Стиль рококо в интерьере, архитектуре, одежде и живописи
Содержание:
Оформление
Большинство людей понятия не имеют, как сделать ремонт квартиры в стилистике аристократии XVIII века, и все-таки это возможно. Более того, правильно подобранные современные материалы позволяют существенно сэкономить на отделке, которая будет выглядеть все так же интересно и по-богатому, но на самом деле обойдется владельцу жилплощади сравнительно недорого.
Стен
Пожалуй, именно от того, получится ли правильно отделать стены, зависит то, удастся ли интерьер в стиле рококо. Дело в том, что простыми обоями тут не отделаешься, поскольку одними из главных принципов рококо являются рельефность отделки, обилие выступающих завитков и узоров сложной формы.
В наше время очень активно пользуются приемом, который несколько «удешевляет» интерьер, но является чуть ли не единственным доступным решением. Суть заключается в том, чтобы все же оклеить стены обоями, причем довольно простыми – без особых узоров, в пастельных тонах, можно с заметной рельефностью.
В качестве альтернативы можно также рассмотреть стеновые панели как из дерева, так и из пластика, лишь бы они были резными и давали ощущение аристократичности и эксклюзивности.
Потолка
Хотя стиль рококо в некотором смысле должен выглядеть «проще», нежели его «старший брат» барокко, не стоит забывать о том, что все равно это именно аристократический стиль – он был присущ жилищам знати, а потому совсем уж бедно выглядеть не может.
Естественно, ни о каких плоских решениях не может быть и речи – в богатых домах прошлого потолок был своего рода произведением искусства, имевшим закругленные формы. В наше время проще и дешевле не возиться с дорогими штукатурными работами, а выполнить очертания и завитки из хорошего гипсокартона.
Но и на этом потолочный дизайн не заканчивается – надо сымитировать лепнину и роспись, которые часто называют определяющими для рококо в целом. Если ванную в этом смысле еще можно проигнорировать, то в гостиной такие элементы роскоши должны быть обязательно, а в спальнях и прихожей – желательно. Лепнину можно купить в виде багетов, а вот роспись лучше заказать.
Пола
Если стены и потолок в стиле рококо демонстрируют роскошь, умеренную лишь в сравнении с королевским богатством, то полу уделяется заметно меньше внимания в том смысле, что он выполняет скорее практические функции, чем декоративные.
Вариантов материалов, которые соответствуют указанным запросам, не так уж много. В частном доме можно использовать благородный мрамор – этот камень позволит больше никогда не задумываться о ремонте, при этом он выглядит дорого и прекрасно вписывается в общую концепцию.
Лучше, конечно, чтобы это был паркет из драгоценных пород дерева, но в качестве альтернативы сгодится и любой другой паркет, лишь бы он был золотого цвета – так он кажется дороже. Узоры на таком покрытии возможны, но необязательны, и они в любом случае должны быть довольно простыми.
При всей роскоши и эстетичности обыкновенный деревянный пол, не говоря уж о мраморном, отдает холодом, а рококо, как мы помним, – это не только об эстетизме, но и об удобстве. Для гостиной и большинства других комнат это не нужно, но вот в спальне должно быть уютно, и такой эффект достигается благодаря использованию толстых мягких ковров с пышным ворсом – таких, которых не постеснялись бы и вельможи.
Узоры и цветовая гамма
Основной идеей стиля рококо выступает возможность погрузиться в иллюзорный, фантастический мир. Бегство от реальности пропитано молодостью и женственностью, романтизмом и чувственностью. И хотя на убранстве комнат лежит печать утонченности, стиль прежде всего ориентирован на комфорт.
Этого помогают добиться определенные сочетания палитр:
- белой и золотой;
- светло-голубой и белой;
- бледно-розовой и светло-зеленой;
- светлые оттенки голубой, розовой и зеленой;
- бежевой и золотой.
Изначально большинство узоров имело элемент рокайля. Завиток морской раковины и неровные жемчужины выступали главными деталями практически во всех орнаментах. Но со временем в рококо пришли гирлянды с переплетением стеблей и листьев. А также великолепие бантов и развивающихся лент.
