Дымковская игрушка: раскраски для детей разных возрастов и разной сложности
Содержание:
Роспись дымковской игрушки
Глиняные статуэтки символизируют радость и жизнь. Для декорирования обычно используют гладкий орнамент в сочетании с геометрическим узором. Оттенки подбирают контрастные, которые выгодно подчеркивают друг друга.
Элементы гардероба людей, рога и копыта животных покрывают медной поталью.
Цвета дымковской игрушки
После того как подсыхает побелка мастера приступают к нанесению на фигурку узоров. Роспись дымковской игрушки имеет скудную гамму цветов:
- Синий.
- Зеленый.
- Желтый.
- Коричневый.
- Оранжевый.
- Малиновый.
Для получения дополнительных оттенков основной цвет разбавляли мелом. Например, подобным образом из синего получали голубой. |
В старину умельцы для раскрашивания фигурки брали не кисточки, а деревянные палочки, обмотанные кусочками льняной ткани. Подобный инструмент позволял создавать примитивные узоры: линии, круги, зигзаги. В наши дни для росписи берут кисточки из волос хорька.
Для придания краски блеска в нее добавляли сырой яйцо. Раскрашивание проводилось в определенной последовательности:
- Волосы чаще всего покрывали коричневым тоном.
- Глаза и брови прорисовали черной краской.
- Рот и щеки обозначали малиновым оттенком.
- Головной убор однотонный.
- Узор на наряде.
Последним этапом становилось украшение игрушки декоративными фигурками, вырезанными из сусального золота.
Элементы дымковской росписи
Для оформления глиняной статуэтки мастера всегда использовали строгий геометрический узор. Роспись игрушек – это сочетание кругов, волнистых линий и зигзагов. Обязательно используются клетки, точки и пятна. Также в элементы раскрашивания входят ромбы, созданные из сусального золота либо потали, которые наклеивают поверх нанесенного орнамента.
Каждый умелец наносит узор в соответствии с личными пожеланиями, сочетая разные комбинации. Изделие могут полностью покрыть орнаментом. В некоторых случаях наблюдается авторская лаконичность. Поэтому среди обширного ассортимента игрушек нереально отыскать две идентичные статуэтки.
Для росписи дымковской продукции характерно применение особых символов, обозначающих стремление к красоте и правде. Все орнаменты тесно связаны с природой и разнообразными оберегами.
Каждая деталь рисунка имеет скрытое значение. Например, волнистая линия символизирует воду, круг со звездой в центре – солнце. Часто в орнаменте присутствуют растительные элементы: цветы, листья и ягодки.
Характерные особенности росписи животных
Каждая глиняная фигурка расписывается по-своему. Классические статуэтки всадников, петухов и прочих любимых народом персонажей покрывают насыщенными красками. Лошадь может быт декорирована по бокам ярко-синие яблоки, индюк обзавестись веерообразным хвостом.
Характерную особенность имели утки-крылатки – ряд горизонтальных оборок. Когда смотришь на уточку, создавалось впечатление, что на ней надето два передника. |
К тому же роспись предусматривает соблюдение определенной последовательности при нанесении узора. Первой наносят широкую полосу, которая покрывает грудь утки. Узкие линии отходят от шеи, затем мастер наносит поперечные штрихи, формируя классический орнамент в клеточку.
Роспись свистулек в виде конька сочетает нанесение вертикальных полосок и ряд горошин разного цвета. При этом используемые оттенки не сочетаются между собой.
Самые популярные животные в дымковской игрушке – это конь и утка. Намного реже встречаются поросята, коровы, козлы и прочая домашняя живность. Анатомическое строение тела обычно не соблюдается, поэтому основная часть животных напоминают лошадь. Только по морде можно распознать, какое существо изобразил гончар.
Мастер-класс росписи дымковской барыни
Рассмотрим роспись красочной дымковской барыни на примере детских работ. В данном случае можно взять не глину, а более доступный и комфортный для ребенка пластилин. Для работы понадобятся пластилин, доска для лепки, стеки, пластиковая бутылка, гуашь, кисти беличьи, маркер и ватные палочки.
План действий:
- Из пластилина любого цвета нужно раскатать валик. Сверху отступив место на голову, приминаем пластилин так, чтобы получилась шея. Голову и туловище слепить можно и из двух частей.
- Если отрезать от небольшой пластиковой бутылки верхнюю часть, это будет хорошей заготовкой для юбочки. Туловище барыни (пластилиновое) нужно прикрепить сверху пластиковой заготовки.
- Обмазываем всю конструкцию пластилином, из двух пластилиновых валиков делаем руки и лепим кокошник, не забываем сплести и пластилиновую косу.
- Готовую барыню покрываем белой гуашью, очень плотным слоем. Нужно дождаться, пока фигурка высохнет.
- Теперь начинается самый интересный этап – роспись. Предполагается, что ребята уже потренировались основам дымковской росписи на бумаге: элементы росписи для детей можно изучать по специальным прописям. Можно сделать и эскиз на бумаге, опираясь на который ребенок будет расписывать уже объемную фигурку.
- Действовать нужно поэтапно: точки и круги очень удобно рисовать ватными палочками, которые служат своеобразными штампами. Глазки и брови удобно нарисовать черным маркером, а ротик – красным.
- Заранее ребята инструктируются, какие цвета они могут использовать в росписи. Можно проговорить и значения цветов, и символизм элементов. Так ребенок изображает не абстрактную картинку, а как истинный мастер вкладывает в работу смысл, передает какое-то послание.
Пример росписи дымковской барыни, вы можете увидеть в представленном видео.
Изучение народных промыслов очень нравится ребятам: хохлома, гжель, дымковская игрушка, жостовский поднос впечатляют детей красочностью, понятностью, яркостью. Из готовых расписных барынь преподаватель может сделать целую выставку, к каждой работе прикрепив описание, название. Подобные занятия продлевают век промысла, а также способствуют развитию художественного мышления ребенка.
Удачных стартов!
Ход занятия:
Звучит русская народная музыка («Барыня»).
— Ребята, какая весела музыка. Вам она нравиться?
— Это русская народная песня, а называется она «Барыня».
— А это дымковская игрушка, которая тоже называется «Барыня».
— Эта игрушка сделана мастерами из Дымковской слободы
-Дымковская игрушка – одна из самых старинных промыслов России. Родилась эта игрушка на севере нашей страны, в слободе Дымково.
Слободой называют большое село, которое находится рядом с городом. Слобода Дымково находится недалеко от города Кирова на берегу реки Вятки.
Зимой, когда топятся печи и летом в пасмурные дни, это село, как будто всё в дымке. Может поэтому село так и назвали Дымково. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковские. Еще ласково эту игрушку называют дымкой.
Воспитатель читает стихотворение:
В селе любили песни, пляски,
Там рождались чудо-сказки,
Вечера зимою длинные,
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья. Жители села Дымково лепили глиняные свистульки в виде коней, собачек, уточек, баранов, козликов, а ребятишки выходили на улицу и свистели в свистульки. Свистом зазывали весну-красну.
Лепят эти веселые игрушки из красной глины,затем игрушку сушат несколько дней, обжигают в печах, белят и только потом расписывают.
— Посмотрите, как расписаны игрушки?
— Назовите, какие цвета преобладают?
— Как вы думаете, почему используются такие цвета?
— Какие цвета используют мастера? (красные, синие, зелёные, желтые, белые, черные).
— Из каких элементов состоят дымковские узоры? (кружочки, кольца, точки, черточки, волнистые линии)
Дымковские игрушки расписывают мастерицы, они похожи на волшебниц, ведь для того, чтобы сделать такую красивую, веселую игрушку, нужен талант.
Физкультминутка «Дымковская игрушка»
— Ребята, давайте немного отдохнем и станцуем с вами русский народный танец (звучит запись русской народной мелодии).
Мы игрушки расписные,
(Руки на поясе, выполняют повороты туловища влево-вправо;
Растирают руками щеки)
Хохотушки вятские-
Щеголихи слободские,
(Приседания с поворотами влево-право)
Кумушки посадские.
(Приседания с поворотами влево-право)
Мы игрушки знатные,
Складные да ладные.
(Движения «ковырялочка» завершаемое тремя притопами)
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся!
(Приседания с поворотами влево-вправо)
Воспитатель:-Ребята, в Дымковской слободе скоро будет праздник Свистопляска. Для этого праздника дымковские мастера будут лепить и расписывать свои игрушки. Давайте и мы сегодня тоже распишем игрушки.
-Я вам предлагаю превратиться в дымковских мастеров, пройти в мастерскую и украсить дымковским узором модели барышень.
— Но что же это – мастерская закрыта!
-Чтобы попасть в мастерскую,необходимо ответить на 3 вопроса:
— Как называется самобытный вятский народный праздник?
— Почему этот народный промысел называют дымковским?
— Из чего лепят игрушки?
— Мастерская открыта – проходите и приступайте к работе.
— На столах у вас лежат вырезанные из бумаги фигурки дымковских барышень. Чтобы расписать фигурку, давайте ещё раз посмотрим эти элементы на игрушках. Посмотрите, у меня есть две расписанные барышни и я распишу еще одну барышню и покажу вам, как рисовать некоторые элементы Дымковской росписи. Я буду использовать такие элементы как волны, полоски, круги и точки. Берем кисть, смачиваем водой, излишки воды убираем с помощью тканевой салфетки, набираем краску и рисуем
(Показать приемы рисования: сначала нужно провести слева направо полоски одного цвета на небольшом расстоянии друг от друга, затем сверху вниз….и т. д.)
Воспитатель:А теперь,подумайте как бы вы хотели украсить свою барышню и приступайте к рисованию.
Дети работают под музыку. Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогает затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.
IIIЧасть. Когда работы готовы, мы даем им высохнуть и внимательно рассматриваем.
Воспитатель:- Давайте рассмотрим наши работы. У кого какие были затруднения при выполнении задания? Какие узоры легче рисовать, а какие труднее.
Воспитатель:-О чем мы сегодня с вами говорили, ребята? Что делали? Как называется игрушка, если на ней изображены именно такие узоры? (Дымковская) Почему? (Придумали в селе Дымково).А теперь выберем самую яркую барышню.
Спасибо вам, ребята! Вы сегодня очень старались! Молодцы!
Основная характеристика
В праздный день участники торжества обменивались разрисованными шарообразными формами из глины и использовали самодельные свистульки. Это послужило причиной возникновения атрибутов, среди которых значимое место заняла дымковская игрушка.
Значение и разновидности
Произведением искусства одного из русско-народных глиняных промыслов является Дымковская игрушка. Ремесло возникло в поселке Дымково, недалеко от города Вятки (нынешнего Кирова). Нынешние мастера игрушек преданы исконным традициям. Глиняная кировская фигурка для детей является ценной, так как передает обычаи предков и считается экологически безопасной.
Дымковские «кормилицы», «водоносы», «барыни» с алыми щеками полны комичной важности и совершенства, а свистульки в виде баранок, всадники — радостны и насмешливы. Фигурки давно переросли рамки детских забав, в качестве сувениров их увозят в разные страны, а в домах они используются как декоративные украшения.
Благодаря ручной работе мастериц каждое изделие отличается своей натуральностью, индивидуальностью и живостью. Игрушки не получаются одинаковыми, ведь мастер вкладывает в каждый сувенир особенные черты характера.
За счет пластики, незамысловатости узоров и яркости палитры кировская игрушка широко изучается и используется в творчестве детей, воплощаясь в виде рисунков, изделий из глины или прочих материалов. Одеяния «барынь» отражаются в работах известных дизайнеров, а исконно русский стиль активно используется в художественно-прикладном творчестве.
Традиционные образы игрушек:
- Городская барыня, дама в кокошнике.
- Мужские фигуры (всадник на коне, гуляющий деревенский кавалер).
- Домашние животные (барашек, лошадка).
- Красочный индюк.
Изделия выполняются в ярких цветах, олицетворяющих радость жизни. Люди ценят фигурки, с помощью которых создаются определенные сюжетные композиции.
Игрушка из Дымково, несмотря на каноны, рассказы мастеров и традиции, является уникальной и эксклюзивной. Размеры изделий бывают 5−40 см. Каждая мастерица привносит в заготовку авторские наработки, поэтому невозможно найти похожие фигуры.
История создания
Вятская ярко украшенная «свистулька» упоминается в описании праздника-пляски. В часовне у городских ворот местные жители поминали своих умерших родственников, а во второй половине дня, проходя по улицам, насвистывали в свистки. В истории дымковской игрушки для детей кратко указано возникновение промысла начала 15−16 века. Матери делали фигурки-свистульки для забавы своих малышей из доступных природных материалов.
В 1520 году царь распорядился переселить жителей северных районов страны. Среди них было немало одаренных мастеров гончарного промысла, которые на новом месте начали вести активную деятельность по изготовлению красочных фигурок.
Семьи вовлекались в трудовой процесс: одни добывали сырье и изготавливали смеси из мела, другие — лепили фигурки, сушили и закрепляли их, отбеливали и расписывали.
За 500 лет сложились собственные темы, образы, специфические рисунки. Игрушка никогда не выглядела тусклой, невзрачной или с неприметным орнаментом. Дымковское изделие являлось олицетворением жизни в контрастном стиле.
К началу 19 столетия свистульки завоевали уважение и почет жителей всей страны. В год изготавливалось свыше ста тысяч свистулек, которые реализовались в разных городах.
В начале ХХ века для Кировской игрушки настали тяжелые времена. Внезапная популярность снижалась, поэтому прославленные семьи гончарных кустарей искали другие варианты получения дохода. Уникальные свистульки вытеснялись недорогими гипсовыми аналогами. Только одна умелица, А. Мезрина, не изменила типичному изготовлению из глины и смогла описать поэтапный процесс.
Фигуры всадника и «прогуливающегося кавалера» с закругленными пластичными формами, коренастыми пропорциями, кукольной важностью и солидностью принадлежат к числу самобытных в ассортименте Кировской игрушки. Сюжет характерен для всех центров всенародной глиняной композиции 19 века, а вот «гуляющий кавалер и дама» — дело рук и вымысла только Кировских мастеров.
Тематика и процесс изготовления фигурок
В творческий этап вовлекались все члены семьи — каждому было поручено определенное дело и стадия технологического процесса. Гамма цветов, оттенков и узоры выбирались индивидуально .
Внешний вид изделия
Для украшения глиняных игрушек применялась насыщенная цветовая гамма. Среди главных оттенков присущих дымковской росписи выделяли: красную, оранжевую, желтую, синюю, зеленую и золотую палитру.
В содержании схем узоров преобладает классический орнамент с применением всевозможных геометрических фигур (круга, ромба, клетки, точек). В качестве добавочного элемента декора на готовый разноцветный узор наносятся мелкие капли или ромбики из сусального золота.
Изначально формы были краткими, но с течением времени внешний вид и качество игрушек усовершенствовались, а их ассортимент существенно расширился. Дымковские мастера вдохновлялись предметами из жизни — они лепили все, что видели вокруг.
Тематика игрушки:
- Животные.
- Птицы.
- Мужские, женские образы в русской национальной одежде.
- Дети в ярких нарядах.
- Скоморохи.
- Водоноски (женщина с коромыслом).
- Сюжетные образы.
В советскую эпоху народное ремесло по изготовлению фигурок было поставлено на производство, а информации было недостаточно. Открывались и создавались цеха, в которых умельцы руками делали глиняные статуэтки, обжигали их, а затем раскрашивали и покрывали яичными белками.
Символика цвета фигурок:
- Белая. Означает чистоту.
- Черная. Характеризует ложь, недоверие.
- Зеленая. Олицетворяет природу.
- Красная. Предполагает силу, могущество и здоровье.
- Синяя. Это символ неба.
В 21 веке тематика игрушки расширилась. Умельцы создают не только стандартные образы, но и героев народных сказок, изделия на темы исторических сюжетов, представителей разных профессий, предметы быта и утварь старины.
Жанровые сцены, представляющие композиции из нескольких фигур, изображают нынешний быт города и села: гуляния, праздники, цирковое выступление.
Материалы и этапы производства
Главным сырьем для изготовления игрушки является глина красного цвета. Чтобы получить податливую и пластичную массу, материал соединяли с мелким речным песком.
Этапы производства фигурок:
- Формирование.
- Раскрашивание.
- Сушка.
Каждая деталь изделия создается отдельно: из шаровидного куска глины формируется тело, к которому прикрепляются прочие части (ноги, руки, голова, мелкие детали). Все частицы соединяются мягкими переходами.
Изделие отполировывают смоченным в воде пальцем, затем высушивают на свежем воздухе так, чтобы солнечные лучи не попадали на изделие. Мелкие фигуры закрепляются за пару дней, а крупные — за неделю-две. Затем заготовка обжигается в муфельной печи, а после остывания ее отбеливают темперными красками. На следующем этапе происходит раскрашивание с помощью чистых тонов. В старину использовались натуральные красители: яйца, молоко, сажа, уксус. Сейчас мастера применяют готовые акриловые тонеры. Главное требование завершающей стадии — яркость и естественность.
Интересные факты свидетельствуют, что в старину умельцы украшали некоторые детали сусальным золотом. Краска разбавлялась на яичном желтке по секретному рецепту мастера. Соблюдалась строгая последовательность раскрашивания начиная с волос и заканчивая атрибутикой.
Узоры и рисунки в дымковской фигурке связаны с оберегами, символикой природы. Наносятся солнечные и лунные знаки — обозначение начала жизни, а ромбы — признак плодородия, волны —олицетворение неба и воды.
В качестве инструментов для раскрашивания выступали перья птиц и тонкие наточенные палочки. Сейчас для росписи игрушек используются колоритные красители и мягкие натуральные кисти.
Сегодня дымковская (Кировская) игрушка продолжает развиваться и совершенствоваться. Создаются новые технологии, воплощаются в жизнь новые идеи, но только традиции изготовления и секреты мастеров остаются неизменными.
Фигурка из Дымково является изделием тонкой ручной работы — предметом гордости мастеров. Сложно переоценить историческое и культурное значение народного промысла, наглядно показывающего творческий потенциал жителей Вятского края.
Особенности дымковской игрушки
Характерной чертой дымковской игрушки, отличающей ее от других фигурок и статуэток, является то, что все они могли свистеть, трещать, грохотать и издавать другой шум. Эта особенность связана с тем, что злые духи не любят шума, а игрушка как раз призвана этих духов разогнать. В весеннее время с началом сельскохозяйственных работ их присутствие было совсем не нужным. Считалось, что они появлялись на полях еще зимой и одним из способов борьбы с ними были весенние праздники, которые отличались шумным весельем. В изгнании духов с помощью свиста и грохота и состояла задача дымковской игрушки.
Таким образом, в первую очередь, фигурки должны были издавать шум и свист. В настоящее время, это не является необходимым атрибутом дымковской игрушки, однако, способы ее изготовления и росписи остались прежними.
Виды дымковской игрушки
Основные образы, которые воплощают мастера в своих работах – это барыня, домашние животные, индюки. Все фигурки отличаются яркой и насыщенной расцветкой, призывающей показать радость жизни.
Особой ценностью у коллекционеров пользуются игрушки, с помощью которых можно создать сюжетную композицию. Несмотря на каноничность, продукция из Дымково является эксклюзивной. Поскольку каждая мастерица старается внести в фигурку свои авторские наработки. По этой причине практически нереально отыскать две идентичные игрушки.
Самые популярные образы, воплощенные в глиняных фигурках:
- Индюк. Красочный, по внешнему виду напоминает павлина. Имеет отличительные черты: небольшая бородка, декорированная золотой поталью. Размеры изделия разнообразны, от миниатюрных (около пяти сантиметров) до внушительных (примерно сорок сантиметров).
- Барыня. Элегантная городская дама и одновременно русская баба в кокошнике. Иногда рядом располагаются детки. Отдельные элементы украшены золотой поталью.
- Барашек. Фигурка животного отличается по размеру рожек. Характерная черта изделий – позолота. Барашек может быть обычным или обряжен в праздничный наряд.
- Дымковская игрушка лошадка. Традиционно коня изображают в ярко-голубой расцветке или в «яблочко».
Мужские образы, как правило, воплощены в виде всадника, который сидит верхом на лошади или гуляет по городской площади. Большой популярностью пользуются фигурки деревенского «кавалера», свинок и птичек. |
Мастер-класс «Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи» для детей 6-7 лет
Мастер-класс «Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи» для детей 6-7 лет
В наши дни дымковская игрушка по праву считается настоящим символом Вятского края. Она не похожа ни на одну другую керамическую игрушку:
И по сей день дымковская игрушка изготавливается вручную. Каждая дымковская игрушка – неповторимая авторская работа от лепки и до росписи. Верно говорят мастерицы: «Нет и не может быть двух одинаковых изделий».
Мы все, безусловно, с самого раннего детства знакомы с Дымковской игрушкой. Если честно, когда была маленькой, не понимала: «почему о ней так много говорят, ведь вроде ничего особенного, я и сама смогу так разрисовать глиняные фигурки». А любовь и уважение к дымке, пришли позже.
Цель:
1.Знакомство детей с народной культурой.
2. Формировать представление о народном декоративно — прикладном искусстве.
3. Учить детей украшать выбранные силуэты изделий элементами дымковской росписи, подбирая цвет при составлении узора.
Задачи:
1.Воспитывать уважение к труду народных умельцев, воспитывать желание сделать игрушку самостоятельно.
2.Формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек, умение создавать узоры по собственному замыслу. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины). Учить расписывать дымковскими узорами.
3. Прививать интерес и любовь к народному искусству, к Родине, к своему народу.
Материал:
1. Иллюстраций с изображением дымковских изделий.
2.Трафареты для раскрашивания «Дымковская игрушка»
3.Гуашь.
4.Кисти.
5.Баночка для воды.
6.Листы бумаги.
7.Салфетки.
8.Ватные палочки.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением дымковских изделий. Знакомство с новыми видами народно-прикладного искусства. Прорисовывание всех элементов дымковской росписи, отработка их в самостоятельной и совместной деятельности. Знакомство с дымковскими игрушками, их происхождением.
Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей!
- В ней нету цвета дымного, что серости серей!
- В ней что-то есть от радуги, от капельки росы.
- В ней что-то есть от радости, гремящей как басы!
- Воспитатель:
Предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и расписать трафареты дымковской игрушки. Мои дорогие мастера, сейчас вы будете творить чудо! Но, сначала, скажите мне, какие краски используют дымковские мастера? (Малиновые, черные, красные, желтые, белый, синие, голубые)
Дымковская игрушка. Это сказочная игрушка, которая притягивает к себе своими яркими, цветами-просто завораживает, поможет маленькому человечку познать мир.
- Ведь каждый её цвет обладает магическим действием:
- Красный, малиновый цвет— обостряет реакции, и усиливает умственную деятельность;
- Желтый – развивает фантазии, придает смелость, вызывает радость;
- Зеленый — успокаивает и обостряет зрение;
- Голубой — снимает тревожные предчувствия;
- Синий — помогает сконцентрироваться и создает гармонию;
- Черный — мистический побуждает к любопытству;
- Белый — символизирует чистоту и открытость.
- Воспитатель:
- Кто напомнит, какой орнамент характерен для дымковской игрушки? (Яркие пятна, круги, зигзаги, полоски, точки, волнистые линии, сеточки)
Напечатанные трафареты раздается детям. Гуашью они начинают с удовольствием (расписывать). Я ненавязчиво советую детям, которые испытывают затруднения, подбадриваю, если нужно.
- Через 20 минут самостоятельной работы физкультминутка.
- Мы старались рисовать (руки в стороны)
- Трудно было не устать (наклоны туловища в стороны)
- Мы немножко отдохнём (присесть, руки вперёд)
- Рисовать опять начнём (встать, опустить руки)
- Когда дети закончили работу, со своими рисунками подходят к столу, где организована выставка и расставляют свои экспонаты.
В конце занятия воспитатель показывает детям их работы и предлагает оценить, как соблюдены пропорции, выполнены форма и движение. Ребята отвечают, а воспитатель дополняет их ответы
Важно, чтобы дети научились критически и доброжелательно оценивать свою работу и работу товарищей
- Воспитатель:
- Спасибо за вашу работу, дорогие мои мастера!
- Дети давайте выберем рисунок, который вам больше нравится, я выставлю его на конкурс.
(Вечером я привлекла внимание детей и родителей к рассматриванию этих замечательных рисунков)
Коллекции
Крупнейшая коллекция дымковской игрушки представлена в постоянной экспозиции Кировского художественного музея им. Виктора и Аполлинария Васнецовых. Уникальной коллекцией обладает Кировский областной краеведческий музей.
В марте 2011 года в Кирове открыт музей «Дымковская игрушка: история и современность», фонды которого насчитывает более 1000 экспонатов, около 200 из них представлены в экспозиции..
Барыня с индюком
В июне 2013 года запущен уникальный проект по трёхмерной оцифровке экспонатов из фондов музеев России — виртуальный 3D-музей дымковской игрушки.
Значение дымковской игрушки
Дымковская игрушка стала одним из символов Кировской области, подчеркивающим самобытность Вятского края, его насыщенную и древнюю историю.
Композиция «Песни у колодца»
Благодаря своей простой пластике, простоте узоров, яркости палитры дымковская игрушка широко изучается и используется в детском творчестве, воплощаясь в виде рисунков, изделий из глины и других материалов. Колоритные наряды дымковских барынь нашли отражение в коллекциях современных модельеров.
Возрождение промысла
Возрождение промысла произошло в советское время в 30-е года XX века и связано с именем А. И. Деньшина, который сумел уговорить потомственных мастериц А. Мезрину, Е. Пенкину, Е. Кошкину не бросать ремесло и организовать артель «Вятская игрушка».
Сегодня для росписи применяются темперные краски и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность.
В статье использованы фотографии коллекции Царицинского музея народов СССР.
- Барыня с гитарой
- Мужик в шляпе, авт А. Мезрина, 30-е годы
- Розовый индюк
- Барыня в фартуке
- Сидящий мужик
- Девочка. А.А. Мезрина
- Игрушки XIXв.,авт А. Мезрина, 30-е годы
- Барыня в синей пелерине. А.А. Мезрина
- Олень. А.А. Мезрина
- Корова. А.А. Мезрина
- Городская барыня. А.А. Мезрина
- Танцующая парочка. А.А. Мезрина
- Нарядная барыня. А.А. Мезрина
- Конь. А.А. Мезрина
- Мужичок. А.А. Мезрина
- Композиция «Пастушок»
- Барыня в белом платье
- Композиция «битый не битого везёт»
- Композиция «Ваня с балалайкой»
- Композиция «Встреча у колодца»
- Барыня с ребёнком
- «Всадник на козле», Е.И. Косс-Деньшина, 1960-е годы, ГМЗ Царицино
- Барыни в музее Царицино
- «Дама в коричневом», нач.XX в., (ГМЗ Царицино)
- «Медведь с грибом», г. Киров, XX в. (ГМЗ Царицино)
- Дымковская игрушка
- Дымковская лошадь.
Авторские права
Статья подготовлена по материалам: Wikipedia, CC BY-SA 3.0. Авторство фото: 1 — Georg Pik, CC BY-SA 3.0; 2–39 — Путеводитель по русским ремёслам CC BY-SA 3.0.