Дагестанский национальный костюм
Содержание:
- Нагорный Дагестан
- Женский костюм
- Большие и малые народы
- Немного истории
- Свадьба: день первый
- Национальные танцы
- Наряды для торжества
- Современные модели
- Особенности национальной одежды и аксессуаров
- Казачки
- Детали со смыслом
- Вход невесты в дом жениха: национальный обычай
- Традиции, касающиеся рождения детей
- Из истории дагестанского костюма
- Традиционные головные уборы (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
- Обувь
- Проведение свадьбы
- Традиционные блюда дагестанцев
- Особенности
- Как создавался костюм
- Красивая свадьба в Дагестане – современные традиции и обряды
- После свадьбы
- Как проходит сватовство и помолвка
- Дагестанские обычаи на свадьбе
- Презентация научно исследовательской работы «Костюмы народов Дагестана»
Нагорный Дагестан
Основу наряда жительниц Нагорного Дагестана — аварок, даргинок, лачек — составляло длинное и широкое платье-рубаха туникообразного покроя. Оно могло быть прямое или трапециевидное с втачными рукавами, обязательно с ластовицей контрастного цвета подмышками, которые выполняли обереговые функции. Поверх надевали кушак или пояс, молодые девушки носили кушаки ярких расцветок, а замужние несколько скромнее.
Рубаха служила основным видом платья, в нем горянка могла быть дома, работать в поле и даже находиться в общественных местах. Штаны шили из ситца, бязи, сатина. Они были, как правило, темного цвета, с широким или узким шагом, по низу украшались каймой. Платья подтыкали с боков в штаны или под специально завязанный пояс, так что оно укорачивалось почти да колен. Чохта прикрывала голову, плотно охватывая верхнюю часть лба и, как правило, свисала с затылка вниз. Шили ее из пестрых и гладких тканей. Поверх носили покрывало — кIаз. Чохто у разных народов носили по-разному.
В чохто аварок — гидатлинок, багулалок, андиек — налобная богато украшенная часть была видна из-под покрывала. По нему можно было определить социальный статус женщины. У багулалки к чохто прикреплялись височные парные кольца — одно витое и одно цельное, и поверх него покрывала не носили. Если у женщины умирал сын, то она снимала одно кольцо — и всем было понятно, что она в трауре. Головной убор андийки представлял собой коронообразный чепец, набитый шерстью или ватой. Такой головной убор не позволял делать женщине резких движений, придавая плавность походке, и надевался только по праздникам. Скорее всего, эта форма головного убора дошла к нам из глубокой древности, она напоминает коровьи рога — символ плодородия. Поверх него надевали покрывало.
А, к примеру, кубачинки и акушинки прятали свое чохто под покрывалом полностью, хотя и украшено оно было богато, их прятали от посторонних глаз, видимо, потому, что этому придавался сакральный смысл. У кубачинок покрывало было богато украшено золотой и серебряной нитью, у незамужних девушек рисунок был мелкий, у молодых женщин — крупнее, а пожилые носили покрывала без вышивки. Особенно тщательно вышивалась кайма покрывала, ее могли заменить привозной узорной каймой.
Позже даргинки начали шить платье на кокетке. Снизу платье украшали цветной вставкой, рукава на манжетке. Край подола для прочности нередко обшивался шнуром или тесьмой, особенно ценились офицерские галуны.
Характерными для даргинок являлись большая красочность, наличие в верхней одежде приталенных форм, нарядность общего вида усиливалась многочисленными украшениями.
Характерным платьем лачки было платье-бузма. Молодых лачки предпочитали одежду ярких расцветок, пожилые — темных. Нательной одеждой женщин, нередко заменяющей верхнюю, было длинное платье — рубаха, как у всех горянок, туникообразного покроя, а также длинные узкие штаны.
В некоторых села, граничащих с Аварией, лачки рубаху по талии подтыкали в штаны. Особую прелесть и своеобразие придавали костюму серебряные украшения, которые пришивались к платью и к головному убору.
Обувь могла быть кожаная, вязаная, но непременно с загнутым носиком, так как это было более практично в горах — носок не отбивался. Одновременно это было еще и очень красиво.
Женский костюм
В основе всех дагестанских костюмов — туникообразная рубаха-платье и длинные штаны. Даргинская рубаха черного цвета была длинной и широкой; из-под нее виднелись узкие штаны, украшенные в нижней части цветной отделкой. У аварок цельнокроенное платье-рубаха называлось горде. Андийские женщины под кванно — нижнее платье на кокетке надевали шаровары ошхъоги. Кумычки носили рубахи ич-гелек, тоже с шароварами.
Верхней одеждой аварок было длинное распашное платье с двойными рукавами — хабалай. Кумыкский къабалай был праздничной одеждой и напоминал наряды кабардинок и черкесок. Спереди по всей длине къабалая вшивали широкую вставку андылык, имитирующую нижнее платье. Швы соединения с основными полотнищами обшивали позументом и кружевом. Часть вставки выше талии не пришивали к платью, а пристегивали. Вставка заканчивалась воротником-стойкой, которую украшали декоративные филигранные серебряные пряжки. Аналогичный крой, но без вставки имело распашное платье арсар. Кроме того, кумычки носили нераспашное платье полшу. У даргинок в некоторых областях бытовало платье-кафтан архалук. Зимней одеждой были шубы, которые напоминали мужские накидки.
Аварка в праздничной рубахе-платье; даргинец в черкеске
Головные уборы. Традиционный убор дагестанских женщин — чохто (чухта) — чепец-чехол с мешочком для кос, соединенный под подбородком серебряной цепочкой. Налобную часть чухты шили из шелка или парчи и украшали бисером, бляшками, галунами, монетками и височными кольцами. Эти украшения виднелись из-под покрывала, которое у аварок носило название «мучу». У андиек чухта, украшенная золотым шитьем, имела форму полумесяца, развернутого «рогами» вниз. Поверх нее женщины повязывали большой белый платок, который укутывал всю фигуру, подобно плащу. Этот головной убор бытовал вплоть до 1930-х гг. Кумычки прикрывали чуткъу (чухту) платком из шелка, тюля, шерсти или ситца (соответственно возрасту и поводу). Молодые даргинки предпочитали яркий цвет покрывал, пожилые — черный.
Украшениями дагестанок были височные кольца, цепочки, перстни, ожерелья, нагрудные подвески, броши, амулетницы, поясные застежки, пряжки. Кубачинки, лезгинки и кумычки носили съемные украшения из серебра (этот металл особо почитали на Северном Кавказе). Аварки, лачки и даргинки предпочитали нашивать украшения и амулеты на нагрудники, низ рукавов, подол и швы одежды. Такие украшения имели магическое значение — защищали от злых духов. Эту же функцию у многих других народов (славян, финно-угров) выполняла вышивка. Даргинские женщины носили массивные, сложно сплетенные налобные цепи и крученые браслеты.
Большие и малые народы
Среди многонациональных народов России дагестанцы являются одними из самых «пестрых» по своему составу. Собственно, все жители республики являются представителями разных малых народностей, а такой национальности, как дагестанец, попросту не существует. Например, аварцы, чья численность оценивается примерно в треть всего населения республики, в свою очередь объединяют еще порядка 15 этносов, и это еще не последнее деление. Самой малочисленной народностью здесь считаются цахуры, на сегодняшний день численность их составляет не более 10 тысяч человек, основной процент этого населения проживает в Азербайджане. Местом обитания этой малой народности является одноименное поселение Цахур в высокогорном Рутульском районе, который считается наиболее труднодоступным во всей республике. Селение неоднократно сжигалось дотла в разное время многочисленными завоевателями, но трудолюбивые и терпеливые цахуры каждый раз восстанавливали его из пепла и отстраивали свои дома заново.
Немного истории
Современный национальный костюм претерпевал множество изменений в течение времени. В средние века сложился образ, который изменялся, но в целом суть его оставалась неизменной. Мужчины носили костюм, состоящий из белой рубашки, штанов темного цвета, бешметы, суконной черкески с газырями, сапог и меховой папахи. Черкеску подпоясывали узким ремнем, на который крепился кинжал или пистолет.
У женских костюмов был более свободный крой. При жизни в равнинной местности предпочиталась одежда, сшитая из шелка. Это были штаны, рубаха, длинное платье с откидными рукавами и чувяк из красного сафьяна – обувь, сшитая из кожи козы. Голову покрывал шелковый платок.
В районах гор женщины надевали широкое платье, похожее на рубаху, длинное до икр и штаны, по краям которых шел красивый золотой узор. На ноги надевались сапоги или чувяк, а на голову головной убор, который отличался в разных селениях. Все волосы убирались под чухту, а сверху нее накидывалось покрывало. На покрывало надевался платок с узорами, который не завязывался, а просто был сложен треугольником.
Свадьба: день первый
Проведение праздника в два дня объясняется еще и тем, что, как правило, дагестанская свадьба отмечается единственный раз. Разводы — крайне редкое явление у дагестанского народа. Крепость союза связана с религиозностью народа.
Первый день свадьбы — в доме невесты — начинается с исполнения ритуальной музыки. Приглашенные музыканты располагаются на крыше дома невесты и исполняют народные песни, напоминающие молитвенный мотив.
В это время в доме идет активная подготовка невесты для дагестанской свадьбы. В 12 часов дня из дома жениха выходит праздничная процессия, состоящая из одних только женщин — родственниц жениха. Сам жених и его сопровождающие следуют за процессией, исполняя при этом характерные для дагестанской свадьбы песни. С собой шествующие несут дары в виде сладостей, драгоценностей и ковров. Как только гости заходят в дом невесты, все принесенные угощения и дары убираются в сундук, который невеста заберет с собой в теперь уже свой дом.
Мать невесты в сопровождении других женщин-родственниц передает свою дочь в семью жениха. Весь процесс сопровождается плачем и причитаниями, которыми оплакивают уход дочери из родительского дома. Хотя в эту ночь невеста еще остается в родительском доме.
Национальные танцы
На дагестанской свадьбе лезгинка — обязательный, традиционный танец, который любят и умеют исполнять все: и мужчины, и женщины. Именно в этом танце раскрывается весь характер и потенциал дагестанцев. В этот танец они вкладывают «душу».
Вообще, на дагестанской свадьбе танцы открывает аравул — главный танцор на торжестве. Положенное им начало танцев называется «дем». После к танцору присоединяются гости-мужчины.
В начале танца мужчинам вручаются цветы — символ приглашения в танец. Как только мужчина чувствует усталость, он может передать цветы другому, который не вправе отказаться от приглашения. Такие танцевальные мероприятия длятся вплоть до окончания праздника.
Танцы на дагестанской свадьбе для девушек и женщин начинаются с приглашения от сестры жениха. Именно она вправе первая приступить к пляскам. Женщины также могут танцевать лезгинку на дагестанской свадьбе.
Наряды для торжества
В современной дагестанской свадьбе девушки-невесты не ограничены в выборе платья. Единственное условие — оно должно быть длинным, изящным, дорогим и изысканным: сшитым из дорогих тканей с добавлением дорогих украшений. Платок или фату не используют.
Однако про традиционное убранство невесты никто не забывает. Его готовят в качестве второго наряда для свадьбы.
У жениха все намного проще с нарядом — любой классический костюм. Но если не отступать от традиций, то и жених должен иметь второй свадебный костюм, в котором он исполнит торжественный танец. Главным атрибутом этого костюма является папаха.
Современные модели
В современном мире молодые дагестанки пытаются создать образ, чтобы выглядеть более привлекательными. Если женщины постарше носят бесформенные платья-балахоны, то молодые девушки стараются подчеркнуть стройность фигуры благодаря приталенным платьям, длинной до колен, но с разрезом. С помощью драгоценностей и обуви на каблуках украшают наряд. В цветах больше преобладают черные оттенки, которые выгодно оттеняют внешность.
Современные дагестанцы носят штаны, рубашки, мало отличаются от обычного образа современного человека.
Что можно купить на нашем сайте?
- Бурку.
- Платья.
- Традиционный мужской костюм.
- Традиционный женский костюм.
- Ноки.
- Газыри.
- Сумку.
- Пояс.
- Портупею.
- И многое другое
Это могут быть как простые наряды и украшения на каждый день, так и богато изукрашенные выходные наряды, переливающиеся на солнце.
Особенности национальной одежды и аксессуаров
Дагестанские изделия всегда обильно украшены и расписаны. Выглядит это великолепно: яркие ткани, вышивка, декорирование драгоценными камнями. Но помимо этого узоры на одежде и украшениях несут в себе определенное послание. Традиционным считается воплощение на ткани природных узоров и мотивов фауны. Обязательно выдерживается строгая геометрическая форма.
Но при всей каноничности узоров мастерам остается много пространства для маневров, в ходе которых может выписываться история народа, а также пожелания владельцу — долголетие, здоровье, большая и дружная семья, и обереги.
Но главные особенности не в этом.
Вся работа выполняется исключительно вручную
Мастера Кавказа — не просто портные и ювелиры. Своему искусству они обучались с детства, перенимая опыт отцов и дедов. Многовековые традиции они воплощают в изящные формы и силуэты.
В работе практически не используется современная техника. Это позволяет бережнее и аккуратнее обрабатывать ткань и металл. К тому же ручная работа ценится гораздо больше серийного производства.
Используются природные натуральные материалы
В каталоге одежды вы не найдете ни одной синтетической ткани. Если шерсть — только натуральная. Телу в подобной одежде должно быть легко и приятно — главный принцип мастеров.
Если говорить об аксессуарах, наиболее распространенными являются изделия из серебра. Они могут быть позолоченными, дополненными драгоценными камнями.
Казачки
Казачки носили юбку с воланом, блузку с баской и воротником-стойкой, на голове — белый платок, наряд дополнял шерстяная павлово — посадская шаль. Существовал и еще один вариант женской одежды терских казаков, более близкий кавказским народам, — это распашное платье, похожее на къабалай. Из украшений носили коралловые бусы, тем самым привив любовь к кораллам практически всем дагестанским женщинам.
Ну а где же можно купить настоящие дагестанские наряды? Ведь модные бутики предлагают коллекции, в которых нет и намека на национальные мотивы. Ответ очевиден: надо шить! Тем более что у нас в республике нет недостатка в одаренных творческих личностях.
Детали со смыслом
Разнообразие костюмов Дагестана велико. По отдельным элементам можно было понять их принадлежность к той или иной народности. Одежда свидетельствовала о социальном статусе, уровне достатка и о возрасте своего обладателя. Как правило, такими особенными чертами характеризовались женские костюмы. Мужские, в свою очередь, были строгими, лаконичными и отличались декором лишь некоторых элементов.
Собственные обычаи, традиции и диалект имеют все дагестанские народы. Зато их гардероб объединяет многое: похожие туники, бешметы, платки и женский кавказский головной убор — чухта. Если нужно изобразить национальное облачение на бумаге, то следует учесть все эти детали
Акцентировать внимание нужно на орнаментах. В женских костюмах они имели первостепенное значение
Природные мотивы узоров несут в себе сакральный смысл, служат оберегом для хозяина. К празднику наряды расшивали драгоценными камнями, золотыми и серебряными нитями. Предпочтительными украшениями являлись кольца, браслеты и пояса из металла.
Вход невесты в дом жениха: национальный обычай
Красивому обычаю — входу невесты в дом будущего супруга — ранее предшествовали неоднократные визиты родственников жениха и невесты друг к другу за несколько недель до свадьбы. Сейчас это совершают только после заключения брака.
Вход невесты в дом супруга сопровождается обсыпанием ее орехами, монетами и конфетами, как символ того, что в этом доме девушка не будет знать ни горя, ни нужды. В некоторых районах Дагестана невесту обсыпают мукой.
Как только молодая переступала порог, мать жениха вручала ей чашу с медом, которую невеста должна была испить.
После окончания свадьбы наставница (теперь уже жены) рассказывала ей, как провести первую брачную ночь: как вести себя и что делать. Молодой муж приступает к исполнению супружеского долга только после того, как спросит девушку о ее истинном желании стать его супругой и получит положительный ответ.
Дагестанские тосты на свадьбе — это длинные, красивые повествования со смыслом. Их, как правило, рассказывает тамада. В завершение тоста поднимаются бокалы за молодых, за родителей, за друзей.
Гости также могут произнести коротенькие тосты или же сказать красивое национальное поздравление.
Традиции, касающиеся рождения детей
Ритуалы сопровождают человека на этой земле от самого рождения до смерти. Первым и одним из самых важных является наречение имени. По поверью, этот выбор может самым непосредственным образом повлиять на будущую жизнь ребенка, поскольку имя считается своеобразным оберегом для его судьбы
В небольших поселениях для этого важного решения у дома новорожденного порой собирается чуть ли не все село. Как правило, вспоминаются славные, оставившие о себе добрую память предки по прямой линии, из них выбирается самое подходящее и благозвучное, по мнению родственников и старейшин, имя
Как и во многих других кавказских регионах, больше семья радуется рождению мальчика — помощника, продолжателя фамилии, того, кто остается в родном доме, а не уйдет в чужую семью. В честь рождения мальчика в поселениях устраивают пальбу в воздух из ружей. Конечно, это не значит, что девочку в родном доме не будут любить, но ее будут готовить к совершенно иному семейному предназначению.
Из истории дагестанского костюма
Национальный костюм Дагестана в том виде, каким мы знаем его сегодня, сложился не сразу. Его история началась еще в Средние века. Мужские костюмы состояли из белой рубашки, темных штанов (серых или черных), бешметов, сапог, папахи из меха и приталенной черкески с газырями.
Черкеска могла быть длиной до колена или даже ниже, до щиколотки, рукава книзу имели расширение. Ее подвязывали узким ремешком, на который вешали кинжал или пистолет.
Газыри имели колпачки, выполненные из слоновой кости или серебра. В них хранился порох из расчета: один колпачок — один выстрел.
В холодное время года дагестанские мужчины носили бурку из овечьей шерсти, а в качестве обуви – ичиги или сафьяновые сапоги.
Женские костюмы характеризовал относительно свободный крой. Жительницы равнин предпочитали одежду из шелка: рубашка, штаны, платье, красную сафьяновую обувь (из кожи козы), головной платок.
Женщины, жившие в горах, предпочитали широкие длинные платья и штаны с изящным золотым узором на боковинах. В качестве обуви носили чувяк или сапоги, а головной убор в каждой местности несколько отличался. Волосы аккуратно убирали под шапочку-чухту, поверх которой надевалось покрывало, а затем узорчатый платок.
Цвет костюма и разнообразие украшений указывали на социальный статус обладательницы такого наряда, ее материальные накопления и возраст. Молодые дагестанки предпочитали яркие цвета в одежде и ткани с орнаментом, женщины постарше выбирали, преимущественно, одежду темных оттенков.
Источник
Традиционные головные уборы (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Исторически сложилось так, что головной убор является неотъемлемым атрибутом национального костюма дагестанских женщин. Разнообразные формы и яркие украшения делают его одним из самых интересных элементов убранства, которое указывает на этническую принадлежность и на ее аул. Разнообразие головных уборов горянок отмечали многие путешественники, писатели и ученые. Их можно разделить на три большие группы:
- Чухта представляет собой узкую длинную шапочку из черной материи. Иногда ее украшали монетами или бахромой. Надевать чухту имели право лишь замужние женщины. Они заплетали косы и укладывали их в специальный мешочек – волосник, который находился в нижней части головного убора и спускался на спину.
- Платок традиционно сохранялся среди пожилых женщин, молодые девушки выбирали шали. Старые женщины складывали шали в треугольник, одним концом обматывали шею и завязывали с другим под подбородком. Цвет этого головного убора также выбирали в зависимости от возраста.
- Чалма представляет собой кусок длинной материи, который замысловато обматывают вокруг головы, изначально ее носили лишь мужчины.
Обувь
Дагестанская обувь отличается большим разнообразием фасонов и материалов, используемых для изготовления. Ее шили из кожи, войлока или шерсти. Огромным разнообразием отличается вязаная и войлочная обувь. Изделия из кожи имеют меньше характерных черт и особенностей. Это обуславливалось тем, что с кожей работали только мужчины, которые в большей степени были связаны с внешним миром и соответственно они подвергались значительному культурному влиянию со стороны.
Большое распространение получила комбинированная обувь. Женщины отдавали свое предпочтение кожаной обуви со вставками из войлока, бархата, сукна или парчи. Вставки ткали золотом и вышивали на них всевозможные традиционные узоры шелковыми нитями.
Проведение свадьбы
Спустя неделю после первого празднования наступает день свадьбы. Невесту наряжают в красивое платье, надевают множество украшений и делают замысловатую причёску. Если же семьи относится к сильно верующим мусульманам, то вместо укладки надевают специальную повязку – никаб.
После этого на невесту опускают тонкое белое покрывало, чтобы закрыть от посторонних взглядов. Так как в древности считали, что невеста для своей семьи умирает, чтобы возродиться в доме жениха, то путь между ними был для неё опасным. Считалось, что она лишается покровительства рода, и злые духи захотят воспользоваться этим моментом.
Для того, чтобы потусторонние сущности не увидели девушку, её укутывали в покрывало, которое не позволяло обнаружить беззащитную жертву. Белое покрывало снималось после вхождения под кров дома жениха. Иногда традиция предписывала убирать материю только на завершении праздника.
Отец жениха при наступлении полудня стучится в дверь родителей невесты, говоря, что пришёл за девушкой для сына.
После этого мать с сёстрами выводят невесту на порог дома, где будущий тесть вручает ей зеркало и свечу. Эти предметы в старину считались чрезвычайно ценными, поэтому являются символом счастья и благосостояния.
Свадебная процессия передвигается с песнями и национальной музыкой. При этом любой встречный мог заступить дорогу и потребовать подарок. Отец жениха должен был вручить презент.
Когда шествие заканчивается, в доме жениха все рассаживаются за праздничные столы. Традиционным считается разделение на мужскую и женскую часть, раньше всё мероприятие проходило в отдельных залах, и разнополые гости не видели друг друга. Сейчас ограничиваются только раздельной трапезой.
На празднике всегда должна звучать национальная музыка, при этом в живом исполнении.
Также для развлечения приглашают тамаду, который досконально знает менталитет и все национальные обычаи. Поэтому он может проводить конкурсы, которые будут интересны гостям.
Основной праздничной особенностью является большое количество национальных танцев (лезгинка и другие, в зависимости от области проживания). Чаще всего участвуют мужчины – такие пляски требуют энергичных движений, на что женщины, одетые в строгие платья, не способны.
Но существует традиция первого танца новобрачных, когда жених отплясывает, а невеста вокруг него вьётся. Резкие движения мужчины, и плавные женщины – выглядят очень гармонично и красиво. Чем больше мастерства у молодожёнов, тем более завораживающе всё выглядит. Но прежде, чем станцевать со своим мужем, невесте необходимо сплясать со старшими мужчинами. Это обязательно отец жениха, его дяди и дедушка, если есть старшие женатые братья, то девушка танцует и с ними.
Только после этого на площадку выходит её возлюбленный.
Традиционные блюда дагестанцев
Кухню, как и все традиции этого края, определяет многонациональный состав республики. Но, несмотря на большое разнообразие и отличия, можно выделить некоторые общие черты.
- Основным и самым предпочтительным мясом является баранина, на втором месте — говядина. Есть немало национальных блюд из субпродуктов. И, несмотря на невысокую ценность такого сырья, они славятся отменным вкусом.
- Кулинарные изделия отличаются простотой и доступностью. В них не добавляются завозные ингредиенты, поэтому большинство этой выпечки можно найти практически в любом доме.
- И в первые, и во вторые блюда кладут много перца, поэтому они получаются очень острыми.
- Помимо перца, в кулинарии используется очень широкий набор специй и специальных национальных приправ — чесночная сметана, томатный соус с добавлением обжаренного тмина и т.д.
- Помимо традиционной пшеничной, здесь нередко используют ржаную и кукурузную муку.
- В состав многих блюд входит тесто. Это и самодельная лапша, и пласты пресного теста, и, конечно, всевозможные лепешки с начинками и без них.
Дагестанцы — очень гостеприимный народ. И, каков бы ни был достаток семьи, здесь всегда найдут, чем встретить и сытно накормить пришедшего в дом. Ибо любой человек, переступивший его порог, по традиции становится дорогим и желанным гостем дагестанской семьи.
Особенности
В Дагестане очень много различных народностей, более 70. Все они имеют свой отличительный костюм, однако, несмотря на особенности каждого, всех их объединяют определенные детали. Это использование в своей одежде различных туник, туникообразных рубах, платьев-рубах, платков, чухты, бешмека, чалмы. Все это сшито из ярких тканей, украшено узорами, расшито орнаментами, вышивкой.
Узоры могли вышиваться как оберег, так и для красоты, например, природа, животные. Праздничные наряды обязательно украшались драгоценными камнями, золотом, серебром. Все это очень красиво блестело и переливалось на солнце. Помимо одежды, женщины украшали себя браслетами, кольцами, монетами, поясами, ремнями.
В цветах, несмотря на кажущееся разнообразие красок, преобладали белый, красный и черный оттенки. Белый символизировал чистоту, применялся на свадебных мероприятиях. Красный оттенок символизировал достаток и благополучие, а черный придавал магический смысл, давал связь с предками.
Отличительной чертой дагестанских костюмов является их многослойность. К примеру, головной убор состоял из нескольких платков, а под платье надевали еще и штаны. Прибавьте к этому множество украшений, которые были обязательным составляющим образа.
Как создавался костюм
Дагестанский костюм создавался на протяжении многих веков. С каждым поколением он претерпевал изменения. Некоторые элементы убирались, и добавлялись новые. Предпосылка тому – изменение у создателей представления о красоте.
Пару веков назад традиционной женской одеждой была длинная глухая сорочка, напоминающая современную тунику. Молодые кавказские женщины носили ее как платье. Воспитание и культура не позволяли подчеркивать особенности строения тела. Праздничное облачение имело такой же крой, но шили его из более дорогих и ярких тканей. Старые фотографии свидетельствуют и об отрезных платьях. На их изготовление требовалось много дорогого материала. Такое убранство было по карману лишь женщинам, принадлежавшим к богатым, знатным семьям.
Еще один атрибут национального гардероба появился к середине XIX века и получил название «бешмет». По силуэту он напоминал длинный сюртук и имел ворот – стойку. Бешмет быстро приобрел популярность и постепенно заменил тунику. Акцент в крое был сделан на линии пояса, вниз от которого отходили складки. Бешметы отличались по длине, иногда их простёгивали и дублировали подкладкой.
Красивая свадьба в Дагестане – современные традиции и обряды
Когда новобрачные планируют провести тематическую свадьбу, то перед ними раскрывается большой выбор традиций разных народов. Это позволяет создать праздник непривычный для большинства знакомых.
Чем более необычным жених и невеста хотят видеть своё торжество, тем больше времени выбранная национальная культура должна быть исторически изолирована от основных мировых религий. Тогда праздники будут содержать больше всего местных обычаев и обрядов. Именно к таким можно отнести дагестанские свадьбы, ведь часть населения живёт в горных областях, из-за чего происходит естественное его обособление.
После свадьбы
Утром после второй свадьбы, где звучали тосты и пела музыка, с молодой жены снимают платок.
Гости приходят поздравить новобрачных со свершившимся союзом, после чего угощаются из сундука со сладостями.
Считается, что это принесёт удачу и благосостояние как молодожёнам, так и приглашённым. В этот день ближайшие родственники новобрачных часто обмениваются ценными вещами, чтобы подтвердить, что между ними нет обид.
Также это демонстрирует дружеские эмоции, вызываемые новыми родственниками.
В этом видео – красивая дагестанская свадьба:
Дагестанская свадьба – мероприятие, которое славится своей роскошью. Независимо от того, насколько богатая семья у жениха и невесты, праздник должен быть шикарным и вызывающе пышным. А вы бы рискнули организовать две свадьбы?
Как проходит сватовство и помолвка
В Дагестане до сих пор слово родителей очень много значит для детей. Поэтому обязательным предсвадебным этапом является засылание сватов. В данной области существует 2 традиции:
В отличие от дагестанской свадьбы, сватовство – процедура закрытая, можно даже сказать, тайная. Сваты приходят в дом девушки на выданье вечером, прилагая усилия, чтобы никто не узнал об их миссии. Родители девушки и сваты обсуждают величину выкупа и приданого. Это 2 обязательные составляющие договора между сторонами, но они не имеют определённого размера, завися только от благосостояния семей.
Если договорённость достигнута, то молодые считаются помолвленными, после чего начинается подготовка к свадьбе.
Дагестанские обычаи на свадьбе
Свадьба в Дагестане отличается своим «размахом». Огромное количество приглашенных, шум, музыка, веселье, множество самых различных угощений. В Дагестане традиционно отмечают две свадьбы. Первая справляется в доме невесты, а вторую свадьбу отмечают уже в доме жениха. Общее количество гостей на свадебном торжестве, как правило, может достигать полутора тысячи человек.
Подготовка к свадьбе в Дагестане
Важным моментом при проведении этого торжества в Дагестане является соблюдение всех национальных обрядов и ритуалов. Согласно дагестанским обычаям, подготовка ко дню бракосочетания начинается практически сразу после рождения ребенка. Родители уже тогда приступают к сбору приданого и скоплению средств на будущую свадьбу. Именно поэтому, спустя несколько лет, для молодоженов устраивается поистине роскошное торжество.
Предсвадебная помолвка дагестанских новобрачных
У дагестанцев, как и у любого другого народа, процедура объявления молодых женихом и невестой называется помолвкой, или обручением. В дом невесты засылаются сваты, где происходит обряд сватовства, там ее одаривают различными подарками. Тут же родители жениха и невесты назначают день свадьбы, который не должен совпадать с днями рождения молодых или их родителей, мусульманскими праздниками, а также не должен быть во время уразы.
Дагестанская свадьба не проходит без официальной регистрации молодых в ЗАГСе. По завершению обряда помолвки они идут в ЗАГС и подают заявление на свое желание заключить брак. Согласно дагестанским обычаям жених и невеста до свадьбы могут встречаться лишь изредка и ни в коем случае не должны проводить вместе ночи. Далее начинается подготовка к самому торжеству. Это – выбор свадебных нарядов, места проведения самой свадьбы, выбор ресторана и меню, приглашение гостей, украшение зала, различные организационные вопросы и так далее.
Презентация научно исследовательской работы «Костюмы народов Дагестана»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Презентация исследовательской работы
Введение Дагестан с древнейших времен славился богатством произведений декоративно-прикладного искусства. А как причудлив и разнообразен Дагестан в этнографическом отношении. Национальный костюм – неотделимая часть культурного наследия человечества, характерного для каждой этнической групп. На протяжении веков дагестанские женщины создавали прекрасные образцы своеобразного одеяния, в которых отражались быт, мировоззрение, религиозные и социально – культурные традиции. В последние годы возрос интерес людей к своему культурному наследию, особенно традиционной самобытной одежде. А костюм не только обязательный атрибут культуры, но и полноценный источник, несущий важную информацию о различных областях деятельности человека. Все эти достоинства могут иметь место в современной одежде. Как вы знаете, этот год назван годом культуры. Как вы знаете, этот год назван годом культуры,
Цель исследования: изучить и обобщить основные типы и составные элементы национального костюма народов Дагестана 19 – начало 20 вв.
Обзор литературы Традиционная одежда народа Дагестана привлекала внимание многих ученых как дореволюционного, так и современного периодов. Наиболее значимой для моей работы является книга Р
Г. Гаджихановой «Дагестанский костюм», в котором подробно дается описание, характеристика кроя, способы ношения, ареолы географического распространения того или иного вида одежды и отдельных его элементов, а также историко-этнический атлас «Одежда народов Дагестана» под редакцией Булатовой, Гаджиевой и Сергеевой. Обзор литературы
Костюмы лачки Костюмы лачки
Головные уборы лачки (балхарка)
Костюмы аварки (арчинка) 10
Ботлихский район Чародинский район Костюмы аварок: Шамилевский район Шамилевский район
Костюмы даргинки Костюмы даргинки
Пояс Браслет Нашивное украшение аварки Дагестанские украшения хIх –хх веков
Платье аварки с нашивными украшениями
В то же время проявляются и различия, например, у даргинок : кубачинки и кайтагки украшали головные уборы вышивкой, каймой из бахрамы; у аварок: (генухцы и ботлихцы) головные уборы отличались своей своеобразностью. Костюм лезгинки отличался многочисленностью драпировки и складками, а одежда лачек отличалась богатством украшений. Особенное отличие имеет платье кумычки къабалай – двойные рукава и вставка на платье от подола до пояса.
Спасибо за внимание
Номер материала: ДБ-187620
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы: