Дымковская роспись: образец, орнамент и декоративное рисование

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите на эту фотографию, на ней изображена дымковская барышня. Такие игрушки начали делать очень-очень давно, в селе Дымково. Поэтому и игрушки назвали — дымковские. Их можно узнать по этим красивым узорам. В этих элементах есть секрет, каждый узор что то означает,ну например: круг означает солнце, волнистые линии — воду, а пересечение прямых линий (ромб) — землю. Посмотрите сколько тут красивых, ярких, нарядных предметов. Много лет прошло с тех пор, но и сегодня русские мастера делают эти красивые дымковские игрушки. Люди покупают их и любуются. Такие игрушки делают только у нас в России.

Дети как называются эти игрушки?

Дети: Дымковские

Воспитатель: Правильно, а почему их так называли?

Дети: Потому что их сделали в селе Дымково.

Воспитатель: В старину в селе Дымково и зародилась дымковская игрушка. Мастера делали их из глины, но ведь глиняные игрушки выглядят не очень нарядными, поэтому мастера стали их расписывать яркими узорами.

А какие элементы росписи использовали мастера?

Дети: Круги, полоски, точки, сетка, кольцо.

Воспитатель: А какие цвета они использовали для росписи?

Дети: Малиновый, красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый.

Воспитатель: А как одним словом можно сказать про цвета?

Дети: Яркие, веселые, праздничные.

Воспитатель: А вы хотели бы попасть в село Дымково и стать мастерами?

Дети: Да

Воспитатель: Давайте с вами представим, что мы стоим на берегу реки, а на другом берегу реки село Дымково, на же можно туда добраться?

Дети: На лодке

Физминутка:

(имитация движений, переплыть)

Мы на лодочке плывем,

на волнах качаясь.

мы одним веслом гребем,

вторым помогаем.

давай прыгай ты дружок побыстрей на бережок

и быстрей шагаем.

Воспитатель: Вот мы и приплыли в село Дымково. Представим, что мы в дымковской мастерской, все тут есть для превращения обычной фигурки в настоящую расписную дымковскую игрушку. У меня есть для вас шаблоны фигурок «Дымковских барышень», которые не успели расписать мастера, давайте им поможем. Закройте глаза и подумайте, как вы распишите свою фигурку. Придумали? Ну, а теперь приступим к работе.

Самостоятельная работа детей.

Готовые работы выкладывают на общий стол, и дети их рассматривают.

Воспитатель: Вот наши «Дымковские барышни» и стали нарядными, на них не наглядеться. Даже на душе стало радостно.

Ребята, каждый мастер после завершения работы, убирал свое рабочее место. Вы тоже начинающие мастера, поэтому не забудьте убрать свое рабочее место.

Тематика и процесс изготовления фигурок

В творческий этап вовлекались все члены семьи — каждому было поручено определенное дело и стадия технологического процесса. Гамма цветов, оттенков и узоры выбирались индивидуально .

Внешний вид изделия

Для украшения глиняных игрушек применялась насыщенная цветовая гамма. Среди главных оттенков присущих дымковской росписи выделяли: красную, оранжевую, желтую, синюю, зеленую и золотую палитру.

В содержании схем узоров преобладает классический орнамент с применением всевозможных геометрических фигур (круга, ромба, клетки, точек). В качестве добавочного элемента декора на готовый разноцветный узор наносятся мелкие капли или ромбики из сусального золота.

Изначально формы были краткими, но с течением времени внешний вид и качество игрушек усовершенствовались, а их ассортимент существенно расширился. Дымковские мастера вдохновлялись предметами из жизни — они лепили все, что видели вокруг.

Тематика игрушки:

  1. Животные.
  2. Птицы.
  3. Мужские, женские образы в русской национальной одежде.
  4. Дети в ярких нарядах.
  5. Скоморохи.
  6. Водоноски (женщина с коромыслом).
  7. Сюжетные образы.

В советскую эпоху народное ремесло по изготовлению фигурок было поставлено на производство, а информации было недостаточно. Открывались и создавались цеха, в которых умельцы руками делали глиняные статуэтки, обжигали их, а затем раскрашивали и покрывали яичными белками.

Символика цвета фигурок:

  1. Белая. Означает чистоту.
  2. Черная. Характеризует ложь, недоверие.
  3. Зеленая. Олицетворяет природу.
  4. Красная. Предполагает силу, могущество и здоровье.
  5. Синяя. Это символ неба.

В 21 веке тематика игрушки расширилась. Умельцы создают не только стандартные образы, но и героев народных сказок, изделия на темы исторических сюжетов, представителей разных профессий, предметы быта и утварь старины.

Жанровые сцены, представляющие композиции из нескольких фигур, изображают нынешний быт города и села: гуляния, праздники, цирковое выступление.

Материалы и этапы производства

Главным сырьем для изготовления игрушки является глина красного цвета. Чтобы получить податливую и пластичную массу, материал соединяли с мелким речным песком.

Этапы производства фигурок:

  1. Формирование.
  2. Раскрашивание.
  3. Сушка.

Каждая деталь изделия создается отдельно: из шаровидного куска глины формируется тело, к которому прикрепляются прочие части (ноги, руки, голова, мелкие детали). Все частицы соединяются мягкими переходами.

Изделие отполировывают смоченным в воде пальцем, затем высушивают на свежем воздухе так, чтобы солнечные лучи не попадали на изделие. Мелкие фигуры закрепляются за пару дней, а крупные — за неделю-две. Затем заготовка обжигается в муфельной печи, а после остывания ее отбеливают темперными красками. На следующем этапе происходит раскрашивание с помощью чистых тонов. В старину использовались натуральные красители: яйца, молоко, сажа, уксус. Сейчас мастера применяют готовые акриловые тонеры. Главное требование завершающей стадии — яркость и естественность.

Интересные факты свидетельствуют, что в старину умельцы украшали некоторые детали сусальным золотом. Краска разбавлялась на яичном желтке по секретному рецепту мастера. Соблюдалась строгая последовательность раскрашивания начиная с волос и заканчивая атрибутикой.

Узоры и рисунки в дымковской фигурке связаны с оберегами, символикой природы. Наносятся солнечные и лунные знаки — обозначение начала жизни, а ромбы — признак плодородия, волны —олицетворение неба и воды.

В качестве инструментов для раскрашивания выступали перья птиц и тонкие наточенные палочки. Сейчас для росписи игрушек используются колоритные красители и мягкие натуральные кисти.

Сегодня дымковская (Кировская) игрушка продолжает развиваться и совершенствоваться. Создаются новые технологии, воплощаются в жизнь новые идеи, но только традиции изготовления и секреты мастеров остаются неизменными.

Фигурка из Дымково является изделием тонкой ручной работы — предметом гордости мастеров. Сложно переоценить историческое и культурное значение народного промысла, наглядно показывающего творческий потенциал жителей Вятского края.

Что такое дымковская игрушка?

Дымковская игрушка – это один из русских народных промыслов. Зародился этот промысел в слободе Дымково (недалеко от города Вятка) скорее всего от обычая лепить глиняные свистульки на праздники.

Сегодня к дымковской игрушке причисляют не только свистульки, но и любые поделки-игрушки из глины, затейливо и ярко раскрашенные. Каждая игрушка —  это уникальная работа конкретного мастера.

Некоторые интернет-ресурсы продают дымковские игрушки по довольно высоким ценам, однако родителям и детям никто не мешает самим сотворить нечто подобное и побыть хоть ненадолго самим мастерами дымковской игрушки.

Перенимая опыт

Конечно, воссоздать оригинальный образец народного творения в домашних условиях невозможно. Можно только попытаться повторить исторический шедевр.

Но сейчас лепка и раскрашивание их по шаблону в стиле дымковской росписи стали популярными в качестве хобби для людей, не имеющих навыков в этой области.

А если есть возможность и желание, можно посетить интересные мастер-классы

Наблюдение за трудом умельцев и профессионалов поистине приковывает внимание. Непременно захочется повторить все увиденное

Такое мероприятие доставит уйму эстетического удовольствия.

Кроме того, это еще и прекрасное развивающее интеллект занятие для детворы дошкольного и младшего школьного возраста. Ведь труд маленьких пальчиков, которые пытаются из кусочка теста вылепить петушка, хоть и требует большого усердия и терпения, отлично развивает мелкую моторику, играя тем самым важную роль в развитии ребенка.

Пользу от таких сеансов рукоделия заметят и подтвердят все родители. Достаточно обзавестись материалом для основы и нехитрым инвентарем для работы с ним. Понадобятся кисточки, краски, набор стек для обработки, фото образцов, как пример и безграничное воображение.

Перед тем, как приступить к выполнению восхитительных и неповторимых миниатюр, нужно изучить информацию об особенностях и тонкостях создания маленьких силуэтов. Полезные советы значительно облегчать процесс и сэкономят не один час.

Свое отражение дымковская забава находит и в детских раскрасках. На их страничках можно увидеть знакомых животных, нарядно одетых людей и даже героев любимых сказок. На них нанесены контуры затейливых узоров для расцвечивания.

Малышам нужно использовать множество цветов красок и проявить старание и сосредоточенность, чтобы поэтапно придать цвет всем сегментам и деталям.

Такие раскраски подойдут для детей средних и старших групп детского сада. Кроме досуга, они предоставят возможность познакомиться с этим видом древнего творчества, и расширить кругозор.

Подготовить листики для раскрашивания с изображением дымковских игрушек можно и самостоятельно, распечатав картинки из интернета.

Таким образом, придуманная много лет назад затея для небольшого праздника и ярмарочной торговли, не только не утратила интерес к себе в наше время, но и расширила область своего применения.

Дымковская игрушка – это колоритный сувенир с узнаваемым всюду живописным украшением, отличный подарок и интересный образ для развивающих занятий с детьми. Картинки с ее изображением можно рассматривать бесконечно, изучая до мелочей.

Как ее сделать?

Сначала берется красная глина, смешанная с коричневым речным песком. Такой вид глины существует именно близ Вятки. Из нее вылепливается фигурка, например, петух, индюк или лошадь. Лепить фигурки приходится по частям. Затем с помощью жидкой глины они склеиваются, фигурка корректируется мастером. Затем игрушка высушивается и обжигается в печи при высокой температуре. Затем принимаются ее раскрашивать. Узоры наносят белой краской. Раньше краску делали из мела, замешанного на молоке. Сегодня существуют специальные краски. Кроме белого цвета, игрушки изобилуют синим, зеленым, желтым цветами, которые придают им особую жизнерадостность. Сверху игрушки покрывались взбитым белком, что придавало им яркий блеск и нарядность. Каждая игрушка неповторима, поскольку сделана вручную. Среди множества фигурок, собранных в музеях, вы не найдете двух одинаковых. Самый крупный музей игрушки находится именно в Кирове.

Ход занятия.

Глаза закрываем и представляем

Здесь и сейчас себя представляем.

Что было вчера мы забываем

Думаем только о том, что сейчас.

Хороший, красивый каждый из вас,

вы самое лучшее, что есть на свете.

Глаза открываем

Здравствуйте дети!

Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько у нас сегодня гостей, давайте поздороваемся с ними.

ДЕТИ: Здравствуйте.

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в деревню Дымково.

Давным-давно, отсюда и не видно как далеко, стояла деревенька. Поначалу и названия у неё не было. Жили в той деревеньке люди добрые и весёлые. Летом они в поле работали, песни пели…. А зимой на печи лежали, пироги да баранки жевали, на санях катались, от души баловались!

А ещё в той деревеньке глина была красная. И, научились люди из неё игрушки лепить – оленей, индюков, нянек с младенцами и барынь в пышных юбках.

Вылепленные игрушки зимой обжигали в печи. И над всей деревенькой стелился дым из печных труб. Со временем эту деревеньку так и прозвали – Дымково. После обжига игрушку белили мелом на молоке и она становилась белой.

И стали мастера думать и спорить, какими красками расписать игрушку.

Долго они думали и спорили, до самой весны!

А весной зазвенела капель, застучали по крышам капельки дождя, затем выглянуло солнышко, и в небе над деревенькой появилась радуга.

Воспитатель

Вся разноцветная — вот красота!

Ты полюбуйся,какие цвета:

Красный

Оранжевый

Желтый

Зеленый

Голубой

Синий

Фиолетовый

Воспитатель: Так и повелось расписывать Дымковскую игрушку яркими полосками, весёлой клеткой, украшать кружочками и точками, используя яркие краски радуги – синюю, красную, зелёную, жёлтую.

Воспитатель: Давайте мы представим, что мы стали дымковскими мастерами, а наша группа художественной мастерской. Вы как мастера распишите барышне ее наряд и мы устроим выставку.

— Посмотрите на эти барышни: чем они друг на друга похожи?

(У всех широкие платья, юбки, фартуки, красиво расписаны)

— Правильно! А вот у этих — платья белыми остались! Давайте поможем барышням, распишем им платья. Пусть они тоже гордо стоят на нашей выставке, и радуются, что их тоже нарядили в яркие платья.Не забудьте: линии проводим кончиком кисточки, а узоры на кругах наносим только после высыхания кругов.

— Садитесь, поудобнее, начинаем работу.

Есть у нас игрушки:

(Хлопки).

Пластмассовые погремушки,

(Встряхивают кулачки).

Мишка мягкий меховой,

(Сжимают и разжимают пальцы).

Мяч резиновый цветной,

(Делают шар из пальцев).

Кубик деревянный,

Солдатик оловянный,

Шарик легкий надувной,

(Руки сложить в круг перед собой).

Я люблю играть с тобой.

(Хлопают в ладоши).

Дети расписывают подол у платья.

Вот какие Барышни у нас получились, мы настоящие дымковские мастера.

Итог: воспитатель вывешивает все рисунки, предлагает выбрать самых нарядных барышеньи ответить на вопросы:

1. Какая работа тебе больше всего понравилась? Почему?

3. Чем отличается от других эта работа?

Молодцы, все старались создать новые красивые дымковские узоры.

Мастер-класс «Дымковская барышня» (поэтапное раскрашивание)

НАДЕЖДА Кокурина Мастер-класс «Дымковская барышня» (поэтапное раскрашивание)

Мастер-класс «Дымковская барышня»

Арт-терапевтический эффект от раскрашивания фигурок из гипса выражается в том, что творчество даёт и взрослым, и детям хорошую возможность раскрепоститься, выразить себя, своё отношение к окружающим людям, и миру в целом.

Предлагаю раскрасить фигурку барышню под Дымку. Лучше всего использовать акриловые краски, так как они хорошо ложатся, быстро сохнут и не пахнут. Чтобы краска ложилась хорошо, нанесите слой грунта. Чтобы краска хорошо держалась, после высыхания фигурка покрывается лаком.

Для работы нам потребуется:

Гипсовая фигурка барышни;

грунт художественный акриловый;

акриловые художественные краски (белый, синий, желтый, зеленый, красный, золото);

лак акриловый глянцевый;

простой карандаш (ТМ);

кисть круглая №5 (белка);

кисть круглая №2 (пони);

кисть плоская №0 (синтетика);

кисть круглая №3 (синтетика).

Первое, что нам нужно, это покрыть акриловым грунтом нашу фигурку.

Приступаем к разукрашиванию. Сначала наносим краску на вверх платья и низ оранжевым цветом.

Теперь красным цветом раскрашиваем шляпу и рисуем круги, характерные Дымке.

И в завершении работы наносим ватными палочками маленькие точки по центру кругов. Золотом делаю маленькие штрихи на платье и шляпке. И, в завершении, все покрываю акриловым лаком.

Ход занятия

Воспитатель: — Ребята, сегодня мы пришли в мастерскую игрушек,а каких отгадайте:

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил,

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

Посмотри, как хороша, эта девица-душа

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво

Барышня уж так красива!

Как лебедушка плывет.

Песню тихую поет.

О каких игрушках идет речь в этих стихах?

Дети: — О дымковских игрушках.

Воспитатель: — Правильно, дети, эти замечательные стихи народ сложил о дымковских игрушках. Назовите их.

Дети перечисляют: — Конь, барышня, индюк, олень, козлик, корова…

Воспитатель: — Хорошо, молодцы, мастера действительно изображают в своих игрушках, то, что видят вокруг себя, что показалось им забавным, веселым.

Ребята, а какие цвета они используют для росписи таких красивых игрушек?

Дети перечисляют цвета: — Синий, красный, оранжевый…

Воспитатель: — Молодцы, все ответили правильно, а какой самый главный цвет остается в росписи?

Дети: — Белый цвет.

Воспитатель: — Правильно, белый фон игрушек никогда не закрашивается целиком, а всегда активно участвует в росписи, заставляя особенно ярко звучать цвета красок.

Цвета в росписи мастера используют самые разнообразные, а вот элементов всего пять, назовите их.

Дети перечисляют: — Круг, прямая и волнистые линии, точки-горошины, ромб и клетка).

Воспитатель: — Молодцы, ребята, все элементы назвали правильно. Сейчас я предлагаю в воздухе нарисовать круг, прямую и волнистую линию…

Дети выполняют задание.

Воспитатель: — А сейчас мы с вами приступаем к росписи дымковского коня. Сначала мы нарисуем мелкие детали — это рот и глаза. Чем мы будем рисовать глаза, и какой краской?

Дети. — Глаза рисуем чёрной краской, тонкой палочкой, используя приём «тычка».

Воспитатель. Что ещё мы нарисуем чёрной краской?

Дети. — Ещё чёрной краской мы нарисуем копыта, хвост, гриву.

Воспитатель. — А ещё, какой краской можно нарисовать хвост и гриву?

Дети. — Можно использовать коричневую краску.

Воспитатель. — А чем вы украсите своего коня?

Дети. — Мы нарисуем разные колечки, кружочки, точки, полоски. На груди можно нарисовать символ солнца.

Воспитатель:- Молодцы. Теперь я вам предлагаю положить перед собой силуэт лошадки и раскрасить его, как мастера. Приступайте к работе.

Звучит русская народная музыка. В процессе работы оказываю детям необходимую помощь.

Физкультминутка:

Я прошу подняться вас – это раз.

Повернулась голова – это два.

Руки вверх, вперед смотри – это три.

Руки разведем пошире на четыре.

С силой пальцы сжать, разжать – это пять.

Всем ребятам тихо сесть – это шесть!

Дети заканчивают работу, моют руки.

Из раскрашенных силуэтов составляю панораму «Дымковская лошадка».

Воспитатель: — Ребята, посмотрите, какая у нас получилась замечательная праздничная ярмарка. Что хороша Дымка!

Дети: — Да! Игрушки яркие, праздничные.

Воспитатель: — Раз у нас получился настоящий праздник, расскажите стихи о дымковских игрушках.

1 ребенок:

— Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней нету цвету дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги

От капелек росы

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы!

2 ребенок:

— Через горные отроги,

Через крыши деревень,

Краснорогий, желторогий

Мчится глиняный олень.

3 ребенок:

— Вот индюк нарядный

Весь такой он складный

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост.

5 ребенок:

— Что за конь!

Только тронь –

Со всадником вместе

Ускачем верст за двести!

Подведение итогов:

В конце занятия выставляются все расписанные силуэты лошадок. Воспитатель предлагает полюбоваться ими, выбрать понравившуюся, сказать, почему она понравилась. При анализе отметить расположение узоров, цвет, аккуратность работы.

Воспитатель: — Вот наши игрушки засветились. На душе становиться радостно, празднично. Спасибо за вашу работу, мастера.

На этом занятие окончено.

Ход ЗАНЯТИЯ:

1.Вводная часть:

Организационный момент

Воспитатель: Дымковская барышня ходит не спеша, ею все любуются, ах, как хороша!

«Я барыня-сударыня, я в гости к вам пришла. Загадаю загадку,отгадайте ее друзья:

«Веселая красная глина, кружочки, полоски на ней

Козлы и барашки смешные, табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски, и всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбки. А ну, назовите меня».

Дети: Дымковская игрушка.

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: ПУТЕШЕСТВИЕ

Воспитатель: Я приглашаю вас в музей замечательных умельцев. В России много городов и сел, где живут и работают замечательные люди. Одно из старинных – село Дымково. Здесь живут мастера, которые длинными вечерами делают из глины забавные игрушки и украшают их яркими узорами. Эти игрушки делают дымковские мастера. Посмотрите, сколько вокруг красивых, ярких, нарядных предметов. Эти вещи радуют нас своей красотой.

— Как называются эти игрушки?

Дети: Дымковская игрушка.

— Почему ее называют именно дымковская игрушка?

«Дым из труб идет столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали. И село большое Дымкою назвали».

Село находится в ложбинке, когда поверху идешь, то кажется, что село окутано дымом.

РАССМАТРИВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ

Воспитатель: Вот индюк нарядный весь такой он складный

У большого индюка все расписаны бока

Посмотрите, пышный хвост у него совсем не прост.

Кони глиняные мчатся на подставках, что есть сил,

И за хвост не удержаться, если гриву отпустить.

Кофточки цветные, юбки расписные

Шляпы трехэтажные статные и важные.

— Из чего сделаны эти игрушки?

Дети: Из глины

— Да, сначала их лепили из глины, затем обжигали в печах, белили, а затем расписывали. Какие краски используют мастера?

Дети: Красную, зеленую, синюю, черную, желтую, оранжевую

— Какие элементы дымковского узора вы знаете?

Дети: Полоски, линии, кружочки, кольца, точки, клеточки, волнистые линии

ФИЗМИНУТКА

Дружно встанем мы опять

Будем в солнышко играть.

Мы – веселые лучи,

Мы – ярки и горячи.

1,2,3,4,5 будем дружно рисовать.

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ПОКАЗ

Воспитатель: Давайте, сегодня попробуем стать мастерами-художниками и распишем барышень.

— Во что одеты дымковские барышни?

Дети: Юбка, кофта

— Что на голове?

Дети: Кокошник

Воспитатель: По форме узоры просты и незамысловаты. Украшали этими узорами не случайно,мастера вкладывали в них особый смысл: круги – означали солнце, волнистая линия – вода, маленькие кружки – семена. Также узоры означали росточки и засеянное поле. Люди верили, что символы будут оберегать их жилище, детей, их урожай. Образцы мы с вами рассмотрели, но вот еще не вспомнили, как рисуются такие волшебные точки, линии, кружочки? Как рисовать?

Кисточка смотрит в потолок. Чем она рисует? Кончиком-носиком.

Полоска рисуется слева направо, сверху вниз. Ворс кисточки бежит за палочкой. Кружочки рисуем – кончик кисточки танцует. Кружок закрашиваем в одном направлении.

Давайте попробуем нарисовать кисточкой такие волшебные узоры в воздухе.

Теперь на своей ладошке.

Выберете себе образец, которым будете украшать юбку барышне.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «ДЫМКОВСКАЯ БАРЫШНЯ»

Воспитатель: Прежде чем перейти в нашу мастерскую, давайте сделаем гимнастику для рук.

«Мы игрушки расписные, хохотушки вятские, Сжимать и разжимать

Щеголихи слободские, кумушки посадские кулачки

Наши руки крендельком, щечки будто яблочки

С нами издавна знаком весь народ на ярмарке».

-Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в художников.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Воспитатель: Закатили рукава, выбрали образец, начинаем рисовать.

— С чего начинаем роспись?

Дети: С головы, с кокошника, а то рукой смажем рисунок.

— Что у барышень раскрашено одним цветом, а что расписано узорами?

Дети: Кокошник и кофточка окрашены в один цвет, а юбка узорчатая)

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Посмотрите на своих барышень, какие они красивые! А вам самим нравятся ваши работы?

Вот наши игрушки засветились и стали ненаглядными. И впрямь, на них не наглядеться. Даже на душе стало радостно.

«Все игрушки не простые, а волшебно-расписные.

Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски.

Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор».

— Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас обратно в ребят

-Сегодня на занятии вы побывали дымковскими мастерами, научились расписывать игрушки и очень хорошо справились с этой работой.

Из чего делают игрушку и как раскрашивают

Дымковские игрушки создаются в несколько этапов. Без специальных навыков их не сделать, поэтому процесс изготовления таких поделок детьми обычно контролируется профессиональными мастерами.

На пути к получению качественного результата, игрушку нужно сначала слепить, затем тщательно высушить, обжечь, побелить и красиво расписать. Пропуск одного из перечисленных шагов может привести к тому, что фигурка получится излишне хрупкой или не получится вообще.

Дымковские игрушки лепятся вручную. Несмотря на наличие единых шаблонов для рисования, в действительности ни одна поделка не похожа на свои аналоги, именно по причине индивидуального подхода к их созданию.

Последовательность создания игрушки:

  1. Лепка. Для получения целостной фигурки необходимо слепить по отдельности мелкие детали. На завершающем этапе части общей композиции крепятся на основной корпус игрушки и, при необходимости, корректируются по своей форме или размеру. Такие поделки обычно делаются из смеси, в состав которой входит глина (чаще всего ярко-красная) и мелкий речной песок.
  2. Сушка. После создания глиняной фигурки ее необходимо тщательно просушить. В зависимости от ее размера, этот процесс может занять от 3-5 дней до месяца. Сушка дымковской игрушки требует соблюдения ряда требований, касающихся температуры и влажности воздуха в помещении, где она будет находиться.
  3. Обжиг. Современные мастерские имеют специализированные печи, позволяющие мастерам преодолевать этот этап быстро и максимально безопасно. В результате обжига глиняная поделка обычно меняет свой цвет и становится светло- или красно — коричневой.
  4. Отбеливание. Для того, чтобы при окрашивании игрушки не происходило смешение цветов, ее необходимо выбелить. Для придания поделке равномерного молочного окраса, используют специальное вещество, в состав которого входит мел и молоко. В результате химических процессов, происходящих по мере скисания молочного раствора, поверхность фигурки становится ровной, твердой и имеет ровный тон.
  5. Роспись. Расписывают дымковские игрушки акриловыми красками или раствором, предназначенным для росписи керамики. Их цветовая гамма максимально яркая и включает все необходимые оттенки. По правилам, роспись таких поделок начинается с глаз, бровей и волос. Только после придания фигурке «человеческого вида» следует приступать к раскрашиванию остальных деталей. Традиционно при росписи таких игрушек мастера используют геометрические фигуры.

Варианты дымковских игрушек

Наиболее известные образы дымковских игрушек — барыня, индюк, барашек, лошадка. Реже другие персонажи и домашние животные. Главное отличие дымковской игрушки — яркие цвета, веселые сюжеты. Из многих дымковских фигурок легко создавать определенные композиции.
Дымковская игрушка, несмотря на каноничность, хранит в себе индивидуальность мастера.Дымковский индюк или павлин

Яркий индюк, красочный словно павлин, с алой длинной бородкой, украшенной золотой поталью. Размеры этой игрушки варьируют: от крошечных  — 5 сантиметровых,  до внушительных 40 см.Дымковская барыня
 

Барыня — изысканная городская дама или традиционная барыня в кокошнике. В руках у фигурки может быть хлеб, сумочка ведро или двойная игрушка — барыня под ручку с кавалером.

Дымковский барашек


Барашек — фигурки могут отличаться размерами рожек, раскраской туловища, но часто присутствует позолота. Дымковская лошадка


Лошадка — традиционная фигурка в ярко-голубых пятнах — «яблочках».
Мужские образы в дымковской игрушке обыгрываются в виде всадника на коне, праздного городского или деревенского «кавалера».

Популярны фигурки собачек, свинок, птичек, колокольчиков.

Лепим лошадку

Еще одна распространенная дымковская фигурка (пожалуй, не менее распространенная, чем дымковская барышня) — это лошадка. Первым делом из выбранного для работы материала лепим туловище, затем конусы ног, а также голову с гривой и небольшой хвост.

Все детали соединяются в единое целое и склеиваются. Игрушка отправляется на просушку, за которой также последуют обжиг в духовке плиты, побелка и роспись.

Лепка — один из видов художественного творчества. В детском саду, школе, художественных кружках и просто для души в свободное время лепкой занимаются дети и взрослые. Легче всего лепить из пластилина.

Материал есть во всех магазинах, мягкий пластичный, из него легко вылепить предмет любой формы. Всегда можно взять старую работу, и из использованного куска вылепить новое художественное творение.

Лошадь — красивое животное с гордо изогнутой шеей, развевающейся гривой, крупным туловищем и тонкими крепкими ногами. Трудно вылепить коня во всей его красе.Чаще лепят стилизованную лошадку, напоминающую народные игрушки.

Мастер-класс предназначен для обучения лепке детей подготовительной группы или в 1-2 класса школы. Он будет полезен для воспитателей детских садов.

Данное занятие продолжает обучать детей лепке животных, развивает у малышей чувство прекрасного, художественный вкус, образное мышление, тренирует пальчики и мелкую моторику. Также оно воспитывает любовь к животным, учит анализировать: как выглядит лошадь, из каких частей состоит фигурка коня, как слепить коня поэтапно.

Популярные статьи Сложная свадебная открытка

Во время занятия повторяем с детьми счёт, геометрические фигуры и соотносим их с формой отдельных частей фигуры лошадки.

Для лепки нужны следующие материалы:

  • пластилин;
  • дощечка для лепки;
  • стек.

Перед началом занятия руководитель рассматривает с детьми фото и рисунки лошадей

, одновременно уточняя, что лошадь состоит из продолговатого туловища, длинной изогнутой шеи с маленькой овальной головкой. Ноги лошади длинные, похожи на конусы. Длинные густые грива и хвост.

Чтобы детям было легче работать с пластилином его нужно перед занятием держать в теплом помещении.

Как слепить лошадь:

Красивая лошадь из пластилина сделана. Любуемся вместе с детьми результатами их работы.

Из белого, оранжевого и чёрного пластилина можно слепить лошадь из пластилина, похожую на лошадку с яблоками из мультфильма.

Для работы приготовить

нужного цвета пластилин, стеки, доску для работы.

Как слепить лошадку:

Лепка единорога и зебры

Лошадки из белого пластилина

выглядят красиво и нарядно, особенно с украшениями из цветного пластилина. На лошадку можно слепить цветную попонку, сбрую, седло.

Из белого пластилина, пользуясь выше приведённым мастер-классом, можно слепить единорога или зебру.

По легенде единорог имеет разноцветный хвост и гриву, а на морде длинный разноцветный острый рог. Чтобы слепить единорога

, нужно взять большой кусок пластилина белого цвета и понемножку разного цвета.

Из белого пластилина лепим фигурку как для белой лошадки: также делаем уши, глаза, ноздри, рот. Из цветного пластилина раскатываем много тонких колбасок для гривы и хвоста. Можно приспособить чеснокодавку и колбаски из неё использовать для лепки. Красиво оформляем пышные длинные разноцветные гриву и хвост.

Рог единорога

можно сделать в виде конуса из разноцветного пластилина, на кончике прикрепить звёздочку из фольги или весь рог сделать из блестящей фольги.

Зебру

легко слепить из белого пластилина с чёрными полосками. Сделать, как лошадь, на белой спине прилепить полоски из чёрными колбасок. Короткая грива и хвост тоже чёрные. На морде — чёрный нос лепёшкой, ноги оканчиваются чёрными копытами.

Как слепить дымковскую лошадку из пластилина

Дымковских лошадок

делают из глины и расписывают их различными узорами: точками, кружочками, сеточкой.

Можно слепить лошадку из белого и цветного пластилина такую же, как дымковская:

Лошадка из пластилина готова, её можно покрасить водоэмульсионными красками в стиле дымковских узоров.

В старину в каждом городе и большом селе на территории нашей родины существовал как-то свой промысел, а в некоторых случаях даже несколько. Придумав необычный метод производства качественного продукта в больших объёмах, ремесленники продолжали хранить свои секреты в тайне и передавали их своим детям. Некоторые старинные ремёсла продолжают существовать и в наше время.

Как раскрасить дымковскую игрушку

Готовую игрушку из глины необходимо высушить. На производстве сушат поделки от 2 до 20 дней, а потом обжигают в муфельных печах. Но в домашних условиях можно просто хорошо высушить свою игрушку.

Настало время для раскрашивания.

Вы с ребенком можете использовать для раскрашивания своей поделки как готовые краски в наборе, так и просто обычную гуашь

Самое важное — помнить, что дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Вся она должна быть яркая, насыщенная радостная

Наиболее ярко (преобладание красного цвета) раскрашивали индюков, барынь, баранов. Узор часто носил фантастический характер. И правда, где можно встретить алого индюка?
Дополнительным украшением служили маленькие квадратики сусального золота. Его использование — отличительная черта дымковской игрушки. Вырезанные из листиков сусального золота кусочки, наносили кистью, смоченной в яичном белке, и расправляли с помощью сухой кисточки.

Если вы не знаете как раскрасить игрушку, воспользуйтесь нашими готовыми раскрасками.

Ход занятия.

Звучит ярмарочная музыка, дети входят в группу. Воспитатель побуждает детей отметить характер музыки (задорная,веселая,звонкая и т. д.) и отмечает, что именно под такую музыку собирался в старину народ на ярмарочные гуляния в Дымковской слободе.

А самый главный товар – дымковская игрушка.

1 ребенок.

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней нету цвета дымного,

Что серости серей!

В ней что-то есть от радуги,

От капельки росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей как басы!

2 ребенок.

В любой порядочной избушке

Есть место дымковской игрушке.

Какие чудные зверушки –

Лошадки, курочки, индюшки.

У барыне на коромысле

Ведерки синие повисли.

А у другой румяной пышки

Под боком милые детишки.

3 ребенок.

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

Белоснежны,как березки.

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

Посмотр слайд-шоу «Дымковские игрушки»

Воспитатель предлагает вылепить дымковскую барышню,объясняет последовательность лепки.

1. Лепка юбки –колокола.

Раскатываем из куска глины шар, вдавливаем указательным пальцем внутрь шара,формируем колокол.

2. Лепка торса. Скатываем небольшой кусок глины в овал и прилепляем к узкой части купола. Тщательно примазываем.

3. Лепка и прикрепление головы. Для головы надо взять кусок глины меньше,чем для туловища. Раскатываем шар и примазываем к туловищу.

4. Приступаем к рукам. Раскатываем палочку и делим ее пополам. Примазываем тщательно к туловищу.

5. Украшение игрушки –витые букли,шляпа или кокошник, воротник, оборки.

6. Места соединения смачиваем водой, швы заглаживаем.

Воспитатель предлагает еще раз посмотреть на технологическую карту по лепке. Но прежде чем приступить к работе –надо согреть руки.

Физминутка.

Разотру ладошки сильно.

Каждый пальчик покручу.

Поздороваюсь с ним сильно

И вытягивать начну.

Руки я затем помою,

Пальчик в пальчик я вложу.

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Выпущу я пальчики,

Пусть бегут, как зайчики.

Вот мы и готовы работать.

Во время работы воспитатель уточняет последовательность лепки, способствует, советует, как сделать фигурку устойчивой, передать характерные детали одежды.

По окончании работы расставляются барышни в хоровод.

Девица в венце,

Румянец на лице,

Собой хороша

Стоит не дыша. Э. Котляр.

Игра «Передай другому».

Дети встают в круг и за спиной под музыку передают друг другу игрушку. У кого игрушка окажется в руках после окончания музыки должен ответить на вопрос.

1. Какую игрушку мы сегодня лепили?

2. На какой реке находится слобода Дымково. (Вятка)

3. С че можно сравнить цвета дымковской игрушки? (c радугой)

4. Материал, из которого изготавливают игрушки. (глина)

5. Что делают мастера,чтобы фигура стала прочной? (обжигают)

6. Перечислите главные элементы геометрического узора,которыми расписаны игрушки. (кружочки,полоски,точки,волнистые линии)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector