Стиль предков: традиционный кыргызский костюм снова в моде

[править] Источники

  1. Kyrgyz
  2. History of Kyrgyzstan
  3. Этноним «кыргыз» и этнические корни кыргызов
  4. Енисейские кыргызы. Кыргызский каганат
  5. Т. Акеров: Енисейские кыргызы и Великий Кыргызский каганат (VIII—X века)
  6. Рустам Абдуманапов, ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ КИРГИЗОВ
  7. А.Гончаров: От рода к этносу? Кто такие киргизы
  8. Завершение процесса формирования киргизской народности
  9. Как казахи стали киргизами. К истории одной терминологической путаницы
  10. Сельское хозяйство киргизов в прошлом
  11. Симаков Г. Н., Опыт типологизации скотоводческого хозяйства у киргизов
  12. Карта мира. Неисправимые кочевники. Путешествие в Кыргызстан
  13. Истоки скотоводческо-земледельческой культуры кыргызов и их отношение к природе
  14. А. Болпонова, Процесс оседания кыргызов в конце XIX — начале ХХ вв.
  15. Смешанное хозяйство
  16. Охота Кыргызов. Домашние промыслы и ремесла. Охота, рыболовство, шелководство
  17. Рыболовство в Киргизии
  18. АЛЫМБАЕВА Б., Юрта киргизов в прошлом и настоящем
  19. Кыргызская национальная одежда
  20. Современная киргизская кухня. / Сост. С. Ш. Ибрагимова. — Ф., 1991. С. 3 — 5
  21. kulinar.np.by
  22. ethnomuseum.ru
  23. М. Оленев: Роды и кланы Средней Азии
  24. Д. Орлов: Широкие крылья киргизского народа и Проклятие Коканда
  25. Сыргак Аттокуров, Кыпчаки, ичкилики, саяки, сарбагыши. Кыргызстану не выбраться из трясины феодализма и племенных отношений
  26. Семья и брак киргизов
  27. Обычаи и обряды
  28. Казахи и другие народности тюркской языковой группы
  29. М. Н. Абу Хасан, НАЧАЛО РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИСЛАМА НА ТЕРРИТОРИИ КЫРГЫЗСТАНА (середина VIII—X вв.)
  30. Исторические предпосылки развития ислама среди кыргызов
  31. ARNE C. SEIFERT, ESEN USUBALIEV, Kyrgyzstan: Relations Between the State and the Muslim Community
  32. Islam in Kyrgyzstan
  33. Памир
  34. Балаганская О. А. Полиморфизм Y-хромосомы у тюркоязычного населения Алтая, Саян, Тянь-шаня и Памира в контексте взаимодействия генофондов западной и восточной Евразии
  35. Ҳайати миллӣ, донистани забонҳо ва шаҳрвандии аҳолии Ҷумҳурии Тоҷикистон. Ҷилди III. — Агентии омори назди Президенти Ҷумҳурии Тоҷикистон, 2012. — С. 7
  36. Kyrgyz of Afghanistan

Тюркские народы

Азербайджанцы | Алтайцы | Балкарцы | Башкиры | Гагаузы | Долганы | Жёлтые уйгуры | Казахи | Караимы | Каракалпаки | Караманлиды | Карапапахи | Карачаевцы | Кашкайцы | Крымские татары | Крымчаки | Кумандинцы | Кумыки | Киргизы | Нагайбаки | Ногайцы | Салары | Сибирские татары | Татары | Теленгиты | Телеуты | Тофалары | Трухмены | Тубалары | Тувинцы | Турки | Турки-месхетинцы | Туркмены | Туркоманы | Узбеки | Уйгуры | Хакасы | Халаджи | Челканцы | Чуваши | Чулымцы | Шорцы | Юрюки | Якуты

Более 10 млн человек Русские 
От 1 до 10 млн человек Татары • Украинцы • Башкиры • Чуваши • Чеченцы • Армяне 
От 500 тысяч до 1 млн человек Аварцы • Мордва • Казахи • Азербайджанцы • Даргинцы • Удмурты • Марийцы • Осетины • Белорусы • Кабардинцы • Кумыки 
От 200 тысяч до 500 тысяч человек Якуты • Лезгины • Буряты • Ингуши • Немцы • Узбеки • Тувинцы • Крымские татары • Коми-зыряне • Карачаевцы • Цыгане • Таджики 
От 100 тысяч до 200 тысяч человек Калмыки • Лакцы • Грузины • Евреи • Молдаване • Корейцы • Табасараны • Адыгейцы • Балкарцы • Турки • Ногайцы • Киргизы 
От 30 тысяч до 100 тысяч человек Коми-пермяки • Греки • Алтайцы • Черкесы • Хакасы • Карелы • Поляки • Ненцы • Абазины • Езиды • Эвенки • Туркмены • Рутульцы • Агулы • Литовцы • Ханты 
От 10 тысяч до 30 тысяч человек Китайцы • Болгары • Курды • Эвены • Финны • Латыши • Эстонцы • Чукчи • Вьетнамцы • Гагаузы • Шорцы • Цахуры • Манси • Нанайцы • Абхазы • Ассирийцы • Трухмены

Гость – главный человек

Не секрет, что киргизы – один из самых гостеприимных народов мира. Они всегда радушно встречают гостей, предлагая им лучшее место в доме и всевозможные угощения. В старину каждый путник, чья дорога шла через киргизское селение, мог зайти в любое жилище, причём нашёл бы там и хлеб, и кров.

Радушные хозяева считали своим долгом приютить человека, что нуждался в помощи. На мой взгляд, в значительной степени этот обычай сформировался под влиянием особенностей местности, где живут киргизы. Родина этого народа порой проявляет непростой нрав, изнуряя достаточно суровым климатом.

Томас Уитлам Аткинсон «Группа киргизов»,1858 год

Люди понимали, что, не дав приют путнику, могут погубить его. А вместе с добротой душевной и появилась традиция принимать каждого гостя. Кстати, если семья была бедной, и для угощения гостя не находилось продуктов, любой из её членов мог обратиться к родственникам. Те всегда помогали, ведь приютить гостя – дело чести киргиза.

Важнейшей частью угощения на любой встрече киргизов становится чай. Наверное, представители этого народа уже и сами не замечают, что столь привычный для них напиток стал символом дружеской беседы и тёплого общения.

Василий Васильевич Верещагин «Богатый киргизский охотник с соколом», 1871 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Что интересно, у киргизов есть несколько “категорий” гостей. Существуют “обязательные” гости – это приглашённые на свадьбу или другое торжество родственники и близкие друзья. Есть категория “знакомых”. Такие люди, как правило, не связаны с семьёй кровными узами, однако состоят в хороших отношениях. Это могут быть друзья или соседи. И третья группа – “гости от Бога”. Именно к таким и относили путников

Порой в ошеломление гостей киргизов приводит весьма необычное угощение – вареный овечий глаз. Ни от какого блюда, поданного хозяевами, нельзя отказываться – даже от этого. Оно значит, что сам глава семьи, приютившей вас, угостился вторым глазом. Это символизирует желание снова увидеть такого гостя.

Кыргызские женщины и дети предлагают хлеб и соль / wikipedia.org

Тебетей

Тебетей — распространённый зимний головной убор, непременная часть мужского киргизского национального костюма. Он имеет плоскую четырёхклинную тулью и шьют его, как правило, из бархата или сукна, отделывают чаще всего лисьим мехом или куницей, а в районах Тянь-Шаня — мехом чёрного барашка. Кызыл тебетей — красная шапка. Её надевали на голову при возведении на ханство.

В прошлом существовал обычай: если гонца посылал важный начальник, то его «визитной карточкой» был предъявленный гонцом тебетей этого начальника.

«Брось ей свой чапан, я тебе подарю другой, шёлковый».

В.Ян. Чингис-хан.

Они играют в поло тушей козла

Самая популярная национальная игра кок-бору чем-то напоминает поло, где вместо мяча используется туша козла или ее муляж. Основная цель — забросить козла на специальное сооружение на территории команды-противника или доскакать с ней до ранее оговоренного места где-нибудь на вершине горы. В начале сентября 2016 года в Киргизии прошли вторые Всемирные игры кочевников, призванные сохранять боевые искусства и игры кочевых народов и возрождать к ним интерес. Помимо кок-бору в программу игр вошли разные виды борьбы, в том числе на поясах, конные скачки, стрельба из лука и комплексные охотничьи игры.

СОВРЕМЕННЫЙ КОСТЮМ

Если раньше национальные костюмы были в гардеробе старшего поколения, то сегодня картина кардинально изменилась. Одежда в этническом стиле стала трендом. Кыргызские модельеры используют элементы национального костюма в современных нарядах, чем приводят в восторг столичных модниц.

Ансамбль «Кыз Кыял» особое внимание уделяет кыргызским танцам. Для каждого номера шьют специальный костюм

Жалын бий — танец огня. Колоритное, завораживающее представление. Каждое движение напоминает старинный узор. А национальный костюм подчеркивает красоту и самобытность древнего танца, и передает дух прошлого.

[править] Происхождение и история

Во второй половине III тысячелетия до н. э. — первой половине I тысячелетия до н. э. население западной части Тянь-Шаня состояло из индоиранских народов, о чем свидетельствуют многочисленные археологические находки и современные генетические исследования, которые показали, что 63 % киргизов имеют наследие ДНК, характерное для восточных индоевропейских народов. Со второй половины 1-го тысячелетия до н. э. с востока на территорию Кыргызстана мигрировали тюркские племена тюрок, усуней, карлуков и др.

Название киргизский происходит из тюркских языков, и, как полагают, происходит от корня кирк («сорок») или кирг («светлый», «южный») и окончания -из, что может означать принадлежность к туркам-огузам. Киргизы были впервые упомянуты китайским историком Сим Цангом (ок. 145 г. до н. э. — 90 г. до н. э.) как племя в восточной Монголии, подчиненное гуннам. Во второй половине 1-го тысячелетия до н. э. енисейские киргизы создали мощное государство на юге Сибири, которое в 840 году уничтожило государство древних уйгуров и достигло Средней Азии во время похода против них.

На сегодняшний день разработано несколько научных гипотез о происхождении тянь-шаньских киргизов:

  • Киргизы являются прямыми потомками енисейских киргизов, некоторые из которых были вытеснены на юго-запад из Сибири во время монгольского завоевания (XIII век) или позже джунгарами.
  • Киргизы образовались на основе средневекового тюркского населения и приняли имя енисейских киргизов, появившихся здесь в IX веке.
  • Предками киргизов являются древние жители Тянь-Шаня, а также потомки енисейских киргизов, которые в XIII—XV вв. заняли земли восточной части Тянь-Шаня, а затем продвинулись на запад.
  • Киргизы образовались на востоке Тянь-Шаня после монгольского завоевания на основе тюркской кыпчакской общины и в XVI веке продвинулись на запад, где они ассимилировали местных жителей.

Согласно устной традиции и названиям некоторых киргизских племен, их предками были кыпчаки, калмыки или джунгары (калмак), казахи (чала-казаки), монголы и другие.

В письменных источниках киргизы в Киргизии зафиксированы не ранее XVI века. В 1685 году они были завоеваны джунгарами. После разгрома Джунгарского государства в середине XVIII века маньчжурами северная часть киргизских племен попала под влияние империи Цин, а южная часть стала частью Кокандского ханства. К 1831 году кокандские ханы подчинили северных киргизов.

В 1855—1876 гг. Кокандское ханство было присоединено к Российской империи. Захвату Чуйской долины российскими войсками способствовало серьёзое восстание местных киргизов против кокандцев. С начала XX века российские гражданские лица (в основном рабочие) были переселены в Кыргызстан. Российские имперские власти использовали термин «киргизы» не только для обозначения самих киргизов, но и для своих казахских соседей (рус. киргиз-кайсаки), что иногда вызывало некоторую путаницу. В 1916 году киргизы восстали против российской администрации. Восстание было жестоко подавлено. Часть населения была вынуждена мигрировать в соседние районы Китая.

В 1918—1924 гг. территория бывшей Российской империи, населенная киргизами, была частью Туркестанской АССР. В 1924 году в составе РСФСР была создана Киргизская автономная область. В 1926 году она была преобразована в Киргизскую АССР в составе РСФСР. В 1936 году Киргизская Советская Социалистическая Республика была провозглашена частью СССР. 31 августа 1991 года была провозглашена независимая Киргизская Республика.

Традиционная узбекская одежда для женщины и девочки

Женский национальный костюм в Узбекистане состоит из платья, шароваров, халата, как и у мужчин, и головного убора. Помимо этого узбекские девушки и женщины украшают себя золотыми и серебряными изделиями. Традиционные серьги кашгар-болдак и серьги-куполки, кольца и браслеты выполнены в изысканном восточном стиле. На шею женщины надевают коралловые бусы или ожерелье из монет.

Одежда

Платья из национального костюма в Узбекистане под названием куйлак похожи на тунику с прямыми длинными рукавами и длиной практически до пят. Только к началу прошлого столетия появилось небольшое разнообразие в фасонах платьев: на рукавах могли быть манжеты или воротник может быть выполнен стоечкой. Для пошива этой части костюма традиционно используют благородные шелк и атлас.

Женские шаровары были обязательной частью гардероба для девочки чуть ли не с самого рождения. Как и в мужском варианте, штаны широкие сверху и сужаются к низу. Нижнюю часть штанины украшает тесьма с кисточками.

В некоторых районах Узбекистана были распространены длинные и приталенные халаты под названием румча. Также узбекские женщины носят мурсаки – что-то среднее между туникой и халатом. Обычно мурсак сшит на теплой подкладке для холодных времен, длиной до пят и имеет покрой с запахом.

Менее двухсот лет назад в обиход вошли приталенные халаты с укороченными и зауженными рукавами под названием камзур. Тогда же популярной одеждой среди узбекских женщин стали безрукавки нимча.

Головной убор

В качестве головного убора женщины в Узбекистане используют платок. Обычным явлением в традиционной культуре является надетые на голову сразу два платка. Один из них завязывается на лоб, а другим покрывают. голову

В XIX веке женский головной убор был сложным и многослойным – сначала надевался платок, у которого было отверстие для лица, затем повязывался платок на лоб, а сверху сооружалась чалма. Женщины из знатных семей носили платки, украшенные золотом или серебром. В начале же прошлого века широкий резонанс получили традиционные узбекские тюбетейки с вышивкой из шелка или золота.

Когда женщина выходила на улицу, ей обязательно нужно было надевать на голову халат, чтобы скрыть красоту своего тела от чужих глаз. Позже халат видоизменился и превратился в паранджу. Рукава у этого халата сначала просто убирали назад, а позже и вовсе стали сшивать между собой.

Обязательным атрибутом к парандже являлся чавчан – сетка, сплетенная из конского волоса, которая призвана закрывать лицо женщины. Паранджа и чавчан были обязательными элементами женской одежды в мусульманских странах для всех женщин и девочек, начиная уже с девяти лет. Однако в Узбекистане этот предмет гардероба был распространен только в городах, и то не повсеместно. А с приходом Советской власти паранджа и вовсе начала постепенно выходить из обихода узбекских красавиц.

Узбекский национальный костюм

Яркие и самобытные обычаи народа Узбекистана складывались веками. Этнические особенности сформировались ещё до нашей эры – бывшие кочевники бдительно охраняли культуру своих предков от посягательств иноземцев. Позже со старыми обычаями плотно переплелись исламские верования и укрепились в сознании узбеков. Это оказало влияние и на узбекский национальный костюм – одежда по-восточному красочная и, как предписывает Коран, очень целомудренная.

Первая отличительная черта узбекского национального костюма – это искусная золотая вышивка. Археологи во время раскопок в Ташкентской области обнаружили следы золотого шитья: есть версия, что подобное украшение одежды было известно ещё до появления шёлка. Благородные материалы декорировали растительными, реже геометрическими орнаментами. Разумеется, такие наряды были характерны в первую очередь для состоятельных людей. Например, правитель охотно дарил расшитые золотом халаты своим приближённым и не менее охотно принимал подобные подарки.

Современные узбеки могут надевать национальные костюмы по большим праздникам и в дни особенно знаковых событий. Могут использовать какую-то деталь, мотив. Например, мужской свадебный костюм обязательно украшается парчой с золотом. Разумеется, фоном для такой роскоши служат богатые ткани – шёлк, бархат или вельвет.

В чём узбекский национальный костюм не испытывает недостатка, так это в цвете. Пёстрые наряды напоминают оперение райских птиц. А тёмные оттенки узбеки не жалуют: считают, что своим мрачным видом они способны привлечь несчастье. Раньше цвет костюма жены говорил о статусе её супруга лучше всякой визитной карточки. Зажиточные мужчины наряжали своих женщин в голубые и фиолетовые наряды, а супруги ремесленников довольствовались зелёными одеждами.

Отличительные черты мужского костюма

Мужчины в Узбекистане носят рубахи куйлак. Изначально рубашка такая была довольно неудобной – длина ниже колен сковывала движения. Со временем фасон верхней части костюма сменился до стандартной длины. Горловина выглядит по-разному: либо к вертикальному разрезу пришивается ворот, либо горизонтальный разрез опускается к плечам. Мужские штаны иштон напоминают шаровары и доходят до щиколоток. Они начисто лишены каких-либо декоративных элементов и украшений. Мужской халат чапан – настоящее произведение искусства! Вот где мастерицы соревнуются в умении вышивать удивительные узоры.

У каждого настоящего узбека должно было быть минимум три халата – тонкий летний, утеплённый межсезонный и на ватной подкладке в случае холодов. По бокам для удобства ходьбы – высокие разрезы. Края и рукава декорируются тесьмой, а в качестве пояса используют кушак из хлопка или шёлка, но обязательно контрастного цвета. На голове мужчины носят тюбетейку, отдавая предпочтение белой вышивке на чёрном фоне.

Отличительные черты женского костюма

Женщины также носят расшитые халаты. Под ними скрываются длинные платья куйлак. Они чем-то напоминают тунику с широкими рукавами. На рукавах могут быть манжеты, а воротник иногда оформляется стоечкой. Внизу надевают украшенные кисточками шаровары, платье – поверх. В некоторых районах женщины носят румчу – приталенные халаты – или тёплые мурсаки – туники на подкладке с запахом. Блеска и шика наряду добавляют украшения – серебряные серьги, браслеты, кольца, коралловые бусы и ожерелья из монет. Мимо такой невесты не пройдёшь! Ислам предписывает женщинам покрывать голову. По традиции для этого используются два платка – один обвязывается вокруг лба, под вторым прячут волосы. Раньше сверху ещё водружали чалму. До прихода советской власти женщины Узбекистана скрывали свою красоту под паранджой. Наглухо закрытое покрывало имело лишь одно отверстие для глаз, и то дополнительно снабжалось чавчаном – сеткой из конского волоса. Начиная с девяти лет девочки могли передвигаться по городу только в таком виде.

В наше время жители солнечной страны мастерски смешивают европейский стиль со своими традициями: добавляют к повседневному образу национальные украшения, уважают орнаментальные платки, струящиеся ткани. У многих в гардеробе найдётся халат и пара шаровар, ведь на больших праздниках национальная одежда является желанным атрибутом. А кроме того, национальный узбекский костюм и всяческие детали, его образующие, это действительно очень красиво!

Они крадут невест

Ала-качуу, обряд похищения невесты, в Киргизии сохраняется до сих пор, хотя с ним усиленно борются правозащитные организации. По их данным, более 15 000 девушек ежегодно становятся жертвами обряда несмотря на то, что он уголовно наказуем. При этом лишь небольшое количество краж постановочное, большинство девушек крадут насильно. Если невесту украли, то она обязана будет выйти замуж за своего похитителя. Финальным жестом ала-качуу становится белый платок: если старшая женщина в семье надевает его на голову девушке, та становится невестой. Если невеста пытается сбежать, обычно поперек порога ложится мать или бабушка жениха. Девушка по местным обычаям не имеет права оскорбить старшего — перешагнуть через него

Общественные организации в Киргизии ведут большую просветительскую работу: выпускают плакаты, в которых подробно рассказывают, что делать в случае кражи, призывают старшее поколение отходить от старых обрядов, публикуют социальные ролики, в которых говорят о важности самостоятельного выбора девушки

«Систематически избивали»

По словам известной в Киргизии правозащитницы и юриста Индиры Саутовой, которая сейчас представляет интересы пострадавшей семьи, ребёнок с 5 по 22 июня находился на сборах юных дзюдоистов в посёлке Булан-Соготту на озере Иссык-Куль.

«23 июня он приехал домой. Его встретили в Бишкеке, он был в кепке. Когда Иван (имя изменено. — RT) сел в машину, родители увидели, что у ребёнка большой синяк под глазом. Стали его расспрашивать, он расплакался и рассказал историю, которая произошла с ним на сборах. Выяснилось, что за неделю до окончания поездки его систематически избивали сверстники, он получил синяки и гематомы на голове. Родители связались с тренером. Она сказала, что действительно произошла драка между детьми, но выяснять и разбираться и тем более сообщать об инциденте родителям Ивана не стала. Его несколько раз рвало. Родителей возмущает тот факт, что, несмотря на травмы у мальчика, тренер не оказала медицинскую помощь, а продолжала заставлять его тренироваться», — цитирует 24.kg Индиру Саутову. 

По словам правозащитницы, мальчик ходил в частную секцию по дзюдо с пяти лет и летом его постоянный тренер рекомендовал впервые отправить ребёнка на сборы, направив к знакомому тренеру из Федерации дзюдо Киргизии.

Сами сборы, на которые отправились 40 детей, как выяснила Саутова, были неофициальными и организованы с грубейшим нарушением действующих в республике правил, а мальчику, несмотря на синяки на лице и рвоту, не оказали своевременно медицинскую помощь.

При этом, со слов мальчика, за 18 дней сборов они лишь раз помылись в бане, а общаться с родителями по телефону он мог редко и недолго.

По данным киргизских СМИ, уже на следующий день после возвращения ребёнка в Бишкек в Октябрьское РУВД города поступило сообщение из травматологического отделения горбольницы №3 о том, что с телесными повреждениями поступил девятилетний мальчик. Материалы были отправлены в ОВД Иссык-Кульского района, на территории которого проходили спортивные сборы.

Сообщение было зарегистрировано в Едином реестре преступлений и проступков (ЕРПП), начато досудебное производство по ст. 65 «Побои» Кодекса о проступках. Ребёнку была назначена судебно-медицинская экспертиза, которая показала, что был причинён лёгкий вред его здоровью.

Отмечается, что в рамках досудебного производства опросили мать мальчика, были установлены личности тренера и несовершеннолетних, которые, со слов матери, принимали участие в избиении.

Они играют в поло тушей козла

Самая популярная национальная игра кок-бору чем-то напоминает поло, где вместо мяча используется туша козла или ее муляж. Основная цель — забросить козла на специальное сооружение на территории команды-противника или доскакать с ней до ранее оговоренного места где-нибудь на вершине горы. В начале сентября 2016 года в Киргизии прошли вторые Всемирные игры кочевников, призванные сохранять боевые искусства и игры кочевых народов и возрождать к ним интерес. Помимо кок-бору в программу игр вошли разные виды борьбы, в том числе на поясах, конные скачки, стрельба из лука и комплексные охотничьи игры.

Формирование народа

Как показывают археологические исследования, первые поселения людей на территории современной Киргизии датируются ещё средним палеолитом. Большинство коренных племён занималось скотоводством, чему способствовали климатические условия. Кроме того, значительная их часть вела кочевой образ жизни, что позволяло в зависимости от времени года перемещаться на новые земли в поисках пастбищ для животных.

К древнейшим предкам киргизов принадлежали скотоводческие племена саков, расцвет которых на землях, что в дальнейшем станут Киргизией, приходится на I тысячелетие до нашей эры. В “Истории” древнегреческого учёного Геродота упоминается о близости территорий саков и персидской империи Ахеменидов. Это указывает, что в тот период времени саки уже обрели немалое могущество и, конечно, сформировались как народ.

Воинственным сакским племенам и их преемникам усунам пришлось вести долгие и изнурительные военные противостояния с гуннами, что представляли собой самую грозную силу Азии. В дальнейшем разворачивается война уже с монголо-татарскими завоевателями. Предкам киргизов приходилось удерживать территории Тянь-Шаня и Памиро-Алтая.

В. В. Верещагин «Богатый киргизский охотник с соколом»

Переселение в Тянь-Шань

Кстати, о переселении на Тянь-Шань в истории по сей день ведут дискуссии. Кто-то считает, что произошло это уже в тюркские времена, кто-то придерживается мнения, что ещё в период власти саков на соседних землях Тянь-Шань оказался под властью предков киргизов. Но я хочу отметить, что проблема здесь кроется не столько в исторических аспектах, сколько в особенностях идентификации киргизов различных регионов.

Этнограф С. М. Абрамзон в своих работах подчёркивал:

Туркестанская серия В. В. Верещагина «Перекочёвка киргизов»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Текст слайда:

Презентацию подготовила учитель начальных классов ШГ № 33 г. Бишкек Баташева Е.Р.

Национальная одежда Кыргызстана

Слайд 2

Текст слайда:

Традиционная одежда кыргызов является важной составной частью культуры народа в целом

Слайд 3

Текст слайда:

Ей были присущи своеобразные черты, типичные для одежды кочевников, что находит объяснение всему исторически сложившемуся образу жизни, связанному с кочевым скотоводческим хозяйством

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Текст слайда:

Национальный мужской костюм

В прошлом кыргызский костюм имел территориальные отличия, связанные с расселением племен. Из мужской традиционной одежды 19 в. сохранились головные уборы: колпаки, тюбетейки, зимние шапки.

Слайд 7

Слайд 8

Текст слайда:

Главная этномаркирующая одежда киргизов — это головной убор мужчин — «колпак»

Слайд 9

Слайд 10

Текст слайда:

5 марта в Кыргызстане отмечают День белого колпака (Ак- калпак)

Слайд 11

Текст слайда:

 Изготовленный из белого войлока кыргызский Ак калпак очень функционален — летом спасает от жары , зимой от ветра и морозов. Человек должен надевать его на голову и снимать обязательно двумя руками, а затем аккуратно ставить на особое место или рядом с собой.

Слайд 12

Слайд 13

Текст слайда:

Мужская одежда состояла из нательной и верхней одежды. Нательная одежда из распашной рубахи — «койнек», шаровар — «шым».

Слайд 14

Текст слайда:

Мужской национальный костюм включает в себя также, овчинный тулуп — «тон» и стеганый «чапан». Чапан — это длинная верхняя одежда, которую шьют на вате или верблюжьей шерсти, для подклада применяя ситец, а сверху покрывают бархатом, сукном или вельветом. В старину существовали чапаны для женщин и мужчин, но сегодня их носят только пожилые люди.

Мужская обувь состояла из кожаных сапог — «отук», кожаные калоши на каблуках — «кепич» и мягких выворотных сапожек — «маасы»

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Текст слайда:

Женский национальный костюм

Традиционная женская одежда состояла из длинной белой рубахи, которая одновременно служила платьем и длинных шаровар, которые надевались под платье. Поверх платья надевалась безрукавка

Слайд 18

Текст слайда:

Женский головной убор – элечек и нарядную вышитую распашную юбку с широким поясом – бельдемчи в большие праздники надевают кыргызские женщины и в наше время.

Слайд 19

Слайд 20

Текст слайда:

Основным отличием кыргызок был головной убор. Девочки примерно до 17 лет носили «куу топу».

Молодые девушки до замужества одевали – тебетей

Слайд 21

Текст слайда:

После замужества молодая женщина не должна показывать свои волосы, так как ее красота теперь принадлежала только мужу и она начинала носить «элечек».  Элечек носили летом и зимой, без него было непринято выходить на улицу даже за водой.

Слайд 22

Текст слайда:

Также замужняя женщина носила «белдемчи» из черного бархата. Широкий пояс белдемчи поддерживал осанку, поддерживал теплоту в пояснице, для кочевой жизни и езды на лошади и верблюде белдемчи был незаменим

Слайд 23

Текст слайда:

Бабушки тоже носили элечек, но их главным отличием был чапан

Слайд 24

Слайд 25

Текст слайда:

Национальные традиции нашли свое воплощение и в современной школьной форме

Слайд 26

Слайд 27

Текст слайда:

Вывод

Мы познакомились с кыргызскими национальными костюмами. Узнали названия женских и мужских головных уборов. Все костюмы красиво украшены орнаментами. И мы являемся продолжателями народных традиций.

Слайд 28

Семейные обычаи народа

Семейные традиции киргизов имеют богатую и долгую историю своего формирования. В их основе лежит принцип почитания старших и воспитания у младшего поколения уважения к своим родственникам. Каждый из членов семьи должен стремиться сохранять мир и взаимопонимание с родными, ценить своих близких.

Решение старших членов семьи издавна считается законом для молодого поколения. В старину даже браки между киргизами заключались по решению их родителей

Сегодня эта традиция уходит в прошлое, однако слово отца или матери имеет не менее важное значение, чем прежде

Издавна при решении важных вопросов киргизы прибегали к советам аксакалов (в переводе значит “белобородые”). Это были старейшины рода, к которым во всём селении относились с особенным уважением.

Сокольничий со своим орлом в долине Барскаун, Кыргызстан / Tjabeljan / wikipedia.org

Киргизов нельзя назвать “Иванами, не помнящими родства”. Напротив, каждый киргиз обязан знать предков до седьмого колена. Во-первых, это необходимо было для заключения брака – чтобы убедиться, что у невесты и жениха нет общих родственников.

Во-вторых, с этим обычаем была связана традиция “ашар”. В переводе с киргизского это слово обозначало “взаимопомощь”. Если кто-то из родных оказывался в трудной ситуации или беде, родственники спешили выручить его, чтобы уберечь единство представителей рода. Конечно, такая сплочённость заслуживает искреннего уважения.

Фредерик де Хенен «Киргизское ухаживание», 1913 год

[править] Религия

Современные киргизы сохранили лишь некоторые обычаи и верования, связанные с их древней религией — шаманизмом, в форме поклонения горам, рекам, астрономическим объектам, вере в магию и духов.

Ислам известен в современном Кыргызстане с VIII—X вв. Одним из первых пропагандистов ислама непосредственно среди самих киргизов был суфий Хаджи-Исхак (XVI век). В XVII—XVIII вв. под давлением джунгар часть киргизов переселилась в Ферганскую долину, где постоянный контакт с местными мусульманами способствовал распространению новой веры. Борьба с джунгарами также проходила как борьба с «неверными». Однако мусульманские авторы из других стран долгое время ставили под сомнение искреннее признание ислама большинством киргизов. Укрепление мусульманских традиций произошло только во времена владычества Кокандского ханства.

Большинство современных верующих киргизов являются мусульманами-суннитами. Хотя государство остается религиозно нейтральным, суннитская община быстро восстанавливается с 1991 года. Конституция Кыргызстана 1993 года признает мусульманское наследие народа.

Роль национального костюма в наши дни

В современном мире одежда жителей Узбекистана довольно разнообразна. Городские жители и некоторые выходцы из села, особенно это касается образованной молодежи, предпочитают носить современную европейскую одежду. Однако и в современные одеяния узбеки стремятся привнести некую нотку характерных для своей страны деталей – девушки используют традиционные украшения, молодые люди могут носить тюбетейки.

Свято чтут традиции и носят наряды своего народа люди пожилого возраста, особенно те, кто живет не в городе. Однако на таких мероприятиях, как свадьба или национальный праздник костюм все же является обязательным атрибутом, что говорит о богатых традициях узбекского народа, которые этот народ уважает.

Источник

6.

Они крадут невест
Ала-качуу, обряд похищения невесты, в Киргизии сохраняется до сих пор, хотя с ним усиленно борются правозащитные организации. По их данным, более 15 000 девушек ежегодно становятся жертвами обряда несмотря на то, что он уголовно наказуем. При этом лишь небольшое количество краж постановочное, большинство девушек крадут насильно. Если невесту украли, то она обязана будет выйти замуж за своего похитителя. Финальным жестом ала-качуу становится белый платок: если старшая женщина в семье надевает его на голову девушке, та становится невестой. Если невеста пытается сбежать, обычно поперек порога ложится мать или бабушка жениха. Девушка по местным обычаям не имеет права оскорбить старшего — перешагнуть через него

Общественные организации в Киргизии ведут большую просветительскую работу: выпускают плакаты, в которых подробно рассказывают, что делать в случае кражи, призывают старшее поколение отходить от старых обрядов, публикуют социальные ролики, в которых говорят о важности самостоятельного выбора девушки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector