Национальный головной убор турции как называется

Саукеле (Seukele)

Этнический казахский головной убор. Имеет конусообразную форму и высотой около 0.7 метра. Надевают его обычно на свадьбу, и не снимают целый год, далее носят только по большим праздникам.

Каркас саукеле обычно делали из плотного войлока и сверху обтягивали дорогой тканью – бархатом, парчой, атласом или велюром. Расшивали его золотом, жемчугом, бусинами, бисером, драгоценными камнями и самоцветами. По конусу также пускали орнаменты из монет, камней, металлических пластинок.

 У каждого головного убора обязательно было навершие из пучка перьев филина. Низ убора обшивали полоской меха – лисицы, соболя или норки. Также прикрепляли длинные подвески из бусин и височные украшения треугольной формы. Поверх обычно надевали большой вышитый платок или желек, длинную белую вуаль из тонкой ткани, в которую можно было завернуться полностью.

Саукеле

Происхождение фески

Город Фес славился своими школами, библиотеками, университетами, был очень культурно развит. В одном из регионов этого города произрастала особая ягода. Соком этой ягоды можно было покрасить феску и добиться особого красного цвета, поэтому город Фес не имел конкурентов по изготовлению этих головных уборов. Не было аналогов этой краски, и все мусульмане закупали такой вид головного убора в этом городе. Однако когда научились делать искусственные краски, многие другие страны стали изготавливать эту шапку. Центром по изготовлению этого головного убора с кисточкой стала Австрия.

Национальная одежда

Период расцвета Османской империи приходится на 16 век, что сделало страну привлекательной как для возможных союзников, так и для врагов, нуждающихся в богатствах этого государства

Чтобы отвести лишнее внимание от своих женщин и защитить их честь, султаном было принято решение скрыть тело женщины под так называемой «фераджой» (платье свободного кроя) и «чадрой» (вуаль). Свидетельством этого факта служат картины того времени, где изображены турчанки, укутанные в шелковое одеяние с головы до ног

Однако на женщин из низших сословий тогда это правило не распространялось. Для удобства работы в поле простые крестьянки носили шаровары, которые можно было подкатить, и бесшовные рубахи. Одежда для мужчин представляла собой шаровары и рубаху свободного кроя либо кафтаны без рукавов. Женская и мужская одежда была преимущественно темных оттенков без украшений и орнаментов.

Начиная с 18 века, национальный костюм турков начинает стремительно меняться: в одежде для женщин допускаются легкие ткани светлых оттенков, вместо головного убора «фески» разрешается чалма, а чадра теперь не обязана плотно облегать лицо и стала прозрачной. Турчанкам уже можно носить украшения из бриллиантов, а мужские камзолы украшаются вышивкой и пуговицами. В домашней обстановке женщинам из высших сословий уже позволяется носить более открытую одежду, прозрачную и облегающую.

Вплоть до 20 века мусульманская религия не допускала вольностей в нарядах, но в 1925 году, благодаря восстанию курдов, которые требовали возвращения халифата, в Турции были пересмотрены права женщин и проведены реформы. Мустафа Кемаль призывал женщин отказаться от паранджи и даже принял закон о ношении традиционных костюмов только во время службы, а ношение «фески» даже считалось уголовным преступлением. Отныне девушки могли надеть любой наряд. Тем не менее законы Шариата так прочно засели в сознании у людей, что большинство женщин все также ходит в турецкой национальной одежде — шаровары и рубахи, поверх которых надевают кафтан самых ярких цветов.

Несмотря на то, что Турция – одна из немногих стран, кто до сих пор бережет традиции, западноевропейское общество не могло не оказать влияния на современную моду турков. С наступлением 21 века на улицах этой восточной страны все чаще встречаются молодые люди в джинсах, спортивной одежде, а некоторые девушки позволяют себе даже шорты и короткие юбки.

Рынки Турции неустанно сменяют одни коллекции на другие согласно последним веяниям в мире моды, постепенно оттесняя свои собственные национальные особенности в одежде. Благодаря новейшим технологиям и передовому оборудованию для серийного пошива одежды, Турция стала входить в пятерку самых крупных стран по экспорту легкой промышленности. Высокое качество и низкие цены на сырье вызвали огромный спрос у потребителей из соседних стран. Текстильная продукция Турции заполонила рынки Азии, Европы и Америки таким образом, что теперь на бирках каждой третьей вещи в нашем гардеробе можно найти турецкого производителя.

Балморал (Balmoral)

Это традиционный шотландский головной убор, является частью национального костюма. Выглядит как берет из шерсти, который шьется из однотонной темной, зачастую черной ткани с помпоном на верху. Наличие этого элемента является традицией, и уходит корнями к временам, когда береты ткали, а концы нитей выводили к конечной точке и скрепляли в пучок. Сзади балморала есть пара широких лент, которые используются, чтобы подогнать его по размеру. С левой стороны крепится кокарда с гербом клана или войск. Свое название получил в честь одноименного замка в Шотландии, где находилась резиденция королевской семьи. Был частью мундира королевских войск и оставался в неизменном виде вплоть до 2006 года. К тому же, его ношение допустимо с любым костюмом, даже гражданским или торжественным.

Балморал

Применение этого головного убора

Жители Османской империи были обязаны ее носить, ведь в 19-м веке она стала частью национального костюма. Женская феска короче мужской и не имеет кисточки. Чтобы стать частью военного мундира, этот головной прибор проходил проверку, и только после одобрения ее разрешалось носить. Однажды поступило предложение пришить к феске кожаные бортики, чтобы солнце не слепило глаза солдатам. С первого взгляда очень полезное нововведение, однако в таком дизайне в ней будет неудобно молиться

Бортики будут мешать доставать лбом до земли, а для истинного мусульманина это важно. Бытовало мнение, что ношение головного убора во время молитвы необязательно, однако однозначного ответа от религиоведов не было, поэтому это предложение было отклонено

Немного истории

Махмуд Второй отрицательно относился к растительности на лице, поэтому запретил мужчинам носить длинные бороды и заодно внес изменения для армейских мундиров. Ранее подобное деяние не обрадовало солдат, и вызвало мятеж янычар и смену вождя. Но на этот раз избежать новой формы не удалось. Привыкшие к широким штанам и рубашке турки были удивлены новой плотно обтягивающей формой. Многие сочли ее даже неприличной. Смена привычного головного убора тоже не радовала, были введены шапки с полуцилиндрическим верхом, они были очень неудобны, и в скором времени заменены на красную фетровую феску. Новый головной убор также оказался не самым удобным вариантом для военнослужащих.

Феска

Считается, что фески носили в Византии, а возможно, и раньше, в Древней Греции. Свое название головной убор получил от марокканского города Фес, где изготавливали такие шапочки, а главное – окрашивали их в красный цвет. Слово «феска» вошло в обиход османов, увидевших когда-то давно такие головные уборы в своих африканских провинциях, Тунисе и Марокко. Марокканцы и сейчас относят феску к элементам своего традиционного наряда, ее надевают и высокопоставленные должностные лица во время официальных мероприятий.

С двадцатых годов прошлого века, когда реформы Ататюрка затронули и национальный костюм, ношение фески, как и тюрбана, в Турции было запрещено и наказывалось штрафом или арестом.

Традиционное платье Восточной Анатолии

Восточная Анатолия является регионом, где много курдов и армян живут вместе с турками. Именно поэтому национальный костюм этой территории имеет много особенностей курдской и армянской одежды.

Женский турецкий костюм состоит из мешковатых брюк, длинной юбки, халата или платья, рубашки, пиджака, широкого пояса (или куска ткани в виде пояса), шарфа или другого головного убора, носков и туфель или тапочек. Как и в других регионах Турции, в Восточной Анатолии женщины носят много слоев одежды.

Все тело покрыто одеждой (так как Турция — мусульманская страна). Одежда яркая и яркая, красный цвет — один из самых популярных. Ткани с цветочным орнаментом широко распространены. Женщины не используют много украшений. Одежда часто довольно простая, но может выглядеть довольно празднично даже без особых украшений.

Мужская одежда состоит из мешковатых брюк, рубашки, пиджака (сегодня его иногда заменяют жилетом), широкого пояса, головных уборов, носков, а также обуви или ботинок. Курдский костюм обычно состоит из длинного халата, рубашки или майки, широкого пояса, платка, носков и туфель. Мужской современный костюм часто выглядит довольно по-европейски; только брюки şalvar придают одежде турецкий привкус.

Национальная турецкая одежда региона Мраморного моря Турции несколько отличается от одежды, используемой в других регионах. Люди в Мраморном регионе в основном используют много вышивок на своих костюмах. Они всегда вышивают нижнее белье (трусы и майку), потому что они видны из-под верхней одежды. Вышивка на одежде — главное украшение традиционной одежды этого региона.

