Молдавский национальный костюм
Содержание:
Разновидности поясов
В молдавском национальном костюме, и у мужчин, и у женщин, большое значение придавали поясам. Их заговаривали, дарили на свадьбы, считая, что правильный пояс принесет счастье, благосостояние или хороший урожай. У женщин они символизировали возраст, у мужчин достаток. Девушки подпоясывали юбку шелковыми или сатиновыми поясами, а крестьянки в возрасте – шерстяными.
Мужчины из богатых семей изготовляли пояса на заказ. Использовали кожу с металлическими вставками, а бедняки пользовались обычной веревкой.
Глядя на молдавский костюм, не перестаешь удивляться тому, сколько радости и позитивной энергии сумели древние мастера вложить в свои изделия. Конечно, в современном мире ему находится место только на праздниках, мероприятиях, посвященных народному творчеству и в музеях. Сложный узор, яркие краски, разнообразные элементы делают национальный костюм молдаван произведением искусства.
Немного истории
Традиционный этнический костюм складывается веками, и каждая деталь в нем имеет особое значение. В народном костюме Молдавии отразились, как в зеркале, особенности жизни народа на этой щедрой на богатые урожаи земле. Одежда с национальным узором из листьев, цветов и плодов, украшенная искусной вышивкой, отличает молдавский старинный костюм.
На сегодняшний день элементы и традиции костюма проявляются и в повседневной одежде, которую носят в сельской и иногда даже в городской местности. Все богатство и красота традиционного убранства особенно заметны во время праздников, свадеб и фестивалей этнической музыки и танца Молдавии.
Молдавский костюм зародился во времена, когда ткани для одежды крестьянки изготавливали сами, в условиях изолированного от городов натурального хозяйства. В селах ткали и пряли, девушки вышивали рубашки, готовили приданое к свадьбе.
Начиная с 14 века, на территории Молдавии были построены прядильные, ткацкие мастерские и ремесленные цеха. Знатные местные бояре постепенно развили ткацкую промышленность. Изысканные материалы фабричного производства, такие, как шелк, сатин и кашемир, начали появляться и использоваться для пошива национальных костюмов только в 19 веке. Тогда же в моду вошли и тонкие передники из полотна, шелковые полотенца с бахромой, которые надевали на голову замужние женщины.
Тулупы и шапки из барашка, войлочные шляпы и обувь, а также безрукавки для мужчин и женщин поставляли селянам ремесленники. Таким образом, сложился характерный по внешнему виду для всех районов Молдавии оригинальный национальный костюм.
Мужской национальный костюм
Рубашка
Мужчины носили менее яркую и красочную одежду. Хлопчатобумажные или льняные рубахи носились навыпуск и подпоясывались различными поясами.
Самым древним и самым популярным была косоворотка, похожая на тунику с круглым воротником, разрезанным посередине. Молодые парни в основном носили богато украшенные косоворотки. Вышивались мелким ярким узором манжеты, края ворота и низ рубахи.
Рубаха на кокетке вошла в моду в начале ХХ века и понемногу завоевала популярность среди мужского населения, вытеснив косоворотки.
Штаны
Существовало несколько разновидностей брюк. В разных районных Молдавии использовали разные ткани и фасоны:
- Izmene – легкие повседневные брюки из натуральных материалов (льна, конопли или хлопка). Со временем эта модель перешла в разряд нательного белья, надеваемого под более плотные штаны.
- Iari – шерстяные узкие брюки белого цвета имели очень большую длину, из-за чего собирались на голени в многочисленные складки. Популярны были среди пастухов в северных районах Молдавии.
- Cioareci – зимний вариант шерстяных брюк, часто украшался в районе пояса простым геометрическим узором.
- Meini – самые теплые зимние штаны, сшитые из овечьих шкур. Обычно носили только пастухи из-за очень долгого пребывания на холоде.
Верхняя одежда
Верхняя одежда, как и женская, была довольно разнообразна. Жилеты, шерстяные и меховые безрукавки, суконные долгополые пальто тоже имели разнообразный крой и материалы, в зависимости от сезона. Отличалась мужская одежда более скромным узором, меньшим количеством украшений и вышивки. Зажиточные крестьяне могли себе позволить сшить натуральный овечий тулуп.
Головные уборы мужчин были не столь разнообразными и состояли из конусовидной овечьей шапки зимой и соломенной или войлочной шляпы летом. Парни дополнительно украшали шляпы перьями или цветами.
Роскошь свадебного наряда
Незамужние молдавские девушки ходили с распущенными или заплетенными в косы волосами, плели и носили венки из растений и цветов. Во время венчального обряда голова невесты была накрыта прозрачным покрывалом. На свадебном торжестве ее облачали прилюдно в убор для замужней женщины — платок.
Праздничный платок из шелковой или тонкой хлопчатобумажной пряжи, сложенный треугольником, надевался так, что оба его конца, красиво вышитые узорами, спадали на грудь. Украшали наряд бусы и ожерелья, красивые серьги.
С древности молдаване верили, что особый пояс может излечить от болезней, сделать счастливым и удачливым. Молодому на свадьбу дарили особенный пояс, над которым читался заговор. Этот ритуал сохранился в молдавских селениях до современности. Пояса из кожи с металлическими вставками сменили широкие шерстяные, длина которых порой составляла до двух метров.
Молодые парни и девушки носили свадебную одежду с богатой вышивкой на вороте, полах и манжетах, к которым пришивались кружева. Для свадебных нарядов использовали специальную ткань, изготовленную методом переплетения узоров. Свадебные штаны для парней делали из хлопкового белоснежного полотна с вышитым национальным молдавским орнаментом. Жених надевал красивую шляпу с ленточками, украшенную цветами и павлиньим пером.
Молдавский национальный костюм — советы и рекомендации по одежде и этикету на Krasota4All.ru
«Самое важное в женской одежде — женщина, которая ее носит» — Ив Сен-Лоран. Поделись статьёй и все узнают, что ты заботишься о своем внешнем виде! Спасибо ツ
Модавская одежда эпохи средних веков
В период формирования молдавской народности в XII-XIV веках складывалась ее материальная
и духовная культура.
В молдавской одежде все больше проявлялись самобытные черты, возникавшие под влиянием
местных социально-экономических условий, постепенно складывался тот специфический
национальный облик, которым молдавский традиционный костюм существенно отличался
от одежды соседних народов.
Несмотря на то, что отдельные элементы возникли в более ранние периоды, только
начиная с XIV века появляются достоверные данные о главных частях костюма, особенностях
покроя, украшений, а также терминологии. Только с этого времени можно говорить
о сложившемся молдавском национальном костюме.
В эту эпоху сформировались основные компоненты народной одежды:
для женщин — рубаха с цельнокроеным рукавом или туникообразного
покроя, несшитая поясная одежда (катринцэ, фотэ), головные уборы
полотенчатообразного типа (марамэ) и с твердой основой, покрытой
сверху покрывалом (кырпэ, каицэ), а для мужчин — туникообразная
рубаха с прямым разрезом на груди, меховая безрукавка (бондицэ,
пептар), узкие белые штаны (ицарь).
Молдавская народная одежда отличалась такими
характерными чертами как крой в талию, белый цвет ткани, вырезной
ворот с прямым разрезом, наличие пояса.
В грамотах молдавских господарей и других документах XV-XVII веков упоминаются
такие наименования одежды, обуви и украшений как кожок, марамэ, контэш, шубэ,
суман, опинчь, чуботе, черчел, инел и другие.
Ценными источниками для изучения истории костюма являются коллекции одежды, хранящиеся
в Государственном музее этнографии народов СССР в Ленинграде и Государственной
Оружейной палате в Москве. Находящиеся там погребальные покрывала, епитрахили,
пелены, плащаницы и вышивки дают представление об одежде молдавской знати и горожан
в XV-XVII веках.
Для восстановления общего облика одежды раннего периода большое значение имеют
иконографические, фресковые изображения, а также книжные миниатюры. Особенно широко
представлена фресковая живопись XVI века в церквах монастырей Воронец, Молдовица,
Сучава, в церквах Хумор, Пробота, а также в церкви Успения в Каушанах, относящейся
к XVIII веку.
На фресках Воронецкого монастыря видны боярские верхние одежды с прорезями вместо
рукавов, красные и желтые шерстяные пояса, шапки типа кушмэ, головные уборы горожан.
На молдавских иконах XVI-XVII веков встречаются изображения княгинь в головном
уборе марамэ.
Значительный материал для изучения молдавского костюма дает монументальная живопись
Молдавии конца XVII- начала XVIII века — роспись церкви Успения в Каушанах, где
изображены портреты покровителей-заказчиков, финансировавших строительство церкви.
Они одеты в боярские одежды, особенно рельефно видны верхние накидки плащевидного
типа, головные уборы, прически.
Изображения одежд, правда, в сравнительно небольшом количестве,
встречаются на миниатюрах и гравюрах рукописных и старопечатных
книг XV-XVIII веков. Так, на миниатюре Четвероевангелия (1555)
евангелист Лука изображен в крестьянской одежде типа суман с
вырезным воротом; святой Георгий на миниатюре в книге Варлаама
«Казания» (1643) изображен в костюме воина с плащом,
в подпоясанном кафтане и сапогах.
Однако древние изобразительные и некоторые письменные источники
— грамоты и актовые документы отражали преимущественно одежду
феодалов и богатых горожан, а крестьянскую — лишь в той мере,
в какой ее элементы сохранились в костюме имущих классов,- шапки,
пояса и т. д. Кроме того,
костюмы на иконах зачастую изображались по принятым византийским
канонам, поэтому для изучения одежды XVII-XVIII веков большое
значение приобретают летописные источники и записки путешественников.
Первые попытки характеристики молдавской одежды были сделаны средневековыми авторами
Н. Олахусом и М. Костином. Так, Н. Олахус отмечал отличия молдавской одежды от
одежды других народов, а молдавский летописец М. Костин, используя труды предшествующих
историков, сравнивал одежду молдаван с одеждой римлян.
В XVII-XVIII веках появляются записки иностранных путешественников с описанием
костюмов, а также зарисовки художников, которые дают наглядное представление об
одежде того времени.
Со второй половины XIX века одним из наиболее достоверных источников по истории
костюма становится фотография.
Молдавский национальный костюм. В. С. Зеленчук,
«Тимпул», Кишинев. 1985г
Трохи історії
Традиційний етнічний костюм складається століттями, і кожна деталь в ньому має особливе значення. У народному костюмі Молдавії відбилися, як у дзеркалі, особливості життя народу на цій щедрій на багаті врожаї землі. Одяг з національним візерунком з листя, квітів і плодів, прикрашена майстерною вишивкою, відрізняє молдавський старовинний костюм.
Молдавський костюм зародився в часи, коли тканини для одягу селянки виготовляли самі, в умовах ізольованого від міст натурального господарства. У селах ткали і пряли, дівчата вишивали сорочки, готували посаг до весілля.
Починаючи з 14 століття, на території Молдавії були побудовані прядильні, ткацькі майстерні і ремісничі цехи. Знатні місцеві бояри поступово розвинули ткацьку промисловість. Вишукані матеріали фабричного виробництва, такі, як шовк, сатин і кашемір, почали з’являтися і використовуватися для пошиття національних костюмів тільки в 19 столітті. Тоді ж в моду увійшли і тонкі фартухи з полотна, шовкові рушники з бахромою, які надягали на голову заміжні жінки.
Кожухи і шапки з баранчика, повстяні капелюхи і взуття, а також безрукавки для чоловіків і жінок постачали селянам ремісники. Таким чином, склався характерний по зовнішньому вигляду для всіх районів Молдови оригінальний національний костюм.
Виды
Общенациональный костюм для мужчины-молдаванина, который встречается в любом уголке этой страны — это удлиненная белая рубашка-туника, светлые штаны, островерхая шапка из барашка или шляпа.
Косоворотка — самый старинный вид рубахи для мужчин. Ее носят навыпуск, украшая одним или несколькими поясами из шерсти или кожи.
Мужской костюм не так пестрит красками, как женский. Жители горных селений издавна носили рубашки из плотного полотна с расширенными рукавами и длинными полами. На равнине мужской национальный костюм включал рубаху недлинную, с облегающими рукавами.
Штаны мужчины надевали летом из конопли или льна, зимой – из шерсти. Пастухи в горах носили одежду из шкур. В качестве верхней одежды им служили жилетки с кожаными аппликациями, длиннополые плащи из сукна светлых тонов – белые и серые. Крестьяне зимой надевали меховые шубы и свитки. Также мужчины не выходили из дому без шапки или летней соломенной шляпы.
Женщинам полагалось носить нарядную белую длинную рубаху с орнаментом, шерстяную юбку с поясом. Самой популярной была юбка под названием «катринцэ». Кусок материала, обернутый вокруг бедер, поддерживался поясом. При этом не имело значения, с какой стороны начинать закладывать полы юбки. Поясок демонстрировал возраст замужней женщины, молодые девушки зачастую повязывали талию платком.