Национальный костюм чеченцев. особенности мужского и женского костюма. свадебные образы. современный костюм чеченов
Содержание:
- Немного истории
- Женский национальный костюм
- Имена
- Презентация на тему «Чеченский национальный костюм».
- Головной убор и обувь
- Одежда для торжеств
- Аксессуары и обувь
- Жителей Центральной России
- Национальный костюм чеченцев. особенности мужского и женского костюма. свадебные образы. современный костюм чеченов.
- Особенности
- Женская одежда[ | код]
- Папаха в современности
- Современный чеченский костюм
- Культура и быт чеченского народа
- Ткани
- Женская доля
- Черкеска
- “Птичье” название
- Чеченский народный костюм: история
Немного истории
Веками чеченцы занимались овцеводством, поэтому они прекрасно разбираются в обработке и прядении шерсти. Неудивительно, что за основу традиционного костюма взяли именно этот материал. Также использовался мех и кожа. Чеченцы издревле умеют изготавливать войлок и сукно, из которых мастера шили элементы для одежды.
Как известно, на Кавказе тесно соседствует мусульманская и христианская религии. Помимо православных церквей и мечетей встречается и синагога, что подтверждает толерантность проживающих там народов.
Ученые давно отметили, что костюм той или иной национальности зависит не только от географии и климата, но и от веры и ментальности людей. В одежде отражаются все эти нюансы. По орнаменту можно определить, каков уровень художественного развития людей, а по цветам выяснить моральные ценности представленного этноса. Достаточно вспомнить женский традиционный наряд. Ведь это настоящий образец целомудрия и сдержанности.
Женский национальный костюм
Чеченская женщина – это сама скромность, целомудренность и красота. Девушки никогда не демонстрируют свое тело посторонним взглядам. Такое поведение нашло отражение и в крое традиционного костюма.
Женский костюм очень разнообразен по цветовой гамме.
Женщины постарше носят одежду более спокойных тонов, а девушки надевают платья самых разнообразных цветов и оттенков, украшенных золотыми и серебряными нитями и дорогими камнями.
Женский наряд состоит из четырех обязательных частей.
Нижнее платье
Имело форму туники и ниспадало до самых щиколоток. Узкое до талии, оно немного расклешалось книзу, образуя легкие струящиеся складки. На груди имелся небольшой вырез, а шею прикрывал воротничок-стоечка с небольшой пуговкой. Нижнее платье всегда отличалось очень длинными рукавами, достающими до кончиков пальцев рук.
Такое платье допускалось носить со свободными шароварами и свободно выходить на улицу, естественно, дополнив костюм соответствующим головным убором.
Нижнее платье было скромным, а для украшения женщины использовали специальные нагрудники. Их заказывали у мастеров и носили, пришитыми к верху туники. Для украшения использовали серебряные и золотые нити, а также драгоценные и полудрагоценные камни. Внешний вид нагрудника отражал материальное благополучие семьи.
Верхнее платье
Напоминало кафтан или длинный халат. Оно не имело воротника и открывало грудь, чтобы прекрасные нагрудники были хорошо видны. На талии оно застегивалось на маленькие крюки, в результате чего женская фигура приобретала очень женственную форму.
У народов Кавказа есть поговорка: «Если тебе не с кем посоветоваться, советуйся с папахой». Почему головному убору придаётся такое большое значение, и чем он является в жизни горского мужчины, мы расскажем в этой статье.
Речь пойдёт о папахе.
Из статьи в Большой Советской энциклопедии можно почерпнуть сведения об истории этого самобытного головного убора:
- долгое время шапки у кавказских народов шились из ткани, войлока, меха;
- в XVIII веке папаху носили не только мужчины, она была и в женском гардеробе;
- с начала XIX века военные, базировавшиеся на Северном Кавказе, ввели её в состав своего обмундирования;
- с середины XIX века высокая меховая шапка официально становится зимним головным убором в казачьих войсках;
- перед Великой Отечественной войной привилегия носить каракулевую папаху отдавалась высшему офицерскому составу Красной Армии, начиная с генерал-майора и выше;
- во время войны к этому списку были добавлены полковники всех родов войск.
Грузинская шапка из овчины
Кавказский мужчина, уважавший себя, всегда носил головной убор. Чаще всего им являлась папаха. Мужчина в ней всегда выглядел гордо и благородно.
Сырьём для изготовления служит шерсть барана, овцы или козы.
Особые экземпляры шились из шкуры ягнят.
Трухменки подразделяются на следующие виды:
Предназначение
Головной убор для мужчины всегда являлся особой гордостью. В гардеробе кавказцев может быть не одна трухменка. Хранились меховые шапки бережно обёрнутыми чистой тканью и передавались от поколения к поколению. Обычно для каждого мероприятия была своя:
Несколько интересных фактов о традициях кавказских народов, связанных с папахой.
- Выйти из дома без головного убора считалось недопустимым, а появление на свадьбе с непокрытой головой являлось высшим неуважением к молодожёнам и всем присутствующим.
- Молодые люди часто оригинальным образом делали предложения девушкам: они забрасывали шапку в открытое окно. Если папаха возвращалась, это означало отказ.
- Головной убор не должен был покидать голову, пока она цела. Об этом есть народные поговорки и пословицы.
- Трухменка не снималась даже просителем, кроме случаев просьбы прекращения кровной мести или войны.
- Кинутая в пылу спора, она означала последний аргумент – хозяин был уверен в своей правоте.
Имена
Чеченские имена включают в себя три составляющих:
- Заимствованные из других языков имена, преимущественно через русский язык.
- Исконно чеченские имена.
- Имена, заимствованные из арабского и персидского языков.
Большое количество старых имен образовано от названий птиц и животных. Например, Борз — волк, Леча — сокол. Есть имена, содержащие структуру глагольной формы, имена в форме независимых причастий, образованные от прилагательных и качественных прилагательных. Например, Дика переводится «хороший». Есть в чеченском языке и составные имена, которые составлены из двух слов: солтан и бек. Из русского языка заимствованы в большей части женские имена: Раиса, Лариса, Луиза, Роза.
Важно при произношении и написании имен помнить о диалекте и его различиях, так как произнесенное по-разному имя, может иметь разный смысл, например, Абуязид и Абуязит, Юсуп и Юсап. В чеченских именах ударение всегда падает на первый слог
Презентация на тему «Чеченский национальный костюм».
Идёт приём заявок
Подать заявку
Для учеников 1-11 классов и дошкольников
Выбранный для просмотра документ Чеченский народный костюм.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Чеченский народный костюм
Одним из важнейших элементов культуры каждого народа является его национальный костюм. Традиционная одежда чеченцев является отражением исторического, этнического и даже экономического характера. В различных деталях наряда можно найти взаимодействие разных культур, хотя весь костюм изготавливался из местного сырья. Шапки и шубы делались из овчины, здесь же шилась кожаная обувь, а саму одежду делали из сукна и войлока, которые также получали из шерсти домашних животных.
1. Папаха – головной убор чеченцев. Шилась из овчины и каракуля. Головной убор на Кавказе – символ мужества. Дотронуться до папахи мужчины означало нанести смертельное оскорбление, что могло закончиться трагически. Немало историй о том, как мужчины умирали, не сняв папахи перед врагами, не потеряв свою честь и достоинство. 2. Патронташи — газырницы, куда вставлялись заряды для оружия, пришивались по обе стороны черкески на груди. 3. Бешмет — полукафтан, который подчеркивал силуэт горцев, их мужественную фигуру. Он туго обтягивал торс и с талии расходился вниз почти до колена. Воротник-стойка застегивался на шее несколькими пуговками и почти полностью закрывал ее. Бешмет обычно состоял из легких материалов, которые не стесняли движений. Праздничные варианты бешмета шились из красивых и блестящих материалов, таких как атлас, и могли удивить разнообразием цветов.
4. Пояс. На талию повязывался тонкий кожаный пояс, куда вставлялся кинжал (шашка). 5. Кинжал — важный элемент в национальном костюме чеченцев. 6. Черкеска напоминала накидку, которая застегивалась на талии и расширялась книзу. Длина черкески обычно была ниже колен, однако взрослые мужчины могли носить и длиннее. 7. Кожаные сапоги — традиционная обувь к национальному костюму. Легкая обувь, которая поднималась до самого колена. Туда же заправлялись штаны, которые так же были сшиты из лёгкого материала и сужались книзу, чтобы их удобнее было заправлять в сапоги.
Чеченская женщина – это красавица, которой не нужно подчеркивать свою привлекательность нескромными вырезами и откровенными платьями. Одного взгляда её тёмных глаз, одного взмаха головы достаточно, чтобы покорить любого мужчину. Именно это подчеркивают национальные чеченские свадебные платья. Они не открывают ничего лишнего, но делают девушку неотразимой. Но кавказские национальные свадебные платья, это не только дань моде, а и вековые традиции. Так истинно чеченское платье должно обязательно состоять из нижней рубахи, со стоячим воротом. Символизирующей скромность девушки. Украшает рубаху верхнее платье, не слишком пышное, но богато расшитое и изукрашенное. Неотъемлемой деталью его является разрез спереди, делящий платье, словно на два лепестка. Серебряный пояс и роскошная шаль на голове придают платью особую нарядность, а девушке королевский вид. Пояс выполняет, как правило, из чистого серебра, а шаль богато украшается кружевом, ведь восточная женщина – настоящая драгоценность, требующая соответствующей оправы.
1. Платок — кортали, женский головной убор, дополнял наряд. Молодые девушки и женщины повязывали на голову длинные платки и шарфы из лёгкого материала. Пожилые женщины носили большие платки с бахромой и мешочек, куда закидывались волосы (чухта). В чухту женщины закидывали заплетенные косы и надевали на голову, как шапочку, чтобы волос не было видно, а поверх накидывался большой платок. Чеченские женщины носили платок, как символ целомудрия. Он считался символом общественного могущества, сохранения чистоты женщины. 2. Нагрудники. На нижнее платье пришивались так называемые нагрудники. Это украшение на платье делалось по заказу, исходя из фантазии и финансовых возможностей заказчика. Нагрудники делались из серебра, с камушками, порой даже покрывались золотом. Со временем эти пластины стали делать в виде застежек нижнего платья. 3. Пояс придавал одеянию особую красоту. Он делался индивидуально на заказ, чаще всего из серебра. Эта деталь национального костюма считается самой ценной. Иногда серебро покрывалось золотом, украшалось камнями, различной гравировкой. Самые красивые пояса считались фамильной драгоценностью и передавались из поколения в поколение. Девушки получали его в подарок от матери накануне свадьбы.
Головной убор и обувь
Национальный костюм чеченцев не может быть без папахи. Она имеет конусообразную форму и сделана из овчины. Как уже было отмечено выше, никто, кроме хозяина, не смел дотрагиваться до нее, иначе это могло бы расцениваться как оскорбление. У богатых чеченцев папахи изготавливались из шкур бухарских овечек. Летом же вместо папахи можно было носить шапку из войлока. В качестве обуви чеченские мужчины носили легкие кожаные сапоги, голенища которых доходили до колен. Штаны, сшитые из домотканого сукна, заправлялись внутрь. Для состоятельных мужчин изготавливались чувяки – мягкие туфли на плоской подошве. Вместе с ними поверх икр и колен натягивались кожаные ноговицы, которые не имели ступней и подошв.
Одежда для торжеств
Праздничный чеченский костюм шился из яркой и блестящей ткани. Поверх бешмета в особых торжественных случаях надевалась черкеска, покрой которой совпадал с покроем кафтана. Черкеску, как правило, шили из сукна высшего качества. Она не имела воротника и застёгивалась исключительно на талии, подчеркивая стройность стана. Рукава были довольно длинными, ниже кисти, поэтому их огибали. На черкеске по обеим сторонам груди нашивались газырницы. Это маленькие кармашки, которые предназначались для хранения трубочек из дерева с зарядами для оружия. Со временем они утратили свое предназначение. Однако на костюме они сохранились, как дань традициям чеченского народа. Черкеску никогда не носили расстегнутой. Ее подпоясывали узким поясом, на котором висело оружие — кинжал, шашка или пистолет.
Аксессуары и обувь
Атрибутом женского и мужского костюма является пояс. Некоторые из них – настоящие шедевры. Нередко украшали пряжками, жемчугами и драгоценными камешками.
Молодые девушки носили косынки из почти прозрачной легкой ткани, а дамы постарше – плотный платок. Его с древности надевают поверх чухты (это небольшой мешочек, куда собираются волосы). Чеченские красавицы носили ожерелья, большие кольца, браслеты, броши и другие украшения (из серебра или бронзы, но не золотые).
Женская обувь была разной:
- тапочки из кожи;
- туфли на каблуке на жесткой подошве;
- ботинки – по ноге, состояли из нескольких кусков кожи;
- сапоги на каблуке из сафьяна.
Что касается мужской обуви, то это в основном сапоги немного ниже колен из мягкой кожи. В древности богатые люди носили туфли без каблуков, а на голени надевали ноговицы из сафьяна.
Еще один обязательный аксессуар в мужском гардеробе – папаха. Это шапка из овчины конусообразной формы. Удивительный факт: нельзя было трогать чужую папаху – считалось оскорблением владельца.
Жителей Центральной России
В Центральной России довольно много республик: мордовская, чувашская, удмуртская, башкирская, марийская и другие, где носили похожую широко скроенную, объемную, теплую одежду. Так как главным делом этих народов было содержание скота, его шкуры и мех обрабатывали и изготавливали весь гардероб. У народов Южной Сибири, а также хантов, манси и народов Амура кроме теплых, присутствовали легкие наряды: платья, рубахи, халаты.
- Национальной удмуртской одеждой являлся халат — шортдэрем, белого, серого, охристого или красного цветов;
- Мордовская одежда шилась из тёмного сукна. Для обуви и головных уборов также не использовали яркие краски, лишь цветная вышивка, в качестве отделки, цепляла взгляд;
- Одежда башкир состояла из приталенного костюма с рукавами на подкладке и глухой застежке — казакин, синего, красного, черного, зеленого, коричневого или желтого цвета. Носили его жители обоих полов, а также военнослужащие;
- Одежда марийцев традиционно белая, украшена богатой вышивкой;
- Одежда чувашей была белой и красной, что означало чистоту и жизнь. Белая Чувашская рубаха с ярко-красной тесьмой обязательно надевалась по праздникам;
- Постоянная одежда тувинцев включала: халат – тон, пояс – кур, головной убор – борт, жилеты – кандаазын, шегедек, хөректээш, куртка – хурме, штаны – чүвүр, обувь – идик, носки – ук, наколенники – дешки, муфту — чулдургууш и украшения — каасталга. Тувинская народность носила длинный халат, стеганые мужское и женское пальто, шубы, тулупы, халаты застегивающиеся на одну сторону — тон, которые подвязывали поясом — кур;
- Одежда хантов и манси отличалась использованием украшений, сложенных из маленьких кусочков разноцветного меха, по типу мозаики.
Мордовия
Удмурты
Башкирия
Марийцы
Чувашия
Тувинцы
Ханты и манси
Национальный костюм чеченцев. особенности мужского и женского костюма. свадебные образы. современный костюм чеченов.
Чеченская национальная культура своеобразна и самобытна, и при этом универсальна, так как легко взаимодействует с другими культурами, особенно соседних республик, и развивается в симбиозе с ними. Принципы жизни, характер и обычаи – все проявилось в национальном костюме чеченцев. Их традиционный костюм такой же яркий, торжественный, как и сам свободолюбивый народ. Изготавливали наряды исключительно из местного сырья: шубы – из овчины, одежду – из сукна и войлока.
Мужской Костюм
Основной национальный костюм чеченцев состоял из двух частей: бешмета – полукафтана и сужающихся книзу штанов. И то, и другое шили из легких материалов, не стесняющих движения. Бешмет туго сходился на торсе и застегивался на специальные пуговицы, сделанные из шнурка, которые, по сути, являлись плетеными узелками. По длине бешмет на 8-10 сантиметров был выше колен. Рукава кафтана были заужены к концу, на манжетах были такие же пуговицы-узелки. После талии кафтан расширялся, делая фигуру носящего не только крепкой, но и стройной. Мужчины в возрасте носили более длинные и утепленные бешметы. Праздничный вариант шился из цветной блестящей ткани. Эти традиционные полукафтаны служили одновременно и домашней одеждой, и выходной. Бешметы также использовались как форменная одежда казачьих войск.
Праздничный мужской костюм включал черкеску. Она надевалась поверх бешмета. Ее покрой совпадал с покроем кафтана. Черкеска обычно шилась из лучших сортов сукна. Она застёгивалась только на талии и не имела воротника. Рукава спускались ниже кисти, потому их обычно отгибали. Самой интересной частью черкески были нашитые по обеим сторонам груди газырницы – маленькие кармашки, в которых хранились деревянные трубочки с зарядами для огнестрельного оружия — газыри. Однако к концу XIX в. с появлением многозарядных винтовок газырницы утратили свое первоначальное назначение и остались лишь как часть традиционного костюма. Черкеску носили всегда застегнутой и подпоясанной узким поясом с бляхами, на котором висело оружие чеченца, будь то шашка, кинжал или пистолет.
Характерной частью чеченского национального костюма была бурка – накидка с зауженными плечами, расширяющаяся книзу. Такая накидка была очень удобна всадникам, она защищала от дождя, ветра и жары. По ночам бурка могла служить одеялом.
Традиционный головной убор мужчины-чеченца – конусообразная папаха, сделанная из овчины. Дотронуться до нее означало нанести смертельное оскорбление владельцу. Богатые носили папаху из шкуры бухарского барашка. Летним головным убором была шляпа из войлока.
На ногах чеченцы носили кожаные легкие сапоги до колена, штаны заправляли внутрь. Богатые предпочитали обувать чувяки – мягкие туфли без каблуков, а сверху поверх брюк натягивали ноговицы – вид обуви, закрывающей голени, но без ступней.
В мужской одежде чеченцев обычно преобладала темная цветовая гамма. Белый цвет в костюме был признаком богатства человека. Бешметы выделялись ярким пятном, их цвет контрастировал с остальной одеждой.
В мужской одежде чеченцев обычно преобладала темная цветовая гамма. Белый цвет в костюме был признаком богатства человека. Бешметы выделялись ярким пятном, их цвет контрастировал с остальной одеждой.
Женский костюм
Одежда чеченских женщин была более разнообразной по цветовой гамме, моделям и материалу. Наряды отражали возраст и социальный статус женщины. Традиционный наряд состоял из четырех элементов: платья-туники, верхнего платья, пояса и платка.
Туника была длиной до щиколоток, шилась из легких однотонных материалов, имела разрез на груди и маленький стоячий воротничок, застегивавшийся я на пуговицу. Под тунику надевались широкие штаны, внизу собранные в оборку. У праздничного костюма низ штанин был обшит шелком. Чеченка в подобной платье-тунике и штанах, дополнив наряд головным убором, могла свободно выйти на улицу. Рукава туники были длинные и прямые, закрывали кисти рук. В праздничных нарядах длина рукавов могла доходить до пола. Украшением нижнего платья был нагрудник. Его делали из серебра, золота, покрывали камнями. Со временем нагрудники стали делать в виде застежек.
Распашное платье напоминало халат или накидку. Оно застегивалось только на талии на маленькие крючки, чтобы были видны нагрудники. Шили его из бархата, парчи, сукна, атласа ярких цветов, украшали тесьмой, вышивкой, складками, оборками. Такие платья считались слишком яркими для взрослых женщин, поэтому их носили только молодые.
Особенности
Если внимательно понаблюдать за одеянием этих горских людей, то можно заметить, что его отличительной чертой являются многочисленные функциональные и декоративные детали и аксессуары, и именно в них отражаются особенности жизни чеченцев. Так, например, в гардеробе представительниц этого народа особое место занимают платки. Замужняя чеченка никогда не позволит себе выйти в общество с открытой головой. Для мужчин папаха — обязательный чеченский головной убор. Да и вообще, покрытия для головы являются не просто элементами одежды, аксессуарами, а символами, которые для представителей сильного пола обозначают мужество, а для женщин — целомудрие, то есть сохранение сакральной чистоты. Если кто-то рукой дотронется до папахи, водруженной на голову мужчины, он нанесет ее хозяину смертельное оскорбление. Даже в бою мужчина не снимал свою папаху перед соперником, а воин, потерявший ее, терял честь и достоинство. Зная об этом, враг желал непременно сбить с головы чеченца символ его чести. А вот сила женского платка имела другой эффект. Чеченка могла вмешаться в кровавую схватку и бросить между дерущимися свою косынку, что означало прекращение борьбы. И горе тому мужчине, который бы не уважил такое волеизъявление женщины. Национальный костюм чеченцев имели несколько вариантов: мужской, женский, праздничный, боевой и свадебный. Что же касается детских нарядов, то они повторяли взрослые с небольшими изменениями. Так, например, мальчики до 14 лет не носили кинжала. И его появление на поясе говорило о переходе в другую возрастную категорию. Кинжал — городость и обязательный атрибут юноши.
Женская одежда[ | код]
Чеченки. Фото Дмитрия Ермакова. Около 1900 года.
И мужская, и женская одежда изготавливались женщинами. Навыки изготовления одежды передавались из поколения в поколение. Небогатые женщины для изготовления одежды использовали высококачественное домотканное сукно. Высшее сословие изготавливало одежду из дорогих привозных тканей: шёлка, атласа, бархата. Фасон женской одежды был схож с мужским: платье походило на черкеску; куртка на вате напоминала бешмет.
В XIX веке горянки носили рубахи (чеч. Коч) с разрезом на груди и стоячим воротником. Рубаха шилась из хлопка и шёлка и по длине доходила до щиколоток. Длинные прямые рукава закрывали кисти. Рукава праздничных рубах спускались почти до пола.
Свадебное платье | код
Свадебные платья (чеч. Гӏабали) дошли почти неизменными до наших дней. Их шили из белого или светлого шёлка. Для украшения использовали галуны, кружева, металлические застёжки, подвески, иногда золотое шитьё. Под платье поверх рубашки одевался бархатный приталенный бордовый или голубой кафтанчик с нашитыми серебряными накладками с позолотой, которые были видны в вырезе платья. Свадебное платье перетягивалось медным или серебряным поясом с позолотой. Пластинки пояса имели гравировку или накладки с филигранью и соединялись между собой шарнирами, украшались драгоценными или полудрагоценными камнями: агатом, сердоликом, бирюзой. Рукава платья спускаются почти до земли.
Тёплая одежда | код
В холодное время женщины носили распашную одежду из шёлковой или хлопчатобумажной ткани, стёганную на тонком слое шерсти или ваты, которая имела покрой черкески с узким рукавом. Тулупы, которые носили чеченки, шились обычно из овчины. Состоятельные женщины покрывали тулупы различными тканями. Тулупы и шубы были одеждой женщин старшего возраста. Молодёжь предпочитала утеплённые бешметы.
Обувь | код
Женская и мужская обувь имела много общих черт. Богатые чеченки носили башмаки, туфли и галоши местного производства. Более распространённой среди менее обеспеченной части населения была сыромятная обувь.
Праздничная женская обувь (чеч. Пошмакхаш) представляла собой туфли с глухим носком без задника на твёрдой подошве с небольшим каблучком. Носок такой обуви часто делался из цветной кожи или бархата и украшался вышивкой.
Папаха в современности
Кто же покупает такие шапки и для кого кавказские мастера шьют головные уборы, каждый из которых является эксклюзивным?
- Прежде всего, это актеры национальных песенных и танцевальных коллективов.
- Мужчины из горских селений, до сих пор поддерживающие традиции предков, тоже покупают и носят папахи.
- Генералы и полковники российской армии продолжают носить папахи из разных видов каракуля.
Некоторые известные кавказцы тоже занимаются популяризацией национального головного убора.
- Махмуд Эсамбаев, танцовщик, солист Большого театра, Народный артист СССР, до конца своих дней не снимал каракулевую трухменку, находясь в ней даже на заседаниях Верховного Совета. Исключение делал только для театральных постановок.
- Хабиб Нурмагомедов, российский борец, который является действующим чемпионом UFC, много лет подряд на публичных мероприятиях показывается в папахе. Даже на ринг он поднимается в национальном головном уборе, пренебрегая просьбами спортивных корпораций о рекламе их продукции. Хабиб гордо отвечает, что перед боем будет носить шапку своих предков. После одной из его громких побед в октябре 2021 года спрос на них поднялся в 16 раз.
Модные женские шапки из песца, чернобурки или другого меха с высокой тульей и плоским круглым дном называются кубанки, что является вариантом трухменки и скроено по ее подобию. Кубанка также время от времени появляется и в мужском гардеробе. Одно из модных поветрий – светлая каракулевая шапка. Вязальщицы имитируют фасон плотной фактурной вязкой.
Мужчины и женщины смотрятся в папахах очень интересно и современно. Эта шапка на все времена – придавая рост и формируя гордую осанку, она всегда будет оставаться в моде.
Современный чеченский костюм
Жители Чечни высоко чтут традиции и обычаи своего народа. В отличие от многих народов, они не полностью отказались от него и с удовольствием носят и в наши дни. Молодежь, конечно же, надевает национальный костюм только по праздникам, а в остальные дни предпочитает одеваться так, как принято в современном мире. Мужчины сохраняют дань традиции и носят папахи, сочетая их даже с деловыми костюмами. В Чечне можно встретить пожилых людей, облаченных в бешмет и даже черкеску. Женщины этой же возрастной категории тоже придерживаются национальных традиций, надевают в повседневной жизни длинные платья и шаровары и всегда ходят с покрытой головой. Некоторые современные чеченские дизайнеры, желая воплотить неразрывную связь между прошлым и настоящим, создают модели в так называемом этническом стиле, используя особенности древнего национального костюма чеченцев. Так, в модных коллекциях можно встретить кавказские рубашки с воротником “стойка” на одной пуговице и т. д. То же самое касается и женской одежды: здесь гораздо больше возможностей привнести национальное в современный образ.
Кстати, в последнее время не только чеченские дизайнеры одежды, но и мировые метры фэйшн-индустрии стали использовать элементы кавказского, в частности, чеченского костюма при создании моделей в стиле “этно” или “фольк”. Несколько лет назад российская известный модельер Ульяна Сергеенко в своей коллекции «Кавказ», на создание которой ее вдохновило творчество М. Ю. Лермонтова (кавказский период), представила несколько моделей женской одежды, которые представляли собой черкески, то есть элемент не женского, а мужского национального чеченского костюма. Сегодня также в тренде кавказские украшения и различные аксессуары (пояса, подвески, головные уборы или обувь. Довольно часто свадебные современные наряды авторства чеченских дизайнеров представляют собой адаптированные варианты старинного брачного платья. Каковы же их характерные черты?
Культура и быт чеченского народа
С III века Кавказ был местом, где пересекались пути цивилизаций земледельцев и кочевников, соприкасались культуры разных древних цивилизаций Европы, Азии и Средиземноморья. Это отразилось в мифологии, устном народном творчестве и культуре.
К сожалению, запись народного эпоса чеченцев началась достаточно поздно. Виной тому вооруженные конфликты, которые потрясали эту страну. В результате огромные пласты народного творчества — языческой мифологии, нартского эпоса — были безвозвратно утеряны. Творческую энергию народа поглотила война.
Печальную лепту внесла политика, проводимая предводителем кавказских горцев — имамом Шамилем. Он увидел в демократической, народной культуре угрозу своему правлению. За более чем 25-летнее его пребывания у власти в Чечне были запрещены: народная музыка и танцы, художество, мифология, соблюдение национальных обрядов, традиций. Разрешены были только религиозные песнопения. Все это отрицательно сказалось на творчестве и культуре народа. Но чеченскую самобытность нельзя убить.
Ткани
С древности и до начала XX в. (когда фабричные ткани стали вытеснять кустарные) вайнахи изготовляли ткани из шерстяных нитей, а верхнюю одежду шили из овчины, козьих, телячьих и лошадиных кож. Чеченские мастерицы делали из шерсти ягнят очень высококачественное сукно для одежды, окрашивая его природными красителями черного, темно-красного, бурого, серого и синего цветов. Два первых цвета применялись для праздничной мужской одежды. С большим искусством вайнахские женщины вышивали настенные войлочные «ковры». С XVI в. чеченцы начали изготовлять и шелковые ткани.
Мужчина и девушка ингуши в праздничных костюмах
Женская доля
У чеченцев существует определённый свод общественных норм, регулирующих поведение женщин. Принимая дома гостей, которые не являются близкими родственниками или соседями, женщины не должны даже подавать на стол. За них это делают сыновья.
Если по улице идёт пара, то мужчина должен идти на один шаг впереди своей спутницы. Этот обычай уходит корнями в древность, когда в случае опасности именно мужчина должен был принять на себя удар и защитить женщину.
Портрет молодой чеченки, 1897 год / Ф. Орден
У чеченцев есть старинная традиция, которая сегодня проявляется крайне редко, однако по-прежнему живёт. Если у женщины возникли проблемы, она может обратиться к любому мужчине со словами: “Стань мне братом”. После этого он обязан защитить её, даже если ситуация представляет риск для жизни.
При гостях муж и жена не называют друг друга по имени или в соответствии со статусом. Если речь заходит о супруге, мужчина использует слова “хозяйка того дома”, “мать моих детей”. Это же самое касается и женщины, когда она говорит о муже.
Чеченские женщины / Дмитрий Иванович Ермаков
Черкеска
По повсеместности использования среди мужского населения бурку могла опередить лишь кавказская национальная одежда, название которой произошло от одной народности, проживающей в этом регионе. Речь идет о черкеске, которую впервые увидели русские купцы именно на черкесах. Хотя эту одежду носили очень многие народности. Далеко не полный список:
Черкеска – одежда, внешне напоминающая кафтан или даже халат. Конечно же, самым узнаваемым элементом этого платья являлись специальные карманчики для пороха с газырями, напоминающими кубинские сигары. Удобство этого наряда оценили русские казаки, сделавшие ее частью своего наряда даже в регионах, далеких от Кавказа.
Кроме бурки и черкески, мужчины, проживавшие на Кавказе, носили следующую одежду:
Естественно, у каждой народности были свои отличия в оформлении одежды. Например, хевсуры украшали плечи своей одежды крестами. Некоторые народности имели уникальные предметы одежды. У имеретинцев, например, были папанаки – кусочек суконной ткани, покрывавшей голову. Чтобы не слетать с головы, крохотные папанаки имели шерстяные завязки, которые завязывались под подбородком. Плюс представители разных сословий в пределах одной национальности могли иметь разную одежду.
Ну и, конечно же, нельзя не упомянуть об оружии. Кинжал для кавказца, пожалуй, совершенно необходимая деталь наряда. С нарядными ножнами он фактически становился изюминкой наряда, первым, что бросалось в глаза.
“Птичье” название
Сами чеченцы называют себя нохчий (во множественном числе). Исследователи связывают происхождение этого слова с особенностями родо-племенного деления и именований.
Согласно самой распространённой теории, слов “нахчо” могло означать основную часть племён, которые, объединяясь, передали своё название и родственным этносам. Таким образом появились чеченцы, что сохранили самоназвание.
Групповой портрет мужчин и девушки в традиционных костюмах. Вторая половина XIX века / Зейдлиц Николай Карлович
А вот привычное нам слово “чеченцы” имеет крайне необычное происхождение. Востоковед А. П. Берже, отмечал, что название это могло появиться у русских как ассоциация языка чеченцев с птичьим щебетом.
Адольф Петрович Берже писал:
В дальнейшем учёные высказывали предположения, что этноним образовался от названия села чечень, но, на мой взгляд, изначально всё происходило именно так, как указал А. Берже.
Чеченцы на свадьбе, XIX век / Джордж Кеннан
Чеченский народный костюм: история
На формирование традиционного одеяния того или иного народа, безусловно, влияют условия жизни, климат, географические особенности, приверженность к той или иной религии, а также его социально-экономическое положение. Костюм чеченского народа – не исключение. Давайте совершим небольшой экскурс в прошлое этого горного народа. Чеченцы — истинные жители гор, такие гордые и свободолюбивые, как орлы, которые кружат над их селениями, расположенными высоко под самым небом. На протяжении многих веков они занимались овцеводством, а следовательно, обработкой и прядением шерсти. Именно этот материал был взят за основу при создании их традиционной одежды. Кроме шерсти и овчины, также использовались такое натуральное сырье, как кожа и мех. Чеченцы очень давно научились изготавливать сукно и войлок, а затем из них умелые местные мастера шили те или иные элементы, которые включала в себя чеченская национальная одежда.
Как вы знаете, на Кавказе бок о бок соседствуют христианская и мусульманская религии. Кроме мечетей и православных церквей, здесь можно встретить и синагогу, что говорит о толерантности проживающих здесь народов. Культурологи, этнографы и антропологи уже давно заметили, что национальный костюм зависит не только от климата и географических условий, а также от ментальности и веры того или иного народа. В одежде, как в зеркале, отображаются все эти особенности. Так, если национальный орнамент говорит нам об уровне художественного развития народа, то цветовая гамма и покрой дают представление о моральных ценностях представителей данного этноса. Например, чеченский костюм женский является образцом сдержанности и целомудренности. Даже сегодня чеченки не позовляют себе носить откровенные декольте, мини или платья в обтяжку. Не принято также открывать пупок.