Стиль рококо чаще всего узнают по таким узорам:
- раковины или ракушки;
- картуши;
- крылатые купидоны;
- цветочные мотивы.
Копируя манеру барокко, рококо широко использует художественную роспись стен и потолков. Может показаться, что основная сюжетная линия отталкивается только от мифологии. На потолках небесная твердь с ангелами. Фавны и нимфы вместе с детскими фигурками. Но в глубине лежит чисто земное – женщина и мужчина, а также их отношения.
Особенности стилизации
Современный интерьер в стиле рококо отличается от того, который три века назад господствовал в дворцовых залах и личных будуарах аристократов. Однако основные, главные черты являются знаками отличия стиля до сего дня:
- нежные пастельные тона, сочетающиеся между собой либо с белоснежным цветом, позолотой;
- множество лепки, она присутствует на стенах, потолке, оформлении окон, порталов;
- дорогой текстиль, роскошные рисунки на тканях;
- оформление всех поверхностей: роспись стен, богатые орнаменты, резьба, позолота на мебели;
- множество декоративных вещей: изящные часы на камине, подсвечники, канделябры, статуэтки, вазы, расписная фарфоровая посуда.
Для стиля рококо характерны особые узоры – завитки, напоминающие ракушку, ушную раковину (они дали название стилю). Дополняют интерьер изящная мебель на тонких ножках изогнутой формы, пышный текстиль на окнах, украшенный ламбрекенами, кистями.
Главное отличие стиля рококо от других – большая декоративная насыщенность. Узнаваемые элементы, характерные для декора:
- рокайль (морская раковина – применяется для оформления интерьера, мебели, предметов декора);
- картуш – его используют для украшения стен, мебели;
- фигурки, изображения ангелочков;
- цветочные мотивы, темы любви в рисунках.
Особенности
Для рококо характерная приглушённая нейтральная палитра, в которой присутствуют нежные перламутровые, персиковые, салатные, белоснежные и лазурные тона.
Также в интерьере присутствует огромное количество позолоты, аксессуаров и украшений, изысканная стильная мебель с лакированным покрытием, уникальная потолочная лепнина, зеркальные панели и картины, которые наполняют обстановку невероятным шармом и очарованием.
Этот период отличался лёгкостью нрава и распущенным поведением, что нашло своё отражение и во внутреннем убранстве помещений. При разработке дизайнерского проекта оформления квартиры в манере рококо вам следует пользоваться помощью профессиональных специалистов и экспертов.
Только талантливому мастеру под силу наполнить помещение изысканным предметами, не превратив жилое пространство в музей с экспонатами.
История возникновения
Французское слово rococo произошло от rocaille – т.е. «осколки раковины». Название стиль получил за свою затейливость, напоминавшую узоры камней и раковин. Зародилось рококо ещё в XVII столетии во времена правлении Людовика XIV – «короля-солнце», а превратилось в господствующий стиль уже в XVIII столетии, когда на престол взошёл Людовик XV (1720-1774 г.г.). Именно в это время Франция становится богатой, роскошной страной, законодательницей мод, и занимает ведущее место в художественной и культурной жизни Европы. Вдохновителем стиля рококо считается Жан-Луи-Эрнест Месонье́, поскольку именно в его творениях впервые появились ассиметричные формы и необычные контуры причудливо изогнутой морской раковины.
До середины XIX века искусство рококо не выделялось как отдельное стилевое направление. Считалось, что это барокко в своём позднем развитии. Однако, являясь логическим завершением тяжеловесного барочного искусства, рококо трансформировал некоторые его идеи в нечто принципиально новое, непохожее на искусство своего предшественника. Таким образом, рококо, начавшись, как эволюция барочного направления, со временем стал самостоятельным художественным стилем, в какой-то мере даже антиподом искусства барокко.
Для живописи и скульптуры характерны в основном эротические, мифологические и пасторальные сюжеты. Первым мастером картин в стиле рококо стал Ватто, в дальнейшем искусство развивается в творчестве Буше и Фрагонар. В рамках стиля развитие получил такой вид живописи, как декоративное панно. Ярчайшим представителем в скульптуре явился Фальконе, его бюстами и статуями украшались интерьеры.
Эстетика рококо сыграла важную роль и в других европейских странах: более всего в Австрии и Германии, чуть меньше – в Италии, Англии (роскошный викторианский стиль), Испании.
В России рококо развивалось под влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Фальконе, Рослин). Также под этим влиянием в России работали такие великие мастера, как Растрелли, Ринальди (постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, Рокотов, Левицкий.
Именно в эпоху рококо произошёл расцвет графики.
Главные черты и особенности стиля рококо:
- камерная декоративность;
- изящество и лёгкость;
- пастельные тона;
- деталь как основной художественный приём;
- сюжеты из мифов и пасторалей;
- лепнина, орнамент, позолота (для интерьера)
Делаем интерьер в стиле рококо
Практически любое помещение можно оформить в стиле рококо, но наиболее органично он будет смотреться в гостиной, спальне и ванной комнате, хотя не возбраняется такая обстановка интерьера в рабочем кабинете и даже в кухне.
Спальня
Кроме кровати, в спальне можно разместить кресла, стол, стулья, диван. Не обойтись в этом помещении без различных шкафов — для книг, одежды, для дорогих безделушек. Секретер или комод также прекрасно впишутся в спальный интерьер рококо.
Главное требование для мебели в спальне рококо — плавность форм. Не выходя из стиля, можно развесить на стенах большие зеркала в узорчатых рамках и старинные подсвечники. Туалетный столик — обязательный предмет спальни рококо. На стенах уютно будут чувствовать себя картины в позолоченных рамках и старинные гобелены.
Цветовое оформление необходимо сделать в традиционном варианте: бежевый тон с позолотой или нежно-голубой с элементами бронзы и др. На полу могут быть уютные натуральные ковры и коврики с красивым орнаментом.
Гостиная
Оформление этого помещения даёт большой простор для проявления всех преимуществ стиля рококо:
- лепнина на потолке и стенах;
- позолота;
- тяжёлые портьеры с драпировкой;
- мебель с изогнутыми ножками;
- небольшие пуфики и диванчики;
- массивная многоярусная люстра из хрусталя;
- длинные чехлы на предметах мебели;
- канделябры на стенах.
Цветовое решение — без яркости и броскости, в пастельных тонах. Желательно использование позолоты или бронзы. Роскошь, шик, подчёркнутое богатство — должны прослеживаться во всех элементах интерьера.
Кухня
В оформлении кухни в стиле рококо можно столкнуться с проблемой непрактичности и неприменимости некоторых материалов и цветовых решений для этого помещения, связанного с готовкой и вытекающими из этого нюансами.
Не стоит брать для кухни рококо дешёвые материалы — ламинат, линолеум — лучше воспользоваться керамоплиткой с имитацией мрамора или паркетом из белёного дуба.
Под обеденным столом можно уютно расположить ковёр с мягким ворсом, а сам стол вынести из рабочей зоны, поместив его в столовой или гостиной. На столе будут уместны наборы скатерти с салфетками, вышитые в тон всей обстановке.
Мебельные гарнитуры лучше всего выбирать с соответствующей декоративной отделкой: витражами, росписью, резьбой и небольшой лепниной. Колоннады и арки в уменьшённом виде также могут стать частью мебели кухни в стиле рококо.
Ванная
Отличное место для приложения стиля рококо — ванная комната. Отделочные материалы здесь могут быть более насыщенной цветовой палитры. Обои, керамическая плитка, влагостойкая штукатурка с нанесёнными причудливыми узорами вполне подойдут для такого оформления ванной.
Саму ванну, как главный предмет этого помещения, можно разместить посередине, сделав на ней ещё больший акцент. У ванны могут быть изогнутые ножки, канделябры, фрагменты вылепленных цветов. Интересный вариант, не без доли самоиронии — балдахин над ванной или хрустальная массивная люстра по центру этого помещения.
Лоджия
Если все помещения квартиры оформлены в стиле рококо, то и лоджия не должна оставаться в стороне от этого процесса. Чтобы балкон или лоджия гармонировали со всей остальной обстановкой жилища, нужно постараться изменить функциональное назначение этого помещения. Конечно, нелепо будет выглядеть бельё на верёвке в окружении лепнины, позолоты и другой роскоши, присущей рококо.
Диваны с множеством подушек, светлые стены, оклеенные обоями, лепнина, небольшой изящный обеденный столик помогут сделать это место уютным и тёплым. Здесь можно будет посидеть в семейном кругу или принять небольшое количество гостей.
Рабочий кабинет
Место для работы можно оформить, используя основные моменты стиля рококо. Стены можно обить деревянными панелями из дорогих пород древесины (буазери), их же можно использовать для отделки шкафов, оконных рам.
Не стоит перегружать пространство излишней роскошью и количеством аксессуаров, ведь это место предназначено для работы и должно способствовать настрою его обитателей на серьёзный лад.
В современной одежде
Современная одежда существенно отличается от первозданных нарядов в стиле рококо. Конечно, не исключено, что на каком-нибудь маскараде встретится пышный образ с присущими данному стилю элементами.
Одежда современности в стиле рококо отличается наличием тёмных оттенков в цветовой гамме. Если раньше рококо не предполагал коричневого, серого и даже чёрного цветов, то современная интерпретация стиля позволяет создавать наряды в этих оттенках.
Сейчас, как и ранее, тонкая талия и открытые хрупкие плечи – это некая визитная карточка рококо. Сексуальность и изысканность, присущая данному стилю, присутствует и по сей день, это ярко выражается в платьях с наличием корсетной шнуровки.
Декор современных нарядов в стиле рококо украшен всё те ми же, присущими данному направлению, элементами. Это могут быть цветы, банты, рюши, ленты или бахрома. Наряды в стиле рококо прекрасно используют звёзды. Например, Леди Гага охотно надевает сценические костюмы не только в стиле авангард, но и активно использует рококо.
Самым походящим мероприятием сегодня для яркого представления стиля рококо является свадьба. Конечно! Что может быть привлекательнее лёгкого, романтичного наряда невесты? Классическое свадебное платье своим фасоном повторяет первозданное одеяние стиля рококо. «Перевёрнутый бокал» сегодня является практически основным силуэтом свадебного платья.
Рококо подразумевает под собой использование множества различных аксессуаров. Сегодня, придерживаясь этого стиля в одежды в современной моде, нужно не позабыть о наличии украшений в образе. Аксессуары в стиле рококо всегда являются объёмными со множеством камней и прочих украшательств. Как и раньше, сегодня украшают и причёски: использование ободка со стразами или наличие в причёске украшения в виде цветка выдаст стиль рококо при первом взгляде.
Использование элегантной сумочки приветствуется в современном рококо. Если ранее это были миниатюрные «сумочки-мешочки», то сегодня они несколько видоизменились. Размер немного выходит за рамки «мешочка», а украшают сумку изысканные вышивки.
Обращая внимание и делая выбор в пользу современного стиля рококо, стоит помнить, что для появления в современном деловом обществе лучше использовать другие наряды. Ведь сам рококо, как и эпоха его зарождения, является стилем легкомысленным и ветреным
Одно только появление, например, в офисе в данном наряде может испортить наработанное годами впечатление о человеке
Поэтому подходить к выбору образа в стиле рококо стоит с предельным вниманием и трезвым расчётом
Высокое рококо (1750-1770)
Мадам де Помпадур, 1756 г.
Женская мода
Мода высокого рококо продолжает формы одежды раннего рококо, то есть robe à la française (по-французски: платье во французском стиле) по-прежнему является самой распространенной одеждой высшего класса на европейском континенте. Теперь его передняя часть состоит из двух частей (т.е. часть юбки пришита к верху, а не разрезана как цельная часть, как раньше), что обеспечивает более прочную талию . Образцы ткани становятся все меньше. Прикладные украшения в виде оборок или складок , бантов , узловатых шелковых нитей или синели берут на себя функцию демонстрации великолепия, а вышивка больше не играет роли. Простые жесткие манжеты заменяются двух- или трехслойными воланами с закругленными краями.
Примерно в 1750 году появился Compère , который сделал одежду более удобной, потому что платье нужно было застегивать только спереди. Вариант с заглушкой, прикрепленной штырями, по- прежнему носил.
В то же время в Англии под влиянием тамошней довольно сельской знати манто превращается в предмет одежды , не требующий юбки-обруча, верхняя часть которого закрывается спереди на крючки и петли ( открытая мантии ), поэтому для него не нужна заглушка. Под названием Robe à l’anglaise (французское: платье в английском стиле) оно было принято в континентальной европейской моде примерно с 1770 года.
Английский семейный портрет, 1755 г.
стали меньше по ширине и все чаще заменялись более удобными . Как и прежде, большие трусы используются только для торжественных случаев (например, свадебные платья) и придворной одежды.
Волосы продолжали носить простыми прическами, прикрытыми капюшоном . Одна из самых популярных причесок — это коса, которая начинается на затылке, поднимается вверх на затылке и заколачивается на макушке. Известный портрет мадам де Помпадур в зеленом платье также показывает эту прическу в зеркале позади нее. Только в конце 1760-х годов прически начали накапливаться.
Мужская мода
Даже у мужчин основные предметы одежды остаются прежними: жилет, бриджи, юбка. Хвосты юбки постепенно становятся меньше и менее жесткими, рукава — длиннее (до запястья), а манжеты — меньше. В то время как в 1720 году манжеты все еще доходили от нижней части предплечья до локтя (хотя они были значительно шире рукава), в 1760-х годах они были всего около ладони и едва ли шире рукава. Передний край юбки снизу обрезается все дальше и дальше наружу. В то время как юбка еще могла быть застегнута на живот около 1750 года, около 1770 года ее было достаточно, чтобы застегнуть ее на груди. Все чаще юбка оснащается отложным воротником или низким воротником-стойкой.
Жилет стал еще короче и с 1760 года доходил только до бедер. Передние края жилета до сих пор были прямыми или слегка изогнутыми; Однако примерно с 1760 года передние края загибаются наружу примерно на уровне бедер. Появляются двухрядные жилеты на пуговицах.
По мере того как жилет становится короче, по центру спереди становится видна мушка. Вероятно, по этой причине он постепенно заменяется передним клапаном, который во французской литературе называется «баваруаз» и который на самом деле имеет сходство с застежкой баварских ледерхозенов.
Идеи декорирования дома
Для создания изысканной и неповторимой обстановки вам следует придерживаться рекомендаций:
- Подбирайте меблировку, напоминающую образцы Средних веков с античным рисунком, позолотой, а также лапами львов в виде ножек.
- Для системы иллюминации необходимо использовать разнообразные настенные светильники с затейливыми формами. Их лучше разместить над зеркальными панелями, чтобы усилить эффект.
- Украшайте карнизы и уголки. Развесьте на стенах шпалеры и ковры с бесподобным рисунком.
- Не забывайте про приглушённую гамму в отделке стен и пола. Разбавьте такое лаконичное оформление с помощью контрастных чёрных и белых тонов, позолоты и серебра.
- Для украшения стен подбирайте обои с некрупным узором и изгибающимися силуэтами.
- Акцентируйте камин зеркалами и красивой отделкой. Вы можете украсть его оригинальными канделябрами, вазочками и картинами.
- Добавьте очаровательные комнатные растения в интерьере и цветочные композиции.
Немного теории: термины и задачи
Моделирование прически – это кропотливый процесс оформления волос. Он производится на основе существующих моделей стрижек и их различных модификаций. Намного реже моделирование представляет собой воссоздание образа на фото или рисунке.
Моделирование прически позволяет разрешить несколько задач парикмахерского искусства. Рассмотрим основные из них:
- разработка новых причесок, стрижек и укладок;
- художественное моделирование прически и ее последующее оформление способствуют формированию эстетической составляющей целостного образа;
- стимулируется развитие модных трендов.
Не менее важным моментом, в повседневной работе мастера-парикмахера, является художественное оформление. Благодаря этому завершающему этапу, посетитель получает возможность комплексно оценить работу, проделанную специалистом.
Техническая часть всегда остается за мастером, а потому клиент может не всегда понимать суть тех или иных операций, проводимых с волосами. Главное – это результат, которым заканчивается любой процесс моделирования прически
Важно, чтобы он полностью устроил клиента
Каждый гость парикмахерской индивидуален, и если мастер не способен внести в свою работу, ту самую, неповторимую изюминку и последний штрих, клиент останется разочарован
Поэтому настоящий специалист всегда работает индивидуально и особое внимание уделяет художественному оформлению
Советы от профессионалов
Рококо это манерный стиль. Но при украшении дома не стоит его полностью копировать. Стилизованные варианты дизайна с применением аутентичных аксессуаров и текстиля помогут вам воплотить в жизнь нужную атмосферу, а не превратить апартаменты в музей экспонатов.
Это дизайнерское направление превосходно подойдёт для преображения любой комнаты – ванной, кухни, спальни и санузла.
Окна и двери имеют красивую арочную форму, при этом другие силуэты смогут создать диссонанс стилей. Замечательным решением станет – профиль ПВХ. Он прекрасно впишется в убранство за счёт своей лёгкой конструкции и белоснежного исполнения. При этом подбирайте продукцию высокого класса от крупных производителей.
Для того чтобы воплотить в жизнь шикарную дворцовую атмосферу пол необходимо покрывать несколькими слоями лака
При этом в декоре стен и потолка важно использовать лепнину или гипсовые аналоги
Ещё более бюджетным варрантом станут полиуретановые изделия, акцентированные позолотой или белой краской.
Старайтесь не перегрузить помещение. В настоящее время излишняя помпезность будет выглядеть неестественно и гротескно. Оформлять апартаменты нужно специалистам с высоким чувством стиля.
Для преображения квартиры или дома воспользуйтесь шикарными зеркалами в золотых рамах, расположенных несимметрично по всему помещению. Лучшим выбором станут изделия овальной формы.
Атмосферу истинного будуара помогут воплотить в жизнь струящиеся портьеры. Такие занавески и ширмы были крайне распространены и популярны в то время. Замечательный вариант – это антиквариат или современные изделия, выполненные по индивидуальному заказу.
Современное течение барокко и рококо
В последние годы стиль барокко на подиуме особенно ярко продемонстрировал дуэт Dolce & Gabbana. В одежде итальянского бренда используются такие декоративные дополнения, как кристаллы, стразы и различные кружева
Особенное внимание уделяется расцветке и фактуре тканевой основы. Что касается ее колорита, то здесь доминирует пурпур, черный с золотом, синий с серебром, а также табачный, алый и коричневый
Зачастую ткани расшиты различными стразами, которые способны не только привлечь к себе внимание всех окружающих, но и создать ощущение праздника и торжественности.
Образы коллекций, в которых используются барочные узоры из листьев и цветов, сегодня пользуются популярностью у многих почитателей этого стиля. Особенно роскошно смотрится одежда, выполненная из бархата или парчи и расшитая кристаллами. Во время создания своих современных коллекций этих стилей многие дизайнеры используют самые оригинальные композиции из бусин, стекляруса и бисера
В их коллекциях немаловажное место занимают короткие пелерины, напоминающие накидку кардинала. Здесь также присутствуют большие банты, ленты и манжеты, состоящие из нескольких кружевных слоев
Именно такие элементы одежды были использованы королем и его двором.
Если говорить о стиле рококо, то здесь у Ralph Lauren присутствует узор рокайль, который выполнен в форме золотого завитка, тогда как Marc Jacobs представил в своей коллекции туфли, имеющие широкий каблук и большую пряжку, сделанную из кожи страуса.
Стоит заметить, что современные дизайнеры стиль барокко и рококо используют в роскошных нарядах при пышных показах на подиумах. Их модели дополняются различной бижутерией, а также и украшениями для волос. Всем известный союз Dolce & Gabbana представил своим почитателям всевозможные ободки с кристаллами, длинные серьги и ожерелья. Как и в былые времена, современный барочный наряд, имеющий пышный образ, создается только настоящими искусными мастерами. Ведь только профессионалы своего дела могут изготовить изделие, которое максимально точно будет сочетать в себе все элементы эпохи барокко и рококо.
Индивидуальные доказательства
- ↑ Иоганнес Ян , Стефани Либ : Словарь искусств (= карманное издание Крёнера . Том 165). 13-е, полностью переработанное и дополненное издание. Kröner, Штутгарт 2008, ISBN 978-3-520-16513-8 , стр. 713 f.
- Йозеф фон Эйхендорф: Благородство и революция. Вильгельм Генрих Риль: Борьба рококо с косой (1853), в которой: Culturstudien aus три века, 1859.
- Эгон Фриделл: Культурная история Нового времени. CH Beck’sche Verlagsbuchhandlung, Мюнхен, 1931, стр. 563 и сл.
- Ноэль Райли (ред.): Ремесла и дизайн. Стили, техники, украшения от эпохи Возрождения до наших дней. 2004, с. 114.
- композитные стороны предмета мебели или компонента (пол, боковые части, крышка, задняя стенка и передняя часть)
- После Эриха Бахмана: Новый Байройтский дворец . Официальный лидер. 4-е издание, Мюнхен, 1980 г.
- Также включая шинуазри; см. Андрейна Гризери: Охотничий домик Ступиниги близ Турина. Атлантида, Манфред Павляк, Херршинг 1989.
- Адриано Мариус, Джузеппе Паранелло: Внутреннее убранство венецианских дворцов — от великолепия барокко до элегантности рококо. В кн . : Венеция — искусство и архитектура, т. 2. изд. v. Джандоменико Романелли, Könemann / Cologne (первоначально Magnus Edizioni / Udine), 1997, стр. 582-639.
- Многие дворцы в Венеции находятся в частной собственности и закрыты для публики, информация и некоторые иллюстрации содержат: Адриано Мариус, Джузеппе Паранелло: Внутреннее убранство венецианских дворцов — от великолепия барокко до элегантности рококо. In: Venice — Art and Architecture, Vol. 2. … Könemann / Cologne, 1997, стр. 582–639, подробно стр. 600 (Palazzo Foscarini ai Carmini), стр. 614 f (Palazzo Pisani Moretta), стр. 627 (Казино Прокураторина Венье), стр. 632 (Cà Rezzonico), стр. 639 (Pal. Baglioni)
- Только Палаццо Дориа-Памфили открыт для публики, два других находятся в частной собственности. Каролина Винченти и Роберто Шезен: Римские дворцы. Bechtermünz (& Weltbild) Verlag, Аугсбург, 1998, стр. 186f (Pal. Chigi-Odescalchi), стр. 210-12 (Pal. Doria-Pamphilj), стр. 221, 224, 228f (Pal. Rondinini).
- Angheli Zalapí и Gioacchino Lanza Tomasi: Paläste auf Sizilien, Könemann, Cologne 2000, стр. 126–137 (Pal. Butera), 164–179 (Pal. Valguarnera-Gangi), 180–191 (Pal. Biscari), 192– 201 (Pal. Comitini), 232–243 (Вилла Ajroldi)
- Пол Хёкендорф: Суси во время Фридриха Великого и сегодня . Берлин 1903 г.
- Ингрид Деннерлейн: Садовое искусство Реганса и Рококо во Франции . Черви 1981.
- ↑ Дёрфлер: Лексикон искусства, живописи, архитектуры, скульптуры. Том 9, Nebel, Eggolsheim 2006, ISBN 3-89555-386-7 , стр. 115 и далее.
- Гердер Freiburg, при участии Дамиш: Французская живопись. Базель, Вена, Фрайбург, 1983, ISBN 3-451-18937-2 , стр. 120.
- Хуберт Кринс: Барокко в Южной Германии . Конрад Тайсс Верлаг, Штутгарт 2001, ISBN 3-8062-1420-4 , стр. 24 f.
- Уильям Барчам: Венецианское рококо — Тьеполо и 18 век. В кн . : Венеция — искусство и архитектура, т. 2. изд. v. Джандоменико Романелли, Könemann / Cologne (первоначально Magnus Edizioni / Udine), 1997, стр. 640–691; к Риччи и Пеллегрини, стр. 640 и стр. 651-653, 659, 662-665.
- Уильям Барчам: Венецианское рококо — Тьеполо и 18 век. В: Венеция — Искусство и архитектура, Том 2. …, Könemann / Cologne (первоначально Magnus Edizioni / Udine), 1997, стр. 640–691; здесь, на Пьяцетте, стр. 656 и 667–673.
- Герман Глейзер , Якоб Леманн, Арно Любос : Пути немецкой литературы. Ульштейн, 1997, с. 138.