Женский наряд состоит из очень широких мешковатых брюк, жилета с длинными рукавами, куртки, пояса, головных уборов, носков и туфель. Иногда фартук также используется. Другой вариант народного платья состоит из вышитых трусов и длинной майки, юбки, пиджака, платка на талии, пояса, головного убора, носков и туфель. Одежда выглядит многослойной, пышной и довольно клетчатой из-за богатой вышивки.

Ферман

Ислам предписывает представительницам прекрасной половины человечества хранить свою красоту для мужчины, а на улицах скрывать достоинства под специальной одеждой. Представители духовенства, опираясь на заповеди Корана, составили ферман.

  • Мусульманские девушки были обязаны носить под одеждой свободные штаны, а также просторные рубашки из хлопчатобумажной или муслиновой ткани. Воротник у нательной рубашки мог быть либо треугольным, либо круглым.
  • Обязательный атрибут женского национального костюма – это чадра. Именно она обеспечивает защиту красоты от глаз посторонних мужчин. Чадра закрывает плечи сзади и спереди, шею и лицо – одним лишь глазам позволительно быть свободными от черной ткани.
  • Для женщин, исповедующих другую религию, правила были чуть мягче. В Турции проживало множество греческих, венгерских, еврейских и армянских семей. Девушкам позволялось надевать те же свободные штаны разнообразных цветов (в основном голубые и белые) и юбку-фустанеллу. Гречанки появлялись на улицах в платках из атласа, а армянки – в кожаных изделиях.

Средиземноморская женщина

Мужская турецкая одежда состоит из мешковатых брюк (заправленных в носки), рубашки, пиджака, широкого пояса, головного убора, высоких носков и туфель. Мужской традиционный костюм выглядит довольно просто, но празднично. Это строгая красота. Цвет брюк и курток темный: черный, коричневый или синий. Но куртки украшены вышивкой. Пояса разноцветные и попадают в глаза.

Женский турецкий наряд состоит из длинного платья, кафтана (длинного халата), пояса, платка или другого головного убора, носков и туфель. Народное платье этого региона довольно лаконично, в нем всего несколько слоев. Выглядит очень женственно и нежно. Но все же все тело должно быть покрыто одеждой. Предметы одежды украшены вышивкой и украшениями, но в меру, не так богато, как в некоторых других регионах.

Интересные факты

Султан Махмуд на изменении униформы военных не остановился, он хотел полностью изменить жизнь в Османской империи в кратчайшие сроки. Ему хотелось свое государства подстроить под европейский лад. С этой целью он изменил порядок приема гостей: если ранее султан был на троне и наблюдал за происходящим, то Махмуд лично приветствовал гостей, развлекал их, беседовал. В присутствии султана все должны были стоять, но Махмуд убрал и эту традицию. Кабинеты министров стали напоминать современный интерьер – столы, низкие диваны и прямые стулья. Продолжая развивать город, султан выстроил военную школу, в которой преподавались новые материалы для армии. Преподаватели и ученики отличались формой, главным элементом которой стала высокая красная феска с черной шелковой кисточкой.

Некоторые виды спортивных головных уборов

Спортивные головные уборы, обеспечивающие безопасность здоровья спортсменов в период тренировок и состязаний, бывают следующих видов:

Лыжная шапочка – вязаная шапочка, плотно прилегающая к голове.
Шапочка для пловцов – тонкая шапочка из эластичного материала, прижимающая волосы к голове, чем обеспечивается пловцу максимальная скорость на дистанции.

Шлем для голкипера – головной убор жесткой формы с защитной сеткой, которая предохраняет лицо от ударов клюшкой или попадания шайбы.

Шлем для боксера – мягкий шлем с открытым верхом, который защищает голову спортсмена во время боя с боковых сторон.

Куфия

Самым простым из восточных головных уборов у азиатских и африканских народов стала куфия – платок, который защищал голову и лицо от солнцепека и песка, а еще – от холода, поскольку куфия использовалась в пустыне, где ночью температура сильно падает. Считается, что этот головной убор начали носить в городе Эль-Куфе – отсюда и название.

На территории юго-запада Азии, Аравийского полуострова, севера Африки, включая Сахару, куфия стала неотъемлемым элементом мужского гардероба. Чаще всего ее носили с обручем черного цвета – икалем, который придерживал платок на голове, в Саудовской Аравии икаль не использовали, а в Омане куфию повязывали вокруг головы на манер тюрбана. В Иордании и Палестине появился особенный способ ношения этого головного убора – арафатка, по имени лидера Палестины Ясира Арафата.

Традиционные цвета куфии – белый и красный. С приходом на восток солдат Британской империи, куфию стали носить и европейцы, ее называли «шемаг». Носили не из соображений моды – скорее, это был самый удобный способ защититься от жаркого южного солнца. А вот в мировые тренды куфия попала на рубеже тысячелетий.

Украшения и обувь

Каноны мусульманства не запрещают женщинам украшать себя разнообразными аксессуарами, и девушки всегда пользовались отсутствием этого запрета.

  • Основным аксессуаром являлся именно платок. Чтобы это смотрелось красиво, вместо одного платка мусульманки использовались несколько разноцветных изделий, в результате чего получалась симпатичная конструкция из нескольких слоев.
  • Многие носили интересный головной убор, к передней части которого крепилась воздушная вуаль.
  • Ногу девушки плотно облегали высокие носочки – обязательно с яркой вышивкой ручной работы.

Мусульманские мужчины тоже не упускали возможность украсить свой национальный костюм. Турки, занимающие пост в военной сфере, выделялись шикарными кинжалами и саблями, прикрепленными к поясу. Голову мужчин покрывали тюрбаны и фески.

Обувь шили прочную и надежную. Красота обуви выражалась в ее строгости. Она подчеркивала мужественность, серьезность владельца. Сапоги шили из кожи быков и баранов.

Перак (Perak)

Это традиционный головной убор женщин, проживающих в Ладакх, регионе Индии. Это кожаная полоска длиной около метра, обтянутая красным фетром. Форма этой шляпы внешне напоминает раскрытый капюшон кобры. По поверьям, этот символ должен защитить владелицу от всех несчастий. Перак богато декорируют бирюзой – еще одним оберегом. По всему головному убору пришивают или приклеивают различные камни бирюзы, при чем, крупные камни размещают по центру, а камни помельче – ближе к краям. Дополнительно перак украшают кораллами, янтарем, золотом и серебром. Такой головной убор весит в среднем около 5 кг. Первый перак девочки надевают в 6-летнем возрасте, он обычно украшен бисером, жемчугом, стеклянными бусами и перламутром, и носят его да замужества. Каждый такой головной убор очень дорогой, поэтому его передают из поколения в поколение и тщательно берегут.

Перак

Куфия

Самым простым из восточных головных уборов у азиатских и африканских народов стала куфия – платок, который защищал голову и лицо от солнцепека и песка, а еще – от холода, поскольку куфия использовалась в пустыне, где ночью температура сильно падает. Считается, что этот головной убор начали носить в городе Эль-Куфе – отсюда и название.

На территории юго-запада Азии, Аравийского полуострова, севера Африки, включая Сахару, куфия стала неотъемлемым элементом мужского гардероба. Чаще всего ее носили с обручем черного цвета – икалем, который придерживал платок на голове, в Саудовской Аравии икаль не использовали, а в Омане куфию повязывали вокруг головы на манер тюрбана. В Иордании и Палестине появился особенный способ ношения этого головного убора – арафатка, по имени лидера Палестины Ясира Арафата.

Традиционные цвета куфии – белый и красный. С приходом на восток солдат Британской империи, куфию стали носить и европейцы, ее называли «шемаг». Носили не из соображений моды – скорее, это был самый удобный способ защититься от жаркого южного солнца. А вот в мировые тренды куфия попала на рубеже тысячелетий.

Традиционное платье Эгейского региона

Женская турецкая одежда состоит из длинного халата, мешковатых брюк, короткой куртки, передника, нескольких головных платков (иногда с феской), тапочек и множества украшений. Традиционные ткани — это шелк, бархат и хлопок. Каждый предмет одежды вышит или украшен. Популярны разные узоры ткани, но наиболее распространенными являются разноцветные полоски.

Мужская турецкая одежда состоит из коротких мешковатых брюк, жакета, рубашки, широкого пояса, шейного платка, головного убора, носков, а также тапочек или сапог. Мужская одежда также довольно яркая и красочная, вышита и украшена украшениями. Полосы являются наиболее популярными среди узоров на ткани. Головной убор может быть очень интересным, высоким и необычным (не только фески или тюрбаны).

Люди, которые живут в этом регионе, очень строги, горды и независимы. И их костюмы выполнены в том же духе. Традиционную одежду используют в основном женщины, в то время как мужчины носят одежду в западном стиле.

Женская турецкая одежда состоит из пестемала (это кусок белья, обычно в полоску, обернутый вокруг талии), шали под названием «кешан» (которая покрывает голову, туловище и лицо), носки, туфли или тапочки. В некоторых частях Черноморского региона женщины также используют синие фартуки, в других женские костюмы состоят из платья из черной шелковой парчи и ярко-оранжевой талии. Но все же, пештемаль и кешан считаются национальной одеждой черноморского региона Турции. Типичные цвета одежды этого региона — черный, оранжевый, бордовый, малиновый и коричневый. Полосы часто используются, как и в других турецких регионах.

Мустафа Кемаль

В более современной истории Турции появился политический деятель Мустафа Кемаль, он же стал первым основателем современного турецкого государства. Он добился отмены правления султанов, отменил оккупационный режим, создал абсолютно новое, не похожее не на что турецкое государство. Он активно развивал науку, турецкую письменность, создавал новые права и кодексы, тем самым добился, что Турцию признали официальной республикой. Вся власть теперь была в его руках. Он отменил многие традиции, которые шли с древних времен, также он был нерелигиозным человеком. Его диктатура вызывал недовольство среди населения, особенно среди верующих людей.

В скором времени вспыхнуло крупное восстание, народ Турции был уверен, что за восстанием стоит Англия из-за антирелигиозного отношения Кемаля. Он, воспользовавшись случаем, объявил, что Англия несет угрозу для турецкого народа, и был издан указ: проявление религии в любой форме считается изменой родине. В скором времени диктатор, добившись своего, стал и далее осуществлять план.

Следующим его шагом стал запрет на ношение фески, которая была символом мусульманства. Сначала он убрал этот головной убор из армейской формы, потом демонстративно появлялся в различных шляпах и шапках, потом и вовсе объявил ношение фески преступлением. Казалось бы, запрет на головной убор является глупым заявлением, однако Мустафа Кемаль так не считал и был уверен, что этим шагом он полностью исключит старые традиции, связанные с мусульманством. Это вызвало бурю недовольства, но следующий шаг диктатора просто поверг в шок всех представителей религии. Он распустил монастыри и конфисковал их имущество.

Таким образом, в Турции закончилась эра головных уборов фесок аж до современного мира.

Мешковатые брюки турецкой женщины

Одной из типичных особенностей турецкой одежды является использование множества слоев. Очень часто люди носят брюки, длинный халат и куртку сверху. Женщины обычно носят несколько шарфов или платков разных цветов. Яркость — еще одна типичная вещь для Турции. Традиционный наряд всегда красочный, яркий и яркий.

Одним из самых удивительных предметов турецкой одежды являются носки. Они ручной работы и очень яркие. Много разных моделей используются. Пряжа для вязания красочная, натуральная и теплая.

Существует 7 географических регионов Турции: Эгейское море, Черное море, Центральная Анатолия, Восточная Анатолия, Мраморное море, Средиземноморье и Юго-Восточная Анатолия. У каждого из них свои традиции одежды и особенности национального костюма. Традиционные наряды разных регионов сильно отличаются друг от друга. Итак, давайте поговорим о традиционной одежде каждого региона в отдельности.

Виды военных головных уборов

Берет – круглый головной убор плоской формы, являющийся частью военной экипировки армий различных стран мира. В Российской армии берет заменил пилотку в военном обмундировании солдат весной 2011 года.

Бескозырка – фуражка без козырька, которая была форменным головным убором для солдат, матросов, курсантов военно-морских училищ российской армии и флота с 1811 года. На появившихся в бескозырке 1872 году ленточках стали указывать наименование корабля или номер флотского экипажа. В наше время на ленточках указывают название флота или училища.

Буденовка – остроконечный шлем, который являлся форменным головным убором красноармейцев до 1940 года. В ходе советско-финской войны 1939-1940 гг. выяснилась непрактичность буденовки, поэтому она была заменена на шапку-ушанку в соответствии с Приказом НКО СССР от 5.06.1940 №187.

Папаха-кубанка – головной убор военного обмундирования казаков, изготавливаемый из черной овчины с цветным суконным верхом: у кубанских казаков цвет был алым, у терских – синим. По Указу В.В.Путина от 8 мая 2005 года папаха введена в обиход в качестве головного убора для полковников и генералов Российской армии.

Пилотка – летний головной убор солдат российской армии с 1935 по 2011 год. Первые пилотки были введены в авиационных частях в 1913 году: их надевали на голову после полетов. В 1919 году пилотки ствали форменными головными уборами для слушателей военных курсов, а в армии они появились только в 1935 году.

Фуражка – форменный головной убор для весенне-осеннего периода носки, состоящий из овального донышка, четырех стенок, околыша и козырька.

Шапка-финка – зимний головной убор для среднего, старшего и высшего начсостава Красной армии с 1931 г., а с 1936 г. – и для начсостава войск НКВД СССР. Шапка представляет собой овальный колпак из сукна с пуговицей наверху, состоящий из 4 – 6 клиньев, к которому пришиваются козырек и назатыльник из мерлушки или каракуля серого или коричневого цвета. Колпак и назатыльник были утеплены ватой и закреплялись крючками, однако назатыльник можно было опустить. На козырьке закреплялась кокарда.

Шапка-ушанка (колчаковка) – зимний головной убор военнослужащих с 1940 года, изготовленный из серого меха и сукна. В 1919 г. шапки данного вида использовались в частях А.Колчака.

Шапка-маска – закрывающая голову и лицо вязаная шапка, имеющая отверстия для глаз и рта. Используется бойцами спецназа для маскировки.

Применение этого головного убора

Жители Османской империи были обязаны ее носить, ведь в 19-м веке она стала частью национального костюма. Женская феска короче мужской и не имеет кисточки. Чтобы стать частью военного мундира, этот головной прибор проходил проверку, и только после одобрения ее разрешалось носить. Однажды поступило предложение пришить к феске кожаные бортики, чтобы солнце не слепило глаза солдатам. С первого взгляда очень полезное нововведение, однако в таком дизайне в ней будет неудобно молиться

Бортики будут мешать доставать лбом до земли, а для истинного мусульманина это важно. Бытовало мнение, что ношение головного убора во время молитвы необязательно, однако однозначного ответа от религиоведов не было, поэтому это предложение было отклонено

Фасоны шляп

Ralph-Lauren: канотье из коллекции весна-лето 2013

Шляпа (от нем. Schappe) — конструкция головного убора, состоящего из тульи и полей. Благодаря изменению размеров этих элементов существует множество различных фасонов шляп. Многие шляпы были первоначально мужскими, однако в современной моде эти различия по половому признаку стерты.

Популярные фасоны шляп:

Биби – общее название различных по дизайну женских шляпок миниатюрных размеров, дополняющих вечерние наряды.

Борсалино (Borsalino) – название итальянской фирмы, славящейся высоким качеством продукции, которую основал в 1857 году Джузеппе Борсалино. Несмотря на выпуск фирмой различных по фасонам шляп, упоминание шляпы Борсалино связывают с моделью «Федора», которая определяла облик мафиози 40-50 годов XX века.

Канотье (от франц. canotier — гребец) – классический летний головной убор из соломки в виде невысокой шляпы с цилиндрической тульей и прямыми полями. В моде появилась в 80-е годы XIX века и использовалась как шляпа для летнего отдыха: для пикников, лодочных прогулок и др. Шляпа-канотье из соломки, украшенная красной или голубой лентой – профессиональный головной убор гондольеров Венеции. В моде 2013 года канотье – стильный головной убор из более деликатных материалов, чем соломка, дополняющий элегантные женские костюмы.

Ковбойская шляпа (Cowboy hat, или шляпа Статсона) – шляпа из фетра с широкими, загнутыми кверху полями, получившая распространение у скотоводов Западных штатов США с 1870 г. В наши дни подобные шляпы часто изготавливают из соломки: широкие поля надежно защищают от солнца!

Клош – небольшая по размерам, глубокая женская шляпка, вошедшая в моду в 20-е годы XX века.

Котелок (bowler hat) – традиционная шляпа англичан с 1850 г. с округлой тульей, небольшими полями и репсовой лентой для украшения, изготавливаемая из темного или светлого фетра. Внешне эта шляпа напоминает котелок для приготовления пищи.

Панама – летняя шляпка из светлой ткани, названная в честь государства в Центральной Америке.

Temperley London: слауч из коллекции весна-лето 2013

Слауч – изысканно-элегантная женская шляпа с опущенными полями, вошедшая в моду 30-е годы XX века.

Сомбреро – широкополая шляпа из войлока или соломы, являющаяся национальным головным убором народов Латинской Америки. В современной моде используется в качестве пляжного головного убора для защиты от солнца. Таблетка – женская шляпка без полей, имеющая круглую или овальную форму. В моду вошла в 30-е годы XX века. В наши дни часто используется в качестве стильного аксессуара к свадебному или коктейльному наряду.

Трилби – небольшая шляпа с короткими полями и вмятиной на тулье является одной из самых популярных в мире: она появилась в моде в 1895году и была названа в честь ирландской натурщицы из одноименного романа Жоржа Дюморье. Модель этой шляпы актуальна до сих пор: ее можно носить и с классическим костюмом, и – с джинсами. Трилби коричневого цвета является символом любителей скачек в Англии.

Федора (Fedora или snap brim) – фетровая шляпа с глубокой тульей и достаточно широкими полями, имеющая три вмятины на тулье – сверху, слева и справа – для удобства приподнимания ее тремя пальцами в знак приветствия. Шляпа появилась в моде в 1882 году и названа в честь одноименной пьесы Викторьен Сарду. Другое название Федоры — snap brim — переводится как «переломленное поле», так как его переднюю часть опускали на глаза, а заднюю – заламывали вверх.

Флоппи (Floppy hat) – широкополая шляпа из фетра, похожая на ковбойскую, но с прямыми полями.

Хомбург (Homburg) – элегантная шляпа из фетра, имеющая глубокую вмятину на тулье и загнутые поля, популярна с 1882 года до наших дней как составная часть официального мужского костюма. Названа в честь немецкого города, где впервые была изготовлена.

Цилиндр – высокий головной убор цилиндрической формы с небольшими полями, изготавливаемый из черного шелкового плюша. Появился в Лондоне в 1797 году и был в моде в течение XIX века. В наше время цилиндр надевают в Великобритании на официальные мероприятия, в частности, он обязателен при посещении королевских скачек в Аскоте и др.

Шапокляк (от франц. chapeau a claque — «шляпа-хлопок») – изобретенный в 1823 году во Франции складной цилиндр, имеющий мягкую тулью и механическое приспособление внутри.

Айшон (aishon)

Это традиционный головной убор женщин Удмуртии. Высокая, от 20 до 40 см высотой, конусообразная шляпа, изготовленная из бересты или кожи. Сверху ее обшивают плотным, богато расшитым холстом. По нижней кромке на нее нашивают различные подвески или монеты. Айшон показывал социальный статус владелицы, а также ее семейное положение – его носили только замужние женщины, а декор указывал на благосостояние ее семьи. Первый раз его надевали в день свадьбы, и это было частью свадебного обряда. Этот головной убор известен как минимум с середины 16 века и сегодня является частью национального костюма.

Айшон

Бунт против фески

В 1908 г. Австро-Венгрия присоединила к себе Боснию, турками был организован бойкот всех товаров, импортированных из Австрии, в это число вошли головные уборы фески. В качестве альтернативы турки носили белые фески с тюрбаном производства Малой Азии, также стали модны персидские шапки и другие головные уборы. Солдаты носили цветные фески без тюрбанов. Эта шапка красного цвета осталась у местной Знати Мистической Святыни, они украшали ее золотой вышивкой, нашивали название храма. Этот протест принес огромные потери для австрийских купцов. Когда в Мекку прервались паломничества в эпоху крестовых походов, паломники стали ходить в Фес, они называли его Святым городом. Студенты университетов носили яркую феску, паломники также приобщились к этой модели головного убора. Через некоторое время северная часть Африки опять надела этот головной убор.

Женский турецкий костюм

На обширной территории Османской империи проживали разные народы, религиозные и этнические группы, поэтому говорить о «национальном» турецком или османском костюме не приходится. Несмотря на это одежда турецкой женщины на протяжении пятисот лет, вплоть до начала 20 века, смогла сохранить свой неповторимый традиционный стиль. Женщины данного региона смогли развить и сохранить своеобразие традиционного турецкого костюма.

Главным источником информации для современных ученых о средневековой женской одежде и головных уборах являются миниатюры, изразцы, фигурки из камня, дошедшие до наших дней. Однако, стоит отметить, что практически вся информация, касающаяся домашнего женского платья имеет некоторую погрешность. Это связано с закрытым, гаремным, образом жизни турецких женщин. Европейцы-путешественники, изображавшие восточных красавиц, делали свои зарисовки, в основном основываясь на слухах, пересказах и набросках других художников.

С расцветом экономики в жизнь мусульманок вошли такие блага цивилизации, как мода, образование, интернет. Поэтому сейчас часто можно встретить мусульманок в модной абайе, украшенной цветными вставками (иногда абайя бывает целиком цветной), стразами, кружевами, вышивкой. Впрочем, большинство мусульманок даже в богатых арабских странах по-прежнему предпочитают носить чёрную абайю с незначительной отделкой, а нарядные одевать только на торжества.

Абайя носится обычно с платком, т.е. является хиджабом. В более консервативных семьях абайя носится с никабом. Однако в менее религиозных семьях абайя считается не столько религиозной, сколько национальной одеждой, поэтому абайю не всегда можно приравнять к хиджабу.

Крайний слева – никаб, крайний справа – хиджаб

Если упрощенно посмотреть на виды женской одежды в исламе, то их можно разделить на две категории: закрывающие лицо в той или иной степени (никаб, паранджа, чадра) и открывающие лицо (хиджаб).

Замужние женщины закрывали себя от чужих и дурного глаза, выходя на улицу в городах (в сельской местности, где «чужих» не было, паранджу не носили), к тому же подобная просторная одежда, целиком скрывающая тело, была очень удобна для кормления грудью ребенка прямо под одеждой. В парандже женщина чувствовала себя защищенной.

Хиджаб может включать в себя и абайю – длинное свободное платье, которое маскирует фигуру. Иногда она может напоминать накидку с капюшоном, а иногда и вовсе некий мешок с прорезью для глаз, которая закрыта сеточкой.

Никаб – головной убор

Виды кепи и фуражек

Основными видами кепи и фуражек, представляющих собой головные уборы с козырьками, являются:

Бейсболка — кепка из легкого материала, отличающаяся длинным козырьком.

Каскетка — мужская кепка с козырьком, не имеющая околыша. Популярна с начала XIX века.

Картуз – суконная фуражка с высоким околышем и верхом, состоящим из клиньев или круглого донышка и стенок. До революции в России принято было мужской картуз украшать на праздники искусственными цветами.

Коппола – кепка из драпа или мягкого фетра; первоначально была головным убором водителей Сицилии, но потом вошла в моду и стала популярной среди всех слоев населения.

Мраморный костюм

Мужская турецкая одежда состоит из довольно узких мешковатых брюк (заправленных в носки), рубашки, жилета, полотенца для рук, надетого на поясной ремень, другого полотенца, надетого на плечи, головного убора, высоких носков и туфель. Очень часто используется шейный платок. Мужской костюм, как и женский, богато вышит и украшен. Он также яркий, пухлый и многослойный. Рубашка обычно в полоску. Сумка, оружие и табачная сумочка дополняют образ.

Женский наряд состоит из юбки или платья (ниже колена), рубашки, жакета, головного убора или платка, носков и туфель. Костюм очень яркий и красочный. Наиболее распространенными цветами являются красный, синий и желтый. Полосатая ткань часто используется для платьев, юбок и рубашек. Одежда выглядит богатой, украшенной и многослойной.

Турецкая пара ава

Турция — это страна с давними традициями одежды. Их корни находятся в Османской империи, которая в значительной степени сформировала турецкое культурное и традиционное наследие. Даже через сотни лет после Османской империи турецкий национальный костюм имеет много особенностей, характерных для тех дней.

Но сегодня мало кто в Турции носит традиционную одежду в повседневной жизни. Мужчины обычно используют европейский стиль одежды или смешивают некоторые элементы народного платья с западными нарядами. Женщины чаще носят национальные костюмы, они более полно сохранили национальную одежду и более бережно хранят традиции.

Турецкое национальное платье резко изменилось в XX веке. Раньше были предметы одежды, типичные для исламских обычаев: женщины носили платья абая, а мужчины — тюрбаны и фески. В 1925 году правительство Турции объявило эту одежду незаконной. После этого люди стали носить больше европейского стиля одежды.

Хотя женщины по-прежнему используют много предметов традиционного турецкого костюма, но мужчины обычно носят сочетание современных и винтажных деталей одежды. Например, мужчины используют кепки вместо тюрбанов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector