условиях. Сложный и насыщенный этап подготовки мастера.
Коричневый
Время проявления творческих способностей в каратэ. Не многие удостоены столь высокого звания. Но останавливаться на этом не стоит, регалии за высшее мастерство еще впереди.
Темно-коричневый
Самая высокая ступень перед званием «мастер». Человек уже постиг мудрость и получил необходимые навыки, его техника находится на высшем уровне, усердные тренировки помогают совершенствовать свой опыт борьбы.
Черный
Черный цвет – это степень высшего мастерства бойца. Получив пояс, человек должен самостоятельно думать о самосовершенствовании, регулярно проводить психологические тренинги и оттачивать полученные навыки боя.
Иерархия поясов
Пояс в каратэ показывает определенную степень достижений спортсмена в боевом искусстве. В зависимости от уровня мастерства этот атрибут одежды делится на два класса:
- кю – ученические пояса;
- дан – мастерские пояса.
Ученические разряды начинаются с 9 (кю) степени, а затем (по мере совершенствования профессиональных навыков) доходят до 1(кю) степени. То есть чем меньше цифра, тем выше уровень владения учеником боевым искусством. При достижении наивысшего ранга в ученическом разделе спортсмену присваивается дан.
Со временем меняется окрас пояса. Это сигнализирует о том, что боец «не стоит на месте» и развивает не только технические навыки, но и внутренний мир. В каратэ выстроена последовательная система получения поясов. Ее суть состоит в следующем: невозможно обрести пояс оранжевого цвета, миновав желтый.
Ниже представлена очередность присвоения поясов в зависимости от мастерства спортсмена:
- белый – его получают новички;
- желтый;
- оранжевый;
- зеленый;
- красный;
- фиолетовый;
- коричневый;
- черный – его обладатели – мастера, достигшие высочайшей степени развития.
Примечательным является тот факт, что черный пояс изготавливается на основе белого и на нем в отличие от остальных вышиты инициалы бойца. Среди мастеров каратэ ходит поверье, что когда черная ткань истирается и начинает свисать в виде лохмотьев, то боец достиг просветления.
Кроме того, в каратэ существуют и иные варианты градаций, например, киокушинкай и шокотан. Так, при первой системе у лучших мастеров боевого искусства появляются цветные полосы на поясе. Однако вне зависимости от системы ранговости повышение степени мастерства везде одинаковое – боец должен достигнуть определенного возраста и сдать экзамен. Уровень мастера или ученика в каратэ может быть присвоен пожизненно.
Это интересно: Каким был Тутанхамон?
Додзё Кун
Клятва Киокушинкай Каратэ
- Мы будем тренировать наши сердца и тела для достижения твёрдого и непоколебимого духа. Клянусь! (яп. 一、我々は心身を練磨し 確固不抜の心技を極めること хитоцу, варэ варэ ва, синсин о рэммаси, какко фубацу но синги о кивамэру кото)
- Мы будем следовать истинному смыслу воинского пути, чтобы наши чувства всегда были наготове. Клянусь! (яп. 一、我々は武の真髄を極め 機に発し感に敏になること хитоцу, варэ варэ ва бу но синдзуй о кивамэ, ки ни хасси, кан ни бин нару кото)
- С истинным упорством мы будем развивать в себе дух самоотрицания. Клянусь! (яп. 一、我々は質実剛健を以って 克己の精神を涵養すること хитоцу, варэ варэ ва сицудзицу го:кэн о моттэ, дзико но сэйсин о канъё: суру кото)
- Мы будем соблюдать правила этикета, уважать старших и воздерживаться от насилия. Клянусь! (яп. 一、我々は礼節を重んじ 長上を敬し粗暴の振舞いを慎むこと хитоцу, варэ варэ ва рэйсэцу о мондзи, тё:дзё: о кэйси, собо: но фурумай о цуцусиму кото)
- Мы будем чтить наших богов и никогда не забудем истинную добродетель скромности. Клянусь! (яп. 一、我々は神仏を尊び 謙譲の美徳を忘れざること Хитоцу, варэ варэ ва симбуцу о то:тоби, кэндзё: но битоку о васурэдзару кото)
- Мы будем стремиться к мудрости и силе, не ведая других желаний. Клянусь! (яп. 一、我々は智性と体力とを向上させ 事に望んで過たざること хитоцу, варэ варэ ва тисэй то тайрёку то о ко:дзё: сасэ, кото ни нодзондэ аяматадзару кото)
- Всю нашу жизнь через карате мы будем стремиться исполнить истинное предназначение пути Кёкусинкай. Клянусь! (яп. 一、我々は生涯の修行を空手の道に通じ 極真の道を全うすること хитоцу, варэ варэ ва сё:гай но сюгё: о карате но мити ни цу:дзи, кёкусин но мити о матто: суру кото)
Даны в карате
Обладателем 1 дана может стать ученик, достигший духовной зрелости, имеющий высокие спортивные показатели. Ему должно быть не менее 16 лет. Предварительно необходимо сдать сложный экзамен.
2 дан — признание того, что мастер виртуозно овладел техникой борьбы. Ему остается совершенствоваться в духовном плане. Его присваивают после 20 лет.
3 дан — следующая ступень достижений. Для его получения необходимо выиграть или занять второе место на международных соревнованиях. 3 дан присваивают мастерам, достигшим 30 лет.
Обладатели 4 и 5 дана — профессионалы высшего порядка, полностью посвятившие себя единоборствам. Такого уровня бойцы достигают обычно к 40 годам. Они становятся наставниками не только для учеников, но и для менее титулованных мастеров.
Бойцы имеющие 6, 7, 8 даны, являются наставниками. Их приглашают в качестве судей на соревнования, считают законодателями традиций. Мастера такого ранга уже не проводят тренировки и не берут учеников.
Карате — очень красивый и динамичный вид единоборств, позволяющий действовать молниеносно, обходиться без оружия. Именно поэтому он не теряет своей популярности. Совсем недавно сбылась мечта многих мастеров и поклонников данного вида спорта — он включен в программу Олимпийских игр 2020 года. Но и без этого каждый год тысячи новичков приходят в спортивные залы и повязывают свой первый белый оби.
Последовательность присвоения данов зависит не только от мастерства, но и от возраста бойцаМастер, заслуживший 10 дан, носит именной оби красного цвета
Разговаривать не надо…
Для тех, кто вдохновился и решил, как Ояма, основать свой стиль, приводим расписание сенсея. Мастер придерживался его в молодости, во время аскетичной жизни в горах, период недолгий, но очень плодотворный.
— четыре часа утра — подъём. Медитация с закрытыми глазами — 10 минут. Бег трусцой по горам — два часа;
— восемь часов утра — трапеза, совмещающая завтрак и обед;
— девять часов утра — начало тренировок. Десять раз выполнить комплекс из пяти упражнений (поднять 20 раз 60-килограммовую штангу, отжаться на пальцах 20 раз, отжаться в стойке на руках 20 раз, подтянуться на перекладине 20 раз, нанести по 20 ударов кулаком справа и слева в макивару);
— отдых;
— 11 часов утра — выполнение ката;
— два часа дня — поднятие тяжестей. Поднять 60-килограммовую штангу 20 раз, затем постепенно наращивать нагрузку. Сделать 1000 отжиманий: 200 раз на двух пальцах, 200 раз на четырёх пальцах, 400 раз на пяти пальцах. Перед каждым комплексом делать небольшой перерыв. Иногда для разнообразия делать 1000 отжиманий на кулаках с перерывом после 500.
Ну и так далее, до пяти часов вечера. В списке ещё разбивание камней, разработка приёмов спарринга, лазание по канату и другие увлекательные занятия.
Завязываем пояс, способ первый
Как правильно завязывать пояс на кимоно? Этому мы сейчас и будем учиться.
Возьмите пояс обеими руками у его середины таким образом, чтобы свободные концы свисали эмблемой школы справа и фамилией слева лицом друг к другу, то есть внутрь получившейся складки. Большие пальцы рук должны быть снизу.
Приложите пояс к талии и, скользя одновременно обеими руками вокруг туловища назад, а затем обратно вперед, оберните его вокруг себя. Уложите пояс так, чтобы он лежал ровно, один слой над другим
Внимание:
при этом способе на спине у вас будет находиться пересечение слоев.
Теперь концы пояса должны быть в ваших руках спереди. Конец, находящийся в правой руке, наложите поверх левого, а затем подверните его снизу под оба слоя пояса и достаньте.
Теперь справа должен быть конец с эмблемой школы, направленный вниз и вправо, а слева — конец с фамилией, направленный вверх и влево
Потянув за оба конца по диагонали, подтяните пояс. Не располагайте концы ровно вверх и вниз, пусть они будут расположены на одной линии и под углом к вертикали примерно 45 градусов.
Согните правый конец пояса влево так, чтобы получилась небольшая петля, и расположите вдоль талии эмблемой школы вверх. Левый конец должен быть сверху!
Затем левый конец пропустите снизу вверх в петлю.
Аккуратно затяните узел, проверьте, равны ли длины концов. При необходимости развяжите узел, сдвиньте пояс вокруг талии в нужную сторону и завяжите снова. Готово!
Назначение и общие правила ношения
Прежде чем учиться, как правильно завязывать пояс на кимоно, рассмотрим, для чего он предназначен. Какая его ценность? Традиционно пояс оби в Японии служит для подвязывания одежды и ношения различных предметов — от кошелька и веера до самурайского меча. Однако кроме утилитарной функции в каратэ, как и во всем на Востоке, пояс оби обладает глубоким символическим смыслом. Цвет пояса и количество полосок-нашивок обозначают степень мастерства, левый свисающий конец символизирует силу духа, а правый — физическую силу занимающегося. Согласно философии Дзэн-буддизма, между силой духа и физической силой должна быть достигнута полная гармония. В знак того, что каратист стремится к такой гармонии, концы завязанного им пояса должны свисать на равную длину
Вот поэтому важно знать, как завязывать пояс на кимоно
Обернутый вокруг тела пояс оби также символически напоминает круг, что в восточной культуре олицетворяет всемирную гармонию и вечное движение. Пояс носят так, чтобы на левом конце снаружи была видна эмблема школы каратэ, а на правом — фамилия занимающегося, написанная или вышитая иероглифами катаканой. Пояс затягивается так, чтобы узел был тугим и располагался на четыре пальца ниже пупка занимающегося. Считается, что таким образом узел будет постоянно находиться над «хара» — центром средоточия жизненной энергии человека, и способствовать достижению правильной концентрации.
Будьте сильными
Сердца и тела подопечные Артёма Леонова тренируют в двух залах. В первом в основном проходят спарринги, а во втором в помощь спортсменам множество инвентаря. Каратисты используют снаряды, «железо», боксёрскую грушу, резинки, мячи и так далее.
«Тренировки очень разные. Надо чередовать виды нагрузки — это полезно и для тела, и для психики. Когда спортсмен набрал физической силы, мы больше работаем над тактикой, чувством ритма и дистанции, отрабатываем технику», — говорит тренер.
Киокушин — силовой стиль. Ояма завещал: «Будьте сильными». А ещё мудрый японец был уверен, что «карате без тамешивари — это как дерево, не приносящее плодов».
«Тамешивари — это показатель качества удара. Его реальную силу можно увидеть, разбивая что-то твёрдое. Ведь когда спортсмены дерутся друг с другом, непрофессионалам со стороны непонятно, насколько сильны удары, — рассказывает Артём Леонов. — А если каратист ногой разбил четыре бейсбольные биты или рукой расколол бетонный блок, то даже непосвящённым становится всё ясно».
ЖЕЛТЫЙ ПОЯС (ВОСХОД СОЛНЦА)
Желтый пояс – уровень утверждения. Он соответствует третьему позвоночному центру, Манипура Чакре, элементом которого является Огонь. До желтого пояса ученик концентрировался на чисто физическом мастерстве – балансе, устойчивости, координации глаз и рук и общей технической способности.Желтый пояс требует от него серьезного обдумывания не только физической подготовки, динамического баланса и координации, но и психологических аспектов тренировки – восприятия, осознания, утверждения и других проявлений силы воли. Элемент Огня оживляет нас и заставляет осознать физическую силу воли в каратэ.Ученик с желтым поясом принимает свой интеллект и сознательность при координации базовых физических понятий каратэ с его собственным умственным потенциалом. Он становится более уверенным в своих растущих способностях и более решительным в своих действиях. Он совершенствует свое знание каратэ и учится выполнять все движения четко и правильно
Это жизненно важно, потому что если не обращать внимание на техническую точность, продвижение ученика к более высоким степеням станет исключительно трудным
Попытка координировать тело и ум в целях технического совершенства впервые осуществляется через тренировку, нацеленную на увеличение скорости в технике без потери формы. Понять, как применить силу через технику, прогресс вдвойне. Первый шаг – тренировка правильной базовой техники и ее внедрение в физическую и умственную системы. Поняв это, желтый пояс движется далее, ко второму этапу, объединяя правильную технику со скоростью.
Тренировка на тяжелых мешках, макиваре или энергичное кумитэ (спарринг) необходимы главным образом для подготовки тела для преодоления значительных усилий, объединенных со скоростью. Мозолистые кулаки или сильный захват не оправдывают цели, если боец не овладел координацией правильной техники и скорости. Мелочные психологические недостатки, такие, как мстительность, пессимизм, преувеличение и неискренность, должны быть встречены с полной серьезностью, и нужно приложить все усилия, чтобы контролировать их. Отводя важную роль уму в каратэ, желтый пояс не забывает о том, что тело должно быть сильным, в хорошем состоянии. Он должен тренироваться с энтузиазмом, потому что он понимает, что именно через физическую тренировку развивается ум. Как утверждал сосай Ояма «подвергать себя энергичным тренировкам нужно более ради того, чтобы выковать в себе твердый дух, который сможет победить собственные эгоистические интересы, чем ради развития сильного тела». «Желтый пояс» должен понять, что именно ум владеет телом. Страхи преодолеваются если им уверенно противостоять. Сосай Ояма говорил об искусстве контроля плоти умом. Он сам был свидетелем того, как священник дзен сунул руку в котелок с кипящей водой, не нанеся себе никого вреда. Священник напомнил молодому Ояме: «Ты можешь сделать все, если только будешь действовать уверенно». «Сущность каратэ является тренировка ума через тело. Вот почему каратэ, способное придать такую силу, не должно быть использовано не правильно или искаженно. Искусство каратэ стремится к чему-то более глубокому, чем просто культ физической силы» (Масутацу Ояма)
Сосай Ояма постоянно подчеркивал на тренировках, что нужно сфокусировать концентрацию в единой точке нижней части живота, расположенной в области под пупком – танден. Это хранилище творческой психической энергии и физический центр баланса. Производство энергии в этом центре, в противоположность энергии рук и плеча, можно сравнить с выстрелом из заряженного ружья. Вы берете пулю в руку, и бросаете ее как можно сильнее, но вам все равно не удается такую же силу удара, как при выстреле из ружья. Таким образом, разрушительная сила пули присуща не самой пуле; она более зависит от пороха и калибра ружья. То же можно сказать и о силе удара; практически она зависит не от руки, а от энергии, которая вырабатывается в теле. Конечно, сила в руке особенно захват, имеет большое значение, давая возможность выразить эту энергию. Мягкая губковая пуля, выпущенная из ружья, обладает куда более меньшей разрушительной силой, чем свинцовая. Слабая рука не может поддержать энергия, правильно выработанную танден.
Желтый пояс – это последний уровень в ряду уровней для начинающих. Здесь каратэка начинает чувствовать, что может непосредственно контролировать свою жизнь и свое оружие.
Что значит пояс?
Пояс, как и все движения данного вида единоборства, деталь не случайная. Он служит не только аксессуаром, создающим удобство во время тренировок, боя. Цвета пояса символизируют необходимость постоянного совершенствования, работы над телом и духом, познания высших степеней мастерства.
Символом мастерства обладателя, является цвет его пояса. Считается, что:
- Начинающий ученик имеет белый цвет пояса, символизирующий чистый лист – отсутствие навыков, духовных знаний.
- Желтый – характеризует многочисленные тренировки, в процессе которых пояс пропитывается потом, постепенно становясь коричневым.
- С годами непрерывных упражнений, он приобретает черный цвет.
Это означает достижение самого высокого мастерства. Однако, что бы постичь полное духовное просвещение, пройти весь путь познаний, пояс должен стать снова белоснежным выгорев – от солнца. Это значит, что ученик достиг всех тайн мастерства и больше не требует советов наставника.
В настоящее время разные школы применяют свои системы оценивания навыков учеников. Некоторые используют до 11-ти цветов поясов. Но основные цвета – остаются неизменными.
Система кю в карате и соответствие цвету пояса
Система кю позволяет новичку путем длительных тяжелых тренировок стать настоящим мастером. Получая после изнурительных тренировок и сложных экзаменов карате оби определенного цвета (они следуют по порядку), боец понимает, что мастерами оценен его труд, признан психологический рост, очередное улучшение технических возможностей. Цвет каждого оби имеет сакральное значение. Ученики имеют право носить пояса в карате от белого до коричневого. Мастера — черный с вышитыми на нем собственными инициалами. В зависимости от достижений ученика ему выдают карате оби определенного цвета:
- белый соответствует начальному уровню 9 кю;
- желтый — получают ученики 8 кю;
- оранжевый присваивают спортсмену 7 кю уровня;
- зеленый — 6 кю;
- красный — 5 кю;
- синий — 4 кю;
- фиолетовый — 3 кю;
- коричневый более светлого отенка — 2 кю;
- темно-коричневый — 1 кю.
Порядок присвоения бойцу каждого следующего пояса неизменен — он должен показать мастерство владения приемами, успешно сдать очередной экзамен. Получив коричневый пояс, ученик вправе самостоятельно решать, когда переходить на следующий уровень. Получая черный пояс, спортсмен становится мастером, обладателем 1 дана. Человек, получивший такой пояс, может стать учителем и гармонично (физически и духовно) развивать тех, кто пришел к нему перенять опыт.
Продолжая тренировки, он увеличивает собственное мастерство, набирается жизненного опыта, мудрости. Дальнейшее совершенствование позволяет мастеру получить 2, 3 и последующие даны. Они означают особое мастерство учителя, это символ его заслуг. Сегодня всего несколько человек являются обладателями высшего — 10 дана.
Порядок присвоения бойцу каждого следующего пояса неизменен — он должен показать мастерство владения приемами, успешно сдав очередной экзамен
Заказывать доски надо втайне
На что смотрят судьи на поединках? Всё понятно, если есть нокаут. Если же спортсмены держатся на ногах — их оценивают по степени нанесённого ущерба.
«То есть когда судьи видят, что один из участников поединка не падает, но, мягко говоря, не очень хорошо себя чувствует, тогда второму спортсмену отдают победу», — объясняет президент федерации.
Кроме того, если каратисты идут вровень, на некоторых чемпионатах для определения победителя используют тамешивари.
«После третьего раунда назначают тамешивари. Спортсмены заказывают определённое количество досок, которые кладут друг на друга, — говорит Артём Леонов. — Причём заказывают втайне от своего соперника. Например, я заказал пять, а противник четыре. Если мы оба их разобьём — я выиграл».
Если же противники заказали равное количество досок и оба их разбили, то всё повторяется, но уже в другой технике. В полуфиналах начинают с ребра руки, затем — локоть, кулак, пятка. В финалах первым будет удар локтем, потом кулаком, пяткой, ребром руки.
Цвета поясов в айкидо по порядку
Последовательность цветов поясов в айкидо в зависимости от стиля или даже школы в рамках одного стиля может существенно видоизменяться. Так, в некоторых додзё вы можете увидеть айкидок только с двумя типами поясов – белым и чёрным.
Где-то можно заметить промежуточный вариант – коричневый пояс, символизирующий скорый переход из разряда новичков в мастера. Тем не менее, чтобы не углубляться в особенности каждой школы в отдельности, рассмотрим цвета поясов в айкидо максимальной градации.
Поясная система Айкидо Айкикай
- 6 кю – белый пояс, первоначальный ученический уровень традиционного стиля айкидо. Строго говоря, что перед сдачей на 6 кю, что после неё айкидока носит белый пояс.
- 5 кю – жёлтый пояс, торжественно вручающийся айкидоке после успешной аттестации.
- 4 кю – красный пояс, символизирующий углубление знаний и техник айкидо по сравнению с предыдущим уровнем.
- 3 кю – зелёный пояс, очередная ступенька в поясной системе айкидо и роста айкидоки как ученика.
- 2 кю – синий пояс, соответствующий достаточно высокому уровню владения техниками айкидо.
- 1 кю – коричневый пояс, его обладатель после упорных тренировок может рассчитывать на получения первой мастерской степени.
- 1 – 10 дан – чёрный пояс, который носят все мастера айкидо выше первого дана.
Пояса по порядку в Айкидо Ёсинкан
- 10, 9 и 8 кю – белый пояс в школах Ёсинкан, где аттестация учеников начинается с 10 кю.
- 7 кю – жёлтый пояс. Первый цветной пояс в Айкидо Ёсинкан. Как и предыдущие степени отсутствует в традиционном Айкидо Айкикай.
- 6 кю – оранжевый пояс, очередная точка роста бойца в градации поясной системы айкидо.
- 5 кю – зелёный пояс, вручается «ёсинкановцам», достигшим соответствующего уровня мастерства.
- 4 кю – синий пояс, последняя ступенька перед получением старшей ученической степени.
- 1 – 3 кю – коричневый пояс, соответствующий старшим ученическим степеням айкидо.
- 1 – 10 дан – чёрный пояс, признание высокого мастерства айкидоки.
Негласный этикет в Айкидо градации поясов
Поскольку разные стили и школы айкидо часто придерживаются своих собственных градаций в поясной системе, было выработано негласное правило посещения больших спортивных мероприятий, позволяющее сделать мастерство участников более очевидным.
Айкидоки, имеющие младшие ученические степени (пояса от белого до синего), приходят в белых поясах. Обладатели коричневых и чёрных поясов оставляют их на своих бёдрах. Таким образом, всех посетителей можно разделить на три группы: младший ученик, старший ученик и мастер, что чётко определяется цветом пояса айкидо.