Азербайджанский национальный костюм
Содержание:
- Национальный костюм в современном мире
- Папаха
- Особенности
- Мужская одежда[править | править код]
- Женская одежда [ править ]
- Верхняя рубаха
- Национальный азербайджанский костюм
- Аксессуары и обувь
- Галерея [ править ]
- Украшения (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
- Традиционные угощения
- Разновидности
- Особенности
- Мужская национальная одежда
- Мужская одежда [ править ]
- Гостеприимство в Азербайджане
- Отличия в костюмах в зависимости от региона
Национальный костюм в современном мире
На сегодняшний день на улицах городов Азербайджана навряд ли можно встретить жителя в национальном костюме. Все это кануло в прошлые лета. Однако, как и во многих странах, танцы народа исполняются в национальных костюмах. Также в постановках спектаклей по мотивам народного творчества героев одевают в исторические костюмы.
В сельских местностях иногда можно встретить на праздновании по случаю обручения жениха и невесту в национальном костюме. А в свадебных традициях до сих пор сохранился обряд, когда родственники невесты повязывают вокруг ее талии красный пояс (ленту), показывая таким образом об изменении ее семейного статуса.
В последнее время, как и во многих странах, дизайнеры Азербайджана в своих коллекциях возвращаются к истории национального костюма. Так, например, на платьях вышивают узоры и орнаменты старых времен, а в качестве головных уборов предлагают яркие и пестрые платки.
По сегодняшний день каждый турист и гость Девичьей башни (гыз галасы) может примерить на себе национальный костюм и на некоторое время почувствовать себя восточной красавицей или горным джигитом.
Источник
Стиль одежды отражал многое о ее владельцах, например, семейное положение и богатство. Цвета часто были ключевыми индикаторами этих различий.
С 20 века этот стиль в основном сохранился в сельской местности. Национальные танцы обычно исполняются в соответствующем костюме.
Папаха
Изготовлением мужской папахи занимались специальные умельцы. Существовала целая технология изготовления этого головного убора: сначала шили форму из шкуры, потом выворачивали на другую сторону и закрывали ее ватой для мягкости. Сверху укладывали лист сахарной бумаги для поддержания формы и зашивали все подкладной тканью. Вывернув папаху шерстью наружу, ее брызгали водой и били палкой около 4-5 минут. Затем изделие надевали на форму на 5-6 часов.
Самым распространенным головным убором были папахи из овечьей шерсти. Они изготавливались разными по форме: конусообразными или круглыми. По папахе можно было судить о финансовом состоянии мужчины. У состоятельных азербайджанцев имелись остроконечные папахи щищ или бей папах из меха, привезенного из Бухары. На праздник было принято одевать шапку из каракуля. Мужчины из простого народа носили конусообразные папахи чобан папах с мехом из длинного ворса.
Особенности
Костюмы любого народа обладают уникальными особенностями, которые являются отличительными чертами. Азербайджанские костюмы не являются исключением.
Материалы выбирались различные: привозные и местные. Чаще всего использовался шелк. При создании повседневной одежды преимущество отдавалось льну, шерсти и ситцу. Наряды богатых людей состояли из бархата, сукна, тирмэ, тонкого шелка.
Отделка всегда была искусной и выразительной. Даже простой костюм в умелых руках мастерицы принимал дорогой вид. Для декорирования использовались золотые, серебряные нитки, бисер, кружева, тесьма, дорогие монеты.
Мужская одежда[править | править код]
Танцы в национальных костюмах
Мужской национальный костюм, в основном был единым во всех зонах Азербайджана. В костюме мужчин находила отражение классовая принадлежность его носителя.
Верхняя одеждаправить | править код
Верхняя национальная одежда мужчины состояла из «уст кейнейи» (рубахи) или чепкена, архалыга, габы, чухи (плечевой одежды).
- Архалыг был однобортный или двухбортный. Его шили из шелка, кашемира, атласа, сукна, сатина и других тканей.
- Габа — верхняя мужская плечевая одежда, которую шили из тирьмы.
- Чуха — верхняя мужская плечевая одежда, которая обычно отрезной в талии, со складками или сборкой. Шили её из сукна, тирьмы и домотканой ткани.
- Кюрк — шуба из овечьего меха внутри, без застежки, с воротником
Один из русских этнографов пишет об азербайджанском мужском костюме:
Головные уборыправить | править код
У мужчин в Азербайджане папаха считалась символом мужества, чести и достоинства, потерять которую считалось большим позором. Как враждебный выпад против хозяина расценивалась кража его папахи. Можно было нанести оскорбление мужчине и всему его роду лишь сбив с его головы его папаху. По папахе и её форме можно было определить социальное положение её носителя. Мужчины никогда папаху не снимали (даже во время еды), за исключением омовения (дестемаза) перед намазом. Считалось непристойным появляться в общественных местах без головного убора.
Папахи из бараньего меха или из каракуля (гарапол) считались основным головным убором у мужчин. Существовали их различные формы и локальные наименования. В коллекциях ГМЭ в Санкт-Петербурге, по описанию Э.Торчинской, хранятся 4 типа азербайджанских папах:
Яппа папаг (или «гара папаг» — «чёрная папаха») — была широко распространена в Карабахе и была с матерчатым верхом. Различались они и по цвету — «гызыл папах» (золотая) и «гюмюш папаг» (серебристая).
Мотал папах (или «чобан папахы» — «пастушья папаха») — изготовлялась из длинноворсового овечьего меха, имела форму конуса. Мотал папах в основном носили бедные слои сельского населения.
Шиш папахы (или «бей папахы» — «папаха бека») — изготовлялась конусообразным или остроконечным. По названию материала, из которого их шили, они носили общее название — бухара папах, мех для которых привозили из Бухары. Носили их только представители бекского сословия, а также зажиточные люди. Такие папахи были характерны и для городской знати.
Дагга (тагга) папах — была распространена в Нухинском уезде. Верх её шился из бархата.
Вот как описывает изготовление папахи один из авторов конца XIX в.:
- Башлык — состоял из капюшона и длинных закруглённых концов, обматывавшихся вокруг шеи. Зимой надевали башлык из сукна и шерсти. В Ширване особо ценились башлыки из верблюжьей шерсти, подкладку которой шили из цветной шелковой материи, так как когда ушки башлыка забрасывались за плечи, видна была подкладка. Обычно башлык сопутствовал япынджы.
- Арахчын одевали под другие головные уборы (папаха, чалма у женщин). Она была типичным традиционным головным убором азербайджанцев, широко распространёнными ещё в средние века.
- Эммаме — (вид чалмы) бытовал среди духовных лиц (мулла, сеид, шейх и др.).
Обувьправить | править код
В Азербайджане широко были распространены шерстяные носки — «джораб». Городские жители носили кожаные туфли с загнутыми носками без задников. У аристократов были распространены сапоги. Среди сельских жителей бытовали кожаные или сыромятные туфли чарыги — «чарых».
Женская одежда [ править ]
Азербайджанская женщина в национальном костюме
Национальный женский костюм Азербайджана состоит из верхней одежды и нижнего белья. Он включает в себя чадру — шарф в форме присоски — и рубенд , вуаль, которую женщины носили на улице. Женская верхняя одежда была сделана из ярких и красочных тканей, качество которых зависело от достатка человека или ее семьи. Одежда также включала украшения, такие как золотые и серебряные бусы, пуговицы, стилизованные под семена ордеума , монеты, изящные подвески и ожерелья. Молодые женщины носили яркую одежду с яркими цветами, в отличие от старших.
В XIX веке Иван Иванович Шопен описал одежду азербайджанских женщин Армянской области (назвав их татарами ):
Верхняя одежда
Женская верхняя одежда состоит из рубашки с широкими рукавами, широких брюк до щиколотки и рубашек в форме колокола такой же длины. Женщины также носили трикотажную рубашку с длинными рукавами ( архалиг , куладжа ), которая плотно облегала спину и грудь и имела широкий разрез спереди. На талии носили плотный пояс. В холодную погоду надевали стеганую куртку без рукавов. Верхняя одежда часто представляла собой плащ, который был длиннее рубашки. Женские рубашки в Газахском уезде были длинными, с разрезами по бокам.
Женщины Карабаха носили обтягивающий чепкен ( чафкен ) до пояса и с длинными потайными рукавами. [ необходима цитата ] Женщины носили узкие брюки с широкими юбками. В Нахчыване носили длинные рубашки до колен . Длинные рубашки носили также в Шуше , Шамахе и других районах. [ необходима цитата ] Длинные кулайи носили только богатые женщины в Нахчыване и Гяндже. [ необходима цитата ]
Головные уборы
Головные уборы в основном состояли из кожи в виде лохов или шапок разной формы. Поверх них было надето несколько платков. Женщины прятали волосы в специальный мешочек, называемый чутгой . Головы закрывались цилиндрической шляпкой дота, сделанной большей частью из бархата. Поверх него была повязана халма и несколько головных платков, называемых келагайи .
Верхняя рубаха
Верхняя рубаха («уст кейнейи») имела свою особенность. Она была свободного покроя и имела рукава, которые у основания плеча были заужены, а к низу рук становились все шире. Обычно к подмышкам пришивался кусочек ткани другого цвета. Рубашка одевалась через голову и застегивалась одной пуговицей под шеей. Рубашка обшивалась тесьмой, а к низу пришивались денежные монеты. Выбор ткани и цвет наряда зависел от материального благополучия семьи, а также возраста женщины
Молодые девушки выбирали более красочные цвета, чтобы привлечь внимание
Поверх верхней рубашки надевали кафтан. Выделяли несколько видов кафтанов, основное различие которых заключалось в длине, форме покроя, а также в рукавах.
Национальный азербайджанский костюм
Из истории азербайджанского костюма
Сначала поговорим о тканях, которыми испокон веков славился Прикаспийский регион, сегодня представляющий собой Азербайджан!
Завозить роскошные ткани в этот регион нужды не было, ведь его население самостоятельно производило шелк, хлопок и шерсть, из которых шили повседневную одежду.
Однако в 19 веке сюда стали завозить кумач, ситец и плюш из России, а в 1901 г. здесь появилась Тагиевская мануфактура. Ситец и тонкий местный шелк шли на пошив нижних рубашек для женщин, а состоятельные семьи могли себе позволить шить нижнюю одежду из баснословно дорогой английской белой ткани — мадаполама, производимой из египетского хлопка. Однако независимо от того, из какой ткани шили нижнее платье, фасон егг оставался одним и тем же: короткая рубаха с длинным рукавом на манжете, застегивающаяся на пуговицу на шее.
Помимо рубахи обязательным элементом женского костюма были шаровары (шальвары), которые подпоясывались цветным поясом с кистями на завязках. На щиколотках шаровары собирались на манжет, к которому пришивались носочки из той же ткани.
На следующей фотографии видны шаровары, выглядывающие из-под юбки:
Далее начинались юбки, ведь их было несколько
Поверх шароваров женщины надевали нижнюю юбку, поверх нее — среднюю (ара туманы), сверху одну или несколько верхних.
Благодаря такому подходу и тому, что каждая из юбок шилась из ткани разных видов (сатина, парчи, шерсти, шелка) юбки были очень пышными, и верхняя из них была самой длинной, закрывающей все остальные юбки и шаровары. Так из-под богато украшенной вышивкой, монетами и кружевом юбки выглядывали только носки туфель.
Туфли зачастую были остроносыми и вычурными, но бывали и другие виды обуви, более простой и сдержанной. На первом фото представлена марка, на которой можно разглядеть туфли с задранными носиками, а на второй, скорее всего, представлен костюм более небогатой женщины:
Поверх же нижней рубахи женщины надевали туникообразную верхнюю рубаху простого кроя, по низу, как и юбка, богато украшенная монетами, рукава ее украшались плетеными шнурками и шелковой тесьмой. Молодые женщины, как правило, при пошиве верхней рубахи отдавали предпочтение светлым цветам — розовому, желтому, красному, фиолетовому, а женщины старшего возраста тяготели к выбору более темных оттенков.
Вот один из примеров верхней рубахи:
Приведу цитату посетившего в 19 веке Баку путешественника: «Женщины носят широкие шаровары, большею частью из шелковой материи, красного или синего цвета, шелковую весьма короткую рубаху такого же цвета, а сверху надевают коротенький архалыг, также шелковый, с золотым и серебряным шитьем, стягивая его на талии широкою пряжкою. На этот архалыг надевается другой: у богатых — из парчовой материи, такого же покроя, но с разрезными длинными рукавами. Наконец, шаль красного или темно-синего цвета, в виде чалмы, обертывает голову».
И здесь оставлю две исторические фотографии:
Аксессуары и обувь
Обувью у женщин были туфли без задней части, с острым носом и небольшим каблуком. Они носились в теплое время. А зимой на ноги одевалась сыромятная обувь – чарыг.
Мужчины носили чарыг в сельской местности, а в городе башмаки, туфли без задников или сапоги.
Аксессуарами служили различные украшения. Их начинали носить еще девочками в 3-4 года, скорее, как оберег от сглаза. А к замужеству у девушки набиралась уже целая коллекция украшений. Носить их разрешалось не всегда. Запрещено было надевать украшения в дни религиозного обряда, в течение 40 дней после смерти или родов. Пожилым женщинам можно было надевать только скромные серьги и пару колец. Разница между украшениями богатыми и бедными была не слишком заметна, по типу они были похожи. У богатых в украшениях были драгоценные камни, они могли быть более сложно выполнены.
До замужества девушки не носили пояса совсем. На свадьбе родители невесты дарили ей первый пояс – кемер. После этого женщина начинала носить пояса, они уже показывали ее замужний статус в обществе. Пояс украшался монетами и застегивался большой пряжкой на крючках.
Галерея [ править ]
-
Азербайджанская девушка из Шуши. Фотограф Константин Занис. 1898 г.
-
Молодой азербайджанец из Шамахи. 1883 г.
-
Азербайджанец из Баку. 1883 г.
-
Бакинские азербайджанцы в опрятных костюмах. Фотограф Луарсабов. 1881 г.
-
Азербайджанец из Баку. Фотограф Ф.Орден. 1897 г.
-
Хуршидбану Натаван с сыном Мехдигулу Хан Вафа и дочерью Ханбике.
-
Сын и дочь Мусы Нагиева (сын чуха, дочь Чепкена).
-
Сара Ашурбейли с сестрами.
-
Юсиф Вазир Чаманзаминли с семьей.
В филателии
-
Марка СССР, 1963 г.
-
Азербайджанская марка, 1996 г.
-
Азербайджанская марка, 1997 г.
-
Азербайджанская марка, 1997 г.
Марки Азербайджана 2004 года с изображением одежды XIX века. Региональная одежда слева направо: Баку, Шуша, Нахчыван, Шемаха.
Украшения (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Украшения азербайджанки очень любили всегда и использовали их по максимуму. Носить их нельзя было в дни траура и в строгие религиозные праздники. Пожилые и старые женщины почти не надевали их, ограничиваясь парой колец. Зато у молодых девушек набирались большие коллекции всевозможных цепочек, подвесок, колец, серег, так как украшать малышек начинали с трех лет. Комплект украшений назывался имарет. Ювелиры изготавливали изделия из драгоценных металлов и камней.
Сочетание ярких тканей одежды, всевозможных элементов отделки и блестящих украшений создавали яркий, насыщенный, запоминающийся образ.
По некоторым критериям в одежде можно было определить статус азербайджанской женщины, ее возраст. Например, наличие пояса сверху чепкена или архалука говорило о том, что женщина замужем. Молодые незамужние девушки пояса не носили.
Традиционные угощения
На пороге дома азербайджанской семьи следует оставить обувь и следовать всем указаниям хозяина. Первыми на стол подаются стаканы, из которых принято пить чай. Своеобразным символом азербайджанского стола стали стаканы “Армуду”, которые по своей форме напоминают фигуру восточной женщины.
Правда, в переводе с местного языка их название значит “груша”, что, хочу заметить, соответствует внешнему виду посуды. Из-за оригинальной формы чай в стаканах достаточно быстро охлаждается, однако долгое время остаётся свежим.
“Армуду” – неотъемлемая часть азербайджанского чаепития, у которого есть свои принципы и особенности. Кстати, чай азербайджанцы предлагают всем, подчёркивая своё уважительное отношение к человеку. Исключением станет только враг, которого не желают видеть в своём доме.
За чаем следуют вторые блюда, которые также следует есть по-особенному. Например, брать что-либо левой рукой не позволяется (эта рука у мусульман считается “нечистой”). А вот рис и ряд других схожих блюд вполне можно есть, набирая в щепотку (без столового прибора) или с помощью кусочка хлеба.
Чай в Азербайджанских чашках армуду
Разновидности
Мужчины азербайджанцы надевали рубаху, штаны, зауженный в талии бешмет, в холодное время сверху надевалась шуба из овчины. Среди вещей мужского костюма особо выделялась черкеска. Черкеска поверх рубахи, заправленной в штаны, сапоги и папаха на голове – вот как выглядел настоящий мужчина в Азербайджане. Такой образ мужчин Северного Кавказа переняли со временем терские и кубанские казаки.
В обтягивающей тело черкеске воин-кавказец очень красиво смотрелся верхом на коне – широкие плечи, тонкая талия, стройная мускулистая фигура. Носится черкеска застегнутой, с отогнутыми рукавами. На груди располагаются специальные карманы – газырницы. В них вставлялись трубочки-газырки, в которых было пороха ровно на один выстрел, или складывались пули. Большие размеры карманов помогали избежать ран от рубящих ударов при нападении соперника. Со временем газырницы утратили свое прямое назначение и стали элементом отделки.
Обязательным атрибутом костюма был пояс, на который подвешивалось холодное оружие. Головным убором являлась папаха из овец или каракуля.
Женский костюм состоял из рубахи, рукава которой расширялись к низу, короткого кафтанчика и длинной пышной юбки. Все эти вещи были расшиты и украшены различным декором – золотыми нитками, различными узорами, драгоценными монетами. Наряд шился из яркой ткани, обычно красного цвета.
Шапочки всевозможных форм, чепцы, платки различных цветов и размеров надевали на голову женщины. Незамужние девушки покрывали голову шапочкой наподобие тюбетейки, которая украшалась бисером или шелком. Замужние женщины завязывали несколько платков на голову, такой убор назывался дингя.
На ногах носили носки или чулки, которые были с различными рисунками. Их вязали сами женщины из шерсти или хлопчатобумажных ниток. Узоры на чулках напоминали собой узоры на коврах.
Особенности
Как и в любом национальном костюме, в костюме азербайджанцев есть ряд особенностей, присущих только ему.
Цвета и оттенки
В цветах преобладают яркие красные сочные оттенки. Причем даже свадебное платье невеста шьет именно из красного цвета. Для азербайджанцев красный цвет является символом благополучия и счастья. Само слово «азер» переводится с арабского как огонь.
Молодые девушки предпочитали надевать наряды из ярких и пестрых тканей, украшенных различными золотистыми узорами. Этим они так отличались от грузинок и горянок, которые предпочитали носить одежду темных цветов. Поэтому яркая цветовая гамма является отличительной особенностью национального костюма азербайджанок.
Ткани и крой
Материал для изготовления костюмов был разнообразным, как своего производства, так и привозной. К местному принадлежал шелк, который научились делать очень давно. Для одежды на каждый день использовали лен, шерсть или ситец. Зажиточные люди могли носить одежду из более дорогой ткани — бархата, шелка, тонкого сукна и «тирмэ».
Отделка одежды могла сделать из самого простого наряда дорогой и богатый на вид костюм. Мастерицы с помощью вышивки бисером, золотыми и серебряными нитками, тесьмы, тонких кружев создавали настоящее произведение искусства. Обычно украшались края одежды, рукавов, полочек кафтанов. Повседневную одежду украшали яркими выделяющимися строчками.
Использовали монеты из драгоценных металлов в качестве украшений, которые могли собирать целыми поколениями.
Мужская национальная одежда
Основной деталью мужского азербайджанского национального костюма является головной убор. Шапка считалась символом чести и достоинства мужчины, потерять ее — значит потерять честь. Сбить папаху с азербайджанского мужчины — это значит начать кровавую войну не только с ним, но и стать врагом всего рода. Даже за трапезой шапку не снимали. И только перед омовением для намаза (мусульманской молитвы) шапку снимали. Явиться на какого-нибудь торжественное событие без головного убора считалось нарушением норм этикета и неуважением к хозяевам.
В основном, мужчины носили папахи. Это вид головного убора, который изготавливался из бараньего меха и имел разные формы. По форме папахи можно было определить социальный статус или регион проживания ее хозяина. Выделяют 4 основных вида папах:
- Чобан папахы (пастушья папаха), еще ее называли мотал папах. Чобан папахы имела вид конуса, шилась из длинноворсового овечьего меха. Носили эту папаху в основном бедные люди.
- Шиш папахы имели также форму конуса, однако изготавливались они из меха, который специально привозили из Бухары. Позволить такую папаху могли себе либо беки, либо зажиточные господа.
- Дагга папахи носили представители Нухинского уезда. Папаха имела форму круга, верх которой ушивался бархатом.
- Башлык — капюшон, который носили поверх другого головного убора в непогоду. Башлык имел суконную подкладку, а также длинные концы для обвязывания вокруг шеи. Таким образом, башлык спасал от непогоды.
Духовные лица носили чалму и тюрбаны, которые отличались цветом. Высшие представители духовенства надевали тюрбан зеленого цвета, а низшие — белого.
Национальный костюм Азербайджана (фото размещены в статье) для мужчин представлял собой верхнюю рубаху, кафтан и шаровары (шалвар). Основной цвет рубахи — белый или синий, предпочитаемая ткань для изготовления — хлопок, всегда с длинными рукавами. Поверх верхней рубахи надевали кафтан (архалук), наподобие русской поддевки. Кафтан плотно прилегал к телу, а ниже талии расширялся и имел форму юбки. Мужской архалук имел достаточно лаконичный вид, создавался в темных цветовых тонах и редко имел вышитые узоры.
Снизу мужчины Азербайджана надевали шаровары (шалвар). Шаровары сверху плотно завязывались при помощи тесемки, которая была к ним пришита.
Особое внимание мужчины уделяли поясу. Это был единственный аксессуар, который им разрешался
Пояса изготавливались как из кожи, так и из шелковых тканей. К шелковым поясам пришивалась тесьма. Пояса были очень длинными, чтобы хозяин мог несколько раз обвязать его вокруг талии. Так как верхняя одежда мужчин не предполагала карманов, то эта роль отводилась поясам, за которыми помещались кинжалы и прочие мелочи.
Как и женщины, на ноги мужчины надевали джораббы (длинные носки). Вообще, с джораббами были связаны целые семейные истории. Известно, что джораббы делились на повседневные и праздничные виды. Праздничные были связаны по-особому, на них вышивались ковровые орнаменты. Джораббами всю семью обеспечивала слабые представительницы пола. Поверх джораббов надевали башмаки или сапоги, в зависимости от погоды.
В мужских национальных костюмах предпочтение отдавали темным цветам. Наряд должен был придавать ее хозяину строгий и почтительный вид.
Мужская одежда [ править ]
Азербайджанский дворянин из Шуши
Мужская народная одежда была очень похожа от региона к региону, но всегда отражала социальный класс. [ необходима цитата ]
Верхняя одежда
Национальная верхняя одежда для мужчин состояла из усть koyney (рубашки) или чепкен , архалука , Габа , Чуха и Kurk .
- Архалиг — длинный, обтягивающий жакет из тканей, в том числе из шелка, атласа, сукна, кашемира и бархата, в зависимости от социального статуса его владельца.
- Габа — мужская верхняя одежда плечевой кости, которую шили из тирмы, дорогой платочной ткани с тканым узором из шерсти или шелка.
- Чуха — мужская верхняя плечевая одежда со сборками и сборками, отстегивающаяся на талии. Его шили из сукна, тирмы и домотканых тканей.
- Курк — шуба из овчины с воротником без застежки, украшенная вышивкой.
Азербайджанский мужчина в типичной одежде. Фото Д. А. Никитина. Вторая половина 19 века.
Русский этнограф пишет об азербайджанском мужском костюме: [ требуется дальнейшее объяснение ]
{{blockquote | Нижнее белье состоит из прямых и коротких рубашек из бязи, белого и преимущественно темно-синего цветов с трусами из этого же материала, которые застегиваются тесьмой на талии; зимой их надевают поверх шерстяных больших штанов, которые также застегиваются тесьмой. Поверх рубашки надевается архалиг из хлопка. Архалиг — это русское мужское длинное облегающее пальто с короткой талией и короткой юбкой со сборками на поясе; он всегда застегивается плотно либо посередине, либо сбоку от груди. Чуха надевается поверх архалига с короткой талией и юбкой длиной ниже колен, но на голову круглый год накрывается небольшая шляпка конической формы из меха ягненка. На ноги надевают короткие шерстяные носки.
Головные уборы
Papaq считался символом силы духа, чести и достоинства людей Азербайджана и проигравшей считался позором. Кража папака считалась враждебным действием против его владельца, а сбивание папака с ног считалось серьезным оскорблением. Социальное достоинство владельца Папака определялось его формой. Мужчины никогда не снимали папак, даже во время обеда), кроме как перед намазом . Появление на публике без головного убора считалось неуместным.
- Папаки из меха ягненка или каракуля были основным головным убором мужчин. У них были разные формы и местные названия. Согласно E.Torchinskaya, существует четыре типа papaqs Азербайджана в Государственном Эрмитаже в Санкт — Петербурге :
- Яппа папак (или кара папак — черный папак) был широко распространен в Карабахе и был покрыт тканью . Они различались по цвету; гызыл папак (золотой) и гумуш папак (серебро).
- Мотал папак (или чобан папаги — пастуший папак), который был сделан из длинноволосого меха ягненка и имел коническую форму, обычно носили низшие слои общества.
- Шиш папак (или бей папаги — бей папак) был коническим или остроконечным. По названию материала, из которого он был изготовлен, они имели общее название — бухарский папак, мех, который был привезен из Бухары . Его носили только представители бейского сословия и состоятельные люди. Такие папаки были обычным делом для избранных.
- Дагга (тагга) папак носили в Нухинском уезде . Верх был из бархата.
- Башлык , который носили на шее, состоял из капюшона и длинных круглых концов. Зимой мужчины носили башлык из ткани и шерсти. Bashlyks из верблюжьей шерсти были ценны в Ширване . Подкладка башлыка была сделана из разноцветного шелка, потому что подкладка была видна при повороте головы. Обычно башлык сопровождался япинджи .
- Арахчин носили под другими головными уборами (папак; халма у женщин). В Азербайджане это был традиционный головной убор, который был широко распространен еще в средние века.
- Эммаме , разновидность халмы, носили религиозные лидеры, такие как муллы , сайиды , шейхи и другие.
Обувь
- Джорабы были популярными в Азербайджане шерстяными носками. Жители города носили кожаную обувь со слипонами. Сапоги были широко распространены среди аристократов.
- Чариги были повседневной обувью из кожи или сыромятной кожи, которую носили сельские жители.
Гостеприимство в Азербайджане
Культура азербайджанцев строго подчиняется многовековым обычаям, что составляют часть богатого наследия, полученного от предков. Даже старинные традиции, ритуалы, что ушли в прошлое, сегодня демонстрируются в Азербайджане как театрализованные действа, что проводятся во время народных гуляний и празднеств.
Традиционным является уважительное отношение к священным местам, соблюдение общественных норм. Не только местные жители, но и туристы, прибывшие в Азербайджан, должны придерживаться строгих правил относительно своего внешнего вида. Лучше отдать предпочтение скромной закрытой одежде. Компенсировать такой сдержанный образ женщинам позволяется с помощью ярких аксессуаров или украшений.
Национальный костюм азербайджанцев / Лейла Джафарова / 1news.az
О гостеприимстве азербайджанцев можно сложить целую поэму. Эта национальная черта ярко выразилась в традициях народа. Гость для его представителей – желанный и важный человек, а принимать его следует с размахом и радушием. Если вас попросили зайти в гости, нельзя отказываться – подобное поведение считается в Азербайджане оскорбительным. Впрочем, время визита можно успешно перенести – для азербайджанцев законом является желание гостя.
Посетив многие азербайджанские семьи (особенно в сельской местности), можно заметить, что женщины (жена, дочери хозяина дома) практически не участвуют в беседе с гостями. Это также соответствует принципам поведениям, традициям азербайджанцев, согласно которым женщине в доме отводится вторая роль, а главенство принимает мужчина
В таком случае не следует навязывать своё видение ситуации и, тем более, проявлять повышенное внимание к хозяйке дома – это может показаться неприличным для членов её семьи
Азим Аслан оглы Азимзаде «Свадьба на женской половине» , 1930 годМестонахождение: Национальный музей искусств Азербайджана, Баку, Азербайджан
Отличия в костюмах в зависимости от региона
На протяжении всего срока существования, у национального азербайджанского костюма присутствовали отличия в нарядах по региональному показателю. Женщины, которые проживали на территории Газахи, носили длинные рубахи с боковыми разрезами. У жительниц Карабаха в гардеробе присутствовали чепкены с длинными рукавами, которые плотно облегали талию.
Юбки не ниже колен и широкие шаровары надевали женщины с Нахчывана. А вот жительницы Шуше и Шамахы носили длинные юбки. На зажиточных женщинах из Нахчывана и Гянджи часто можно было увидеть длинные кюледже с богатой вышивкой и разными узорами.