Хохлома

Термины

Бельё
— белая, неокрашенная деревянная заготовка

Баклу́ша
— обрубок древесины (в основном липовой, осиновой или берёзовой), обработанный для выделки различных долблёных деревянных изделий (ложек и другой утвари).

Грунто́вка
— состав, наносимый первым слоем на подготовленную к окраске или отделке поверхность.

Вапа
или вап (от греч. βαφα — окраска) — красящее вещество. Глагол вапить означает красить что-либо. Традиционно используется в хохломе, иконописи и набойках. Представляет собой купорос или отмученную мелкозернистую глину.

Полуда
— измельчённый в порошок металл. В старину полудой служило олово, а сейчас — алюминий, тоже серебристый, лёгкий и дешёвый материал.

История возникновения

Ремесло появилось в небольших селениях и деревнях Заволжья. Хохлом принято было называть место сбыта ручных изделий, расписанных умельцами. Отсюда и появилось название росписи.

Для промысла свойственна особенность, отличающая его от других типов искусства: хохлома предполагает проведение золочения, после чего осуществляется декорирование всевозможными орнаментами. Мастера в процессе работы применяли своеобразную манеру «свободной кисти». Так, одновременно выполнялась фоновая роспись с последующим нанесением верховой композиции.

Город Хохлома расположен в Нижегородской области. Раньше на левом побережье Волги находилось множество селений, коренные жители которых специализировались на росписи деревянных изделий. В центр рукотворные предметы свозились из других поселений:

  • Шабаши;
  • Глибино;
  • Хрящи.

Ученые склоняются к версии, что окрашивание предметов «под золото» связано с заволжскими старообрядцами. Они жили обособлено и расселялись на удаленных лесных территориях, изолированных от остальных людей. Среди представителей старой веры выделялись талантливые живописцы. Они кистевым тонким изображением писали иконы, отделывали книги.

В целом жители Заволжья были настоящими умельцами, смогли освоить и совершенствовать резьбу по дереву, токарное дело. Совмещение этих направлений, возможно, и положило начало росписи. Об этом следует упомянуть в реферате или рассказе, сообщении на тему хохломы.

Хохлома изначально была промыслом, а потом уже стала искусством

Известный русский писатель Мельников-Печерский рассказывает в своем романе «В лесах и на горах», что изготовление посуды из дерева было одним из главных промыслов в Заволжье и всей Нижегородчине. С чем это связано?

Во-первых, если говорить о промыслах по Нижегородской области в целом, то в каждом районе имеются какие-то свои центры. Например, в Городце это городецкая роспись, городецкое золотное шитье, глиняная жбанниковская игрушка; в Чкаловске — чкаловский гипюр и многие другие.

Если говорить о хохломской росписи, то ей занимаются два района, граничащих друг с другом, — Ковернинский и Семеновский, где длительное время занимались изготовлением посуды из дерева и расписывали по хохломской технике с золочением и применением растительного орнамента. На сегодняшний день эти два центра так и остались, претерпев некоторые изменения в структуре. В Ковернинском районе раньше находилась огромная фабрика «Хохломский художник», насчитывающая более 1000 человек, сегодня она не работает. В Семенове тоже есть большое производство, где находится фабрика хохломской росписи. «Хохломская» преобладает в названии и того, и другого предприятия, потому что это название промысла.

Теперь немного поясню, почему в наших местах занимались этим производством. Год длинный, сельскохозяйственное производство занимает только период «весна-лето-осень», зима бездействует, поэтому надо чем-то заниматься. Также людям нужен был дополнительный доход в семью: пропитаться было нечем. Поэтому изначально это был промысел, к искусству он отошел уже позднее.

До 1961 года у нас были артели и промартели, которые зимой занимались изготовлением посуды, а летом все художники были задействованы уже на государственном предприятии, где художники и мастера работали на производстве круглый год. На сельскохозяйственные работы отвлекались только изредка по приглашению — ходили помочь собрать картошку или заготовить сено.

По сути, в глухом районе Нижегородской области были задействованы в промысле тысячи человек: одни точили, другие резали, третьи проводили заготовку, четвертые расписывали, кто-то сбывал эту продукцию. Все этапы были очень отлажены. И еще был сбыт, поскольку Советский Союз был огромен.  

Почему традиция создавать особую расписную посуду появилась именно в Хохломе, и как она сложилась?

Почему в Хохломе? У нас более 40 деревень только на территории Ковернинского района занимались изготовлением хохломской росписи. Пользовались дешевым подручным материалом. Ковернинский и Семеновский районы — это лесные края, поэтому в качестве материала для промысла выбирали дерево. Например, липа — мягкий материал, поддающийся обработке и в резьбе, и в токарном деле. В целом, я охватываю весь промысел, но мне ближе Ковернинский район, потому что я его лучше всех знаю: я там жил и вырос, знаю всю специфику. Изготовлением изделий занимался почти весь район: кто-то резал ложки, кто-то их расписывал, кто-то их скупал и ехал продавать — так получалось выгоднее всего. Напомним, что сезон заработка — весна-лето-осень, на зиму надо было где-то найти доход, чтобы купить продукты и одеться.

Заниматься подработкой могли всей округой, а продавать изделия все равно ехали в одно место. Хохлома была торговым селом. У кого была лошадь, тот возил изделия на продажу в Кострому, а в основном возили на саночках в Хохлому.

Многие искусствоведы утверждают (и даже подтверждают документально), что техника изготовления хохломской посуды с золочением дерева пошла от росписи икон. Возможно, это так, потому что золочение дерева в нашей местности преобладает именно в росписи икон. Скорее всего, какой-то этап в технологии хохломской росписи взят из заготовок досок под роспись икон.  

На ваш взгляд, в каком году возник промысел хохломской росписи?

В XVI–XVII века. Это подтверждается искусствоведческими поисковыми работами и документами. Год конкретно сказать трудно. В 1991 году отмечали 300-летие Хохломы, хотя, конечно же, нет конкретной даты, что именно в этот день начали рисовать хохлому.  

А можно ли назвать место, где возник промысел?

Было село Хохлома, которое до сих пор существует на территории Ковернинского района. Вообще название любому промыслу дает то место, откуда он выходит: Дымка — дымковская игрушка, Жостово — жостовские подносы. Но нельзя сказать, что мастера были только из этого села; скорее — из округа деревень вокруг Хохломы. А Хохлома была торговым селом, где устраивались четверговые базары. Когда не имели названия технологии росписи, говорили: «Откуда везем?» — из Хохломы, из Жостова, из Гжели. В итоге за видом промысла определилось название места, откуда оно расходилось.

Ход занятия:

Воспитатель: Придумано кем – то

Просто и мудро

При встрече здороваться!

— Доброе утро, дети!

— Доброе утро, гости!

Воспитатель : Отгадайте загадку

-Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.

Рядом с листиком трехпалым, земляника цветом алым

Засияла, поднялась, сладким соком налилась.

А трава, как бахрома.

Что же это?.

Дети:Хохлома.

Воспитатель : Это загадка про хохломскую роспись. — Почему роспись назвали «Хохломской», откуда она к нам пришла?

Воспитатель: Давным-давно зародилась эта роспись. Свое название она получила от названия села Хохлома, где начали украшать деревянные изделия. А затем устраивали ярмарки. На них продавалась красивая хохломская посуда, притягивая и привораживая всех своей яркостью и сочностью красок.

Воспитатель: -Сегодня мы отправимся на «Ярмарку изделий народных мастеров».

Покружились, покружились и на ярмарке очутились.

(Звучит веселая музыка, дети встают полукругом (озвучка куклы)

Кукла: Эй, честные господа!

К нам пожалуйте сюда!

Как у нас ли тары – бары, хохломские есть товары!

Гости дорогие, подходите, поглядите,

Дети рассматривают на ярмарке изделия народных мастеров.

Воспитатель: — Мастера наносят рисунки точным, уверенным движением гибкой кистью, делая плавный изгиб ветки, как бы сгибающийся под тяжестью спелой ягоды, грациозные «усики» тонких травок вот-вот заколышутся на легком ветре. Хохломские мастера знают много замечательных приемов росписи – тут и крупные золотые цветы на красном фоне, и древняя «травная» роспись – тонкая-тонкая черно-красная травка весело вьется по золотому фону. Каждый цвет имеет свое значение.

Красный – огонь, любовь, преданность.

Золотой – солнце, свет, тепло.

Черный – земля, торжественность.

Зеленый – жизнь.

Воспитатель: Изделия служат прекрасным украшением любой комнаты, и в то же время они нужны, полезны в быту. В комнате становится светлее и уютнее от теплого золотистого блеска хохломских изделий. Сейчас мы устроим в нашем детском саду ярмарку. Распишем посуду хохломским узором. Занимайте свои места в мастерской.

Воспитатель: -Но для начало нужно уточнить. На какой фон хохломские мастера наносят свой узор?.

Дети : На жёлтый, красный и чёрный фон.

Воспитатель: — Какие цвета используются при росписи?

Дети.: Красный, желтый, зеленый, черный.

Воспитатель: -Что является главным рисунком?

Дети: -Растительность.

Воспитатель:-Какие элементы этой росписи вы уже знаете и умеете рисовать?

Дети: «осочки», «усики», «капельки», «ягодки», «травинки».

Воспитатель: — Поиграем в игру «Угадайка». Я буду показывать вам различные элементы хохломской росписи, а вы назовите их правильно. Согласны?

Дети: Да.

Воспитатель: -На чем расположены все элементы?

Дети: На центральном стебле (криуль).

Воспитатель: А теперь мы отдохнем. (физминутка)

Руки подняли и покачали.

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули.

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем.

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем.

Крылья сложили назад.

Воспитатель: — Сегодня мы познакомимся с одним из элементов – «завиток».

Обращаю внимание на то, как нужно держать кисть по отношению к бумаге (рука находится на весу над столом): тремя пальцами, вертикально к бумаге. Смотрите внимательно, как рисовать красивый элемент хохломы — «завиток»

Смотрите внимательно, как рисовать красивый элемент хохломы — «завиток».

Воспитатель: Сначала начинаем рисовать концом кисти, делаем закругление, постепенно увеличивая нажим на кисть. При дальнейшем закручивании «завитка» давление на кисть ослабляем. А теперь потренируйтесь рисовать «завиток» на своих листочках (дети упражняются) .

Воспитатель: Поупражнялись, перейдем к основной работе. У вас на столе лежат вазочки. Сегодня мы их разрисуем хохломской росписью.

-Вспомним, в какой последовательности вы будете расписывать своё изделие.

Дети: Сначало «ягоды» тычком, затем «осочки», «усики», «капельки»,

«завиток», «травка» .

Воспитатель: Устроим выставку — ярмарку ваших работ, пусть все полюбуются. Какая работа больше понравилась? Почему? (высказывания детей)

Воспитатель: — С какой росписью были разрисованы изделия для ярмарки?

Дети: хохломской.

Воспитатель: — Почему роспись назвали хохломской?

Дети: свое название получила от села Хохлома.

Воспитатель: Какие элементы росписи вы знаете?

Дети:: «осочки», «усики», «капельки», «ягодки», «травинки», «завиток».Воспитатель :Хочется сказать такие слова:

«Как волшебница жар — птица,

Чародейка, мастерица — золотая хохлома!»

Воспитатель: Спасибо вам, ребята, за такую красоту!

Элементы и мотивы хохломской росписи

Различают «верховое» и  «фоновое» письмо. В первом случае мастер формирует узор на золотом фоне при помощи черных, красных и белых тонов. Именно на примере хохломских рисунков, можно предельно четко рассмотреть всю «душу» русского народа, особую подачу, теплую и немного наивную жизненную философию целого народа. Это его небезызвестные «травушки» и «колосочки»,  любовь  к натюрмортам, где мастера особо щедро использовали яркие сочные цвета, умение посредством деликатных мазков создавать сложнейшие композиции.

(Ветки и кустики)

Травная роспись представлена мотивами «под осоку». Наиболее старый тип узора пишется завитками, мазками, мелкими ягодками, колосками по посеребренному фону. Из отдельных травинок искусные мастера могли сформировать мотив курочки или петушка, который, например, восседает на ветке среди густой листвы;

(Ягодки и листочки)

«Ягодка» и «листок» отличается от предыдущей техники более крупными «жирными» мазками. Мастера формируют овальные листья, круглые ягоды, стилизуя композиции массивными растительными формами. Особо популярными считаются узоры с виноградными гроздьями или листьями, ягодами земляники, малины, черники, крупными вишенками. На россыпи из тюльпанов, астр, лютиков, ромашек, колокольчиков мастера умудрялись расположить смородину, крыжовник и рябину;

(Строчки и узоры)

«Пряник» или «рыжик» выполняют обычно внутри чашек, блюд, пиал. Это геометрические фигуры, которые вписываются в квадрат или ромб. По центру рисуют «солнце». Периферию орнамента обогащаются миниатюрными деталями.

(Растительные орнаменты)

Верховое письмо всегда создается тонкими деликатными мазками. Композиция получается легкая и воздушная, будто подсвеченная золотым сиянием изнутри. Как правило, это довольно простой способ нанесения красок, позволяющий в какой-то мере импровизировать, видоизменять композицию на сове усмотрение в самый разгар работы.

При фоновом письме изначально формируют полотно с контурными начертаниями. Затем красной и черной краской закрашивают окружающий фон. Фоновая роспись более сложный и трудоемкий процесс. Здесь нет месту импровизации, а изначальную задумку нужно реализовать в точности, как придумал мастер в самом начале.

Из серебра – в золото

Итак будущее творение покрыто всё узорами мастера, на нём красуются лесные ягоды, среди ярких цветов ожили птицы, в осочке спрятались зверюшки. Но это ещё не та настоящая, знаменитая на весь мир хохлома! Только сейчас можно приступать к волшебству, чтобы мерцающее холодным серебром изделие засверкало благородным теплом золота.

Этой тайной владеют лачила и печник. Первый покрывает расписанный предмет нескольким слоями синтетического жёлтого лака, а второй отвечает за закаливание в печке при температуре до 180 градусов на протяжении трёх-четырёх часов.

И вуаля! Поставленное на «приготовление» в печь хохломское серебряное изделие достаётся на белый свет сверкающее золотом! Ох уж эти фокусники, лачила да печник!

Сегодня хохлома постепенно возвращается в наши дома в виде предметов быта и сувениров. Кроме того, хохломской узор становится визитной карточкой русского стиля в мировой моде. Орнаменты с хохломой модельеры начали вводить в свои новые коллекции при пошиве блузок и юбок, топов и брюк, даже в вечерних нарядах и спортивной моде есть это волшебство.

А хотите посмотреть, как можно расписать обычную деревянную разделочную дощечку? Это очень красиво и интересно)

А вы любите хохлому? Может, у вас детская мебель разукрашена золотом и на ней живут сказочные жар-птицы или в гардеробе поселилась брендовая одежда с хохломской росписью? В ожидании историй прощаюсь с вами до новых встреч.

Жду вас с нетрпением в нашей группе «Вконтакте», присоединяйтесь, там весело)

Ваша Евгения.

Хохлома: роспись, картинки и узоры

Можно выделить несколько видов орнамента:

Травная роспись – старинный вид рисунка. Он пишется мелкими мазками, завитками, колосками и ягодками по серебряному фону.

Напоминает русские травы – луговые, болотную осоку, белоус.

Этот рисунок может быть разбросан по всему изделию тарелок, разделочных досок, шкатулок или собран букетами, кустами. Причем из разрозненных травинок художники создают различные сочетания картинок — мотив петуха, жар-птицы, сидящей на дереве, клюющей ягоды, а также рыб.

Роспись «под листок» или «под ягоду» — в нее, кроме травки, включены овальные лепестки, расписанные тычками кисти, более крупными мазками.

В основу входят остроконечные или округлые листья по три или пять, и группы ягод около стебля.

В зависимости от величины изделия могут быть включены элементы ветки, рябины, винограда, смородины, крыжовника, клубники, цветы ромашки, тюльпана и колокольчика.

Роспись под «пряник» или «рыжик» — этот орнамент применяют обычно внутри блюда или чаши. Геометрические фигуры вписываются в ромб или квадрат. С травными кустами в углах, а в середине – большой «рыжик» в круге — солнце. Еще пряник называют «косовик», так как из него как бы вырастают косы из трав и мотивов. Вначале эти элементы росписи кажутся простыми и примитивными. Но если вглядеться, то видно, что солнце движется, и вместе с ним захвачены кружением все листочки и травинки.

«Кудрина» — стилизованные золотые изображения кудреватых завитков, формирующих листья, цветы, ягоды и плоды. Это вид росписи, где главной является контурная линия, золотое пятно и легкие тонкие штрихи в прорисовке мелких деталей.

«Фон» — художник рисует стебель с цветами и листьями, стилизованные изображения петушков, рыб. Затем фон заполняется краской – обычно черной. Поверх черного фона делают мазки краской – травинки, налепливаются гроздья диких яблочек, меленькие цветочки.

Роспись под «Пряник» Хохлома под фон Роспись «Кудрина»

История

Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Хохлома (откуда и появилось название росписи), Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области.

На сегодняшний момент существует множество версий происхождения хохломской росписи вот 2 наиболее распространенные:

1 версия

По наиболее распространенной версии, уникальный способ окраски деревянной посуды «под золото» в лесном Заволжье и само рождение хохломского промысла приписывалось старообрядцам .

Еще в давние времена среди жителей местных деревень, надежно укрытых в глухомани лесов, было немало «утеклецов», то есть людей, спасавшихся от гонения за «старую веру».

Среди переселившихся на нижегородскую землю старообрядцев было немало иконописцев, мастеров книжной миниатюры. Они привезли с собой древние иконы и рукописные книги с красочными заставками, принесли тонкое живописное мастерство, каллиграфию свободного кистевого письма и образцы богатейшего растительного орнамента.

В свою очередь, местные мастера отменно владели токарным мастерством, передавали из поколения в поколение навыки изготовления посудных форм, искусство объемной резьбы. На рубеже XVII-XVIII столетий лесное Заволжье стало настоящей художественной сокровищницей. Искусство Хохломы унаследовало от заволжских мастеров «классические формы» токарной посуды, пластику резных форм ковшей, ложек, а от иконописцев — живописную культуру, мастерство «тонкой кисти»

И, что не менее важно, секрет изготовления «золотой» посуды без применения золота

2 версия

Но есть документы, свидетельствующие о другом. Способ имитации позолоты на дереве, родственный хохломскому, использовался нижегородскими ремесленниками в окраске деревянной посуды еще в 1640-1650 годах, до появления старообрядчества. (Т.Емельянова, Рождение Хохломы.ж. «Народное творчество», N1, 1992, стр. 19). В крупных нижегородских ремесленных селах Лысково и Мурашкино, в заволжском «селишке Семеновское» (будущий город Семенов — один из центров хохломской росписи) изготовлялась деревянная посуда — братины, ковши, блюда для праздничного стола — окрашенная «на оловянное дело», то есть с применением оловянного порошка. Способ окраски деревянной посуды «на оловянное дело», вероятно, предшествовавший хохломскому, сложился из опыта иконописцев и местных поволжских традиций посудного ремесла. (там же, стр. 20).

Факторы, давшие толчок к развитию хохломской росписи

Производство хохломской посуды долгое время сдерживалось дороговизной привозимого олова. Обеспечить оловом мастеров мог только очень состоятельный заказчик. В Заволжье такими заказчиками оказались монастыри. Так, села Хохлома, Скоробогатово и около 80 селений по рекам Узоле и Керженцу работали на Троице-Сергиев монастырь. Из документов монастыря видно, что крестьяне этих сел вызывались для работы в мастерских Лавры, где могли познакомиться с производством праздничных чаш и ковшей. Не случайно, что именно хохломские и скоробогатовские села и деревни стали родиной оригинальной росписи посуды, так похожей на драгоценную.

Обилие леса, близость Волги — главной торговой артерии Заволжья — также способствовало развитию промысла: груженные «щепным» товаром. суда направлялись в Городец, Нижний Новгород, Макарьев, славившиеся своими ярмарками, а оттуда — в Саратовскую и Астраханскую губернии. Через прикаспийские степи хохломская посуда доставлялась в Среднюю Азию, Персию, Индию. Англичане, немцы, французы охотно скупали заволжскую продукцию в Архангельске, куда она доставлялась через Сибирь. Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии), где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома».

Существует и легендарное объяснение появления хохломской росписи. Был замечательный иконописец Андрей Лоскут. Бежал он из столицы, недовольный церковными нововведениями патриарха Никона , и стал в глуши приволжских лесов расписывать деревянные поделки, да писать иконы по старому образцу. Прознал про это патриарх Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат. Отказался подчиниться Андрей, сжёг себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство. Искрами изошёл, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски хохломы.

Основные цвета хохломской росписи

Исполняется тремя цветами – красная киноварь, золото и черная сажа. На фоне для прорисовки используют зеленый, оранжевый, синий, желтый, голубой. Каждый тон несет свой смысл. Черный — означает глубину вселенной, извечную темноту, бесконечность. Красный – красоту (красна девица, Красная площадь), здоровье, силу, процветание. Золото – характерный знак плодородия, богатства и благополучия. Эти пламенные сочетания не раздражают глаза, приносят красоту, покой и отдохновение.

Верховая роспись

Это искусство живописи заключается в нанесении черного и красных основных цветов на серебряный или золотисто-желтый фон изделия.

Особенность хохломы от других видов заключается в необычном приеме рисунка, при котором участвуют не только пальцы художника, а вся рука.

Мастер одним слитным движением создает долгие штрихи и пластичные мазки ленточного орнамента.

На поверхностях в виде сферы — сахарницы или конфетницы, цилиндра бочонка, самовара или чайника. Для верхового стиля характерны орнаменты «травная роспись или травка», «под ягоду или листок» и «пряник».

Хохлома на фоне

Фоновое написание отличается тем, что художник тонкой кистью наносит контур будущего рисунка. Кисть мастер держит фалангами пальцем почти вертикально к поверхности предмета. Легко прикасаясь , слегка вращает по направлению к себе. Затем фон закрашивается красным или черным цветом. А сами мотивы рисуются поверх фона. Золото только выглядывает в силуэтах цветов, птиц и лошадей, изгибах травинок. Это очень трудоемкий процесс, такие изделия дорогие, их обычно делают на заказ. Разновидностью «фонового» рисунка,  является «Кудрина». Золотые кудри завитков очень эффектно выглядят на черном или красном фоне столовых сервизов, чайных пар, ваз и панно.

Современный технологический процесс хохломской росписи

  1. Выточенную или вырезанную прошлифованную заготовку грунтуют (методом окунания). В качестве грунтовки применяется глина (вапа) или грунтовка (№ 138).
  2. Про грунтованную заготовку протирают мягкой губкой и сушат при комнатной температуре 6-8 часов.
  3. Заготовку покрывают 2-3 раза олифой или смесью олифы и лака в равных частях.
  4. Промежуточная сушка при комнатной температуре в течении 5 часов.
  5. Втирание алюминиевого порошка мягкой кожей или замшей до получения зеркальной поверхности.
  6. Художественная роспись масляными красками, разведенными натуральной олифой.
  7. Сушка 24 часа на стеллажах при температуре 20-25°С или 1.5-2 часа в электропечи при температуре 100°С.
  8. Лакирование 3-5 раз лаком ПФ-283,с промежуточной сушкой и шлифовкой.
  9. Сушка 2-3 часа при комнатной температуре и 15-20 минут в электропечи при температуре 200°С или 3-4 часа в электропечи при температуре 130-140°С до появления золотистого оттенка.

Мастер класс: Роспись тарелки «Осенний лист»

Назначение:
Изделие предназначено для оформления кабинета обслуживающего труда.

Все листочки как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют ХОХЛОМОЙ!

Нам понадобится для работы:

1. Одноразовая тарелка

2. Деревянная ложка

3. Акриловые краски красного, желтого и черного цветов

4. Кисти, карандаш, палитра, баночка для воды

5. Бесцветный лак

6. Орнамент будущей росписи

Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и черным цветом по золотому фону. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Вот и мы сегодня попробуем расписать тарелку и ложку хохломскими узорами.

Узор будет вписываться в круг.

Придумываем (или берем из интернета) подходящий орнамент и переносим его на нашу тарелку.

Золотые листья, с темными ягодами очень хорошо будут смотреться на красном фоне. Аккуратно заполняем фон красным цветом, обрисовывая каждый листочек и завиточек.

Поскольку изначально на тарелке был цветной кант, совсем нам не нужный, а красным цветом заглушить его не удалось, делаем черный ободок во внутренней части тарелки и по самому краю.

Павловопосадские шали и другие ремёсла отражают дух и традиции нашего народа. Сегодня интерес к этому виду искусства неустанно растёт. Хохломские игрушки, расписанная посуда и мебель становятся не только музейными экспонатами, но и органичной частью нашей жизни. О них и пойдёт речь сегодня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector