Конспект основной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «татарский национальный орнамент»

Похожие:

Научно исследовательская работа ”Целью исследования является изучение и анализ использования ритуального полотенца в традиционной культуре народов Поволжья Научно исследовательская работа ”Целью исследования является изучение и анализ использования ритуального полотенца в традиционной культуре народов Поволжья
Урок демонстрация по теме: История одежды. Одежда в разные временаЦель: познакомить учащихся с особенностями одежды различных народов, слоев обществ в различные периоды жизни людей; воспитывать любовь… История свадебного обрядаС древних времен в культуре разных народов мира свадебные традиции были и остаются одними из самых ярких и самобытных. В них проявляются…
Исследовательская работа на тему: «Статистика и мы»Задания по теме «Статистические характеристики» включены в экзаменационный материал гиа 9 класса. Наша исследовательская работа будет… Исследовательская работа «Собака друг человека»Исследовательская работа посвящена теме «Собаки». Это самый распространенный вид животных на земле, который обладает исключительной…
Исследовательская работа по теме: «Особенности формирования певческих навыков на уроке музыки»Пение с его многовековыми традициями, глубоким духовным содержанием, огромным воздействием на эмоциональный, нравственный строй как… Исследовательская работа «выбор ткани для школьной формы»Школа зеркало любого общества, поэтому и стиль школьной одежды отражает политический, социальный и даже психологический климат в…
Рабочая программа по краеведению для 5 класса составлена на основе…Поволжья». Киц- «Саратовтелефильм»- «Добродея». 2008 г.(авторы Юнг Е. Л, Сторожева Т. Ю) и учебного пособия для 5 класса «Волжские… Исследовательская работа Особенности sms -общения в современном английском…Особенности образования sms сокращений в современном английском языке

История

Гендерные разновидности

Каждый представитель нации имел собственный наряд, отличающийся характерными элементами.

Женский

Национальное одеяние состоит из сорочки, нижнего нагрудника и штанов. Этот наряд идеален для любой ситуации. В начале двадцатого века для барышень шили элегантные платья. К изделию прикрепляли нижний нагрудник. Его фиксировали на плечах или шеи с помощью тонких бретелек. Повязку в обязательном порядке декорировали узором.

Некоторые татарские девушки в повседневной жизни постоянно носили фартук. Кто-то сочетал его с праздничным нарядом, другие надевали только с рабочими вещами.

Из верхней одежды большим спросом пользовались камзолы и бишметы. Первый это короткая и приталенная жилетка, второй представляет собой длинное пальто с зауженной спинкой. Бишмет часто декорировали мехом, вместо традиционной пуговицы использовали застежку из серебра. Она одновременно служила украшением одеяния.

В качестве головного убора незамужние барышни носили шапку или калфак. Женщины в браке обязаны были прятать волосы и закрывать спину. Их головной убор включал в себя волосник и покрывало.

Детский

Татарская национальная одежда для малышей практически ничем не отличалась от взрослых моделей. Однако их наряды содержали больше ярких элементов:

Костюм для мальчиков включал в себя удлиненную сорочку с широкими рукавами. Чтобы одеяние не вызвало дискомфорта использовали манжеты. Обязательный элемент костюма – камзол, расшитый разными орнаментами

Штаны чаще всего были широкими и выполнены из контрастной материи, чтобы не отвлекать внимание от сорочки. На ноги надевали сапоги

В теплый период использовали легкие тапки или туфли.
Костюм для девочек – это многоярусное платье, закрывающее шею, плечи и рукава. Голову украшает национальный убор, с которого спадает легкая вуаль, полностью закрывающая спину. Платье выполнено в ярких расцветках и декорировано оригинальным орнаментом.

Мужской

Национальная одежда татар состоит из широкой рубахи, оснащенной ластовицами под мышками и рукавами-регланами. Сорочка удлиненная, а штаны отличаются просторностью. Выделяют два типа мужского одеяния, каждый из которых имеет характерную деталь.

  • Приталенное или с прямой спиной. К подобным вещам относят камзол (жакет), бишмет (пальто из плотной материи) и чобу (легкая верхняя одежда).
  • Ко второму типу относят чикмень, джилян и тулуп. Первый представляет собой демисезонное одеяние. Джилян – это халат с маленьким воротником, его можно носить в любое время года. Тулуп – зимняя одежда из меха.
Обязательной деталью мужского костюма является пояс. Ранее состоятельные парни носили ремень из шелка, украшенный бахромой из серебряных и золотистых нитей.

Оглавление

  1. часть. Татарский национальный орнамент …………………………………….….. 4

    1. Татарский орнамент как исторический источник ……………………………….… 4
    2. Растительный орнамент…………………………………………………….… 5
    3. Геометрический орнамент………………………………………………….…7
    4. Зооморфный орнамент…………………………………………………………………….. 8
  2. часть. Татарское народное декоративно-прикладное искусство…………………………….. . 9
  3. часть. Татарская народная одежда………………………………………………..… 11

    1. Национальный костюм………………………………………………………….….. 11
    2. Калфак …………………………………………………………………………….……. 12
    3. Тюбетейка ………………………………………………………………………..…. 13
  4. часть. Искусство кожаной мозаики …………………………………………………………. 14

Цель:Задачи:Методы: Поисково-исследовательский.Золотая корона – “Казанская шапка” середины XVIХранится в Государственной Оружейной палатеМосковского Кремляломаная линия из зубчиков.. мотив птицы намазлыками чаршау

Эльмира Хамматова, студентка факультета Ирина Шарипова, “Мисс Татарстан – 2010”, дизайн КГТУ, участница конкурса «ЮНЭКО – 2009» “I вице-мисс Россия – 2010», в Москве — молодежного форума,посвященного финалистка конкурса «Мисс мира — 2010» безопасности жизни и вопросам экологии, лауреат I премии

  1. Р.К.Әхмәтҗанова.Матулык иленә юл. Казан, «Мәгариф», 2001
  2. Ф.Х.Валеев.«Орнамент казанских татар». Казань, 1969
  3. Ф.Х.Валеев.«Татарский народный орнамент». Казань, 2002
  4. Журнал «Казан утлары». 1983 г.
  5. Журнал «Сөембикә». № 9, 2009 г., № 1, 2010 г., № 9, 2010 г., № 12, 2010 г.
  6. Нурзия. Татар сынлы сәнгате, Казан, Татарстан китап нәшрияты, 1999
  7. Нурзия. Тылсымлы энә. Казан, Татарстан китап нәшрияты, 2001
  8. Нурзия Сергеева «Әбиемнең сандыгы». Казань, 1995.
  9. Нурзия Сергеева. Татарская вышивка.Казань, «Магариф», 2005
  10. Ф.Ф.Харисов. Милли мәдәният: Сораулар һәм җаваплар.Казан,“Хәтер”,1997
  11. Энциклопедический словарь. 2009.
  12. «Этнография татарского народа» . Казань, «Магариф», 2004
  13. http://tashlar.narod.ru/
  14. Газета «Ватаным Татарстан», № 234-235, 25 ноября, 2011 год.

Похожие:

Русский язык 2 классМбоу «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №46» Рабочая программа по учебному предмету «Экология»Мбоу «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №7»
Рабочая программа по учебному предмету «Экология»Мбоу «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №7» Ставропольская краевая открытая научная конференция школьников«Родник», мкоу сош №3 с углубленным изучением отдельных предметов Нефтекумского муниципального района ск
РеестрМбоу сош №168, с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла Мбоу «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных…Использование информационно – коммуникативных технологий в исследовательской экологической деятельности школьников в процессе обучения…
Дополнительная образовательная программа«Средняя общеобразовательная школа №44 с углубленным изучением отдельных предметов» Программа курса внеурочной деятельности школьного ученического самоуправления «Я сам»«Средняя общеобразовательная школа №92с углубленным изучением отдельных предметов»г. Кемерово
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная…Цель: воспитывать убеждённость в необходимости охраны природы и изучения экологии Создание здоровьесберегающей среды школы в условиях стажировочной площадкиМуниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов»…

Экология

Русский орнамент: трафареты, которые легко сделать самому

Русский орнамент, например, на вышивке, известен каждому. Народные наряды в своей жизни видел хотя бы один раз каждый. Вот такая красота выходит из-под рук мастеров. И это еще не самые сложные варианты. Ничего не скажешь — искусство и есть искусство. А Русь на таланты была богата всегда.

Если принято решение заняться искусством орнамента, начинать нужно с трафаретов, которые попроще. И стоит для начала брать русский орнамент. Если не удастся приобрести трафареты, можно изготовить их самим. Вот такие сможет сделать любой, нужно только проявить усидчивость и терпение.

Если принято решение заняться искусством орнамента, начинать нужно с трафаретов, которые попроще

Праздничные одеяния

Национальный татарский костюм в данном случае отличается обилием декора и шикарным внешним видом. Для его пошива использовались дорогостоящие материалы. Особого внимания при этом заслуживает свадебное платье. Выполнялось они в нежных голубых, бирюзовых или же зеленых, бордовых тонах. Правда, в последнее время можно встретить и белые одеяния, которые ранее считали траурными.

Длина такого платья должна быть максимальной. Кроме того, оно в обязательном порядке должно быть закрытым, прикрывающим практически все тело. Откровенные вырезы в данном случае недопустимы. Голова девушки при этом покрывается расшитым калфаком или полотном.

Жених, как правило, облачается в синий наряд. На нем отмечается обилие орнаментов, лент из атласа. Также присутствует меховой воротник. В качестве обуви молодоженов выступают сапоги. Они узорчатые. При их изготовлении применяется мозаичная техника.

На данный момент женихи все чаще надевают на торжество традиционные европейские брючные костюмы. Правда, даже в этом случае они украшаются с помощью орнаментов и лент. Пиджак при этом нередко заменяют сшитым из бархата камзолом. Рукава у него должны быть короткими.

Для танцев отлично подходят жилетки-разлетайки. Их декорируют мехом. Также уместны укороченные модели камзола. Голова танцовщика прикрывается покрывалом или же шапкой, оснащенной кисточкой

Крайне важно, чтобы наряд при этом был свободным, а низ расправлялся во время танца. Благодаря этому выполнять активные движения оказывается легко и никакого дискомфорта не возникает

Национальный татарский костюм не может остаться без внимания. Они невероятно яркие и весьма неординарные. Татары по сей день чтут традиции и трепетно относятся к народной одежде. Правда, сейчас ее увидеть в повседневной жизни крайне сложно. Чаще всего подобные наряды надевают лишь по особым случаям

В любом же случае они привлекают к себе особое внимание, поражают оригинальностью и обилием неординарного декора

Праздничная национальная одежда

В национальном костюме для празднования всегда наблюдалось изобилие украшающих элементов, такое одеяние шилось из дорогих тканей, даже сегодня оно выглядит шикарно. Особое место в гардеробе отводилось свадебному платью. Согласно традициям, выполнялось оно из материалов вишневого, зеленого, бирюзового, светло-голубого цветов. А вот в современном исполнении встречаются уже и белые наряды, которые в 18–19 веках считались траурными. Обязательные условия — закрытость платья и длина макси. На голову девушки надевают полотно или расшитый калфак. Для жениха предлагается синий костюм, на нем много узоров, атласных лент, меховой ворот. На ноги молодоженам надевают узорчатые сапоги, выполненные в мозаичной технике.

В татарском костюме для танца присутствует жилетка-разлетайка, отороченная мехом, или укороченный камзол. На голову танцовщик надевает шапочку с кисточкой или покрывалом. Наряд обязательно должен быть свободным, а подол хорошо расправляться во время активных движений.

Ход занятия:

Дети сидят полукругом на стульях. Слышится стук в дверь, заходит воспитатель, переодетый в женский татарский национальный костюм.

В: — Здравствуйте, ребята! Мы с вами проживаем в республике, которая называется Татарстан. В нашей республике живут люди разных национальностей: чуваши, марийцы, удмурты. Но больше всего русских и татар, которые чтят и помнят свои традиции. И в нашей группе есть ребята и русские, и татары. И все вместе вы играете, гуляете, дружите. Ребята, а как называется столица Татарстана?

Д: Казань.

В: Правильно. Казань – это большой и красивый город. Ребята, скажите, а как мы можем догадаться какой национальности человек перед нами?

Д: По костюму. По одежде.

В: Правильно!Посмотрите, какая я нарядная сегодня! Правда красивый костюм? Это женский татарский национальный костюм. То, что у меня на голове называется — калфак (тюбетей, далее кулмк – платье, камзол –жилетка, фартук (алъяпкыч, на ногах сапожки из мягкой кожи – читек.

Татарский народ создал много чудес,

Материально-духовные блага все здесь.

И ценность искусство родное несет.

Наш Татарстан, процветает, живет.

Прислушайтесь, это музыка татарского композитора – Луизы Батыр – Болгари,

Много песен пишет она для всей детворы.

Фольклорные и игровые,

Хороводные, эстрадные, озорные.

Мы долго восстанавливали древние святыни.

Приумножали национальное добро

Давайте же ценить искусство,

Творить и изучать его.

Я вам представляю татарский орнамент.

Изучим сегодня мы сущность его.

Ведь древние люди в нем выражали

Обычаи, мировоззрение свое.

Орнамент служил оберегом людей.

Расшифровывать элементы им было не лень.

Рисунок узоров с веками менялся,

Переосмысливался, воспринимался.

Волнообразный орнамент – вода,

Важнейший источник жизни она.

Круги и розетки – солнце и жизнь.

Роговидный орнамент – сила и прыть.

Лотос- цветок – чистота, непорочность.

Тюльпан отражает чувства, любовь.

Трилистник – богатство природы нам дарит,

Хризантема своей красотой восхищает.

Обратите внимание на колорит,

Здесь яркая сочная гамма царит.

Сопоставляются теплые, холодные тона

Своеобразием орнамента насыщена она.

Татарский орнамент гармоничен и прост,

Его создавал весь наш добрый народ.

В нем пестроты и излишеств в нем нет

Он легок, изящен, как солнечный свет.

А сейчас, выходите поскорее,

Становитесь дружно в круг.

В «Тюбетейку» поиграем,

Элементы татарского танца вспоминаем.

Тюбетейку вы друг другу

Быстро надевайте.

Пока музыка играет

Ее передавайте.

Музыка смолкает,

Тюбетейка отдыхает.

Кто остался с ней в руках,

Того не отпустим просто так.

Ну, а коль уж ты остался,

В серединку выходи.

И татарское движение

Сегодня с нами разучи. (Игра)

«Тп,тп, тбтй,

Тбте укалы.

Чиккн матур тбте

Менкемд тукталды!»

С татарским орнаментом

Сегодня познакомились.

Возьмите все карандаши

Занятие не закончилось

Сейчас я вам раздам

Фартуки, сапожки, тюбетейки

Воспроизведите в них узор,

Все то, что вы запомнили (работа)

В:Ребята, вы поработали сегодня продуктивно!

На занятии были все активны! А скажите, ребята, какие вы сегодня элементы татарского орнамента использовали в своей работе? (ответы детей). А какие цвета? (ответы детей).

«Спасибо за работу, я вас благодарю

И на последок вам сказать хочу:

Надеюсь я на то,

Что усвоили вы все

Что здесь я рассказала,

Объяснила, показала.

Надолго в памяти храните

Знания эти по жизни несите

Истоки наши изучайте

И традиций не забывайте

Единый дом у нас, одна семья. Цвети, республика моя!

Символика татарских узоров.

Символика цветов.

Полумесяц со звездойВодаЕльКонь (лошадь)ВолкЗмеяБаранСармашикЗвездаВосьмигранникГлазКорабль (лодка)ИстинаДостаток, изобилие, плодородиеМатеринская любовь

  1. Основные узоры, встречающиеся в орнаментах народов Среднего Поволжья

Толкование основных символов орнаментов народов Среднего Поволжья

Обозначения Русский узор Мордовский узор Чувашский узор Татарский узор
Ромб Символ плодородия, чадородия Изобилие, плодородие Сплочённость Солнце или луна
Розетки Солнце
Звезды Движение вселенной Часть космоса
Звезда Око рода, Благодать Солнце, согласие, гармония Символ вечности
Птицы Душа человека Трудолюбие, жизнестойкость Символ солнца и света
Спирали Символ мудрости Знания, мысли
Виноградная лоза Знак женщины
S-образный элемент Птицы и конские головы Память о прошлом, дума о будущем Вода
Лодка, ладья Чистая совесть, судьба Благополучие
Треугольник Символ духа Женское начало, завершение Истина, закон Знак земли
Гроздь ягод, ветка Процветание Символ изобилия
Восьмигранник Символ могущества и единства Солнце, огонь Добро и зло Мужчина и женщина
Ель, дерево Мировая ось, центр мира, символ новой жизни Древо рода, жизни, мудрости Символ храбрости, плодородия
Зигзаг Вода Вода Эпоха, период, течение времени
Роговидные узоры Символ защиты Деревья и трава Человечность, разум, сила, здоровье, душевная красота
Крест Символ жизни, неба и вечности Оберег Межа поля
Круг Символ рода Солнце, луна Солнце
Четырёхугольник Символ света, победа добра над злом Порядок, истина, Справедливость Равенство, понимание
  1. Результаты исследования.

Вывод.11. Литература.

Значение тюльпана в культуре и орнаменте

У каждого народа есть свой символ, который имеет значение только для него. Много мастеров использует татарский орнамент, в котором основным мотивом является тюльпан. Для данного народа это, прежде всего, символ возрождения. Тюльпан находится на

Во-вторых, тюльпан неразрывно связан с религиозными воззрениями мусульманского мира. Цветок ассоциируется с именем Аллаха. Написание названия растения на арабском состоит из тех же букв, что и имя бога мусульманского мира. С точки зрения нумерологической системы Абаджа (каждая буква имеет собственное число) сумма букв в словах «тюльпан» и «Аллах» одинакова и равна 66.

Роза также находит частое отображение в татарских орнаментах. И опять-таки по религиозным причинам: она является символом пророка Мухаммеда. И хотя цветы сильно стилизованы, человек, который разбирается в символах и культуре татарского народа, обязательно сможет прочитать татарский орнамент.

Татарский узор: шаблоны великого народа

Татарские и башкирские умельцы специализировались на ярких орнаментах и узорах. Особенно это видно в национальной одежде (головных уборах, обуви с разноцветной мозаикой).

Украшение жилья коврами потрясающей красоты — одна из главных изюминок татарской нации. Любое жилье, будто сельское или городское, всегда было заполнено коврами, которые по красоте превосходили персидские. У татар всегда преобладали яркие цветочные мотивы.

Про головные платки говорить можно говорить очень долго. В каждом доме по целому сундуку заполнено такими платками. Будничные, праздничные, свадебные — для каждого события есть свой платок, и для каждого платка — свой особенный узор. Вот такая красота — татарский и башкирский вышитый платок, что глаз не оторвать

Татарские и башкирские умельцы специализировались на ярких орнаментах и узорах

Самым распространенным было искусство орнамента в резном деревянном зодчестве.
Затем уже шла вышивка, узор на обуви и ковры. Очень малое место занимала у татарского народа тканевая аппликация. Но зато, в этой аппликации, что интересно, явно проглядывались восточные и греческие мотивы.

Самым популярным был и остается растительный орнамент. Трилистник, гвоздика, тюльпан, георгины, пионы и хризантемы – все это пользуется большой популярностью у татарских мастериц.

????????????????????????????

Глядя на эти произведения народного промысла, хочется, чтобы в доме был хотя бы один такой узор, радующий глаз

и его использование

Узоры применялись мастерами испокон веков во многих сферах прикладного искусства: архитектуре, вышивке, живописи, резьбе по дереву. Татарский орнамент с цветочно-растительными мотивами является наиболее распространенным. Мастера создают как простые формы, так и сложные букеты. Цвета, которые используются для орнамента, яркие, богатые и хорошо сочетаются. Мотивы стилизованы и имеют множество трактовок. Важную роль играет то, в каком порядке элементы узора расположены и как сочетаются между собой.

В цветочно-растительных мотивах, которые используются для творчества, существуют три направления: степное, луговое и садовое. В зависимости от того, в какой местности проживал мастер или мастерица, те или иные татарские узоры и орнаменты преобладали. Для степного направления более характерны мотивы с изображением стилизованных маков, тюльпанов, незабудок, гвоздик. Луговые мотивы пестрят цветками шиповника, колокольчика, ромашки, направления были характерны для городских поселений. Изображались преимущественно георгины, хризантемы, розы, астры. Наиболее часто встречаются два цветка, которые использует татарский орнамент. Тюльпан и гвоздика служат основными мотивами.

Геометрический и зооморфный мотивы

Зооморфные рисунки практически не используются. Это объясняется требованиями религии, так что татарский орнамент очень редко содержит образы животных. Однако мастера, которые все-таки решаются на зооморфные мотивы в своих изделиях, стилизуют их настолько, что не всегда можно понять, какой зверь изображен.

Зачастую геометрический татарский орнамент не является самостоятельным элементом изделия, а выполняет вспомогательные функции. Использование фигур зависит от того, на что наносится изображение. Например, в ткачестве преобладают геометрические мотивы, а в вышивке — цветочные, расположенные с геометрической точностью.

Татарский женский народный костюм

История возникновения татарского национального костюма берет свое начало с середины XVIII века, но тот наряд, который дошел до наших дней, был сформирован чуть позже, приблизительно в XIX веке. Влияние на татарский наряд оказали поволжские татары и традиции народов Востока. Поскольку татарские женщины с малого возраста обучались шитью, вышиванию, то изготавливая одежду, они вкладывали в нее все свое умение, терпение и в итоге получались очень красивые и женственные костюмы.

Во времена средневековья традиционным нарядом женщин считалось платье, головной убор и характерная обувь. Независимо от статуса, одежда во многом совпадала, но различия, будь это родовые, социальные или клановые, выражались лишь в используемых тканях, их цене, обилию декоративных элементов и количеству надеваемой одежды. Одежда, которая создавалась веками, выглядела не просто красиво, а нарядно, и это благодаря украшениям, изысканной отделке и традиционной вышивке.

Описание татарского женского народного костюма

Женский костюм состоит из длинной туникообразной рубахи с длинными рукавами и длинной распашной верхней одежды со сплошным остовом. Низ рубахи и рукава украшались воланами. Признаком к национальной принадлежности является монументальность, и у женщин она проявлялась в массивных украшениях, которые были везде: на груди, на руках, на ушах.

Женщины поверх рубахи надевали безрукавку или камзол, который шился из цветного или однотонного бархата, а борта и низ камзола были украшены золотой тесьмой или мехом.

Главным элементом национального костюма являлся головной убор. По головному убору можно было определить возраст женщины, а также ее социальное и семейное положение. Незамужние девушки носили белые калфаки, и у всех они были одинаковые. У замужних дам головные уборы различались по кланам. Женщины поверх калфака обязательно надевали платки, шали или покрывала.

Кстати, калфаки тоже были разными. Некоторые чем-то напоминали тюбитейку, также украшенную и расшитую золотыми нитками, другой вид имел тряпичный заостренный конец, к которому крепилась бахрома из золотых ниток, свисающая немного вперед к лицу.

История создания татарского национального костюма прошла довольно длинный путь, но несмотря на это традиции этого народа сохранились и поныне, и хотя современное общество носит больше европейскую одежду, тем не менее время от времени по праздникам женщины и мужчины наряжаются в свои традиционные костюмы и вспоминают историю своего народа.

Татарский орнамент как проявление культуры

Татарский народ имеет древнюю и колоритную культуру. Его быт, горести и радости, войны и союзы, уклад жизни, верования не могли не отразиться в творчестве. Поскольку народ древний, история и культура насчитывают столетия.

По своему быту и мировоззрению нация отличалась от селившихся рядом племен и была обособлена. Поэтому, например, татарский орнамент, используемый для украшения одежды, предметов обихода, домов является самобытным и своеобразным.

Виды орнамента и типы мотивов

Образ жизни народа заметно повлиял на узоры, которыми украшались различные изделия. Преимущественно татарский национальный орнамент имеет ярко выраженное влияние древнего земледелия. Но если внимательно изучить работы мастеров, то можно заметить, что проявляется и влияние культуры скотоводства кочевых предков народа.

Татарские узоры и орнаменты имеют три типа мотивов: геометрический, цветочно-растительный и зооморфный. Характерной особенностью является их контурное завершение.

Узоры применялись мастерами испокон веков во многих сферах прикладного искусства: архитектуре, вышивке, живописи, резьбе по дереву. Татарский орнамент с цветочно-растительными мотивами является наиболее распространенным.

Мастера создают как простые формы, так и сложные букеты. Цвета, которые используются для орнамента, яркие, богатые и хорошо сочетаются. Мотивы стилизованы и имеют множество трактовок.

Важную роль играет то, в каком порядке элементы узора расположены и как сочетаются между собой.

В цветочно-растительных мотивах, которые используются для творчества, существуют три направления: степное, луговое и садовое. В зависимости от того, в какой местности проживал мастер или мастерица, те или иные татарские узоры и орнаменты преобладали.

Для степного направления более характерны мотивы с изображением стилизованных маков, тюльпанов, незабудок, гвоздик. Луговые мотивы пестрят цветками шиповника, колокольчика, ромашки, васильков. Садовые направления были характерны для городских поселений. Изображались преимущественно георгины, хризантемы, розы, астры.

Зооморфные рисунки практически не используются. Это объясняется требованиями религии, так что татарский орнамент очень редко содержит образы животных. Однако мастера, которые все-таки решаются на зооморфные мотивы в своих изделиях, стилизуют их настолько, что не всегда можно понять, какой зверь изображен.

Зачастую геометрический татарский орнамент не является самостоятельным элементом изделия, а выполняет вспомогательные функции. Использование фигур зависит от того, на что наносится изображение. Например, в ткачестве преобладают геометрические мотивы, а в вышивке — цветочные, расположенные с геометрической точностью.

Элементы, используемые в орнаменте. Их возможности. Приемы передачи задумки мастера

Прежде всего стоит обратить внимание на то, как используется в татарском орнаменте тюльпан. Он представлен в виде остроконечного трилистника с различной степенью изгиба

Реже встречаются пятилистники. Волнообразные линии под рукой мастера обрастают листочками и образуют «виноградную лозу».

На одной ветви может оказаться и виноград, и меандр, и георгин, и гвоздика. Татарский орнамент с геометрическими мотивами использует как простые фигуры (треугольники, ромбы, круги, квадраты), так и сложные (шестигранные розетки, ступенчатые фигуры, восьмилучевые звезды).

Растительный орнамент имеет еще одну отличительную особенность – асимметрию элементов. На одной ветви прекрасно уживаются цветы, которые в природе никогда не растут рядом или цветут в различные месяцы года.

Значение тюльпана в культуре и орнаменте

У каждого народа есть свой символ, который имеет значение только для него. Много мастеров использует татарский орнамент, в котором основным мотивом является тюльпан. Для данного народа это, прежде всего, символ возрождения. Тюльпан находится на флаге Татарстана.

Во-вторых, тюльпан неразрывно связан с религиозными воззрениями мусульманского мира. Цветок ассоциируется с именем Аллаха. Написание названия растения на арабском состоит из тех же букв, что и имя бога мусульманского мира. С точки зрения нумерологической системы Абаджа (каждая буква имеет собственное число) сумма букв в словах «тюльпан» и «Аллах» одинакова и равна 66.

Роза также находит частое отображение в татарских орнаментах. И опять-таки по религиозным причинам: она является символом пророка Мухаммеда. И хотя цветы сильно стилизованы, человек, который разбирается в символах и культуре татарского народа, обязательно сможет прочитать татарский орнамент.

Восточные узоры: в гости к сказке

Восточные узоры сегодня снова набирают популярность. Чаще они используются для росписи тканей, шелка, больших полотен. Восточный орнамент основан на ритме и построении элементов, на абстракции и стилизации реальных вещей. Корни этого искусства уходят в культуру Персии и Месопотамии. Каждый из узоров что-то символизирует.
К примеру, обычная розетка — символ вселенского круговорота. Выполненная в форме цветка, она имела множество разновидностей. Это только один из немногих расшифрованных символов. Что скрывают в себе другие узоры, может остаться вечной тайной.

Восточные узоры сегодня снова набирают популярность

Самые частые мотивы восточных узоров — это растительный мотив, волшебные птицы и Мировое древо. В последнем соединяется масса символов наравне с реальными деталями. Восточный узор имеет еще одну особенность. Это ковровое заполнение. На поверхности узора сложно найти незанятое место. Линии, листочки, шишечки, колоски, травинки — ими заполнено все пространство. В частности это прием применяется в архитектуре, изготовлении декоративной посуды и одежды.

Современная интерпретация

Современный костюм — это больше стилизация, нежели традиционный наряд в чистом виде

У него более яркие цвета, которые выглядят броско, нарядно и привлекают к себе внимание на традиционных гуляниях, во время исполнения танцев. Обязательными элементами стилизованного народного костюма остаются богатый растительный орнамент, дорогие ткани, калфак

Шапочка может иметь более современные формы, шьется она в тон платью или жилетке-разлетайке.

Современные девушки преимущественно носят длинные платья А-силуэта с воланами на рукавах, воротником-стойкой. Фасон может варьироваться, но закрытость наряда до сих пор является обязательным условием. Головной убор при этом остался неизменным. Современный татарин носит широкие штаны и камзол, иногда используется пояс, которым подпоясывают рубаху. Мужской костюм практически не претерпел изменений, разве что выглядит он куда более стильно и уместно для модных веяний 21 века. Хотя все больше наблюдаются тенденции европеизации повседневной одежды татар, национальный костюм все так же глубоко почитаем, ведь в нем ярко воплотились самобытность культуры и удивительное мастерство народного творчества, накапливаемые столетиями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector