Казахский национальный костюм: описание, история и интересные факты
Содержание:
- Раскрой шапки из трикотажа
- Национальный костюм казахов для мальчиков. Особенности мужской казахской национальной одежды
- Пошив шапки
- Туркменистан
- Детская шапочка на весну или осень (2 способа)
- Казахское свадебное платье. История костюма, значение и современные варианты
- Свадебный женский костюм
- Украшения, пояса, головные уборы и обувь
- Национальный мужской казахский костюм. Казахский национальный костюм
- Красота свадебного наряда
- Свадебный женский костюм
- Головной убор быстро — без выкройки
- Шьем мусульманский головной убор: мастер-класс, выкройка
Раскрой шапки из трикотажа
В этом мастер-классе я расскажу вам, как сшить двухслойную шапку из трикотажной ткани.
Схема построения шапки
Как сшить шапку из трикотажа выкройка:
Размерные признаки шапки:52,0 см. — 4 смэта величина может меняться, в зависимости от плотности ткани=48,0 см.
48,0/2=24,0 см (ширина шапки по схеме). Величина 24,0 см. может меняется индивидуально для каждого.
Припуски на швы:
- верхний срез=1,0 см.
- нижний срез =1,0 см.
- средний срез =1,0 см.
- по клиньям =0,7 см.
Вам понадобятся: портновские ножницы, английские булавки, одна катушка ниток в цвет ткани, машинная игла для трикотажа № 70-75, ручная игла, линейка, сантиметровая лента, острозаточенный мел или мыло.
Подготовка ткани к раскрою
Ткань проверить на наличие дефектов и текстильного брака, при наличии обвести вокруг меловой линией и учесть при раскрое.
Определяем лицевую, изнаночную сторону
Декатировка: проверить ткань на усадку, для этого поутюжить ткань с изнаночной стороны утюгом с добавлением пара.
Как правильно раскроить шапку
Раскрой основной детали
Так как трикотаж вяжут, а не ткут, то у него есть свое направление нитей. Как это определить? На срезах ткани найдите поперечную нитку и потяните за ее. Если петли начнут распускаться, как на вещах вязанных на спицах, значит это и будет верх вашей будущей шапки, назовем его — верхний срез, а где петли не распускаются — нижний срез.
Располагаем ткань на ровной поверхности изнаночной стороной вниз, нижним срезом к себе и загибаем ткань с левой стороны на (24,0 см. + 1, 0 см.) = 25,0 см. лицевыми сторонами внутрь, это будет основная деталь шапки.
Откладываем от верхнего среза припуск 1,0 см.
Затем делим верхний срез шапки на 4 равных части: 24,0/4 = 6,0 см.
После чего на каждом отрезке 6,0 см. находим середины отрезков 6,0/2 = 3,0 см.
Соединяем середины отрезков с нижними точками, которые находятся на 6,0 см. ниже от верхнего среза шапки. Оформляем дугообразными линиями, как показано на рисунке и отмечаем припуски 0,7 см.
После того, как конструкция шапки на ткани построена, еще раз проверяем все размеры. Затем вырезаем основную деталь шапки, портновскими ножницами. Если ткань съезжает или скользит, то для этого нужно сколоть деталь английскими булавками, так чтобы булавки не попали под лезвие ножниц.
Раскрой подклада шапки: располагаем ткань также, как при раскрое основной детали.
С правой стороны, загибаем ткань на (24,0 см. + 1, 0 см.) = 25, 0 см. лицевыми сторонами внутрь
Откладываем от верхнего среза припуск 1,0 см.
Затем делим верхний срез подклада шапки делим на 2 равных части: 24,0/2 = 12, 0 см.
На этих отрезках находим середины (12,0/2) = 6,0 см.
Соединяем середины отрезков с нижними точками, которые находятся на 8,0 см. ниже от верхнего среза подклада шапки. Оформляем дугообразными линиями, намечаем припуски 0,7 см., как показано на рисунке:
Проверяем все размеры и вырезаем подклад шапки, учитывая все припуски.
Национальный костюм казахов для мальчиков. Особенности мужской казахской национальной одежды
Мужская казахская национальная одежда отражает множество исторических нюансов — от климата до социального уровня. Расскажем о деталях традиционных мужских нарядов и том, как называется каждая из них.
Фото: Национальный акцент
Вот из чего состоял казахский национальный костюм:
Нательная рубаха (көйлек).
Национальная одежда казахов не обходилась без этой немаловажной детали. Элемент гардероба, также именуемый көйлек, шили из легких хлопчатобумажных тканей
Элемент гардероба, также именуемый көйлек, шили из легких хлопчатобумажных тканей.
Фото: История Казахстана
Штаны.
Нижние назывались дамбал, а верхние — шалбар. И те, и другие шились по одному крою и отличались широкими недлинными штанинами.
Шалбар традиционно изготавливали из плотных материалов: замши, кожи и домотканых материй. Но в ХІХ веке их заменили темные легкие ткани и бархат ярких оттенков на манер русских верхних штанов.
Штаны заправлялись в обувь.
Камзол.
Камзол (другие названия — бешмет, бешпент) — предмет верхней одежды, который считался домашним. Покидая пределы аула, поверх надевали что-нибудь еще.
Камзол отличался распашным покроем и достигал длины середины бедра или колен. Его носили навыпуск. Бешмет запахивали слева направо.
Материал камзола зависел от времени года и случая. Его изготовляли из хлопчатобумажных и шерстяных тканей, плиса, бархата и даже шелка.
В зимнее время шили бешметы на меховой подкладке.
Фото: Hameleons.com
Халат.
Самый популярный вариант верхней одежды, известный как шапан.
Халаты шили во всевозможных вариациях: из разных тканей, отличающихся национальным орнаментом, разнообразных оттенков.
В холодное время носили утепленные шапаны на шерсти и вате. В период сильных морозов казахские мужчины надевали несколько халатов один поверх другого.
Также несколько шапанов символизировали солидный статус мужчины. Поверх традиционно надевался самый дорогой и лучший халат.
Фото: richton.kz
Верхняя одежда.
Одним из вариантов верхней одежды с древних времен считался күпі. Это одеяние шили из шерсти, которая свалялась естественным путем. В качестве дополнительных материалов использовалась верблюжья шерсть.
Также в традиционный зимний казахский костюм входит тулуп (тон). Для их пошива использовали овчину.
Состоятельные мужчины носили тоны из меха (ішік), которые обшивались дорогими тканями — бархатом и сатином.
Пояса (кісе).
Они всегда были частью национальных казахских костюмов. Пояса шили из кожи, к ним же цепляли небольшие сумочки оқшантай, украшенные металлическими рельефными бляхами, стилизованными под фигуры птиц и зверей.
Иногда бляхи покрывали серебряным напылением или украшали черненым узором.
Кушаки шили из верблюжьей шерсти, шелка, козьего пуха и бархата.
Фото: Domgoconix
Головные уборы.
Казахская национальная одежда обязательно включала в себя головной убор. Его носили даже в домашней обстановке.
Среди обязательных и повседневных разновидностей была круглая тканевая шапочка, называемая кепеш или тақия.
Также существовали остроконечные тюбетейки, которые сменились уборами с плоским верхом.
Традиционно такие уборы кроились из четырех тканевых треугольников ткани или круглого отреза материи.
Летние уборы (қалпақ) шили из войлока, а для теплых дополнительно использовали мех.
Популярным вариантом зимнего головного убора на выход был тымақ (или малақай). Для его пошива использовали войлок, а также ткань и мех для обшивки.
Наиболее престижным среди казахов считался малақай с лисьим мехом.
Покрой этого предмета гардероба отличался в разных регионах. Благодаря особому виду тымақа можно было определить род казаха.
В ХIХ веке серди казахов Среднего и Младшего жузов популярным головным убором был башлық (другие известные названии — далбай, жалбағай, далбағай или күлепара). Его шили из плотных тканей и верблюжьего сукна.
Фото: Сыр медиа
Обувь.
Самой популярной обувью для мужчин всегда были кожаные сапоги. Они имели закругленный носок и плоский каблук.
Как правило, сапоги шили универсальные — без различий для правой и левой ноги.
Хотя сапоги носили во все поры года, их вид отличался в зависимости от сезона.
Зимняя обувь была выше и шире, так как в нее заправлялась плотная ткань штанов. Также многие мужчины носили в морозы войлочные чулки, называемые киіз байпақ.
Национальная мужская одежда казахов отличалась простотой и удобством. При этом эстетичный вид одежды для предков тоже имел значение.
Пошив шапки
Подбираем нитки в цвет ткани шапки
Стачивание деталей
Начинаем стачивать клинья по верхнему срезу шапки, с начало на основной детали
а затем на подкладе шапки
Клинья стачиваем один за другим по кругу
В завершении стачиваем средний шов на основной детали шапки, а затем на подкладе шапки. Скалываем средний шов булавками:
Стачиваем средний шов, с начало на основной детали, затем на подкладе. Если при стачивании швы съезжают, то их можно сметать временными ручными стежками.
Соединение с подкладкой
Таким образом у нас получилось две обработанные детали шапки, основная деталь и подклад.
Теперь их нужно соединить между собой. Для этого, выворачиваем основную деталь шапки на изнаночную сторону, а подклад оставляем на лицевой стороне. Далее, вкладываем подклад в основную деталь лицевыми сторонами внутрь, совмещаем средние швы основной детали и подклада. Выравниваем нижние срезы деталей, скалываем булавками по всей окружности.
Стачиваем на швейной машинке (ширина припуска 0,7-1,0 см.) легкой, зигзагообразной строчкой, это нужно для того чтобы при носке строчка не лопнула.
После того, как все швы обработаны, убираем все булавки и выворачиваем шапку на лицевую сторону.
Для этого, в середине среднего шва подклада, распарываем шов расстоянием 8,0 см.
и через образовавшуюся дыру, выворачиваем всю шапку на лицевую сторону.
Затем закрепляем распоранный промежуток шва, ручными потайными стежками.
Туркменистан
До начала XX столетия туркменки носили одежду, которая скрывала не только фигуру и волосы, но и часть лица.
Молодые девушки надевали мягкие шапочки типа тюбетейки. Однако после замужества большинство женщин меняли их на головные уборы с закрывающими нижнюю часть лица занавесками.
О. Челекен: туркменка. Начало XX в. МАЭ РАН 2021
«Эта традиция связана со старинным обычаем избегания женщиной родни мужа по мужской линии», – отмечает кандидат исторических наук Анна Морозова в своей работе «Традиционная народная одежда туркмен».
Яшмаком (вуалью) для части туркменок служили концы платков или полотнищ, из которых наматывался тюрбан. Концы платков пускали под подбородком, выкладывая на грудь складками. При встрече с мужчиной женщина закрывала ими нижнюю часть лица.
Также были и специальные занавески, входившие в состав головного убора: эсги, дастар и лечек.
Туркменки. Фото: Макс Пенсон
«Они делались из отрезов ткани или специально вытканных шарфов длиною от 1,5 до 3 м, в ширину самой ткани. Концы ткани сшивались, образуя большую петлю или муфту. Молодые женщины делали эсги и дастар из красных шелковых и полушелковых тканей, женщины среднего возраста – из желтой ткани, старые – из белой», – отмечает Анна Морозова.
При выходе из дома поверх головных уборов женщины набрасывали на голову халат-накидку. Это могла быть обычная верхняя одежда или же специальный наголовный халат с деформированными, очень узкими и длинными рукавами, сшитыми сзади.
К специальным халатам-накидкам туркменок относятся пуренджек и чырпы.
Открытка. О. Челекен: женщина-туркменка. Начало XX в. МАЭ РАН 2021
Пуренджек шили из тонкого зеленого или красного шелка. В отличие от других халатов-накидок он не имел подкладки. Его не вышивали, а украшали серебряными пластинками.
Чырпы обычно шили из желтого, зеленого или белого шелка. Он был на подкладке и украшен вышивкой.
Наголовные халаты туркменок чем-то напоминают паранджу, которую носили узбечки и часть таджичек. Однако в отличие от паранджи к ним не надевали чачван – сетку из конского волоса, которая полностью закрывала лицо и грудь женщины.
Туркменки также носили борик – высокую массивную шапку, которая могла быть разных форм. «Основу борика составлял твердый каркас, который изготовлялся из разнообразных материалов (крашеного холста, бумаги, сшивался из тонкого соломенного жгута, толстых бумажных шнуров)», – пишет Морозова.
Туркменка в борике. Фото: Макс Пенсон
Каркас борика драпировали платками. «Один конец платка свисал на спину, другой, называемый яшмак, проходил свободно под подбородком и прикреплялся с левой стороны головного убора. При встрече с мужчиной женщина, придерживая яшмак зубами, прикрывала им нижнюю часть лица», – продолжает Анна Морозова.
В Туркменистане после прихода советской власти борьба велась как раз против ношения борика. Кампания называлась «Долой борик» и была массовой: карикатуры в журналах, медицинские статьи о том, что головной убор тяжелый и поэтому вредит осанке/спине, здоровью в целом, сатирические песни по радио. Проводили эту кампанию в 60-е годы. Существовали и административные наказания. У того, кто состоял в Коммунистической партии или занимал хотя бы и малозначительный пост, не могло быть жены в борике.
Туркменки во время занятии по ликвидации неграмотности. 1928 год
Финальный аккорд случился в 70-х годах, когда колхозники начали получать паспорта. Для фото на паспорт надо было фотографироваться без головного убора. Желание получить паспорт было сильнее, чем стремление покрывать голову. Процесс отказа от борика пошел быстрее и легче. В те времена в Туркменистане ходила шутка, что для правила фотографироваться на паспорт с непокрытой головой были сделаны два исключения: для папы римского для посещения СССР и Махмуда Эсамбаева (чеченского актера балета, который всегда носил папаху).
В отличие от головных уборов яшмак остался. Но и здесь правила смягчились. Молодые женщины прикрывали рот платком только перед мужской родней мужа. Эта традиция соблюдается и теперь. Но яшмак не распространен везде. Например, на востоке страны в районах реки Амударья или на юго-западе он встречается редко.
Материал сайта «Настоящее Время». Оригинал можно посмотреть здесь.
Детская шапочка на весну или осень (2 способа)
Способ 1: Двуслойный вариант
Эту шапочку я сшила в два слоя из тонкого трикотажа. Нижний слой из однотонного трикотажа, а верхний с рисунком и дырочками. Итак, из ткани вырезаем вот такие детали (по 2 шт). Размеры деталей зависят от окружности головы ребенка (плюс прибавляем по 5-7мм с каждой стороны на швы). На примерный возраст малыша 2,5-3 года и окружность головы 48 см, ширина деталей 25см (нижний слой меньше на 5 мм) и высота 17,5-18см (нижний слой меньше на 1-1,5см).
Сшиваем нижнюю и верхнюю части с изнаночной стороны. Если вы решили сшить шапочку полностью из одной ткани, то лучше вырезать только 2 такие детали.
Затем сшиваем обе эти части с боков, оставляя непрошитыми только дырочки сверху и снизу (вытачки, см.фото).
Через одну из этих дырочек выворачиваем шапочку на лицевую сторону, оставив все швы внутри. Складываем шапочку вдвое и с нижней стороны сшиваем оставшееся отверстие (см.фото).
Выворачиваем шапочку на лицевую сторону. Можно украсить нашу шапочку на свой вкус (цветок, аппликация и мн.др.). Я украсила вот таким трикотажным съемным цветком.
Способ 2: Шапочка с подгибом
Нам понадобится немного трикотажа, из которого нужно вырезать 3 детали (см.фото). На ребенка 1,5-2 лет (окружность головы 46 см) вырезаем 2 детали 23х16 см и 1 деталь 46х13 см (детали вырезаем так, чтобы ткань тянулась по горизонтали).
С изнаночной стороны сшиваем вместе обе детали 23х16 см (верхняя часть шапочки), а нижнюю часть сшиваем меньшей стороной в кольцо.
Затем нижнюю часть складываем вдвое (швом внутрь).
И сшиваем вместе верхнюю и нижнюю части шапочки.
Можно украсить нашу шапочку цветком, вышивкой или аппликацией или сшить шапочку из ткани разных цветов.
Казахское свадебное платье. История костюма, значение и современные варианты
28.09.2015, 09:32 Изменено: 05.06.2021, 01:07 У казашек перед свадьбой есть хорошая возможность по блистать в двух платьях. На узату (проводы невесты) традиционно принято надевать национальное платье. Оказалось не все девушки мечтают о платье от Vera Wang или Elie Saab. Об этом свидетельствует популярность ателье принимающих заказы на казахские свадебные наряды.
К слову, прежде чем надевать то самое платье, стоит понимать сакральное значение этого одеяния и посмотреть на фотографии из древности и сравнить современные варианты.
Вы, наверное, заметили, что исконный вид казахского платья отличается от сегодняшнего варианта. В оригинале платье было не таким ярким, и узоров было не так много. Но по «богатству» наряда этот вариант превосходил нынешний, так как камни на саукеле были драгоценными.
Также стоит отметить, что существуют такие догадки о том, что длинные рукава шапана означали, что девушка из богатой семьи и не была обременена домашними делами.
Ниже приведем базовые атрибуты свадебной одежды:
Косетек — лёгкое платье с оборками, отрезное ниже талии на 5-6 см.и сильно приталенное. К юбке платья пришивали широкий волан, на который нашивали несколько рядов присобранных оборок – желбезек. Оборками также украшали низ длинных рукавов и воротник. В некоторых районах вместо оборки делали две-три складки. Надевалось платье на нижнюю рубахушикойлёк, которую шили обычно из белой материи, с узкими плечами без рукавов и вырезом ворота, завязываемым тесёмками.
Камзол – верхняя одежда, шился преимущественно из бархата яркого цвета. Длина его была ниже бёдер, силуэт приталенный, обычно на подкладке. Украшали вырез, полы и низ камзола. Чаще всего это была вышивка: гладь, тамбур, золотая и серебряная канитель, или же кайма, нашивки с люрексом, галуны или бисер.
Саукеле состояло из двух частей. Непосредственно на голову надевалась коническая шапочка из ткани, простёганная, с подкладом, до 25 сантиметров высотой. Иногда к ней пришивали налобник и назатыльник. Поверх неё одевалось непосредственно саукеле. Материалом для этого красивого и торжественного убора служил тонкий фетр, обшитый яркой, чаще всего красной тканью. Задняя часть конуса была на 10 см выше передней. В верхней части — отверстие. Снизу, а иногда и посередине саукеле оторачивалось мехом. Лицевая часть украшалась всевозможными нашивками: галунами, кораллами, бусами, серебряными бляшками, драгоценными камнями. С боков прикрепляли длинные подвески из нитей коралла, бирюзы, серебряных пластинок, шёлковых кистей, которые доходили до пояса.
Обязательным дополнением саукеле служит накидка – желек – из лёгкой ткани. Чаще всего она прикреплялась к макушке саукеле. Такой накидкой можно было закутать всю фигуру. В старину для этого шили специальные покрывала из белого шёлка, кисеи, украшали вышивкой. Как правило, саукеле передавалось по наследству, и из убора молодой замужней женщины превращалось в свадебный головной убор.
Свадебный женский костюм
Обязательной частью приданого был свадебный халат, который заготавливали заранее. Такие наряды делали из дорогих видов ткани (плис, бархат, сукно, шелк, атлас). Обычно выбирали материал красного цвета. Иногда брали черный или полосатый шелк из Средней Азии. Халат шился по туникообразному покрою. Он имел длинные рукава и открытый ворот, без воротника. В южной и восточной частях страны халат набрасывали на голову, а на остальных территориях — на плечи. В начале двадцатого века в Семиречье отменили обычай одевать невесту в свадебный халат. В этих краях ходить в таком халате выпадала честь женщине, которая приглашала гостей на свадьбу. В нем она ездила по аулу и звала гостей. Такую женщину называли той.
До девятнадцатого века мужчины носили распашные нательные рубахи, которые назывались жейде. Позже они сменились на нераспашные рубахи туникообразного кроя. Последние имели отложной воротник. На ноги казахские мужчины надевали легкие нижние штаны. А поверх них надевались более теплые штаны из сукна, овчины, замши или плотных хлопчатобумажных видов ткани. Зажиточные казахи носили верхние штаны из бархата или замши, которые вышивались орнаментом. Поверх рубахи мужчины, как и женщины, надевали камзолы, которые могли быть как с рукавами, так и без них. Как правило, они имели закрытый ворот и стоячий воротник. Основным видом мужской верхней одежды был халат.
Казахи часто дарили друг другу халаты. Этим обуславливается богатство их украшения и орнамента, который часто служил оберегом. Социальные различия в мужской одежде проявлялись так же, как и в женской. Их можно было рассмотреть по качеству материала и отделке. В холодное время года казахские мужчины носили купе из овечьей или верблюжьей шерсти, крытую шубу (ишык) или тулуп из овчины (тон). Также они иногда надевали плащи из сукна.
Казахский национальный костюм не был бы полноценным без пояса из ткани или кожи. Обеспеченные люди носили пояса из шелка или бархата. Казахский национальный костюм для мальчика практически не отличался от мужского.
Украшения, пояса, головные уборы и обувь
Орнамент — главное украшение казахского костюма. Вышивка может быть абсолютно разной: анималистические узоры природы и фауны, геометрические линии, цельные сюжеты. Вышивали орнаменты нитями из люрекса золотого цвета, использовали бисер, жемчужные бусины, цветное стекло.
Декоративных или драгоценных элементов в костюме великое множество. Это могут быть серьги, перстни, браслеты и ожерелья, пояса с бляхами или пряжками разной формы. Их изготавливали из различного материала в зависимости от материального положения владельца: меди, серебра или золота, обычного металла.
Головной убор — неповторимый элемент казахского костюма. Они были самыми различными:
- для девушек — низкая расшитая тюбетейка или зимняя меховая шапочка;
- для мужчин — тюбетейка, войлочная высокая шляпа с загнутыми наверх полями или меховая шапка из овцы или лисицы.
Обувь представляет собой высокие широкие сапоги, в которые удобно заправлять шаровары. Они практически не различались для представителей мужского и женского пола. Единственное, сапоги для девушек были расшиты гораздо более богато. Также они могли быть украшены аппликациями из кожи. Летняя обувь отличалась красивым загнутым носом и наличие каблучка.
Национальный мужской казахский костюм. Казахский национальный костюм
Казахстан – это республика, где и в наше время чтят традиции, уважают старших и живут согласно обычаям
Важной частью казахской культуры считается национальный костюм. У элементов одежды местного гардероба древняя история
Рассмотрим ее подробнее.
История казахского костюма
Аспекты казахского национального костюма родились из истории тюрко-монгольских племен. Каждый элемент такого наряда имеет историческое обоснование, обусловленное климатом, образом жизни казахов, условиями жизни и нравственными устоями.
Национальная одежда отражает статус человека, носящего ее. По назначению костюмы казахов делились на праздничную, повседневную, дождевую, верхнюю, а также нательную одежду.
Согласно древним обычаям воины перед битвой одевали лучшую и самую дорогую одежду. Богатые ткани использовались для пошива праздничных нарядов.
Казахская одежда шилась из шелка, шерсти, кошмы, шкур животных, добытых на охоте .
Бархат, парча, велюр, атлас и вельвет были также знакомы казахам, но использовались реже. Дубленки и шубы были распространены в Казахстане задолго до того, как они появились у других народов. Мужские и женские брюки изготавливали из роскошных тканей, редко использовались простые натуральные материалы.
Особенности казахского костюма
Национальная одежда в Казахстане обладает следующими особенностями:
- Для декора костюма использовались перья птиц, мех, люрекс, пух;
- Большинство элементов одежды имели приталенный силуэт;
- Повседневная одежда украшалась также богато, как и праздничная. Отличием одежды для торжества были более объемные украшение и больше декора;
- Распашной крой присутствовал и на верхней, и на нательной одежде;
- Высокие головные уборы украшали мехом и золотой вышивкой. Мужчины также носили высокие колпаки из легких и светлых тканей;
- Халаты (шапаны) не только носили сами казахи, но и дарили их дорогим гостям любого вероисповедания.
Костюм казаха или казашки должен был быть максимально удобным, чтобы в нем было легко ездить на лошади, готовить обед и присматривать за детьми.
Женские казахские наряды
Одежда женщин отличалась от костюмов мужчин большим разнообразием цветом, вышивкой, затейливыми орнаментами и, конечно, таким элементом, как платье.
К нательной одежде у женщин относили казакин, брюки, жилетки, платья. Чапан и купи были верхней одеждой. Купи шили на подкладке из меха.
Праздничные юбки женщин отшивались с многочисленными оборками. Девушки и девочки носили халаты с застежками, замужним женщинам было дозволено носить костюмы без застежек с поясом.
Мужские варианты костюма
Многие мужские костюмы у казахов шились на подкладке из войлока. Кенепы и плащи дополнялись брюками из легких тканей, жилетами, рубахами.
Вышивка на мужских костюмах тоже присутствовала, но в меньшем объеме, чем у женщин. Безрукавки были популярны у казахов летом, а теплые кафтаны зимой. Борики и колпаки для мужчин шились из белой кошмы. Головные уборы мужское население Казахстана носило в любое время года.
Цвета национального костюма казахов
В казахском национальном костюме применялось немного цветов, зато много оттенков. Вся одежда отшивалась из ярких тканей. Основными цветами считались красный, зеленый, синий, серебряный и золотой.
Белый цвет казахи носили на свадьбе. Из белого атласа и драгоценностей делали женский головной убор саукеле .
Позднее стали использовать голубой, желтый и розовый оттенки. Этих цветов хватало, чтобы создавать неповторимые наряды с индивидуальной вышивкой. Данную цветовую гамму казахи делили на оттенки и применяли несколько вариантов одного цвета в одном наряде.
Вышивка на одежде считалась оберегом человека от сглаза и зла. Цена материалов прямо указывала на финансовое положение владельца. Детей казахи одевали точно так же, как и взрослых. Единственным отличием был размер национального костюма ребенка.
Красота свадебного наряда
Национальное свадебное платье казахской невесты носит сложное название Той Узату койлек. Оно шьётся из дорогих тканей, таких как шёлк или атлас, органза или тафта. На нём обязательно присутствует казахский орнамент и нежная вышивка. Её создают из бисера, оформляют золотыми шнурами и лентами.
Свадебный наряд, что в древние времена, что сегодня, отличается оригинальным головным убором. Его называют саукеле. Такое убранство было актуально вплоть до 19 века. Саукеле шьется в форме конуса, длиной около 70 см. Как обычно оно украшено драгоценностями. Для этого использовали монеты, кораллы, жемчуг, злотые вставки, драгоценные камни, бляхи.
К убору прилагались украшения для подбородка и подвески на виски. До спины от убора свисала лента, сотканная из золотых нитей и обшитая бахромой. На затылке было приятно изображать символ благоденствия – рыбью голову. Поверх свадебного убора принято надевать бархатный или шёлковый платок.
Свадебный головной убор принято носить в течении первого года семейной жизни. Затем его достают только по большим праздникам. Саукеле не только красивый, но и очень дорогой головной убор. В давние времена за него давали до 100 лучших скакунов. А мастера трудились над таким убором не меньше года. До сих пор по казахским приданиями считается, что чем богаче будет саукеле у невесты, тем счастливее и удачнее сложится ее семейная жизнь.
Поверх свадебного платья невеста может одеть камзол. Он шьётся в тон платью, его тоже украшают орнаментами, монетами, камнями.
Цвет ткани свадебного платья играет интересную роль. Вместо привычного нам белого цвета казахи препочитают и красный, и синий цвета. Красный символизирует юность, жизнь в её самом расцвете. Синий – это символ мирного неба над головой, тепла и уюта. Он говорит о непорочности и чистоте. Если дата свадьбы выпадает на теплое время года тогда чаще используются белые, розовые, кремовые оттенки.
Ни один казахский свадебный наряд не обойдется без украшений. Это и браслеты, и кольца, и ожерелья, и подвески.
Свадебный женский костюм
Обязательной частью приданого был свадебный халат, который заготавливали заранее. Такие наряды делали из дорогих видов ткани (плис, бархат, сукно, шелк, атлас). Обычно выбирали материал красного цвета. Иногда брали черный или полосатый шелк из Средней Азии. Халат шился по туникообразному покрою. Он имел длинные рукава и открытый ворот, без воротника. В южной и восточной частях страны халат набрасывали на голову, а на остальных территориях – на плечи. В начале двадцатого века в Семиречье отменили обычай одевать невесту в свадебный халат. В этих краях ходить в таком халате выпадала честь женщине, которая приглашала гостей на свадьбу. В нем она ездила по аулу и звала гостей. Такую женщину называли той.
Головной убор быстро — без выкройки
Стоит отметить, что можно быстро сшить шапку для малыша и без выкройки. Для этого понадобится только материал, например, может подойти даже старая кофточка или футболка, и шапка, которую малыш уже носит. Вот этапы создания шапки:
- Сверните ткань или изделие пополам и приложите старую шапочку крохи.
- Вырежьте детали с припуском на швы.
Также вырежьте еще и подворот.
- Получившуюся деталь подворота сложите пополам.
- Затем вставьте ее внутрь шапки и прошейте боковины.
Обновка готова, можете примерять на своего малыша.
Посмотрите в видео, которое находится ниже, как еще можно сшить шапку и снуд для ребенка. Мастерица делает это за 10 минут — быстро и просто.
Шьем мусульманский головной убор: мастер-класс, выкройка
Вы можете сшить такой головной убор и подарить его кому-то из своих родных перед намазом. При пошиве мусульманского хиджаба есть свои тонкости. Все они будут освящены в этом мастер-классе. Вам понадобятся такие материалы:
- Эластичный трикотаж в сдержанных тонах — 20 см
- Нитки в тон ткани
- Резинка для белья — 10 см
- Иглы для швейной машинки
Работу по пошиву выполняйте по таким этапам:
- Вы можете не чертить выкройку на бумаге, а сразу сделать детали на ткани.
- Для создания первой детали, ткань нужно согнуть. Вторая деталь — это круг. Все расчеты приведены уже с припусками на швы.
- Загните с изнанки хвостики детали, как показано на рисунке ниже. Углы скруглите.
- Прошейте на машинке в местах, где вы скрепили булавками. Это будут завязки будущего головного убора.
- Теперь разверните верхнюю часть платка с завязками, и с изнанки скрепите ее с деталью-кругом. Для этого найдите середины данных частей и зафиксируйте булавками.
- Прошейте на машинке при помощи оверлока. Если чуть не хватает длины, слегка натяните ткань.
Должно получиться уже что-то похожее на головной убор.
Затем прошейте 3 см сзади в месте, где показывает стрелка на картинке ниже.
- По низу изделия сделайте подгиб на пару см во внутрь.
- Прошейте по низу, не доходя до завязок.
- Обычно для прошивания таких деталей используется плоский шов. Если на вашей машинке этой функции нет, тогда обработайте зигзагом или оверлоком и пришейте насквозь, не дошивая до завязок.
- Сзади у платка ткань подогните на 3 см внутрь.
- Прошейте. Должно получиться, как на рисунке.
- Теперь вставьте резинку в шов подгиба с задней стороны платка.
- Затяните резинку, чтобы получилось не более 6 см в области затылка.
- Зафиксируйте булавками и пришейте резинку к головному убору с обеих сторон.
Платок готов. Но осталось еще пришить декор. Для этого сделайте следующее:
- Из остатка ткани размером 20х47 см скрутите жгут.
- Сшейте концы и вручную пришейте жгут к основе головного убора.
Все — мусульманский головной убор готов. Получился удобный и красивый хиджаб, который соответствует всем правилам, а именно закрывает волосы.