Палехская роспись: история возникновения, отличительные особенности и технология изготовления предметов в технике лаковой миниатюры

Палехская роспись картинки

Палехское письмо – наиболее редкое и уникальное в своем роде. Трудоемкость ручного процесса и филигранная точность работы, позволяет создавать истинные шедевры, которые составляют национальную гордость России. В нем сочетаются основополагающие принципы византийской одухотворенной иконописи и живого художественно-прикладного народного творчества.

После революции – мастера-артельщики только искали свой уникальный жанр, им приходилось создавать роспись тарелок, папиросниц и шкатулок в агитационном стиле. Появились картинки с изображением Ленина с рабочими и крестьянами, индустриализации, встречи первого трактора в деревне, радостными колхозниками на полях. Большой популярностью пользовались «пролетарские» украшения-броши, с именными надписями – «Шура», «Катя», «Маруся». Но даже тогда, мастера-живописцы, создавали свои работы с особой точностью, скрупулезностью, с соблюдением всех декоративных канонов и традиций. Художники описывали достижения русского народа через сказочные образы: тему электричества – образ Жар-птицы, отрицательных героев – Кощея, Лешего и Бабы-яги.

Палехская школа – не для военной тематики, на картинках расцветают сельские пейзажи с церковкой и речкой, исторические события, иллюстрации сказочных и былинных сюжетов. Но так свойственно мирному времени. Во время Отечественной войны, когда все мужчины ушли на фронт, традицию продолжали старики и подростки. Они создавали потрясающие росписи – «По следам врага», «Атака», «Народная война». Мастера своего добились – мастерские Палеха не закрылись даже во время войны, продолжало работу и художественное училище.

У Палехской лаковой миниатюры, свой уникальный мир. Он одновременно реален и фантастичен, даже простые бытовые сценки полны радости, движения и поэтичности.

Изделия палехских художников

Подробности
Категория: Палехская роспись
Опубликовано 21.03.2019 16:57
Просмотров: 1826

Сувенирные изделия (шкатулки, ларцы, пасхальне яйца, подносы, портсигары), украшенные лаковой миниатюрной живописью, покупают во всем мире те, кто ценит настоящее народное искусство.

Называются эти сувениры коротко – Палех. Приобретая в подарок сувенир, украшенный тончайшей миниатюрной живописью, имеющей неповторимый своеобразный колорит народних сказок и былин, редко кто знает, что, собственно, означает слово Палех. 

Палех – это название древнего российского села, расположенного неподалеку от Москвы в Ивановской области. Здесь еще с допетровских времен жители занимались художественной росписью.

Иконописцы из Палеха, чей стиль складывался на протяжении веков под влиянием иконописных школ Москвы, Ярославля, Новгорода, были известны по всей Руси. Особенно громкую славу приобрели палехские живописцы в конце XVIII – начале XIX века.Они расписывали множество соборов и церквей по всей России. Среди их работ – иконы и настенные росписи в Московском Кремле (Грановитая палата), в храмах Новодевичьего монастыря в Подмосковье, в Троице-Сергиевой Лавре.Но после Октябрьской революции 1917 г. в России мастера из Палеха лишились своего главного заказчика – российской православной церкви. Но палехские художники нашли новые формы для своего творчества. Народный художественный промысел Палеха не заглох, уйдя от иконописи. Напротив, с 1918 г. в его развитии начался новый этап, принесший Палеху небывалый расцвет и известность далеко за пределами России.

С 1918 г. в Палехе действует художественно-декоративная артель, занимающаяся росписью по дереву. Возглавили артель знаменитые впоследствии деятели искусств Иван Голиков и Александр Глазунов, которые определили дальнейшую тематику и направление палехской народной росписи.С этого времени на палехских миниатюрах появляются новые сюжеты: сказочные, былинные богатыри, популярные исторические личности, сюжеты из народного быта, цветочные композиции, а также сюжеты, прославляющие героев Гражданской войны и новое советское общество. Даже эти явно заказные заангажированные сюжеты столь органично и естественно вписались в стиль Палеха, что дали новый толчок развитию народного промысла.

На художественно-промышленной выставке в Москве в 1923 г. работы палехских мастеров были награждены дипломом ІІ степени. С этого времени художники Палеха постепенно переходят от росписи по дереву к работе с новым материалом – папье-маше, с которым в России работали мастера лаковой миниатюры еще одного знаменитого народного промысла из села Федоскино.На новый материал мастера Палеха перенесли свой традиционный художественный материал – темперу, а также напоминающую иконопись манеру живописи. И уже на Сельскохозяйственной выставке 1924 г. палехские миниатюры красовались на шкатулках, портсигарах, коробочках из папье-маше, выполненных для Кустарного музея.

Технология изготовления миниатюры и проста, и сложна одновременно. Сначала из бумаги, картона и клея изготавливается основа под роспись: подносы, шкатулки, коробки. На основу наносят несколько слоев лака, каждый раз тщательно просушивая в специальной печи. После такой подготовки приступают к росписи специальными красками, изготовленными по рецептам, которые каждый художник промысла хранит в тайне и передает по наследству ученикам.Для изготовления красок применяют природные материалы: минералы, служащие пигментом (к примеру, красные глины, кадмий, сиену, волконскоит и др.), смешивают с водой, уксусом и яичным желтком. Кисти для работы изготавливают из беличьего меха.Палехская школа росписи, как правило, отличается темным (чаще всего черным) фоном, на котором яркие краски узорчатой росписи выглядят как бы подсвеченными. Используется прописывание золотом. Художники прибегают к сложным многофигурным композициям, пропорции вытянутые, стиль, напоминающий иконописный, сохранился и в жанровых сценках, портретах, пейзажах.

Художники обыгрывают литературные и исторические сюжеты, фольклорные и бытовые сценки, цветочные композиции и пейзажи.Остается добавить, что палехские мастера бережно хранят традиции промысла, воспитывая новые поколения талантливых художников.С 1928 г. до нашего времени в Палехе действует профессиональная школа обучения. В разное время она называлась техникумом или училищем со сроком обучения от 4 до 5 лет. Сейчас школа называется Палехским художественным училищем им. М. Горького и по-прежнему готовит молодых талантливых мастеров росписи, идущих на смену знаменитым живописцам Палеха.

Транспорт

Палех — маленький поселок, вдоль и поперек его за полчаса обойдешь пешком. Съездить можно в соседние села Холуй (30 км) и Мстеру (110 км), где тоже есть музеи лаковой миниатюры. На автобусе в Холуй надо ехать через Южу, а в Мстеру — через Вязники. Таксисты с готовностью откликаются на просьбу показать местные достопримечательности. Цены разнятся — в среднем 15-25 RUB за км.

Не рекомендуется приезжать в Холуй весной — во время паводка река Теза так заливает село, что местные передвигаются по нему исключительно на лодках.

Велобум еще не докатился до родины жар-птицы — предложений по аренде велосипедов почти нет. Говорят, что гостевой дом на улице Зиновьева предлагает своим постояльцам двухколесных друзей напрокат.

Дом-музей И.И.Голикова в Палехе

Далее мы проследовали в дом-музей И.И. Голикова. Это тот человек, который в изменившихся после 1917 года социально-экономических условиях смог «переориентировать» художников на новый вид деятельности. Сменившийся внутриполитический строй грозил уничтожением палехского искусства. И.И.Голиков с группой единомышленников основал декоративно-художественную артель. С иконописью, конечно, пришлось расстаться, но знаменитый стиль смог «прижиться» на декоративных изделиях. В частности, в доме-музее есть экземпляр книги «Слово о полку Игореве», который проиллюстрировал И.И.Голиков.


дом-музей И.И.Голикова

Дом, ставший музеем, был построен художником самостоятельно в 1928 году для своей семьи. Здесь воссозданы условия его жизни и работы; выставлены принадлежавшие ему вещи. А также здесь представлены документы и фотографии, иллюстрирующие процесс создания нового направления палехского искусства и оформлен стенд, наглядно показывающий процесс создания палехской шкатулки.


дом-музей И.И.Голикова

Внутри дома я сделала только одну фотографию. Удивительно, но даже придя с группой ты должен оплатить фотосъёмку в размере 150 рублей. В музее Иконы нам про это не говорили. А вот в Музее палехского искусства, в который мы прошли после дома И.И.Голикова, мне даже сделали замечание, когда увидели, что я делаю много снимков. Оплачивать я, правда, ничего не стала, но фотографировать прекратила.


дом-музей И.И.Голикова

Изделия с палехской лаковой живописью

Основателями палехского искусства были
художники-иконописцы. Поэтому искусство палехских художников-миниатюристов
тесно связано с искусством древнерусской живописи. Палех был одним из главных
центров нконописанин в XVI — XVII вв. Палехские мастера создавали в основном
дорогие высокохудожественные иконы. В начале XIX в. появляются иконописные
мастерские, а к концу столетия — фабрики. С развитием капитализма в России
древнее искусство иконописи вырождается в ремесло.

После Великой Октябрьской социалистической революции на
основе мастерства палехских народных художников-иконописцев в Палехе
(Ивановская обл.) родилось искусство темперной лаковой миниатюры. Пытаясь
перенести высокое искусство древней живописи на современные изделия, бывшие
иконописцы расписывали матрешки, посуду, ларцы и другие деревянные изделия. В
20-х годах в Палехе предпринимаются опыты по росписи в иконописной технике
изделий из папье-маше. В 1924 г. была создана Палехская артель древней
живописи.

В настоящее время производством миниатюрной лаковой
живописи на папье-маше в Палехе занимаются художественно-производственные
мастерские Палехского отделения Художественного фонда РСФСР.

Отличительные черты палехских миниатюр живопись по черному
фону, обработанному прозрачным лаком до зеркального блеска, сложность
многофигурных композиций, подробное раскрытие сюжета (часто сюжет центральной
миниатюры продолжается на боковых стенках шкатулок и бортах декоративных
тарелок).

Излюбленные мотивы росписи — былины, «Слово о полку
Игоревен сказки («Сказка о рыбаке и рыбке», «Иван-царевич и Жар-птица»), а
также сюжеты из деревенской жизни (мотивы труда, хороводы, посиделки, сцены
охоты). Часто мастера народного промысла используют литературные произведения
великих русских и советских писателей — Пушкина. Гоголя. Крылова.

Горького и др. («У лукоморья…», «Бахчисарайский фонтан»,
«Песня о Соколе», «Буревестник» и др.). Появились новые композиции на темы
гомеровского эпоса, произведений Рабле, Сервантеса. Шекспира. Мольера,
Бомарше.

Широко представлена советская тематика, советские песни
(•Будьте здоровы, живите богато», «И кто его знает» и др.). Привлекают
мастеров и темы революции, истории Родины.

СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ: «Изделия
народных художественных промыслов и сувениры (товароведение и организация
торговли)»

В декабре 1924 года в Палехе возникла Артель
древней живописи, занимавшаяся росписью изделий из папье-маше
(1924-1927).
Иван Васильевич Маркичев — народный художник РСФСР, бывший иконописец, один из
основоположников палехской лаковой миниатюры.

Лаковая
миниатюра. ПАЛЕХ.ПАЛЕХСКАЯ МИНИАТЮРА — вид народной русской миниатюрной живописи
темперой на лаковых изделиях из папье-маше (коробки, шкатулки,
портсигары).

До революции Палех, Мстера и Холуй являлись
последними центрами, где теплились художественные традиции древнерусской живописи
(иконописи).Палехские и холуйские художники, использующие в росписи протоки
незаписанного черного лакового фона, нередко…

Лаковая
миниатюра. ПАЛЕХ.
Внизу слева: № 48, справа: И. Голиков с. Палех 1925 От Палехской
артели древней живописи в 1934. 3-ЛП И,И. Голиков — заслуженный деятель
искусств РСФСР.

В настоящее время развилось тончайшее искусство
темперной миниатюры на лаковых изделиях (Палехская
миниатюра, Мстерская миниатюра, Холуйская миниатюра). Декоративная и станковая живопись
цветными лаками по лаку развита во Вьетнаме и Лаосе.

Внизу слева: №1794, справа: И.П. Вакуров. с. Палех.
1935 г. От Товарищества художников Палеха в 1936.405-ЛП.
«Сокровища русского искусства. Палех. Палехская лаковая
миниатюра».

Внизу справа: № 1823 Н. Зин. с. Палех
1927. Из Министерства культуры РСФСР в 1956.1021-ЛЛ Н.М. Зиновьев — народный
художник СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии
РСФСР имени И.Е. Репина.Палех. Палехская лаковая миниатюра».

Лаковая
миниатюра. ПАЛЕХ.
«Сокровища русского искусства. Палех. Палехская лаковая
миниатюра». Следующая страница >>>.

Лаковая
миниатюра. ПАЛЕХ.Палех. Пластина. Папье-маше. темпера, золото. «Сокровища русского
искусства. Палех. Палехская лаковая миниатюра».

Лаковая
миниатюра. ПАЛЕХ. Гусляр.Палех. Палехская лаковая миниатюра». Следующая страница
>>>.

Краски на яйце, волчий зуб и другие орудия мастера

Первым делом мы отправились в столярный цех. Отсюда начинает свой путь будущая лаковая шкатулка – коронное творение палехских мастеров. В зависимости от формы, размера и сложности композиции на изготовление одной шкатулки может уйти от нескольких дней до нескольких месяцев. Основой для изделия служит папье-маше. Этот материал прочнее дерева, легче и к тому же, по мнению художников первой артели, благороднее.

С новым для них материалом палешане познакомились в 1920-х годах при поддержке известного искусствоведа, уроженца Палеха Анатолия Бакушинского. До этого папье-маше на протяжении века служило основой для знаменитой лаковой миниатюры Федоскина. Для изготовления папье-маше лучше всего подходит пористый картон, получаемый из хвойных пород дерева. Листы картона проклеивают мучным клейстером, наматывают их на деревянную форму, которую затем зажимают в механическом прессе. «Получается такая заготовочка, – Евгений показывает основу для будущей шкатулки. – Ее нужно покрыть особым грунтом и покрасить: в черный цвет снаружи, в красный – внутри, затем покрыть несколькими слоями лака, чтобы на ней уже мог работать художник». Покрытые лаком шкатулки ставят на большие подносы и помещают в печь, где они сушатся при невысокой температуре. Здесь их называют «горячие пирожки». «На то, чтобы просушить один слой лака, уходит день – иначе технология будет нарушена», – объясняет наш гид.

Для того, чтобы краски не скатывались с лаковой поверхности изделия и рисунок лучше наносился, перед началом росписи поверхность «рыхлят» – зачищаются порошком пемзы до тех пор, пока она не станет матовой. Когда заготовка попадает на стол к художнику, начинается самое интересное.

Мы заходим в комнату, где работают мастерицы. На каждом столе разложены необходимые принадлежности, среди которых непременно есть увеличительное стекло: в работе с такими мелкими деталями без лупы не обойтись. Перед каждой художницей – несколько деревянных чашечек с красками. Их палешане до сих пор готовят по старинке – используя яичный желток. Художник разбивает яйцо, аккуратно отделяет желток от белка, кладет желток обратно в скорлупу и смешивает с водой. Затем туда добавляют несколько капель уксуса, после чего тщательно растирают с сухой темперой. В старину вместо уксуса использовали забродившее пиво или квас. Так получается эмульсия для краски: желток служит связующим веществом, а уксус растворяет сухие краски, съедает излишнюю жирность желтка и защищает краски от порчи.

Поверх черной краски сперва наносят белила. Это делается для того, чтобы черный фон не заглушал остальные краски. Белым цветом прописываются фигуры персонажей, одежда, пейзаж и другие детали. 

Перед тем как нанести изображение, художник тщательно продумывает сюжет миниатюры.

«Сначала мы делаем рисунок и переносим его на тонкую кальку. У нас есть такой инструмент – цировка, это тупая игла. Мы прикладываем ее к кальке и начинаем обводить изображение. Видите, остается след», – говорит художница Ирина. Мы застали ее за росписью елочной верхушки. Продукция мастерской, связанная с новогодней тематикой, в этот сезон особенно популярна. «Если художник ранее выполнял похожую работу, он может потратить на нее несколько дней. Если же ему нужно разработать сюжет с нуля (для какой-то сказки, события или он сам что-то предложил), то это займет значительно больше времени. После того как художник закончил работу, шкатулку нужно покрыть лаком, расписать сверху сусальным золотом, отдать обратно лакировщику и наложить еще около семи слоев лака», – комментирует Евгений. В арсенале палехских художников есть еще несколько необычных предметов. Так, на столе у каждой мастерицы обязательно лежит перо – чаще всего гусиное. Таким пером смахивают остатки пемзы после того, как рисунок был переведен на матовую поверхность шкатулки. Но, пожалуй, самый загадочный артефакт в мастерской – «волчий зуб». Клыки волков палешане – как выяснилось, хорошие охотники – с давних времен использовали для того, чтобы полировать сусальное золото.

Достопримечательности Палеха

Музей палехского искусства Отдел лаковой миниатюры «Cоветский Палех» Государственного музея Палехского искусства открыт 13 марта 1935 года во время празднования десятилетнего юбилея «Артели древней живописи». Основу коллекции отдела лаковой миниатюры составляют лаки и графика мастеров Палеха, работы по росписи фарфора, эскизы стенописи, лаковые монументальные панно, книжная графика, коллекция западноевропейской живописи XVI — XIX в… N56.80093 E41.85256
Крестовоздвиженская церковь Храм (1807) с шестиярусным иконостасом, расписанным палехскими мастерами. Храм довольно интересен своей архитектурой, фресками и иконостасом. Иконостас выполнен довольно изящно и покрыт позолотой. Фрески поражают живостью и насыщенностью красками, но некоторые фрески находятся в плохом состоянии, особенно в боковых приделах… N56.80224 E41.85628
Знаменская церковь в селе Красном Расположена у въезда в село, на склоне холма над шоссе Шуя — Палех, на месте существовавшего здесь с XVII в. погоста с деревянной церковью. Возведена из кирпича в 1804 г. на средства помещика П. Н. Бутурлина. Возможно, в 1-й четверти XIX в. были пристроены паперть и портики с севера и юга. Вероятно, тогда же сооружены ажурная металлическая ограда на кирпичных столбах и парадные южные ворота… N56.82493 E41.81568
Художественный салон Выставка-салон расположена в здании библиотечно — информационного центра. N56.80070 E41.85287
Дом-музей И. И. Голикова Дом-музей Ивана Ивановича Голикова — одного из первых художников, работавших в жанре лаковой миниатюре, основателя Артели древней живописи в 1924 году. Музей располагает своеобразной экспозицией, представляющую обстановку и особенности дома палехского художника. Открыт в 1961 г. Расположен в центре посёлка, это деревянный рубленый дом с резным крыльцом, декоративными ставнями, с кружевными косицами у крыши… N56.80168 E41.85247
Дом-мастерская Н. В. Дыдыкина Дом-мастерская Н. В. Дыдыкина — также уроженца Палеха, скульптора, автора памятнику Пушкину на Мойке в Петербурге. В музее экспонируется большая коллекция скульптурных работ Н. В. Дыдыкина. Музей-мастерская ленинградского скульптора, заслуженного деятеля искусств РФ Н. В. Дыдыкина была открыта 12 декабря 1978 г… N56.80287 E41.85501
Дом-музей П. Д. Корина Дом-музей Павла Дмитриевича Корина — художника, происходившего из семьи потомственных палехских иконописцев, но получившего известность в основном за свои портреты, к собственно палехскому стилю не имеющие отношения, а также ставшему одним из самых известных советских реставраторов Музей открыт в 1974 году… N56.80683 E41.85704
Ильинская церковь Кирпичная церковь, построена в 1790 г. как кладбищенская. Построена из кирпича на месте прежней деревянной. Первоначальная тесовая кровля и зеленые черепичные главки заменены на кровлю по кованым стропилам и железное покрытие глав. Характерный для данного региона небольшой приходский сельский храм, в композиции объемов и деталях которого ощущается влияние архитектуры второй половины XVII века… N56.79937 E41.85928
Дом-музей Н. М. Зиновьева Дом-музей Николая Михайловича Зиновьева — палехского художника советского времени, который после 1917 года вернулся в свою деревню и пахал землю, а в 1926 году вступил в Артель. Все предметы находящиеся в доме напоминают о семье художника, её быте и деревенском, исконно русском укладе жизни. В доме-музее Н… N56.81915 E41.82641
Кружевная изба К. Муратова Кружевная изба К. Муратова в селе Соймицы Ивановской области. Декор сделан в 1960—1962 гг. Мастер, создавший этот ажурный дом — Муратов Константин Кузьмич, житель села Соймицы, соседнего с Пестяками Палехского района. Изготовленные его руками наличники, карнизы, фронтоны, фризы украшают не один десяток домов округи… N56.87229 E42.21805

Государственный музей палехского искусства

Музей открылся для посещения в 1935 года в дни празднования 10-летнего юбилея артели палехских художников. Экспозицию представляли более 500 экспонатов — произведений лаковой миниатюры и графики. Большой вклад в пополнение коллекции внес Г. В. Жидков, который возглавлял музей до 1938 года. В этот период поступило множество работ на пушкинскую тему. Мастера применили этот жанр по совету самого Жидкова. Лучшими работами являются пластина «Сказка о рыбаке и рыбке», шкатулка с сюжетом из «Сказка о царе Салтане».

Чтобы сохранить иконы закрывающихся храмов, в 1930-е годы руководство музея договорилось с Наркомпросом РСФСР о передаче в фонды учреждения имущества Крестовоздвиженского храма. В последствие музей получил ценные иконы также из других закрытых церквей Палехского района.

Музей палехского искусства

Зал «Старый Палех» находился в Крестовоздвиженском храме вплоть до 1992 года. В 2014 году коллекция икон переехала в новое музейное здание.

На сегодняшний день экспонатов музея насчитывается более 1500. Они расположены в 3-ех залах. Большинство экспонатов представляют жизнь и работу художников

Внимание посетителей привлекают красивые шкатулки, расписанные сюжетами разных сказок. Большая часть экспонатов создана в начале прошлого века

На заметку! В состав музея входит несколько подразделений, которые расположены в разных местах города. Это Музей икон и дома, в которых проживали знаменитые художники: И. И. Голиков, Н. М. Зиновьев, П. Д. Корин,  Н. В. Дыдыкин.

Адрес: ул. Баканова, 50.Режим работы: Вт-Вс – 10:00-17:30, выходной — понедельник.

город Палех

  • Администрация Палеха
  • Фотогалерея
  • Предприятия Палеха
  • Погода в Палехе

Село Палех — старинное русское село Владимиро-Суздальской земли, один из центров древнерусского искусства, находящийся в 64 километрах от областного центра. Население — 6400 человек, из них 500 художников, живущих в рамках своего сообщества.

Палех до 1947 года был селом, затем в 1947 г. был переименован в поселок. Точная дата возникновения Палеха неизвестна, но сохранившиеся в летописях записи свидетельствуют, что он существовал до XV века.

Палех стоит на холме, среди полей и лесов, разделяемых на две части рекой Палешкой, имеется много родников, прудов. Через Палех проходит окружная шоссейная дорога на Н. Новгород, а также дорога на Южу, имеется автовокзал и две гостиницы. Расстояние по шоссе от п.Палех до г.Иваново — 64 км. Ближайшая железнодорожная станция в 30 км. от Палеха в г.Шуе.

История Палеха уходит в глубокую древность. Палех — название угро-финского происхождения. Результаты археологических раскопок подтверждают, что издавна на территории края обитало одно из многочисленных угро-финских племён. Угро-финны полностью растворились среди славян, которые постепенно заселяли северо-восточные земли Руси и их языковая культура прослеживается лишь в географических названиях — Пурех, Палех, Ландех, Лух, Люлех. Сохранилось поверье, рассказанное местной жительницей Фелицатой Григорьевной Паликиной о происхождении названия Палех.

«… Глухие леса стояли, населения никакого не было… случился в лесу большой пожар… от «молоньи». Спалил пожар все дерева на горе. А вскоре люди тут объявились ис тех, что вольной жизни искали, то ли от татарского набега, то ли от боярского ярма бежали. Гору Палёной нарекли, а то — Палихой. И село стали Палехом называть».

Есть и легенда: «Палех возник в те буйные годы глубокой древности, когда на Владимиро-Суздальскую Русь шли несметные татарские полчища. В глухие леса и болота бежало разорённое население и уносило с собой иконы. Татары жгли леса, была великая палиха — отсюда и пошло название Палех.

В 16–17 вв. в селе зарождалось различное ремесло. К этому периоду относится начало расцвета старинного иконописного промысла Владимиро-Суздальской Руси в Палехе. В 18 веке искусство палехских иконописцев приобрело своеобразный стиль, названный в последствии «палехскими письмами». Палехские иконы славились особой тонкостью письма, темперными красками с применением золота на одеждах святых. Точная дата возникновения палехской иконописи письменными источниками не установлена. В основе стиля палехской иконописи лежат традиции древнесуздальской школы и некоторые особенности московского иконописания 15-16 вв. («Акафист Спасителю» — середина 18 века, «Акафист Богородице», «Преображение» — конец 18-го – начало 19 веков).

Многие произведения палехской иконописи создавались под влиянием западноевропейского искусства и русской академической школы, так называемое «фряжское» письмо («Не рыдай мене, Мати — 1769 г.).

Современный Палех — один из признанных центров лаковой миниатюры. После революции 1917 года иконописцам Палеха пришлось искать новые пути применения своих творческих сил. Палешане создали новый стиль миниатюрного письма, отличающийся особой тонкостью художественных приёмов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector