Национальная одежда казахов
Содержание:
- Религия (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
- Свадебный женский костюм
- Материалы
- Национальный костюм казахов для мальчиков. Особенности мужской казахской национальной одежды
- 1.2. Национальная повседневная одежда казахов
- Обувь
- Быт (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
- Аксессуары и украшения
- Казахи и казаки
- Женский головной убор
- Современный казахский костюм девушки
- Разновидности
- Характерные черты казахского костюма
- Женская одежда
- Краткая информация
- Язык (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
- Национальные костюмы названия. Национальные костюмы народов мира
- Цвета и оттенки
- Украшения, пояса, головные уборы и обувь
Религия (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Как и у многих народов континента, предки казахов были язычниками. Они обожествляли природу, вечное небо и поклонялись духам предков. Своеобразной чертой такой религии было ощущение родственной связи человека и окружающей естественной среды. Такая вера (тенгрианская по определению Гумилева) давала кочевникам знание и умение жить в гармонии с природой. Этнические традиции казахов, родовые обычаи оказались тесно связаны с языческими верованиями и обрядами. До сих пор некоторые языческие обычаи сохранились в современных обрядах, например, обряды очищения огнем при заключении брака и первом укладывании ребенка в колыбель. Кочевой уклад наложил свои национальные особенности и на пришедший позднее ислам. Исламизация казахского населения проходила несколько столетий, начиная с оседлого населения Семиречья. И медленно распространяясь среди кочевников, которые долгое время были не очень религиозными. Сейчас казахи — это мусульмане-сунниты, большинство из которых соблюдает исламские обряды или хотя бы некоторые из них. Например, обряды обрезания (сундет) и похорон всегда проводятся в соответствии с религиозными правилами. В настоящее время в стране работает 2700 мечетей, в советское время их было 63. В целом, казахи становятся все более религиозным народом.
Свадебный женский костюм
Обязательной частью приданого был свадебный халат, который заготавливали заранее. Такие наряды делали из дорогих видов ткани (плис, бархат, сукно, шелк, атлас). Обычно выбирали материал красного цвета. Иногда брали черный или полосатый шелк из Средней Азии. Халат шился по туникообразному покрою. Он имел длинные рукава и открытый ворот, без воротника. В южной и восточной частях страны халат набрасывали на голову, а на остальных территориях – на плечи. В начале двадцатого века в Семиречье отменили обычай одевать невесту в свадебный халат. В этих краях ходить в таком халате выпадала честь женщине, которая приглашала гостей на свадьбу. В нем она ездила по аулу и звала гостей. Такую женщину называли той.
Материалы
Одежду шили из шерстяных, шёлковых материалов, кошмы, шкур животных. Казахи особо ценили дорогие шкурки куницы, енота, крота, а также жеребячьи, собольи, тигровые шкуры. Подкладками для шуб выбирали ценные дорогие шкуры, называемые «ичик». Снаружи ичики покрывали тканями из дорогих материалов: атласа, шелка, бархата, парчи, велюра, вельвета и т. д. Для украшения меховых шуб пришивали отложные воротники.
Существовало несколько разновидностей чапанов:
- для холодного времени шили с подкладкой из свалянной верблюжьей или овечьей шерсти — купи;
- легкую верхнюю безрукавку из верблюжьей шерсти — чекмень;
- мужская одежда из войлока с различными украшениями;
- чапаны с теплыми подкладами, стеганные, расклешенные, отороченные мехом.
Широко распространены обработанные дубленки, шубы, снаружи покрытые дорогой тканью и покрашенные (желто-красной краской, изготовленной из листьев березы, сосны, хны, для окрашивания кожи применяли корень ревеня). Толстыми, длинными иголками надстрочными и крестообразными стежками шили каптама тон (теплую зимнюю одежду поверх пальто), подол которой обшивали оторочкой. Многие шубы шились лицевой стороной из жеребячьих и козлиных шкур. Брюки шили из бархата, плюша, вельвета, пушка, сатина, красного шелка, парчи.
Национальный костюм казахов для мальчиков. Особенности мужской казахской национальной одежды
Мужская казахская национальная одежда отражает множество исторических нюансов — от климата до социального уровня. Расскажем о деталях традиционных мужских нарядов и том, как называется каждая из них.
Фото: Национальный акцент
Вот из чего состоял казахский национальный костюм:
Нательная рубаха (көйлек).
Национальная одежда казахов не обходилась без этой немаловажной детали. Элемент гардероба, также именуемый көйлек, шили из легких хлопчатобумажных тканей
Элемент гардероба, также именуемый көйлек, шили из легких хлопчатобумажных тканей.
Фото: История Казахстана
Штаны.
Нижние назывались дамбал, а верхние — шалбар. И те, и другие шились по одному крою и отличались широкими недлинными штанинами.
Шалбар традиционно изготавливали из плотных материалов: замши, кожи и домотканых материй. Но в ХІХ веке их заменили темные легкие ткани и бархат ярких оттенков на манер русских верхних штанов.
Штаны заправлялись в обувь.
Камзол.
Камзол (другие названия — бешмет, бешпент) — предмет верхней одежды, который считался домашним. Покидая пределы аула, поверх надевали что-нибудь еще.
Камзол отличался распашным покроем и достигал длины середины бедра или колен. Его носили навыпуск. Бешмет запахивали слева направо.
Материал камзола зависел от времени года и случая. Его изготовляли из хлопчатобумажных и шерстяных тканей, плиса, бархата и даже шелка.
В зимнее время шили бешметы на меховой подкладке.
Фото: Hameleons.com
Халат.
Самый популярный вариант верхней одежды, известный как шапан.
Халаты шили во всевозможных вариациях: из разных тканей, отличающихся национальным орнаментом, разнообразных оттенков.
В холодное время носили утепленные шапаны на шерсти и вате. В период сильных морозов казахские мужчины надевали несколько халатов один поверх другого.
Также несколько шапанов символизировали солидный статус мужчины. Поверх традиционно надевался самый дорогой и лучший халат.
Фото: richton.kz
Верхняя одежда.
Одним из вариантов верхней одежды с древних времен считался күпі. Это одеяние шили из шерсти, которая свалялась естественным путем. В качестве дополнительных материалов использовалась верблюжья шерсть.
Также в традиционный зимний казахский костюм входит тулуп (тон). Для их пошива использовали овчину.
Состоятельные мужчины носили тоны из меха (ішік), которые обшивались дорогими тканями — бархатом и сатином.
Пояса (кісе).
Они всегда были частью национальных казахских костюмов. Пояса шили из кожи, к ним же цепляли небольшие сумочки оқшантай, украшенные металлическими рельефными бляхами, стилизованными под фигуры птиц и зверей.
Иногда бляхи покрывали серебряным напылением или украшали черненым узором.
Кушаки шили из верблюжьей шерсти, шелка, козьего пуха и бархата.
Фото: Domgoconix
Головные уборы.
Казахская национальная одежда обязательно включала в себя головной убор. Его носили даже в домашней обстановке.
Среди обязательных и повседневных разновидностей была круглая тканевая шапочка, называемая кепеш или тақия.
Также существовали остроконечные тюбетейки, которые сменились уборами с плоским верхом.
Традиционно такие уборы кроились из четырех тканевых треугольников ткани или круглого отреза материи.
Летние уборы (қалпақ) шили из войлока, а для теплых дополнительно использовали мех.
Популярным вариантом зимнего головного убора на выход был тымақ (или малақай). Для его пошива использовали войлок, а также ткань и мех для обшивки.
Наиболее престижным среди казахов считался малақай с лисьим мехом.
Покрой этого предмета гардероба отличался в разных регионах. Благодаря особому виду тымақа можно было определить род казаха.
В ХIХ веке серди казахов Среднего и Младшего жузов популярным головным убором был башлық (другие известные названии — далбай, жалбағай, далбағай или күлепара). Его шили из плотных тканей и верблюжьего сукна.
Фото: Сыр медиа
Обувь.
Самой популярной обувью для мужчин всегда были кожаные сапоги. Они имели закругленный носок и плоский каблук.
Как правило, сапоги шили универсальные — без различий для правой и левой ноги.
Хотя сапоги носили во все поры года, их вид отличался в зависимости от сезона.
Зимняя обувь была выше и шире, так как в нее заправлялась плотная ткань штанов. Также многие мужчины носили в морозы войлочные чулки, называемые киіз байпақ.
Национальная мужская одежда казахов отличалась простотой и удобством. При этом эстетичный вид одежды для предков тоже имел значение.
1.2. Национальная повседневная одежда казахов
Уникальным проявлением материальной культуры прошлого является казахский народный костюм, создававшийся под влиянием условий жизни в степях с их знойным летом, с пронизывающими ветрами, морозами зимой, большими перепадами дневных температур. В нем нашли отражение эстетические идеалы народа, его образ жизни, социальные эквиваленты. Он отличается ярко выраженным своеобразием и сыграл определенную роль в сохранении и упрочении этнического самосознания народа, наряду с разговорной речью, антропологическими показателями служил стойким определителем, по которому отличали своих от чужих. Для него характерна общность форм для всех слоев населения с определенной возрастной регламентацией. Национальный казахский костюм прост в композиции, целесообразен, удобен для верховой езды, поскольку нельзя было обойтись без коня, приспособлен к защите тела от холода, жары, знойных ветров, отличается нарядностью благодаря отделке мехом, вышивке, инкрустации, широкому использованию всевозможных украшений. При этом следует учесть, что последние могли возникнуть не только из-за стремления к красоте, ибо в степных условиях у людей, вечно кочующих вместе со стадами, со всей семьей, домашним скарбом в поисках пастбищ, времени было не так уж много, чтобы заниматься украшательством.
Обогащение одежды золотыми нашивками с люрексом, вышивкой, по всей вероятности, возникло позже, чтобы по ним можно было определить положение человека в обществе, его принадлежность к определенной социальной группе степного населения. Оно могло жить в дальнейшем в силу укоренившихся традиций, развиваясь и совершенствуясь в соответствии с эстетическими идеалами и представлениями людей о красоте и гармонии.
Рекомендуем ознакомится: http://stud24.ru
Обувь
Казахская национальная обувь отражает кочевую жизнь этой народности. Из-за необходимости в постояннй перемене мест в ней преобладают высокие сапоги. В широкие голенища удобно заправлять штаны для большей сохранности тепла.
- Сапоги для летнего периода могли быть на каблуке. В старину носки шились загнутыми. Молодые девушки носили обувь с украшениями в виде аппликации и вышивок.
- У юношей был популярен каблук около 8 см. Пожилые для удобства носили мягкие сапожки без каблука. Сверху на них надевались галоши или туфли из кожи.
- Бедные люди, пастухи носили сапоги из войлока с кожаной подошвой. Малоимущие слои населения были вынуждены носить обувью на подобии сандалий, которая представляла собой кожаную подошву, которая крепилась к ноге ремешками.
Быт (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
На повседневный быт народа сильное влияние оказал кочевой характер жизни. Традиционное жилище кочевников, юрту, в стране используют немногочисленные чабаны, да на национальных праздниках — как кафе, предлагающие казахские блюда. Самые популярный продукт в национальной кухне — мясо, в основном баранина и конина. Одно из главных блюд — бешбармак, который готовят по разному, в зависимости от региона. В основе — отварное тесто, нарезанное прямоугольниками. На севере блюдо готовят в основном с кониной, на юге — с бараниной и картофелем, а на берегу Каспийского моря — с осетриной. Праздничные фото казахов за накрытым дастарханом (столом) никогда не обходятся без этого блюда. Традиционный напиток этноса кумыс — слабоалкогольный кисломолочный продукт из кобыльего молока. И куда бы ни поехали надолго казахи, они обязательно везут с собой казы — колбасу из конины.
В последние десятилетия возрождаются национальные виды спорта: байга — скачки по пересеченной местности, казакша-курес — борьба на поясах, охота с соколами и беркутами.
Аксессуары и украшения
Богатству украшений казахи уделяют много внимания. Они отличаются разнообразием материлов и манерой выполнения. Их используют во всех предметах одежды. Например, нашивки и на халатах, и на обуви, и на головных уборах.
В зависимости от достатка использовались такие металлы, как золото, серебряные, бронзовые украшения. Из драгоценных камней казахи предпочитали сердолик, перламутр, жемчуг, кораллы, а также цветное стекло.
Особенно выделяются перстни. Они носят разные названия, которое зависит от формы. Например, существует кольцо «птичий клюв». Браслеты, подвески и серьги, могут быть кованными и очень массивными.
Украшения нужны были для придания оригинальности и выделения ранга владельца костюма, также они были и самостоятельными элементами. Для людей разных возрастов, семейного положения, ранга существуют разные виды украшений. Отличаются они и по территориальному признаку.
Казахи и казаки
Первоначально, вне зависимости от происхождения слова казах, оно означало не народ, а человека храброго и удалого, свободного, бездомного скитальца. То есть слово не несло этнического или политического значения. Так называли вольного человека, отколовшегося от своего народа, господина и государства и вынужденного вести жизнь искателя приключений. Считается, что отсюда это тюркское слово пришло в русский. Нужно отметить, что на казахском языке «қазақ» ближе по звучанию к слову «казак», а не «казах». Казаками на Руси называли людей без определенных занятий, которые состояли из русского населения, бежавшего на окраины от голода и произвола господ. Исторически считается, что родиной первых русских вольных людей были южные окраины Руси, граничащие с кипчакской степью. Люди здесь были вынужденны жить военными общинами, прокармливаясь взятым в грабежах и боевых походах. Жившие по соседству сибирские народы слову «казах» придавали значение «изгой», «удалой молодец, который живет тем, что добывает силой».
В казаки среди тюркских и иранских племен принято было уходить на какое-то время. Считалось полезным, если в молодости мужчина поживет некоторое время вдали от цивилизации, кормясь охотой, угоном табунов лошадей. Присоединиться к ним мог человек любой национальности, богатый или бедный. Некоторое время казаками были многие будущие султаны и ханы. К началу 16 века на территории современного Казахстана уже проживало большое количество тюркоязычных родов и племен, которые пришли сюда из более южных районов. За ними окончательно закрепилось название «казаки». Теперь этим словом называли и этническую группу, и вольное сообщество. С этих пор жители этой большой страны называют себя казахами. Современное официальное название, казахи, — это русский вариант тюркского слова «казак». В России на долгое время за этносом закрепилось название «киргизы» или «киргиз-кайсаки», что было связано с ошибками чиновников. Первое письменное употребление слова «казах» в русских источниках относится к 1822 году, в словарях оно появляется в 1865 году. На государственном уровне зафиксировано использование слова в 1936 году в связи с новым административно- хозяйственным делением.
Женский головной убор
Как и у многих других народов, головной убор казахских женщин не только согревал голову, но и указывал на семейное положение. Замужние дамы в зависимости от родоплеменной группы могли носить разные его варианты, но девичий головной убор был практически одинаковым на всей территории страны. Девушки носили тюбетейки или теплые меховые шапки. Последние имели по околышу меховую отделку из выдры, бобра или лисицы. Меховая шапка, которую казахи называли бориком, считалась атрибутом зажиточных девушек. А тюбетейку (такыи) могли себе позволить все. Ее со стороны макушки украшали перьями филина, которые служили в качестве оберега.
Немного позже для украшения начали применять кисти из канители, серебряные монеты или позумент. Богатые девушки также носили тюбетейки. Только делали их не из дешевых материалов, а из бархата. Расшивали такие головные уборы золотом. На верхушке тюбетейки располагалась широкая вышитая лопасть из ткани, закрывающая всю верхушку и спускающаяся вниз.
После рождения первого ребенка женщина начинала носить кимешек – головной убор замужней казашки. В зависимости от возраста и региона отдельные детали кимишека могли отличаться, но он всегда состоял из двух частей. Нижняя была похожа на платок. А верхняя представляла собой тюрбан, который наматывался поверх платка. Обе части делались из белого материала. Кимешек можно встретить и сегодня на голове у пожилых казахских женщин.
Современный казахский костюм девушки
Современные девушки надевают традиционный костюм только на свадьбу или иные праздничные мероприятия
Читайте далее:
Национальный костюм бурятов — фото. виды костюмов — фасоны, материалы, украшения, обувь, головные уборы. современный костюм.
Национальный костюм марийцев — фото. особенности фасонов, украшений, обуви, головных уборов. одежда для свадьбы, зимы, лета.
Мордовские национальные костюмы. как выглядит женский, мужской, детский наряд? украшения, обувь, головные уборы — фото.
Национальный костюм карелов (фото): мужской и женский, особенности, головные уборы и обувь
Костюм монашки на хэллоуин своими руками. шьём балахон и головной убор. делаем правильный макияж. особенности костюма.
Национальный костюм чеченцев. особенности мужского и женского костюма. свадебные образы. современный костюм чеченов.
Какую шапку носить с пальто: головной убор для женщин, для мужчин. выбираем головной убор для пальто по цвету и материалу
Почему моряки носят бескозырку, история и особенности головного убора
Как сделать бескозырку из бумаги своими руками? инструменты, материалы. выкройка деталей. создание головного убора.
Что такое тюбетейка? фото, материалы, детали, виды тюбетеек. особенности узоров на головных уборх. интересные факты.
Костюм вишенки для девочки своими руками: основа, головной убор, атрибуты
Национальные костюмы якутов. фото и характерные черты женского, мужского, детского костюма. современная одежда якутов.
Удмуртские костюмы (фото). откуда пявились? характерные черты женского и мужского образа. современные костюмы.
Национальные костюмы казака и казачки. чем отличается наряд донского казака от костюма кубанского казака? украшения, обувь, элементы.
Осетинский национальный костюм (фото): мужской и женский, история костюма
Разновидности
В состав мужского комплекта входят объемные шаровары, нательная рубаха, халат, высокий головной убор, пояс, сапоги. Особенность шаровар состоит во вставках из шкуры овцы, которые служат для защиты кожи во время езды верхом при длительных перегонах стада. Подобную функцию выполняют длинные сапоги, в которые заправляются штаны. Рубашка из хлопковых тканей по типу туники с воротником-стойкой или отложным воротничком.
Верхней одеждой для небогатой части мужского населения служил стеганый халат, сделанный верблюжьей, овечьей шерсти или замши. Зажиточные и богатые казахи носили камзолы или бешметы, для пошива которых использовались шелк, парча, тонкое сукно, бархат.
Женский
В прошлом, когда женщины наравне с мужчинами, ездили верхом, их костюм отличался от мужского разве что наличием юбки, распахивающейся на обе стороны. В остальном комплект был тот же, но различался стилем и кроем. Позже к этому ансамблю добавился другой – платье с расклешённой юбкой.
Женский наряд устанавливался согласно возрасту. Для девочек и девушек распространенной одеждой было максимально приталенное яркое платье с несколькими рядами оборок по подолу, низу рукавов и воротнику; колоритный бархатный камзол; штаны, шапочка и пояс, расшитые и украшенные всевозможными узорами и драгоценностями.
Костюм замужней женщины отличался головным убором, а пожилой – поясом и расцветкой камзола. Если у молодых девушек камзолы разноцветные, яркие, сочные, то в камзолах зрелых женщин оттенки исключительно темных цветов. Одежда казашек насыщена красотой, богатством и роскошью.
Пестрым и жизнерадостным женский костюм делают для того, чтобы женщина выглядела ярким цветком среди скучного степного однообразия.
Характерные черты казахского костюма
Мужской и женский костюмы имеют как сходства, так и отличия. Что касается общего, то:
- одежда имеет приталенный крой;
- верхняя одежда, наоборот, довольно широкая и распашная, причем запахивается она всегда только на левую сторону;
- высокие шапки носят и мужчины, и женщины. Для всех они по возможности украшаются драгоценностями, узорной вышивкой и даже перьями;
- вышивка на костюме — это национальный элемент, выполненный в технике тканого вышивания.
О мужском костюме
Если обратиться к комплекту традиционной мужской одежды, то обычно он состоит из легкой рубахи, штанов-шароваров, халата на поясе, сапог и обязательно головного убора. Халат — это обычно одежда более бедных слоев населения. Зажиточные люди предпочитали камзолы из богатых тканей.
О женском костюме
Женский традиционный костюм поначалу отличался только низом — распашной широкой юбкой. Дело в том, что раньше женщины так же, как и мужчины, ездили верхом. Со временем костюм видоизменился, и его основой стало приталенное платье с расклешенной юбкой. В холодное время года в образ добавлялся халат с теплой шерстяной подкладкой или шубка. От тюрков казахским женщинам передался головной убор с меховой опушкой или без нее.
Детские костюмы для мальчиков
Одежда мальчиков состояла из нешироких шароваров, легкой рубахи и жилета или сюртука на поясе. Головной убор также являлся обязательным элементом и мог быть похож либо на тюбетейку, либо взрослый колпак.
Свадебный национальный костюм
Свадебный образ казахской девушки — это образец использования лучших тканей и материалов, самых богатых украшений и аксессуаров. Платье имеет приталенный силуэт, но особо пышную юбку и шьется из атласа, органзы или шелка. Что касается цвета платья, то он выбирался не просто так:
- красное платье выбирали девушки, которые верили в свадьбу как символ молодости и расцвет жизни;
- синий наряд являются символом непорочности, чистоты и бесконечного семейного тепла.
Поверх халата надевался расшитый великолепными узорами камзол или халат в тон основного платья. Позже эта традиция себя исчерпала, но некоторые девушки до сих пор на свадьбу надевают его.
Сердцем всего свадебного костюмы невесты являет ее головной убор — саукеле. Он представляет собой конусообразную шапочку, которая декорирована драгоценными камнями, мехом, узорами, возможно фатой.
Женская одежда
К национальной одежде казахских женщин относятся национальное платье, кимешек (женский головной убор с вышитым узором), жаулык (убор замужней женщины-казашки), саукеле, тюбетейка, камзол, нагрудники, ичиги.
Одежда, предназначенная для девушек, невест, женщин среднего и пожилого возраста, по виду и украшениям подразделяется на четыре группы. Для девушек приталенная одежда шилась с воротником и рукавами, передний борт отделывался вышивкой. Для женщин пожилого возраста шили свободные платья без застёжек. По головному убору и чапану можно было определить принадлежность человека к жузу. Мужские и женские головные уборы отличаются своеобразием. Традиционный мужской головной убор — колпак с древних времен шьётся из тонкой белой кошмы. Остроконечный колпак из белого фетра называется «ак калпак», с разрезами на полях и плоской верхушкой — «айыр калпак». Весной и осенью казахи носили головные уборы высокой овальной формы (борик), края которых обязательно обделывали из шкурой зверей. Зимой носили треух-тымак. Образцы тымаков встречаются по регионам Семиречья и Сары-Арка. Головные уборы девушек обшивались ожерельем, украшались пушистыми перьями филина, павлина или серой цапли. Женские головные уборы, окаймлённые бобровыми и куньими шкурами, называются «камшат борик», вышитые золотом — «алтын борик», украшенные жемчугом, — «калмар-жан борик». Лёгкие головные уборы, сшитые из вельвета или парчи, украшенные перьями филина или драгоценными камнями, называются «такия». Головной убор невесты, саукеле, отличается высокой и конусовидной формой, украшался золотыми и серебряными монетами, жемчугом и различными ожерельями. Молодые роженицы носили специальный головной убор из белой материи — кимешек.
Краткая информация
Всего в мире казахов насчитывается более 14 миллионов, из них в Казахстане 10.8 миллионов. Первая по численности казахская диаспора живет в Китае — около 1.4 миллиона. Большая часть из них проживает в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Численность этноса в стране пополнилась двумя волнами беженцев, которые спасались от советской власти. Казахи — это народ, который сильно пострадал в результате голода 30-х годов. В Узбекистане живет от 0.8 до 1.1 миллиона. Сюда они попали при делении страны на советские республики. Казахи в России, всего 648 тысяч человек, компактно проживают в Астраханской области и Алтае. Крупная диаспора, около 102 тысяч, живет также в Монголии. Значительные диаспоры живут в некоторых тюркоязычных странах — Туркмении, Киргизии и Турции. В Казахстане работает программа по поддержке переселения этнических казахов из других стран. По некоторым оценкам всего переехало на свою историческую родину около 1 миллиона оралманов (название зарубежных соотечественников). До обретения независимости разделенные части народа не могли общаться. с 1992 года проводятся Всемирные курултаи казахов, историческое значение, которых заключается в объединении этноса, проживающего в других странах, с его основной частью, проживающей в национальном государстве.
Язык (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Казахский язык входит в кыпчакскую подгруппу тюркских языков. Родственными по языку в этой группе являются многие народы постсоветского пространства, например, башкиры, кумыки, татары и казахи. Представители этих народов могут легко общаться друг с другом на родном языке. Древний тюркский язык, из которого вышла эта языковая группа, с 5 по 15 век был языком межнационального общения на большей части евразийского континента. Даже в Золотой Орде документация велась в том числе и на тюркском. Становление языка, близкого к современному казахскому, началось в 13-15 веке. До начала 20 века существовал общий литературный язык тюрки, из которого потом отделились местные языки, в том числе и казахский. Конечно, у каждого из этих языков есть свои фонетические особенности. Например в большинстве тюркских языков слово «три» звучит как уч, а на казахском — уш. Поэтому в советское время, когда были большие заимствования из русского языка, они изменялись в соответствии с этими особенностями. Например, слово «участковый» звучало как ушастковый.
В современном языке казахов нет деления на диалекты, но различают три говора, ареал распространения которых примерно соответствуют территории трех жузов (древних казахских ханств). В языке, на котором разговаривают представители этноса в Китае, Монголии, имеются отличия в лексике, которые возникли за более чем 70 лет раздельного проживания. Большинство современных казахов (более 75%) свободно говорят на русском языке.
Национальные костюмы названия. Национальные костюмы народов мира
Национальные костюмы каждого народа приносят понимание о его традициях и устоях. Каждая национальность имеет свою ассоциацию. Одежда определенного народа создает неповторимый образ, который откладывается в памяти человека. При этом не существует каких-нибудь «блеклых» нарядов, которые не имеют своей «изюминки».
Предлагаем краткий обзор национальных костюмов нескольких народностей всего мира.
Япония.
Кимоно является национальным костюмом страны восходящего солнца.Кимоно стало известным в середине 19 века. Особенностью кимоно является то, что этот наряд выделяет талию и плечи. При этом, все остальные недостатки фигуры можно успешно скрыть. Японская красота заключается в ровности и плоскости фигуры, без особенных «выпуклостей». «Утонченная красота тела и чистая душа» – так японцы говорят о тех, кто заслуживает право носить этот костюм. В прочем, кимоно является обыденной одеждой для гейш.
Кимоно привыкли ассоциировать лишь с одним типом одежды, однако, в Древней Японии этим словом называли всю одежду без исключений.
Азербайджан.
Философия восточного наряда Азербайджана богатство отделки наряда. Одежда этой страны имела довольно простой крой. Женский наряд состоит из национальной рубахи и юбки. Юбка, которая одевалась поверх, является символом женственности. «Архалыг» — жилет из плотного материала, одевали поверх рубахи.Также наряд мог отличаться в зависимости от семейного положения женщины. Наряды не были ограничены одними и теми же цветами. Оттенки и цвета наряда могли также отличатся по возрастной категории женщины. Голову женщины укрывал шелковый платок.
Китай.
Китайская одежда – ханьфу, пришла в глубокой древности, и долгое время являлась основным нарядом в этой стране. С годами ханьфу изменялось. Первое пришествие ханьфу состоялось в 1 веке до н.э. Второе – в 14 веке н.э.
Также в истории Китая фигурирует слово «Ципао». Этот наряд был исключительно императорской прихотью. Ципао напоминает длинное платье, украшенное рисунками. С 20-го века ципао стало обыденной одеждой китаянок, а в наши дни, осовремененное ципао можно увидеть на модных показах Китая.
Килт является одной из самых интересных элементов национального костюма Шотландии.
Турция.
Национальный костюм турецкого народа содержит одинаковые элементы, как у мужчин, так и у женщин.Такой наряд содержит рубаху, жилет и шаровары. Мужчины заправляли свою рубаху в шаровары. Девушки немного меняли свои наряды за счет длинного платья, одетого поверх всего остального, которое напоминало кафтан. Также они украшали свое платье длинным поясом (4 метра). На шароварах обязательно наносили, какой-нибудь замысловатый рисунок.Турецкая женская одежда обязательно включала в себя шелк, бархат и парчу.
Грузия.
Национальные одежды этой страны пропитаны грациозностью и элегантностью. Бедные и богатые грузинские сословия объединялись в схожих чертах национального наряда. Отличался только материал. Естественно, что богатые сословия использовали более дорогую ткань.
«Картули» — длинные приталенные платья, придавали грузинским девушкам особую привлекательность и утонченность. Платье было украшено бисером и драгоценными камнями. Длинная юбка полностью закрывала ступни женщины. Пояс, изготовленный из шелка, был украшен жемчугом.
Грузинский мужской костюм – это образ война – всадника. Шаровары, рубахи и кафтаны – это основные составляющие одежды грузинского мужчины. Черкеска (вид распашной одежды) – обязательный элемент костюма. Черкеска плотно перетягивалась поясом с металлическим набором. Также зимой были распространены бурки, тулупы и войлочные шапки.
Голландия.
Женский голландский костюм выделялся усиленной пестротой и нарядностью. Рубашки были украшены узорами, а сверху надевались яркие корсеты всевозможных цветов. Корсет был очень важным элементом, который передавался через поколения. Пышные юбки и полосаты фартук – обязательный элемент одежды женского костюма. Головной убор, напоминающий лодку, как правило, был белого цвета.
Цвета и оттенки
Цвета казахского костюма традиционно были и остаются яркиеми и сочными. Они свидетельствуют о богатстве, достатке, роскоши. Это все оттенки зелёного, синего, золотого, красного, которые можно увидеть и в женских, и мужских нарядах. Элементы национальной одежды используются и современными казахскими дизайнерами при создании традиционной одежды. В них отдается дань старине, поэтому наряды выходят как раньше яркими и броскими. Особенно украшают богатые орнаменты.
Ткани национального костюма казахов зависят от степени богатства владельца. О достатке говорит парча, тонкий шёлк, мягкий бархат, ценные меха. Ими оторачивалась верхняя одежда, края головных уборов. Широко применялись шерстяные и хлопчатобумажные ткани.
И мужская, и женская одежда всегда была приталенного кроя. Изделия по традиции расширяются к низу. Также халаты могут быть прямыми, рукава длинные. У мужчин традиционной одеждой являются широкие шаровары. Крой платьев для девушек и незамужних женщин длинный, приталенный, украшен оборками и воланами. Головные уборы имеют конусообразную форму.
Украшения, пояса, головные уборы и обувь
Орнамент — главное украшение казахского костюма. Вышивка может быть абсолютно разной: анималистические узоры природы и фауны, геометрические линии, цельные сюжеты. Вышивали орнаменты нитями из люрекса золотого цвета, использовали бисер, жемчужные бусины, цветное стекло.
Декоративных или драгоценных элементов в костюме великое множество. Это могут быть серьги, перстни, браслеты и ожерелья, пояса с бляхами или пряжками разной формы. Их изготавливали из различного материала в зависимости от материального положения владельца: меди, серебра или золота, обычного металла.
Головной убор — неповторимый элемент казахского костюма. Они были самыми различными:
- для девушек — низкая расшитая тюбетейка или зимняя меховая шапочка;
- для мужчин — тюбетейка, войлочная высокая шляпа с загнутыми наверх полями или меховая шапка из овцы или лисицы.
Обувь представляет собой высокие широкие сапоги, в которые удобно заправлять шаровары. Они практически не различались для представителей мужского и женского пола. Единственное, сапоги для девушек были расшиты гораздо более богато. Также они могли быть украшены аппликациями из кожи. Летняя обувь отличалась красивым загнутым носом и наличие каблучка.