Казахский национальный костюм: особенности и разновидности
Содержание:
- Зимняя тюбетейка с оригинальным узором
- Что такое тюбетейка? фото, материалы, детали, виды тюбетеек. особенности узоров на головных уборх. интересные факты.
- Видео — подборка
- Выбор пряжи и крючка
- Греческий узор для вязания тюбетеек
- Шьем летнюю тюбетейку
- Шьем тюбетейку
- Как связать мужскую летнюю шапочку (тюбетейку) крючком своими руками
- Мастер-класс с использованием фетра «Тюбетейка своими руками»
- Как чеченцы носят папаху
- Особенности узоров тюбетеек
- Татарская шапочка каляпуш
- Особенности чеченской папахи
- Эссе о тюбетейке.
- Что такое тюбетейка?
Зимняя тюбетейка с оригинальным узором
Для вязания теплых шапочек подойдет шерсть или акрил с примесью шерсти и тонкий крючок, тогда готовое полотно получилось плотным и без мелких дырочек.
Работа начинается с макушки, провязываются круговые ряды столбиками б/н и в каждом ряду равномерно увеличивается количество петель.
Для добавления жаккардовых вкраплений понадобится контрастная ниточка, которая вводится по ходу вязания.
Донышко вывязывается до нужного диаметра, а потом переходит на прямую, боковую часть без прибавок.
По ободку проходит красивый жаккардовый узор, который делает шапочку стильной и очень плотной.
Для вдохновения рукодельницам подробный видео урок с описанием процесса вязания теплой зимней тюбетейки.
Что такое тюбетейка? фото, материалы, детали, виды тюбетеек. особенности узоров на головных уборх. интересные факты.
В древние времена тюбетейка могла многое рассказать о своем хозяине. Читая узор, которым была расшита тюбетейка, можно было легко определить, чем занимался ее владелец и откуда он родом. В наши дни, к великому сожалению, люди разучились понимать язык узоров на восточных головных уборах. Название «тюбетейка» происходит от тюркского слова «тюбе», что означает «вершина».
В Средней Азии тюбетейки появились задолго до проникновения туда мусульманской религии. К примеру, на бадахшанских тюбетейках вышивалась символика древних ариев. В отличие от наших современников, древние люди носили тюбетейки не на самых макушках, а полностью закрывали ими лоб, аж до самых бровей. По древним поверьям, таким образом они прикрывали от воздействия негативной энергии свой «третий глаз». А конусообразные головные уборы в те дни якобы служили для связи человека с космосом.
С приходом в Среднюю Азию ислама роль тюбетейки изменилась. Согласно Священному писанию, правоверному мусульманину запрещалось появляться в общественных местах без головного убора. Тогда тюбетейка превратилась в элемент мужского религиозного костюма, а также стала его главным украшением.
Однако есть у тюбетеек и более практичная функция. Как мы знаем, климат Средней Азии весьма жаркий и большую часть времени года солнце палит нещадно. В таком климате тюбетейки из хлопчатобумажной ткани отлично защищают голову от солнца. А во время сна служат даже ночным колпаком.
К середине XIX века в Средней Азии существовало большое многообразие фасонов тюбетеек. Были там и конусообразные, и полусферические, квадратные и плоские.
Орнамент на тюбетейках также отличался своим многообразием и служил выражением местного колорита и фантазии восточных мастериц. Иногда орнамент мог рассказать историю своего времени. Так, в одной частной коллекции сохранилась тюбетейка с вышитым на ней автомобилем марки «Победа».
В прошлые времена головной убор указывал на статус того, кто его носил, и его принадлежность к разным слоям общества. Так, золотошвейные тюбетейки на Востоке носили исключительно представители аристократического сословия, а также люди, которые были удостоены такого ценного подарка.
Видео — подборка
Что такое тюбетейка? Как утверждает Википедия , тюбетейка — это легкая шапка круглая или квадратная, островерхая или плоская, мужская или женская, надеваемая прямо на голову. Название тюбетейка получила от тюркского слова тобе/тюбе, означающего верх, вершину.
Как связать тюбетейку крючком
? Самый простой способ — вязать от макушки по кругу, как салфетку, прибавляя столбики, а потом, когда окружность станет желаемого диаметра, вязать прямо без прибавлений на нужную высоту. Как видите, ничего сложного в вязании тюбетейки крючком нет.
Но зачем вязать привычными столбиками скучную однотонную тюбетейку крючком, если можно сделать работу интереснее, в вещь на выходе — красивее и привлекательнее? Давайте свяжем тюбетейку с орнаментом?
Мы уже не раз рассказывали о технике жаккарда крючком, который также называют гобеленом. Этот приём идеально подходит для вязания тюбетеек
, шапочка получается плотная, хорошо держит форму, а узоры при этом могут вывязаны какие угодно вашей душе!
Выбор пряжи и крючка
Вещь приближается к аксессуару, и поэтому не должна выполняться из теплого материала. Она и уши то не прикрывает. Именно по этой причине мастера привыкли создавать ее из легких, но прочных материалов тех, что не испортятся после стирки, и не помнутся от времени. В качестве пряжи редко используется тонкая нить. Хлопок, точнее тонкий ирис применим только для летней модели. И ее в любом случае придется накрахмалить.
Другие модели можно просто выполнить из пряжи с многочисленными добавками, которые не приносят тепла. Это может быть обычная пехорка с высоким содержанием акрила и прочих полезных добавок.
Крючок следует выбирать по толщине основной нити для изделия. Но и крючок всегда должен нравится в деле мастеру. С ним легко должно работаться и не натирать нигде. Чтобы руки мастера делали любимое дело и не останавливались от усталости или неудобства.
Греческий узор для вязания тюбетеек
Мастерицы все время ищут новые приемы для вязания оригинальных мужских шапочек. В ход идут старые античные мотивы, и с помощью крючка и ноток сложные переплетения ложатся на ободки красивых тюбетеек.
Сначала с помощью двухцветной пряжи выполняется полукруглое донышко. Здесь рукодельница может проявить фантазию и выбрать рисунок по своему вкусу. Но для выполнения греческого ободка пригодится заготовленный рисунок, по которому видно каким цветом вязать каждую петельку.
Нарисованная схема поможет быстро и легко вывязать боковую часть тюбетейки и успешно закончить работу.
Для закрепления материала рукодельницам короткое видео с подробным объяснением, как вязать греческий узор для мужских шапочек.
Шьем летнюю тюбетейку
Головных мужских уборов для лета было куплено у нас в семье множество, но… во всех жарко. Материал нынче используется с синтетическими примесями, в которых муж чувствует себя некомфортно. Передо мной встала задача пошить что-то из натуральной ткани.
Умелицы-рукодельницы, сразу оговорюсь, что я не шью, так, мелкий ремонт одежды могу осилить. И машинки швейной у меня тоже нет, делаю все вручную.
Решила, что это будет тюбетейка. Долго искала подходящую ткань и, в конечном итоге, остановилась на полотне для вышивания.
Такая ткань не тянется и «дышит», цвет не темный (что тоже важно для лета). Итак, расскажу о расчетах
Итак, расскажу о расчетах.
Выкраиваете полоску нужной вам высоты (плюс по 1 см на припуск в верхней и нижней частях и по сантиметру на боковой шов) по объему головы. Если размер головы 60 – соответственно 62 см длина и нужная высота (плюс 2 см).
Низ изделия я решила укрепить и оттенить другой тканью, поэтому на нижний подгиб не оставляла дополнительный сантиметр.
Немного опишу свою оторочку. От старой мужской рубашки отрезала планку.
Она прострочена на машинке и швы выглядят аккуратно. Просто согнула ее пополам и пришила к нижней части полосы.
Теперь круглое дно. Успех тут во многом зависит от правильного расчета его размера. Итак,сложили кольцо (полоску) пополам,измерили ширину и умножили полученное число на два. Получили длину окружности будущего донышка.
Пример: 30 см х 2 = 60 см – длина окружности донышка.
Диаметр донышка. Для этого длину окружности нужно разделить на 3,14 (вспоминаем из школьной программы по алгебре число Пи). Рисуем на картонке круг рассчитанного диаметра.
Это можно делать сразу и на ткани. И обводим еще один круг чуть большего размера с учетом припусков на швы (у меня 1 см).
Двигаемся дальше. Вырезанный из ткани круг складываем пополам и еще раз пополам.
В местах сгибов ставим метки (всего 4 шт.).
Делаем тоже самое на стенках изделия (4 метки). Прикладываем круг к стенкам лицевыми сторонами друг к другу, совмещаем метки и скалываем их. Без этих меток круг практически невозможно правильно приколоть, он будет давать перекосы.
Равномерно распределяем ткань между метками, прикалываем все донышко. После скалывания вам может показаться, что дно больше, чем надо, и оно немного присборивается. Это нормально, ведь круг мы вырезали чуть больше, с учетом припуска на швы. Строчку же надо делать, отступая от края 1 см, все встанет на свои места.
Проверяем изделие со всех сторон на наличие заломов,сборок. Исправляем, расправляем, если нужно. Если все ОК, обрезаем припуски на швы ножницами зигзаг близко к строчке. Нет таких ножниц, просто по краю вырезаем маленькие треугольники. Это необходимо сделать, чтобы шов отлично лежал после выворачивания.
Вот так все получилось. Осталось слегка отпарить швы, хотя и без этого тюбетейка примет свою форму при носке.
Источник
Шьем тюбетейку
ученые, инженера, студенты, школьники, творческая интеллегенция. Вспомните «Тимура и его команду», Вольку из «Старика Хоттабыча», Дынина и Костю Иночкина из «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен». Тюбетейка, кроме всего прочего, символизировала братскую дружбу между народами.
Предлагаемая выкройка тюбетейки взята из книги по домоводству тех годов. Текст приводится дословно:
Таких размеров будет бумажная выкройка, а четыре заготовки из материи мы сделаем по ней, припустив полсантиметра на шов с каждой стороны.
Сошьём пятиугольники боковыми сторонами, швами с внутренней стороны; разгладим горячим утюгом. Точно такую же форму примет и подкладка тюбетейки из тонкой светлой материи, только швы на ней будут сверху. Затем мы подложим подкладку внутрь и прикрепим частыми стежками к боковым швам тюбетейки. Низ подкладки подгоним и пришьём к подогнутой верхней части тюбетейки, отгладим горячим утюгом. Тюбетейка готова (рис. б).
Узоры из ярких украшающих швов нужно делать сразу после раскроя пятиугольных клиньев. Каждый из четырёх клиньев украшается одинаково с другими. Очень подходит тамбурный шов.
Как связать мужскую летнюю шапочку (тюбетейку) крючком своими руками
Материалы и инструменты:
- Пряжа «Лилия» белого цвета, хлопок 100%, 75 грамм. Но использовала не весь клубок.
- Крючок 2 мм: пересчитывала именно на такую толщину крючка, если брать более тонкий крючок, то размер шапочки будет меньше.
Сокращения, принятые в тексте:
- ВП – воздушная петля;
- ВПП – воздушная петля подъема;
- УС – удвоенный столбик;
- СБН – столбик без накида;
- ССН – столбик с одним накидом.
Начинаем работу с воздушных петель.
1 ряд. Набираем 4 ВП и замыкаем их в кольцо соединительной петлей.
2 ряд. 3 ВПП, + 2ВП, далее в кольцо вяжем 5 ССН, между столбиками провязываем по две воздушные петли. Замыкаем ряд соединительной петлей в третью петлю подъёма. На кольце получилось 6 ССН и 6 арок из 2-х воздушных петель.
3 ряд. 3 ВПП, 4 ССН в арку из 2-х воздушных петель, * 1 ВП, 5 ССН в следующую арку. От звездочки повторяем до конца ряда. Замыкаем ряд соединительной петлей в третью петлю подъёма. Этим рядом мы начали вывязывать шесть удлиненных ромбов в верхней части шапочки.
4 ряд. 3 ВПП, 1 ССН в эту же петлю, 3 ССН, 2 ССН в одну петлю (далее обозначаем УС – удвоенный столбик ), 2 ВП. Далее вяжем по следующей схеме в каждом ромбе: УС, 3 ССН, УС, 2 ВП, то есть повторяем эту схему 5 раз. Замыкаем ряд соединительной петлей.
5 ряд. 3 ВПП, 1 ССН (читается как УС), 5 ССН, УС, 2 ВП. Далее вяжем по следующей схеме в каждом ромбе: УС, 5 ССН, УС, 2 ВП, то есть повторяем эту схему 5 раз. Замыкаем ряд соединительной петлей.
6 ряд. 3 ВПП, 1 ССН (читается как УС), 7 ССН, УС, 2 ВП. Далее вяжем по следующей схеме в каждом ромбе: УС, 7 ССН, УС, 2 ВП, то есть повторяем эту схему 5 раз. Замыкаем ряд соединительной петлей.
7 ряд. 3 ВПП, 1 ССН (читается как УС), 9 ССН, УС, 2 ВП. Далее вяжем по следующей схеме в каждом ромбе: УС, 9 ССН, УС, 2 ВП, то есть повторяем эту схему 5 раз. Замыкаем ряд соединительной петлей.
8 ряд. 3 ВПП, 1 ССН (читается как УС), 11 ССН, УС, 2 ВП. Далее вяжем по следующей схеме в каждом ромбе: УС, 11 ССН, УС, 2 ВП, то есть повторяем эту схему 5 раз. Замыкаем ряд соединительной петлей.
9 ряд. 3 ВПП, 1 ССН (читается как УС), 13 ССН, УС, 2 ВП. Далее вяжем по следующей схеме в каждом ромбе: УС, 13 ССН, УС, 2 ВП, то есть повторяем эту схему 5 раз. Замыкаем ряд соединительной петлей.
10 ряд. 3 ВПП, 1 ССН (читается как УС), 15 ССН, УС, 2 ВП. Далее вяжем по следующей схеме в каждом ромбе: УС, 15 ССН, УС, 2 ВП, то есть повторяем эту схему 5 раз. Замыкаем ряд соединительной петлей.
11 ряд. 3 ВПП, 1 ССН (читается как УС), 17 ССН, УС, 2 ВП. Далее вяжем по следующей схеме в каждом ромбе: УС, 17 ССН, УС, 2 ВП, то есть повторяем эту схему 5 раз. Замыкаем ряд соединительной петлей.
Для данного размера в каждом ромбе я провязала по 21 ССН, между ромбами по 2 ВП. Теперь можно начинать убавление количества столбиков в ромбах, а между ромбами можно вязать филейную сетку.
12 ряд. Полустолбиком перейдем во вторую петлю основания, провяжем 3 ВПП, 18 ССН, 2 ВП, 1 ССН в арку из двух воздушных петель,2 ВП. В следующем ромбе вяжем 19 ССН, начиная со второй петли предыдущего ряда, 2 ВП, 1 ССН в арку из двух ВП предыдущего ряда, 2 ВП (две клеточки филейной сетки). Повторяем в каждом ромбе.
13 ряд. В каждом ромбе этого ряда вяжем по 17 ССН, между ромбами вяжем 3 клеточки филейной сетки. Замыкаем ряд соединительной петлей.
14 ряд. В каждом ромбе этого ряда вяжем по 15 ССН, между ромбами вяжем 4 клеточки филейной сетки. Замыкаем ряд соединительной петлей.
15 ряд. В каждом ромбе этого ряда вяжем по 13 ССН, между ромбами вяжем 5 клеточек филейной сетки. Замыкаем ряд соединительной петлей.
16 ряд. В каждом ромбе этого ряда вяжем по 11 ССН, между ромбами вяжем 6 клеточек филейной сетки. Замыкаем ряд соединительной петлей.
17 ряд. В каждом ромбе этого ряда вяжем по 9 ССН, между ромбами вяжем 7 клеточек филейной сетки. Замыкаем ряд соединительной петлей.
18 ряд. В каждом ромбе этого ряда вяжем по 7 ССН, между ромбами вяжем 8 клеточек филейной сетки. Замыкаем ряд соединительной петлей.
19 ряд. В каждом ромбе этого ряда вяжем по 5 ССН, между ромбами вяжем 9 клеточек филейной сетки. Замыкаем ряд соединительной петлей.
Мастер-класс с использованием фетра «Тюбетейка своими руками»
Нажмадинова Регина Данисовна Мастер-класс с использованием фетра «Тюбетейка своими руками»
Хочу предложить вашему вниманию мастер – класс для педагогов или для родителей, приуроченный к 100 – летию республики, который называется «Башкирская одежда», целью которого является воспитание интереса к башкирскому народному орнаментальному искусству, развитие духовно-нравственных качеств, и предлагаем поучаствовать в создании элемента национальной одежды мусульман – тюбетейки.
Значение слова «тюбетейка» происходит от тюркского слова «тюбе», что в переводе на русский язык означает «вершина»
Она связывает нас с нашей историей, богатыми традициями народа. Тюбетейка является символом достоинства, дружелюбия, уважения.
Необходимые материалы для изготовления тюбетейки:
(Раздать заранее заготовленные основы для тюбетейки)
Берем пайеточную нить, или любую красивую ленту по желанию, и приклеиваем ее при помощи клеевого пистолета по краю и на шов тюбетейки.
(Показать образцы башкирских орнаментов)
Далее берем лист фетра и вырезаем из него понравившийся орнамент.
Приклеиваем орнамент на нашу основу тюбетейки.
Можно добавить для украшения пайетки, в этом случае использовала пайетки «Листочки» и белые полубусины.
Наша тюбетейка готова.
Такие мастер классы дают возможность не только научиться и сделать для себя неповторимое украшение, но и поближе познакомиться с национальной культурой.
Презентация «Использование развивающих игр из фетра, сделанных своими руками, в работе с детьми» В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают.
Источник
Как чеченцы носят папаху
Каракулевая шапка по сей день символизирует мужскую честь и достоинство. Чеченские мужчины надевают папаху, чтобы подчеркнуть свой высокий социальный статус, поскольку визуально она увеличивает рост человека. После смерти чеченца папаха передавалась его сыну или брату, а если наследников не было, то её принимали из рук вдовы самые уважаемые члены тейпа.
Большое значение для чеченцев имело качество покроя, на папаху не жалели денег. Изготовление головных уборов всегда было у вайнахского народа важным кустарным промыслом. Но с папахой и обращаются бережно. На ночь принято насаживать её на стеклянную банку и обертывать тканью для сохранности.
«Перед тем как надеть папаху, её непременно нужно было осмотреть, стряхнуть видимые и невидимые соринки, расправить мех и буквально двумя пальцами надеть на голову», — пишут исследователи чеченских обычаев.
Источник
Особенности узоров тюбетеек
У каждой мастерицы-вышивальщицы есть свои секреты ремесла, но в её работе всегда отражаются местные традиции. Расскажем подробнее об узорах на тюбетейках:
Самая популярная — чустская тюбетейка, где по чёрному полю идёт орнамент, выполненный белым шёлком, символизирующим цвет солнца. Традиционно на тульи шапочки наносили изображения стручка жгучего перца, который обозначал семейное счастье и отпугивал злых духов, а по околышу вышивались стилизованные бараньи рога, означавшие силу и мужество. На жияк наносились волнообразные узоры, символизировавшие состоятельность и жизненную силу.
Шахрисабзской
Шахрисабзская тюбетейка («ирок») отличается богатой цветовой палитрой, так как расшивалась она растительным орнаментом, где каждый представитель флоры и цвет, в котором он представлен, призваны были отразить всё разнообразие и богатство жизни.
По узорам, вышитым на головном уборе золотом и серебром, можно свободно определить её происхождение – это Бухара. Такие тюбетейки называют золотошвейными бухарскими. Золото и серебро на шапочке означали высокий статус владельца или особое значение события, на которое её надевали. Легко узнать эту тюбетейку можно и по традиционным орнаментам:
- «глаз соловья»;
- «язычок воробья»;
- круг, обозначающий цель.
Ташкентской
Также особой популярностью у азиатских красавиц пользовалась ташкентская тюбетейка – элемент праздничного наряда. Отличает её многоцветная вышивка нитками и бисером на бордовом, тёмно-синем или тёмно-зелёном фоне. Стилизованные изображения фазаньих, петушиных и павлиньих перьев должны были защитить свою обладательницу от порчи и сглаза. В дополнение к ним на шапочке вышивались фигуры животных и растений.
Байсунской
Жёлтый цвет символизировал цветок хлопка, а ромбовидный элемент белого цвета – сам хлопок
Околыш достаточно высокий, а жияк сплетался вручную. Охватывая голову владельца наподобие обруча, он перекрывал тёмным силам доступ к самому уязвимому месту (макушке), защищая голову со всех сторон.
Каракалпакской
Ещё один популярный на Востоке вид тюбетейки – каракалпакская. Круглая шапочка, украшенная по околышу орнаментальной вышивкой красными, жёлтыми и зелёными нитями. Есть мужской и женский варианты этих головных уборов: женщины носят на нём сбоку пышный помпон, а вышивка отличается более округлыми линиями в отличие от мужской, где на узоре все линии ломаные. Функция орнамента традиционна – защита от злых сил и дурного глаза.
Татарская шапочка каляпуш
Для вязания татарской национальной шапочки понадобится крючок №1,5 и 50 г хлопковой пряжи, работа уложится в 24 ряда и займет всего 1,5-2 часа. Вниманию рукодельниц легкий урок по вязанию татарский тюбетейки. Набираем 5 воздушных петель, замыкаем цепочку в круг и провязываем 8 столбиков с/н.
Далее в каждую дужку провязываем по 3 столбика с/н, а в следующем ряду из 3 столбиков вывязываем 4 и получаем расширения для будущих лепестков.
В каждом следующем ряду прибавляем количество столбиков и доходим до 9, далее начинаем убавление. Сужаем листики за счет уменьшения столбиков, а между мотивами провязываем красивую филейную сеточку.
Макушка готова и можно переходит на вязание боковушки. Тут можно применить простую сетку или вывязать сложный греческий орнамент.
Готовую шапочку необходимо обвязать по периметру рачьим шагом, чтобы закрепить край и уберечь изделие от растягивания. Тюбетейку желательно намочить, и высушит на банке, тогда она приобретет законченный выглаженный вид.
Особенности чеченской папахи
По-чеченски папаха называется «холхазан» или «сурам куй», что переводится как «каракулевая шапка». Если о происхождении слов «сурам куй» лингвисты ведут споры, то «холхазан» — чисто вайнахская лексема, в основе которой корень «холхоз» («каракуль»). Каракуль в горы привозили издалека, поэтому головные уборы богатых людей, сделанные из этого материала, назывались «бухарскими». Менее состоятельные чеченцы довольствовались папахами из обычной овчины.
В Чечне папахи делали весьма высокими и расширенными сверху. Над бархатным или суконным донышком выступал околыш высотой 19 сантиметров и выше. Такой покрой отличал чеченские папахи от головных уборов соседних народов. Даже у близких к чеченцам ингушей папахи ниже – учёные связывают это с осетинским влиянием. К слову, у казаков тоже распространена именно укороченная папаха, так называемая «кубанка». Высокую папаху носить было сложнее, что вырабатывало у горцев ровную, гордую осанку.
Эссе о тюбетейке.
Нетрудно представить — вот рука взяла иглу с белой нитью и зафиксировала ее на черной ткани. Но за последним стежком происходит чудо — выпуклые завитки, линии, точки в совершенно фантастическом ритме начинают кружиться: вечный танец. И это уже не рукотворная вещь, а вытолкнутая самой природой магическая субстанция. Тюбетейка, развернутая, как залитый солнцем и насыщенный плотной светотенью простор; и здесь любая подробность, найденная пристальным взором, отчетливой меткой стремительно врывается в сознание и замирает. И ты не столько замечаешь, сколько чувствуешь композиционную логичность каждого фрагмента. На одном только завитке можно изучать все законы визуальной композиции: динамику, статику, контраст, нюанс — они сплетены в крепкий узел (который словно бы стягивает горло), и рассечь его удается лишь в том случае, если ты переведешь взгляд куда-то в сторону — другой предмет, человеческое лицо, заоконный пейзаж, и все обрывается.
Я должен уточнить: хотя существует довольно устойчивая модель (наиболее распространенная — куполообразная с «барочными» компонентами мужская черно-белая тюбетейка), тем не менее следует говорить о замкнутости и некоторой отдаленности «языка» применительно к определенной местности (допустим, Фергана, Коканд), где головной убор имеет несколько иную структурную типологию, иную эстетику. Во-первых, тут общая форма уплощенная; исчезает купольность, и, таким образом, прочитываешь моментально жесткую прямоугольную конструкцию. Ткань теряет бархатистую поверхность за счет лощения и активного блеска, что придает ей подчеркнутую самостоятельность. Но в первую очередь бросаются в глаза основные элементы, наполняющие декор. Это, конечно же, теперь не плавно завязанные в узел композиции, которые настигают нас распахнутой изощренностью, а «кометы», резкой чертой бороздящие грань безукоризненно плоской пирамиды и выжигающие образ неистовой и мощной космической пляски. Собственно, именно здесь и возникает сомнение, что это мотив миндаля; скорее перед нами стручок перца или крыло фазана. Сам элемент по контуру и внутренней разработке лаконичен и строг. Стежок нити едва проступает, а линия изящна и тонка.
Значительное место в развернутой пластической системе занимает орнамент околыша, который, петлей охватывая низ тюбетейки, завершает ее. Он состоит из шестнадцати «арок» (они спаяны — одна с другой — по четыре на каждой стороне квадрата), подпирающих купол тюбетейки — модель бытия. Причем форма и орнаментальное развитие «арок» абсолютно точно выдерживает стилистику центрального элемента. Всякий раз этот ясный признак профессиональной свободы в, казалось бы, «спонтанном» творчестве завораживает меня и пробуждает к реальности.
В последние годы зачастую приходится видеть, как веками отработанные до крайности орнаментальные стили мало-помалу распадаются, обрастают вялостью и эклектикой, увлекая нас в клишированный мир (пример: металл, керамика). В то время как тюбетейка сохраняет гипнотическую природу — потаенную силу традиций, — хотя и появилась в том виде, как она представлена сейчас, в начале XX века.
Под ладонью пульсирует пространство черно-белой тюбетейки. Неужели оно когда-нибудь растает и затеряется в унылой и пустой вещественности? Едва ли.
Целостность, напряжение: знак, чреватый бесконечностью и тишиной.
Что такое тюбетейка?
представляющий собой круглую или квадратную шапочку, плоскую или с куполообразным верхом
Тюбетейки носят не только узбеки, где они уже давно стали предметом национальной гордости, но и афганцы, иранцы, турки, поволжские татары и башкиры. Этот традиционный головной убор в Азии носят все, кроме пожилых женщин.
Историческая справка
На Востоке считается, что макушка головы – точка соприкосновения со Вселенной, и этот предмет одежды выполняет роль оберега, защищая самое уязвимое место человека от злых духов и притягивая здоровье и благополучие
Символически тюбетейка, как и купола мечети, – небесный свод, под которым рождается, живёт и умирает человек. Собственно, форма и символика этого головного убора пронизывает всю жизнь восточных людей:
- юрта – тюбетейка, увеличенная в сотни раз;
- пиала, из которой принято пить чай, имеет форму купола;
- каса – традиционна посуда для еды.
Характерные черты головного убора
Выше уже говорилось о том, что тюбетейка может быть круглой и квадратной, с плоским или остроконечным верхом. Ткани для её изготовления могут быть разными: шёлк, сатин бархат, сукно. Изготовить эти головные уборы могут только девушки и женщины с острым зрением и особой усидчивостью.
Детали тюбетейки – описание
Этот головной убор состоит из трёх частей.
-
Тёпа – «холм», или «бугор». Это верхняя часть шапочки, тот самый купол, который оберегает хозяина он дурного глаза. Интересно, что тёпа четырёхугольной формы позволяет тюбетейке складываться, а, следовательно, её удобно хранить.
- Кизак – это околыш. Он также расшивался шёлком, а в орнаменте были зашифрованы различные символы: рождение и смерть, здоровье и богатство.
- Жияк – тесьма, которой обшивался кизак тюбетейки снизу. Также был призван оберегать владельца от злых духов. Он может быть чисто чёрным или украшаться одним-двумя повторяющимися мотивами.