Как возникла хохлома: история, интересные факты, развитие ремесла
Содержание:
- Термины
- Основные цвета хохломской росписи
- Старообрядческий Париж
- Бей баклуши!
- Ладно еще, если жизнь прошла ярко и есть, что вспомнить
- Современный технологический процесс хохломской росписи
- Изучаем разновидности хохломской росписи с узорами для начинающих
- Мастерство старообрядцев
- Специфическая технология производства
- Характерные орнаменты
- В советские годы за хохломой были очереди
- История возникновения
- Технология создания
- Ход занятия:
- Расписная миска для киски
Термины
Бельё
— белая, неокрашенная деревянная заготовка
Баклу́ша
— обрубок древесины (в основном липовой, осиновой или берёзовой), обработанный для выделки различных долблёных деревянных изделий (ложек и другой утвари).
Грунто́вка
— состав, наносимый первым слоем на подготовленную к окраске или отделке поверхность.
Вапа
или вап (от греч. βαφα — окраска) — красящее вещество. Глагол вапить означает красить что-либо. Традиционно используется в хохломе, иконописи и набойках. Представляет собой купорос или отмученную мелкозернистую глину.
Полуда
— измельчённый в порошок металл. В старину полудой служило олово, а сейчас — алюминий, тоже серебристый, лёгкий и дешёвый материал.
Основные цвета хохломской росписи
Исполняется тремя цветами – красная киноварь, золото и черная сажа. На фоне для прорисовки используют зеленый, оранжевый, синий, желтый, голубой. Каждый тон несет свой смысл. Черный — означает глубину вселенной, извечную темноту, бесконечность. Красный – красоту (красна девица, Красная площадь), здоровье, силу, процветание. Золото – характерный знак плодородия, богатства и благополучия. Эти пламенные сочетания не раздражают глаза, приносят красоту, покой и отдохновение.
Верховая роспись
Это искусство живописи заключается в нанесении черного и красных основных цветов на серебряный или золотисто-желтый фон изделия.
Особенность хохломы от других видов заключается в необычном приеме рисунка, при котором участвуют не только пальцы художника, а вся рука.
Мастер одним слитным движением создает долгие штрихи и пластичные мазки ленточного орнамента.
На поверхностях в виде сферы — сахарницы или конфетницы, цилиндра бочонка, самовара или чайника. Для верхового стиля характерны орнаменты «травная роспись или травка», «под ягоду или листок» и «пряник».
Хохлома на фоне
Фоновое написание отличается тем, что художник тонкой кистью наносит контур будущего рисунка. Кисть мастер держит фалангами пальцем почти вертикально к поверхности предмета. Легко прикасаясь , слегка вращает по направлению к себе. Затем фон закрашивается красным или черным цветом. А сами мотивы рисуются поверх фона. Золото только выглядывает в силуэтах цветов, птиц и лошадей, изгибах травинок. Это очень трудоемкий процесс, такие изделия дорогие, их обычно делают на заказ. Разновидностью «фонового» рисунка, является «Кудрина». Золотые кудри завитков очень эффектно выглядят на черном или красном фоне столовых сервизов, чайных пар, ваз и панно.
Старообрядческий Париж
Семенов — городок недалеко от Нижнего Новгорода, подобно многим соседям по области не утративший очарования. Спроектированный в XVIII веке на французский манер, он до сих пор зовется «нижегородским Парижем». Правда, в отличие от столицы Пятой республики, основан Семенов не галльскими паризиями, а русскими старообрядцами.
Постепенно он превратился в центр староверов, даже стал единственным в России местом, где изготовляли лестовки — четки приверженцев древлеправославия. Говорят, старообрядческий уклад в городе ощущался еще двадцать лет назад. Сегодня о нем напоминают глухие заборы домов позапрошлого века да действующая старообрядческая церковь.
Правда, одна из легенд возводит основание города вовсе не к старообрядцам, а к Семену-ложкарю, якобы жившему в этих краях и понятно чем занимавшемуся. Мифическому прародителю сегодняшних ремесленников даже памятник поставили — сидит он, согбенный, на территории фабрики «Хохломская роспись» и ковыряет ложку. Его примеру следуют работники токарно-ложкарного цеха: точно такие же сутуловатые и орудующие теми же инструментами, что их легендарный учитель, то есть топорами, ножами, резцами… Этим в здешних местах издавна занимались все — недаром Семенов величали «ложкарной столицей».
Бей баклуши!
Над деревянными приборами трудились не от хорошей жизни, а от голода — земли неплодородные, урожаем не баловали. Зато дерева — завались. Вот и били баклуши по всему уезду. Баклуша — древесный обрубок, из которого делают посуду. Изготовить баклушу, то есть бить — дело нехитрое, любой тогдашний дурак справится (к сегодняшним, конечно, не относится). Это потом название самого простого занятия стало синонимом безделья.
Вырезанные из баклуш ложки везли на ярмарки. Туда же тащили прочую деревянную утварь, которую местное население, не чуждое прекрасного, расписывало нехитрым травным орнаментом — предком того, что можно увидеть на современных хохломских изделиях.
Название промысла пошло от деревеньки Хохлома (с ударением на первый слог), некогда входившей в Семеновский уезд. Вот только в самой Хохломе посуду отродясь не делали. Здесь была знаменитая ярмарка, где продавались расписные изделия — не золотые, но вполне удовлетворяющие эстетическим запросам соотечественников.
Золотой хохлома стала благодаря все тем же старообрядцам. Бежавшие в дремучие заволжские леса староверы драгоценного металла при себе не имели. А если и имели, то он быстро закончился. Но какая же икона без «божественного света» — золотого? Пришлось старообрядцам искать замену. Так возникла уникальная технология: дерево покрывалось проваренным льняным маслом — олифой, затем наносился оловянный порошок, потом изделие закаливалось в печи. В итоге деревянная поверхность превращалась в золотую.
Постепенно «божественный свет» с икон перешел на посуду. Кому пришла та идея, неизвестно, но дело это так полюбилось местному населению, что им стали заниматься от рассвета до заката. Была даже такая деревня — Безделье. Там мужики вместо того, чтобы землю пахать, денно и нощно расписывали посуду. Ну и баклуши били…
Сегодня расписывают уже женщины. В остальном технология изготовления позолоченной утвари не сильно изменилась. Разве что мелкие предметы делают на старых немецких станках-полуавтоматах. Основную часть изделий — среди них и ложки — по-прежнему вытачивают вручную. И вместо оловянного порошка на дерево наносится алюминиевый.
Ладно еще, если жизнь прошла ярко и есть, что вспомнить
Сейчас все, особенно молодежь, перешли на компьютеры. Мы, по сути, все, кто работает в офисе, кто учится в учебных заведениях — ничего не пишем рукой. На мой взгляд, когда человек пишет рукой, выводит что-то красивым почерком, у него по-другому работает мозг, он развивается творчески, в этом даже есть что-то духовное. Когда мы себя лишаем этого — мы мало развиваемся. Что Вы думаете по этому поводу?
Когда мы учились в 1, 2 и 3 классе, мы писали ручкой-пером с нажимом. Это то же самое, что мы используем в хохломской росписи. Кистью из тонкой линии через нажим снова выводим тонкую линию. А после нас с третьего класса — всё, даже алфавит поменяли. Написание букв стало одной толщины — как из проволоки гнутое. Я даже не знаю, какой сейчас алфавит, как его изображают в букваре и какое написание букв требуют. У меня ассоциация такая: из алюминиевой проволоки загнули эту букву «А», непонятно на что похожую, и весь алфавит дальше.
Конечно, я понимаю, что перьевое письмо отменили в стремлении ускорить жизнь: чтобы быстро писать, не надо макать ручку в чернила. Но в этом случае мы однозначно что-то теряем. И получается, пробежав полжизни, вдруг спохватываемся. Это даже не я придумал — это фраза многих. Оглянулся — а жизнь-то прошла! Это еще ладно, если она прошла ярко и есть, что вспомнить, есть какие-то наработки. А есть те, у которых жизнь серенькая, и все равно прошла.
Я же считаю свою жизнь яркой: много раз представлял промысел на разных международных мероприятиях за границей, где рассказывал и показывал, как это делается. Тут постоянно толпы людей, которым это нравилось. А это не только порисоваться: идет ликбез людям, которые покупают хохломскую роспись и ценят ручную работу.
С каждым изделием, сделанным своими руками, я расстаюсь, как с частью себя. (Конечно, если закупает какой-то музей — это хорошо, если кто-то покупает — тоже хорошо). Бывает, сядешь поработать — не идет и всё. Никак рука-то не идет. Всё стираешь, отставляешь в сторону и берешь тарелку. Этот же маленький мотив, который хотел нанести на крупную вещь, рисуешь на чем-то другом. И потом всё получается. А в другой раз возьмешь эту же вещь и с упоением с самого начала и до конца ее доведешь. И чувствуется, что ты этого хотел.
Беседовал Максим Петухов
Современный технологический процесс хохломской росписи
- Выточенную или вырезанную прошлифованную заготовку грунтуют (методом окунания). В качестве грунтовки применяется глина (вапа) или грунтовка (№ 138).
- Про грунтованную заготовку протирают мягкой губкой и сушат при комнатной температуре 6-8 часов.
- Заготовку покрывают 2-3 раза олифой или смесью олифы и лака в равных частях.
- Промежуточная сушка при комнатной температуре в течении 5 часов.
- Втирание алюминиевого порошка мягкой кожей или замшей до получения зеркальной поверхности.
- Художественная роспись масляными красками, разведенными натуральной олифой.
- Сушка 24 часа на стеллажах при температуре 20-25°С или 1.5-2 часа в электропечи при температуре 100°С.
- Лакирование 3-5 раз лаком ПФ-283,с промежуточной сушкой и шлифовкой.
- Сушка 2-3 часа при комнатной температуре и 15-20 минут в электропечи при температуре 200°С или 3-4 часа в электропечи при температуре 130-140°С до появления золотистого оттенка.
Мастер класс: Роспись тарелки «Осенний лист»
Назначение:
Изделие предназначено для оформления кабинета обслуживающего труда.
Все листочки как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют ХОХЛОМОЙ!
Нам понадобится для работы:
1. Одноразовая тарелка
2. Деревянная ложка
3. Акриловые краски красного, желтого и черного цветов
4. Кисти, карандаш, палитра, баночка для воды
5. Бесцветный лак
6. Орнамент будущей росписи
Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и черным цветом по золотому фону. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
Вот и мы сегодня попробуем расписать тарелку и ложку хохломскими узорами.
Узор будет вписываться в круг.
Придумываем (или берем из интернета) подходящий орнамент и переносим его на нашу тарелку.
Золотые листья, с темными ягодами очень хорошо будут смотреться на красном фоне. Аккуратно заполняем фон красным цветом, обрисовывая каждый листочек и завиточек.
Поскольку изначально на тарелке был цветной кант, совсем нам не нужный, а красным цветом заглушить его не удалось, делаем черный ободок во внутренней части тарелки и по самому краю.
Павловопосадские шали и другие ремёсла отражают дух и традиции нашего народа. Сегодня интерес к этому виду искусства неустанно растёт. Хохломские игрушки, расписанная посуда и мебель становятся не только музейными экспонатами, но и органичной частью нашей жизни. О них и пойдёт речь сегодня.
Изучаем разновидности хохломской росписи с узорами для начинающих
Травяной узор.
Своим внешним видом «травка» лишь в общих чертах похожа на луговую осоку, а для ее нанесения используются лишь красные или черные цвета, но это не мешает зрителю воспринимать ее как травяной узор.
Узор «рыжик».
Один из разновидностей травяного узора, который представляет собой рисунок из отдельных травинок, которым чаще всего обрамляют кухонную посуду – чашки, кружки, ковши и проч.
Кудрина.
Характеризуется различными завитками, колечками, которые затейливо огибают цветы, ягоды и птиц. Такой узор очень красиво смотрится на округлых предметах, но расписывают им и плоские поверхности – столы или стулья.
Пряничный узор.
Представляет собой геометрическую фигуру, вписанную в квадрат или ромб с солнцем в середине. Причем солнце изображается с завитыми лучиками и если к ним приглядеться, то кажется, что солнце постоянно двигается.
Техника хохломской окраски очень сложна и трудоемка и начинается с подготовки деревянной посуды с последующими многочисленными грунтовками-пропитками-сушками. В домашних условиях это сделать невозможно, так как на каждом этапе необходимо выдерживать деревянные заготовки в течение определенного времени при постоянной высокой температуре. Поэтому если вы просто хотите освоить лишь технику росписи, то рекомендуем купить уже подготовленную под роспись деревянную посуду.
В хохломской росписи используются красный, черный и желтые цвета, иногда могут применяться также зеленый и коричневый. Картинки наносят масляными красками в технике верхового письма или «под фон»
Мастерство старообрядцев
Роспись хохлома имеет свою историю возникновения, свои мифы и легенды. Этот промысел тесно связывают со старообрядцами. По некоторым версиям, «утеклецы» — люди, бежавшие от реформ Никона и последовавшего за нововведениями террора, обосновались в диких, безлюдных лесных местах в окрестностях Нижнего Новгорода. По одной из легенд загадочный старец пришел в керженские леса и основал в них первый скит. С собой беглецы принесли не только старую веру, но и свои умения и навыки. Мастерство оформления книг и написания икон, приемы, присущие только старообрядцам (например «мастерство тонкой кисти») переплелись с традициями местных заволжских мастеров. Многие считают, что секрет изготовления золотой посуды в эти края завезли именно «утеклецы» в XVII веке. Однако есть мнение, что роспись хохлома была известна и в более ранний период, и что заслуга в ее появлении принадлежит исключительно местным посудных дел мастерам.
Специфическая технология производства
Хохлома — роспись по дереву, имеющая очень интересную технику изготовления. Из непросушенных чураков или баклуш выстругивались изделия нужной конфигурации. Назывались они «белье», которое затем сушилось, и уже потом грунтовалось жидкой глиной. Мастера называли ее вапой. Конечно же, каждое село имело свои хитрости – кто-то добавлял в глину мел, кто-то мучной клей. Свои приемы существовали на каждой стадии изготовления. Прошедшее грунтовку изделие покрывалось несколькими слоями льняного масла с промежуточными просушками. В течение дня изделия 3-4 раза покрывались олифой, которая наносилась только вручную специальными тампонами из кожи животного, чаще всего телячьей. Именно от этой стадии в дальнейшем зависела прочность росписи. После последней легкой просушки (до стадии «небольшого отлипа»), начинался процесс лужения. Нанесенный тампоном и втертый алюминиевый порошок прочно закреплялся на липкой поверхности.
Характерные орнаменты
Существует два присущих только этой росписи вида письма – верховое и фоновое. Каждому из них присущи свои орнаменты. Отличаются эти виды в первую очередь тем, что при верховом письме черные, красные и другие рисунки получаются в конце нанесенными на золотой фон. А при «фоновом» наоборот – золотой орнамент нанесен на черный или красный фон. Рисунками, характерными для верхового письма, являются «травная роспись», «под листок», «под травку» и «под пряник». Бывает и «под ягодку». А при фоновом письме применяются два вида орнамента – «под фон» и «кудрина»
Каждый орнамент имеет свою специфику, историю и хитрости нанесения, которые все вместе и делают узнаваемой и характерной роспись, известную под названием «хохлома». Роспись для детей присуща любому промыслу. Изделия из глины имеют отдельные направления, известные как «детские игрушки», например дымковская или каргопольская. В хохломской росписи такого отдельного направления не было. Но, конечно же, мастера в каждой деревне расписывали игрушки для своих детей. И детскую посуду, и, очевидно, существовали более крупные формы, как стульчик или колыбелька, а если верить стихам, расписывались «под хохлому» и полати, и столы. Конечно же, современное производство пользуется всеми достижениями науки и техники, что помогает достигать в этом промысле новых вершин.
В советские годы за хохломой были очереди
В целом эта продукция была дорогая? Ее могли позволить себе простые люди?
Продукцию могла позволить себе почти каждая семья, ее выпускалось много. В 1970–1980-х гг. фабрика работала и в магазине «Народные художественные промыслы» всегда стояла очередь, потому что цены были доступны. Привозили хохлому с фабрики из района, и, не распаковывая в магазине, выставляли короба на улицу. Продавали прямо, что называется, «с колес».
Поговорим о рисунке. Как возникли его мотивы?
Есть два вида письма хохломской росписи: верховое и фоновое. Верховое письмо — это когда свободным кистевым мазком на золотистую поверхность изделия без какой-то проработки художник наносит орнамент во время работы. Слева — это травный орнамент, а справа — орнамент под листок, когда идет чередование «листок-ягода» на золотистой поверхности. Тот орнамент, который расположен на золоте изделия, называется верховым письмом.
Фоновое письмо — это роспись под фон, когда в орнаменте оставляются только золотые фрагменты: золотой листочек, ягоды, золотые цветы, а вокруг этого листа закрашен черный, красный либо коричневый фон. Зеленый — это всегда мудрый, хитрый цвет, его надо подобрать очень тонко, поэтому его применяли совсем мало. Кудрина — это тоже фоновое письмо, когда тонкой кистью сначала наносится кудревато-витиеватый орнамент.
Как происходит подготовка стаканчика или ложки перед разрисовкой хохломой?
Выточенное из древесины лиственных пород изделие вначале нужно особым образом подготовить — вы́ходить. При сушке сырая древесина ведет себя совершенно непредсказуемо, она может в любой момент в руке треснуть с кромки и до дна. Поэтому вначале изделия засыпались стружкой, затем, как на производстве, закрывались в кожуха, чтобы не было вентиляции и света. Когда влага выпаривалась, стружку вынимали — на глазок (это сейчас есть влагомеры) — и изделие продолжало выпариваться самопроизвольно. После этого в сушилках чуть подсушивали, затем грунтовали, протирали мешковиной, потом зашпаклевывали дерево с сучками, чтобы скрыть возможные сколы, и затирали. Далее покрывали олифой — три слоя до полного высыхания каждый. На третьем или четвертом слое, когда олифа уже не высыхает — на отлип (у нас такое название) и чувствуется, что она уже не пачкается, втираем сухую алюминиевую пудру, раньше применяли олово и серебро. Не красим кисточкой, а именно втираем — получается зеркальная поверхность, похожая на алюминиевую посуду. После этого заготовка попадает в руки художника и начинается процесс росписи.
Почему после 1917 года советская власть, уничтожая многие дореволюционные традиции, тем не менее оказывала поддержку хохломской росписи и другим подобным промыслам?
При СССР осуществлялась поддержка многим промыслам. В 1975 году вышло отдельное постановление правительства о сохранении и развитии народных художественных промыслов. Сложно сказать — почему. Во-первых, из-за занятости населения это был доход для государства, потому что наша продукция шла на валюту.
У нас в области на тот момент валюту мог зарабатывать только автозавод и предприятия народных художественных промыслов. До 1990-х годов мы работали на экспорт во многие страны мира.
История возникновения
Ремесло появилось в небольших селениях и деревнях Заволжья. Хохлом принято было называть место сбыта ручных изделий, расписанных умельцами. Отсюда и появилось название росписи.
Для промысла свойственна особенность, отличающая его от других типов искусства: хохлома предполагает проведение золочения, после чего осуществляется декорирование всевозможными орнаментами. Мастера в процессе работы применяли своеобразную манеру «свободной кисти». Так, одновременно выполнялась фоновая роспись с последующим нанесением верховой композиции.
Город Хохлома расположен в Нижегородской области. Раньше на левом побережье Волги находилось множество селений, коренные жители которых специализировались на росписи деревянных изделий. В центр рукотворные предметы свозились из других поселений:
- Шабаши;
- Глибино;
- Хрящи.
Ученые склоняются к версии, что окрашивание предметов «под золото» связано с заволжскими старообрядцами. Они жили обособлено и расселялись на удаленных лесных территориях, изолированных от остальных людей. Среди представителей старой веры выделялись талантливые живописцы. Они кистевым тонким изображением писали иконы, отделывали книги.
В целом жители Заволжья были настоящими умельцами, смогли освоить и совершенствовать резьбу по дереву, токарное дело. Совмещение этих направлений, возможно, и положило начало росписи. Об этом следует упомянуть в реферате или рассказе, сообщении на тему хохломы.
Технология создания
Так исторически сложилось, что Русь во все времена славилась народными умельцами, слава о которых шла далеко за ее пределы. Все дело в том, что наши предки умели не только создавать, но еще и сохранять все традиции, передавая их своим потомкам. Именно поэтому каждый промысел — это не только невероятная эстетика, но еще и строгая технологичность процесса создания народного шедевра. Все дело в особых секретах и правилах, которым мастера следуют и сегодня:
-
На первом этапе выполняется изготовление заготовок. На Руси такой процесс именовался «бить баклуши». Работа крайне ответственная и кропотливая: сначала готовятся бруски нужного размера, а потом с них «снимается» все лишнее при помощи специальных резцов. Так брускам придается понятная форма ложки, миски, тарелки, горшка, чашки или любых других предметов. Важный секрет заключается в том, что для заготовок используется сырое дерево, поэтому оно должно как следует просушиться.
- Далее поверхность заготовки обязательно грунтуется. В качестве грунта используется глина, или вапа. После того, как заготовка загрунтована, ей необходимо просушиться в течение семи часов.
- Этап масляного покрытия. Издавна мастера использовали льняное масло или олифу, эта традиция сохраняется и сегодня. Маслом заготовки покрываются в несколько слоев, предварительно просушивая каждый предыдущий. Масляное покрытие придает изделию ту гладкость и глянец, который и выделяет промысел среди других.
- Важный этап обработки перед тем, как непосредственно расписывать, — лужение. Такая работа выполняется при помощи добавления алюминиевого порошка. Древняя технология позволяет добиться уникальной зеркальной поверхности.
- После всех этапов подготовки можно приступать к выполнению росписи.
Хохлома состоит их множества традиционных художественных приемов и техник, зная секреты и особенности которых можно выполнить ее самостоятельно. Деревянная посуда, которую украшает роспись в хохломском стиле, — это не только красиво, но еще практично и экологично.
Роспись под хохлому позволяет создавать такие вот шедевры
Такая роспись — это классика народного промысла. Те, кто знает толк в искусстве, именуют промысел «золотой осенью». И действительно, палитра, блеск, невероятно душевный и понятный каждому рисунок, — все это пронизано теплом и свежестью ясного осеннего дня.
В чем секрет такого уникального искусства? Все дело в том, что при нанесении рисунка используется определенная цветовая гамма. Это обусловлено тем, что истоком хохломской росписи стала иконопись, поэтому многие цвета в таких разных промыслах все же перекликаются между собой. Традиционные цвета представлены золотом, оттенками красного, черным. Иногда узор дополняется желтым, зеленью, коричневым оттенком или белым. Чтобы рисунок был фактурным, четким и ярким, по традиции для росписи используются краски с масляной основой. Нанесение рисунка — процесс творческий, требует не только соответствующего состояния души, но и определенных знаний.
Ход занятия:
Воспитатель: Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
— Доброе утро, дети!
— Доброе утро, гости!
Воспитатель : Отгадайте загадку
-Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.
Рядом с листиком трехпалым, земляника цветом алым
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
А трава, как бахрома.
Что же это?.
Дети:Хохлома.
Воспитатель : Это загадка про хохломскую роспись. — Почему роспись назвали «Хохломской», откуда она к нам пришла?
Воспитатель: Давным-давно зародилась эта роспись. Свое название она получила от названия села Хохлома, где начали украшать деревянные изделия. А затем устраивали ярмарки. На них продавалась красивая хохломская посуда, притягивая и привораживая всех своей яркостью и сочностью красок.
Воспитатель: -Сегодня мы отправимся на «Ярмарку изделий народных мастеров».
Покружились, покружились и на ярмарке очутились.
(Звучит веселая музыка, дети встают полукругом (озвучка куклы)
Кукла: Эй, честные господа!
К нам пожалуйте сюда!
Как у нас ли тары – бары, хохломские есть товары!
Гости дорогие, подходите, поглядите,
Дети рассматривают на ярмарке изделия народных мастеров.
Воспитатель: — Мастера наносят рисунки точным, уверенным движением гибкой кистью, делая плавный изгиб ветки, как бы сгибающийся под тяжестью спелой ягоды, грациозные «усики» тонких травок вот-вот заколышутся на легком ветре. Хохломские мастера знают много замечательных приемов росписи – тут и крупные золотые цветы на красном фоне, и древняя «травная» роспись – тонкая-тонкая черно-красная травка весело вьется по золотому фону. Каждый цвет имеет свое значение.
Красный – огонь, любовь, преданность.
Золотой – солнце, свет, тепло.
Черный – земля, торжественность.
Зеленый – жизнь.
Воспитатель: Изделия служат прекрасным украшением любой комнаты, и в то же время они нужны, полезны в быту. В комнате становится светлее и уютнее от теплого золотистого блеска хохломских изделий. Сейчас мы устроим в нашем детском саду ярмарку. Распишем посуду хохломским узором. Занимайте свои места в мастерской.
Воспитатель: -Но для начало нужно уточнить. На какой фон хохломские мастера наносят свой узор?.
Дети : На жёлтый, красный и чёрный фон.
Воспитатель: — Какие цвета используются при росписи?
Дети.: Красный, желтый, зеленый, черный.
Воспитатель: -Что является главным рисунком?
Дети: -Растительность.
Воспитатель:-Какие элементы этой росписи вы уже знаете и умеете рисовать?
Дети: «осочки», «усики», «капельки», «ягодки», «травинки».
Воспитатель: — Поиграем в игру «Угадайка». Я буду показывать вам различные элементы хохломской росписи, а вы назовите их правильно. Согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: -На чем расположены все элементы?
Дети: На центральном стебле (криуль).
Воспитатель: А теперь мы отдохнем. (физминутка)
Руки подняли и покачали.
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули.
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем.
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем.
Крылья сложили назад.
Воспитатель: — Сегодня мы познакомимся с одним из элементов – «завиток».
Обращаю внимание на то, как нужно держать кисть по отношению к бумаге (рука находится на весу над столом): тремя пальцами, вертикально к бумаге. Смотрите внимательно, как рисовать красивый элемент хохломы — «завиток»
Смотрите внимательно, как рисовать красивый элемент хохломы — «завиток».
Воспитатель: Сначала начинаем рисовать концом кисти, делаем закругление, постепенно увеличивая нажим на кисть. При дальнейшем закручивании «завитка» давление на кисть ослабляем. А теперь потренируйтесь рисовать «завиток» на своих листочках (дети упражняются) .
Воспитатель: Поупражнялись, перейдем к основной работе. У вас на столе лежат вазочки. Сегодня мы их разрисуем хохломской росписью.
-Вспомним, в какой последовательности вы будете расписывать своё изделие.
Дети: Сначало «ягоды» тычком, затем «осочки», «усики», «капельки»,
«завиток», «травка» .
Воспитатель: Устроим выставку — ярмарку ваших работ, пусть все полюбуются. Какая работа больше понравилась? Почему? (высказывания детей)
Воспитатель: — С какой росписью были разрисованы изделия для ярмарки?
Дети: хохломской.
Воспитатель: — Почему роспись назвали хохломской?
Дети: свое название получила от села Хохлома.
Воспитатель: Какие элементы росписи вы знаете?
Дети:: «осочки», «усики», «капельки», «ягодки», «травинки», «завиток».Воспитатель :Хочется сказать такие слова:
«Как волшебница жар — птица,
Чародейка, мастерица — золотая хохлома!»
Воспитатель: Спасибо вам, ребята, за такую красоту!
Расписная миска для киски
А сколько может служить хохломская посуда? И какая была самой распространенной?
Есть экспонаты в коллекциях крупных музеев. Они покупались у населения, то есть уже были использованы в быту. Люди их либо изготавливали сами, либо покупали, но именно для пользования — в чашки насыпались крупы, в мисках к столу подавались горячие щи и салаты. Если же сейчас эти крупные музеи покупают работы у нас, то они сразу определяют их в коллекции, не используя в быту.
На сегодняшний день сложно определить, сколько может служить продукция этого промысла, потому что ее вытесняют — как и продукцию вообще всех промыслов — дешевые материалы. Сейчас ведь уже никто не берет на природу или в поход расписную чашку, а покупают в магазине одноразовую посуду, чтобы собрать в пакет и выбросить после пикника. Можно сказать, что на сегодняшний день промыслы имеют какую-то границу между используемостью и работами, как произведения искусства.
Однако в былые времена практичная и недорого расписанная посуда была повседневной. У нас даже, я помню, была «миска для киски», ей там наливали молоко. Фарфор тогда был дорогим, пластиковой посуды тоже не было.
Я вспоминаю, что в период моего детства пользовались в основном деревянными изделиями, то есть что мы делали — тем и пользовались: ложки небольшого размера чашки, миски, плошки. Их называли по-разному, в зависимости от формы. Если токарь выточил просто чашку — значит, это чашка и есть. Если это напоминает глиняную плошку или она для чего-то предназначена — так и называлась: плошка, кандейка, шкатулка. Для каждого изделия было определенное предназначение.
А было ли разделение труда? Могли ли в одной семье, например, изготавливать посуду и расписывать ее, или это было четко разделено?
Если я художник, но не умею точить, то я кооперируюсь с соседом-токарем: он делает заготовку, вырезает изделие и отдает мне, чтобы я делал дальнейшую обработку и роспись. Если это происходило среди членов одной семьи, то было еще выгоднее.
Некоторые семьи строили красильни, к ним приходила красить, например, соседка, у которой не было краски и лака, и ей платили за работу. И в итоге так появились артели и промартели.