Этикет для детей школьного возраста

Зачем нужны правила и почему важно их соблюдать

Существование социума и взаимодействие людей в нем подчинено правилам. Официальные закреплены законодательно, неофициальные продиктованы нормами морали и этики. Большую часть правил поведения в общественных местах прививают родители своим детям. А остальные либо существуют негласно, либо регламентированы внутренним порядком заведений/учреждений. 

Бытовые нормы, а также общепринятые правила поведения напоминают условия игры. Они подсказывают человеку, какие действия он может совершать, а какие не стоит.

Если человек не будет «играть по правилам», то рискует столкнуться с последствиями:

  • нарушил дисциплину в школе — получит запись в дневнике;
  • не умеет вежливо общаться с людьми — узнает, что такое социальная изоляция;
  • игнорирует правила поведения в заведении — администрация может отказать в обслуживании;
  • преступил закон — отправится в суд.

Важно, чтобы правила соблюдали все люди. Тогда отношения между ними будут более упорядоченными, предсказуемыми. По аналогии с ПДД: п

1.4 гласит, что каждый участник дорожного движения имеет право рассчитывать на то, что и другие участники будут придерживаться этих правил

По аналогии с ПДД: п. 1.4 гласит, что каждый участник дорожного движения имеет право рассчитывать на то, что и другие участники будут придерживаться этих правил.

Хорошие манеры 

Культура поведения в общественных местах включает не только ограничения, но и желаемые действия, то есть правила этикета.

Сегодня многие из них считаются устаревшими:

  • мужчины не пропускают дам вперед;
  • женщина может оплатить свой счет в кафе;
  • люди младшего возраста могут не уступать место в транспорте старшим.

Но чтобы оставить о себе приятное впечатление и заиметь репутацию культурного человека, без хороших манер не обойтись. Как писал английский философ Ф. Бэкон, «манеры выказывают нравы, подобно тому как платье обнаруживает талию».

Что включают в себя этикет:

  • нормы вежливого общения;
  • принципы субординации;
  • способы уместной взаимопомощи;
  • присутственные правила (как вести себя в конкретном месте).

Существует и другая классификация, согласно которой, этикет может быть семейным, столовым, корпоративным и даже сетевым. Всё это многообразие правил и норм трудно изучить одномоментно. Лучше выбрать естественный путь привития манер — постепенно, начиная с раннего детства.

Телефонный разговор

Стационарным аппаратом дети начинают пользоваться лет с пяти, отвечая на звонки, а первый смартфон часто покупают первоклассникам. Хорошие манеры при использовании телефона заключаются в следующем:

  • Начинать телефонный разговор нужно с приветствия, заканчивать прощанием.
  • Громко общаясь по телефону, ребенок может вызвать неудовольствие окружающих.
  • В некоторых ситуациях или в организациях, где по правилам нельзя разговаривать по смартфону, – на уроке, в церкви, магазинах и банках – телефон отключают.
  • В обстоятельствах, при которых нет возможности для разговора, на телефонный звонок нужно ответить и пообещать перезвонить позднее.

    Нужно непременно исполнить обещанное позже.

  • Если произошла ошибка набора номера, следует извиниться.
  • SMS-переписку необходимо вести грамотно.
  • Нельзя отвечать на звонки с незнакомого номера.

Этикет для детей школьного возраста: звонить до 8 утра и после 9 вечера невежливо, исключение – срочный, неотложный разговор. Если на стационарный телефон позвонили кому-то из членов семьи, не нужно задавать лишних вопросов и праздно беседовать. Если близкий человек отсутствует, нужно спросить, что ему передать.

Чем отличаются правила этикета за столом в гостях для мужчин и женщин от правил поведения за столом для школьников?


Девочка неправильно ведет себя за столом

Поведение за столом — один из показателей культуры человека. Всех правил этикета знать не обязательно, но придерживаться основных следует каждому. Многие думают, что правила поведения для взрослых и детей разные. Давайте разбираться, чем отличаются правила этикета за столом в гостях для мужчин и женщин от правил поведения за столом для школьников.

Этикет для мужчин и женщин:

После приглашения хозяйки, за стол первыми рассаживаются женщины.
Мужчина помогает даме сесть за стол отодвигая ее стул

Даже если мужчина не знаком с рядом сидящей женщиной, во время застолья он ухаживает и уделяет ей внимание: наливает напитки, предлагает угощения, развлекает разговором.
Мужчина сидящий напротив общего угощения, в первую очередь предлагает его всем сидящим, после чего накладывает себе.. Во время трапезы считается дурным тоном:

Во время трапезы считается дурным тоном:

  • Класть на стол локти, телефон
  • Салфетку закладывать за воротник
  • Быстро глотать пищу и громко чавкать
  • Жестикулировать и тыкать в соседа столовым прибором
  • Есть прямо из общего блюда
  • Выискивать «лучшие» кусочки
  • Тянуться через весь стол за блюдом
  • Теребить скатерть или волосы
  • Расчесываться или поправлять макияж
  • Пользоваться зубочисткой

Желательно попробовать все предлагаемые блюда. Хозяйке будет приятно услышать похвалу в адрес приготовленных угощений. Но, если что-то не пришлось по вкусу, воспитанный гость тактично промолчит об этом.

Правила этикета для школьников:

  • Садиться за стол и начинать есть надо вместе со взрослыми.
  • Запрещено на стол класть локти.
  • Перед началом трапезы надо пожелать приятного аппетита всем сидящим за столом.
  • За столом нельзя баловаться. Есть надо молча, жевать с закрытым ртом.
  • Во время еды нельзя громко хрустеть, чавкать, ковырять в зубах.
  • Некрасиво напихивать пищей полный рот. Если кусочки еды большие, с помощью столовых приборов следует их делить.
  • При необходимости, во время трапезы нужно использовать салфетки.
  • Нельзя через весь стол тянуться за желаемым блюдом, нужно попросить, чтоб его подали.
  • Пустую тарелку нельзя вылизывать.
  • После окончания трапезы следует поблагодарить.

Как видите, правила поведения за столом для школьников почти не отличаются от правил поведения взрослых.

Правила пользования столовыми приборами

Правила употребления некоторых блюд

Первый блюда (супы, борщи, окрошки, рассольники, солянки), каши едят ложкой.Когда в тарелке остается немного первого блюда, наклони слегка тарелку от себя, собери остатки. Иначе рискуешь выплеснуть все на себя. Некрасиво дуть на горячую пищу. Первые блюда охлаждай, слегка помешивая их ложкой. Продукты, которые можно легко разделить вилкой не режут, а едят, непосредственно используя вилку. Это относится, например, к рыбным блюдам, картофелю, котлетам, разнообразным запеканкам, яичнице. Для поедания разного вида колбасок, сосисок, сарделек, мясных блюд, используй нож и вилку, постепенно отрезая от большого куска небольшие кусочки. Мясо птицы и дичи с костей изначально срезают ножом и вилкой. Оставшееся на косточке мясо можешь взять рукой за кончик кости. Хлеб берется рукой или вилкой, которая еще не использовалась. Дома кусочек хлеба кладется слева на обычную бумажную салфетку. В кафе — на специальную пирожковую тарелку. Руками можешь брать печенье, пирожки, фрукты. Положив сахар в чай специальными щипцами или чайной ложкой, размешивай его бесшумно. После этого ложечку надо вытащить, чтобы она не мешала пить. Простоквашу, йогурт, кисель едят десертной ложечкой. Если в напитке есть ягоды, косточки от них аккуратно положи ложечкой на блюдце.

Правила поведения после еды.

Никогда не вставай из-за стола не окончив кушать или без разрешения взрослых. Выходя, не бери с собой пищу. Обязательно поблагодари того, кто тебя накормил. Никогда не говори, что какое-то блюдо тебе не понравилась, потому что обидишь того, кто его готовил. Как говорится, «на вкус и на цвет товарища нет». У каждого свои предпочтения. Лучше изначально отказаться от нелюбимого блюда, чем кушать, выражая недовольство. Тот факт, что еда не нравится тебе, вовсе не означает, что она невкусная. Она может нравится другим людям, сидящим с тобой за столом. Не порть им аппетит! Ешь с удовольствием и хорошим настроением! Смотреть на скучающее или перекошенное недовольной обиженной гримасой лицо, неприятно! Обязательно помой руки.

Надеюсь, ты быстро усвоишь правила застольного этикета. Тогда тебе краснеть не придется, родители будут довольны, а окружающие будут считать тебя воспитанным ребенком!

  • Ориентирование на местности
  • Как стать автором журнала Обовсёмка
  • Магия огня
  • Поговорим о воронах в шутку и всерьез
  • Головоломка Фото-путаница для детей
  • Кто создал первый зоопарк и каким он был

Метки: Автор Лора

« Предыдущая запись

В общественных местах

На улице или в транспорте знание основ этикета и правил общения необходимо не только для репутации, но и для безопасности.

Из самых важных норм поведения в общественных местах и транспорте стоит научить ребенка:

  • Знанию основных правил дорожного движения.
  • Проявлениям вежливости – пропускать сначала выходящих из транспортного средства, затем женщин и малышей вперед.
  • Тому, что в местах скопления людей нельзя толкаться, мусорить и пачкать предметы, заходить в транспорт с мороженым, пиццей или другой едой. Пристально рассматривать пассажиров неприлично, как и показывать пальцем.
  • Уступать место тем, кто более уязвим.
  • Ездить с животными, соблюдая правила их перевозки.

Из общих правил поведения в людных местах:

  • Некрасиво причесываться, ковырять в зубах, сморкаться, чихать и кашлять, не закрывая ладонью или платком рот.
  • Топать, кричать во весь голос, капризничать.
  • Бесцеремонно прерывать разговор.
  • Одеваться неопрятно, носить грязную обувь, особенно для девочки.

Правила поведения на улице для школьников

С правилами дорожного движения и поведения в общественных местах учащихся знакомят регулярно. На первых родительских собраниях учителя просят родителей пришить на уличные куртки и рюкзаки детей светоотражатели. Школьникам напоминают об опасности общения с незнакомыми людьми. И поведение детей на улице почти всегда правильно:

  • одежда в порядке;
  • руками не размахивают;
  • не кричат;
  • не сорят.

Шумные стайки, высыпавшие из школы после уроков, рассыпаются на пары и тройки школьников, идущих домой.

Но улица нужна детям не только для перемещения. Улица – место, где школьник может и должен бегать, прыгать, вести себя свободно, выплёскивая накопившуюся энергию. Конечно, не на пешеходных дорожках, не на проезжей части, а там, где есть условия для активного движения.

Спортивные площадки, велосипедные дорожки, парки культуры и отдыха, дворовые тренажёры, футбольные поля и теннисные корты – это тоже улица, весёлая, полезная, дружелюбная. И для того, чтобы школьник мог уверенно гулять в местах активного отдыха, взрослым (родителям, педагогам-организаторам, старшим братьям и сёстрам) надо вместе с подростком изучить правила поведения в таких местах, главное из которых звучит так: – “Хочешь двигаться быстро – узнай, где это можно, и научись!”

Подросток, играющий в волейбол, футбол, баскетбол; умеющий кататься на велосипеде, лыжах, роликах, скейтборде, моноколесе, не попадёт в дурную компанию и не позволит себе (как и его единомышленники):

– забраться с ногами на скамейки;

– сломать, повредить зелёные насаждения, создающие парковый ансамбль;

– курить и бросать окурки в местах, где люди занимаются спортом, катаются на чём-либо, отдыхают, играют;

– закрыться капюшоном и наушниками телефона от пространства и идущих рядом.

Как приучить детей соблюдать правила школы (советы учителю)

Большинство детей, особенно это касается детей младшего школьного возраста, невероятно энергичны, в связи с чем, они часто нарушают правила поведения в школе, в первую очередь, это касается разговоров во время занятий

Конечно, в желании школьников общаться со сверстниками нет ничего плохого, но важно с 1 класса учить детей не мешать проведению урока. С самых первых дней в школе ученики должны соблюдать правила для учащихся и нести ответственность за их нарушение. Установите “Правила ученика” в первый же учебный день

Установите “Правила ученика” в первый же учебный день

В начале учебного года необходимо установить правила поведения для детей. Объясните школьникам, что разговоры во время уроков строго запрещаются, и напоминайте им об этом каждое утро, а также по мере необходимости. Можно также распечатать правила поведения в школе и развесить их на стендах класса.

Для детей младшего школьного возраста, особенно для первоклассников, лучше составить простые правила, как вести себя на уроке, которым все должны следовать. Постарайтесь, чтобы их было не более пяти, и они состояли из простых предложений. При этом лучше использовать формулировки, которые указывают, что дети должны делать, а не то, что они делать не должны. Например, “оставайтесь на своих местах до тех пор, пока учитель не скажет, что вы можете быть свободны” или “дождитесь разрешения, чтобы сказать что-либо”.

Постарайтесь не читать нотаций нарушителям дисциплины

Формированию у школьников осведомленности о неправильном поведении способствуют открытые вопросы. Когда вы столкнетесь с тем, что кто-то из детей нарушает дисциплину, спросите у него так: “Что ты делаешь?”, а не так: “Разве я не говорила тебе, что так делать нельзя?”

Удержитесь от соблазна прочитать лекцию и выслушайте объяснение ребенка. Если школьник должен будет объяснить, что он делает, то у него будет возможность поразмышлять, и он начнет осознавать свои действия и их последствия. Используя такой подход, вы научите ребенка брать на себя ответственность за свое поведение.

Сами выполняйте установленные в школе правила

Очень важно, чтобы учитель и сам выполнял установленные правила поведения и этикет в школе

Не отступайте, если ребенок продолжает нарушать школьные правила

Детей, нарушающих правила поведения в школе, нужно обязательно дисциплинировать. Если ученик начинает разговаривать, урок необходимо остановить. Посмотрите на ученика и спокойно скажите ему, что он мешает вам проводить занятие

Обращая внимание всего класса на его недостойное поведение, можно предотвратить повторное нарушение дисциплины

Если ученик продолжает разговаривать в классе, попросите его остаться после урока. Еще раз объясните ему, что разговоры во время урока – это признак неуважения, и расскажите о последствиях такого поведения

Важно добиться не только того, чтобы ученик хорошо себя вел на следующий день, но научить его с уважением относиться к правилам поведения учащихся в школе

Найдите способы мотивировать на хорошее поведение учащихся в школе

Мотивируйте детей исполнять общепринятые правила – это лучший способ поддерживать дисциплину в школе и в классе. Учитель, который хвалит за хорошее поведение и побуждает детей задуматься о последствиях недостойного поведения, будет мотивировать школьников вести себя благоразумно.

Помните, что школьники постоянно наблюдают за вами, а младшие школьники еще и во всем стремятся подражать, поэтому вы должны следить за своим поведением и быть хорошим образцом для подражания.

Вознаграждайте детей, которые примерно вели себя во время урока. Вы можете просто похвалить их или в качестве награды помочь с домашним заданием, угостить шоколадными конфетами, подарить наклейку или карандаш. Благодаря этим небольшим вознаграждениям у детей появится стимул спокойно вести себя во время урока и в следующий раз.

Основные правила:

– Все учащиеся школы должны приходить на занятия за 10-15 минут до их начала. Оставив верхнюю одежду в раздевалке и переобувшись, учащиеся садятся за свои рабочие места и ждут начала урока.

– Учащиеся обязаны выполнять домашнее задание в сроки, установленные школьной программой, а также приходить на уроки со всеми необходимыми для учебы принадлежностями.

– По требованию учителя, ученик должен предъявить дневник.

– На территорию школьного учреждения запрещается приносить какие-либо из видов оружия, взрывоопасные вещества, спиртное, сигареты и так далее.

– Правила школы запрещают во время всего учебного процесса выражаться ненормативной лексикой.

– На переменах запрещается: шуметь, мешать другим отдыхать, бегать по лестницам;

– Учащиеся должны проявлять уважение ко всем работникам школы, а также своим одноклассникам.

– Ученики старших классов должны быть внимательными к учащимся младших классов (не обижать младших, помогать, защищать).

– В школе категорически запрещена расовая и национальная дискриминация, физическая конфронтация, вымогательства и унижение личности.

– Учащиеся должны поддерживать чистоту и порядок в школе, даже если вас не назначили дежурным классом.

– От учеников требуется уважение права собственности своих одноклассников (учебники, одежда, личные вещи).

– При нахождении личных вещей, учащиеся обязаны предъявить их администратору школы или же старшему дежурному.

– Нельзя пропускать и опаздывать на уроки без основательных на то причин.

– Ученики должны бережливо относиться к школьному имуществу.

Теперь ознакомимся с правилами поведения учащихся во время занятий:

– Чтобы поприветствовать учителя, ученики обязаны встать со своих рабочих мест и поздороваться, встают также, когда заходит в класс любой взрослый во время урока.

На уроке ученик должен вести себя тихо и спокойно, не мешать своим одноклассникам и не нарушать дисциплину.

– Чтобы задать вопрос во время урока, необходимо для начала поднять руку, а получив разрешение от учителя, можно говорить.

– Во время занятий ученики имеют право воспользоваться школьными принадлежностями и выдаваемым инвентарем, который после возвращается учителю обратно.

Правила поведения учащихся в школьной столовой:

– В столовой учащиеся должны соблюдать чистоту, аккуратность, придерживаться норм поведения. — Не разрешается приходить в столовую в верхней одежде.

– Запрещено во время еды отвлекать соседей, отбирать чужую еду и т.д.

– Ученики обязаны бережно относиться к имуществу столовой школы.

Правила приветствия

Здравствуйте, добрый день (вечер, утро) – именно так начинается общение. Часто приветствие задает общий тон всей беседе или закладывает первое впечатление при знакомстве. Имеет значение форма и тон обращения, поэтому правильно здороваться малыша нужно учить с ранних лет. Поможет несколько несложных правил:

  • Воспитанные дети не ждут приветствия от других, а здороваются первыми, особенно с людьми, старшими по возрасту.
  • На приветствие нужно обязательно ответить.
  • Вежливые слова при встрече стоит произнести громко и внятно, но кричать во все горло неприлично. Если знакомый человек проходит вдалеке, достаточно поздороваться кивком головы или легким взмахом руки.
  • Расположение и доброжелательность вызовут искренняя улыбка и теплые интонации в голосе во время приветствия. Сухой тон и грубая речь, напротив, оттолкнут от себя.

  • При встрече принято обмениваться рукопожатиями, наклонять голову или немного склоняться в знак уважения. Неприлично отводить взгляд, произнося вежливые слова, держать руки в карманах.
  • Малышу нужно объяснить, что если родители здороваются с кем-нибудь, то ему тоже нужно это сделать. Входя в помещение, где находится несколько человек: в группу или класс, во время похода в гости, нужно громко поздороваться со всеми. В гостях первыми приветствуют хозяев.

Этикет для девочек и мальчиков практически не имеет различий. Отличие при обмене рукопожатием: мужчинам (и мальчикам) нужно снять перчатку. Женщины, девушки и девочки первыми подают руку во время приветствия по желанию.

Этикет сервировки стола

Независимо от организации мероприятия, сервировать стол нужно по всем правилам. Для начала необходимо постараться, чтобы каждый гость чувствовал себя за столом свободно. Старайтесь рассаживать гостей так, чтобы между стульями оставался небольшой промежуток.

Теперь о самом главном – как правильно сервировать стол. Существует много способов сервировки: для разного времени суток и отдельных случаев. Помимо этого, способы сервировки стола в разных странах отличаются и зависят от обычаев и культуры населения. Мы будем рассматривать классический тип сервировки.

Основа сервировки – скатерть. Чаще выбирают полотно светлого и белого цвета. По правилам сервирования, уголки полотна должны покрывать ножки стола (квадратной или прямоугольной формы). Ниже уровня сидения скатерть опускаться не должна, максимум – 25-30 сантиметров.

Расстилать тканевое полотно нужно свободно за столом, с концов приподнимая и встряхивая его, чтобы между тканью и столом образовался воздух – так распределять скатерть на поверхности будет легче. Тянуть за уголки полотно и растягивать нельзя.

Салфетки играют определенную роль в сервировке стола. Их можно выбирать в тон скатерти или контрастного цвета.

Тканевые салфетки (лен или хлопок) применяют для торжественных случаев, а бумажные — на каждый день. Салфетку кладут на тарелку в свернутом виде каждому гостю. Бумажную салфетку разрешается класть под тарелку с правой стороны.

Этикет за столом. Сервировка приборами

При сервировке стола приборами нужно учитывать количество блюд и их тип, и заранее продумать, какая понадобится посуда. Например, если на столе имеются блюда, которые принято есть без приборов, то нужно положить салфетки или поставить емкость с водой.

Как правильно сервировать стол:

  1. Посмотрите на стол и мысленно разделите его на отдельные зоны с учетом того, что на каждого человека должно быть отведено 80 сантиметров длины. Поставьте сервировочную тарелку – эта неглубокая тарелка большого диаметра служит подставкой. На нее ставится следующая – с едой. Суп-пюре подается в суповой тарелке, а бульон – в специальной чаше.
  2. Левее от сервировочной тарелки ставится тарелка для хлеба (пирожковая). Рядом с ней располагается емкость с водой и кусочками лимона для ополаскивания рук, если пищу едят руками.
  3. Основные приборы: вилки, ложки и ножи раскладывают с правой и левой стороны тарелки. Нож — справа, а вилку – по левую сторону. Когда в меню указан десерт, то тогда ложку кладут над тарелкой.
  4. Для мороженого следует положить чайную ложку.
  5. На стол можно поставить одновременно четыре бокала для вина и воды.

Правила сервировки стола по этикету:

Этикет сервировки стола к обеду

Оформление стола имеет большое значение. От того, насколько хорошо сервирован стол, будет зависеть настроение и аппетит членов семьи и приглашенных.

Сервировка обеденного стола:

  1. Стол покрывается скатертью и на него ставится закусочная тарелка. Слева от нее — пирожковая.
  2. Между тарелками кладутся две вилки: столовая и закусочная, зубчиками вверх. Справа – нож. Лезвия располагаются по направлению к тарелке.
  3. За закусочной тарелкой ставится один фужер, а на саму тарелку кладут салфетку. Раскладывать ее полностью не нужно.
  4. На середину стола ставят вазу с цветами.
  5. Когда хозяйка будет подавать на стол, то сервировку разрешается дополнить приборами.
  6. Суп подается в специальных тарелках справа от сидящего человека. В праздничный обед, заранее подогретый суп переливают в супницу и располагают ее рядом с хозяйкой.
  7. Если на десерт подается фруктовый компот с косточками, то на блюдце нужно поставить креманку.
  8. Кофе и чай для всех членов семьи подают в кофейнике, чашки с блюдцами ставятся на стол заранее. Если напиток сразу разливается по чашкам, то они подаются на подносе вместе с блюдцами и ложечками.
  9. Сахар подается в отдельной сахарнице вместе с ложечкой.

За день до предполагаемого застолья пересмотрите свою посуду – она должна быть чистой.

Нормы поведения

Учитель, как и любой взрослый, достоин вежливого отношения к себе. Беседа учащегося с учителем, воспитателем группы продленного дня или с администрацией школы должна проходить в уважительной, корректной форме. Хорошего школьника отличает вежливость, пунктуальность, этичность и толерантность поведения.

Основные правила для обучающихся регламентируются по новому закону об образовании. Родители должны уведомить ребенка об этих нормах во время воспитательных бесед. Ведь и самим родителям куда приятнее и отраднее наблюдать своего вежливого, воспитанного ребенка, который умеет себя вести подобающим образом.

Когда и как начинать учить правила этикета в школе?

Дети очень быстро воспринимают новую информацию и все, что их окружает. Они берут пример с родителей, копируя их действия и поведение. Поэтому на вопрос «как научить ребенка этикету?» ответ один: соблюдать его самим. Видя хороший пример каждый день, сын или дочь будут подражать, приучаясь правильному поведению. Чем раньше ребенок усвоит этот перечень правил и навыков – тем в будущем будет чувствовать себя свободнее и увереннее в любом обществе.

Правила этикета востребованы во многих сферах: в общественных местах и дома, в гостях, театре и кафе, также на работе и, конечно, в школе. Запомнить их будет проще, если приучать к ним ребенка в раннем возрасте. Это поможет быстрее адаптироваться в обществе, чувствовать себя уверенно, повысить самооценку и сформироваться как личность. Поможет избегать конфликтов и казусов, неловких моментов.

Примерно с 5 лет можно начинать сознательное обучение ребенка этикету как таковому, но не нужно превращать это в урок или лекцию.

В этом возрасте усвоение информации происходит через тематические игры, активность, образы. Но не ждите, что уже через неделю такого обучения малыш все поймет и пойдет в 1-й класс идеальным и образцовым ребенком. Это многолетний процесс воспитания и родительских наставлений.

И все же родители или учителя должны брать на себя эту ответственность? Скорее, это соработничество. Одним из важнейших этапов познания всех правил, является школьное обучение. Помимо школьной теории, знаний в математике и литературе учителя должны объяснять и показывать «нормы поведения»

Школьное воспитание так же важно, как и дома в семье. Ведь школа становится еще одним домом, где школьники должны научиться важным правилам поведения в обществе. Учителя становятся вторыми родителями, с которых дети тоже берут пример

И вне уютных домашних стен именно школа должна прививать с раннего возраста многие правила и порядки, которыми ребенок будет следовать всю жизнь

Учителя становятся вторыми родителями, с которых дети тоже берут пример. И вне уютных домашних стен именно школа должна прививать с раннего возраста многие правила и порядки, которыми ребенок будет следовать всю жизнь.

Этикет поведения детей в общественных местах

Для того, чтобы родителям не пришлось краснеть из-за хромающего поведения ребенка вне стен квартиры, еще дома следует рассказать ему о правилах поведения в общественных местах.

Особое внимание хочется уделить правилам этикета в общественном транспорте:

  • Перед тем, как войти в транспорт, следует пропустить всех, кто из него выходит
  • Мужчины и мальчики должны пропускать вперед себя женщин и девочек, а только потом заходить в салон общественного транспорта
  • Запрещается расталкивать пассажиров локтями, продвигаясь вглубь салона для того, чтобы занять свободное место
  • Следует уступать место пожилым людям, инвалидам, беременным женщинам и пассажирам с детьми
  • Заходя в транспорт, следует снимать с плеч ранцы и рюкзаки, чтобы не мешать остальным пассажирам
  • Не стоит толпиться у входа, если нет необходимости выходить на следующей остановке
  • В общественном транспорте запрещается есть, стряхивать с одежды грязь, капли дождя, снег
  • В салоне транспорта запрещается бегать, громко разговаривать, пачкать сидения
  • В салоне общественного транспорта запрещается пристально рассматривать других пассажиров
  • Животных следует перевозить в специальных сумках или клетках, а собак в намордниках
  • В транспорте заранее следует готовиться к выходу
  • На улице стоящий транспорт следует обходить сзади, только трамвай — спереди


Правила поведения в транспорте (картинка)

Книги по этикету для детей

Во всех книжных магазинах, а также на просторах интернета можно найти широкий выбор литературы по этикету для детей. Это могут быть как книги в качестве пособия для взрослых, так и книги для чтения непосредственно детьми старшего возраста.

Вот перечень только некоторых из них:

  • Правила поведения для воспитанных детей. Галина Шалаева
  • Азбука вежливости. Людмила Васильева-Гангнус
  • Вежливые слова. Ольга Корнеева
  • Приятного аппетита! Уроки вежливости. Для детей от 1-го года. Сергей Савушкин
  • Этикет для детей различных лет. Андрей Усачев
  • Расту культурным. Для детей 4-5 лет. Светлана Пятак, Наталья Царикова
  •  Уроки Вежливости и Доброты. Пособие по детскому этикету для воспитателей детских садов и школ раннего развития. Елена Баринова
  • Азбука этикета для малышей. 33 правила хорошего тона. Наталья Иванова
  • Этикет для будущей леди. Антонина Елисеева
  • Общительные сказки. Беседы с детьми о вежливости и культуре общения. Татьяна Шорыгина
  • 1000 уроков этикета для самых умных малышей. Валентина Дмитриева
  • Советы феи вежливости. Виктор Кудлачев, Ирина Фоменкова
  • Учимся быть примерными. Владимир Степанов
  • Азбука вежливости. Наталия Чуб


Книга по этикету для детей

Как вести себя за столом в ресторане: правила этикета

В публичных заведениях, таких как ресторан, нужно вести себя соответствующе. Обязательно заблаговременно ознакомьтесь с основными правилами этикета за столом в ресторане, чтобы вас воспринимали, как персону из высшего общества:

  1. Если мужчина пригласил на ужин женщину, то он должен войти в ресторан первым. Если же в ресторане у входа стоит швейцар, тогда мужчина обязан пропустить даму вперед, помочь ей снять верхнюю одежду, проводить к столу, узнать у нее, где она желает сидеть, отодвинуть стул, чтобы дама присела на него.
  2. Мужчина должен расположиться либо напротив дамы, либо с левой стороны от нее.
  3. Ужин должен заказывать тот, кто был инициатором. Как правило, это мужчина. Он может лишь предложить женщине выбрать что-то из того, что выбрал лично он. Согласно правилам этикета за столом, девушка не должна капризничать, рассказывать о своих болезнях, о том, что она села на диету или стала вегетарианкой. Нужно вежливо выбрать что-то из того, что предлагает ей ее спутник.
  1. Сидящий за столом в ресторане должен следить за своей осанкой. Спина должна быть ровной, но при этом со стороны не должно казаться, что вам неудобно. Ведите себя непринужденно, уверенно, но не расслабляйтесь.
  2. Сразу же положите на свои колени салфетку, которая будет стоять на вашей сервировочной тарелке.
  3. Если случилось так, что вам принесли блюдо раньше, чем спутнику, не начинайте его есть. Дождитесь, пока еда будет вынесена всем участникам трапезы.
  4. Если у женщины накрашены губы, то ей нужно отправиться в дамскую комнату, чтобы избавиться от помады, потому что следы от нее на посуде считаются признаком дурного тона. И вообще, любые гигиенические процедуры за столом ресторана делать нельзя. В этих целях выходите в туалет. Но перед тем, как выйти из-за стола, нужно извиниться.
  5. Нельзя фотографировать блюда и напитки во время трапезы в ресторане. Такое поведение считается аморальным в заведениях высокого уровня.
  6. Если в блюде вам попадается что-то несъедобное, аккуратно выньте изо рта это, но не руками, а при помощи ложки.
  7. Если с вашего стола случайно упали на пол какие-то столовые приборы, не нужно их поднимать. Подзовите официанта и попросите его, чтобы он принес вам другие.
  8. Если вам принесли очень горячее блюдо, подождите пока оно остынет. Нельзя в ресторане дуть на еду, сербать и вообще издавать какие-то звуки. Это не прилично, согласно правилам поведения по этикету за столом.
  1. Вилку нужно обязательно держать левой рукой во время трапезы, а нож — правой. Если блюдо можно есть обычной вилкой, резать ничего не надо, то ее можно держать в правой руке.
  2. Если вы едите мясо, то отрезайте от него по одному небольшому кусочку, который вы сразу съедите. Нарезанных ломтиков на тарелке оставаться не должно.
  3. Чтобы есть пасту, нужно использовать вилку. На нее накручиваются макароны. Если блюдо утопает в соусе, то предпочтительнее использовать ложку.
  4. Если на тарелке с вашим блюдом есть хлебное изделие, то вам нужно отламывать от него ломтики и есть их постепенно. Откусывать от цельного куска хлеба или брать его в руки нельзя.
  5. Пережевывать пищу нужно с абсолютно закрытым ртом.
  6. Если вы не доели суп, это не страшно. Юшка на дне суповой тарелки считается нормой. Если хотите доесть, то наклоните тарелку по направлению от себя и ложкой вычерпайте суп.
  7. Над тарелкой нельзя сильно наклоняться. Вы должны аккуратно поднести вилку или ложку с едой ко рту.
  8. Если у вас во рту что-то застряло, не доставайте ничего руками. Воспользуйтесь вилкой, желательно — в тот момент, когда этого никто не видит.
  1. Спрячьте куда-то телефон, чтобы он вам не докучал. Если он будет все время звонить, это будет выглядеть невежливо. Поднимите в этом случае трубку и попросите перезвонить вам позже. Извинитесь, если вам нужно очистить нос или откашляться, и выйдите из-за стола.
  2. Не передавайте блюдо, соль или перечницу прямо в руки того, человека, который вас попросил об этом. Правильно будет, если вы просто поставите нужный ему предмет или еду рядом с его тарелкой.
  3. Ведите себя за столом спокойно, не жестикулируйте, чтобы случайно что-то не разбить.
  4. Локти на стол ни в коем случае класть нельзя. Руки вообще не должны касаться стола во время еды. Женщинам разрешается лишь слегка прислоняться к столу кистями.
  5. Сумку, кошельки, телефоны и другие вещи также нельзя оставлять на столе.
  6. Во время трапезы можете общаться со спутником, но на те темы, которые не спровоцируют скандала между вами или споры.
  7. После окончания трапезы не отставляйте посуду. Все должно остаться на столе так, как есть.
  8. Не забудьте после ужина оставить официанту чаевые (это примерно 10% от общей суммы чека). Если чаевые входят в сумму чека, тогда дополнительные деньги оставлять не обязательно.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector