Фабрика «городецкая роспись»

Феодоровский мужской монастырь

Феодоровский мужской монастырь.

Монастырь предположительно был основан в 50-60-х годах XII века князем Юрием Долгоруким на знаковом месте обретения иконы Божией Матери, названной позже Феодоровской. По одной из версий ученых, здесь принял схиму под именем Алексия князь Александр Невский, возвратившийся больным из Золотой Орды. В ноябре 1263 года он скончался и был упокоен в монастыре.

Обитель не раз разоряли и сжигали, но каждый раз отстраивали заново. Монастырь закрыли в 1927 году, а в последующие годы почти все его здания были уничтожены. Возрождение обители началось в 2008 году. Главный монастырский храм – Феодоровский собор – был воссоздан по старым чертежам и фотографиям в 2009 году.

Зачем посещать:

Сегодня на территории обители находится действующий храм, некрополь и поклонный крест в честь Александра Невского. Белоснежный собор монастыря украшают 5 круглых позолоченных куполов и остроконечная колокольня.

Внутри красивый фаянсовый иконостас из 4 ярусов. 12 колоколов отлиты из смеси меди, олова и серебра. Главная святыня монастыря – копия Феодоровской чудотворной иконы Богоматери, с которой в Городце ежегодно совершается крестный ход. При монастыре работает музей, посвященный истории обители.   

Адрес: Городецкий Феодоровский Мужской Монастырь, Городец, Нижегородская область, Россия.

Особенности росписи

В нижегородских росписях можно различить два типа — павловские и городецкие росписи, которыми украшали сундуки, дуги, сани, детскую мебель, донца для прялок и многие мелкие предметы обихода.

Звонкая масленица. Черткова В.А. Городец.

Городецкий стиль отличается прежде всего содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Все эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме, а иногда граничат с шаржем.

Грибная пора. 1989 г. Городец. Черткова В.А.

Это — быт крестьянства, купечества, пышный парад костюмов. Значительное место занимают цветочные мотивы — пышные «розаны», писанные широко и декоративно.

По выражению А. В. Бакушинского городецкий мастер стал подлинным живописцем. Об этом же говорит и В. С. Воронов, писавший, что «нижегородская манера представляет нам наиболее чистый вариант подлинного живописного искусства, преодолевшего рамки графического пленения и основанного исключительно на элементах живописи…»

Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в городецких росписях живут и идеализированные, декоративные образы птиц и животных.

Городецкая роспись

Встречаются экзотические львы и барсы. Особенно часто изображение горячего, сильного коня или петуха в гордой, воинственной позе. Чаще всего это парные изображения, геральдически обращенные друг к другу. Городецкий мастер росписи любит цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами. Там, где позволяет сюжет, мастер охотно пользуется мотивом пышного занавеса, подхваченного шнуром с кистями.

Ку-ка-ре-ку — радость вам несу… Петух. Любви, удачи. г. Городец. Беспалова Л.Ф.

Декоративность мотивов подчеркивается декоративностью цвета и приемов. Любимые фоны — ярко-зеленый или напряженный красный, глубокий синий, иногда черный, на котором особенно сочно расплескивается многоцветие Городецкого колорита. В характеристике сюжета разбелённые тона дают богатые оттенки цветовых переходов.

Городецкий мастер росписи любит цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами. Там, где позволяет сюжет, мастер охотно пользуется мотивом пышного занавеса, подхваченного шнуром с кистями. Декоративность мотивов подчеркивается декоративностью цвета и приемов.  

Фрагмент панно. Коллекция музея игрушки.

Любимые фоны — ярко-зеленый или напряженный красный, глубокий синий, иногда черный, на котором особенно сочно расплескивается многоцветие Городецкого колорита. В характеристике сюжета разбелённые тона дают богатые оттенки цветовых переходов.

Роспись ведется кистью, без предварительного рисунка, свободным и сочным ударом. Он очень разнообразен — от широкого мазка до тончайшей линии и виртуозного штриха. Работа мастера быстра и экономна. Поэтому она очень обобщена, проста по приемам, свободна в движении кисти.

Характерны городецкие цветочные росписи, многокрасочные и выразительные работы мастеров А. Е. Коновалова и Д. И. Крюкова.

Фабрика

В 1936 г. была основана артель (с 1960 фабрика «Городецкая роспись»), изготовляющая сувениры; мастера — Д. И. Крюков, А. Е. Коновалов, И. А. Мазин.

  • Панно «Шли мы улицей играли…». Е.Н. Староверова. Дерево, темпера, лак. 70х30см
  • Панно. Городецкая роспись
  • Парочка в экипаже. Коллекция музея игрушки

Статья подготовлена по материалам: Wikipedia, CC BY-SA 3.0. Авторство фото: 1, 2, 3 — shakko, CC BY-SA 3.0.

Пошаговая инструкция

  1. Подготовь ногтевую пластину – опили пилкой форму, спили липидный слой бафом;
  2. Смахни образовавшуюся пыль щеточкой;
  3. Протри ногти обезжиривателем, чтобы улучшить сцепку покрытия с ногтем и удалить мелкие пылинки;
  4. Тонким слоем нанеси базу и просуши в лампе. В LED время полимеризации 30-60 сек., в UV – 120 сек.;
  5. Не снимая дисперсионного слоя, нанеси желтый гель-лак на всю площадь ногтя;
  6. Просуши в UV или LED 120 и 60 сек. соответственно;
  7. В палитре смешай желтую и белую акриловую краску для получения желтого пастельного оттенка;
  8. Полученной краской и тонкой кистью прорисуй улыбку у основания ногтя толщиной 2-3 мм. Закрась улыбку плоской кисточкой;

  9. Смешай синюю и красную краску. К получившемуся фиолетовому добавь белый краситель, чтобы полился пастельный сиреневый;
  10. Полученной краской нарисуй небольшой круг ближе к свободному краю с помощью той же тонкой кисти, которой рисовала улыбку;
  11. На другом ногте нарисуй голубой круг примерно такого же размера. Для получения небесно-голубого оттенка смешай синий и белый цвета краски;
  12. Повторяй предыдущие шаги столько раз, сколько в композиции будет основных цветов;
  13. Выбери несколько из нарисованных кругов и краской в тон нарисуй лепестки. Для работы используй ту же кисть, что и для прорисовки улыбки;
  14. После высыхания лепестков, белой краской прорисуй их очертания;
  15. То же самое сделай с кругом, оставшимся без лепестков, но прорисовывай его очертания только на половину, как показано на фото;
  16. Возьми краску синего цвета и обведи остаток круга;
  17. Остальные круги и цветы оформи по своему желанию, например, как представлено на фото ниже или следуя собственной фантазии;
  18. После того, как все основные элементы оформлены – приступай к прорисовке мелких деталей. Зеленой краской и тонкой кистью наметь листочки;
  19. Чтобы они выглядели более объемно, обведи их по краю. Коричневой или черной краской, а в центре создай характерный для листьев узор белой;
  20. Той же коричневой краской прорисуй стык двух оттенков желтого, а поверх самого светлого из них нанеси закругленные абстрактные узоры, добавь легких вензелей на свободную площадь ярко-желтого ногтя;
  21. Прорисуй все детали, дождись высыхания краски;
  22. Покрой дизайн топом и просуши в лампе.

Конечно, вариантов городецкой росписи на ногтях намного больше. Не обязательно создавать уже придуманный кем-то дизайн – попробуй включить воображение и создать креативный узор. На первое время сохрани вот эту схему:

Она поможет запомнить последовательность прорисовки деталей.

Городецкая техника росписи ногтей – это, конечно, не повседневный дизайн, но иногда можно порадовать себя насыщенным стильным маникюром, который дополнит образ или просто поднимет настроение. Нравится роспись ногтей в таком стиле?

Как выполняют городецкую роспись

Чаще всего для выполнения городецкой росписи используют темперу – краски, приготовленные на основе натуральных сухих порошковых пигментов и/или их искусственных аналогов. Можно использовать гуашь, в которую добавлен клей ПВА. При работе с гуашевыми красками нужно знать, что после высыхания они приобретают белесоватый оттенок, поэтому каждом слою необходимо полностью просохнуть прежде, чем наносить другой слой краски. Все основные цвета должны иметь два оттенка: один – насыщенный, другой – разбавленный. При работе с красками необходимо следить за тем, чтобы кисти не засыхали, так как если их не отмыть вовремя, то придется их выбросить. Техника выполнения городецкой росписи значительно проще, чем хохломской росписи, особенно если сравнивать подготовку деревянной основы. Городецкая роспись выполняется непосредственно на деревянной основе или же основа грунтуется красным, желтым, черным цветами. В первую очередь на выбранной поверхности тонкими линиями при помощи карандаша намечают композицию будущего узора. Причем главной задачей здесь является наметить размеры и расположение самых основных элементов – узлов композиции, например, цветов и животных. Однако карандаш используется далеко не всегда: опытные мастера сразу наносят рисунок красками, считая, что именно такая технология является правильной. Что касается средних и мелких деталей, то они играют дополняющую роль и мало влияют на всю композицию в целом. Узлы композиции, как правило, выполняют широкой кистью и более светлой краской. Поверх светлых пятен наносят более темные мазки того же оттенка, например, у голубого элемента создают синюю обводку. Вся городецкая роспись состоит из таких элементов, как скобки, капли, круги-подмалевки, спирали, дуги, штрихи и точки. Причем штрихи и точки наносят тонкой кистью на заключительном этапе росписи – они называются «оживкой» и придают работе законченный вид. После высыхания рисунок можно покрыть бесцветным масляным лаком или нитролаком. Для нанесения масляного лака использовать кисть, тампон или краскораспылитель, а для нитролака – исключительно краскораспылитель, так как в этом случае поверхность будет более ровной и гладкой. Лак следует наносить в 2-3 слоя, причем каждый слой требует полной просушки. Таким образом, образуется качественная пленка, способная защитить городецкую роспись от механических и химических повреждений. 

Продумываем мотивацию

Чтобы занятие не показалось дошкольником сложным, важно создать у них мотивацию их к творчеству, заинтриговать. Традиционно многие воспитатели начинают с беседы о городецком промысле, рассказывают о городе на берегу Волги, его мастерах, которые славились ещё в древности

Конечно, это познавательная информация, но важно подать её увлекательно, чтобы ребята не заскучали. Рассказ стоит «оживить» различными любопытными сведениями:

  1. Многие думают, что городецкая роспись только цветочная (растительные мотивы). Однако древние мастера всегда любили рисовать и животных: коней, быков, львов, кошек. При этом будет замечательно показать детям соответствующее изделие или хотя бы его фото.

  2. Особенно ценились сюжетные композиции, например, картина народных гуляний.

  3. Раньше (в XIX веке) для росписи предпочитали использовать не жёлтый и светло-коричневый фон, как сегодня, а яркий — зелёный, синий, красный (редко выбирали чёрный).

  4. В городецкой росписи всё символично. К примеру, цветы обозначают здоровье, процветание, диковинные птицы — счастье, тонконогие вороные кони — богатство.

Занятие можно начать с интриги — внести в группу под русскую народную музыку большую коробку с изделиями городецкого промысла. Воспитатель вместе с ребятами рассматривает расписанную кухонную утварь, восхищается её красотой, а затем предлагает дошкольникам самим превратиться в народных мастеров.

Достаточно будет найти один сервиз с несколькими разными предметами

Как всегда, в работе с дошкольниками будет актуальной игровая мотивация. Например, в группу приходит игрушечная лисичка (белочка, кошечка и пр.) и приносит рисунки с орнаментом. Она говорит, что не знает, что за узор на них изображён. Дети, конечно же, узнают городецкую роспись и рассказывают о ней лисичке. Затем героиня просит, например, расписать для неё тарелочку.

Другой удачный вариант — приходит письмо от поваров с кухни детского сада. Они жалуются, что их разделочные доски пришли в негодность, а те, что остались, какие-то некрасивые, скучные. Шеф-повар просит ребят прислать им расписные доски с цветами и узорами. Конечно же, это вдохновит детей на творчество.

Дошкольников можно познакомить с красивой легендой, объясняющей происхождение различных русских народных промыслов.

Воспитатель вспоминает с детьми, что в Дымково делают игрушки из глины, в Филимоново тоже игрушки, в том числе свистульки, а потом приглашает ребят посетить мини-музей в группе и полюбоваться на изделия городецких мастеров.

Уголок будет вдохновлять детей на творчество

Накануне рисования очень хорошо предложить дошкольникам дидактическую игру «Укрась посуду». Ребёнок выбирает себе основу (картонные доски, тарелки, блюда и пр.) и выкладывает на ней узор их элементов городецкой росписи (цветы, листики, птицы). Такая игра хорошо развивает композиционные умения.

Мотивировать детей к творчеству можно с помощью дидактических игр

Повысить интерес к творчеству помогут динамические паузы, посвящённые теме занятия.

Таблица: пальчиковая гимнастика «Городецкие узоры»

Слова Движения
Городецкие узоры хороши! Дети сжимают пальчики в ладошке
Погляжу я на картинки, Показывают ладошки
Улыбаюсь от души! Самомассаж уголков губ
Розовые, жёлтые, синие, зелёные, Прищипывают большой и указательный пальчик на правой и левой руке
Распустились розаны Раскрыли ладошки
На доске берёзовой. Сложили ладошки тыльной стороной
А купавки нежные Нажимают поочерёдно на серединку ладошки
Кажется, качаются, Раскачивают ручками
А бутоны толстые распускаются! Показывают раскрывающийся бутон

Таблица: физкультминутка «На лугу цветут цветы»

Слова Движения
На лугу растут цветыНебывалой красоты. Потягивание — руки в стороны
Ветер дует иногда,Только это не беда. машут руками, изображают ветер
Наклоняются цветочкиОпускают лепесточки. Наклоны
А потом опять встаютИ по-прежнему цветут. Потягивание — руки в стороны

История возникновения промысла

У каждого народного промысла есть своя красивая история о его зарождении. У городецкой росписи она тоже есть. В каждой деревне издавна справляли праздник Ивана-Купалы. Жгли костры, угадывали судьбу на венках, собирали травы от нечистых духов. По лесам искали цветок папоротника, цветущего всего лишь ночь в году, а кто его найдет – получит удачу, счастье, богатство и успех во всех делах. Никто не знал, как он выглядит, каждый наделял его своим цветом —  желтым, синим, красным, даже черным, но все знали, что он самый красивый. И когда нижегородские мастера стали украшать свои деревянные изделия – прялки, детские игрушки, кухонную посуду, то на их работах расцвели необыкновенные цветы – солнечные, синие, огненно-красные и черные. Их называли купавами, розами, но не были они похожи, ни на какой известный цветок. А листочки вокруг него были папоротника. Так, каждый мастер находил свой цветок, который приносил ему и счастье, и достаток, и успех в делах.

Прялка в крестьянской семье – вещь необходимая. Девку и замуж никто не возьмет, если она прясть не умеет, а самое обидное прозвище для таких – «непряха». В каждой семье была своя разборная прялка, и не одна. После работы, донце – деревянную дощечку, на которой закрепляли гребень, вешали на стену. Прялка была непременным подарком к свадьбе. Постепенно на них стали наносить роспись. Донце выбирали красочное, нарядное. В каком волжском селе появились первые расписанные диковинные прялки – неизвестно, но они сразу раскупались на ярмарках.

К концу девятнадцатого века появились дешевые ткани. Прялки убрали в сундуки, а мастера-резчики стали украшать вещи,посуду, предметы быта, лопатки, детские лошадки, игрушки и мебель.

История промысла

Родина городецкой росписи – Поволжье. Жители сел Хлебаиха, Курцево, Савино, Букино и некоторых других поселков украшали прялки резьбой, а затем подкрашивали орнамент, чтобы потом продать изделия на нижегородской ярмарке. Со временем колоритные узоры полностью вытеснили резной декор, а яркие рисунки стали называть нижегородской росписью.

Термин «городецкий узор» появился только в 1930-х гг, когда общественности стали известны работы одного из самых самоотверженных исследователей русских народных промыслов В.М. Василенко. Городец – главный рынок сбыта расписной утвари. Мастера учитывали этот факт, и на узорах отобразились быт, нравы, образы, связанный с городком. Со временем роспись стала художественным олицетворением культуры и колорита Городца и его окрестностей.

Местные умельцы искусно управлялись в резьбе по дереву. Лесные просторы позволяли мастерам использовать дешевый и доступный материал для создания своих шедевров. Расцвет промысла связан с деятельностью Петра Первого, который требовал, чтобы его военные корабли украшали резьбой и росписью. Со временем корабли передислоцировались ближе к новым завоеванным землям, а народные умельцы стали искать другие направления для применения накопленного опыта.

Расцвет городецкого промысла начался в 1870 году, когда в одну из деревень приехал иконописец Огуречников. Его цель заключалась в обновлении полотен живописи местной церкви. Именно он помог местным мастерам освоить новые навыки: «оживку» белками, использование сразу нескольких шаров краски, другие приемы.

Что такое городецкая роспись

Русский народный промысел в виде городецкой росписи появился в начале 19 века. Мастера кисти украшали цветными узорами ставни, сундуки, детские игрушки и мебель. С появлением обилия красителей и инструментов, декор был адаптирован для нейл-индустрии.

Городецкая роспись характеризуется 6 цветами:

  • красный и его оттенки;
  • оттенки синего, в том числе голубой;
  • желтый;
  • белый;
  • коричневый;
  • зеленый.

Для создания подходящих оттенков часто смешивают краски, в том числе и в нейл-дизайне.

Основными элементами городецкой росписи являются народные мотивы:

  • сцены из жизни людей;
  • всадники;
  • животные;
  • мужчины и женщины в обычной жизни;
  • растительные узоры – цветы, ягоды.

Несколько советов по созданию яркого и аккуратного узора:

  • отработай технику. Даже если ты прекрасно рисуешь, отработай технику городецкой росписи на бумаге. Сначала изображай крупные узоры, постепенно уменьшая до размеров ногтя;
  • используй качественные материалы. Дешевые красители могут потрескаться сразу после высыхания и испортить узор;
  • обзаведись набором кистей. Для прорисовки разных деталей используются кисти разного размера и толщины.

Для создания городецких узоров используются как натуральные, так и искусственные ногти. Для раскрытия рисунка, лучше, если ногтевая пластина будет длиной, хотя и на короткой нейл-мастерам удаётся создавать прекрасные городецкие мотивы.

Изображения животных

Петушок — символ добрых вестей

Как только новые мотивы (то есть животные) появились в городецкой росписи, увеличилось число вариантов композиций. Наряду с симметричными мотивами появляются и ассиметричные. Или же, к примеру, в симметричном цветочном узоре возникают две ассиметричные по рисунку птицы (они даже могут различаться по цвету).

Животные – это кони и птицы. И связать такое цитирование можно с тем символизмом, который заложен быть в этих изображениях. Даже простой петушок был не будничной птицей, а ярким посланником добрых вестей. А конь и вовсе ассоциировался со счастьем, солнцем как символом самой жизни.

Основные приемы техники

Несмотря на всю визуальную простоту техники, она является довольно сложной, притом что главная трудность заключается в мазках с их разной толщиной и формой, мастерство исполнения которых приходится оттачивать месяцами, а то и годами. Для облегчения поставленной задачи на первых порах могут быть использованы вспомогательные трафареты и шаблоны городецкой росписи, представляющие собой некое подобие аппликации. Кроме того, вовсе не обязательно начинать с деревянных заготовок, ведь проще всего тренироваться на бумаге, перенося на нее основной рисунок с помощью обычного карандаша.

Помимо прочего, начинающему мастеру понадобятся следующие современные материалы и инструменты:

  • Гуашь или акриловая краска на водной основе. Вне зависимости от выбранного материала, он должен быть хорошо пигментированным и не просвечивать на бумаге. Что касается оттенков, то выбираются самые яркие из палитры, включая черный для раскрашивания лошадей и обозначения контрастных переходов.
  • Кисти разной толщины и среза с натуральным ворсом (подойдет белка, соболь или норка). От качества инструмента будет во многом зависеть аккуратность исполнения работы, поэтому не стоит на нем экономить, выбирая кисточки из среднего ценового сегмента.
  • Шаблоны и трафареты, которые могут быть фигурными или прорезными. Примечательно, что такие заготовки можно сделать своими руками, используя в качестве подручных средств тонкий картон.

После того как все материалы будут подготовлены, а образцы под раскраску нанесены на деревянную или бумажную основу, можно приступать к поэтапному рисованию городецкой росписи. Сам мастер-класс не представляет собой ничего сложного, обычно включая в себя изучение и пошаговое исполнение следующих элементов:

  • Розан. Для выполнения этого цветка, который имеет круглую форму, необходимо нанести соответствующий шаблон, используя циркуль или лекало. После этого выполняют заполнение круга яркой краской с помощью широкой кисти, которую необходимо перемещать по внутренней стороне окружности, постепенно переходя к центру, обозначаемому более темным оттенком. Затем выполняется теневка, предполагающая выделение внутренних лепестков с помощью все той же более темной краски. На финишном этапе приступают к так называемому процессу оживки, под которым подразумевается прорисовка прожилок и точек контрастным белым или черным цветом, для чего в ход идет тонкая кисть.
  • Городецкая роза. В отличие от розана ее основа представляет собой несколько объединенных элементов: расположенный в центре продолговатый бутон и окружающие его круглые лепестки, постепенно уменьшающиеся в диаметре при переходе в задний фон. Кроме того, теневку в этом случае выполняют без использования разных оттенков, сразу же переходя к оживке с помощью черной и белой краски.
  • Купавка. По аналогии с розаном, первый этап выполнения этого узора также предполагает нанесение подмалевка круглой формы, после чего приступают к его теневке. В этом случае центр делают овальным со смещением кверху, после чего обозначают крупным шариком верхушку бутона и приступают к прорисовке каплеобразных лепестков по нижнему его периметру с постепенным уменьшением их масштаба к задней стенке. Оживка может выполняться по своему усмотрению с обязательным акцентом на внутренней части каждого элемента.

Самыми простыми в выполнении являются такие цветочные узоры, как ромашка и бутон, в основе которых также лежит круглый подмалевок. А вот их оживка, напротив, имеет свои особенности, представляя собой поэтапно чередующиеся два цвета для контрастной прорисовки, которые могут иметь разное расположение, напрямую зависящее от общей композиции.

Сюжетная роспись

Это может быть роспись в два или три яруса, традиционная для промысла. В верхней части в таком случае пишется основной сюжет (застолье или гулянья, например), в нижней же сюжеты, которые позволяют теме раскрыться. Средняя часть обычно представлена цветочной полосой. Если же доски имеют не совсем вытянутую форму, художник может обойтись и без нижнего яруса: он изображает только главную сюжетную сцену, которая опоясана цветочной полосой.

Всадник символизирует жениха в городецкой росписи

Мужская фигура на лошади – жених, скромная девица около березки – невеста, с этим прочтением все просто

Обратите внимание, что на сценах застолий всегда тщательно прорисовывается стол, и он в принципе не пустует, на нем стоит самовар, ваза с цветами как символ достатка

Лица героев сюжетных композиций (и это бросается в глаза) обращены к зрителю, люди, развернутые в три четверти, встречаются крайне редко. Можно сказать, что владелец шкатулки или доски видит в сюжете самого себя (близкого человека) в желанных для себя обстоятельствах.

Рассмотреть все вышеперечисленные виды композиций городецкой росписи на примере готовых работ, вы сможете в представленном видео.

Что для этого нужно

В первую очередь, конечно же, нужен предмет, который вы будете расписывать. Это может быть разделочная доска, деревянная игрушка, шкатулка, табуретка. Вам понадобятся также краски. Расписывать деревянные изделия можно темперой, гуашью, масляными красками, но сейчас особенно популярны акриловые краски. У них масса преимуществ: они быстро сохнут, не тускнеют при высыхании, не осыпаются, работу не нужно покрывать лаком. Кроме того, ассортимент акриловых красок довольно велик. Вам понадобится состав для грунта (его можно купить в том же отделе, что и краски, или же сделать самим из воды и мела). Купите несколько беличьих или колонковых кисточек разной толщины, а также наждачную бумагу с крупным и мелким зерном. Если вы пока не умеете рисовать, вам очень пригодится копировальная бумага, с помощью которой вы сможете перенести на доску готовый рисунок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector