Марийский национальный костюм: особенности и виды
Содержание:
Вышивка одежды.
Многие элементы народного костюма — рубахи, кафтаны,
головные уборы, передники, поясные подвески — украшались сложной и богатой вышивкой.
Вышивание было одним из развитых домашних промыслов марийцев, связанных с изготовлением
одежды. Для вышивания марийки использовали иголки (име), деревянную швейку (тÿр
менге), к которой прикреплялась ткань. Традиционная вышивка выполнялась по счету
нитей. Техника ее имела несколько вариантов: 1) «роспись» (пÿшкыл тÿр)
— двусторонний шов, рисующий узор линейными стежками; 2) «косой стежок» (темышан,
ÿмбачкерыштыш) — он использовался для заполнения орнаментальных узоров,
предварительно очерченных швом; 3) «счетная гладь» (темыш тÿр, керыштыш
темышан) — его вышивали по счету нитей ткани без контура; 4) шов «набор» (ÿмбачкерыштыш,
керыштыш) -он напоминает узорные тканье, рисунок получается двусторонним35.
Старинная марийская вышивка была плотной и четко очерченной. Основными мотивами
в орнаменте были следующие: геометрический — изображение комбинаций различных
геометрических фигур; зооморфный и антропоморфный — воспроизведение стилизованных
фигур животных, птиц, человека; растительный — изображение реальных форм деревьев,
цветов, листьев и т. д.
Вышивка костюма относится к одному из самых трудоемких
домашних женских занятий. Мастерству вышивки девочку начинали обучать с самых
сложных элементов орнамента. Умение хорошо вышивать считалось одним из основных
качеств, необходимых марийской девушке-невесте.
Вышивка относится к одному из самых ярких и самобытных проявлений декоративно-прикладного
искусства народа. Марийские мастерицы прославили свое искусство далеко за пределами
края. Еще до 1917 года их рукоделия выставлялись на зарубежных выставках и заслужили
широкое признание. Так, на Всемирной Колумбовой выставке в Америке в 1892 году
вышитые марийские изделия получили второй приз36. После этой выставки
вышивка мариек стала очень популярной. Она скупалась у них за бесценок в большом
количестве. Например, в конце XIX века крупный нижегородский скупщик Малов приобретал
вышитые изделия марийских женщин, которые сбывал московским купцам, а последние
поставляли их за границу37. Таким образом, вышитые изделия марийских
мастериц использовались не только как предметы домашнего обихода, но и нашли
сбыт как на местных, так и на отдаленных рынках. Возрастание товарного значения
рукоделий привело к тому, что во многих селениях Казанской губернии вышивание
приобрело характер кустарного промысла. Спросом на зарубежных рынках пользовались
в основном изделия луговых мариек с характерным резко очерченным орнаментом,
выполненным крупно и плотно. Вышивка горных мариек носила иной характер — она
была мелкой. Наиболее искусные горномарийские мастерицы данной группы изготовляли
вышитые изделия по заказам однодеревенцев, а также на продажу луговым и восточным
марийцам38.
Головные уборы марийцев.
Среди летних головных уборов марийцев преобладали валяные
шляпы (ути, теркупш, шляпа). Они были разнообразной формы. И. Н. Смирнов в своей
работе отмечал, что в местностях, соседних с татарами, марийцы носили
круглые войлочные шляпы с довольно широкими загнутыми полями, идентичные татарским.
На остальной части Марийского края бытовала цилиндрическая шляпа108.
Шляпы валяли в домашних условиях, праздничные из белой шерсти, повседневные
— из черной. Этот тип головного убора считается старинным. Но, по предположению
И. Н. Смирнова, шляпе предшествовал башлыковидный головной убор из меха или
кожи109. Реликты его еще встречались во второй половине XIX века
в виде берестяной шапки языческих жрецов-картов и холщового накомарника
(шымакш). Последний представлял собой прямоугольный кусок холста, сшитый с одной
стороны в виде башлыка, конец которого украшался бахромой. Шымакш вышел из употребления,
вероятно, к концу XIX века, так как в описи одной из коллекций 1905-1906 гг.
об этом уборе говорится как об исчезнувшем110. Подобный головной
убор бытовал в прошлом и у русского населения Казанской губернии111.
С конца XIX века в костюм мужчин проникает картуз, который в начале
являлся принадлежностью костюма молодежи. Впоследствии фуражка, заменившая
картуз, вытеснила все другие типы летних головных уборов.
Зимой мужчины надевали шапки с овчинным околышем и
суконным верхом и шапки-ушанки (малахай),
сшитые из овчины и сукна.
Мужской, женский, свадебный костюм
Мужчины надевали рубаху, штаны, подпоясывались, покрывали голову шляпой или фуражкой. Если было прохладно, костюм дополнялся кафтаном, зимой – тёплым кафтаном или шубой.
Костюмы для женщин
Костюм женщин тоже включал рубаху, штаны, кафтан с закрытым воротом, пояс с подвесками. Дополнялась одежда передником без грудки в традиционном варианте, а позже — с грудкой. Такой элемент одежды был украшен тесьмой, кружевом, вышивкой из бисера и ниток. Цветовое решение орнамента – красный, коричневый, бордовый, пурпурный, малиновый, брусничный, чёрный.
Нарядные образы
Праздничные костюмы были отличимы от будничных более сложными орнаментами из вышивки, наличием большего количества монет на поясе, рубашке, головном уборе. Ткани для одежды были лучшими. Например, кафтан для будней шили чёрным, а для праздников – белым, выполняя отделку чёрным домотканым холстом. Шляпы валяли из чёрной шерсти для будней, а белая шерсть предназначалась для обрядов и праздников.
Костюмы для свадьбы
Свадебный костюм невесты был очень красив, богато декорировался всевозможной вышивкой. Он не обходился без объёмного нагрудного украшения из монет и металлического декорирования. Это украшение создавалось к обряду и потом передавалось в семье как реликвия. Вес его иногда достигал 35 кг. Обязательное свадебное покрывало (вÿргенчык), сшитое из трёх полос белого холста и расшитое традиционными орнаментами, служило головным убором невесты.
Особенности
Национальный марийский костюм имеет ряд особенностей, отличающих его от облачений других народов.
Цвета и оттенки
Традиционным цветом для марийского национального костюма считается белый. Однако скучным такой костюм назвать невозможно, ведь украшала белый тон богатая вышивка. В первых образцах шерсть и хлопок для вышивки имела темные оттенки, такие как черный, темно-синий, бардовый и коричневый.
Время шло, и главным в вышивке национального костюма для марийцев стал красный оттенок. Обрамляли его черные и темно-синие оттенки ниток. Красители получали из трав и растений, а цвета варьировались в зависимости от интенсивности смеси.
Позднее с повсеместным распространением анилиновых красителей вышивки на костюмах стали еще ярче. Розовые, оранжевые, желтые и зеленые оттенки умело складывались в интересный орнамент.
Говоря о вышивке, здесь присутствовали половозрастные и социальные символы, растительные и геометрические орнаменты. Каждый из них выполнялся в ярких красках, которые, безусловно, приносили удачу и добро человеку.
Ткани и крой
Одежда для марийцев изготавливалась из холста. Получали его из конопли или льна. Производством занимались женщины. Это было настолько кропотливым делом, что уходило на это ни много ни мало, а целых полгода. Неудивительно, что белоснежный холст был предметом гордости славной хозяйки.
Позднее марийские национальные костюмы подверглись влиянию русского костюма и стали изготавливаться из хлопчатобумажных нитей. Отличаясь при этом особым колоритом и насыщенностью оттенков.
Для теплых вещей использовалась овчина. Умелицы пряли из шерсти и занимались пошивом теплых шуб из овечьих шкур. Процесс выделки шкуры проводился в несколько этапов, а сама шкура в результате отличалась отменным качеством и теплом.
Нательная рубаха марийцев имела туникообразный крой. Холст перегибали, создавая заднюю и лицевую часть изделия. В зависимости от местности проживания каждый вырез имел определенную форму и традиционно скреплялся двумя завязками по центру. Тувыр подпоясывали кожаными и тканевыми поясами, на которых располагались обереги, ножи и прочие необходимые элементы.
Разновидности
Женская и мужская одежда марийцев всегда отличалась друг от друга. Стоит сказать, что марийские женщины любили облачаться в богатые украшения, которые достигали весом до 35 кг.
Но все же начнем с костюма для мужчин. Помимо тувыра (рубахи) с поясом, костюм марийца включал в себя штаны. Изготавливали их также из белого холста, а ширина варьировалась в зависимости от местности, которых проживали народы. Не забывали мужчины и о кафтане, являющемся неотъемлемой частью национального традиционного костюма. Летом его шили из холста, теплые – из белого и черного сукна.
Костюмы для женщин отличались от мужских большим разнообразием. Стоит сказать, что основу одеяния составлял тот же тувыр. Украшали женскую рубаху на славу, нанося вышивку на разрез на груди, на рукава по всей длине и по краям, а также на подол. Дополняли модели и лентами, бисером и пуговицами. Женская рубаха была гордостью женщин, ведь каждая модель была уникальной и хранила в себе обычаи и устои.
Так же как и в мужском костюме, под рубаху марийки надевали штаны из холста. Их широкий и узкий шаг зависел от местности, например, восточные народы облачались в свободные и просторные модели.
Женские кафтаны имели свои вариации. Короткие по линии талии предназначались для летнего ношения, прямые и туникообразные – дарили тепло и комфорт в холодное время года.
Не забывали майки и о переднике. Производился традиционный вариант в двух видах: с грудкой и без грудки. И тот и другой имел богатое украшение вышивкой.
Марийские костюмы для детей напоминали взрослые, однако, для девочек рубахи могли иметь яркие воланы по краю рукавов и подола.
Необходимые и яркие детали
Обязательными атрибутами женского костюма являются пояс, передник и нагрудник. Не надо говорить, что все эти детали старательно украшались. О поясах можно рассказывать очень долго. Чего только на них не вешали: карманы или кошельки, узкие однополосные и двуполосные полотенца, красивые кисти и кольца. Верхняя одежда подпоясывалась замысловатыми кушаками. Передники, как и другие детали костюма, вышивались и расшивались тесьмой, кружевом, украшались бисером и монетами. Нагрудник мог иметь различную форму, состоял он обычно из монет. Тонкости лучше рассмотреть на прилагаемых фотографиях. Марийский костюм очень красив. Марийские женщины удачно дополняли его украшениями — кольцами, серьгами и так далее.
Фасоны, материалы, цвета, орнаменты для пошива
Национальный костюм народности мари белого цвета с красными вышитыми растительными или геометрическими орнаментами. Вышивка дополнялась бордовым, чёрным, синим, зелёным, коричневым цветом. Одежда шилась из холста (вынера), исходным материалом для которого служила конопля или лён. Чтобы соткать его вручную и отбелить, у женщин уходило полгода.
Работа была очень трудоёмкой. С течением времени марийки стали заимствовать белоснежные хлопчатобумажные ткани из русской культуры.
Зимняя одежда
Зимняя одежда марийцев была из овчины: шубу шили из шкуры, а настриженную шерсть баранов пряли и ткали из неё тёплое сукно (штраш) и полусукно для кафтанов. Фасоны одежды были довольно простыми: рубашка выкраивалась как туника с небольшим воротниковым и боковыми разрезами. Рукав вшивался без проймы, просто встык соединялся с основной тканью. Не отличались сложностью фасоны кафтанов, они были прямоспинными либо с отрезной талией.
Чуть сложнее в покрое были женские шубы. У них присутствовали шов на плече и многосборчатость. В такой одежде было удобно работать и отдыхать в праздник, потому что она не стесняла движений.
Обувь марийцев.
Основной обувью мужчин были лапти (йыдал, йондал), сплетенные
из семи лык и с оборами (керем) из этого же материала, при помощи которых лапти
закреплялись на ноге. Их всегда носили в комбинации с онучами, летом — холщовыми,
зимой — суконными. В дождливую погоду под лапти обували кожаные мягкие сапоги
— бахилы (пакилка).
Из кожаной обуви мужчины носили сапоги (кем), которые обычно покупали на
базарах. Восточные марийцы использовали сапоги-коты (шулышан ката) с суконными или войлочными голенищами, которые
были заимствованы у башкир112. Наиболее модными считались сапоги со
сборами в нижней части голенища. Зимой носили валенки (портышкем, межгем). Среди состоятельных марийцев были популярны узорные валенки. Они были распространены главным
образом у горных (сиреман мижгем) и
восточных (чувар портышкем) марийцев.
Такая обувь была обычно фабричного производства и приобреталась на рынке113.
Ее носили только по праздникам.
В целом одежда из фабричных тканей русского покроя у основной массы марийцев
в дореволюционный период считалась праздничной. Процесс замены традиционных
форм одежды на русскую в различных субэтносах мари происходил неравномерно.
Только для горных марийцев была характерна утрата многих форм мужского народного
костюма уже к началу XX века. М. Цедровский, собиравший этнографические
экспонаты среди горных марийцев, подчеркивал, что «Козьмодемьянские мужчины-черемисы,
в особенности парни, в праздники одеваются совершенно по-русски… у редкого
парня увидишь лапти, у всех почти сапоги с набором, на голове картуз, часто
самый новомодный, у богатых парней можно увидеть часы, калоши и зонтик»114.
У луговых и восточных мари некоторые элементы национального костюма
сохранились до 40-х годов нашего столетия. В костюме марийцев-мужчин преобладали
не столько местные, сколько имущественные, а по некоторым элементам — возрастные
различия.
Молотова Т.Л.
Марийский народный костюм, — Йошкар-Ола : Марийское
книжное издательство, 1992.
Внешность
Антропология марийцев восходит к древнеуральской общности, которая сформировала отличительные черты внешности народов финно-угорской группы в результате смешения с европеоидами. Генетические исследования показывают наличие у марийцев генов гаплогрупп N, N2a, N3a1, которые есть также у вепсов, удмуртов, финнов, коми, чувашей и прибалтийцев. Аутосомные исследования показали родство с казанскими татарами.
Антропологический тип современных марийцев — субуральский. Уральская раса является промежуточной между монголоидной и европеоидной. У марийцев же наблюдается больше, по сравнению с традиционной формой, монголоидных признаков.Отличительными чертами внешности являются:
- средний рост;
- желтоватый или более темный, чем у европеоидов, цвет кожи;
- миндалевидные, чуть раскосые глаза с опущенными вниз внешними уголками;
- прямые, плотные волосы темного или русого оттенка;
- выступающие скулы.
Одежда
Мужские и женские традиционные костюмы были схожими по комплектации, однако женский украшался более ярко и богато. Так, повседневный наряд состоял из похожей на тунику рубахи, которая у женщин была длинной, а мужчин не доходила до колен. Под нее надевали просторные штаны, сверху кафтан.
Нательная одежда шилась из домотканой материи, которую производили из конопляных волокон или шерстяных нитей. Женский костюм дополнялся расшитым передником, орнаментами украшали рукава, манжеты и ворот рубахи. Традиционные узоры — кони, солярные знаки, растения и цветы, птицы, бараньи рога. В холодное время года поверх нее надевали сюртуки, тулупы и шубы из овечьей шкуры. Обязательный элемент костюма — пояс или поясная обмотка из полотняного куска материи. Женщины дополняли ее подвесками из монет, бисера, ракушек, цепочек. Обувь изготавливали из лыка или кожи, в болотистой местности ее снабжали специальными деревянными платформами. Мужчины носили высокие шляпы с узкими полями и накомарники, поскольку большую часть времени проводили вне дома: на поле, в лесу или на реке. Женские головные уборы славились большим разнообразием. От русских была заимствована сорока, популярностью пользовался шарпан, то есть повязанное вокруг головы полотенце, скрепленное очельем — узкой полоской ткани, расшитой традиционными орнаментами. Отличительный элемент свадебного костюма невесты — объемное нагрудное украшение из монет и металлических декоративных элементов. Оно считалось семейной реликвией и передавалось из поколения в поколение. Вес такого украшения мог доходить до 35 килограммов. В зависимости от места проживания, особенности костюмов, орнаментов и расцветок могли значительно различаться.
Религия
Особую роль в жизни народа мари во все века играла религия. До сих пор сохранилась традиционная религия мари, которая является официально зарегистрированной. Ее исповедует около 6% марийцев, однако ритуалы соблюдают многие. Народ всегда толерантно относился к другим вероисповеданиям, поэтому и сейчас национальная религия соседствует с православием. Традиционная религия мари провозглашает веру в силы природы, в единство всех людей и всего сущего на земле. Здесь верят в единого космического бога Ош Кугу-Юмо, или Большого Белого Бога. Согласно легенде, он поручил злому духу Йыну вынуть из Мирового океана кусок глины, из которой Кугу-Юмо сделал землю. Свою часть глины Йын бросил на землю: так получились горы. Из этого же материала Кугу-Юмо сотворил человека, а душу принес ему с неба.
Всего в пантеоне насчитывается порядка 140 богов и духов, однако особо почитают лишь некоторых:
- Илыш-Шочын-Ава — аналог Богоматери, богиня рождения
- Мер Юмо — управляет всеми мирскими делами
- Мланде Ава — богиня земли
- Пурышо — бог судьбы
- Азырен — сама смерть
Массовые ритуальные моления происходят несколько раз в год в священных рощах: всего их насчитывается от 300 до 400 по всей стране. Одновременно в роще могут происходить служения одному или нескольким богам, каждому из которых приносят жертвы в виде еды, денег, частей животных. Алтарь сделан в виде настила из еловых веток, установленного возле священного дерева.
Пришедшие в рощу в больших котлах готовят принесенную с собой еду: мясо гусей и уток, а также особые пирожки из крови птиц и крупы. После под руководством карта — аналога шамана или священника, начинается молитва, которая длится до часа. Заканчивается обряд употреблением приготовленного и уборкой рощи.
История
Предки марийской народности начали освоение современной Волго-Вятской территории в начале первого тысячелетия новой эры. Они мигрировали из южных и западных областей на Восток под давлением агрессивных славянских и тюркских народов. Это привело к ассимиляции и частичной дискриминаций пермян, исконно обитавших на этой территории.
Часть марийцев придерживается версии, что предки народа в далеком прошлом пришли на Волгу из Древнего Ирана. После произошла ассимиляция с живущими здесь племенами финно-угров и славян, однако самобытность народа частично сохранилась. В пользу этого говорят исследования филологов, отмечающих, что в марийском языке есть индоиранские вкрапления. Особенно это касается древних молитвенных текстов, которые практически не менялись на протяжении веков. К VII-VIII столетию прамарийцы сдвинулись севернее, заняв территорию между Ветлугой и Вяткой, где и обитают до сегодняшнего дня. В этот период серьезное влияние на формирование культуры и менталитета оказали тюркские и финно-угорские племена. Следующий этап истории черемисов относится к X-XIV векам, когда ближайшими их соседями с запада оказались восточные славяне, а с юга и востока — волжские булгары, хазары, а затем и татаро-монголы. Долгое время народ мари находился в зависимости от Золотой орды, а затем и от Казанского ханства, которым платил дань пушниной и медом. Часть марийских земель находилась под влиянием русских князей и, по свидетельствам летописи XII столетия, также облагалась данью. На протяжении веков черемисам приходилось лавировать между Казанским ханством и русскими властями, которые пытались привлечь народность, чья численность на тот момент составляла до миллиона человек, на свою сторону.В XV веке, в период агрессивных попыток Ивана Грозного свергнуть Казань, горные марийцы перешли под власть царя, а луговые поддерживали ханство. Однако, в связи с победой русских войск, в 1523 году земли вошли в состав Государства Российского. Однако название племени черемисов не зря означает «воинственный»: уже в следующем году оно взбунтовалось и свергло временных правителей до 1546 года. В дальнейшем еще дважды вспыхивали кровопролитные «черемисские войны» в борьбе за национальную независимость, свержение феодального режима и устранение русской экспансии. Следующие 400 лет жизнь народа протекала относительно спокойно: добившись сохранения национальной аутентичности и возможности исповедовать собственную религию, марийцы занимались развитием сельского хозяйства и ремесел, не вмешиваясь в общественно-политическую жизнь страны. После революции была образована Марийская автономия, в 1936 — Марийская АССР, в 1992 году ей присвоили современное название Республика Марий Эл.
Женский национальный костюм
Особенно выделяется женский национальный костюм.
Это один из немногих видов национальной одежды, которую женщина не могла полностью надеть сама, а обязательно прибегала к помощи мастериц. Порой процесс облачения достигал двух часов!
Основная часть женского костюма представляет собой панар (рубашка), сшитая из белого полотна, украшенная ручной вышивкой. По характеру вышивки, орнамента, цвету, можно было легко идентифицировать принадлежность женщины к той или иной этнической группе. Рубаха не имела воротника и очень походила на тунику. Эта часть костюма была у обеих этнических групп: и у эрзи, и у мокши.
Рубаху женщины-мокша подпоясывали специальным поясом – каркасом. Украшали его пушистыми кистями. У мокша рубаха обычно была короче, чем у эрзи, поэтому они поддевали штаны – поксты.
Вместо каркаса эрзя использовали сложное украшение наподобие пояса – пулай. По тому, как украшен пулай можно было узнать о достатке женщины, о принадлежности ее к определенному роду. Богатые мордовские женщины щедро украшали пояс ракушками, бисером, пришивали бусы, монетки, блестки. В результате вес пояса мог достигать 6 килограмм.
Существовало два вида украшения пулая. Правая сторона была украшена вышивкой. Затем почти до колен пришивалась бахрома, чаще всего черного цвета, но по праздникам они заменяли ее на синюю или зеленую.
Сверху на панар женщины надевали подобие платья – сарафан или кафтонь-крда.
Верхняя одежда мордвы изготавливалась из холста и украшалась вышивкой, лентами. У эрзя она называлась руця и использовалась только в торжественных случаях. Мокша носили верхнюю одежду (мушкас) повседневно.
Огромное значение в народном костюме уделялось украшениям. Благодаря украшениям, женщина могла выразить свое настроение, подчеркнуть свой статус. В чем же была особенность украшений?
- большое разнообразие височных подвесок, украшенных камнями, птичьими перышками, бусинками.
- молодые девушки украшали лоб с помощью тканевой полоски с бахромой. Бахрому чаще всего мастерили из перьев селезня.
- волосы украшались накосниками, которые плелись из бисера.
- из картона или бересты вырезались кружки, их обтягивали яркой тканью и либо расшивали, либо украшали бисером. Такие кружочки пришивались к головному убору над ушами.
- нагрудные украшения восхищают своим разнообразием. Это могли быть и бусы, и ожерелья со стеклярусом. У мокша были очень популярны нагрудники, сшитые из кожаных или тканевых полосок. Нагрудники украшали вышивкой, пуговицами, ракушками, лентами.
Головные уборы мордвы отличались у замужних и незамужних женщин. Девушки пользовались узкой повязкой из обтянутого вышитой тканью и расшитого бисером картона. Замужние женщины имели разные головные уборы. Главное правило в том, что убор должен был полностью прятать волосы женщины.